рабочие программы "Школа России" -1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс)

Макаренко Светлана Анатольевна

Рабочие программы разработаны в соответствии с ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_1b.docx59.43 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40» г. Брянска

«Рассмотрено»                                                                        «Согласовано»                                                      «Утверждено»                      

на заседании  ШМО                                                          Заместитель директора                                               приказ № 95  от 30.08.2019 г.

учителей начальных                                                           школы по УВР                                                          

классов                                                           30.08. 2019 г.                                                          

Протокол № 1                                                                                                                                      

от  30.08. 2019 г.                                                                        _________ (Н. Г. Деуля)                                        

________ (С. М. Авраменко)                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу « Литературное чтение»

1б класс

                                                                                                                                                 

                                                                                                                   учителя начальных классов  высшей категории

                                                                                   Макаренко Светланы Анатольевны

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                     

                                                                                                                       

2019г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению и  обучению грамоте   адресована учащимся уровня начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №40» города Брянска 1 «а» класса и составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273 -ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» ;
  • приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;
  • приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011года №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;
  • приказом Минобрнауки России от 18декабря 2012г. №1060  «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;
  • приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014г. №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373 « Об утверждении и введении  в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • приказом Минобрнауки России № 1576 от 31.12.2015 года «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373»;
  • приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013г. №1015 « Об утверждении Порядка организации  и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -  общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, зарегистрировано в Минюсте России03.03.2011г., регистрационный номер 19993).

Данная программа соответствует требованиям ФГОС НОО.

Программа по литературному чтению и обучению грамоте  разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи:

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

  •    Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
  •    Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
  •      Формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
  •      На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
  •      Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений.

Описание места учебного  предмета в учебном плане школы

В 1 классе на обучение грамоте и развитие речи отводится 92 часа (4 ч. в неделю, 23 уч. недели) и на  изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель, так как курс литературного чтения вводится после завершения обучения грамоте).

Рабочая программа «Литературное чтение» разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина «Русская азбука», Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».

                                                                                                                                                                                                                                                                   

Содержание учебного предмета, курса

Обучение грамоте и развитие речи (92 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Подготовительный этап

16

2

Букварный (основной) период

58

3

Послебукварный период

18

Итого

92

Литературное чтение (40 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Жили-были буквы

10

2

Сказки, загадки, небылицы

5

3

Апрель, апрель! Звенит капель…

4

4

И в шутку и всерьез

5

5

Я и мои друзья

7

6

О братьях наших меньших

9

Итого

40

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный  для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.  Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,  выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение  справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства.  Книга  как источник необходимых знаний.  Первые книги  на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение  содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев  с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

 Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.

Характеристика героя произведения: портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.  Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации), Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе Фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для  восприятия младших школьников.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая   пропедевтика   (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения  разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение,  выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла.  Сказки  (о животных,  бытовые,  волшебные). Художественные  особенности  сказок:  лексика (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности при выполнении действий, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

  • применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст;
  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
  • работать со справочно-энциклопедическими изданиями.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам по литературному чтению

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

  • наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
  • автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;
  • имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;
  • выслушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами;
  • читать небольшой текст плавно,  целыми словами с элементами послогового чтения;
  • читать со скоростью не менее 30-35 слов в минуту небольшие тексты, соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
  • отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
  • воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
  • высказать свое отношение к прочитанному.

Навык чтения. 

I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.

II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

                                                                                                                                                                                                                                      Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

⬥ оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

⬥ оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

⬥ эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

⬥ понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

⬥ высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из учебников «Русская азбука» и «Литературное чтение».

Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
  • Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
  • Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Средством формирования регулятивных УУД  служат технология формирования типа правильной читательской деятельности и технология проблемно-диалогического обучения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в совместной работе класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

  Коммуникативные УУД:

  • Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
  • Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Работать  в паре.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты:

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

⬥ воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

⬥ осмысленно, правильно читать целыми словами со скоростью не менее 20 слов в минуту;

⬥ отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

⬥ подробно пересказывать текст;

⬥ составлять устный рассказ по картинке;

⬥ заучивать наизусть небольшие стихотворения;

⬥ соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

⬥ различать рассказ и стихотворение.


Тематическое планирование по  обучению грамоте и литературному чтению

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Добукварный период 16ч.

1

«Азбука» – первая учебная книга

1

2-3

Речь устная и письменная. Членение речи на предложения.

2

4

Слово и предложение.

1

5

Деление слов на слоги.

1

6

Ударение в словах

1

7-8

Звуки в окружающем мире и в речи.

2

9

Звуки в словах.

1

10

Слог- слияние.

1

11

Повторение и обобщение изученного материала

1

12

Гласный звук [а], буквы  А, а.

1

13

Гласный звук [о], буквы О, о. Правильное соотношение звуков и букв.

1

14

 Гласный звук [и], буквы И, и.

1

15

Звук [ы], буква ы.

1

16

Гласный звук [у], буквы У, у.  Гласные звуки и буквы.

1

Букварный период 58 ч

17

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. Ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.

1

18

Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. Чтение слогов –  с ориентировкой  на гласную букву

1

20

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к.

1

21

Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т.

1

22

Чтение слогов, слов, предложений с буквами Т, т.

1

23

Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л.

1

24

Чтение слов с буквой Л,л

1

25

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

1

26

Согласные звуки [в], [в’], буквы В,в.

1

27

Чтение слов, предложений с буквами В,в

1

28

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [йэ].

1

29

Буква е – показатель мягкости согласного звука.

1

30

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.

1

31

Чтение текстов с буквами П, п. Заглавная буква при написании имён, отчеств, фамилий.

1

32

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.

1

33

Чтение текстов и слов с буквами М, м.

1

34

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.

1

35

Сопоставление слогов и слов с буквами з- с.

1

36-37

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Различие понятий: форма слова, родственные слова

2

38

. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

1

39

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.

1

40

Чтение слов с буквами Д, д.. Сопоставление слогов и слов с буквами б и т.

1

41

Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’ + а].

1

42

Буква Я – показатель мягкости согласных звуков.

1

43

Чтение слов  с буквами Е и Я

1

44

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.

1

45

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

1

46

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

1

47

Звук [ч’]. Чтение слов, предложений с буквой Ч.

1

48

Буква ь – показатель мягкости согласных звуков.

1

49

Разделительный мягкий знак.

1

50

Согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

1

51

Сочетание ши. Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш

1

52

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

1

53

Сопоставление звуков  [ж],    и  [ш],. Чтение слов, текстов с изученными буквами.

1

54

Согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

1

55

Чтение слов, предложений с буквами ж, ш. Правописание сочетаний жи, ши.

1

56

Гласные буквы Ё, ё.

1

57

Чтение предложений и текстов с буквами Ё, ё.

1

58-59

Согласный звук [й], буква й. Чтение Слов с буквой й.

2

60

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.

1

61

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.

1

62

Буквы, обозначающие два звука [йу]. Буква ю – показатель мягкости согласного звука.Ю, ю,

1

63

Чтение предложений и текстов с буквами Ю, ю.

1

64

Согласный твердый звук [ц], буквы Ц, ц.

1

65

Чтение предложений и текстов с буквами  Ц, ц.

1

66

Гласный звук [э], буквы Э, э.

1

67

Чтение слов и предложений с буквами Э, э.

1

68-69

Согласный мягкий глухой звук [щ], буквы Щ, щ.. Чтение слов и словарная работа.

2

70

Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

1

71

Чтение текстов с буквой Ф.

1

72

Знакомство с буквой ъ.

1

73

Твердый и мягкий разделительные знаки.

1

74

Русский алфавит.

1

Послебукварный период 18ч.

75

С.Маршак «Как хорошо уметь читать», В.Берестов «Читалочка» Л.Толстой «Правда всего дороже», «Три калача и одна баранка», Ю.Коваль «Метели летели».

1

76

Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

1

77

К. Ушинский. Наше Отечество.

1

78

В. Крупин. Первоучители словенские.

1

79

В. Крупин. Первый букварь.

1

80-81

Творчество А. С. Пушкина. Л. Н. Толстой – детям.

2

82

К.И. Чуковский «Телефон», «Небылица»

1

83

В.В. Бианки. Первая охота. Творчество С.Я. Маршака «Угомон», «Дважды два».

1

84

Творчество М. М. Пришвина. «Предмайское утро», «Глоток молока»

1

85

А.Л. Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова».

В. Осеева Стихи и рассказы.

1

86-87

Весёлые стихи Б. Заходера. В. Берестова.

2

88-89

Проект: «Живая Азбука»

2

90

Прощание с «Азбукой»

1

91-92

Наши достижения. Планируемые результаты изучения.

2

Тематическое планирование уроков литературного чтения

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Раздел I. «Жили-были буквы» (10 часов)

1

Знакомство с учебником «Литературное чтение. 1 класс»

1

2

В. Данько «Загадочные буквы»

1

3

И. Токмакова «Аля, Кляксыч и буква А»

1

4

С. Черный «Живая азбука»

1

5

Ф. Кривин «Почему А поётся, а Б – нет»

1

6

Г. Сапгир «Про медведя»

1

7

М. Бородицкая «Разговор с пчелой»

1

8

И. Гамазкова «Кто как кричит?»

1

9

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

1

10

Обобщение по разделу.

1

Раздел II. Сказки, загадки, небылицы (5 часов)

11

Е. Чарушин «Теремок»

1

12

Русская народная сказка «Рукавичка»

1

13

Загадки, песенки.

1

14

Русские народные потешки. Стишки  и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»

1

15

Урок-обобщение «Узнай сказку»

1

Раздел III. «Апрель, апрель! Звенит капель…» (4 часа)

16

А. Плещеев «Сельская песенка» А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…»

1

17

Т. Белозеров «Подснежники» С. Маршак «Апрель»

1

18

И. Токмакова «Ручей» Е. Трутнева «Когда это бывает?»

1

19

Обобщение по разделу.

1

Раздел IV. «И в шутку и всерьёз» (5 часов)

20

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки» Я. Тайц «Волк» Г. Кружков «Ррры!»

1

21

Н. Артюхова Саша – дразнилка»

1

22

К. Чуковский «Федотка» О. Дриз «Привет»

1

23

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки» М. Пляцковский «Помощник»

1

24

Обобщение по разделу.

1

Раздел V. «Я и мои друзья» (7 часов)

25

Ю. Ермолаев «Лучший друг» Е. Благинина «Подарок»

1

26

В. Орлов «Кто первый?» С. Михалков «Бараны»

1

27

Р. Сеф «Совет» В. Берестов «В магазине игрушек»

1

28

И. Пивоварова «Вежливый ослик» А. Барто «Вот так защитник»

1

29

Я. Аким «Моя родня» С. Маршак «Хороший день»

1

30

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль» Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка»

1

31

Обобщение по разделу.

1

Раздел VI. «О братьях наших меньших» (9часов)

32

С. Михалков «Трезор»

Р. Сеф «Кто любит собак»

1

33

В. Осеева «Собака яростно лаяла»

1

34

И. Токмакова «Купите собаку»

С. Михалков «Важный совет»

1

35

М. Пляцковский «Цап Царапыч»   Г. Сапгир «Кошка»

1

36

В. Берестов «Лягушата»

1

37

Д. Хармс «Храбрый ёж»

1

38

Н. Сладков «Лисица и Ёж»

1

39-40

Обобщение по разделу.

1


 приложение №1 Календарно-тематическое планирование по  обучению грамоте и литературному чтению

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

план

факт

Добукварный период 16ч.

1

«Азбука» – первая учебная книга

1

3.09

2-3

Речь устная и письменная. Членение речи на предложения.

2

4.09-5.09

4

Слово и предложение.

1

6.09

5

Деление слов на слоги.

1

10.09

6

Ударение в словах

1

11.09

7-8

Звуки в окружающем мире и в речи.

2

12.09-13.09

9

Звуки в словах.

1

17.09

10

Слог- слияние.

1

18.09

11

Повторение и обобщение изученного материала

1

19.09

12

Гласный звук [а], буквы  А, а.

1

20.09

13

Гласный звук [о], буквы О, о. Правильное соотношение звуков и букв.

1

24.09

14

 Гласный звук [и], буквы И, и.

1

25.09

15

Звук [ы], буква ы.

1

26.09

16

Гласный звук [у], буквы У, у.  Гласные звуки и буквы.

1

27.09

Букварный период 58 ч

17

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. Ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.

1

1.10

18

Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. Чтение слогов –  с ориентировкой  на гласную букву

1

2.10

20

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к.

1

3.10  

21

Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т.

1

4.10

22

Чтение слогов, слов, предложений с буквами Т, т.

1

8.10

23

Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л.

1

9.10

24

Чтение слов с буквой Л,л

1

10.10

25

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

1

11.10

26

Согласные звуки [в], [в’], буквы В,в.

1

15.10

27

Чтение слов, предложений с буквами В,в

1

16.10

28

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [йэ].

1

17.10

29

Буква е – показатель мягкости согласного звука.

1

18.10

30

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.

1

22.10

31

Чтение текстов с буквами П, п. Заглавная буква при написании имён, отчеств, фамилий.

1

23.10

32

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.

1

24.10

33

Чтение текстов и слов с буквами М, м.

1

25.10

34

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.

1

29.10

35

Сопоставление слогов и слов с буквами з- с.

1

30.10

36-37

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Различие понятий: форма слова, родственные слова

2

8.11-12.11

38

. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

1

13.11

39

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.

1

14.11

40

Чтение слов с буквами Д, д.. Сопоставление слогов и слов с буквами б и т.

1

15.11

41

Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’ + а].

1

19.11

42

Буква Я – показатель мягкости согласных звуков.

1

20.11

43

Чтение слов  с буквами Е и Я

1

21.11

44

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.

1

22.11

45

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

1

26.11

46

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

1

27.11

47

Звук [ч’]. Чтение слов, предложений с буквой Ч.

1

28.11

48

Буква ь – показатель мягкости согласных звуков.

1

29.11

49

Разделительный мягкий знак.

1

3.12

50

Согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

1

4.12

51

Сочетание ши. Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш

1

5.12

52

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

1

6.12

53

Сопоставление звуков  [ж],    и  [ш],. Чтение слов, текстов с изученными буквами.

1

10.12

54

Согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

1

11.12

55

Чтение слов, предложений с буквами ж, ш. Правописание сочетаний жи, ши.

1

12.12

56

Гласные буквы Ё, ё.

1

13.12

57

Чтение предложений и текстов с буквами Ё, ё.

1

17.12

58-59

Согласный звук [й], буква й. Чтение Слов с буквой й.

2

18.12-19.12

60

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.

1

20.12

61

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.

1

24.12

62

Буквы, обозначающие два звука [йу]. Буква ю – показатель мягкости согласного звука.Ю, ю,

1

25.12

63

Чтение предложений и текстов с буквами Ю, ю.

1

26.12

64

Согласный твердый звук [ц], буквы Ц, ц.

1

27.12

65

Чтение предложений и текстов с буквами  Ц, ц.

1

10.01

66

Гласный звук [э], буквы Э, э.

1

14.01

67

Чтение слов и предложений с буквами Э, э.

1

15.01

68-69

Согласный мягкий глухой звук [щ], буквы Щ, щ.. Чтение слов и словарная работа.

2

16.01-17.01

70

Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

1

21.01

71

Чтение текстов с буквой Ф.

1

22.01

72

Знакомство с буквой ъ.

1

23.01

73

Твердый и мягкий разделительные знаки.

1

24.01

74

Русский алфавит.

1

28.01

Послебукварный период 18ч.

75

С.Маршак «Как хорошо уметь читать», В.Берестов «Читалочка» Л.Толстой «Правда всего дороже», «Три калача и одна баранка», Ю.Коваль «Метели летели».

1

29.01

76

Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

1

30.01

77

К. Ушинский. Наше Отечество.

1

         31.01

78

В. Крупин. Первоучители словенские.

1

4.02

79

В. Крупин. Первый букварь.

1

5.02

80-81

Творчество А. С. Пушкина. Л. Н. Толстой – детям.

2

6.02-7.02

82

К.И. Чуковский «Телефон», «Небылица»

1

18.02

83

В.В. Бианки. Первая охота. Творчество С.Я. Маршака «Угомон», «Дважды два».

1

19.02

84

Творчество М. М. Пришвина. «Предмайское утро», «Глоток молока»

1

20.02

85

А.Л. Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова».

В. Осеева Стихи и рассказы.

1

21.02

86-87

Весёлые стихи Б. Заходера. В. Берестова.

2

25.02-26.02

88-89

Проект: «Живая Азбука»

2

27.02-28.02

90

Прощание с «Азбукой»

1

4.03

91-92

Наши достижения. Планируемые результаты изучения.

2

5.03-6.03


Календарно-тематическое  планирование уроков литературного чтения

 

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

план

факт

Раздел I. «Жили-были буквы» (10 часов)

1

Знакомство с учебником «Литературное чтение. 1 класс»

1

7.03

2

В. Данько «Загадочные буквы»

1

11.03

3

И. Токмакова «Аля, Кляксыч и буква А»

1

12.03

4

С. Черный «Живая азбука»

1

13.03

5

Ф. Кривин «Почему А поётся, а Б – нет»

1

14.03

6

Г. Сапгир «Про медведя»

1

18.03

7

М. Бородицкая «Разговор с пчелой»

1

19.03

8

И. Гамазкова «Кто как кричит?»

1

20.03

9

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

1

21.03

10

Обобщение по разделу.

1

1.04

Раздел II. Сказки, загадки, небылицы (5 часов)

11

Е. Чарушин «Теремок»

1

2.04

12

Русская народная сказка «Рукавичка»

1

3.04

13

Загадки, песенки.

1

4.04

14

Русские народные потешки. Стишки  и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»

1

8.04

15

Урок-обобщение «Узнай сказку»

1

9.04

Раздел III. «Апрель, апрель! Звенит капель…» (4 часа)

16

А. Плещеев «Сельская песенка» А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…»

1

10.04

17

Т. Белозеров «Подснежники» С. Маршак «Апрель»

1

11.04

18

И. Токмакова «Ручей» Е. Трутнева «Когда это бывает?»

1

15.04

19

Обобщение по разделу.

1

16.04

Раздел IV. «И в шутку и всерьёз» (5 часов)

20

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки» Я. Тайц «Волк» Г. Кружков «Ррры!»

1

17.04

21

Н. Артюхова Саша – дразнилка»

1

18.04

22

К. Чуковский «Федотка» О. Дриз «Привет»

1

22.04

23

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки» М. Пляцковский «Помощник»

1

23.04

24

Обобщение по разделу.

1

24.04

Раздел V. «Я и мои друзья» (7 часов)

25

Ю. Ермолаев «Лучший друг» Е. Благинина «Подарок»

1

25.04

26

В. Орлов «Кто первый?» С. Михалков «Бараны»

1

29.04

27

Р. Сеф «Совет» В. Берестов «В магазине игрушек»

1

30.04

28

И. Пивоварова «Вежливый ослик» А. Барто «Вот так защитник»

1

2.05

29

Я. Аким «Моя родня» С. Маршак «Хороший день»

1

6.05

30

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль» Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка»

1

7.05

31

Обобщение по разделу.

1

8.05

Раздел VI. «О братьях наших меньших» (9часов)

32

С. Михалков «Трезор»

Р. Сеф «Кто любит собак»

1

13.05

33

В. Осеева «Собака яростно лаяла»

1

14.05

34

И. Токмакова «Купите собаку»

С. Михалков «Важный совет»

1

15.05

35

М. Пляцковский «Цап Царапыч»   Г. Сапгир «Кошка»

1

16.05

36

В. Берестов «Лягушата»

1

20.05

37

Д. Хармс «Храбрый ёж»

1

 21.05

38

Н. Сладков «Лисица и Ёж»

1

22.05

39-40

Обобщение по разделу.

1

23.05

приложение №2

Описание учебно-методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса:

Книгопечатная продукция

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М. В. И др.  Рабочие программы.1-4 класс. – М.: «Просвещение», 2011.

Учебники

  1. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А. Азбука. Учебник в двух частях – М.: Просвещение, 2018
  2. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник в двух частях – М.: «Просвещение», 2018

 Методические пособия

  1. Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте М.: «Вако», 2012
  2. Игнатьева Т. В. Поурочные разработки по обучению грамоте. К учебнику В. Г. Горецкого и др. «Азбука. 1 класс» - М.: «Экзамен», 2015
  3. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению – М.: «Вако», 2011

Технические средства обучения

Классная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

Проектор

Компьютер

Принтер

Ксерокс

Экранно-звуковые пособия

Горецкий В. Г. Электронное приложение к учебнику «Русская азбука. 1 класс» - М.: «Просвещение», 2016 (СД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа . 4 класс. ШКОЛА РОССИИ.

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 4 класса составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов "Школа России", - М.: Просвещение, 2007....

рабочие программы 3 класс Школа России

рабочие прогрммы по предметам...

Рабочая программа, 1 класс. "Школа России"

Данная программа включает основные предметы начальной школы: математика, письмо и русский язык, чтение, окружающий мир, технология. Содержит пояснительные записки и тематические планы....

Рабочая программа 3 класс "Школа России".

Это рабочая программа для 3 класса татарской школы ("Школа России")....

Рабочая программа 4 класс " Школа России"

Мною разработана рабочая программа 4 класс. " Школа России"Пояснительные к предметам, тематические планы ( Русский язык, Математика, Литературное чтение, Технология)...

Рабочие программы 2 класс УМК "Школа России"

Рабочие программы по всем предметам для 2 класс УМК "Школа России"...