Урок русского языка во 2 классе Слово и слог.
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) по теме
Урок построен с новым требованием ФГОС Распланированы все этапы урока у казаны все УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc | 206 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
Слово и слог.
Тема: Слог как минимальная произносительная единица.. Слогообразующая роль гласных звуков.
Девиз: МЫ ВМЕСТЕ!
Цели деятельности учителя
Формировать первичное представление о слоге как части слова, слогообразующей роли гласных; обучать выделению слогов и обозначению их в слове
Тип урока
Решение частных задач
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: различать слово и слог; определять количество слогов в слове, классифицировать слова по количеству в них слогов; самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов;
получат возможность научиться: наблюдать над слоговой структурой различных слов; анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов.
Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; развитие логического мышления на основе выстроенной схемы.
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником; умение выслушивать в группе, формулировать вывод, определение, преобразовывать информацию в схемы.
регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Образовательные ресурсы
Организационный момент. 1 мин. Прозвенел опять звонок Он зовет нас на урок. На уроке не зевать А работать и писать! Здравствуйте дорогие ребята.уважаемые гости Давайте встанем и хором скажем: Мы спокойны и добры, Мы здоровы и бодры И улыбнемся гостям и друг другу. Урок русского языка – Прежде чем писать, вспомним о посадке, – Возьмите ручки и запишите число классная работа Актуализация знаний (СЛАЙД 1) 5 мин\ Сегодня мы с вами отправимся на прогулку, а куда вы должны догадаться сами. -Перед вами карточки. -Какая карточка здесь лишняя? Почему? -На какие 2 группы можно разделить эти карточки?(живую и неживую природу) -Кто догадался, куда же мы сегодня с вами отправимся? ( в осенний лес)(слайд 3) У: -Дети,если вы разгадаете загадку, то узнаете, с кем же мы пойдем на прогулку? (СЛАЙД 4) -Отгадайте загадку, Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья У: Так с кем же мы отправимся на прогулку?( с красавицей осенью).(СЛАЙД 4). -Кто хочет поприветствовать осень стихотворением?(стихи детей) -Как называют осень поэты? (золотая, красивая, дождливая) 2Групповая работа:(наблюдение из окна) - Давайте посмотрим на Осень» и послушаем, какая она .(слайд 5) Осень – прекрасное время года, когда природа примеряет свой самый яркий пышный наряд. Человек восхищается красотой осенней природы, свои чувства передает в песнях, в рассказах, стихах. А вот как писатели Стрижев и Пришвин описали осень в своих произведениях Золотая осень царствует в роще у речки. На березе еще на прошлой неделе висели зеленые листья, а сегодня она вся в золотой одежде. У осинки на земле вырос удивительно нарядный ковер. Клен стоит в пурпурной красе. Его резные листья далеко выделяются красными пятнами среди золотых деревьев. В природе в это время года все изменяется. А. Стрижев Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой – и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, только редкие золотые монетки. М. Пришвин - Чем восхищаются писатели? (красотой осенней природы) . А сейчас посмотрите в окно и найдите эти признаки осени в природе.
_У: Очень часто ,ребята, осень называют золотой. -Кто может объяснить, что обозначают эти слова? Где можно узнать значение этих слов? Толковый словарь (СЛАЙД 6) Золотая осень-время, когда желтеют и золотятся листья . Так вот и я вас приглашаю к дальнейшему изучению нашего родного русского языка. Листопад, листопад, Листья падают, летят. Листья жёлтые кружатся, И на землю все ложатся. Самоопределение к деятельности 5 мин. К нам на урок прилетел кленовый листик Давайте Назовем буквы на этом листике : Г Л О С(слайд 7) Какая буква лишняя? Почему? Она гласная, остальные согласные. Составьте слово из этих букв. Сравните буквы верхнего ряда с буквами нижнего ряда. ГЛОС СЛОГ Сделайте вывод: (в первом ряду сочетание букв, не имеющих значения, а во втором ряду получили сочетание букв, которые имеют уже значение.) Кто может сказать, что такое слог? (? (Слог – это один или несколько звуков, произнесённым одним выдыхательным толчком.) (часть слова) Попробуйте назвать тему нашего урока. СЛОГ (СЛАЙД 8) Давайте попробуем сказать, чему мы будем учиться на данном уроке: 1.Различать слово и слог. ( план на доске) 2.Составлять слова из слогов. 3.Делить слова на слоги. 4. Определять количество слогов в слове. У:Слова, слова, слова… Язык и стар, и вечно нов! И это так прекрасно! В огромном мире – море слов, Купаться ежечасно У: А из чего состоят слова?(из слогов)(слайд 9) . В СЛОГЕ ребята обязательно есть гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.(слайд 10) -А сейчас мы проведем игру:Встаньте все Игра называется «Слог, слово» слог – хлопаете в ладоши слово – приседаете Слова для игры: птица, из, лес, на, по, цена, от, оса, у, школа, Так чем же слово отличается от слога.? Изучение нового материала 15 мин 1.Выберите только слова и запишите в тетрадь. Во время письма послушайте отрывок из альбома П.И.Чайковского “Времена года”»Осень) (Слайд 11) 2.Давайте проверим(слайд 12) Встаньте, кто не сделал ни одной ошибки. Чем различается слог и слово? У:- Какая же осень бывает без дождика. Дождик уже тут как тут. Чтение стихотворения «Дождик»
Дождик, дождик водолей (слайд 13) Лей из тучи веселей Лей позвонче и почаще Лей по полю и по чаще. -Из чего состоит это стихотворение?(слов) -Давайте попробуем эти слова разделить на слоги,дирижируя руками Ой дождик начался Физминутка. Капля первая упала - кап! (поднимают руки вверх)(слайд 14) И вторая пробежала - кап! (Руки в стороны) Мы на небо посмотрели, (голову поднять вверх) Капельки кап-кап запели. (наклоны головы вправо – влево) Мы зонты свои раскрыли, От дождя себя укрыли. (Прыжки на носочках, руки на поясе) -Ребята, а из чего состоит дождик?(из капелек) А вот и капельки тут как тут!
Я возьму да и разрежу эти капельки Соединяю капли, переворачиваю. Какое слово получилось? Ой, смотрите, что случилось? КА - ПЕЛЬ -КИ соединились,(слайд 15) И вдруг в слово превратились! Были слоги, стало слово. -А сейчас мы посмотрим: на что же похожи наши капельки? Проведение опыта. -Сейчас мы с вами проведем небольшой опыт и узнаем, на что похожи капельки? -Ответы детей Давайте составим слова родственные к слову КАПЕЛЬКА - капельки, капает, капельный, капельница(слайд 16) (записывают в тетрадь и разделим его на слоги)(хлопки руками) Подчеркните в слове гласные буквы. Попробуйте прочитать слова без гласных букв. Какой вывод можно сделать о роли гласных в определении количества слогов? Сделайте вывод: Сколько в слове гласных, Столько и слогов. Это знает каждый из учеников. А теперь вы поработаете с капельками Работа выполняется в парах Соедините части капельки , переверните их (С другой стороны слова, разделите на слоги: дождик , солнце, лу-жи, ручей, лучик, птицы, листок) Прочитайте слова, которые у вас получились. Из скольких слогов состоят ваши слова? На какую тему можно составить рассказ, используя эти слова?
Вывод: Для чего нам нужны слоги? (чтобы составлять слова) А ещё? (Для переноса слов) Без каких букв не бывает слога?
Какими способами мы можем определить количество слогов в слове? Хлопками, дирижируя, по гласным буквам. (Ребята вы устали , проведем Гинастика для глаз(слайд 16) В небесах – сиянье (смотрят вверх) личностные Вот и я зову вас поработать с текстом.(слайд 17) познават Закрепление.. Работаем под девизом: « Мы вместе» -Разделите выделенные слова на слоги. .Наступили золотая осень. Птицы улетают в теплые края.Солнышко светит не так ярко. Какие слова вы разделили на слоги? А какое слово вы не смогли разделить? Почему? Вывод: По количеству слогов слова бывают: - односложные - двусложные - трехсложные и т.д.
Составление цепочки: слово из 3 слогов ↑ Буквы (гласные, согласные) → слог → слово → слово из 1 слога ↓ слово из 2 слогов Проверка усвоения материала. Если я произношу слово с одним слогом, дети поворачиваются лицом друг к другу и хлопают в ладоши, если с двумя слогами - приседают. (упражнение выполняется стоя) Кот, шина, нос, аист, вода, дом, сон, клён, лист, репа, утро, замок, зверёк, лес. Рефлексия Солнышко: Мне было интересно- Мне было не интересно Составление цепочки: слово из 3 слогов ↑ Буквы (гласные, согласные) → слог → слово → слово из 1 слога ↓ слово из 2 слогов Дополнение к уроку Физкультминутка с мячом. Игра «Доскажи словечко» 1) ЁЛ … (КА) СКВО-… (РЕЦ) ЦВЕ-… (ТЫ) ТРА-… (ВА) СЛО-… (ВА) ГНЕЗ-… (ДО) Изготовление игры: работа с ножницами У каждого ученика на тарелочке лежит по 6 двусложных слов и ножницы. Слова нужно разделить хлопками и разрезать ножницами на части. .
| УУД личностные коммуникативные познавательные личностные познавательные познавательные познавательные личностные регулятивные (ориентируется в толково словаре) познавательные познавательные личностные познавательные личностные познавательные личностные личностные коммуникативные личностные личностные ) познавательные регулятивные познавательные личностные регулятивные
познавательные познавательные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 1 классе "Слог. Деление на слоги".
Данная презентация предназначена для урока русского языка в 1 классе пр изучении темы "Слог"....
Урок русского языка в 1 классе « Слоги» (Система Занкова)
Слои. Изучение и закрепление нового материала....
Конспект урока русского языка во 2 классе: "Слог. Деление слов на слоги"
Конспект урока русского языка во 2 классе: "Слог. Деление слов на слоги"....
конспект урока русского языка на тему "Письмо слогов и слов с изученными буквами. Написание предложений" (1 класс).
конспект урока русского языка на тему "Письмо слогов и слов с изученными буквами. Написание предложений" (1 класс)....
Конспект урока русского языка "Деление слов на слоги" 1 класс, УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка "Деление слов на слоги" 1 класс, УМК "Школа России"...
Конспект урока русского языка в 1 классе "Слог. Ударение. Ударные и безударные слоги"
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме «Слог. Ударение. Ударные и безударные слоги». На уроке используются интерактивные задания онлайн-платформы УЧИ.РУ, что позволяет ...
Урок русского языка "Ударный и безударный слог" 2 класс
Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: углубить представления о роли ударения в речи- дать понятие ударного и безударного слога;- развивать умение определять место ударения в слове;- ...