Развитие связной устной речи на уроках обучения грамоте
статья по чтению
Речевая деятельность - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств, процесс взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Одной из целей речевой деятельности школьника на уроках обучения грамоте, а впоследствии и литературного чтения является -обеспечение речевого развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_ustnoy_rechi_na_urokah_obucheniya_gramote.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной устной речи
на уроках обучения грамоте.
Речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств, процесс взаимодействия людей в различных ситуациях общения.
Одной из целей речевой деятельности школьника на уроках обучения грамоте, а впоследствии и литературного чтения является - обеспечение речевого развития детей;
Развитие речи осуществляется по следующим направлениям:
- Фонетический уровень.
- Лексический уровень.
- Синтаксический уровень.
- Работа над связной речью.
1. Фонетический уровень (работа над звуками)
Особое внимание уделяется образованию, артикуляции и произношению этих звуков. Если ребенок различает слабо звуки на слух, искаженно сам их произносит или заменяет на другие, то он, конечно , не сможет четко представлять себе само слово.
Можно использовать такие игровые упражнения:
Упражнение «Назовите слова»:
- назовите слова, которые начинаются на звук а (т, о, р и т.д.);
- назовите слова, которые заканчиваются на звук п (и, о, с и т.д.);
- назовите слова, в середине которых есть звук л (н, э, г и т.д.).
Упражнение «Хлопки»:
- сейчас я буду называть вам слова, а вы, как только услышите слово, которое начинается со звука с (в, о, г и т.д.), сразу хлопайте в ладоши: дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, волосы и т.д. Варианты задания: «поймать» звук, на который слово заканчивается или который слышим в середине слова.
- сейчас я буду называть вам слова, а вы, как только услышите слово, в котором есть звук к, хлопните в ладоши 1 раз, а если звук г – 2 раза: корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал и т.д.
Упражнение «Играем со словом»:
- придумайте слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол»;
- назовите, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван»;
- назовите все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша»;
- какой звук в слове «рыбка» («стул», «ковёр») стоит вторым, четвёртым, первым, третьим?
Упражнение «Новое слово»:
- я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить второй звук так, чтобы получилось новое слово: дым, сок, пил, мел.
- я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить первый звук так, чтобы получилось новое слово: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
- я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить последний звук так, чтобы получилось новое слово: сыр, сон, мак, стоп.
Упражнение «Кружки»:
- сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько и кружков: трава, бумага, булка, звезда, таблетка.
Упражнение «Длиннее – короче»:
- мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а вы будете решать, какое из них длиннее. Только помните, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают: стол – столик, усики – усы, пёс – собака, хвост – хвостик, змея –
Игра «Волшебный мешочек»
2. Лексический уровень
(обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей).
Словарная работа (лексический уровень) заключается в усвоении новых слов, их значения, затем включаются новые слова в предложении, читаются, подвергаются звуковому анализу
В период обучения грамоте в основном изучаются прямые лексические значения слов, различаются слова - омонимы (лук - растение и оружие для метания стрел). Предусмотрено лишь практическое знакомство с однозначными и многозначными словами, со словами, близкими и противоположными по значению.
Самый простой способ - это показ предмета или действия, обозначаемого словом. Иногда можно ограничиться показом рисунка или иллюстрации К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Упражнение «Доскажи словечко»
Вот ещё одна игра,
Вам понравится она.
Я вопрос хочу задать.
Ваше дело – отвечать.
Это слово ты не тронь:
жжётся больно, как огонь,
неприметна, некрасива,
называется….. крапива
Жеребёнок с каждым днём
подрастал и стал … конём
Упражнение «Вставить, подходящее по смыслу слово»
•Самолет летит, как.....
•Дождь льет, как....
•Снег блестит, как ...
•Глаза волка светятся, как ...
«Пропавшие слова»:
- сейчас я прочитаю вам рассказ, но некоторые слова в нём потерялись. Попробуйте их отыскать.
Тишина царит в дремучем _____ . Чёрные _____ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдёт _____ .
Упражнение «Слова-неприятели»:
- скажи наоборот: холодный, тупой, просторный, поднять, низко, весна.
Упражнение «Один и много»:
- я назову один предмет, а вы измените слово так, чтобы стало много: озеро, имя, друг, человек, стол.
- я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а вы – один: листья, молодцы, когти.
Упражнение «Уменьшение»:
- скажите, как будет называться маленький предмет: мяч – мячик, рука, флаг, шапка, солнце, стул.
3. Синтаксический уровень
(работа над словосочетанием и предложением: упражнения на основе образца, конструктивные упражнения, творческие упражнения)
Работа над словосочетанием и предложением: начинаем через выделение предложений из речи, чтение, это ответы на вопросы. Решаются следующие задачи:
- осознание предложения как самостоятельной единицы речи, выделение их в устной речи, их составление, чтение по букварю.
- переход от односложных высказываний к высказываниям развернутым, от неполных предложений – к полным.
- установление простейших связей между словами в предложении, а также в словосочетаниях.
4. Работа над связной речью
- составление рассказов по серии сюжетных, предметных картинок, их серии дают тему для составления рассказа, сказки - текста.
- пересказ прочитанного самими детьми или учителем, это различные рассказы – по наблюдениям, личному опыту, на основе творческого воображения
- сравнительное описание предметов
- декламация заученных стихотворений
- загадывание и разгадывание загадок
- работа над пословицами, поговорками
- чтение скороговорок
- рассказывание сказок и разыгрывание их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стенды по развитию связной устной речи "Времена года".
Материал "Времена года" предназначен для оформления стендов по развитию устной связной речи в кабинете логопеда. Стенды мобильные, предполагают дополнение наглядным материалом. Серия включае...
Статья: "Развитие связной устной речи на уроках русского языка и чтения в 1 классе специальной коррекционной школы".
Статья раскрывает аспекты работы с детьми с ОВЗ по формированию процессов письма и чтения, а также по развитию связной речи"....
Семинар. Выступление на тему "РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Речь в нашей жизни – это всегда самостоятельная деятельность каждого человека. Поэтому сколько бы ребенок ни читал, ни слушал правильную содержательную речь окружающих его взрослых, он не сможет...
«Мнемотехника как средство развития связной устной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Учим детей пересказывать текст....
Развитие связной устной речи у младших школьников с нарушением интеллекта
Методическое пособие для учителей-логопедов, работаюших с младшими школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями....
Фольклор как средство развития связной устной речи детей на уроках литературного чтения.
В статье рассматривается Фольклор как средство развития устной связной речи детей на уроках литературного чтения...
Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках
Работа над связной устной речью осуществляется на всех уроках русского языка, но наиболее оптимальные условия для этого создаются на уроках развития речи в связи с изучением предметов и явлений окружа...