Урок литературного чтения "А. Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Данный урок предназначен для учащихся 4 классов. На уроке используется метод проекта, дети создают мини-проекты и защищают перед классом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_a._gaydar._timur_i_ego_komanda.docx | 262.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Хузангаевская СОШ»
Урок литературного чтения в 4 классе
УМК «Перспектива» по теме:
««Тимур и его команда» Составление рассказа по аналогии»
Выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ «Хузангаевская СОШ»
Мукусева Л.Ю.
ТЕМА: «Тимур и его команда» Составление рассказа по аналогии.
МЕТОД: проектная деятельность
ТИП УРОКА: урок комплексного применения предметных и метапредметных знаний по теме.
ФОРМА УРОКА: комбинированный
Планируемые результаты
Личностные результаты
- воспринимать одноклассников как членов своей команды;
- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- уметь проверять правильность выполненного задания.
Коммуникативные УУД:
- активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
- формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;
- формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
- участвовать в обсуждениях, работая в паре;
- формулировать свои затруднения.
Познавательные универсальные учебные действия:
- самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков, схематических рисунков и схем;
- составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
- Слушать других, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном выполнении задания, выполняя разные роли в паре, группе.
Предметные результаты
ЦЕЛЬ: систематизировать учебный материал повести «Тимур и его команда» для составления рассказа по аналогии.
ЗАДАЧИ:
1. Решение проблемного вопроса
2. Развитие творческих способностей учащихся.
3.Привитие детям чувства любви и уважения к родине, к старшим.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, высокоскоростной интернет, портрет Гайдара, рисунки- иллюстрации к повести Гайдара «Тимур и его команда».
Информационные учебно-наглядные пособия:
– презентация к уроку для учащихся.
Учебно-наглядные пособия для выполнения практических заданий:
– словарное слово, иллюстрации, цитаты для практической работы; слова для кластера; 4 карточки (иллюстрации – для проекта «Составь рассказ по аналогии»).
Ход урока
Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!
Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.
Улыбнемся друг другу.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Что-то новое узнать!
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Ребята прочитайте тему урока, определите его задачи.
Чему мы будем учиться на уроке?
Верно, сегодня мы будем учиться составлять и записывать рассказ на тему «Помощь нуждающимся», аналогичный произведению А. Гайдара «Тимур и его команда».
Ребята, что вы можете рассказать об Аркадии Гайдаре?
Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента«Комсомольской правды». Был награждён Орденом Отечественной войны посмертно. Погиб от пулемётной очереди, спасая своих товарищей.
На войне погибли люди, совершая подвиг, добрые дела. Так же как в произведениях Гайдара.
А вам нравиться произведение «Тимур и его команда»?
Целеполагание
-Дома вы должны были подготовить пересказ любой части, подготовить иллюстрации к ней. Я вижу, вы оформили выставку своих рисунков так, чтобы получился картинный план.
- Послушаем ваши тексты, чтобы вспомнить содержание произведения.
«Открытие детьми нового знания»
Словарная работа
Составьте из рассыпавшихся букв слово: РАКТХАРЕ
Объясните значение слова характер. Воспользуйтесь словарем.
Где в повести встречается слово характер?
Найдите и зачитайте отрывки, где встречается слово характер.
Беседа о нравственности.
-Послушайте прекрасные слова. Чтение эпиграфа.
Мне тяжело, когда не могу помочь
А за себя я все- таки радуюсь:
Значит, сердце моё не зачерствело,
Душа у меня живая,
Я - человек!
-Скажите, какому человеку хорошему или плохому могут принадлежать эти строки?
Обсуждение нравственных понятий.
-Какими же качествами должен обладать хороший человек?
Выберите слова, которые характеризуют хорошего человека.
А давайте прикоснемся пальчиками к добрым словам, чтобы они расцвели у вас в душе добрыми делами!
-Почему вы не выбрали оставшиеся слова?
-Давайте слова, которые вы не выбрали, я их удалю, чтобы в вашей душе, жизни никогда не было ничего плохого.
Верность Совесть Справедливость Вежливость Честность Милосердие Уважение Доброта Правдивость | Зло Предательство Жестокость Грубость Лживость Воровство Ложь Зависть |
-О каком герое из произведения А.П.Гайдара можно сказать, что он обладает этими качествами.
-А еще о ком?
-Можно ли сказать, что эти качества помогли Тимуру стать лидером в команде?
-Хотите ли вы быть похожими на этого героя?
А сейчас, давайте немного отдохнём под звуки песни «Дорогою добра»
ФИЗМИНУТКА (Дорогою добра)
Краткосрочный проект
Составление текста по аналогии.
-Ребята, хотите побывать в роли тимуровцев и выполнить краткосрочный проект – составить текст по аналогии с произведением «Тимур и его команда»?
(Дети получаю задание - каждой команде предлагается ситуация (сюжетная иллюстрация) на основе которой необходимо составить рассказ)
Я вам предлагаю творческую модель текста. (Однажды или как-то раз, где, когда (время года, суток), кто что делал и зачем, что было дальше и чем всё закончилось.)
Время выполнения - -- 5 минут.
Вы - люди творческие, отличные фантазеры, у вас получаться замечательные рассказы!
Рефлексивно- оценочный этап.
Защита проекта
/Каждая группа зачитывает составленный рассказ /
Учитель благодарит всех за удачно составленные рассказы.
-Ребята, в произведении «Тимур и его команда» люди знали, кто им помогает?
-Значит, добрые дела можно делать тайно, и от этого они не перестают быть добрыми.
-Обязательно ли собираться в группы, чтобы делать добрые дела, или вы можете проявлять заботу и доброту самостоятельно?
Работа по учебнику. (Стр.121)
Чтение пословицы. Выяснение понимания прочитанного.
-Как вы понимаете смысл пословицы?
Рефлексия
Молодцы. А теперь я хочу предложить вам поработать с другими пословицами о добре и выполнить задание «Дополни пословицу»
Жизнь дана…….
Добро не умрет,………
Доброе семя –…………
Замечательно!
Перед вами лежат листы - составьте рекомендации на основе пословиц о добре.
Беру для себя…… Добро не умрёт, а зло пропадёт. Советую другу….. Доброе семя – добрый и всход. Обязательно запомню……. Жизнь дана на добрые дела.
|
Ребята, для меня очень ценно ваше мнение Я бы очень хотела, чтобы вы ответили на мои вопросы начав их словами:
Я уверен,
По моему мнению,
Я убежден, что……
-Как вы думаете, есть ли в 21в. место тимуровским командам?
-Есть ли люди, которые еще нуждаются в помощи тимуровцев?
- Только ли пожилые люди и дети нуждаются в помощи?
Ребята, какую цель мы ставили в начале урока? Слайд - цель
Как вы думаете, цель достигнута?
Мне хочется, чтобы вы поделились впечатлениями о нашем уроке.
Чему научился?
О чём расскажешь дома?
Друзья, если за этот урок вы стали чуточку добрей, если вы никогда не пройдёте мимо нуждающегося в помощи человека, значит, наш урок не прошел зря.
Я призываю вас «Спешите делать добрые дела».
Как гласит народная мудрость «Добрый человек в добре проживёт век»
Пусть эти слова станут вашим девизом на протяжении всей жизни.
Кто согласен жить под этим девизом возьмите в свои руки большое, доброе сердце и поднимите его вверх.
Д/ З.
Составьте список добрых дел, и ваши желания обязательно сбудутся!
Спасибо за урок!!!
1 ситуация.
1.Жила – была бабушка … 2 3 4 5 6 7 |
2 ситуация.
Однажды мой дедушка поехал…….
|
3 ситуация.
1 Однажды мама моего друга с маленькими детьми……..
|
4ситуация.
1 Тетя Варя возвращалась с дачи. У нее были ………
|
н
ВИКТОРИНА | ПРОЕКТ | ||||||||
ИТОГ ВИКТОРИНЫ: | ИТОГ ПРОЕКТА: | ||||||||
ОБЩИЙ ИТОГ: | |||||||||
Х | А | Р | А | К | Т | Е | Р | ||
Х | А | Р | А | К | Т | Е | Р | ||
Х | А | Р | А | К | Т | Е | Р |
Я уверен,
По моему мнению,
Я убежден, что……
Беру для себя…… Добро не умрёт, а зло пропадёт. Советую другу….. Доброе семя – добрый и всход. Обязательно запомню……. Жизнь дана на добрые дела.
|
Беру для себя…… Добро не умрёт, а зло пропадёт. Советую другу….. Доброе семя – добрый и всход. Обязательно запомню……. Жизнь дана на добрые дела.
|
Соедините линией рекомендацию и пословицу.
Беру для себя…… Добро не умрёт, а зло пропадёт. Советую другу….. Доброе семя – добрый и всход. Обязательно запомню……. Жизнь дана на добрые дела.
|
Соедините линией рекомендацию и пословицу.
Жизнь дана________________________________________________________________
Добро не умрет, ____________________________________________________________
Доброе семя –_______________________________________________________________
Жизнь дана________________________________________________________________
Добро не умрет, ____________________________________________________________
Доброе семя –_______________________________________________________________
Жизнь дана________________________________________________________________
Добро не умрет, ____________________________________________________________
Доброе семя –_______________________________________________________________
Верность | Зло |
Совесть | Предательство |
Справедливость | Жестокость |
Вежливость | Грубость |
Честность | Лживость |
Милосердие | Воровство |
Уважение | Ложь |
Доброта | Зависть |
Правдивость | |
Верность | Зло |
Совесть | Предательство |
Справедливость | Жестокость |
Вежливость | Грубость |
Честность | Лживость |
Милосердие | Воровство |
Уважение | Ложь |
Доброта | Зависть |
Правдивость | |
Верность | Зло |
Совесть | Предательство |
Справедливость | Жестокость |
Вежливость | Грубость |
Честность | Лживость |
Милосердие | Воровство |
Уважение | Ложь |
Доброта | Зависть |
Правдивость | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: "Составление текста..."
Урок проведён в букварный период и обучает детей составлению текста на основе предложенных языковых средств (с помощью учителя). Форма работы на уроке - групповая. В результате работы первоклассн...
Флипчарт "Гроза" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)
Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....
Флипчарт "За грибами" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)
Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....
Флипчарт "Колышек" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)
Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....
Флипчарт "Куда все подевалось" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)
Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках литературного чтения, во внеклассной деятельности....
Урок А.П.Гайдар "Тимур и его команда". Новые тимуровцы.
Урок с применением технологии проблемного обучения и групповой работы. Учитель знакомит учащихся с биографией А.П.Гайдара, учащиеся читают отрывок из ппроизведения, выясняют, кто такие тимуровцы, с по...
Открытый урок литературного чтения Г. Х. Андерсен "Чайник" Создание текста по аналогии.
Открытый урок литературного чтения Г. Х. Андерсен "Чайник" Создание текста по аналогии....