Н.Н. Носов. Фантазёры
методическая разработка по чтению (2 класс)
В данной методической разработке представлена технологическая карта урока литературного чтения по произведению Н.Носова "Фантазёры". Разработка подойдёт для любой программы, а также для уроков внеклассного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
Тема урока: Н.Н. Носов. «Фантазёры»
- Цели урока:
- Учащиеся узнают о том, что такое «фантазия» и «враньё»
- Будут продолжать осваивать представления об авторском отношении и способах его выражения в тексте.
- Научатся отличать фантазию от вранья, смогут осознать роль фантазии в жизни человека.
- Будут осваивать умение находить подтверждение своим мыслям в тексте, соотносить название произведения с его идеей.
- Ученики смогут в конце урока аргументировано объяснить, в чём главное отличие таких понятий как «враньё» и «фантазия», как и почему автор относится к своим персонажам.
- Оборудование урока: портрет Н.Н. Носова, выставка книг, карточки с понятиями (враньё, фантазия и т.д., плакат с ребусом)
- Ход урока:
Этапы, учебные задачи и содержание урока | |
Речь и деятельность учителя | Речь и деятельность учащихся (в том числе возможные варианты ответов). |
1. Организационный этап (1 мин). | |
-Проверьте готовность к уроку. Сегодня нас ожидает путешествие в интересный и загадочный мир. | Учащиеся проверяют готовность к уроку. |
2. Этап подготовки к восприятию произведения (7 мин). | |
- Какой раздел учебника мы начали изучать на прошлом уроке? -Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного писателя. Сейчас я покажу вам предметы, а вы попробуете отгадать имя автора и названия его произведений. Учитель демонстрирует телефон, шляпу, кастрюлю, штаны с заплаткой. Как только учащиеся отгадывают произведение, учитель демонстрирует книгу. -Посмотрите на портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке? -Что вы знаете об этом человеке? -Наверное, вам интересно будет узнать, что Н.Н.Носов не собирался писать рассказы для детей. Он работал в кино, был режиссёром фильмов и мультфильмов. Носов всегда очень хорошо изучал всё, что делал. Например, однажды ему нужно было снять фильм про танк. Но у водителя никак не получалось завести машину. Тогда Носов сел рядом с водителем, понаблюдал за ним, а потом указал на ошибку. Знаете, почему у него получилось? А до этого он снимал фильм про трактор, досконально изучил его устройство, а управление трактором и танком в чём -то похоже. Вот так знания в одном помогают освоить что-то другое. И продолжал бы Носов заниматься кино дальше. Но потом у него родился сын и Николай Николаевич стал придумывать для него и его друзей забавные истории. Эти истории детям очень нравились. Вот так Носов и стал писателем. Разгадайте ребус: -Как вы понимаете слово «фантазия», подберите синонимы. -Где можно точно узнать значение слова? -Один из вас сейчас выйдет к доске и найдёт в словаре С.И. Ожегова значение слова «фантазия». -Выделим основные слова из этого определения. (на доске появляется запись – «Фантазия - неправдоподобное, несбыточное») -Образуйте глагол от слова «фантазия» -Как называют человека, который любит фантазировать? (на доске появляется ряд – «фантазия – фантазировать – фантазёр») -Как называются слова этого ряда? -Докажите. -Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением Н.Н. Носова «Фантазёры». -Как вы думаете, о чём будет этот рассказ? | -Юмор и фантазия. Учащиеся отгадывают: «Телефон», «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Заплатка» - автор Николай Николаевич Носов. -Он улыбается, значит весёлый. -У него добрые глаза. -Писал смешные рассказы. -Жил в 20 веке. -Фантазия. -Неправда, выдумка, небылица. -В словаре. Один ученик читает: «Фантазия – выдумывать что-нибудь неправдоподобное, несбыточное». -Неправдоподобное, несбыточное. -Фантазировать. -Фантазёр. -Однокоренные. - У них одинаковый корень и близкое лексическое значение. -Там будут что-то придумывать. - Там будут фантазировать. -… |
3. Этап самостоятельного восприятия произведения(5 мин). | |
Учитель читает текст произведения. | Учащиеся слушают текст произведения. |
4. Этап выявления особенностей восприятия (проверка восприятия) (2 мин) | |
-Понравился ли вам рассказ? Чем? -Назовите главных героев рассказа. (Слова «Мишутка» и «Стасик» появляются на доске) -Какие герои ещё есть в этом произведении? (Слова «Игорь» и «Ира» появляются на доске) - Кто из героев вам понравился, чем? - Кого было жалко в рассказе, почему? -Были ли герои, которые не понравились, чем? | -Да, он интересный. -Он весёлый. -Было много смешного. - Мишутка и Стасик. -Игорь и Ира. -Мишутка, Стасик – они весёлые, смешно придумывают. - Иру, её несправедливо наказали. -Игорь, он обманул родителей и из-за него наказали Иру. |
5. Этап постановки учебной задачи (1 мин). | |
- Но ведь Стасик и Мишутка тоже говорили неправду, почему же они вызывают у вас симпатию? - В чём же главное отличие неправды от фантазии? Разберёмся в этом, проанализировав рассказ. | -Они фантазировали, а Игорь врал. |
6. Этап повторного восприятия и анализ текста (20 мин). | |
-Перечитаем рассказ по частям. - Все ли слова вам были понятны? -Как бы вы назвали занятие мальчиков? -Докажите (с опорой на определение на доске). -Найдите в тексте ситуации, которые придумывает Мишутка. -Прочитайте, что придумывал Стасик. -Кто, по-вашему, лучший сочинитель, почему? -Можно ли определить, кто из вас прав? -Как друзья сами называют свои фантазии, найдите в тексте. - Посмотрим значение слова «враньё» в словаре. -Выделим основные слова из этого определения. (На доске появляется запись: «Враньё – ложь, неправда») - Образуйте глагол от слова «враньё». (на доске появляется слово «врать») -Как называют человека, который врёт? (на доске появляется слово «врун») - Прочитайте ряд слов, который получился. -Сравните с предыдущим рядом. Кто же такие Стасик и Мишутка – вруны, как они сами себя называют, или фантазёры, как называем их мы? - Почему? - Лучше понять отличие фантазии от вранья нам поможет 2 часть. - Какие слова и выражения были непонятны в этой части рассказа? - Обратимся к словарю. - Найдите в тексте реакцию Игоря на игру ребят. - Зачем Игорь захотел с мальчиками играть, если посчитал это глупым занятием? -С каким чувством Мишутка и Стасик ждали рассказа Игоря? Почему? - Что смог придумать Игорь, прочитайте. - Что можете сказать об истории Игоря? - Как отреагировали мальчики на рассказ Игоря, докажите словами из текста. -Как оправдал себя Игорь, прочитайте. -Перечитайте, что же рассказал Игорь. - Как ребята отнеслись к поступку Игоря, из каких слов это понятно? -Часто ли мы употребляем в речи такое грубое слово как «брехун»? -Почему автор использовал именно это слово? - Можете ли вы сейчас сделать вывод о том, чем отличается фантазия от вранья? - Дочитаем произведение до конца и попробуем понять, как автор относится к каждому герою. -Кого встретили мальчики, когда Игорь ушёл? -Какое у неё было настроение? -Подтвердите текстом. - Как мальчики утешили девочку? Как это их характеризует? - Что предложила Ира? Как это её характеризует? -Обратите внимание на имена героев, которые мы выписали в начале урока. - Как будут звать этих детей, когда они вырастут? - Какое имя героя отличается от остальных, почему? -Почему автор не назвал героя «Игорёк», как остальных? | Чтение 1 части текста до слов «…Я ведь не знал, что ты – во сне». -… -Фантазирование. - Они придумывают неправдоподобные ситуации. Дети перечитывают все ситуации, придуманные Мишуткой: мне 140 лет; был большой, а стал маленький; могу переплыть реку, океан; напала акула, откусила голову, другая голова выросла; раздавил автобус. Ученики называют: мне 95 лет, был маленький, вырос, снова стал маленький, а потом опять вырасту; мог море переплыть; раньше летать умел, потом разучился; крокодил съел, а потом выплюнул; на Луну летал. - Мишутка интереснее придумывает, ему даже Стасик позавидовал. - Стасик интереснее – он сказал, что летал на Луну. -Нет, потому что каждому нравится своё. -Враки, враньё. Один ученик читает: «Враньё – лгать, говорить неправду» -Ложь, неправда. -Врать. -Врун. - Враньё – врать – врун. - Они фантазёры. (скорее всего, ученики пока не смогут обосновать свой ответ) Чтение 2 части до слов «… Игорь встал и ушёл» -«Брехун», «презрительно». Один ученик находит слово и читает: «Брехун – враль, врун» Другой ученик читает определение «Презрение – чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения». -« Вот врут-то! И вам не стыдно?», «Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!» -Хотел доказать, что фантазировать легко. -«Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать». Обрадовались потому, что им было интересно услышать что-то новенькое и интересное. Учащиеся перечитывают фрагмент от слов «Сейчас, - повторил Игорь…» до слов «…Ничего, как было, так и рассказал». - Фантазии не получилось, т.к. это было на самом деле. - Мальчики разочаровались – «А говорил – выдумывать мастер». -«Вот вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза». Дети перечитывают рассказ Игоря. -Они осудили Игоря, назвали его «брехуном» и отказались с ним дальше общаться. -Нет. -Автор осуждает поступок Игоря. - Фантазия никому не приносит вреда, наоборот, развлекает, враньё наносит кому-либо вред. Ученики читают 3 часть. -Иру. -Грустное. -«Глаза у неё были заплаканные». -Предложили ей отдать своё мороженое. Они хотели её порадовать, они чуткие и добрые. -Разделить мороженое на 3 части. Она думает не только о себе, но и о других. Дети перечитывают: Мишутка, Стасик, Ира, Игорь. -Мишутка – Михаил, Стасик – Станислав, Ира – Ирина, Игорь – так и останется. Игорь, т.к. оно не изменяется. -Автору нравятся Мишутка и Стасик, он их называет ласково, по-дружески. - Игоря не хочется называть ласково, он совершает плохие поступки и не признаёт их. |
7. Этап обобщения (2 мин). | |
- Почитайте ещё раз основные понятия нашего урока. - В чём главное отличие этих понятий? - Как автор объясняет это читателям? -Зачем человеку фантазировать? | «Фантазия», «враньё». -фантазия помогает придумать забавные ситуации и истории о чём-то небывалом, несбыточном. Враньё – неправда, которая может кому-то навредить. -Носов показывает ситуацию, в которой симпатии вызывают фантазёры и неприязнь вызывает врун. - Сразу становится понятно, кто фантазирует, а кто врёт. -Это делает жизнь интересной и разнообразной. |
8. Этап объяснения домашнего задания (2 мин). | |
-Сегодня вы получаете задание по выбору: 1) сочинить собственную небылицу 2) рисунок одной из фантазий Мишутки или Стасика. |
- Оформление доски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Н. Носов "Фантазёры"
Открытый урок по литературному чтению (во 2 «Б» классе по системе Л. В. Занкова) Тема урока «Н. Носов «Фантазёры»...
Н. Н. Носов "Фантазёры"
Презентация урока внеклассного чтения во 2 классе....
Н. Н. Носов "Фантазёры"
Урок внеклассного чтения во 2 классе....
Конспект урока по внеклассному чтению на тему "Н.Н.Носов Фантазёры"
Данный конспект урока подробно рассматривает содержание рассказа "Фантазёры" Николая Носова, поведение и характер главных героев. Воспитывает интерес к литературным произведениям....
Урок литературного чтения на тему «Н. Носов «Фантазёры»
УМК «Школа России»Класс: 2Тема урока: Н. Носов «Фантазёры».Цель урока: познакомить учащихся с произведением Н.Носова «Фантазёры».Планируемые результаты образования: Предметные: формировать умение отыс...
Урок литературного чтения "Фантазии в литературе и жизни. Н.Носов "Фантазёры"
Урок литературного чтения, 2 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...
презентация "Н. Носов "Фантазёры"
Презентация к уроку литературного чтения. Слайды расположены по сюжету произведения....