Конспект по русскому языку 3 класс СЛОВО И СЛОГ. ЗВУКИ И БУКВЫ. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_34.docx39.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 34
СЛОВО И СЛОГ. ЗВУКИ И БУКВЫ. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Цели деятель-
ности учителя

Создать условия для актуализации знаний учащихся о согласных звуках и буквах, обозначающих согласные звуки, о написании буквосочетаний с шипящими согласными звуками; совершенствовать умения правильно обозначать на письме парные по глухости-звонкости согласные звуки в конце слова и перед согласными, ударный гласный звук после шипящих

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы обучения

Фронтальная, парная, коллективная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Интернет-ресурс: http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm

Оборудование

Доска, интерактивная доска, проектор (по возможности)

Наглядно-
демонстрационный материал

Запись элементов букв, звукобуквенного разбора слова «ключ», слов с непроверяемыми написаниями

Основные понятия и термины

Согласные звуки. Парные и непарные по глухости-звонкости, твердости-мягкости согласные звуки. Условное звуковое обозначение согласных звуков. Буквы, которые обозначают  мягкость (твердость) согласных звуков на письме. Буквосочетания ча–ща, чу–щу, жи–ши, чк, чн, нч, чт, щн. Слова с непроверяемым написанием. Звукобуквенный разбор слова. Правило обозначения парных по звонкости-глухости согласных звуков буквами

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Формируемые
умения (универсальные учебные действия)

Проме-
жуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Постановка
учебной
задачи

Формулирование учебных задач
по названию темы

– Откройте учебник на с. 65. Мы продолжаем
работу над разделом «Слово в языке и речи».

– Сегодня на уроке повторим и систематизируем знания о согласных звуках и буквах, обозначающих согласные звуки, написании буквосочетаний с шипящими согласными звуками; будем упражняться в правильном обозначении на письме парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласными, ударного гласного звука после шипящих

Внимательно слушают

Фрон-тальная

П – извлекают
необходимую информацию
из сведений учи-теля, учебника.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Минутка чисто-писания

Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начерта-
ниями букв, соединений

– Посмотрите на доску. Элементы каких букв
будем прописывать?

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.

– Посмотрите и отметьте элементы, которые
получились у вас лучше остальных

– Заглавной
и строчной
букв
 Х, х.

Выполняют
задания

Фрон-тальная. Индиви-дуальная

П – владеют логическими действи-ями анализа, син-теза, сравнения.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия

Написание элементов букв с соблюдением правил каллиграфии

III. Повторение
изученного мате-
риала.

1. Работа
по таблице, с. 65

Работа
по таблице
с целью актуализации знаний о со-гласных
звуках, условных звуковых обозначениях согласных звуков

– Рассмотрите в учебнике на с. 65 таблицу
«Согласные звуки» и ответьте на вопросы:

•  Почему согласные звуки получили такое название?

•  Как называется согласный звук, если он состоит из голоса и шума?

•  Как называется согласный звук, если он состоит только из шума?

•  Назовите пары согласных звуков по глухости-звонкости.

•  Назовите согласные звуки, у которых нет пары по глухости-звонкости.

Рассматривают содержание таблицы.

Отвечают
на вопросы

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; используют знаково-символиче-ские средства представления

Знания
об изучен-ных со-гласных звуках
и буквах, обозначающих со-гласные звуки,
об условном обозначении

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

•  Назовите пары согласных звуков по твердости-мягкости.

•  Почему букв, обозначающих согласные звуки, меньше, чем согласных звуков?

•  Какие буквы обозначают мягкость согласного звука на письме?

•  Какие буквы обозначают твердость согласного звука на письме?

•  Обратите внимание на условное звуковое
обозначение согласных звуков

информации,
различные способы поиска информации.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К – слушают сверстников
и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

звуков

2. Работа
в рабочей тетради,
с. 38,
упр. 90

Упражнение в произношении согласных звуков, пра-вильном
назывании согласных букв

– Откройте рабочую тетрадь на с. 38, найдите упр. 90. Прочитайте, называя правильно буквы. Какие буквы, обозначающие согласные звуки,
надо вставить на месте пропусков?

– Назовите слово, в котором все согласные звуки твердые.

– Назовите слово, в котором все согласные звуки мягкие.

– Назовите слово, в котором все согласные
глухие.

Выполняют
задания.

– Марка.

– Финики.

– Шишка.

Индиви-дуальная.

Фрон-тальная

П – ориентируются на страницах учебного пособия, владеют логичес-кими действиями, строят речевое высказывание
в соответствии
с задачами коммуникации; исполь-

Произношение со-гласных звуков. Правильное называние со-гласных букв

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

– Назовите слово, в котором все согласные
звонкие

– Рана

зуют знаково-
символические средства представления информации, различные способы поиска информации.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К – слушают сверстников
и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

3. Работа
по учебнику, с. 66, упр. 119

Работа над упражнением с целью актуализации знаний об особенностях шипящих

– Откройте в учебнике с. 66, найдите упр. 119. Прочитайте. Почему согласные звуки [ж], [ш],
[ч’], [щ’] назвали шипящими? Какие из них
только твердые, а какие – только мягкие?

Расскажите, что вы знаете о правописании
буквосочетаний:
жи–ши, ча–ща, чу–щу, чт, чн, чк, щн, нч.

Выполняют
задания.
Отвечают
на вопросы

Индиви-дуальная.

Фрон-тальная

П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, строят речевое высказывание в соответствии с зада-

Знание особенностей шипящих со-гласных звуков.

Написание глас-

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

согласных звуков,
написании гласных
после
шипящих

Можно провести диктант по памяти или комментированную запись слов с данными орфограммами.

Диктант по памяти: один ученик называет слово с данными орфограммами, а другие учащиеся его записывают, затем объясняют написание слова.

Комментированная запись слов:
зайчата, лесная чаща, снежинка, большая щука, чудесный день, шины у машины, чуткость товарища, чтение статьи, ночная прохлада, резная печка, конечная остановка, мощный поток

чами коммуникации, используют знаково-символи-ческие средства представления информации.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К – слушают сверстников
и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Л –  осознают границы своего знания и «незнания»

ных после шипящих

4. Работа
с памяткой проведения звукобуквенного разбора слова,
с. 143.

Работа

Знакомство с памяткой проведения звукобуквенного разбора
слова.

Выполнение звуко-

– Откройте в учебнике с. 143. Прочитайте
памятку 1 «Как сделать звукобуквенный разбор слова».

– Пользуясь образцом, проведем звукобуквенный разбор слова «ключ» (одновременно проводится запись звукобуквенного разбора слова):

•  Произнесите слово.

•  Определите, сколько в слове слогов. Произнесите слово по слогам.

Выполняют
задание.

– В слове один слог: ключ.

Индиви-дуальная.

Коллективная

П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

Умение
работать с учебной статьей. Знание алгоритма выполнения
звуко-

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

по учеб-
нику, с. 66, упр. 120.

буквенного разбора
слова.

•  Определите ударный слог. Произнесите слово, выделяя голосом ударный слог.

•  Назовите звуки по порядку и определите, каким является каждый звук: если гласный, то какой он – ударный или безударный; если согласный, то какой он – звонкий или глухой, твердый или мягкий, парный или непарный. Назо-вите букву, которой обозначается каждый звук.

•  Назовите количество звуков и букв в слове.

– Он является ударным.

– Звуки в слове можно обозначить так:
[кл’уч’].

[к] – согл.,
глух. парн.,
тв. парн.;
обозначается буквой «ка»;

[л’] – согл., звон. непарн, мягк. парн.; обозначается буквой «эль»;

[у] – гласн., ударн;
обозначается буквой «у»;

[ч’] – согл., глух. непарн., мягк. непарн.; обозначается буквой «че».

– В слове 4
буквы, 4 звука.

используют знаково-символиче-ские средства представления информации,
различные способы поиска информации.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К – слушают сверстников
и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

буквенного разбора слова.

Выполнение звукобуквенного разбора слова. Выполнение физкульт-
минутки
(четко
следуя инструкции)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Упражнения физкульт-
минутки

– Обратите внимание, что цифра 1 справа от слова показывает, что нужно сделать звукобуквенный разбор этого слова.

Физкультминутка
(см. урок 6)

Внимательно слушают.

Выполняют упражнения физкульт-
минутки

5. Работа
в рабочей тетради,
с. 40,
упр. 96

Выполнение звукобуквенного разбора
слова

– Откройте рабочую тетрадь на с. 40, найдите упр. 96. Выполните звукобуквенный разбор слова «зяблик». При необходимости обращайтесь
к памятке в учебнике на с. 143.

После выполнения задания осуществляется
взаимопроверка

Выполняют
задания.

Осуществляют взаимопро-
верку

Индиви-дуальная.

Парная

П – владеют логическими операциями, используют знаково-символические средства.

Р – осознают
и принимают учебную задачу, планируют, контролируют и оценивают учебные действия.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

Выполнение звукобуквенного разбора слова

6. Работа
с правилом, с. 67

Воспроиз-
ведение
правила обозначения пар-

– Прочитайте правило в учебнике на с. 67. Ответьте на вопросы:

•  Какую согласную в корне надо проверять?

•  Как надо проверять?

Выполняют
задание,
отвечают
на вопросы

Индиви-дуальная.

Фрон-тальная

П – владеют логическими действиями, строят речевое высказывание, осуществля-

Умение
работать с учебной статьей. Знание

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

ных по
глухости-
звонкости согласных звуков
буквами

•  Какие способы подбора проверочного слова вам известны?

ют различные
способы поиска информации.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К –  слушают сверстников
и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

правила обозначения парных по глухости-звон-
кости
согласных звуков бук-
вами

7. Работа
по учебнику, с. 67, упр. 122

Обозначение парных по
глухости-
звонкости согласных звуков
буквами

– Найдите в учебнике на с. 67 упр. 122. Произнесите слова. Объясните, какой буквой вы обозначите парный по глухости-звонкости согласный звук в каждом слове.

– Выполните письменное задание упражнения

Выполняют
задания

Индиви-дуальная.

Фрон-тальная

П – владеют логическими действи-ями, строят речевое высказывание.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К –  слушают сверстников
и взрослого, излагают и аргумен-

Обозначение парных по глухости-звонкости согласных звуков бук-
вами

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

тируют свою
точку зрения.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

8. Работа
по учебнику, с. 67, упр. 123

Упражнение в написании слов на правило обозначения парных согласных звуков
на письме

– Найдите в учебнике на с. 67 упр. 123. Прочитайте скороговорку М. Грозовского «На кухне».

– Что обозначает выражение «друг с дружкой»?

– Найдите пары однокоренных слов – названий посуды.

– В каком из них букву, обозначающую парный согласный звук надо проверять? Какое слово
будет проверочным для каждого из них?

– Что обозначает цифра 1 справа от слова
«чашка»?

– Произведите звукобуквенный разбор слова.

После выполнения задания осуществляется
самопроверка.

– Выполните письменное задание упражнения

Выполняют
задания.

Выполняют
задание.

– Кружка –
кру
жечка.

– Выполнить звукобуквенный разбор
данного слова.

Выполняют
задания. Осуществляют самопроверку

Индиви-дуальная.

Фрон-тальная

П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, используют знаково-символи-ческие средства представления информации.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К – слушают сверстников
и взрослого, излагают и аргументируют свою точку

Написание слов на правило обозначения
парных согласных звуков на письме.

Выполнение звукобуквенного разбора слова

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

зрения на обсуж-даемую проблему.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

9. Самостоятельная
работа

Орфографический диктант с целью проверки знания написания словарных слов.

Работа над упражнением с целью подбора слов на правило обозначения парных согласных звуков буквами, объяснения их написания

Можно предложить выполнить задания
на выбор.

Слуховой орфографический диктант: обувь, сугроб, сказка, стриж, ландыш, варежка, град, крот, мороз, площадка, бровь.

Выполнение заданий в рабочей тетради: подобрать проверочное слово для каждого
из слов, данных в упражнении (устно).

После выполнения задания осуществляется
взаимопроверка

Выполняют
задания.

Осуществляют взаимопро-
верку

Индиви-дуальная.

Парная

П – ориентируются на страницах учебного пособия, владеют логическими действиями.

Р – осознают
и принимают учебную задачу, осуществляют поиск средств ее достижения, планируют, контролируют, оценивают учебные действия.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

Написание слов с непроверяемым написа-
нием.

Подбор слов
на пра-
вило
обозначения парных со-гласных звуков
буквами


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

IV. Итог урока.

Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная
беседа

– Над какой темой работали на уроке?

– Что вы вспомнили о согласных звуках и буквах, обозначающих согласные звуки? Как правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова?
Что надо знать, чтобы правильно обозначить
буквой ударный гласный звук после шипящих?

– Что выполняли на уроке?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 39,
упр. 93 (письменное задание), учебник, с. 68, упр. 124
(по выбору)

Отвечают
на вопросы

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению
 новых знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка для 2 класса на тему "Гласные и согласные звуки и буквы."

Данный урок помогает закрепить знания детей о гласных звуках и буквах....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе тема "Учимся писать буквы согласных звуков"

Предлагаю вашему вниманию конспект урока по русскому языку во 2 классе тема "Учимся писать буквы согласных звуков". УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка "Деление слов на слоги" 1 класс, УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка "Деление слов на слоги" 1 класс, УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Слова с удвоенной буквой согласного». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умения писать слова с удвоенной буквой согласного; формирование знаний этимологии слов с удвоенной согласной.Планируемые результатыПредметные: знать, как писать...

Урок русского языка «Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками в конце и середине слова»

Технологическая карта урока для обучающихся с РАСРусский язык, 3 класс (закрепление)МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №10»...

Урок русского языка «Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками в конце и середине слова» (повторение)

Урок русского языка для обучающихся с расстройством аутистического спектра ( вариант 8.2), 3 класс, "Школа России"...