Конспект по русскому языку 3 класс СЛОВО И СЛОГ. ЗВУКИ И БУКВЫ. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_34.docx | 39.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 34
СЛОВО И СЛОГ. ЗВУКИ И БУКВЫ. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Цели деятель- | Создать условия для актуализации знаний учащихся о согласных звуках и буквах, обозначающих согласные звуки, о написании буквосочетаний с шипящими согласными звуками; совершенствовать умения правильно обозначать на письме парные по глухости-звонкости согласные звуки в конце слова и перед согласными, ударный гласный звук после шипящих |
Тип урока | Постановка и решение учебных задач |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
Методы и формы обучения | Фронтальная, парная, коллективная, индивидуальная |
Образовательные | 1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Интернет-ресурс: http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm |
Оборудование | Доска, интерактивная доска, проектор (по возможности) |
Наглядно- | Запись элементов букв, звукобуквенного разбора слова «ключ», слов с непроверяемыми написаниями |
Основные понятия и термины | Согласные звуки. Парные и непарные по глухости-звонкости, твердости-мягкости согласные звуки. Условное звуковое обозначение согласных звуков. Буквы, которые обозначают мягкость (твердость) согласных звуков на письме. Буквосочетания ча–ща, чу–щу, жи–ши, чк, чн, нч, чт, щн. Слова с непроверяемым написанием. Звукобуквенный разбор слова. Правило обозначения парных по звонкости-глухости согласных звуков буквами |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Формируемые | Проме- |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Постановка | Формулирование учебных задач | – Откройте учебник на с. 65. Мы продолжаем – Сегодня на уроке повторим и систематизируем знания о согласных звуках и буквах, обозначающих согласные звуки, написании буквосочетаний с шипящими согласными звуками; будем упражняться в правильном обозначении на письме парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласными, ударного гласного звука после шипящих | Внимательно слушают | Фрон-тальная | П – извлекают Р – осознают |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
II. Минутка чисто-писания | Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начерта- | – Посмотрите на доску. Элементы каких букв Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите – Посмотрите и отметьте элементы, которые | – Заглавной Выполняют | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – владеют логическими действи-ями анализа, син-теза, сравнения. Р – осознают | Написание элементов букв с соблюдением правил каллиграфии |
III. Повторение 1. Работа | Работа | – Рассмотрите в учебнике на с. 65 таблицу • Почему согласные звуки получили такое название? • Как называется согласный звук, если он состоит из голоса и шума? • Как называется согласный звук, если он состоит только из шума? • Назовите пары согласных звуков по глухости-звонкости. • Назовите согласные звуки, у которых нет пары по глухости-звонкости. | Рассматривают содержание таблицы. Отвечают | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; используют знаково-символиче-ские средства представления | Знания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
• Назовите пары согласных звуков по твердости-мягкости. • Почему букв, обозначающих согласные звуки, меньше, чем согласных звуков? • Какие буквы обозначают мягкость согласного звука на письме? • Какие буквы обозначают твердость согласного звука на письме? • Обратите внимание на условное звуковое | информации, Р – осознают К – слушают сверстников Л – осознают границы своего знания и «незнания» | звуков | ||||
2. Работа | Упражнение в произношении согласных звуков, пра-вильном | – Откройте рабочую тетрадь на с. 38, найдите упр. 90. Прочитайте, называя правильно буквы. Какие буквы, обозначающие согласные звуки, – Назовите слово, в котором все согласные звуки твердые. – Назовите слово, в котором все согласные звуки мягкие. – Назовите слово, в котором все согласные | Выполняют – Марка. – Финики. – Шишка. | Индиви-дуальная. Фрон-тальная | П – ориентируются на страницах учебного пособия, владеют логичес-кими действиями, строят речевое высказывание | Произношение со-гласных звуков. Правильное называние со-гласных букв |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Назовите слово, в котором все согласные | – Рана | зуют знаково- Р – осознают К – слушают сверстников Л – осознают границы своего знания и «незнания» | ||||
3. Работа | Работа над упражнением с целью актуализации знаний об особенностях шипящих | – Откройте в учебнике с. 66, найдите упр. 119. Прочитайте. Почему согласные звуки [ж], [ш], Расскажите, что вы знаете о правописании | Выполняют | Индиви-дуальная. Фрон-тальная | П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, строят речевое высказывание в соответствии с зада- | Знание особенностей шипящих со-гласных звуков. Написание глас- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
согласных звуков, | Можно провести диктант по памяти или комментированную запись слов с данными орфограммами. Диктант по памяти: один ученик называет слово с данными орфограммами, а другие учащиеся его записывают, затем объясняют написание слова. Комментированная запись слов: | чами коммуникации, используют знаково-символи-ческие средства представления информации. Р – осознают К – слушают сверстников Л – осознают границы своего знания и «незнания» | ных после шипящих | |||
4. Работа Работа | Знакомство с памяткой проведения звукобуквенного разбора Выполнение звуко- | – Откройте в учебнике с. 143. Прочитайте – Пользуясь образцом, проведем звукобуквенный разбор слова «ключ» (одновременно проводится запись звукобуквенного разбора слова): • Произнесите слово. • Определите, сколько в слове слогов. Произнесите слово по слогам. | Выполняют – В слове один слог: ключ. | Индиви-дуальная. Коллективная | П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; | Умение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
по учеб- | буквенного разбора | • Определите ударный слог. Произнесите слово, выделяя голосом ударный слог. • Назовите звуки по порядку и определите, каким является каждый звук: если гласный, то какой он – ударный или безударный; если согласный, то какой он – звонкий или глухой, твердый или мягкий, парный или непарный. Назо-вите букву, которой обозначается каждый звук. • Назовите количество звуков и букв в слове. | – Он является ударным. – Звуки в слове можно обозначить так: [к] – согл., [л’] – согл., звон. непарн, мягк. парн.; обозначается буквой «эль»; [у] – гласн., ударн; [ч’] – согл., глух. непарн., мягк. непарн.; обозначается буквой «че». – В слове 4 | используют знаково-символиче-ские средства представления информации, Р – осознают К – слушают сверстников Л – осознают границы своего знания и «незнания» | буквенного разбора слова. Выполнение звукобуквенного разбора слова. Выполнение физкульт- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Упражнения физкульт- | – Обратите внимание, что цифра 1 справа от слова показывает, что нужно сделать звукобуквенный разбор этого слова. Физкультминутка | Внимательно слушают. Выполняют упражнения физкульт- | ||||
5. Работа | Выполнение звукобуквенного разбора | – Откройте рабочую тетрадь на с. 40, найдите упр. 96. Выполните звукобуквенный разбор слова «зяблик». При необходимости обращайтесь После выполнения задания осуществляется | Выполняют Осуществляют взаимопро- | Индиви-дуальная. Парная | П – владеют логическими операциями, используют знаково-символические средства. Р – осознают Л – осознают границы своего знания и «незнания» | Выполнение звукобуквенного разбора слова |
6. Работа | Воспроиз- | – Прочитайте правило в учебнике на с. 67. Ответьте на вопросы: • Какую согласную в корне надо проверять? • Как надо проверять? | Выполняют | Индиви-дуальная. Фрон-тальная | П – владеют логическими действиями, строят речевое высказывание, осуществля- | Умение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ных по | • Какие способы подбора проверочного слова вам известны? | ют различные Р – осознают К – слушают сверстников Л – осознают границы своего знания и «незнания» | правила обозначения парных по глухости-звон- | |||
7. Работа | Обозначение парных по | – Найдите в учебнике на с. 67 упр. 122. Произнесите слова. Объясните, какой буквой вы обозначите парный по глухости-звонкости согласный звук в каждом слове. – Выполните письменное задание упражнения | Выполняют | Индиви-дуальная. Фрон-тальная | П – владеют логическими действи-ями, строят речевое высказывание. Р – осознают К – слушают сверстников | Обозначение парных по глухости-звонкости согласных звуков бук- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
тируют свою Л – осознают границы своего знания и «незнания» | ||||||
8. Работа | Упражнение в написании слов на правило обозначения парных согласных звуков | – Найдите в учебнике на с. 67 упр. 123. Прочитайте скороговорку М. Грозовского «На кухне». – Что обозначает выражение «друг с дружкой»? – Найдите пары однокоренных слов – названий посуды. – В каком из них букву, обозначающую парный согласный звук надо проверять? Какое слово – Что обозначает цифра 1 справа от слова – Произведите звукобуквенный разбор слова. После выполнения задания осуществляется – Выполните письменное задание упражнения | Выполняют Выполняют – Кружка – – Выполнить звукобуквенный разбор Выполняют | Индиви-дуальная. Фрон-тальная | П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, используют знаково-символи-ческие средства представления информации. Р – осознают К – слушают сверстников | Написание слов на правило обозначения Выполнение звукобуквенного разбора слова |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
зрения на обсуж-даемую проблему. Л – осознают границы своего знания и «незнания» | ||||||
9. Самостоятельная | Орфографический диктант с целью проверки знания написания словарных слов. Работа над упражнением с целью подбора слов на правило обозначения парных согласных звуков буквами, объяснения их написания | Можно предложить выполнить задания Слуховой орфографический диктант: обувь, сугроб, сказка, стриж, ландыш, варежка, град, крот, мороз, площадка, бровь. Выполнение заданий в рабочей тетради: подобрать проверочное слово для каждого После выполнения задания осуществляется | Выполняют Осуществляют взаимопро- | Индиви-дуальная. Парная | П – ориентируются на страницах учебного пособия, владеют логическими действиями. Р – осознают Л – осознают границы своего знания и «незнания» | Написание слов с непроверяемым написа- Подбор слов |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная | – Над какой темой работали на уроке? – Что вы вспомнили о согласных звуках и буквах, обозначающих согласные звуки? Как правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова? – Что выполняли на уроке? – Какие задания вызвали у вас затруднения? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 39, | Отвечают | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную Л – проявляют интерес к предмету, стремятся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка для 2 класса на тему "Гласные и согласные звуки и буквы."
Данный урок помогает закрепить знания детей о гласных звуках и буквах....
Конспект урока по русскому языку во 2 классе тема "Учимся писать буквы согласных звуков"
Предлагаю вашему вниманию конспект урока по русскому языку во 2 классе тема "Учимся писать буквы согласных звуков". УМК "Начальная школа 21 века"...
Технологическая карта урока по русскому языку.Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
Урок русского языка....
Конспект урока русского языка "Деление слов на слоги" 1 класс, УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка "Деление слов на слоги" 1 класс, УМК "Школа России"...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Слова с удвоенной буквой согласного». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование умения писать слова с удвоенной буквой согласного; формирование знаний этимологии слов с удвоенной согласной.Планируемые результатыПредметные: знать, как писать...
Урок русского языка «Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками в конце и середине слова»
Технологическая карта урока для обучающихся с РАСРусский язык, 3 класс (закрепление)МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №10»...
Урок русского языка «Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками в конце и середине слова» (повторение)
Урок русского языка для обучающихся с расстройством аутистического спектра ( вариант 8.2), 3 класс, "Школа России"...