Развитие связной устной речи на уроках обучения грамоте
статья по чтению

Демьяновская Наталия Романовна

Речевая деятельность - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств, процесс взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Одной из целей речевой деятельности школьника на уроках обучения грамоте, а впоследствии и литературного чтения является -обеспечение речевого развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной устной речи

на уроках обучения грамоте.

         Речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств, процесс взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

Одной из целей речевой деятельности школьника на уроках обучения грамоте, а впоследствии и литературного чтения является - обеспечение речевого развития детей;

Развитие речи осуществляется по следующим направлениям:

  1. Фонетический уровень.
  2. Лексический уровень.
  3. Синтаксический уровень.
  4. Работа над связной речью.

1. Фонетический уровень (работа над звуками)

Особое внимание уделяется образованию, артикуляции и произношению этих звуков. Если ребенок различает слабо звуки на слух, искаженно сам их произносит или заменяет на другие, то он, конечно , не сможет четко представлять себе само слово.

 Можно использовать такие игровые упражнения:

Упражнение  «Назовите слова»:

- назовите слова, которые начинаются на звук а (т, о, р и т.д.);

- назовите слова, которые заканчиваются на звук п (и, о, с и т.д.);

- назовите слова, в середине которых есть звук л (н, э, г и т.д.).

Упражнение  «Хлопки»:

- сейчас я буду называть вам слова, а вы, как только услышите слово, которое начинается со звука с (в, о, г и т.д.), сразу хлопайте в ладоши: дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, волосы и т.д. Варианты задания: «поймать» звук, на который слово заканчивается или который слышим в середине слова.

- сейчас я буду называть вам слова, а вы, как только услышите слово, в котором есть звук к, хлопните в ладоши 1 раз, а если звук г – 2 раза: корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал и т.д.

Упражнение  «Играем со словом»:

- придумайте слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол»;

- назовите, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван»;

- назовите все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша»;

- какой звук в слове «рыбка» («стул», «ковёр») стоит вторым, четвёртым, первым, третьим?

Упражнение  «Новое слово»:

- я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить второй звук так, чтобы получилось новое слово: дым, сок, пил, мел.

- я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить первый звук так, чтобы получилось новое слово: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

- я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить последний звук так, чтобы получилось новое слово: сыр, сон, мак, стоп.

Упражнение  «Кружки»:

- сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько и кружков: трава, бумага, булка, звезда, таблетка.

Упражнение  «Длиннее – короче»:

- мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а вы будете решать, какое из них длиннее. Только помните, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают: стол – столик, усики – усы, пёс – собака, хвост – хвостик, змея –

Игра «Волшебный мешочек»

2. Лексический уровень

(обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей).

Словарная работа (лексический уровень) заключается в  усвоении новых слов, их значения, затем включаются новые слова в предложении, читаются, подвергаются звуковому анализу

В период обучения грамоте в основном изучаются прямые лексические значения слов, различаются слова - омонимы (лук - растение и оружие для метания стрел). Предусмотрено лишь практическое знакомство с однозначными и многозначными словами, со словами, близкими и противоположными по значению.

Самый простой способ - это показ предмета или действия, обозначаемого словом. Иногда можно ограничиться показом рисунка или иллюстрации К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Упражнение «Доскажи словечко»

Вот ещё одна игра,

Вам понравится она.

Я вопрос хочу задать.

Ваше дело – отвечать.

Это слово ты не тронь:

жжётся больно, как огонь,

неприметна, некрасива,

называется…..                крапива

Жеребёнок с каждым днём

подрастал и стал …        конём

Упражнение «Вставить, подходящее по смыслу  слово»

•Самолет летит, как.....

•Дождь льет, как....

•Снег блестит, как ...

•Глаза волка светятся, как ...

 «Пропавшие слова»:

- сейчас я прочитаю вам рассказ, но некоторые слова в нём потерялись. Попробуйте их отыскать.

Тишина царит в дремучем _____ . Чёрные _____ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдёт _____ .

Упражнение  «Слова-неприятели»:

- скажи наоборот: холодный, тупой, просторный, поднять, низко, весна.

Упражнение  «Один и много»:

- я назову один предмет, а вы измените слово так, чтобы стало много: озеро, имя, друг, человек, стол.

- я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а вы – один: листья, молодцы, когти.

Упражнение  «Уменьшение»:

- скажите, как будет называться маленький предмет: мяч – мячик, рука, флаг, шапка, солнце, стул.

3. Синтаксический уровень

(работа над словосочетанием и предложением: упражнения на основе образца, конструктивные упражнения, творческие упражнения)

Работа над словосочетанием и предложением: начинаем через выделение предложений из речи, чтение, это ответы на вопросы. Решаются следующие задачи:

- осознание предложения как самостоятельной единицы речи, выделение их в устной речи, их составление, чтение по букварю.

- переход от односложных высказываний к высказываниям развернутым, от  неполных предложений – к полным.

- установление простейших связей между словами в предложении, а также в словосочетаниях.

4. Работа над связной речью

- составление рассказов по серии сюжетных, предметных картинок, их серии дают тему для составления рассказа, сказки - текста.

- пересказ  прочитанного самими детьми или учителем, это различные рассказы – по наблюдениям, личному опыту, на основе творческого воображения

- сравнительное описание предметов

- декламация заученных стихотворений

- загадывание и разгадывание загадок

- работа над пословицами, поговорками

- чтение скороговорок

- рассказывание сказок и разыгрывание их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стенды по развитию связной устной речи "Времена года".

Материал "Времена года" предназначен для оформления стендов по развитию устной связной речи в кабинете логопеда. Стенды мобильные, предполагают дополнение наглядным материалом. Серия включае...

Статья: "Развитие связной устной речи на уроках русского языка и чтения в 1 классе специальной коррекционной школы".

Статья раскрывает аспекты работы с детьми с ОВЗ по формированию процессов письма и чтения, а также по развитию связной речи"....

Семинар. Выступление на тему "РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Речь в нашей жизни – это всегда самостоятельная деятельность каждого человека. Поэтому сколько бы ребенок ни читал, ни слушал правильную содержательную речь окружающих его взрослых, он не сможет...

Развитие связной устной речи у младших школьников с нарушением интеллекта

Методическое пособие для  учителей-логопедов, работаюших с младшими школьниками  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями....

Фольклор как средство развития связной устной речи детей на уроках литературного чтения.

В статье рассматривается Фольклор как средство развития устной связной речи детей на уроках литературного чтения...

Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках

Работа над связной устной речью осуществляется на всех уроках русского языка, но наиболее оптимальные условия для этого создаются на уроках развития речи в связи с изучением предметов и явлений окружа...