Н.Н. Носов. Фантазёры
методическая разработка по чтению (2 класс)
В данной методической разработке представлена технологическая карта урока литературного чтения по произведению Н.Носова "Фантазёры". Разработка подойдёт для любой программы, а также для уроков внеклассного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
Тема урока: Н.Н. Носов. «Фантазёры»
- Цели урока:
- Учащиеся узнают о том, что такое «фантазия» и «враньё»
- Будут продолжать осваивать представления об авторском отношении и способах его выражения в тексте.
- Научатся отличать фантазию от вранья, смогут осознать роль фантазии в жизни человека.
- Будут осваивать умение находить подтверждение своим мыслям в тексте, соотносить название произведения с его идеей.
- Ученики смогут в конце урока аргументировано объяснить, в чём главное отличие таких понятий как «враньё» и «фантазия», как и почему автор относится к своим персонажам.
- Оборудование урока: портрет Н.Н. Носова, выставка книг, карточки с понятиями (враньё, фантазия и т.д., плакат с ребусом)
- Ход урока:
Этапы, учебные задачи и содержание урока | |
Речь и деятельность учителя | Речь и деятельность учащихся (в том числе возможные варианты ответов). |
1. Организационный этап (1 мин). | |
-Проверьте готовность к уроку. Сегодня нас ожидает путешествие в интересный и загадочный мир. | Учащиеся проверяют готовность к уроку. |
2. Этап подготовки к восприятию произведения (7 мин). | |
- Какой раздел учебника мы начали изучать на прошлом уроке? -Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного писателя. Сейчас я покажу вам предметы, а вы попробуете отгадать имя автора и названия его произведений. Учитель демонстрирует телефон, шляпу, кастрюлю, штаны с заплаткой. Как только учащиеся отгадывают произведение, учитель демонстрирует книгу. -Посмотрите на портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке? -Что вы знаете об этом человеке? -Наверное, вам интересно будет узнать, что Н.Н.Носов не собирался писать рассказы для детей. Он работал в кино, был режиссёром фильмов и мультфильмов. Носов всегда очень хорошо изучал всё, что делал. Например, однажды ему нужно было снять фильм про танк. Но у водителя никак не получалось завести машину. Тогда Носов сел рядом с водителем, понаблюдал за ним, а потом указал на ошибку. Знаете, почему у него получилось? А до этого он снимал фильм про трактор, досконально изучил его устройство, а управление трактором и танком в чём -то похоже. Вот так знания в одном помогают освоить что-то другое. И продолжал бы Носов заниматься кино дальше. Но потом у него родился сын и Николай Николаевич стал придумывать для него и его друзей забавные истории. Эти истории детям очень нравились. Вот так Носов и стал писателем. Разгадайте ребус: -Как вы понимаете слово «фантазия», подберите синонимы. -Где можно точно узнать значение слова? -Один из вас сейчас выйдет к доске и найдёт в словаре С.И. Ожегова значение слова «фантазия». -Выделим основные слова из этого определения. (на доске появляется запись – «Фантазия - неправдоподобное, несбыточное») -Образуйте глагол от слова «фантазия» -Как называют человека, который любит фантазировать? (на доске появляется ряд – «фантазия – фантазировать – фантазёр») -Как называются слова этого ряда? -Докажите. -Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением Н.Н. Носова «Фантазёры». -Как вы думаете, о чём будет этот рассказ? | -Юмор и фантазия. Учащиеся отгадывают: «Телефон», «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Заплатка» - автор Николай Николаевич Носов. -Он улыбается, значит весёлый. -У него добрые глаза. -Писал смешные рассказы. -Жил в 20 веке. -Фантазия. -Неправда, выдумка, небылица. -В словаре. Один ученик читает: «Фантазия – выдумывать что-нибудь неправдоподобное, несбыточное». -Неправдоподобное, несбыточное. -Фантазировать. -Фантазёр. -Однокоренные. - У них одинаковый корень и близкое лексическое значение. -Там будут что-то придумывать. - Там будут фантазировать. -… |
3. Этап самостоятельного восприятия произведения(5 мин). | |
Учитель читает текст произведения. | Учащиеся слушают текст произведения. |
4. Этап выявления особенностей восприятия (проверка восприятия) (2 мин) | |
-Понравился ли вам рассказ? Чем? -Назовите главных героев рассказа. (Слова «Мишутка» и «Стасик» появляются на доске) -Какие герои ещё есть в этом произведении? (Слова «Игорь» и «Ира» появляются на доске) - Кто из героев вам понравился, чем? - Кого было жалко в рассказе, почему? -Были ли герои, которые не понравились, чем? | -Да, он интересный. -Он весёлый. -Было много смешного. - Мишутка и Стасик. -Игорь и Ира. -Мишутка, Стасик – они весёлые, смешно придумывают. - Иру, её несправедливо наказали. -Игорь, он обманул родителей и из-за него наказали Иру. |
5. Этап постановки учебной задачи (1 мин). | |
- Но ведь Стасик и Мишутка тоже говорили неправду, почему же они вызывают у вас симпатию? - В чём же главное отличие неправды от фантазии? Разберёмся в этом, проанализировав рассказ. | -Они фантазировали, а Игорь врал. |
6. Этап повторного восприятия и анализ текста (20 мин). | |
-Перечитаем рассказ по частям. - Все ли слова вам были понятны? -Как бы вы назвали занятие мальчиков? -Докажите (с опорой на определение на доске). -Найдите в тексте ситуации, которые придумывает Мишутка. -Прочитайте, что придумывал Стасик. -Кто, по-вашему, лучший сочинитель, почему? -Можно ли определить, кто из вас прав? -Как друзья сами называют свои фантазии, найдите в тексте. - Посмотрим значение слова «враньё» в словаре. -Выделим основные слова из этого определения. (На доске появляется запись: «Враньё – ложь, неправда») - Образуйте глагол от слова «враньё». (на доске появляется слово «врать») -Как называют человека, который врёт? (на доске появляется слово «врун») - Прочитайте ряд слов, который получился. -Сравните с предыдущим рядом. Кто же такие Стасик и Мишутка – вруны, как они сами себя называют, или фантазёры, как называем их мы? - Почему? - Лучше понять отличие фантазии от вранья нам поможет 2 часть. - Какие слова и выражения были непонятны в этой части рассказа? - Обратимся к словарю. - Найдите в тексте реакцию Игоря на игру ребят. - Зачем Игорь захотел с мальчиками играть, если посчитал это глупым занятием? -С каким чувством Мишутка и Стасик ждали рассказа Игоря? Почему? - Что смог придумать Игорь, прочитайте. - Что можете сказать об истории Игоря? - Как отреагировали мальчики на рассказ Игоря, докажите словами из текста. -Как оправдал себя Игорь, прочитайте. -Перечитайте, что же рассказал Игорь. - Как ребята отнеслись к поступку Игоря, из каких слов это понятно? -Часто ли мы употребляем в речи такое грубое слово как «брехун»? -Почему автор использовал именно это слово? - Можете ли вы сейчас сделать вывод о том, чем отличается фантазия от вранья? - Дочитаем произведение до конца и попробуем понять, как автор относится к каждому герою. -Кого встретили мальчики, когда Игорь ушёл? -Какое у неё было настроение? -Подтвердите текстом. - Как мальчики утешили девочку? Как это их характеризует? - Что предложила Ира? Как это её характеризует? -Обратите внимание на имена героев, которые мы выписали в начале урока. - Как будут звать этих детей, когда они вырастут? - Какое имя героя отличается от остальных, почему? -Почему автор не назвал героя «Игорёк», как остальных? | Чтение 1 части текста до слов «…Я ведь не знал, что ты – во сне». -… -Фантазирование. - Они придумывают неправдоподобные ситуации. Дети перечитывают все ситуации, придуманные Мишуткой: мне 140 лет; был большой, а стал маленький; могу переплыть реку, океан; напала акула, откусила голову, другая голова выросла; раздавил автобус. Ученики называют: мне 95 лет, был маленький, вырос, снова стал маленький, а потом опять вырасту; мог море переплыть; раньше летать умел, потом разучился; крокодил съел, а потом выплюнул; на Луну летал. - Мишутка интереснее придумывает, ему даже Стасик позавидовал. - Стасик интереснее – он сказал, что летал на Луну. -Нет, потому что каждому нравится своё. -Враки, враньё. Один ученик читает: «Враньё – лгать, говорить неправду» -Ложь, неправда. -Врать. -Врун. - Враньё – врать – врун. - Они фантазёры. (скорее всего, ученики пока не смогут обосновать свой ответ) Чтение 2 части до слов «… Игорь встал и ушёл» -«Брехун», «презрительно». Один ученик находит слово и читает: «Брехун – враль, врун» Другой ученик читает определение «Презрение – чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения». -« Вот врут-то! И вам не стыдно?», «Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!» -Хотел доказать, что фантазировать легко. -«Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать». Обрадовались потому, что им было интересно услышать что-то новенькое и интересное. Учащиеся перечитывают фрагмент от слов «Сейчас, - повторил Игорь…» до слов «…Ничего, как было, так и рассказал». - Фантазии не получилось, т.к. это было на самом деле. - Мальчики разочаровались – «А говорил – выдумывать мастер». -«Вот вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза». Дети перечитывают рассказ Игоря. -Они осудили Игоря, назвали его «брехуном» и отказались с ним дальше общаться. -Нет. -Автор осуждает поступок Игоря. - Фантазия никому не приносит вреда, наоборот, развлекает, враньё наносит кому-либо вред. Ученики читают 3 часть. -Иру. -Грустное. -«Глаза у неё были заплаканные». -Предложили ей отдать своё мороженое. Они хотели её порадовать, они чуткие и добрые. -Разделить мороженое на 3 части. Она думает не только о себе, но и о других. Дети перечитывают: Мишутка, Стасик, Ира, Игорь. -Мишутка – Михаил, Стасик – Станислав, Ира – Ирина, Игорь – так и останется. Игорь, т.к. оно не изменяется. -Автору нравятся Мишутка и Стасик, он их называет ласково, по-дружески. - Игоря не хочется называть ласково, он совершает плохие поступки и не признаёт их. |
7. Этап обобщения (2 мин). | |
- Почитайте ещё раз основные понятия нашего урока. - В чём главное отличие этих понятий? - Как автор объясняет это читателям? -Зачем человеку фантазировать? | «Фантазия», «враньё». -фантазия помогает придумать забавные ситуации и истории о чём-то небывалом, несбыточном. Враньё – неправда, которая может кому-то навредить. -Носов показывает ситуацию, в которой симпатии вызывают фантазёры и неприязнь вызывает врун. - Сразу становится понятно, кто фантазирует, а кто врёт. -Это делает жизнь интересной и разнообразной. |
8. Этап объяснения домашнего задания (2 мин). | |
-Сегодня вы получаете задание по выбору: 1) сочинить собственную небылицу 2) рисунок одной из фантазий Мишутки или Стасика. |
- Оформление доски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Н. Носов "Фантазёры"
Открытый урок по литературному чтению (во 2 «Б» классе по системе Л. В. Занкова) Тема урока «Н. Носов «Фантазёры»...

Конспект урока по внеклассному чтению на тему "Н.Н.Носов Фантазёры"
Данный конспект урока подробно рассматривает содержание рассказа "Фантазёры" Николая Носова, поведение и характер главных героев. Воспитывает интерес к литературным произведениям....

Урок литературного чтения на тему «Н. Носов «Фантазёры»
УМК «Школа России»Класс: 2Тема урока: Н. Носов «Фантазёры».Цель урока: познакомить учащихся с произведением Н.Носова «Фантазёры».Планируемые результаты образования: Предметные: формировать умение отыс...

Урок литературного чтения "Фантазии в литературе и жизни. Н.Носов "Фантазёры"
Урок литературного чтения, 2 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...

презентация "Н. Носов "Фантазёры"
Презентация к уроку литературного чтения. Слайды расположены по сюжету произведения....