Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс)
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Школа России" с календарно- тематическим планированием 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass_pilipenko_s.v.1docx.docx | 82.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
муниципального образования «Город Донецк»
ПРИНЯТА Педагогическим советом МБОУ СОШ №13 от ____________ 20__ г. Протокол № _________ от _______________ 20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 13 Подпись директора_____________ Паникарова Е.А. Приказ от __________ № ______ |
Рабочая программа
по литературному чтению
начального общего образования
Срок реализации программы 2017- 2021 год
Составитель Пилипенко Светлана васильевна,
учитель высшей квалификационной категории
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1.1 Нормативно-правовые документы для 1-4 классов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
- Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»,
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);
- Примерная программа по учебному предмету «Литературное чтение» автора В. Г. Горецкого;
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов) педагогов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 13 муниципального образования «Город Донецк»;
- Учебный план МБОУ СОШ №13 г. Донецка Ростовской области на 2017 – 2018 учебный год.
УМК: « Школа России »
Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – нравственно - эстетическое воспитание и развитие у учащихся способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, а также воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
Место предмета (курса)литерное чтение в учебном плане
Федеральный базисный план отводит 136 часов для образовательного изучения литературного чтения во 2 классе из расчёта 4 часа в неделю.
В соответствии с этим реализуется программа по литературному чтению в объеме 136 часов.
В соответствии с производственным календарём общее количество часов на изучение литературного чтения во 2 классе составляет 133 часа.
Были уменьшены часы в разделе «Литература зарубежных стран»: авторская программа 15 часов, фактически 12 часов.
Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребенка, формируется навык самостоятельного чтения.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умения читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжении четырех лет обучения меняются приемы овладения навыком чтения: сначала идет освоение целостных (синтетических) приемов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приемы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), затем вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приемами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умений слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Развиваются умения воспринимать на слух речь собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по прослушанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Ознакомление с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование). Дети сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты; учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью); овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные, интересные тексты, а произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объеме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя; составляют его характеристику; обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали; осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приемы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребенка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения; развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации; выступают в роли актеров, режиссеров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей – создателей произведений словесного искусства.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
Личностные результаты:
- Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
- Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.
- Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.
- Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.
- Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (н-р, татарскую, коми, чеченскую и др.).
- Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
- Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.
- Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
- Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.
- Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.
- Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.
- Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.
- Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.
- Приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.
- Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.
- Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.
- Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.
- Выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам: небо, звёзды, ветер, тучи, река, горы и пр.).
- Использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях, УСР.
- Фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой.
- Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.
- Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.
- Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.
- Строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
- Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.
- Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.
- Пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости.
- Предлагать свои способы сохранения зрения и осанки.
- Пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
- Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
- Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
- Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД:
- Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
- Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»). Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.
- Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.
- Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
- Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
- Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД:
- Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
- Оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
- Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
- Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).
- Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
- Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.
- Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
- ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;
- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
- распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
- соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся научатся:
Творческая деятельность
- читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
- составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.
- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
Учащиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика
- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
- находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.
- использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Требования к уровню подготовки учащихся:.
В результате изучения литературного чтения во 2 классе обучающиеся научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
- читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух не менее 50-60 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объему произведения; полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться о прочитанном
- ориентироваться в нравственном содержании почитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
- определять авторскую позицию и выражать свое отношение к герою, его поступкам;
- устанавливать причинно-следственные связи и определят жанр, тему, главную мысль произведения, характеризовать героев;
- отличать прозаический текст от поэтического; распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм;
- осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование и др.);
- делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план;
- применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);
- передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики текстов;
- высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
- создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
- ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке.
В результате изучения литературного чтения во 2 классе обучающиеся получат возможность научиться:
- осознавать духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте универсальные учебные действия;
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов России и других стран;
- бережно относиться к окружающей природе;
- развивать чувство эмпатии на основе сопереживания литературным героям;
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- выделять в тексте опорные слова;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- делать устную презентацию книги;
- пользоваться тематическим каталогом;
- работать с детский периодикой;
- расширять читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Используемый учебно-методический комплект
- Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: «Просвещение» 2012
- Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Рабочая тетрадь по литературному чтению. 2 класс М.: «Просвещение»2016
- И.В. Аргольд Технологические карты уроков. 1 полугодие , Волгоград, « Учитель» 2014 г. 205 стр.
- И.В. Аргольд Технологические карты уроков. 2 полугодие , Волгоград, « Учитель» 2014 г. 231 стр.
- Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 2 класс М.: «Экзамен», 2014г., 78 стр.
- О.Б. Панкова Проверочные работы. 2 класс, Москва, « Экзамен» 2017 г., 66 стр.
Электронные учебные пособия:
Электронное приложение к учебнику «Математика», 2 класс (диск CD-ROM).
Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Сайт издательства «Просвещение» - www.prosv.ru
Интернет – ресурсы УМК «Школа России» - http://school-russia.prosv.ru/.
Технические средства:
Классная доска
Персональный компьютер
Интерактивная доска
III. Содержание учебного предмета (курса)
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | Содержание |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. |
2 | Самое великое чудо на свете | 4 | Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг |
3 | Устное народное творчество | 12 | Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского народа. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Считалки и небылицы. загадки. Сказки. |
4 | Люблю природу русскую. Осень | 7 | Картины осеней природы. Осенние загадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А.Фета, А.Толстого и др. |
5 | Русские писатели | 15 | А.С.Пушкин – великий русский писатель. Лирические стихотворения. Картины природы. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. И.А.Крылов. Басни. Л.Н. Толстой. Басни Л.Н.Толстого. |
6 | О братьях наших меньших | 9 | Веселые стихи о животных. А.Шибаев, Б.Заходер, И.Пивоварова. Научно-популярные тексты Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки. |
7 | Из детских журналов | 9 | Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский. Проект «Мой любимый детский журнал» |
8 | Люблю природу русскую. Зима | 10 | Зимние загадки. Лирические стихотворения. И.Бунин, К.Бальмонт, Я.Аким, Ф.Тютчев, С.Есенин, С.Дрожжин. Русская народная сказка. Веселые стихи о зиме. |
9 | Писатели детям | 21 | К.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Я. Маршак «Кот и лодыри». С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли». А.Л. Барто Стихи. Н.Н.Носов. Юмористические рассказы |
10 | Я и мои друзья | 13 | Стихи о дружбе и друзьях. В. Берестов, Э. Мошковская, В. Лунин. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой. |
11 | Люблю природу русскую. Весна | 9 | Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской. Проект «Газета – «День победы – 9 мая» |
12 | И в шутку и всерьез . | 11 | Веселые стихи Б. Заходера, Э.Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Веселые рассказы для детей Э.Успенского, Г.Остера, В. Драгунского |
13 | Литература зарубежных стран | 15 | Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок. Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная шапочка». Г.Х Андерсен «Принцесса на горошине». Эни Хогарт «Мафин и паук». Проект «Мой любимый писатель-сказочник». |
Итого: | 136 |
Примерный план проведения контрольных и проверочных работ
(с учётом специфики преподаваемого предмета)
№ п/п | Наименование раздела/темы | Класс | Количество часов | ||
Контрольные работы | Практические, лабораторные работы (проекты) | Экскурсии | |||
1. | Самое великое чудо на свете | 2 | 1 | 1 | |
2. | Устное народное творчество | 2 | |||
3. | Из детских журналов | 2 | 1 | 1 | |
4. | Люблю природу русскую. Весна | 2 | 1 | ||
5. | И в шутку и всерьез | 2 | 1 | ||
6. | Литература зарубежных стран | 2 | 1 | ||
Итого | 2 | 4 |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
___________ ______________
(подпись) (расшифровка)
_______________ 20______ г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературному чтению
Класс 2
Учитель: Пилипенко Светлана Васильевна
Количество часов:
всего 139 часа;
в неделю 4 часа;
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | |||
план | факт | |||||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) | ||||||
1. | Урок по курсу литературного чтения | 1 | 03.09 | |||
Самое великое чудо на свете (4 ч) | ||||||
2. | Поход в библиотеку .Урок-экскурсия | 1 | 04.09 | |||
3. | Герои любимых книг | 1 | 05.09 | |||
4. | Самое великое чудо на свете. Р. Сеф «Читателю» | 1 | 06.09 | |||
5. | Проект «О чем может рассказать школьная библиотека» | 1 | 10.09 | |||
Устное народное творчество (12 ч) | ||||||
6. | Русские народные песни | 1 | 11.09 | |||
7. | Потешки и прибаутки, считалки и небылицы | 1 | 12.09 | |||
8. | Загадки, пословицы и поговорки | 1 | 13.09 | |||
9. | Сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет» | 1 | 17.09 | |||
10. | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» | 1 | 18.09 | |||
11. | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | 1 | 19.09 | |||
12. | Русская народная сказка «Лиса и тетерев». | 1 | 20.09 | |||
13. | Русская народная сказка «Лиса и журавль» | 1 | 24.09 | |||
14. | Русская народная сказка «Каша из топора» | 1 | 25.09 | |||
15. | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | 1 | 26.09 | |||
16. | Разноцветные страницы А. Шибаев «Вспомни сказку» | 1 | 27.09 | |||
17. | Проверим себя и оценим свои достижения .Обобщающий урок. | 1 | 01.10 | |||
Люблю природу русскую! Осень (7 ч) | ||||||
18. | Нравится ли вам осень? Осенние загадки | 1 | 02.10 | |||
19. | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …», К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень» | 1 | 03.10 | |||
20. | А. Фет «Ласточки пропали…»,А. Толстой «Осень» | 1 | 04.10 | |||
21. | С. Есенин «Закружилась листва золотая…», В. Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник» | 1 | 08.10 | |||
22 | В. Берестов «Хитрые грибы» | 1 | 09.10 | |||
23 | М. Пришвин «Осеннее утро» | 1 | 10.10 | |||
24 | Разноцветные страницы. Обобщающий урок | 1 | 11.10 | |||
Русские писатели (15 ч) | ||||||
25 | А. С. Пушкин. Викторина по сказкам поэта | 1 | 15.10 | |||
26 | А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» | 1 | 16.10 | |||
27 | А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» | 1 | 17.10 | |||
28 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | 18.10 | |||
29 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | 22.10 | |||
30 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | 23.10 | |||
31 | И. А. Крылов. Биография и творчество И. Крылова | 1 | 24.10 | |||
32 | И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» | 1 | 25.10 | |||
33 | И. Крылов «Стрекоза и Муравей» | 1 | 29.10 | |||
34 | Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек» | 1 | 30.10 | |||
35 | Л. Н. Толстой «Филиппок» | 1 | 31.10 | |||
36 | Л. Н. Толстой «Правда всего дороже» | 1 | 01.11 | |||
37 | Л. Н. Толстой «Котенок» | 1 | 12.11 | |||
38 | Разноцветные страницы. | 1 | 13.11 | |||
39 | Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщающий урок. | 1 | 14.11 | |||
О братьях наших меньших (9 ч) | ||||||
40 | Б. Заходер «Кискино горе», И. Пивоварова «Жила-была собака …» | 1 | 15.11 | |||
41 | В. Берестов «Кошкин щенок» | 1 | 19.11 | |||
42 | М. Пришвин «Ребята и утята» | 1 | 20.11 | |||
43 | Е. Чарушин «Страшный рассказ» | 1 | 21.11 | |||
44 | Б. Житков «Храбрый утенок» | 1 | 22.11 | |||
45 | В. Бианки «Музыкант» | 1 | 26.11 | |||
46 | В. Бианки «Сова» | 1 | 27.11 | |||
47 | Разноцветные страницы | 1 | 28.11 | |||
48 | Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщающий урок. | 1 | 29.11 | |||
Из детских журналов (9 ч) | ||||||
49 | Знакомство с детскими журналами. | 1 | 03.12 | |||
50 | Д. Хармс «Игра» | 1 | 04.12 | |||
51 | Д. Хармс «А вы знаете?..» | 1 | 05.12 | |||
52 | Д. Хармс «Веселые чижи» | 1 | 06.12 | |||
53 | Д. Хармс «Что это было?», «Очень- очень вкусный пирог» | 1 | 10.12 | |||
54 | Ю. Владимиров «Чудаки», А. Введенский «Ученый Петя» | 1 | 11.12 | |||
55 | А. Введенский «Лошадка», Д. Хармс «Веселый старичок» | 1 | 12.12 | |||
56 | Защита проектов «Мой любимый детский журнал» | 1 | 13.12 | |||
57 | Проверочная работа. | 1 | 17.12 | |||
Люблю природу русскую! Зима (11 ч)1 | ||||||
58 | Нравится ли вам зима? Зимние загадки | 1 | 18.12 | |||
59 | И. Бунин «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка» | 1 | 19.12 | |||
60 | Я. Аким «Утром кот принес на лапах…», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою …» | 1 | 20.12 | |||
61 | С. Есенин «Поет зима –аукает…», «Береза» | 1 | 24.12 | |||
62 | Русская народная сказка «Два Мороза» | 25.12 | ||||
64 | С. Михалков «Новогодняя быль» | 1 | 2612 | |||
65 | А. Барто «Дело было в январе…»,С. Дрожжин «Улицей гуляет …» | 1 | 27.12 | |||
66 | Разноцветные страницы | 1 | 09.01 | |||
67 | Разноцветные страницы | 1 | 10.01 | |||
68 | Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщающий урок. | 1 | 14.01 | |||
Писатели детям (21 ч) | ||||||
69 | К.И. Чуковский. Биография и творчество писателя. | 1 | 15.01 | |||
70 | К. Чуковский «Путаница» | 1 | 16.01 | |||
71 | К. Чуковский «Радость» | 1 | 17.01 | |||
72 | К. Чуковский «Федорино горе» | 1 | 21.01 | |||
73 | К. Чуковский «Федорино горе» | 1 | 22.01 | |||
74 | К. Чуковский «Федорино горе» | 1 | 23.01 | |||
75 | К. Чуковский «Федорино горе» | 1 | 24.01 | |||
76 | С. Я. Маршак. Биография и творчество писателя. | 1 | 25.01 | |||
77 | С. Маршак «Кот и лодыри» | 1 | 28.01 | |||
78 | С. В. Михалков. Биография и творчество писателя. | 1 | 29.01 | |||
79 | С. Михалков «Мой секрет» | 1 | 30.01 | |||
80 | С. Михалков «Сила воли» | 1 | 31.01 | |||
81 | С. Михалков «Мой щенок» | 1 | 04.02 | |||
82 | А. Барто «Веревочка» | 1 | 05.02 | |||
83 | А. Барто «Мы не заметили жука», «В школу» | 1 | 06.02 | |||
84 | А. Барто «Вовка – добрая душа» | 1 | 07.02 | |||
85 | Н. Носов «Затейники» | 1 | 11.02 | |||
86 | Н. Носов «Живая шляпа» | 1 | 12.02 | |||
87 | Н. Носов «На горке» | 1 | 13.02 | |||
88 | Разноцветные страницы.. Скороговорки | 1 | 14.02 | |||
89 | Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщающий урок. | 1 | 18.02 | |||
Я и мои друзья (13 ч) | ||||||
90 | Я и мои друзья. Развитие речи | 1 | 19.02 | |||
91 | В. Берестов «За игрой»,Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду» | 1 | 20.02 | |||
92 | В. Берестов «Гляжу с высоты», В. Лунин «Я и Вовка» | 1 | 21.02 | |||
93 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | 1 | 25.02 | |||
94 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | 1 | 26.02 | |||
95 | Ю. Ермолаев «Два пирожных» | 1 | 27.02 | |||
96 | В. Осеева «Волшебное слово» | 1 | 28.02 | |||
97 | В. Осеева «Хорошее» | 1 | 04.03 | |||
98 | В. Осеева «Почему?» | 1 | 05.03 | |||
99 | В. Осеева «Почему?» | 1 | 06.03 | |||
100 | В. Осеева «Почему?» | 07.03 | ||||
101 | Е. Благинина «Простокваша», В. Орлов «На печи» | 1 | 11.03 | |||
102 | Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщающий урок. | 1 | 12.03 | |||
Люблю природу русскую! Весна (9 ч) | ||||||
102 | Нравится ли вам весна? Весенние загадки | 1 | 13.03 | |||
104 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды» | 14.03 | ||||
105 | А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка» | 1 | 18.03 | |||
106 | А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег теперь уже не тот …» | 1 | 19.03 | |||
107 | И. Бунин «Матери». | 1 | 20.03 | |||
108 | А. Плещеев «В бурю» | 1 | 21.03 | |||
109 | Е. Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковска «Я маму мою обидел» | 1 | 01.04 | |||
110 | С.Васильев «Белая береза» Наши проекты. Газета «День победы – 9 мая» | 1 | 02.04 | |||
111 | Проверим себя и оценим свои достижения. И. Пивоварова «Здравствуй». | 1 | 03.04 | |||
И в шутку и всерьез (11 ч) | ||||||
112 | Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | 1 | 04.04 | |||
113 | Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха | 1 | 08.04 | |||
114 | Э. Успенский «Чебурашка» | 1 | 09.04 | |||
115 | Э. Успенский «Чебурашка» | 1 | 10.04 | |||
116 | Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой…», «Память» | 1 | 11.04 | |||
117 | В. Берестов «Знакомый»,«Путешественники», «Кисточка» | 1 | 15.04 | |||
118 | И. Токмакова «Плим», «В чудной стране» | 1 | 16.04 | |||
119 | Г. Остер «Будем знакомы» Проверочная работа. | 1 | 17.04 | |||
120 | В. Драгунский «Тайное становится явным» | 1 | 18.04 | |||
121 | В. Драгунский «Тайное становится явным» | 1 | 22.04 | |||
122 | Проверим себя и оценим свои достижения.Обобщающий урок. | 1 | 23.04 | |||
Литература зарубежных стран (15 ч) | ||||||
123 | Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» | 1 | 24.04 | |||
124 | Английские народные песенки: «Перчатки», «Храбрецы» | 1 | 25.04 | |||
125 | Французская народная песенка «Сюзон и мотылек» | 1 | 29.04 | |||
126 | Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети» | 1 | 30.04 | |||
127 | Ш. Перро «Кот в сапогах» | 1 | 06.05 | |||
128,129, 130 | Ш. Перро «Кот в сапогах» | 1 | 07.05, 08.05, 13.05 | |||
131 | Ш. Перро «Красная Шапочка» | 1 | 14.05 | |||
132 | Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 | 15.05 | |||
133 | Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 | 16.05 | |||
134 | Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 | 20.05 | |||
135 | Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 | 21.05 | |||
136 | Э. Хогарт «Мафин и паук» | 1 | 22.05 | |||
137 | Э. Хогарт «Мафин и паук» | 1 | 23.05 | |||
138 | Э. Хогарт «Мафин и паук» | 1 | 27.05 | |||
139 | Проверим себя и оценим свои достижения.. | 1 | 28.05 |
Лист
корректировки рабочей программы по литературному чтению
Учителя МБОУ СОШ №13 Пилипенко Светланы Васильевны
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
Дата _____________________ Подпись ____________/_____________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"...
рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе Начальная школа 21 века
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), что полностью соответствует авторской программе Л. А. Ефросининой....
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную з...
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Планета Знаний". Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерной программы основного общего...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...