Методическая разработка "Урок в 1 классе " Слова и слоги"
методическая разработка по чтению (1 класс)
Конспект урока и презентация по теме " Слова и слоги, ударение в словах" 1-йкласс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/10/02/urok_chteniya.pptx | 748.97 КБ |
tema_slogi.docx | 63.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А У МА МЯЧ
А н я
ТЫ КВА
СО ВА
А н я ТЫ КВА СО ВА
Б У Д Ь Т Е З Д О Р О В Ы !
Информационные ресурсы http://edaplus.info/food_pictures/strawberries.jpg - земляника http://stat8.blog.ru/lr/0933743b951e8e2db1a81ff8c4607450 -солнышко http://lenagold.ru/fon/clipart/b/bab/babochka265.jpg -бабочка http://images-partners.google.com/images?q=tbn:ANd9GcTIhtw_w14sYlIjzpvDKVCmgs8bDRKwKTsbwHIqYgCPII4Ztv6uDSiBoB7W –грибы http://lenagold.ru/fon/clipart/e/egik/egiky08.jpg -ёжик http://lenagold.ru/fon/clipart/e/egik/egiky43.jpg -ёжик с грибами
Предварительный просмотр:
Конспект урока обучения грамоте,
проведенного в 1 «В» классе 248 школы
Рудецкой Анной Николаевной
Санкт-Петербург
Тема: Слова и слоги, ударение в словах
Цель: Научить детей определять количество звуков в слове
Сопоставление понятий: слово — слог.
Различать звуковую форму слова и его значение.
Задачи:
- Знать
-что слово состоит из слогов, один из которых обязательно ударный произносится с большей силой и длительностью.
- Понять
- что слово делится на части-слоги, и то, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
- Уметь
- делить звучащее слово на слоги, Называть в слоге гласный звук. Проводить слого - звуковой анализ слов. Использовать условные обозначения слога (дуга, вертикальные линии). Расставлять знак ударения в звуковых схемах слов. Находить ударный слог в словах, обозначать его знаком ударения
Личностные: осознание значимости правильного произношения слов.
Регулятивные: освоение способов деления слов на слоги и способов постановки ударения.
Познавательные: осмысление слоговой структуры слова.
Коммуникативные: использование интонации для постановки смыслового ударения в фразе.
Формы работы: Фронтальная, в парах, индивидуальная.
Ресурсы: Схемы слов и предложений, предметные картинки. Интерактивная доска, азбука
Литература: Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева- Методическое пособие «Обучение Грамоте»
В.В. Волина -Занимательная Азбука. О.Д .Ушаков правила русского языка.
План урока
I. Организационный момент-1мин
1. Вступительное слово учителя
2.Приветствие знакомство
3.Пожелания, отличной совместной работой
II. Актуализация знаний -3мин
- Каким цветом обозначается , гласный, согласный ,и мягкий согласный в схемах.
- Работа с рисунками и схемой.
III. Изучение нового материала-10 мин
- Прочтение стихотворения, с картинками
- Изучаем схемы слов
- Работа с картинками
- Определить сколько слогов в словах.
V. Физкультминутка-2мин
VI. Закрепление изученного материала-13мин
Работа с Азбукой
VII. физкультминутка-2мин
VIII. Рефлексия-3мин
I. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята!
-Я читаю стихотворение, чтоб подготовить детей к новому уроку !
Проверь–ка, дружок,
Ты новый готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, азбука, тетрадка?
(садитесь)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
Какие вы молодцы, все готовы !! И конечно же мы можем начать урок!
III. Актуализация знаний
Расскажите, что мы обозначаем при помощи этих кружков?
(показываю детям зеленый, синий, и красный кружок)
-Какой звук обозначается зеленым цветом?
(Дети должны отвечать полным ответом-зеленым цветом обозначается мягкий согласный звук)
- Приведите пример мягкого согласного звука (мь,ть,ль)
-А какой звук обозначается синим цветом?
- Приведите пример мягкого согласного звука (м,т,л)
-Какой звук обозначается красным цветом?
- Приведите пример гласного звука (а, у, о)
-Ребята взгляните на схему под рисунками, как вы думаете какое слово там прячется? Кот или кит?
-Правильно это кот.
А почему слово КИТ не подходит? ( В этом слове первый звук – мягкий согласный)
мы можем приступить к новой теме.
IV. Изучение нового материала I
Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
(Во время чтения стихотворения учителем дети видят всплывающие слоги на доске) слайд 1 Дружат гласная с согласной, Составляя вместе слог. «Ма» и «ша», запомни «Маша», К нам явились на урок. Если слоги встанут рядом, Получаются слова. «Ты» и «ква», А вместе «тыква». «Со» и «ва» - читай: «сова». Соединили мы два слова – И предложение готово! Дождь идет! Гремит гроза! Улетела стрекоза. - Ребята, а давайте посмотрим посмотрите на доску и рассмотрите рисунки и схемы. - Кто изображен на рисунке? (ответ детей, на рисунке изображена девочка Маша) - Да Маша, давайте подставим вашу руку к подбородку, и произнесем это слово, повторяйте за мной. МА-ША, -Сколько раз подбородок коснулся руки? 2 Раза, это нам говорит что в слове Ма-ша, 2 слога. . В слове МАША два слога, то есть две части. Все слова состоят из частей, которые называются СЛОГИ. -Давайте рассмотрим слово тыква, подставляйте руку к подбородку, и говорите в слух – ты-ква, сколько слогов у вас получилось?- (ответ) -Молодцы ребята, вы попробуете узнать сколько слогов в слове сова? ВЫВОД: ИТАК, МЫ УЗНАЛИ, ЧТО СЛОВА СОСТОЯТ ИЗ ЧАСТЕЙ, КОТОРЫЕ НАЗЫВАЮТСЯ СЛОГИ. Повторите. III А сейчас все дружненько посмотрим посмотрите на доску, какие животные изображены на картинке? -Кот и слон, правильно, сколько слогов в этих словах) (ответы детей-в этих словах 1 слог) -Давайте посмотрим следующую картинку, кто же на ней? (ответы дете1- на картинке лиса,утка) -Кто же из вас мне сможет сказать сколько слогов в этих словах? (ответы детей) - А кто же у нас на третьем рисунке что это за птицы? -А теперь давайте еще раз вернемся к нашим схемам, посмотрите на первую картинку, слон и кот, сколько гласных звуков в этих словах? А сколько слогов? ( в этих словах 1 гл.звук и один слог) -а сколько в слове лиса гл. зв? А слогов? - и наконец в слове голуби, 3 гл,зв, и три слога, -смотрите как интересно получается, сколько в словах гл.зв, столько и слогов. -Какой вывод мы с вами можем сделать ребята? -Что в слове столько слогов сколько гл.зв. ЗАПОМНИТЕ правило: в слове столько слогов сколько гл.зв. ПОВТОРИТЕ ПРАВИЛО хором: в слове столько слогов сколько гл.зв. - Чтобы дело шло на лад, Раздели на слоги слово, Как на дольки ШО – КО – ЛАД -А теперь давайте это трудное слово разделим на слоги: ШО-КО-ЛАД -Кто скажет сколько гл зв? Значит слогов сколько?(ответ детей, в этом трудном слове 3 слога) V. Физкульт-минутка СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ ОТДОХНЕМ, И РАЗОМНЕМСЯ ПОД ФИЗКУЛЬТ- МИНУТКУ.( включаю физкульт минутку) VI. Закрепление изученного материала IV -Молодцы ребята вы справились с этим заданием, теперь мы поработаем с учебником. Откройте пожалуйста учебник на стр 54. - Все открыли, молодцы, посмотрите, пожалуйста на изображение и скажите кого мы видим на картинке? Да правильно видим мы - Машеньку, она пошла в лес по грибы, по ягоды и заблудилась…. Ей страшно, и надо позвать на помощь своих близких: бабушку, дедушку, и братишку. -Кого же Машенька позовет первым, давайте рассмотрим схему, каким цветом обозначен первЫЙ ЗВУК? (ответ детей- ПЕРВЫЙ ЗВУК - мягкий согласный) -Какое слово туда подойдет? Может быть ба-бу- шка? -Конечно же нет, слог ба, начинается с твердой согласной. -Может братишка? Давайте проверим? (ответ детей) - Кто же у нас остался? ДЕ-ДУ-ШКА, подходит? (ответы детей) -Давайте позОвем, дее-душка, кто услышал а какой слог произносится с большей силой? СЛОГ, КОТОРЫЙ ПРОИЗНОСИТСЯ С БОЛЬШЕЙ СИЛОЙ, НАЗЫВАЕТСЯ УДАРНЫМ СЛОГОМ. Над ним в схеме ставится знак ударения. -Посмотрите на маленькую черточку сверху над первым словом. Эта черточка обозначает ударный слог, а слог который произносится с большей силой называется ударным. (остальные слова по аналогии) -Посмотрим что у нас дальше, а дальше у нас картинки, скажите что это за цветок? Роза- сколько в слове роза слогов, как вы думаете? 2-правильно, а какой слог мы выделяем в слове роза? Правильно, РО- кто мне скажет почему? (ответы детей) -А в слове пила?-2, а в слове барабан?-3 правильно, шар- сколько здесь гласных-1, значит и слог всего один. -Дальше мы видим карандаш, и мышку, что рисует карандаш, а мышонок что подумал? (ответы) -А в конце кого увидел на картинке? Ко-шку, сколько слогов в слове ? --- - Какие слова вы еще знаете которые начинаются на слог- ко? VI -Сейчас я вам расскажу одну историю: Три иностранца произносят одно и то же слово радуга по-разному. Француз произносит слово с ударением на последнем слоге, Поляк – на предпоследнем, Англичанин– на первом. Учитель воспроизводит три разных произношения этого слова и спрашивает, чем они отличаются. Дети замечают, что даже узнать слово при таком произношении непросто. Иностранцы выделяют разные слоги в одном и том же слове. Учитель сообщает, что такое выделение слога (т.е. произнесение его с большей силой, ударяя) называется ударением. - Кто же из иностранцев правильно произносит слово радуга? (Тот, у которого первый слог ударный).
Аналогичная работа проводится с другой парой слов кружки- кружки VII Сейчас мы с вами сновА перейдем к Азбуке на страницу 56, кого мы видим на картинках? Правильно это (называют дети) им пришла весточка от принца, давайте им поможем? — Принц приказал объявить во всеуслышание, что во дворце в честь его новых друзей Ани и Вани объявлен бал! Но на бал попадет тот, кто разгадает секрет двух слов (зáмки — замки́). - Давайте попробуем разгадать секрет этих слов. - Рассмотрите рисунок. Что такое зáмок? Сколько замков на картинке? - Что такое замок? Сколько замков на рисунке? - Рассмотрите схемы этих слов. Что заметили? - Послушайте как произносятся эти слова. Услышали отличие в произношении? !!!! – В первом случае Эти слова пишутся одинаково. Их нельзя отличить, если не произнести. Когда мы их произносим, то выделяем ударный слог. В слове зАмки мы выделяем голосом ПЕРВЫЙ слог ЗА, а во втором слове замкИ – ударный слог – КИ. Ударение помогает нам различать слова по смыслу. - Наши герои теперь могут спокойно попасть на бал. Рассмотрите рисунки, что им надо выбрать? Молодцы ребята мы справились с заданием, и нам помогло в этом ударение. - Назовите обувь. Произнесите слова, выделяя голосом ударный слог. (башмаки, лапти, туфли) - Назовите слово с ударением на первом слоге? На третьем? - На какой звук падает ударение в словах? VIII Игра «Назови обувь» - Какую обувь вы еще знаете? Назовите, ударный слог? |
IX
- Про ударный слог есть прекрасное стихотворение, я сейчас вам его прочту:
Ударный слог,
Ударный слог –
Он назван так недаром.
Эй, невидимка – молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит!
XI
-А сейчас у нас с вами, будет физминутка, и мы отдохнем от столь насыщенного материала.
XII
Ну вот мы отдохну, и сейчас подошло время к подведению итогов, скажите ребята, что такое слог? А сколько в слове бывает слогов? Какой слог называется ударный?
И в заключение послушайте пожалуйста стихотворение:
Солнце село за село.
Нам ужасно повезло,
Что в гости к Ударению сходили
И все его секреты мы раскрыли
.Принц Ударение, конечно, «мОлодец»
,А каждый из нас «молодЕц».
Спасибо всем за работу на уроке , мне очень понравилось с вами работать. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОУ по русскому языку 1 класс "Слово и слог. Выделение слогов в слове. Анализ слоговых моделей слов"
Письмо заглавной буквы Р...
Урок русского языка во 2 классе Слово и слог.
Урок построен с новым требованием ФГОС Распланированы все этапы урока у казаны все УУД...
Презентация по русскому языку 2 класс "Слово и слог"
Эта презентация подходит для любого УМК по русскому языку во 2 классе....
Конспект урока русского языка в 1 классе "Слово и слог"
Конспект урока по русскому языку Тема: Слог и слово. Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала Цель: формировать умения различать слово и слог, научить делить...
Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги.
Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги....
Конспект по русскому языку 3 класс СЛОВО И СЛОГ. ЗВУКИ И БУКВЫ. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человек...
Конспект по русскому языку 3 класс СЛОВО И СЛОГ. ЗВУКИ И БУКВЫ. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человек...