Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: "Составление текста..."
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Андросик Марина Ивановна

Урок проведён в букварный период и обучает детей составлению текста на основе предложенных языковых средств (с помощью учителя). Форма работы на уроке - групповая. В результате работы первоклассники "собирают" книгу "Дикие животные".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostavlenie_teksta.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

         Класс: 1 класс

        Тип урока: урок применения полученных знаний 

         Дата проведения: декабрь  

Технологическая карта изучения темы

 "Составление текста на основе отобранных языковых средств по коллективно составленному плану (с помощью учителя)"

Тема

"Составление текста на основе отобранных языковых средств по коллективно составленному плану          

(с помощью учителя)"

Цели

- формировать умения работать с текстом (отвечать на вопросы, строить предложения);

-способствовать  развитию    связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;    

- обогащать словарный запас;

- учить использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе;

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Основные понятия

предложение, план, текст

Межпредметные связи

окружающий мир, русский язык, технология, изобразительное искусство

Ресурсы:

-дополнительные

- иллюстрации животных;

- конверты с раздаточным материалом (слова-карточки, предложения);

- листы А3;

- клей;

- план работы группы

Формы работы

фронтальная, групповая,  парная

Этапы  урока

Ход урока

I. Организационный

момент

 II.Актуализация знаний  

Дети входят в класс и останавливаются у доски, не проходя к своим партам.

-Начнём урок с того, что включим организм в работу.

Физминутка

  1. Упражнения на активизацию мозгового кровообращения: массаж ушных раковин, «ленивые восьмёрки» и т.п.
  2. Пальчиковая гимнастика:

Мальчик-пальчик, где ты был?

Долго по лесу бродил.

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ёжика в иголках,

Встретил белочку, лисичку,

Встретил лося и синичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

-Кого встретил мальчик-пальчик в лесу?

(Дети называют животных, и на доске вывешиваются иллюстрации с их изображением.)

-Кто лишний?   (Синичка.)

-Почему?   (Она птица.)

 Игра «Что изменилось?»

Дети закрывают глаза, учитель убирает изображения лося и синички. Дети открывают глаза, учитель говорит, что кто-то из зверей убежал домой. Кто?

III. Формулирование темы  урока 

На доске остались изображения медведя, волка, лисы, ежа и зайца.

-Как назовём этих животных?   (Дикие.)

-Почему?   (Заботятся о себе сами.)

-Сформулируйте тему урока.    (Дикие животные.)  

-Какие задания вы бы предложили выполнить на уроке?

-Хочется поговорить и узнать новое о каждом животном, но за 1 урок мы всё не успеем. Как быть? (Организовать работу в группах.)

-Выберите одно животное, которое вам больше нравится. А теперь берём в руки «бинокль» и ищем, где оно нас ждёт.    

(На столах, подготовленных для групповой работы, стоят карточки с изображениями  животных. Дети, имитируя руками бинокль, делают выбор.)

-Пройдите к столам, за которыми вы будете работать.

!!! Необходимо предусмотреть, что, возможно, кто-то из детей захочет работать один или к одному столу может подойти больше детей, чем предусмотрено мест. 

IV. Работа по теме урока

Повторим правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

 - Наша цель составить рассказ о животном. Для успешной работы определим последовательность, то есть план действий.    (Повторяются  признаки текста, предложения.)          

План работы.

1.Слово.

2.Предложение.

3.Текст.

                                                                                                                                                                                                   Задание.

-Как вы понимаете 1 пункт плана?   (Отобрать нужные слова.)

-Возьмите конверт №1. Выберите карточки-слова, которые характеризуют, подходят вашему животному.  

Содержание конверта №1  ( слова  для размещения на доске)

(Трусишка, злой, хозяин леса, круглый, косолапый, рыжая, длинноухий, серый, берлога, косой, колючий, плутовка, быстрый, осторожная, шарик, зубастый, хитрая, бурый, хищник.)

-Разместите на доске отобранные карточки со словами под изображением вашего животного.

-Медведя называют «хозяином лес», а почему?

-Почему лиса – «рыжая плутовка»?

-Волк – почему «серый хищник»?

-Волка часто называют «санитаром леса». Как вы думаете, почему?  

 (Дети высказывают своё мнение.)

-Заяц – это «косой трусишка»?

-Оказывается, на самом деле заяц совсем не косоглазый. Просто у него малоподвижные мышцы шеи, и поэтому он не может поворачивать голову в разные стороны. Вот и косит заяц глазами, чтобы увидеть, что находится у него сбоку.

-Ёж – «колючий шарик»?

(Учитель задаёт вопрос и одновременно размещает карточки со словами  «Хозяин леса», «Рыжая плутовка», «Серый хищник», «Косой трусишка», «Колючий шарик» над изображениями животных. Появляются названия  рассказов. Учитель может заменить название рассказа о волке «Серый хищник» на «Санитар леса»)

Физминутка

-Молодцы. А теперь…

Мы немного отдохнём.

Встанем, глубоко вдохнём,

Руки в стороны, вперёд,

На опушке зайка ждёт.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашал нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем ото всех.

Побежим скорее в класс,

Там мы сочиним рассказ.

Задание.

- Составьте рассказ о выбранном животном, используя слова из конверта №2.

Содержание конверта №2 (слова для приклеивания на лист  форматом А-3)

(Трусишка, злой, хозяин леса, круглый, косолапый, рыжая, длинноухий, серый, косой, колючий, плутовка, быстрый, осторожная, шарик, зубастый, хитрая, бурый, хищник, дом -, нора, логово,  берлога, кусты, норка, корни деревьев, Его, Её.)

-Возьмите лист бумаги. Прочитайте первый пункт плана. Составьте предложения, используя слова из конверта № 2.

1.  Как называют животное? Его жилище.

(Каждая группа составляет предложения о своем животном. Приводим пример предложений о медведе: «Медведь – косолапый хозяин леса. Его дом – берлога»)

- Прочитайте второй пункт плана.

2. Чем питается?

-Я ждала зверей в гости и хотела приготовить их любимые лакомства. Да вот беда: дунул ветер и все перепутал. Найдите в  конверте №3 нужное предложение.

Содержание конверта №3

(Мёд, малина, корешки, рыба – вот любимая еда мишки.

Любит она мышей, яйца птиц, а вот зайчатинка на обед попадается редко.

Мясо – вот самая лучшая еда для серого хищника.

Лягушки, змеи, яйца птиц, насекомые, коренья – ест и радуется колючий бок.

Капуста, морковка, кора молодых деревьев – просто вкуснотища для длинноухого!)

  -Прочитайте, что вы выбрали.

-Ну вот, поели, надо и отдохнуть.

Физминутка

Пойдёмте на полянку, отдохнём.

1, 2, повернись, в мишек превратись.

(Дети имитируют движения медведя.)

Мишка по лесу ходил и на шишку наступил.

Ой, как больно!

1, 2, повернись и в грустного медведя превратись.

Мишка пятку почесал и бочонок увидал.

Ух ты, 1, 2, наклонись, и в удивлённого мишку превратись.

Он бочонок тот достал, медок с лапы облизал.

Вкусно! 1, 2, крутанись и в весёлого мишку превратись.

-Продолжим работу. Прочитайте третий пункт плана.

3. Его любимое занятие.

-Чтобы ответить на 3 вопрос, нужно составить предложение, расположив геометрические фигуры из конверта №4 в определённой последовательности и наклеив их на лист около цифры 3.

Содержание конверта №4

(Геометрические фигуры, на каждой написано по одному слову. Количество фигур для каждой группы определяется  количеством слов в предложении. Фигуры детям надо расположить по мере уменьшения размера. 1группа – квадраты, 2 группа – треугольники, 3 группа – прямоугольники, 4 группа – трапеции, 5 группа – овалы.)

Дети составляют предложения:

1группа – Бурый лежебока зимой любит поспать в берлоге, а летом вкусно поесть.

2 группа – Круглый год рыщет он по лесу и охотится, ведь волка «ноги кормят».

3 группа – Зимой, когда голодно, лиса охотится на мышей – мышкует.

4 группа – Зайка любит «нырять» в снег – так он прячется от хищников.

5 группа – При движении ёж  шумно сопит, а зимой он спит.

-Итак, ваши рассказы готовы. А теперь давайте оформим их иллюстрациями. Для этого из конверта №5 достаньте картинки и наклейте их на ваши листы.

Содержание конверта №5.

(Иллюстрации с изображениями животных, деревьев и т.п. для каждой группы.  Также можно предложить наклеить на лист загадку, поговорку о животном.  Дети могут сами дополнить элементы оформления.)

- Очень хочется услышать ваши рассказы. А названия рассказов на доске.

                      (Смотри проверку работы с конвертом №1.)

(Дети по группам выходят к доске, показывают оформленную страницу с рассказом и зачитывают текст.)

 Правила обсуждения ответов.

- Будьте внимательны. Представители группы отвечают, а вы слушаете и…(слышите), смотрите и…(видите), думаете и…(оцениваете).  

Пример рассказа о медведе.

Хозяин леса.

          Медведь – косолапый хозяин леса. Его дом – берлога.

          Мёд, малина, корешки, рыба – вот любимая еда мишки.

           Бурый лежебока зимой любит поспать в берлоге, а летом вкусно поесть.

- А давайте попробуем собрать ваши листы с рассказами вместе.

-Что у нас получилось?    (Книга.)

-Какое название дадим нашей книге?    (Дикие животные.)

Учитель показывает детям заранее подготовленные обложку книги и лист – содержание книги.

Можно  обложку изготовить коллективно на одном из уроков технологии.

                                           

V. Итог урока

-Молодцы, хорошо потрудились. Итогом нашей совместной работы стала книга «Дикие животные». Как вы думаете,  кому мы можем показать нашу книгу и предложить почитать? А может даже подарить?

(Ребятам – первоклассникам показать и родителям на собрании или празднике Букваря, а подарить нашей школьной библиотеке или детскому садику.)

VI. Рефлексия

 (Дети вместе с учителем встают в круг, руки опущены.)

-В нашем классе все друзья: я, ты, он, она.

 Улыбнитесь тем, кто слева,

Помашите тем, кто справа.

Вместе мы – одна семья.   (Все берутся за руки.)

- Кому и за что вы хотели бы сказать спасибо?

-А меня, как учителя, порадовало …, огорчило… .

-Наш урок окончен.  Всем спасибо.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Конспект урока по математике (4 класс). Тема:Составление таблицы по тексту задачи. Составление текста задачи по таблице. Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

Цели деятельности учителя: - Повторение пройденного материала по теме «Описания величин. Таблицы»;Планируемые результаты:     Предметные: - Знать табличную форму п...

Рабочий лист к уроку литературного чтения. 2 класс. Работа с текстом. УМК «Перспектива»

Рабочий лист к уроку литературного чтения. 2 класс. Работа с текстом. УМК «Перспектива»...

Рабочий лист к уроку литературного чтения. 3 класс. Работа с текстом.

Рабочий лист к уроку литературного чтения. 3 класс. Работа с текстом....

Рабочий лист к уроку литературного чтения. 3 класс. Работа с текстом.

Рабочий лист к уроку литературного чтения. 3 класс. Работа с текстом....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Составление собственного текста по репродукции картины И.Левитана "Золотая осень"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Составление собственного текста по репродукции картины И.Левитана "Золотая осень" 4 класс...

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...