В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». 4 класс Литературное чтение.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Лакеева Л.Е.

Литературное чтение. В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип" 4 класс. Анализ художественного текста, нахождение в нём «уроков жизни» от мамы-стрижихи.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass._literaturnoe_chtenie_strizhonok_skrip.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение
Класс: 4 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний
Технология: продуктивное чтение
УМК: «Школа России»
Тема: В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».
Цель: анализ художественного текста, нахождение в нём «уроков жизни» от мамы-стрижихи.
Планируемые результаты.
Предметные: знакомство с жизнью и творчеством В.П.Астафьева; 
умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение.
Метапредметные:
Регулятивные – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Познавательные - отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев, составлять сравнительное описание на основе текста; расширить знания о стрижах; прививать любовь и бережное отношение к животным.
Коммуникативные – формулирование ответов на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях.
Личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).
Оборудование: учебник литературного чтения 4 класс Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, портрет В. П. Астафьева, книга В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип», записи на доске, карточки со словами, индивидуальные карточки, заготовки для лэпбуков, цветные карандаши, клей-карандаш.
1. Организационный этап (мотивационный)
Посмотрите на доску, ребята, составьте и прочитайте предложение: 
Чтение без размышления – пустое занятие.
Прочитайте хором, выделяя голосом прилагательное.
Подберите к этому прилагательному синоним. (бесполезное, ненужное)
2. Целеполагание 
Я думаю, сегодня наш урок вызовет у вас размышления и, значит, не будет пустым, т. е. бесполезным.
И так, ребята, в путь за новыми знаниями, новыми размышлениями.
Первое размышление. Возьмите и прочитайте высказывание на листе.
Человек – дитя природы и, как дитя родное, должен относиться к своей матери Земле, ибо без неё нам не прожить.
- Как вы думаете, что хотел сказать автор нам, читателям? (Человек и природа неотделимы друг от друга)
- Чтобы догадаться, кто написал эти строки нужно выполнить следующее задание.
Я предлагаю вам поработать в парах, возьмите листочки и в первой строчке узнаете, с творчеством какого писателя мы будем сегодня знакомиться?

Работа в парах:
1.млкопрвикторжэжуплпетровичжвдалпастафьевла
2.лаклмтдюбовсянкаэжолппкрасноярскогокраядщзс
3.мудпвсемьедлкрестьянинаоптиютбабушкадудкпж
4.улаплукориртлсолдатомэделролщнлеудукажпорю
5.слесаремжошггрузчикомждвахтёромдоучителему
6.вджцкдпгражданскийчеловеклжалпьиьадлшныон
7. дукажптюшнстрижонокскрипмлкопрвдзхр
-
С творчеством Виктора Петровича Астафьева (портрет писателя) Напишите фамилию писателя на листке с его высказыванием и приклейте на лэпбук.

- Во второй строке узнайте, в каком селе и крае он родился? (в селе Овсянка Красноярского края)
- В третьей строчке найдите, в какой семье он родился и кто занимался его воспитанием?
(в семье крестьянина, воспитывала бабушка) 
- 4 строка: Кем он был на фронте во время ВОВ? (солдатом)
(Получил тяжёлое ранение и контузию. В госпитале он познакомился с медсестрой Марией Семёновной Корякиной, ставшей его женой. В 1945 г. вместе демобилизовались и поехали на родину жены – в г. Чусовой (Пермская область).
- 5 строка: Кем работал, когда вернулся с фронта? (слесарем, грузчиком, вахтёром, учителем)
- 6 строка: Найдите название первого его рассказа. (Гражданский человек)
- 7 строка: Найдите название произведения, которое будем читать сегодня.
«Стрижонок Скрип» (прикрепить на доску «Стрижонок Скрип», рисунок). Запишите в лэпбуке цветными карандашами название произведения.

3. Работа с текстом

I этап. Работа с текстом до чтения. 
Цель: прогнозирование будущего чтения.
Задание: Как можно догадаться, о чём или о ком это произведение? 
(дети отвечают)

2 этап. Работа по содержанию текста и составлению плана рассказа.

        а) слушание фонограммы  и анализ 1 части «Новорожденные стрижи».

        - Назовите героев произведения. Запишите с правой стороны лэпбука.

- Где появился птенец?

- Что представляло собой жилище стрижа? (Это глубокая норка в берегу).

- Почему постоянно мерцало пятнышко света? (Норка узкая, когда мама стрижонка направлялась вдоль неё, вход закрывался).

- С чем сравнивает Скрип капли дождя?

- Какими на свет появляются птенцы? (Без оперения).

- О ком рассказано подробно? Почему?

- Почему вторую каплю дождя мама отдала не Скрипу, да ещё и оттолкнула его?  (Так как потомство стрижей большое, если кормить только одного птенца, остальные умрут).

- Какой вывод после этого случая сделал для себя Скрип? (Мама у них серьёзная и строгая).

- Как озаглавим эту часть?

 (Дети записывают в лэпбуках первый пункт плана).

б) чтение про себя и анализ 2 части «Жизнь стрижиной семьи».

- Почему «с рассвета до вечера» носилась мама над берегом?

- Как погиб папа стрижат?

- Что думают люди, глядя с берега на суету птиц?

- Что нового узнали из второй главы о стрижах? (Живут и строят норы в глиняном берегу над рекой. Точнее называются ласточки-береговушки. Живут стаей).

- О чём подробно рассказывает автор? (О жизни стрижей)

- Как озаглавим эту часть?

(Дети записывают в лэпбуках второй пункт плана).

Ф   И   З   М   И   Н   У   Т   К   А

(Звучит фонограмма «Стрижи»)

Встанем, потянем ладоши к солнышку, а теперь присядем, зачерпнём в ладоши родниковой водицы, умоемся, вдохнём свежего воздуха, закроем глаза, послушаем звуки стрижей.

в) чтение хорошо читающими учкниками  и анализ 3 части «Скрип подрос. Враги стрижей».

- Что интересовало подросшего птенца?

- Кто и зачем прервал эксперимент Скрипа? (Мама уволокла птенца, чтобы неразумный не разбился).

- Какие враги есть у стрижей?

- Как реагируют стрижи в стае на грозный призыв «Тиу!» (Найти ответ в тексте).

- Почему такие маленькие птички смело бросаются атаковать крупного врага? (Стрижи берут верх своей несокрушимой численностью.)

- Как озаглавим эту часть?

(Дети записывают в лэпбуках третий  пункт плана).

г) чтение по цепочке и анализ 4 части «Случилась беда»

- Как погибла мама-стрижиха?

- Какую ошибку допустил вожак? (Рано дал отбой)

- Почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли? (Так как стрижи – дружный народ)

- Как взрослые стрижи отнеслись к осиротевшим птенцам?

- Какое настроение вызвало у вас прочтение этой главы? Почему?

- Как озаглавим эту часть?

(Дети записывают в лэпбуках четвёртый  пункт плана).

3 этап. Работа с текстом после чтения.
Работа в группах –
Уроки жизни от мамы:
1)
2)
3)

4.  Итог
-Какие размышления вызвал отрывок из произведения?
- Можем ли предположить о чем будет продолжение рассказа?
- Захотелось ли вам дочитать рассказ?

Домашнее задание: дочитать рассказ, выполнить задание в рабочей тетради с. 68 № 1-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Астафьев Стрижонок Скрип урок литературного чтения в 4 кл

Разработка к данному уроку поможет провести Вам урок...

Презентация по предмету Литературное чтение, 4 класс. Тема: В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"

В презентации отражены все основные части урока. Представлены рисунки детей...

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс...

конспект урока "Литературное чтение" в 4 классе "В.П.Астафьев.Стрижонок Скрип"

в конспекте представлены факты для работы учителя с классом по биографическим данным писателя. Также есть материал для работы с текстом....

скриншот презентации к уроку "Литературного чтения" в 4 классе "В.П.Астафьев.Стрижонок Скрип"

настоящий размер презентации не позволяет разместить её целиком, но этот файл (скриншот презентации) будет в помощь учителям, которые захотят использовать в своей работе мой конспект к уроку "Астафьев...

Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», 4 класс

Технологическая карта урока литературного чтения по теме:  В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», 4 класс с приложениями к уроку....