Методическая разработка урока по обучению грамоте на тему: "Буква З"
методическая разработка по чтению (1 класс)
Данная методическая разработка позволит учителю познакомить учащихся с буквой З,з,, звуками [з], [з*], начать формирование навыка чтения целыми словами, осуществлять межпредметные связи, формировать навыки работы в группах и выступать публично, воспитывать любовь к родному языку, обогащать словарный запас, воспитывать любовь к родному краю и развивать кругозор учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_obucheniyu_gramote.docx | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по обучению грамоте
Дата проведения: 20 декабря 2016 г.
Место проведения: ГБОУ СОШ № 138, кабинет № 208
Время проведения: 11.00-11.35
Класс: 1 «Г»
Тема: «Буква З, з, звуки [з],[з’]»
Технология: групповая работа, критическое мышление.
Цель: Продолжить работу над формированием навыка чтения и понимания смысла прочитанного.
Задачи:
Образовательные: 1. Познакомить со звуками [з][з’] и буквой З,з.
2. Формировать навык чтения целыми словами.
3. Осуществлять межпредметные связи.
Воспитательные: 1.Формировать навыки работы в группах; умение выступать публично.
2. Воспитывать любовь к родному языку, к родной природе.
Развивающие: 1. Обогащать активный словарный запас учащихся.
2. Развивать умение подбирать родственные слова.
3. Развивать кругозор.
Учитель: Беспалова Галина Николаевна.
Оборудование:
У учителя:
- ММК;
-синтезатор;
-игрушка-заяц;
-доска, мел;
-конверт с заданиями (1 большой и 4 маленьких по количеству групп).
У учеников:
-простой карандаш, резинка;
-цветные карандаши;
-тетрадь по обучению грамоте.
Ход урока:
- Организационный момент.
На экране Слайд 1 («Зимний лес)
Дети сидят по группам.
На парте: тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, резинка.
II. Введение в тему.
Учитель:
-Начнём урок обучения грамоте.
-Посмотрите на экран. Какое сейчас время года? (зима)
-Вчера я получила телеграмму из зимнего леса, что к нам на урок из зимнего леса должен прибыть ещё один гость. Но где он, что-то он задерживается. Не случилось ли чего-нибудь в дороге…
Раздаётся стук в дверь, появляется педагог-психолог школы – Сацердова Светлана Николаевна с игрушкой – зайчонком. У Зайчонка в лапках большой конверт)
Учитель:
-А, вот, кажется, и наш гость! Здравствуйте, Светлана Николаевна, здравствуй, Заинька!
Светлана Николаевна:
-Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, ребята! Я тоже спешила к вам на урок. Подхожу к кабинету, смотрю – под дверью сидит зайка, а войти боится. Вот мы и пришли вместе.
Учитель:
-Проходите, пожалуйста, присаживайтесь!
-Зайка маленький из леса
К детям в гости прискакал.
От лисицы и от волка
Наш зайчонок убежал.
Учитель:
-Ребята, перед новым годом происходят разные чудеса. Закройте глазки.
Слайд 2 (Зайка-игрушка на экране)
Учитель:
-Откройте глазки. Вот так чудо! Наш зайка попал на экран и о чём-то хочет нас попросить.
Слайд 4 (Слова Зайки)
III. Проверка домашнего задания.
Учитель:
-Пожалуйста, 1-ая группа, расскажите, какое у вас было домашнее задание.
Ученики 1-ой группы:
-Нам нужно было поработать с разделом «Устное народное творчество» и подобрать для чтения на уроке загадки, песни, пословицы.
Учитель:
- Чтобы всем было лучше видно, мы вывели тексты на экран.
1. - Прочитайте загадку хором.
Слайд 5 (загадки о Зайке)
Дети хором (и 1- 2 ученика по желанию) читают загадку, затем по щелчку мышки появляется картинка Зайки.
Учитель:
2. - Прочитай потешку (хором, 1-2 самостоятельно)
Слайд 6 (текст потешки)
Учитель:
3. – Сейчас посмотрите фрагмент мультфильма «Серая шейка» и повторите пословицу, которая там прозвучит.
(Просмотр фрагмента мультфильма, в котором лиса гонится за двумя зайцами)
Учитель:
- К какому выводу пришла лиса? (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь!)
-Как понимаете смысл пословицы?
- Молодцы, ребята 1-ой группы, хорошо справились с заданием. Зайка очень вами доволен, хотя ему было очень страшно, когда на экране появилась лиса.
Учитель:
- Прошу 2-ую группу представить домашнее задание.
Ученики 2 - ой группы:
- Мы тоже работали с разделом «Устное народное творчество». Нам нужно было найти русские народные сказки, в которых один из героев – Зайка, а также подобрать к ним иллюстрации.
Учитель:
- Внимание на экран.
Слайд 9 (сказка «Теремок»
Слайд 10 (сказка «Колобок»)
Слайд 11 (сказка «Заюшкина избушка»)
Слайд 12 (сказка «Хвастливый заяц»)
Учитель:
- Молодцы, ребята из 2-ой группы. Зайке очень понравилась ваша работа. Особенно, последняя сказка, где он выступает таким храбрецом.
Ученики 3 - ей группы:
-Нашей группе нужно было спеть песенку про Зайку, которую учили на уроке музыки, придумать движения, научить ребят петь и двигаться под музыку.
(Третья группа выходит и встаёт перед классом, класс встаёт и делает зарядку под песенку «Пляшут зайки на лужайке»)
Слайд 13 (зайки на лужайке)
Учитель:
- Молодцы, ребята 3-ей группы. Зайка тоже в такт музыке шевелил лапками вместе с вами.
- Давайте пригласим теперь 4-ую группу.
Ученики 4 - ой группы:
- Наша группа искала стихи про зайчика, разучивала физкультминутку для пальчиков и общую физкультминутку.
Учитель:
- Давайте прочитаем стихотворение Агнии Барто «Зайка»
Слайд 14 (текст стихотворения)
- А теперь прочитаем стихотворение Шибаева «Заяц».
Слайд 15 (текст стихотворения)
- Ребята, давайте подумаем, почему безбилетного пассажира называют «зайцем»? (Безбилетный пассажир, как и зайка в лесу, всех боится. Зайка – лису и волка, а безбилетник – кондуктора, полицию, боится, что высадят из автобуса).
- А теперь давайте сделаем зарядку для пальчиков – ведь скоро будем писать.
(Текст стихотворения)
- Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
- Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
- Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднимись.
- Лапки ставим на носок,
На носочках скок-скок-скок.
- А теперь вприсядку.
Чтоб не мёрзли лапки.
Учитель:
- Молодцы, 4-ая группа, хорошо подготовились. Зайке очень понравилось!
IV. Подготовка к изучению буквы.
Учитель:
-Ребята, как вы уже успели заметить, Зайка к вам пришёл не с пустыми лапками. Он принёс для вас конверт с заданиями.
-Покажи, Заинька, что у тебя в конверте для ребят припасено.
Слайд 13 (буквы вразбивку, затем, по щелчку мыши, появляется слово «Зайка)
Учитель:
- Ребята. Новогодние чудеса продолжаются! Закройте глазки. А теперь откройте. Посмотрите на экран. Там - буквы. Задание называется «Анаграмма» - мы его часто выполняем на письме, только с другими буквами.
- Догадайтесь, что нужно сделать? (поменять местами буквы, чтобы получилось слово)
Слайд 16
Учитель:
-Молодцы, Зайка очень доволен вашей работой.
V. Знакомство с буквой «З, з», звуками [з], [з’]
Учитель:
-Произнесём слово хором.
-Подготовьте ладошки. Давайте прохлопаем, посчитаем, сколько слогов в слове «зайка». А теперь поставим ладошки под подбородок, определим количество слогов в слове.
-Сколько слогов в слове «зайка»? (два слога, рот раскрылся два раза)
-Какое правило знаем? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов)
-Теперь определим в слове ударный слог. Что для этого нужно сделать? (позвать «зайку» к себе)
- Зовём. (Ударение падает на звук [а] в первом слоге)
-Произнесём 1-ый звук. Какой он, гласный или согласный? Докажите. (Звук [з]согласный, так как произносится с помощью голоса и шума; при произнесении звука встречаются преграды – зубы, язык; звук – ртосмыкатель; не образует слог)
-Какой это звук, звонкий или глухой? (звонкий, так как произносится при участии голоса)
-Звук твёрдый или мягкий? (твёрдый)
- Даём характеристику звуку [з] (согласный, звонкий, твёрдый).
Учитель:
-Ребята, наш Зайка серый летом, а белый он когда? (зимой)
-Какой звук слышим первым? (звук [з’]
-Дайте характеристику звуку [з’] (согласный, звонкий, мягкий)
-С какими звуками познакомились? Дай характеристику звукам.
-А теперь Зайка предлагает вам игру «Твёрдый - мягкий». Мальчики у нас твёрдые, мужественные, они встают, когда услышат твёрдый согласный [з]. Девочки у нас мягкие, нежные, ласковые, они встают, когда услышат мягкий звук [з’].
-Слушаем внимательно слова:
«Зайка, заплатка, Зина, зубы, зима, зелёный, избушка»
-Молодцы. Какие звуки слушали?
-Внимание. Оба эти звука обозначаются одной буквой – буквой «з»
Слайд 17
-Сейчас научимся писать букву «З,з» в тетради. Сначала посмотрите на доску. На что похожа буква? (на цифру 3)
- С какой буквой познакомились?
-Звуки?
-Характеристика?
-На следующем уроке допишем букву до конца строки, придумаем два слова с изученными буквами, сделаем звуковой анализ, рисунок, спишем пословицу из Букваря.
- А сейчас закроем тетради, споём Зайке песенку, которую подобрала 4-ая группа, вспомним под музыку движения.
VI. Физкультминутка. (Светлана Николаевна играет на синтезаторе песенку «Заинька, топни ножкой…»)
Песенка - потешка «Заинька, топни ножкой»
- Заинька, выходи-ка,
Серенький, попляши-ка,
Вот как, вот как, выходи-ка,
Вот как, вот как, попляши-ка.
- Заинька, хлопни ручкой,
Серенький, хлопни ручкой,
Вот как, вот как хлопни ручкой,
Вот как, вот как, хлопни ручкой.
- Заинька, куцый хвостик,
Серенький, куцый хвостик,
Вот как, вот как куцый хвостик,
Вот как, вот как куцый хвостик.
VII. Работа по группам.
Учитель:
- Ребята, Зайка из лесной школы принёс нам интересные задания. Давайте посмотрим. Капитаны, подойдите за заданиями.
(капитаны подходят за заданиями в конвертах)
-На выполнение задания группам даётся по 2 минуты. Старайтесь работать дружно, договариваться между собой, чтобы каждый принимал участие в работе.
-Какой у нас девиз, произнесём хором: «Один за всех, и все за одного».
-На выполнение задания у вас две минуты. Начинаем и заканчиваем по звонку колокольчика.
VIII. Отчёт о выполненной работе.
-Когда группа выступает, вы должны внимательно слушать, потом дополнять и обсуждать вместе.
-Начинаем отчёт о проделанной работе.
Слайд 18
Прошу 1-ую группу озвучить задание и прочитать слова, которые вписали.
- А вот так сделали зайки в лесной школе.
Слайд 19
- Прочтём родственные (однокоренные слова), записанные в первом столбике. - Повторим, какие слова называются родственными (однокоренными). (Слова, имеющие общий корень и общий смысл).
- Прочитаем слова, записанные во втором столбике? (синонимы)
-Какие слова называют синонимами? (близкие по смыслу, но разные по написанию)
- Прошу 2-ую группу озвучить задание (группе нужно спеть и инсценировать тот куплет песенки «Ёлочка», в котором поётся про Заиньку:
1. В лесу родилась ёлочка.
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зелёная была.
2. Трусишка зайка серенький
Под ёлочкой скакал.
Порою волк, сердитый волк
Рысцою пробегал…
Учитель:
-Молодцы. Прошу третью группу озвучить задание (редактирование текста).
3-я группа:
-Нам достался текст, где в каждом предложении употребляется слово «заяц». Мы заменили его родственными и однокоренными словами: «он, зверёк, косой, длинноухий, пушистый, серенький».
Учитель:
-Давайте посмотрим на экран, как зайка в лесной школе справился с этим заданием и прочтём окончательный вариант (чтение текста с экрана)
Учитель:
-Теперь прошу 4-ую группу озвучить задание (Сложить картинку, узнать объект)
-Какой объект получился? (Петропавловская крепость на Заячьем острове)
Слайд 24
Слайд 25
Учитель:
- Вспомните, что рассказывала вам учительница по краеведению о Заячьем острове. (Петропавловская крепость заняла весь Заячий остров. Сначала она было деревянно-земляной, сейчас – каменная. Крепость в петровское время была лучшей в России, но никогда не воевала. Сейчас это музей, со всего мира приезжают туристы)
-Мы с вами ходили на экскурсию в Петропавловскую крепость. Существует легенда. Когда Пётр осматривал свои владения, он высадился на острове, где было много зайцев. Самый смелый прыгнул царю на сапог. Пётр I схватил его за уши, посмотрел в глаза и спросил: «Твой остров?» Испуганный заяц кивнул. И царь Пётр провозгласил: «Назвать остров Заячьим!».
-Как приезжие безошибочно определяют, что это остров Заячий? (перед входом на остров на пенёчке сидит Зайка)
IX. Итог урока.
Учитель:
- Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились, Зайке очень понравилось: много рассказали гостям и узнали сами.
Слайд 26
-С какой буквы начинается слово Зайка?
-Покажите на пальчиках, сколько звуков в слове Зайка?
-Дайте характеристику звукам.
X. Домашнее задание.
Учитель:
-Дома расскажите родителям, как прошёл урок, какие задания принёс вами Зайка, с какой буквой познакомились. А мы с Зайкой благодарим Вас за работу.
Слайд 27
XI. Организационный конец урока.
-Давайте поблагодарим Зайку за помощь на уроке и отпустим его в зимний сказочный лес и попрощаемся с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка уроков по обучению грамоте
Знакомстов с буквой и звуком. Выработка умения находить изучаемый звук в словах, чисто его проговаривать. Умение обобщать полученные знания....
Методическая разработка урока по обучению грамоте "Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н."
Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие: развивать фонематический слух, речь, внима...
Методическая разработка урока по обучению грамоте. Тема. Буква Б и звуки (б-б")
Эта презентация может быть использована на уроках по обучению грамоте в 1 классе....
Методическая разработка урока по обучению грамоте. Тема "Буква О и звук ( о ).
Эта презентация может быть использована на уроке обучения грамоте в 1 классе....
Методическая разработка урока по обучению грамоте на тему:"Знакомство с буквой и звуком Чч" в 1 классе
Познакомить с буквой Ч,ч и звуком , который она обозначает; научить писать заглавную букву Ч, читать плавно и осознанно; способствовать развитию фонематического слуха; способствовать формированию умен...
Методическая разработка урока по обучению грамоте - интегрированный урок "Согласные звуки[б],[б\']и буквы Б,б.
Методическая разработка содержит иллюстрации и схемы к уроку. В урок включено написание букв и слогов....
Методическая разработка урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной "Строчная буква п". УМК "Школа России"
Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В,А, Илюхиной "Строчная буква п". УМК "Школа России"...