конспект урока по литературному чтению "Дети Деда Мороза" УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Данный урок разработан по технологии развития критического мышления через чтение иписьмо(РКМЧП).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_deti_deda_moroza.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Русская сказка «Дети Деда Мороза»

Дидактическая цель: подвести учащихся к осознанному определению главной мысли сказки – служение людям

Тип урока: открытие нового знания

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с содержанием русской сказки «Дети Деда Мороза», учить передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование);

-знакомить с выразительными средствами языка;

Развивающие:

-развивать умение анализировать, сравнивать и делать осознанный выбор;

-развивать умение бегло читать предложения, отрывки из изучаемых произведений; передавать интонацией своё отношение к читаемому; объяснять поступки героев и своё отношение к ним;

-развивать умение работать самостоятельно, в паре, в группе, делать выводы.

Воспитательные:

-воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.

Методы: проблемный, частично-поисковый, моделирование

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в паре.

Средства обучения: проблемный диалог, презентация.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс,1 часть;  карточки с иллюстрациями,  презентация к уроку.

Личностные УУД:

 - положительное отношение к изучению литературного чтения, понимание его богатства;

---принятие мысли о том, что правильная, точная устная речь – это показатели культуры человека;

 -зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

Познавательные:

-искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

-пользоваться словарем Ожегова; находить в нем нужные сведения;

- выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, сравнение, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

Регулятивные УУД:

-умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя,

- проговаривать последовательность  действий на уроке,

- оценивать правильность выполнения действий, высказывать свои предположения.

Логические:

-формулирование проблемы,

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование,

Коммуникативные УУД:

-формулировать понятийные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины,

-адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления,

-готовность слушать собеседника и вести диалог.

1.Организационный момент 
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне.
Слайд №1

       Проверка домашней работы. Партнер по лицу.

2. Повторение
Звучит «Вальс» Д.Шостаковича 
На фоне музыки: 
- О чем-то скрипит половица, 
И спице опять не спится, 
Присев на кровати, подушки 
Уже навострили ушки… 
И сразу меняются лица, 
Меняются звуки и краски. 
Тихонько скрипит половица, 
По комнате ходит сказка

- Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки.

Структура «Карта-шар» .Слайд №2

-В центральный круг записываем изучаемое понятие «сказка»

- В кругах, соединенных с центральным, запишите слова, определяющие изучаемое понятие.

 

Сказка -  Авторская

              Народная

              Волшебная

              Бытовая

              О животных Слайд №3

Проверка.

3.Целеполагание

Как вы думаете, много ли сказок на свете?

Можно ли сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море… . Вот сколько сказок на свете. А почему мы их любим? Предположите,  с каким жанром  мы сегодня будем знакомиться?

Подсказка 1. Слайд №4

-Сегодня мы будем читать о герое, возраст которого более 2000 лет.

Подсказка 2.

Он празднует свой день рождения 18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма.

Подсказка 3.

Его дом находится  в Великом Устюге.

-О ком будете читать сказку?

-Как вы думаете: есть ли у Деда Мороза семья, дети?

-Какие дети могут быть у Деда Мороза?

- А вот о ком мы будем говорить сегодня, вам подскажут загадки. Слайд №5

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. ЛЕД

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. ИНЕЙ.

Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет. ВЕТЕР

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. СНЕЖИНКА .

Структура «Сэйм Бат Дифэрэнт» Слайд №6

Запишите 3 разных определения, описывающих данную снежинку одним словом.

Не используйте эти слова: Легкая, белая, воздушная, красивая

-Вот  и познакомились с детьми Деда Мороза. И сказка называется  «Дети Деда Мороза».

-Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

-Для чего вам это нужно?

(задачи) Слайд №7

-Познакомиться с произведением

-Узнать новое

-Научиться читать выразительно по ролям

-В течение урока я предлагаю вам ответить на проблемный вопрос: «Почему Снежинка помогла больше всех»? (на доске)

4. Открытие новых знаний

-Какова наша первая  цель?

-Я предлагаю вам два варианта знакомства со сказкой: я читаю, вы слушаете или вы читаете про себя.

Словарная работа:

Иней – осадки в виде ледяных кристаллов, оседающих на поверхности предметов.

Нагнал – собрал в одном месте.

Работа над текстом. Метод 6 шляп. Слайд №8

Белая шляпа:- Что нам известно? Только факты.

Красная   шляпа: - Какие чувства возникли в вашем сердце?

Изумление

Радость

Восторг

Восхищение

Грусть

Спокойствие

Сожаление

Печаль

Ликование

Обоснуйте свой выбор.

Желтая шляпа: Что же хорошего произошло в этой сказке?

Черная шляпа: Что может случиться, если снежинка не укроет землю?

Проблемный вопрос: Почему Снежинка помогла больше всех? Слайд №9

Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания.
Рыхлый снег содержит большое количество воздуха. Порой «снежная перина» на 90% состоит из воздушной начинки.
Под такой периной растениям тепло.
 

Снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада.
Более того, снег отражает губительные спектры солнечных лучей. Поэтому у северных народов отсутствуют многие болезни, которыми страдают
южане.

Слайд №10

Зеленая шляпа: Творчество. Что общего между снежинкой и этим творческим человеком?  

Фотограф, получил  прозвище «Снежинка».

Первым снежинки научился фотографировать в 1885 году американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Уилсон Бентли фотографировал снежинки почти 50 лет.
«Я обнаружил, что снежинки – это чудесное воплощение красоты, - писал Бентли, - и мне показалось стыдным, что эту красоту не увидят и не оценят другие. Каждый кристалл был образцом великолепного узора, и ни один узор не повторялся дважды. Когда снежинка таяла, узор пропадал навсегда. Так, как будто навсегда уходила красота, не оставив после себя никакого следа»

 

Скрип снега – это шум раздавливаемых кристалликов.
Разумеется, человеческое ухо не может воспринять звук одной «сломанной» снежинки. Но мириады раздавленных кристалликов создают вполне явственный скрип.

Слайд №11

Какую задачу мы еще не выполнили?

Творческая шляпа. Чтение по ролям.

Структура «Сэйм Бат Дифэрэнт»Слайд №12

Запишите 3 разных определения, описывающих данную снежинку одним словом. .

Используйте слова, описывающие Снежинку в тексте.

ЗЛАЯ

СОЧУВСТВУЮЩАЯ  (ЛЕКСИЧ.ЗНАЧЕНИЕ)  док. из текста.

РАВНОДУШНАЯ

ДОБРАЯ

ЗАБОТЛИВАЯ

БЕСПОКОЙНАЯ

ХВАСТЛИВАЯ

СКРОМНАЯ

 

5.Рефлексия

Цель: организовать рефлексивный анализ учебной деятельности.

Сказка-ложь, да в ней намек добрым молодцам урок.

Чему учит эта сказка?

-Мы ответили на поставленные вопросы  в начале урока? Слайд №13


Продолжите предложения:
 Слайд №14

Сегодня я на уроке узнал….

Меня удивило….

Мне захотелось….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературному чтению Джанни Родари "Приключения Чиполлино"(отрывок) 2 класс Школа 2100

Тема урока:Сказочный герой Чиполлино и его семья.Джанни Родари "Приключения Чиполлино"(отрывок)Цели урока: Познакомить с новым произведением; биографией писателя;Закрепить умение работать с текстом до...

Конспект урока по литературному чтению.Тема: "Устное творчество русского народа" 2 класс.УМК "Школа России"

На данном уроке  проводится обобщение знаний о жанрах русского народного творчества: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Листопадничек" Школа России

Технологическая карта урокаТема: И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Цели деятельности учителя: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе из...

Конспект урока по литературному чтению "Ю. Ермолаев "Проговорился""(Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «Проговорился»; формирование умения анализировать произведения, воспринимать выражен...