Урок обучения грамоте и письма . Звуки [м, м]. Буквы М,м
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Урок разработан с использование приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote_i_pisma._zvuki_m_bukva_m.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Абазинская средняя общеобразовательная школа»

Города Абазы Республики Хакасия

Конспект урока по обучению грамоте
в 1 классе

«Звуки [м, м' ]. Буквы М, м»

подготовила

учитель начальных классов

Богданова Галина Владимировна

г. Абаза

 2018

                                                                                       1.

Цель: познакомить учащихся с новыми звуками и новой буквой; совершенствовать навык чтения;

   Развивать устную речь, память, мышление, внимание.

   Воспитание нравственных качеств человека: любознательность, любовь к своим родным, заботливое отношение к здоровью.

Оборудование: на доске слова в одном столбике, стихотворение, кроссворд, алфавит, слова в двух столбиках.

Ход урока.

I. Организационный момент. Настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята!

- Какое у вас настроение?

- Что бы вы хотели пожелать сегодня себе и своим одноклассникам?

- Пусть все наши пожелания сбудутся!

II. Постановка темы и цели урока.

- Сегодня в нашу жизнь войдёт новая буква, и мы узнаем, какие у неё бывают звуки.

Я приготовила для вас сегодня много различных заданий. ( Показ на доске и объяснение некоторых  заданий.)

III. Работа по теме урока.

1) Знакомство со звуками «м, м'». Игра в структурный анализ слов.

- С чего мы начнём?

(Познакомимся со звуками).

- Давайте с вами поиграем. Приготовьте «чашечки» из своих ладоней.

( Учитель произносит слово шёпотом один раз, а дети сами произносят его тихим голосом и неестественно растянуто в «чашечку» из своих ладоней. «Чашечка» им нужна для того, чтобы звуки не «рассыпались». Дети подносят ладони близко ко рту и смотрят на учителя.)

- «ДОМ». Проговорите это слово себе в «чашечку». (Проговаривают)

- Я утверждаю, что в этом слове 4 звука.

(Дети считают и говорят, что их там три)

- Простите, вы правы. Пошли дальше… Я утверждаю, что второй звук в слове «У»

- Этот звук гласный.

- Последний звук  тоже гласный.

( Дети говорят, что он согласный)

- Разве я так сказала? (Да  и доказывают)

- Простите, пожалуйста! Конечно, «М» - согласный. А ещё он какой?

 (Даётся характеристика звуку «м».)

- А теперь выпрямитесь!  Продиктуйте мне это слово, я напишу его на доске.

( Дети диктуют, а учитель записывает с помощью кружочков и записывает подряд 4 кружка.  Дети исправляют учителя. Учитель благодарит детей.)

(Аналогичная работа со словом «СЕМЬ» и звуком «М'»)

     2) Знакомство с буквами «М, м».

- Ну, а теперь, познакомимся с буквой.

( Многие дети читающие и буквы уже знают)

- Вы уже многие буквы знаете. Можете узнать букву «М»?

(Беру указку и показываю буквы из написанного на доске алфавита. Несколько раз могу показать на другие буквы, ребята всё время исправляют учителя, они очень оживлены.)

                                                                           А б в г д е ё ж з

й й к л м н о п р

с т у ф х ц ч ш щ

ъ ы ь э ю я

2.

- Может быть это буква  «М»?

- Это?

- Может быть, это?

- Да…»М»!

( Красным мелом обвожу букву «М». Показываю карточку с буквой)

-  Пожалуйста, примите букву «М». Пусть она нам поможет читать и разгадывать.

3) Разгадывание кроссворда. Приём «Шепни на ушко..»

(На доске кроссворд с зашифрованным словом «МАМА»)

                          осква     (Москва)

                       доброт                          (доброта)

        ир           (мир)

                                 р         дость      (радость)

                           

- Скажите, какое из этих заданий вы хотите решить?

- Хорошо. Разгадайте кроссворд и шепните мне ответ на ушко.

(Прохожу между рядами, останавливаюсь то около одного, то около другого; слушаю ответы, благодарю тех, кто разгадал, подхожу к тем, кто ответил неправильно и т.д.)

- А теперь скажите вместе…

(По взмаху моей руки, дети хором называют слово)

- Хочу, чтобы каждый из вас любил свою маму больше всего на свете.

4)  Чтение слов с доски.

- У нас на доске есть задание, называется «слова».

( На доске столбиком записаны слова и в петле записано «слова»)

- Сколько в столбике слов?

- Прочтите их про себя. ( Читают)

               

         

ГЕРОЙСВО      

ВЕЖЛИВОСТЬ        

НЕЖНОСТЬ

ЧЕСТНОСТЬ    

ТРУДОЛЮБИЕ        

УВАЖЕНИЕ

ГОРДОСТЬ        

РАДОСТЬ

         

- Из этого столбика каждому из вас я хочу подарить по три слова, выбирайте, пожалуйста, кому какие слова нравятся…

(Дети зачитывают, какие слова они выбрали).

5) Работа над предложением.

- Давайте сейчас займёмся предложением. В предложении пропущено слово.

 - Подумайте, пожалуйста, какое это может быть слово?

 «Моя мама самая        «..».

-(Дети называют слова, а учитель успевает их записывать на свободное место доски.)

- А теперь давайте выберем самые для вас важные слова.

(Стираю с доски все, кроме выбранных детьми слов)

                                                                             3.

6) Работа над стихотворением.

(Стихотворение записано на доске)

- Какое теперь выполним задание?

- Хорошо. Работаем со стихотворением. Даю вам две минуты. За это время попытайтесь прочесть и запомнить его. Такое соревнование. Согласны?

( Засекаю время, дети читают про себя).

- Время истекло! ( Закрываю стихотворение ).

- Кто хочет нам прочитать стихотворение наизусть? В награду получит аплодисменты. Только надо прочесть выразительно.

(Дети читают)

  1. Работа по рассказу. (Учебник «Русская азбука», автор В.Г.Горецкий. Программа «Школа России»).

 - А теперь откройте учебники на стр. 90. Там маленький рассказ. Прочтите его про себя.

                                                                 ( Утром.

        Клава встала рано утром. Она открыла кран.   На полке туалетное мыло. Клава вымыла руки с мылом.  Кот смотрел, смотрел на Клаву и …)

-Ну, как, успели прочесть? Давайте прочитаем вслух. Назовите, чьё чтение хочется вам услышать? (Дети называют)

- Хотите, чтобы кто-нибудь ещё прочёл?

( Дети выразительно читают)

- Давайте поговорим о рассказе. Что вы можете о нём сказать?

- Мне  нравится, как поступила Клава. Она всё правильно сделала?

- А зачем нужно мыть руки с мылом?

- А, как вы думаете, что сделал кот?

- Ребята, на этих страницах есть ещё рассказы. Думаю, вам захочется дома их почитать, не правда ли? А завтра вы их почитаете выразительно в классе.

  1. Упражнение в соединении слов.   ( На доске два столбика слов).

- Ребята, у нас осталось последнее задание. Помогите мне соединить слова в столбиках по смыслу.

СОЛОВЕЙ                         ЛАЕТ

ПТИЧКА                            МЯУКАЕТ

КОШКА                             ПОЁТ

СОБАКА                            ЧИРИКАЕТ

( Дети выходят к доске и соединяют, а может учитель соединять слова и при этом ошибаться, ведя к другому слову).

IV. Итог урока.

- А теперь давайте подытожим, чем мы были заняты на уроке?

- Что нового узнали?

- Какой у нас получился урок?

(Дети высказываются.)

- Ребята, я благодарю вас за урок, говорю вам «СПАСИБО».

(Учитель может пожать руку самым активным ребятам).

                                                                       

                                                                         4.

Список использованной литературы

  1. Амонашвили Ш.A. Размышления о гуманной педагогике - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2001.
  2. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония - М.: МЦР, 2002.
  3. Горецкий В.Г.Учебник «Русская азбука» - М.: Просвещение, 2010.

                                                                      5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте и письму на тему: «Введение букв А, O, как знаков для гласных звуков [a], [o]», учебник (УМК «Букварь» 1 класс, Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А., система Эльконина-Давыдова)

Цели деятельности учителя: формирование условий для ознакомления учащихся с буквами А, О, как знаками для гласных звуков [a], [o];формирование умения обозначать в схемах звуки [a], [o] при составлении...

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и письму "Звуки [б’] и [б] и буква «б», письмо строчной буквы «б»"

Цели деятельности учителя: Формирование представления о звуках «б» и «б’», букве «б»; умения писать строчную букву «б» и соединять её с другими бу...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Звуки [к], [к\']. Буквы К, к» (УМК «Перспектива», 1 класс)

Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [к], [к,] и букве К, к, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Задачи урокаДидактические: Формировать ум...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму "Звуки [с], [с\']. Буквы С,с" (1 класс, УМК "Перспектива")

Тема: "Звуки  [с], [с’]. Буквы С,с" Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока:  формирование знаний учащихся о согласных звуках [...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письмо "Звуки [т], [т’]. Буква Т,т", 1 класс (УМК "Перспектива")

Цель урока: формирование знаний учащихся о согласных звуках [т], [т’] и букве Т ; совершенствование навыка слогового и орфоэпического чтения; формирование представления учащихся о письме строчно...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Звуки [м] и [м’]. Буква М, м» (УМК «Азбука», 1 класс)

Цель урока:формирование знаний у обучающихся о согласных звуках [м] и [м’] и букве М, первоначального графического навыка — письмо строчной буквы «м».Задачи урока:Дидактические...