конспект урока "Литературное чтение" в 4 классе "В.П.Астафьев.Стрижонок Скрип"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

в конспекте представлены факты для работы учителя с классом по биографическим данным писателя. Также есть материал для работы с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_uroka.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  В.П.Астафьев « Стрижонок Скрип».

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с цельюповторения и обобщения ранее полученных знаний. Продолжить работу над анализом литературного произведения.

Задачи

Предметные: учить анализировать литературное произведение, давать характеристику героям рассказа, а так же работать над правильным и выразительным чтением.

Метапредметные

  • познавательные: развивать умения самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; применять наблюдение для информационного поиска; моделировать информацию;
  • коммуникативные: формировать умение строить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.
  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;
  • личностные: формировать внутреннюю положительную позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы, учебно-познавательный интерес.

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информацию.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты

Предметные: на уроке ученик будет анализировать литературное произведение, давать характеристику героям рассказа,  учиться читать бегло и выразительно, развивать речь.

Метапредметные

познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию;  строить логические рассуждения; искать причинно-следственные связи;

коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

регулятивные: ученик получит возможность учиться составлять простейший план действий; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность; адекватного понимания причин успешности   (не успешности) учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса к способам решения новых задач.

Ход урока:

1. Звучит пенье птиц или звуки природы

(слайд 1)

- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители, у которых перья, шерсть и чешуя! У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!

- «Где же эта страна?», спросите вы…Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!

- Путешествуя сегодня по этой замечательной стране «Природа и мы», мы узнаем еще одну интересную и познавательную историю.

- С каким рассказом мы познакомились с вами на прошлом уроке?

(«Кабан» Евгения Ивановича Чарушина)

- Проверим домашнее задание.

Кто готов пересказать рассказ? (1 пересказ 2 ученика)

2.

Тема нашего урока зашифрована в загадке:

Угадайте, что за птичка-

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота

Хвост раздвинут в два хвоста,

Всех быстрей она летает,

Мошек на лету хватает,

Если к нам летит она,

Значит, началась весна.

Отгадка: ласточка.

-Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли нам её узнать?

- Сегодня мы узнаем о ласточках-береговушках?

- Как называют таких ласточек? (стрижи) (слайд 2)

- Прочитайте на стр.100 учебника название произведения

«Стрижонок Скрип»

3.

Перед знакомством с рассказом, прослушаем сообщения ребят из биографии Виктора Петровича Астафьева (слайд 3)

I ученик

Родился Виктор Петрович Астафьев в небольшом селе Овсянка Красноярского края  (слайд 4 и 5)

Когда Виктор был ребенком, его отца арестовали. Ему не было еще и семи лет, когда он потерял мать. Она умерла во время одной из поездок к мужу, утонула в Енисее (слайд 6) С той поры река отметиной пройдет по всем его произведениям, он проведет на реках свои лучшие дни, часы, о которых напишет книги, и в каждой из них мать осталась в его жизни светлым воспоминанием.

учитель

В своей биографии «Сопричастный» Виктор Петрович написал: «Если бы мне было дано повторить жизнь, - я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами, поражениями, восторгами и горестями утрат...
Лишь одно я бы попросил у своей судьбы - оставить со мной маму. Ее мне не хватало всю жизнь…»

II ученик

Часть детства Виктор Астафьев провел с бабушкой и дедом. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний. В школу Виктор Астафьев пошел с восьми лет. В первом классе учился в родном селе Овсянка. Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Отношения с мачехой у Виктора не складывались. Осенью 1936 года отец попал  в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице, а потом в детском доме.

В 1942 году Астафьев добровольно ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать.

За войну Виктор Петрович награжден орденом Красной звезды и медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Польши» (слайд 7, кадр 1)

III ученик

        На войне он и познакомился со своей будущей избранницей - Марией Семеновной Корякиной, с которой прожил 50 лет. Осенью 1945 года они вместе приехали в ее город Чусовой. У них было трое детей: дочери Лидия и Ирина и сын Андрей (слайд 7, кадр 2 и 3)

Тяжелые ранения лишили Виктора Петровича одного глаза, у него плохо слушалась рука. Работы все были случайны и ненадежны: слесарь, грузчик, плотник. Жил, в общем-то, не очень весело. Но однажды попал на занятие литературного кружка при газете «Чусовой рабочий», после которого он за ночь написал свой первый рассказ «Гражданский человек», который и был опубликован в газете. Это было в 1953 году. С этого времени началась его литературная деятельность.

IV ученик

(слайд 8) Писал Виктор Петрович о войне, о деревенской жизни: «Пастух и пастушка», «Звездопад», «Горсть спелых вишен». Он говорил о войне как о тяжелой, грязной работе, о том, как она ломает жизни и судьбы, как трудно в таких тяжёлых условиях оставаться личностью.

В жизни Астафьева было и счастье рождения детей, и ужас, горе похорон двух дочек, сиротство внуков. И голод, и холод, и болезни, и мудрость, и верность единственной жены, посвятившей ему себя. Мария Семеновна Астафьева - Корякина тоже писала. Виктор Петрович очень любил слушать рассказы жены, она очень остроумная. Но Мария Семёновна решила, что двум писателям в семье жить трудно - без нее литература обойдется. Сейчас она, по сути дела живет в музее. В квартире пронумерована каждая вещь, книги, кассеты. В шкафу Виктора Петровича все, вплоть до галстуков, сложено так, как было при нём.

учитель

Книги В.П. Астафьева переведены и изданы во многих странах: Франции, Голландии, Японии, США, Греции и др..
По произведениям Астафьева сняты кинофильмы «Сюда не залетали чайки», «Таежная повесть», «Звездопад», «Где - то гремит война, «Ненаглядный мой».
Он часто встречался со своими читателями, земляками и, помня детдомовское детство, всячески помогал ребятам из детских домов и интернатов.

До самого последнего дня Виктор Петрович работал, под строгим присмотром жены.

(слайд 9) Умер Виктор Петрович 29 ноября 2001 года. Памятником В. П. Астафьеву стала библиотека в селе Овсянка. Ещё есть памятник Астафьеву со своей женой на родине писателя (слайд 10)

4. Физкультминутка

- Давайте отдохнём, а потом прочитаем рассказ Виктора Петровича Астафьева.

5. Работа с текстом

Учебник и аудио-приложение.

- Следите по рассказу, чтобы вы могли ответить на вопросы по содержанию и понять главную мысль рассказа.

Словарная работа

- Какие трудные слова встретились в тексте? (слайд 11 и 12)

Бесцеремонно – беззастенчиво, развязно, выходя за границы вежливости.

Заполошно – суматошно, неспокойно, взбалмошно.

Лепиться – располагаться, прилепившись к чему-нибудь наклонному.

Яр – крутой берег, обрыв.

- Подберите синонимы к словам:

Мерцала – светилась.

Серьёзный – вдумчивый сосредоточенный, озабоченный, глубокомысленный.

Угревшись – согревшись.

Потухло – погасло, прекратилось.

- Подберите антонимы к словам:

Мерцала – темнела, мрачнела.

Строгий – ласковый.

Тревога – покой, спокойствие.

Работа в парах по содержанию

- У вас на партах лежат листочки с вопросами.

Чтобы ответить, поработайте в парах, ищите подтверждение ваших ответов в рассказе.

1. Какая погода была, когда стрижонок Скрип родился?

(где-то шёл дождь…, стр.100)

_______________________________________________________________

2. Какими рождаются стрижата?

(голенькие)

Как вы это понимаете? Найдите в тексте.

_______________________________________________________________

3. Чего испугались стрижата? Куда полетела их мама?

(не было мамы, она полетела за первой каплей воды для первого стрижонка)

_______________________________________________________________

4. За что мама стрижиха ударила Скрипа клювом по голове?

(хотел отобрать каплю воды, предназначенную для другого стрижонка)

________________________________________________________________

5. Как по-другому зовут стрижей? Почему?

(ласточки – береговушки, т.к. живут в норках глиняного берега)

- Я просила подготовить сообщение о стрижах

V ученик

Стрижей вроде бы знают все. Летом стрижи с громкими криками, напоминающими визг, носятся в воздухе. Стрижей можно увидеть и в городах. К стрижам люди привыкли, не обращают на них внимания и не подозревают часто, что видят очень необычных птиц. Стрижи - их в семействе 69 видов - похожи на ласточек. Но отличить их можно по более узким крыльям, по быстроте. Некоторые виды стрижей считаются чемпионами среди птиц по скорости полета.

VI ученик

Стрижи могут только летать - ни ходить, ни плавать они не могут. Ноги у них так малы, что если птица окажется на земле, в лучшем случае проползет несколько метров. Взлететь с земли стриж не может - крылья при взмахе ударяются о землю. Есть еще одна интересная особенность у стрижей - они могут спать в воздухе. Причем не несколько минут, а несколько часов, планируя высоко в небе, изредка во сне пошевеливая крыльями. Утром просыпаются и приступают к своему обычному делу - начинают ловить насекомых.

______________________________________________________________

6. Как писатель наложил свою биографию на произведение «Стрижонок Скрип»?

В чём видите сходство?

(папа не воспитывал детей, мама одна поднимала птенцов)

_____________________________________________________________________

7. Какие враги есть у стрижей?

(сокол, ворона, гадюка)

___________________________________________________________________

8. Когда стрижонок впервые захотел вылезти из норки? Получилось ли это у него?

(когда у него появились перья, стр. 102)

___________________________________________________________________

9. Как погибла мама стрижиха?

(в схватке с соколом, стр. 104, можно прочитать отрывок)

- Сядьте красиво, проверьте осанку, закройте глаза.

Подумайте о своей маме, вспомните её голос. Прислушайтесь. Получилось?

Мамин голос живёт в каждом из вас, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда вы станете взрослыми, всегда будете помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Берегите своих мам, не огорчайте их, говорите им чаще о своей любви. Дорожите ими.

____________________________________________________________________

10. Кто помог стрижатам в первые минуты и дни сиротства? Прочитайте

(стр. 105)

_____________________________________________________________________

11. Как Скрип научился летать? Кто его научил?

(вожак Белое Брюшко вытолкнул стрижонка, схватив его за шиворот)

_____________________________________________________________________

12. Почему стрижонок не упал в воду при первом полёте?

(другие стрижи не давали ему упасть, гоняли его кругами над водой, над берегом, над лесом)

_____________________________________________________________________

13. Почему Скрип не смог попасть домой после своего первого полёта?

(норки были для него одинаковыми)

_____________________________________________________________________

14. Что случилось, когда Скрип впервые выскреб свою норку?

(мальчишки вынули из норки Скрипа, но потом отпустили)

_____________________________________________________________________

15. Во второй раз мальчишкам удалось вытащить стрижа из норки?

(нет, Скрип постарался вырыть глубокую норку)

- Зачем писатель вставил эпизод с мальчишками?

 (Бывают хорошие, бывают плохие).

16 и 17 вопросы будут для всех:

- Как стрижи прощались с летом? (ответы детей)

VII ученик

Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

                        Иван Алексеевич Бунин

- Как вы поняли на примере жизни птиц, для чего нужна дружба?

(ответы: чтобы учиться друг у друга чему-то, для хорошего настроения)

- Наш класс можно назвать дружным? Ссоры бывают, а как вы себя чувствуете при этом?

Работа в парах (соотнесение пословиц с текстом)

(слайд 13)

 - Подумайте, какие пословицы или пословица подходит к рассказу?

1. Один за всех, все за одного.

2. Мир не без добрых людей.

3. Учись смолоду – пригодится в старости.

4. Делу – время, потехе – час.

6. Рефлексия

(слайд 14)

ИТОГИ УРОКА:

- Что больше всего понравилось в рассказе?

  • Зачем Астафьев написал этот рассказ?
  •  Как автор относится к природе?

(слайд 15 и 16)

7. Домашнее задание

1.  Перечитать рассказ.

2. Найти пословицы о дружбе, которые бы подошли к рассказу.

3. В тетради объяснить смысл фразеологизма «медвежья услуга».

Найти в тексте место, где Скрип хотел воспользоваться этой услугой

Урок закончен. Всем спасибо! (слайд 17)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Конспект урока чтения Тема : Апрель. С.Маршак Учебник 2 класс: Книга для чтения. Барская Н.М., Ильина С.Ю.

К конспекту занятия прикладывается презентация, карточка для групповой и индивидуальной работе, фотография Маршака, подснежника.Конспект урока предусматривает формирование у учащихся навыка запоминани...

Урок литературного чтения В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Урок литературного чтения в 4 классе....

Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», 4 класс

Технологическая карта урока литературного чтения по теме:  В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», 4 класс с приложениями к уроку....

Конспект урока по литературному чтению «В.П. Астафьев .Стрижонок Скрип» ( 4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России...

Конспект урока литературного чтения "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с  рассказом В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»;  ознакомление  с жизнью и творчеством В.П. Афанасьева.Планируемые результатыПредметные:З...