конспект урока по литературному чтению "Дети Деда Мороза" УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Данный урок разработан по технологии развития критического мышления через чтение иписьмо(РКМЧП).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_deti_deda_moroza.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Русская сказка «Дети Деда Мороза»
Дидактическая цель: подвести учащихся к осознанному определению главной мысли сказки – служение людям
Тип урока: открытие нового знания
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с содержанием русской сказки «Дети Деда Мороза», учить передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование);
-знакомить с выразительными средствами языка;
Развивающие:
-развивать умение анализировать, сравнивать и делать осознанный выбор;
-развивать умение бегло читать предложения, отрывки из изучаемых произведений; передавать интонацией своё отношение к читаемому; объяснять поступки героев и своё отношение к ним;
-развивать умение работать самостоятельно, в паре, в группе, делать выводы.
Воспитательные:
-воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.
Методы: проблемный, частично-поисковый, моделирование
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в паре.
Средства обучения: проблемный диалог, презентация.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс,1 часть; карточки с иллюстрациями, презентация к уроку.
Личностные УУД:
- положительное отношение к изучению литературного чтения, понимание его богатства;
---принятие мысли о том, что правильная, точная устная речь – это показатели культуры человека;
-зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.
Познавательные:
-искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
-пользоваться словарем Ожегова; находить в нем нужные сведения;
- выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, сравнение, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.
Регулятивные УУД:
-умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя,
- проговаривать последовательность действий на уроке,
- оценивать правильность выполнения действий, высказывать свои предположения.
Логические:
-формулирование проблемы,
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование,
Коммуникативные УУД:
-формулировать понятийные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины,
-адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления,
-готовность слушать собеседника и вести диалог.
1.Организационный момент
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне. Слайд №1
Проверка домашней работы. Партнер по лицу.
2. Повторение
Звучит «Вальс» Д.Шостаковича
На фоне музыки:
- О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка
- Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки.
Структура «Карта-шар» .Слайд №2
-В центральный круг записываем изучаемое понятие «сказка»
- В кругах, соединенных с центральным, запишите слова, определяющие изучаемое понятие.
Сказка - Авторская
Народная
Волшебная
Бытовая
О животных Слайд №3
Проверка.
3.Целеполагание
Как вы думаете, много ли сказок на свете?
Можно ли сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море… . Вот сколько сказок на свете. А почему мы их любим? Предположите, с каким жанром мы сегодня будем знакомиться?
Подсказка 1. Слайд №4
-Сегодня мы будем читать о герое, возраст которого более 2000 лет.
Подсказка 2.
Он празднует свой день рождения 18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма.
Подсказка 3.
Его дом находится в Великом Устюге.
-О ком будете читать сказку?
-Как вы думаете: есть ли у Деда Мороза семья, дети?
-Какие дети могут быть у Деда Мороза?
- А вот о ком мы будем говорить сегодня, вам подскажут загадки. Слайд №5
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. ЛЕД
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. ИНЕЙ.
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет. ВЕТЕР
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. СНЕЖИНКА .
Структура «Сэйм Бат Дифэрэнт» Слайд №6
Запишите 3 разных определения, описывающих данную снежинку одним словом.
Не используйте эти слова: Легкая, белая, воздушная, красивая
-Вот и познакомились с детьми Деда Мороза. И сказка называется «Дети Деда Мороза».
-Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?
-Для чего вам это нужно?
(задачи) Слайд №7
-Познакомиться с произведением
-Узнать новое
-Научиться читать выразительно по ролям
-В течение урока я предлагаю вам ответить на проблемный вопрос: «Почему Снежинка помогла больше всех»? (на доске)
4. Открытие новых знаний
-Какова наша первая цель?
-Я предлагаю вам два варианта знакомства со сказкой: я читаю, вы слушаете или вы читаете про себя.
Словарная работа:
Иней – осадки в виде ледяных кристаллов, оседающих на поверхности предметов.
Нагнал – собрал в одном месте.
Работа над текстом. Метод 6 шляп. Слайд №8
Белая шляпа:- Что нам известно? Только факты.
Красная шляпа: - Какие чувства возникли в вашем сердце?
Изумление
Радость
Восторг
Восхищение
Грусть
Спокойствие
Сожаление
Печаль
Ликование
Обоснуйте свой выбор.
Желтая шляпа: Что же хорошего произошло в этой сказке?
Черная шляпа: Что может случиться, если снежинка не укроет землю?
Проблемный вопрос: Почему Снежинка помогла больше всех? Слайд №9
Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания.
Рыхлый снег содержит большое количество воздуха. Порой «снежная перина» на 90% состоит из воздушной начинки.
Под такой периной растениям тепло.
Снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада.
Более того, снег отражает губительные спектры солнечных лучей. Поэтому у северных народов отсутствуют многие болезни, которыми страдают южане.
Слайд №10
Зеленая шляпа: Творчество. Что общего между снежинкой и этим творческим человеком?
Фотограф, получил прозвище «Снежинка».
Первым снежинки научился фотографировать в 1885 году американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Уилсон Бентли фотографировал снежинки почти 50 лет.
«Я обнаружил, что снежинки – это чудесное воплощение красоты, - писал Бентли, - и мне показалось стыдным, что эту красоту не увидят и не оценят другие. Каждый кристалл был образцом великолепного узора, и ни один узор не повторялся дважды. Когда снежинка таяла, узор пропадал навсегда. Так, как будто навсегда уходила красота, не оставив после себя никакого следа»
Скрип снега – это шум раздавливаемых кристалликов.
Разумеется, человеческое ухо не может воспринять звук одной «сломанной» снежинки. Но мириады раздавленных кристалликов создают вполне явственный скрип.
Слайд №11
Какую задачу мы еще не выполнили?
Творческая шляпа. Чтение по ролям.
Структура «Сэйм Бат Дифэрэнт»Слайд №12
Запишите 3 разных определения, описывающих данную снежинку одним словом. .
Используйте слова, описывающие Снежинку в тексте.
ЗЛАЯ
СОЧУВСТВУЮЩАЯ (ЛЕКСИЧ.ЗНАЧЕНИЕ) док. из текста.
РАВНОДУШНАЯ
ДОБРАЯ
ЗАБОТЛИВАЯ
БЕСПОКОЙНАЯ
ХВАСТЛИВАЯ
СКРОМНАЯ
5.Рефлексия
Цель: организовать рефлексивный анализ учебной деятельности.
Сказка-ложь, да в ней намек добрым молодцам урок.
Чему учит эта сказка?
-Мы ответили на поставленные вопросы в начале урока? Слайд №13
Продолжите предложения: Слайд №14
Сегодня я на уроке узнал….
Меня удивило….
Мне захотелось….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературному чтению Джанни Родари "Приключения Чиполлино"(отрывок) 2 класс Школа 2100
Тема урока:Сказочный герой Чиполлино и его семья.Джанни Родари "Приключения Чиполлино"(отрывок)Цели урока: Познакомить с новым произведением; биографией писателя;Закрепить умение работать с текстом до...
Конспект урока по литературному чтению.Тема: "Устное творчество русского народа" 2 класс.УМК "Школа России"
На данном уроке проводится обобщение знаний о жанрах русского народного творчества: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Листопадничек" Школа России
Технологическая карта урокаТема: И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Цели деятельности учителя: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе из...
Конспект урока по литературному чтению "Про Мальку"(УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока по литературному чтению...
Конспект урока по литературному чтению "Гроза днем"(УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока по литературному чтению...
Конспект урока по литературному чтению "Мышонок Пик"(УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока по литературному чтению...
Конспект урока по литературному чтению "Ю. Ермолаев "Проговорился""(Школа России, 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «Проговорился»; формирование умения анализировать произведения, воспринимать выражен...