Открытый урок по математике. Тема:"Задача".1 класс. "Школа 2100"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему
Урок разработан к УМК "Школа 2100". Тип урока: урок открытия новых знаний. Используемые технологии: технология деятельностного метода, проблемно-диалогического метода и метода самооценки. Формы работы: групповая деятельность обучающихся. В материалах к уроку имеются технологическая карта урока, презентация (14 слайдов), приложения с заданиями для групп и раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok._matematika._zadacha_1_kl.rar | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Автор; учитель начальных классов Аксенова Е.В. (ГБОУ СОШ №692)
Предмет: Математика
Класс: 1 класс
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода, проблемно-диалогового метода и метода самооценки)
Технологическая карта изучения темы «Задача»
Тема | Задача. |
Цели | Образовательные: Формировать представление о структуре задачи. Формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат | Предметные: Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради. Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи. Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей. Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Задача, условие, вопрос, решение |
Межпредметные связи | Математика |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 36-37 - раздаточный материал, маркеры - презентация «Задача» - тетрадь, учебник |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах |
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Ход урока (Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов) | Планируемые результаты УУД | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнить тип урока . | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует уточнение типа урока. | Слушают стихотворение – правила поведения на уроке. Отвечают на вопросы, устанавливают правила работы в группе. Устанавливают тип урока. | Слайд 1 (заставка) 1.- Ребята, сегодня к нам на урок математики пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Слайд 2 (звоночек, стихотворение) 2.Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать. Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. К вам без опоздания Приходи старание. Слайд 3 (Памятка «Правила работы в группе») 3.- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вы будете первый раз работать в группах, поэтому нужно установить правила работы в группе. - Чтобы не мешать соседним командам и все успеть, как вы должны работать? (Тихо и быстро) - А чтобы все получилось, как вы должны работать? (Дружно) - Как вы должны общаться друг с другом? (Спокойно, вежливо, не говорить всем вместе, не перебивать друг друга, говорить только по делу) - Как вы должны относиться к мнению друг друга? - Сегодня вы будете открывать математическую тайну, значит какой у вас урок? (Открытия новых знаний). | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) | |
ΙІ. Актуализация знаний (повторение). Устный счет (10 мин) Цели: -совершенствование навыков устного счета -организовать актуализацию умений составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей; | Организует актуализацию навыков устного счета в пределах 10. Организует проверку выполнения задания. Организует актуализацию умений составлять рассказ по картинке, схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей. Организует проверку выполнения задания. | Отвечают на вопросы. Читают задание, составляют план работы, выполняют задание. Дают ответ на задание. Читают задание, составляют план работы, выполняют задание. Дают ответ на задание. | 1.-Но сначала разминка. Слайд 4 (елочка) - Вот вам первое задание. Скоро Новый год. Нарядите елочку. Из каких геометрических фигур состоит наша елочка? (Из треугольников). - Почему эта фигура так называется? (Три угла, три стороны, три вершины). - Возьмите конверт с заданием 1. Внимательно прочитайте задание. Подумайте, как вы будете его выполнять. Выполните задание. Сообщите учителю о выполнении задания, подняв красный круг. Если задание вам не понятно, обратитесь ко мне за помощью. Не забывайте о правилах работы в группе. На выполнение задания вам дается 3 минуты. Слайд 5-9 (Украшение елочки) 2.- А теперь проверим результаты вашей работы. - Какое задание нужно было выполнить 1 группе? - Проверим, как вы справились. Аналогично идет проверка заданий, выполненных 2 и 3 группой. -Какие еще геометрические фигуры вы видите? - Молодцы. 3.- Вот вам второе задание. Возьмите конверт с заданием 2. Внимательно прочитайте задание. Подумайте, как вы будете его выполнять. Выполните задание. Сообщите учителю о выполнении задания, подняв красный круг. Если задание вам не понятно, обратитесь ко мне за помощью. Не забывайте о правилах работы в группе. Для выполнения задания дается вам 3 минуты. 4.- А теперь проверим результаты вашей работы. - Какое задание нужно было выполнить 1 группе? - Проверим, как вы справились. Аналогично идет проверка заданий, выполненных 2 и 3 группой. | Знать таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10. Находить значение выражений, содержащих одно или несколько действий. Уметь составлять рассказ по рисунку, схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей. | Принимать участие в обсуждении цели конкретного задания., в алгоритме выполнения задания. Выполнять работу в группе. (Регулятивные УУД) Умение слушать и понимать речь других. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД) Воспринимать одноклассников как членов своей команды. Вносить свой вклад в работу для достижения общей цели. (Личностные УУД) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). |
IIІ. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин) Цели: -организовать выполнение учащимися пробного учебного действия и фиксирования учащимися индивидуального затруднения -установить тематические рамки (определить тему урока -выявить место (шаг, операция) затруднения; -зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Организует актуализацию умения формулировать тему урока. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия, фиксацию во внешней речи причину затруднения. Организует формулировку цели урока. | Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Формулируют тему урока и цель урока | 1.Формулирование темы и цели урока на основе фиксирования затруднения в пробном действии. - Кто из вас знает, как называются такие рассказы с вопросом? - Какова тема нашего урока? Слайд 10 (Тексты с задачами и не задачами) 1.- Прочитайте тексты и выберите карточку с номером, под которым написан текст задачи. У групп получаются разные ответы. - Почему задание одно, а ответы разные? Слайд 11 (Тема и цель урока) - Что же мы должны узнать сегодня? (Что такое задача, из каких компонентов состоит задача) | Принимать участие в формулировании темы и цели урока (Регулятивные УУД) | |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (1 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. | Организует постановку цели урока. Организует составление совместного плана действий. Организует определение средств | С помощью учителя ставят цель урока. С помощью учителя составляют и проговаривают план действий. Называют средства. | 1.- Какую цель ставим? (Узнать, что такое задача). - Наметим наш план действий: 1)Сами попробуем выполнить задание: узнать, что такое задача. 2)Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя. 3) Устраним затруднение. 4) Применим новое знание. - Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель) | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). | |
V. Реализация построенного проекта (10 мин) Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. | Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках. | 1.Подводящий диалог: - Предположите, что такое задача. Посоветуйтесь в группе. - Где мы можем уточнить? (В словаре). - В толковом словаре С.И.Ожегова задача – это «то, что требует решения». - Для того чтобы дать ответ, что должно быть в задаче? (вопрос). Вывод 1: В задаче должен быть вопрос.
1) Слайд 12 - Прочитайте следующую запись. - Это задача? (Нет). - Почему? Ведь это вопрос? (Нам ничего не известно). -Значит, в задаче должно быть то, что известно, т.е. условие. Вывод 2. В задаче должен быть вопрос и условие. 2) Слайд 12 - Прочитайте текст. Это задача? (Нет) - Почему, ведь здесь есть условие, вопрос? (Вопрос не подходит к условию) -Значит, в задаче вопрос связан с условием. Вывод 3: условие и вопрос в задаче связаны по смыслу. 3) Слайд 13 - Вернёмся к нашим записям и попробуем снова. -Какая же история является задачей? (4-ая). - Почему? Вывод 3: В любой задаче есть вопрос и условие, которые связаны по смыслу. - Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (решить её) - А чтобы решить, надо её проанализировать, понять. - А что нам поможет в этом? (Схема, рисунок) - Что по схеме можно составить? (Выражение) - Что будем делать дальше? (Находить значение выражения) - И если в задаче есть вопрос, то должен быть …? (Ответ) - Итак, что же такое задача? (Это текст, в котором есть условие и вопрос, которые связаны по смыслу) - Достигли мы цели? Узнали, что такое задача? (Да) -Кто может повторить? - А что еще есть в задаче? (Схема, выражение, нахождение значения выражения, ответ) Если дети не могут ответить на вопрос, выполняется следующее задание: - Группа 1 берет зеленые карточки, а группа 3 – желтые. Каждый участник берет по одной карточке. Читаем , что написано на них. Выходим к доске. А теперь встаньте в пары так, чтобы одной зеленой карточке соответствовала одна желтая. Можете совещаться между собой. Далее дети встают в пары. - Третья группа, посмотрите внимательно, правильно ли ребята встали в пары? Если нет, исправьте. Карточки вывешиваются на доске. Затем группа 3 рассказывает, что такое условие, вопрос, схема, составление выражения и нахождение его значения, ответ. Ребята выбирают нужную карточку и прикрепляют ее на доску. - Молодцы! | Иметь представление о задаче и структуре задачи. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (8 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи | Выполняют задание под руководством учителя. | - Давайте посмотрим, как оформляется задача в тетради. Под руководством учителя ребята выполняют задания: Стр. 37 № 3 Нарисовать схему в тетради, записать решение, ответ. Стр. 37 № 4 Составьте задачу по схеме (если позволяет время) | Уметь различать условие и вопрос задачи. Уметь оформлять решение задачи. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Организует самооценку (методика Цукерман) | Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку по алгоритму с помощью волшебной линеечки. | 1.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Стр. 37 № 4 Запишите решение задачи. Эталон для самопроверки на доске. - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В каком месте ошибки? - В чём причина? Самооценка по алгоритму. 2.Если позволяет время, выполнить с доски задания в тетради (Найти значение числового выражения) | Уметь оформлять решение задачи. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку в еженедельнике. | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | - Подводим итог работы на уроке. - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? Слайд 14 Расскажите по схеме, чему научились на уроке? ЗНАЮ Я ЗАПОМНИЛ СМОГ - Оцените свою деятельность в группе, используя один из кружочков: зелёный (я активно участвовал в работе группы, успех группы и моя заслуга), красный (я старался, но у меня не всегда все получалось), жёлтый (я мало участвовал в работе группы, в следующий раз буду стараться лучше). Слайд 15 - На этом урок окончен. Вы очень хорошо работали. Большое спасибо. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по математике для 2-го класса школы глухих по теме "Задачи на увеличение числа несколько раз"
Конспект открытого урока по математике для 2-го класса школы глухих....
4 класс УМК "Перспектива" открытый урок по математике, тема " Задачи на движение"
Конспект урока составлен на спортивную тематику, имеется презентация....
Конспект открытого урока по математике.Тема: Решение составных задач.
Цель урока:- ознакомить учащихся с задачей в 2 действия;- формировать вычислительные навыки;- развивать умение сравнивать, рассуждать....
Открытый урок по русскому языку в 4 классе (Школа 2100)
Предмет: русский язык Класс: 4-аУМК: «Школа 2100». ...
Конспект открытого урока по математике. Тема: "Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого". 2 класс. УМК "Школа России"
Представляю вам конспект открытого урока по математике, проведенного во 2 классе. УМК "Школа России"....
Открытый урок по математике Тема: "Трехзначные числа" 3 класс ( Школа 2100)
Урок был представлен в рамках районного методического семинара для учителей начальных классов Тайшетского района по теме: "ПИН-код к овладению математическими знаниями". Данный...
Открытый урок по математике тему "Решение задач. Путешествие в сказку"
Повторение темы "Решение задач"...