Открытый урок по математике. Тема:"Задача".1 класс. "Школа 2100"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Аксёнова Елена Владимировна

Урок разработан к УМК "Школа 2100". Тип урока: урок открытия новых знаний. Используемые технологии: технология деятельностного метода, проблемно-диалогического метода и метода самооценки. Формы работы: групповая деятельность обучающихся. В материалах к уроку имеются технологическая карта урока, презентация (14 слайдов), приложения с заданиями для групп и раздаточный материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok._matematika._zadacha_1_kl.rar2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

               Автор; учитель начальных классов Аксенова Е.В. (ГБОУ СОШ №692)

Предмет: Математика

Класс: 1 класс

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода, проблемно-диалогового метода и метода самооценки)

Технологическая карта изучения темы «Задача»

Тема

Задача.

Цели

Образовательные: Формировать представление  о структуре задачи. Формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.

Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.

Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;   планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Задача, условие, вопрос, решение

Межпредметные связи

Математика

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 36-37

- раздаточный материал, маркеры

- презентация «Задача»

- тетрадь, учебник

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Ход урока

(Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов)

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока .

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организует уточнение типа урока.

Слушают стихотворение – правила поведения на уроке.

Отвечают на вопросы, устанавливают правила работы в группе.

Устанавливают тип урока.

Слайд 1 (заставка)

1.- Ребята, сегодня к нам на урок математики пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Слайд 2 (звоночек, стихотворение)

2.Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать.

Ответы полные давайте

 И на уроке не зевайте.

К вам без опоздания

Приходи старание.

Слайд 3 (Памятка «Правила работы в группе»)

 3.- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вы будете первый раз работать в группах, поэтому нужно установить правила работы в группе.

- Чтобы не мешать соседним командам и все успеть, как вы должны работать? (Тихо и быстро)

- А чтобы все получилось, как вы должны работать? (Дружно)

- Как вы должны общаться друг с другом? (Спокойно, вежливо, не говорить всем вместе, не перебивать друг друга, говорить только по делу)

- Как вы должны относиться к мнению друг друга?

- Сегодня вы будете открывать математическую тайну, значит какой у вас урок? (Открытия новых знаний).

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

ΙІ. Актуализация знаний (повторение).

Устный счет (10 мин)

Цели:

-совершенствование навыков устного счета

-организовать актуализацию умений составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей;

Организует актуализацию навыков устного счета в пределах 10.

Организует проверку выполнения задания.

Организует актуализацию умений составлять рассказ по картинке, схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

Организует проверку выполнения задания.

Отвечают на вопросы. Читают задание, составляют план работы, выполняют задание.

Дают ответ на задание.

Читают задание, составляют план работы, выполняют задание.

Дают ответ на задание.

1.-Но сначала разминка.

Слайд 4 (елочка)

- Вот вам первое задание. Скоро Новый год. Нарядите елочку. Из каких геометрических фигур состоит наша елочка? (Из треугольников).

- Почему эта фигура так называется? (Три угла, три стороны, три вершины).

- Возьмите конверт с заданием 1. Внимательно прочитайте задание. Подумайте, как вы будете его выполнять. Выполните задание. Сообщите учителю о выполнении задания, подняв красный круг. Если задание вам не понятно, обратитесь ко мне за помощью. Не забывайте о правилах работы в группе. На выполнение задания вам дается 3 минуты.

Слайд 5-9 (Украшение елочки)

2.- А теперь проверим результаты вашей работы.

- Какое задание нужно было выполнить 1 группе?

- Проверим, как вы справились.

Аналогично идет проверка заданий, выполненных 2 и 3 группой.

-Какие еще геометрические фигуры вы видите?

- Молодцы.

3.- Вот  вам второе задание. Возьмите конверт с заданием 2. Внимательно прочитайте задание. Подумайте, как вы будете его выполнять. Выполните задание. Сообщите учителю о выполнении задания, подняв красный круг. Если задание вам не понятно, обратитесь ко мне за помощью. Не забывайте о правилах работы в группе. Для выполнения задания дается вам 3 минуты.

4.- А теперь проверим результаты вашей работы.

- Какое задание нужно было выполнить 1 группе?

- Проверим, как вы справились.

Аналогично идет проверка заданий, выполненных 2 и 3 группой.

Знать таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10. Находить значение выражений, содержащих одно или несколько действий.

Уметь составлять рассказ по рисунку, схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

Принимать участие в обсуждении цели конкретного задания., в алгоритме выполнения задания. Выполнять работу в группе.  (Регулятивные УУД)

Умение слушать и понимать речь других. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД)

Воспринимать одноклассников как членов своей команды. Вносить свой вклад в работу для достижения общей цели. (Личностные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

IIІ. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10  мин)

Цели:

-организовать выполнение учащимися пробного учебного действия и фиксирования учащимися индивидуального затруднения

-установить тематические рамки (определить тему урока

-выявить место (шаг, операция) затруднения;

-зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Организует актуализацию умения формулировать тему урока.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия, фиксацию во внешней речи причину затруднения.

Организует формулировку цели урока.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание.

Формулируют тему урока и цель урока

1.Формулирование темы и цели урока на основе фиксирования  затруднения в пробном действии.

- Кто из вас знает, как называются такие рассказы с вопросом?

- Какова тема нашего урока?

Слайд 10 (Тексты с задачами и не задачами)

1.- Прочитайте тексты и выберите карточку с номером, под которым написан текст задачи.

 У групп получаются разные ответы.

- Почему задание одно, а ответы разные?

Слайд 11 (Тема и цель урока)

- Что же мы должны узнать сегодня? (Что такое задача, из каких компонентов состоит задача)

Принимать участие в формулировании темы и цели урока  (Регулятивные УУД)

IV. Построение проекта выхода из затруднения

(1 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств

С помощью учителя  ставят цель урока.

С помощью учителя составляют и проговаривают план  действий.

Называют средства.

1.- Какую цель ставим? (Узнать, что такое задача).

- Наметим наш план действий:

1)Сами попробуем выполнить задание: узнать, что такое задача.

2)Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3) Устраним затруднение.

4) Применим новое знание.

- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

V. Реализация построенного проекта

(10 мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.

Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют новое знание в речи и знаках.

1.Подводящий диалог:

- Предположите, что такое задача. Посоветуйтесь в группе.

- Где мы можем уточнить? (В словаре).

- В толковом словаре С.И.Ожегова задача – это «то, что требует решения».

- Для того чтобы дать ответ, что должно быть в задаче? (вопрос).

Вывод 1: В задаче должен быть вопрос.

 

1) Слайд 12

- Прочитайте следующую запись.

- Это задача? (Нет).

- Почему? Ведь это вопрос? (Нам ничего не известно).

-Значит, в задаче должно быть то, что известно, т.е. условие.

Вывод 2. В задаче должен быть вопрос и условие.

2) Слайд 12

- Прочитайте текст. Это задача? (Нет)

- Почему, ведь здесь есть условие, вопрос? (Вопрос не подходит к условию)

-Значит, в задаче вопрос связан с условием.

Вывод 3: условие и вопрос в задаче связаны по смыслу.

3) Слайд 13

- Вернёмся к нашим записям и попробуем снова.

-Какая же история является задачей? (4-ая).

 - Почему?

Вывод 3: В любой задаче есть  вопрос и условие, которые связаны по смыслу.

- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (решить её)

- А чтобы решить, надо её проанализировать, понять.

- А что нам поможет в этом? (Схема, рисунок)

- Что по схеме можно составить? (Выражение)

- Что будем делать дальше? (Находить значение выражения)

- И если в задаче есть вопрос, то должен быть …? (Ответ)

- Итак, что же такое задача? (Это текст,  в котором есть условие и вопрос, которые связаны по смыслу)

- Достигли мы цели? Узнали, что такое задача? (Да)

-Кто может повторить?

- А что еще есть в задаче? (Схема, выражение, нахождение значения выражения, ответ)

 Если дети не могут ответить на вопрос, выполняется следующее задание:

- Группа 1 берет зеленые карточки, а группа 3 – желтые. Каждый участник берет по одной карточке. Читаем , что написано на них. Выходим к доске. А теперь встаньте в пары так, чтобы одной зеленой карточке соответствовала одна желтая. Можете совещаться между собой.

 Далее дети встают в пары.

- Третья группа, посмотрите внимательно, правильно ли ребята встали в пары? Если нет, исправьте.

Карточки вывешиваются на доске.

 Затем группа 3 рассказывает, что такое условие, вопрос, схема, составление выражения и нахождение его значения, ответ. Ребята выбирают нужную карточку и прикрепляют ее на доску.

- Молодцы!

Иметь представление о задаче и структуре задачи.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(8  мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Выполняют задание под руководством учителя.

- Давайте посмотрим, как оформляется задача в тетради.

Под руководством учителя ребята выполняют задания:

Стр. 37 № 3 Нарисовать схему в тетради, записать решение, ответ.

Стр. 37 № 4 Составьте задачу по схеме (если позволяет время)

Уметь различать условие и вопрос задачи.

Уметь оформлять решение задачи.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7  мин)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует самооценку (методика Цукерман)

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

Выполняют самооценку по алгоритму с помощью волшебной линеечки.

1.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Стр. 37 № 4 Запишите решение задачи.

Эталон для самопроверки на доске.

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В каком месте ошибки?

- В чём причина?

Самооценка по алгоритму.

2.Если позволяет время, выполнить с доски задания в тетради (Найти значение числового выражения)

Уметь оформлять решение задачи.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку в еженедельнике.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Подводим итог работы на уроке.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

Слайд 14

Расскажите по схеме, чему научились на уроке?

                ЗНАЮ

Я             ЗАПОМНИЛ

                СМОГ

- Оцените свою деятельность в группе, используя один из кружочков: зелёный (я активно участвовал в работе группы, успех группы и моя заслуга), красный (я старался, но у меня не всегда все получалось), жёлтый (я мало участвовал в работе группы, в следующий раз буду стараться лучше).

Слайд 15

- На этом урок окончен. Вы очень хорошо работали. Большое спасибо.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

           

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс УМК "Перспектива" открытый урок по математике, тема " Задачи на движение"

Конспект урока составлен на спортивную тематику, имеется презентация....

Конспект открытого урока по математике.Тема: Решение составных задач.

Цель урока:- ознакомить учащихся с задачей в 2 действия;- формировать вычислительные навыки;- развивать умение сравнивать, рассуждать....

Открытый урок по русскому языку в 4 классе (Школа 2100)

Предмет: русский язык                         Класс: 4-аУМК: «Школа 2100». ...

Конспект открытого урока по математике. Тема: "Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого". 2 класс. УМК "Школа России"

Представляю вам конспект открытого урока по математике, проведенного во 2 классе. УМК "Школа России"....

Открытый урок по математике Тема: "Трехзначные числа" 3 класс ( Школа 2100)

  Урок был представлен в рамках районного методического семинара для учителей начальных классов Тайшетского района по теме: "ПИН-код к овладению математическими знаниями". Данный...