Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: "Составление текста..."
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Урок проведён в букварный период и обучает детей составлению текста на основе предложенных языковых средств (с помощью учителя). Форма работы на уроке - групповая. В результате работы первоклассники "собирают" книгу "Дикие животные".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_teksta.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Класс: 1 класс
Тип урока: урок применения полученных знаний
Дата проведения: декабрь
Технологическая карта изучения темы
"Составление текста на основе отобранных языковых средств по коллективно составленному плану (с помощью учителя)"
Тема | "Составление текста на основе отобранных языковых средств по коллективно составленному плану (с помощью учителя)" |
Цели | - формировать умения работать с текстом (отвечать на вопросы, строить предложения); -способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления; - обогащать словарный запас; - учить использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; - воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе; - формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Основные понятия | предложение, план, текст |
Межпредметные связи | окружающий мир, русский язык, технология, изобразительное искусство |
Ресурсы: -дополнительные | - иллюстрации животных; - конверты с раздаточным материалом (слова-карточки, предложения); - листы А3; - клей; - план работы группы |
Формы работы | фронтальная, групповая, парная |
Этапы урока | Ход урока |
I. Организационный момент II.Актуализация знаний | Дети входят в класс и останавливаются у доски, не проходя к своим партам. -Начнём урок с того, что включим организм в работу. Физминутка
Мальчик-пальчик, где ты был? Долго по лесу бродил. Встретил я медведя, волка, Зайку, ёжика в иголках, Встретил белочку, лисичку, Встретил лося и синичку. Всем подарки подарил, Всяк меня благодарил. -Кого встретил мальчик-пальчик в лесу? (Дети называют животных, и на доске вывешиваются иллюстрации с их изображением.) -Кто лишний? (Синичка.) -Почему? (Она птица.) Игра «Что изменилось?» Дети закрывают глаза, учитель убирает изображения лося и синички. Дети открывают глаза, учитель говорит, что кто-то из зверей убежал домой. Кто? |
III. Формулирование темы урока | На доске остались изображения медведя, волка, лисы, ежа и зайца. -Как назовём этих животных? (Дикие.) -Почему? (Заботятся о себе сами.) -Сформулируйте тему урока. (Дикие животные.) -Какие задания вы бы предложили выполнить на уроке? -Хочется поговорить и узнать новое о каждом животном, но за 1 урок мы всё не успеем. Как быть? (Организовать работу в группах.) -Выберите одно животное, которое вам больше нравится. А теперь берём в руки «бинокль» и ищем, где оно нас ждёт. (На столах, подготовленных для групповой работы, стоят карточки с изображениями животных. Дети, имитируя руками бинокль, делают выбор.) -Пройдите к столам, за которыми вы будете работать. !!! Необходимо предусмотреть, что, возможно, кто-то из детей захочет работать один или к одному столу может подойти больше детей, чем предусмотрено мест. |
IV. Работа по теме урока | Повторим правила работы в группе. 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2. Не согласен – объясни, почему. 3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4. Говори только по делу. 5. Работайте дружно, помогайте друг другу. - Наша цель составить рассказ о животном. Для успешной работы определим последовательность, то есть план действий. (Повторяются признаки текста, предложения.) План работы. 1.Слово. 2.Предложение. 3.Текст. Задание. -Как вы понимаете 1 пункт плана? (Отобрать нужные слова.) -Возьмите конверт №1. Выберите карточки-слова, которые характеризуют, подходят вашему животному. Содержание конверта №1 ( слова для размещения на доске) (Трусишка, злой, хозяин леса, круглый, косолапый, рыжая, длинноухий, серый, берлога, косой, колючий, плутовка, быстрый, осторожная, шарик, зубастый, хитрая, бурый, хищник.) -Разместите на доске отобранные карточки со словами под изображением вашего животного. -Медведя называют «хозяином лес», а почему? -Почему лиса – «рыжая плутовка»? -Волк – почему «серый хищник»? -Волка часто называют «санитаром леса». Как вы думаете, почему? (Дети высказывают своё мнение.) -Заяц – это «косой трусишка»? -Оказывается, на самом деле заяц совсем не косоглазый. Просто у него малоподвижные мышцы шеи, и поэтому он не может поворачивать голову в разные стороны. Вот и косит заяц глазами, чтобы увидеть, что находится у него сбоку. -Ёж – «колючий шарик»? (Учитель задаёт вопрос и одновременно размещает карточки со словами «Хозяин леса», «Рыжая плутовка», «Серый хищник», «Косой трусишка», «Колючий шарик» над изображениями животных. Появляются названия рассказов. Учитель может заменить название рассказа о волке «Серый хищник» на «Санитар леса») Физминутка -Молодцы. А теперь… Мы немного отдохнём. Встанем, глубоко вдохнём, Руки в стороны, вперёд, На опушке зайка ждёт. Зайка прыгал под кустом, Приглашал нас в свой дом. Руки вниз, на пояс, вверх, Убегаем ото всех. Побежим скорее в класс, Там мы сочиним рассказ. Задание. - Составьте рассказ о выбранном животном, используя слова из конверта №2. Содержание конверта №2 (слова для приклеивания на лист форматом А-3) (Трусишка, злой, хозяин леса, круглый, косолапый, рыжая, длинноухий, серый, косой, колючий, плутовка, быстрый, осторожная, шарик, зубастый, хитрая, бурый, хищник, дом -, нора, логово, берлога, кусты, норка, корни деревьев, Его, Её.) -Возьмите лист бумаги. Прочитайте первый пункт плана. Составьте предложения, используя слова из конверта № 2. 1. Как называют животное? Его жилище. (Каждая группа составляет предложения о своем животном. Приводим пример предложений о медведе: «Медведь – косолапый хозяин леса. Его дом – берлога») - Прочитайте второй пункт плана. 2. Чем питается? -Я ждала зверей в гости и хотела приготовить их любимые лакомства. Да вот беда: дунул ветер и все перепутал. Найдите в конверте №3 нужное предложение. Содержание конверта №3 (Мёд, малина, корешки, рыба – вот любимая еда мишки. Любит она мышей, яйца птиц, а вот зайчатинка на обед попадается редко. Мясо – вот самая лучшая еда для серого хищника. Лягушки, змеи, яйца птиц, насекомые, коренья – ест и радуется колючий бок. Капуста, морковка, кора молодых деревьев – просто вкуснотища для длинноухого!) -Прочитайте, что вы выбрали. -Ну вот, поели, надо и отдохнуть. Физминутка Пойдёмте на полянку, отдохнём. 1, 2, повернись, в мишек превратись. (Дети имитируют движения медведя.) Мишка по лесу ходил и на шишку наступил. Ой, как больно! 1, 2, повернись и в грустного медведя превратись. Мишка пятку почесал и бочонок увидал. Ух ты, 1, 2, наклонись, и в удивлённого мишку превратись. Он бочонок тот достал, медок с лапы облизал. Вкусно! 1, 2, крутанись и в весёлого мишку превратись. -Продолжим работу. Прочитайте третий пункт плана. 3. Его любимое занятие. -Чтобы ответить на 3 вопрос, нужно составить предложение, расположив геометрические фигуры из конверта №4 в определённой последовательности и наклеив их на лист около цифры 3. Содержание конверта №4 (Геометрические фигуры, на каждой написано по одному слову. Количество фигур для каждой группы определяется количеством слов в предложении. Фигуры детям надо расположить по мере уменьшения размера. 1группа – квадраты, 2 группа – треугольники, 3 группа – прямоугольники, 4 группа – трапеции, 5 группа – овалы.) Дети составляют предложения: 1группа – Бурый лежебока зимой любит поспать в берлоге, а летом вкусно поесть. 2 группа – Круглый год рыщет он по лесу и охотится, ведь волка «ноги кормят». 3 группа – Зимой, когда голодно, лиса охотится на мышей – мышкует. 4 группа – Зайка любит «нырять» в снег – так он прячется от хищников. 5 группа – При движении ёж шумно сопит, а зимой он спит. -Итак, ваши рассказы готовы. А теперь давайте оформим их иллюстрациями. Для этого из конверта №5 достаньте картинки и наклейте их на ваши листы. Содержание конверта №5. (Иллюстрации с изображениями животных, деревьев и т.п. для каждой группы. Также можно предложить наклеить на лист загадку, поговорку о животном. Дети могут сами дополнить элементы оформления.) - Очень хочется услышать ваши рассказы. А названия рассказов на доске. (Смотри проверку работы с конвертом №1.) (Дети по группам выходят к доске, показывают оформленную страницу с рассказом и зачитывают текст.) Правила обсуждения ответов. - Будьте внимательны. Представители группы отвечают, а вы слушаете и…(слышите), смотрите и…(видите), думаете и…(оцениваете). Пример рассказа о медведе. Хозяин леса. Медведь – косолапый хозяин леса. Его дом – берлога. Мёд, малина, корешки, рыба – вот любимая еда мишки. Бурый лежебока зимой любит поспать в берлоге, а летом вкусно поесть. - А давайте попробуем собрать ваши листы с рассказами вместе. -Что у нас получилось? (Книга.) -Какое название дадим нашей книге? (Дикие животные.) Учитель показывает детям заранее подготовленные обложку книги и лист – содержание книги. Можно обложку изготовить коллективно на одном из уроков технологии.
|
V. Итог урока | -Молодцы, хорошо потрудились. Итогом нашей совместной работы стала книга «Дикие животные». Как вы думаете, кому мы можем показать нашу книгу и предложить почитать? А может даже подарить? (Ребятам – первоклассникам показать и родителям на собрании или празднике Букваря, а подарить нашей школьной библиотеке или детскому садику.) |
VI. Рефлексия | (Дети вместе с учителем встают в круг, руки опущены.) -В нашем классе все друзья: я, ты, он, она. Улыбнитесь тем, кто слева, Помашите тем, кто справа. Вместе мы – одна семья. (Все берутся за руки.) - Кому и за что вы хотели бы сказать спасибо? -А меня, как учителя, порадовало …, огорчило… . -Наш урок окончен. Всем спасибо. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Конспект урока по математике (4 класс). Тема:Составление таблицы по тексту задачи. Составление текста задачи по таблице. Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова
Цели деятельности учителя: - Повторение пройденного материала по теме «Описания величин. Таблицы»;Планируемые результаты: Предметные: - Знать табличную форму п...
Рабочий лист к уроку литературного чтения. 2 класс. Работа с текстом. УМК «Перспектива»
Рабочий лист к уроку литературного чтения. 2 класс. Работа с текстом. УМК «Перспектива»...
Рабочий лист к уроку литературного чтения. 3 класс. Работа с текстом.
Рабочий лист к уроку литературного чтения. 3 класс. Работа с текстом....
Рабочий лист к уроку литературного чтения. 3 класс. Работа с текстом.
Рабочий лист к уроку литературного чтения. 3 класс. Работа с текстом....
Конспект урока по русскому языку на тему: "Составление собственного текста по репродукции картины И.Левитана "Золотая осень"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Составление собственного текста по репродукции картины И.Левитана "Золотая осень" 4 класс...
Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...