конспект урока "Литературное чтение" в 4 классе "В.П.Астафьев.Стрижонок Скрип"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
в конспекте представлены факты для работы учителя с классом по биографическим данным писателя. Также есть материал для работы с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_uroka.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В.П.Астафьев « Стрижонок Скрип».
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с цельюповторения и обобщения ранее полученных знаний. Продолжить работу над анализом литературного произведения.
Задачи
Предметные: учить анализировать литературное произведение, давать характеристику героям рассказа, а так же работать над правильным и выразительным чтением.
Метапредметные
- познавательные: развивать умения самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; применять наблюдение для информационного поиска; моделировать информацию;
- коммуникативные: формировать умение строить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.
- регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;
- личностные: формировать внутреннюю положительную позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы, учебно-познавательный интерес.
Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информацию.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты
Предметные: на уроке ученик будет анализировать литературное произведение, давать характеристику героям рассказа, учиться читать бегло и выразительно, развивать речь.
Метапредметные
познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; строить логические рассуждения; искать причинно-следственные связи;
коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
регулятивные: ученик получит возможность учиться составлять простейший план действий; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность; адекватного понимания причин успешности (не успешности) учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса к способам решения новых задач.
Ход урока:
1. Звучит пенье птиц или звуки природы
(слайд 1)
- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители, у которых перья, шерсть и чешуя! У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!
- «Где же эта страна?», спросите вы…Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!
- Путешествуя сегодня по этой замечательной стране «Природа и мы», мы узнаем еще одну интересную и познавательную историю.
- С каким рассказом мы познакомились с вами на прошлом уроке?
(«Кабан» Евгения Ивановича Чарушина)
- Проверим домашнее задание.
Кто готов пересказать рассказ? (1 пересказ 2 ученика)
2.
Тема нашего урока зашифрована в загадке:
Угадайте, что за птичка-
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота
Хвост раздвинут в два хвоста,
Всех быстрей она летает,
Мошек на лету хватает,
Если к нам летит она,
Значит, началась весна.
Отгадка: ласточка.
-Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли нам её узнать?
- Сегодня мы узнаем о ласточках-береговушках?
- Как называют таких ласточек? (стрижи) (слайд 2)
- Прочитайте на стр.100 учебника название произведения
«Стрижонок Скрип»
3.
Перед знакомством с рассказом, прослушаем сообщения ребят из биографии Виктора Петровича Астафьева (слайд 3)
I ученик
Родился Виктор Петрович Астафьев в небольшом селе Овсянка Красноярского края (слайд 4 и 5)
Когда Виктор был ребенком, его отца арестовали. Ему не было еще и семи лет, когда он потерял мать. Она умерла во время одной из поездок к мужу, утонула в Енисее (слайд 6) С той поры река отметиной пройдет по всем его произведениям, он проведет на реках свои лучшие дни, часы, о которых напишет книги, и в каждой из них мать осталась в его жизни светлым воспоминанием.
учитель
В своей биографии «Сопричастный» Виктор Петрович написал: «Если бы мне было дано повторить жизнь, - я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами, поражениями, восторгами и горестями утрат...
Лишь одно я бы попросил у своей судьбы - оставить со мной маму. Ее мне не хватало всю жизнь…»
II ученик
Часть детства Виктор Астафьев провел с бабушкой и дедом. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний. В школу Виктор Астафьев пошел с восьми лет. В первом классе учился в родном селе Овсянка. Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Отношения с мачехой у Виктора не складывались. Осенью 1936 года отец попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице, а потом в детском доме.
В 1942 году Астафьев добровольно ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать.
За войну Виктор Петрович награжден орденом Красной звезды и медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Польши» (слайд 7, кадр 1)
III ученик
На войне он и познакомился со своей будущей избранницей - Марией Семеновной Корякиной, с которой прожил 50 лет. Осенью 1945 года они вместе приехали в ее город Чусовой. У них было трое детей: дочери Лидия и Ирина и сын Андрей (слайд 7, кадр 2 и 3)
Тяжелые ранения лишили Виктора Петровича одного глаза, у него плохо слушалась рука. Работы все были случайны и ненадежны: слесарь, грузчик, плотник. Жил, в общем-то, не очень весело. Но однажды попал на занятие литературного кружка при газете «Чусовой рабочий», после которого он за ночь написал свой первый рассказ «Гражданский человек», который и был опубликован в газете. Это было в 1953 году. С этого времени началась его литературная деятельность.
IV ученик
(слайд 8) Писал Виктор Петрович о войне, о деревенской жизни: «Пастух и пастушка», «Звездопад», «Горсть спелых вишен». Он говорил о войне как о тяжелой, грязной работе, о том, как она ломает жизни и судьбы, как трудно в таких тяжёлых условиях оставаться личностью.
В жизни Астафьева было и счастье рождения детей, и ужас, горе похорон двух дочек, сиротство внуков. И голод, и холод, и болезни, и мудрость, и верность единственной жены, посвятившей ему себя. Мария Семеновна Астафьева - Корякина тоже писала. Виктор Петрович очень любил слушать рассказы жены, она очень остроумная. Но Мария Семёновна решила, что двум писателям в семье жить трудно - без нее литература обойдется. Сейчас она, по сути дела живет в музее. В квартире пронумерована каждая вещь, книги, кассеты. В шкафу Виктора Петровича все, вплоть до галстуков, сложено так, как было при нём.
учитель
Книги В.П. Астафьева переведены и изданы во многих странах: Франции, Голландии, Японии, США, Греции и др..
По произведениям Астафьева сняты кинофильмы «Сюда не залетали чайки», «Таежная повесть», «Звездопад», «Где - то гремит война, «Ненаглядный мой».
Он часто встречался со своими читателями, земляками и, помня детдомовское детство, всячески помогал ребятам из детских домов и интернатов.
До самого последнего дня Виктор Петрович работал, под строгим присмотром жены.
(слайд 9) Умер Виктор Петрович 29 ноября 2001 года. Памятником В. П. Астафьеву стала библиотека в селе Овсянка. Ещё есть памятник Астафьеву со своей женой на родине писателя (слайд 10)
4. Физкультминутка
- Давайте отдохнём, а потом прочитаем рассказ Виктора Петровича Астафьева.
5. Работа с текстом
Учебник и аудио-приложение.
- Следите по рассказу, чтобы вы могли ответить на вопросы по содержанию и понять главную мысль рассказа.
Словарная работа
- Какие трудные слова встретились в тексте? (слайд 11 и 12)
Бесцеремонно – беззастенчиво, развязно, выходя за границы вежливости.
Заполошно – суматошно, неспокойно, взбалмошно.
Лепиться – располагаться, прилепившись к чему-нибудь наклонному.
Яр – крутой берег, обрыв.
- Подберите синонимы к словам:
Мерцала – светилась.
Серьёзный – вдумчивый сосредоточенный, озабоченный, глубокомысленный.
Угревшись – согревшись.
Потухло – погасло, прекратилось.
- Подберите антонимы к словам:
Мерцала – темнела, мрачнела.
Строгий – ласковый.
Тревога – покой, спокойствие.
Работа в парах по содержанию
- У вас на партах лежат листочки с вопросами.
Чтобы ответить, поработайте в парах, ищите подтверждение ваших ответов в рассказе.
1. Какая погода была, когда стрижонок Скрип родился?
(где-то шёл дождь…, стр.100)
_______________________________________________________________
2. Какими рождаются стрижата?
(голенькие)
Как вы это понимаете? Найдите в тексте.
_______________________________________________________________
3. Чего испугались стрижата? Куда полетела их мама?
(не было мамы, она полетела за первой каплей воды для первого стрижонка)
_______________________________________________________________
4. За что мама стрижиха ударила Скрипа клювом по голове?
(хотел отобрать каплю воды, предназначенную для другого стрижонка)
________________________________________________________________
5. Как по-другому зовут стрижей? Почему?
(ласточки – береговушки, т.к. живут в норках глиняного берега)
- Я просила подготовить сообщение о стрижах
V ученик
Стрижей вроде бы знают все. Летом стрижи с громкими криками, напоминающими визг, носятся в воздухе. Стрижей можно увидеть и в городах. К стрижам люди привыкли, не обращают на них внимания и не подозревают часто, что видят очень необычных птиц. Стрижи - их в семействе 69 видов - похожи на ласточек. Но отличить их можно по более узким крыльям, по быстроте. Некоторые виды стрижей считаются чемпионами среди птиц по скорости полета.
VI ученик
Стрижи могут только летать - ни ходить, ни плавать они не могут. Ноги у них так малы, что если птица окажется на земле, в лучшем случае проползет несколько метров. Взлететь с земли стриж не может - крылья при взмахе ударяются о землю. Есть еще одна интересная особенность у стрижей - они могут спать в воздухе. Причем не несколько минут, а несколько часов, планируя высоко в небе, изредка во сне пошевеливая крыльями. Утром просыпаются и приступают к своему обычному делу - начинают ловить насекомых.
______________________________________________________________
6. Как писатель наложил свою биографию на произведение «Стрижонок Скрип»?
В чём видите сходство?
(папа не воспитывал детей, мама одна поднимала птенцов)
_____________________________________________________________________
7. Какие враги есть у стрижей?
(сокол, ворона, гадюка)
___________________________________________________________________
8. Когда стрижонок впервые захотел вылезти из норки? Получилось ли это у него?
(когда у него появились перья, стр. 102)
___________________________________________________________________
9. Как погибла мама стрижиха?
(в схватке с соколом, стр. 104, можно прочитать отрывок)
- Сядьте красиво, проверьте осанку, закройте глаза.
Подумайте о своей маме, вспомните её голос. Прислушайтесь. Получилось?
Мамин голос живёт в каждом из вас, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда вы станете взрослыми, всегда будете помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
Берегите своих мам, не огорчайте их, говорите им чаще о своей любви. Дорожите ими.
____________________________________________________________________
10. Кто помог стрижатам в первые минуты и дни сиротства? Прочитайте
(стр. 105)
_____________________________________________________________________
11. Как Скрип научился летать? Кто его научил?
(вожак Белое Брюшко вытолкнул стрижонка, схватив его за шиворот)
_____________________________________________________________________
12. Почему стрижонок не упал в воду при первом полёте?
(другие стрижи не давали ему упасть, гоняли его кругами над водой, над берегом, над лесом)
_____________________________________________________________________
13. Почему Скрип не смог попасть домой после своего первого полёта?
(норки были для него одинаковыми)
_____________________________________________________________________
14. Что случилось, когда Скрип впервые выскреб свою норку?
(мальчишки вынули из норки Скрипа, но потом отпустили)
_____________________________________________________________________
15. Во второй раз мальчишкам удалось вытащить стрижа из норки?
(нет, Скрип постарался вырыть глубокую норку)
- Зачем писатель вставил эпизод с мальчишками?
(Бывают хорошие, бывают плохие).
16 и 17 вопросы будут для всех:
- Как стрижи прощались с летом? (ответы детей)
VII ученик
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Иван Алексеевич Бунин
- Как вы поняли на примере жизни птиц, для чего нужна дружба?
(ответы: чтобы учиться друг у друга чему-то, для хорошего настроения)
- Наш класс можно назвать дружным? Ссоры бывают, а как вы себя чувствуете при этом?
Работа в парах (соотнесение пословиц с текстом)
(слайд 13)
- Подумайте, какие пословицы или пословица подходит к рассказу?
1. Один за всех, все за одного.
2. Мир не без добрых людей.
3. Учись смолоду – пригодится в старости.
4. Делу – время, потехе – час.
6. Рефлексия
(слайд 14)
ИТОГИ УРОКА:
- Что больше всего понравилось в рассказе?
- Зачем Астафьев написал этот рассказ?
- Как автор относится к природе?
(слайд 15 и 16)
7. Домашнее задание
1. Перечитать рассказ.
2. Найти пословицы о дружбе, которые бы подошли к рассказу.
3. В тетради объяснить смысл фразеологизма «медвежья услуга».
Найти в тексте место, где Скрип хотел воспользоваться этой услугой
Урок закончен. Всем спасибо! (слайд 17)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"
Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова, называют картинки. Во вступительной бес...
Конспект урока чтения Тема : Апрель. С.Маршак Учебник 2 класс: Книга для чтения. Барская Н.М., Ильина С.Ю.
К конспекту занятия прикладывается презентация, карточка для групповой и индивидуальной работе, фотография Маршака, подснежника.Конспект урока предусматривает формирование у учащихся навыка запоминани...
Урок литературного чтения В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"
Урок литературного чтения в 4 классе....
Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», 4 класс
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», 4 класс с приложениями к уроку....
Конспект урока по литературному чтению «В.П. Астафьев .Стрижонок Скрип» ( 4 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России...
Конспект урока литературного чтения "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с рассказом В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»; ознакомление с жизнью и творчеством В.П. Афанасьева.Планируемые результатыПредметные:З...