Конспект урока Н.Н.Носов "Живая шляпа"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предмет: литературное чтение
2 класс
Тема урока: Характер героев в произведении Н. Н. Носова "Живая шляпа"
Цель: продолжать знакомить обучающихся с творчеством Н.Н. Носова, познакомить с произведением "Живая шляпа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_lit.cht_._n.n.nosov_zhivaya_shlyapa_1.docx | 158.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Кашпирова Ольга Сергеевна
Ленинградская обл.
Гатчинский район
МБОУ «Лукашевская
средняя общеобразовательная школа»
Урок по литературному чтению
Тема: Характер героев в произведении Н. Н. Носова «Живая шляпа»
Цели:1. Продолжать знакомить учащихся с творчеством Н. Н. Носова, познакомить с произведением «Живая шляпа»
2. Формировать навык работы с текстом, умение выделять тему, идею произведения, воспроизводить содержание рассказа по картинному плану.
3. Совершенствовать способ чтения целым словом, совершенствовать навык правильного, сознательного, выразительного чтения.
4. Развивать у детей способность полноценного восприятия художественного произведения, сопереживать героям.
5. Развивать логическое мышление, связную речь, память.
6. Воспитывать чувство юмора.
Оборудование: Портрет Н. Н. Носов, учебник, картинки для словарной работы, книги для выставки (Н. Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей», «Мишкина каша», «Дружок», «Незнайка на луне»)
Ход урока:
I. Организация класса (1 мин.) - Проверим готовность к уроку, сейчас урок литературного чтения, на столах у всех должен быть учебник по чтению.
II. Проверка домашнего задания (5мин.) Цель: Проверим, как вы справились с домашним заданием. 1. Биография Н. Н. Носова. - На прошлом уроке мы познакомились с произведением Н. Н. Носова «Затейники». А кто из вас запомнил, что я вам рассказывала о Н. Н. Носове? Посмотрите ещё раз на портрет автора. - Он очень любил свою маму. - Учился в школе. - Увлекался фотографией. - После школы зарабатывал деньги на заводе. - Работал в кино. - Всё верно. После 20 лет работы в кино, он начал писать книги. 2. Пересказ произведения «Затейники» - С каким произведением автора мы познакомились на прошлом уроке? - «Затейники» - Кто приготовил дома пересказ произведения «Затейники» по плану в учебнике? - Ребята читали сказку «Три поросёнка». Потом они решили построить домик, как у поросят. Они зашли в этот домик, им стало страшно. Они думали, что их хватает за ноги серый волк и перестали играть. - Красивый рассказ получился у Максима? Что можно добавить к его рассказу? - Рассказ Максима получился неполным. Можно добавить, что домик ребята сделали из одеяла. Они повесили его на стол. - Сначала ребятам было весело. Они кричали: «Нам не страшен серый волк!» - Потом сделали домик и залезли под стол. Там было темно. - Дополнения к рассказу Максима правильные. Максим пересказал произведение кратко. Итог: Молодцы! Вы хорошо подготовили домашнее задание. III. Речевая разминка. (5 мин.) Цель: - Прежде чем начать приступить к изучению нового материала, проведём речевую разминку. Читаем по цепочке, друг за другом. 1.Упражнения для дыхания: а) Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через рот. б) Вдыхаем воздух и на выдохе произносим гласные а, о, у, и, е, я. 2.Упражнения для дикции: а) Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный. И – Э – А – О – У – Ы б) Читаем слоги, чётко их проговаривая. (Слоги записаны на доске) та то ту тя
тё ты от ыт
ет ит ут ют
тат тнэ тну тны 3. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки:
та – та – та – у нас дома чистота;
ты – ты – ты – сметану съели все коты;
ти – ти – ти – съели кашу всю почти:
тё – тё – тё – отложили мы шитьё;
то – то – то – стали мы играть в лото;
ат – ат – ат – берём с собою самокат.
Итог: - Поработали хорошо
IV. Знакомство и работа с текстом (10 мин.)
Цель: Познакомимся с произведением Н. Н. Носова «Живая шляпа». - А как вы думаете, бывают ли живые шляпы? - Нет, не бывает. - Мы сегодня должны это выяснить. 1. Словарная работа.
- В рассказе нам встретятся два слова «комод» и «кочерга». Кто из вас знает, что это такое?
- Никто, тогда давайте посмотрим значение этих слов в словаре. К какому словарю мы можем обратиться?
- Правильно, можно посмотреть в учебнике, на последних страницах есть словарик.
- А с каким словарём мы ещё можем поработать?
- Словарь Даля.
- Найдите значение слов и прочитайте.
- Комод- низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья.
- Кочерга- толстый железный жгут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
- Посмотрите, как выглядят эти предметы на картинках.
2. Первичное восприятие произведения.
_ Сейчас я прочитаю вам произведение Н. Н. Носова «Живая шляпа». Внимательно послушайте произведение и скажите, почему оно так называется?
3. Проверка первичного восприятия.
- С каким настроением слушали произведение? Понравилось оно вам? Чем? Бывают ли живые шляпы? Почему же автор назвал её живой?
V. Физ. минутка ( 2 мин.)
VI. Повторное чтение и анализ произведения.(10 мин.)
Цель: Почему вы слушали рассказ и смеялись? Перечитаем этот рассказ ещё раз, подумаем над этим.
- Читаем по цепочке, каждый по небольшому отрывку. Я буду останавливать тогда, когда должен будет читать следующий.
- Вы читали рассказ и смеялись, а мальчикам, героям, было не до смеха. Почему?
- Им было страшно.
- Да
- Знают ли мальчики с самого начала, кто скрывается под шляпой?
- Нет.
-Почему не знают? Докажите текстом.
-Зачем автор хочет, чтобы читатели знали, что страх мальчиков напрасен?
- Чтобы показать нам, что не надо сразу бояться.
- Мы убедились, что в рассказе всё важно. Как он построен, с чего он начинается, как автор описывает место и время действия. В этом выражается отношение автора к герою.
- Какое сложилось впечатление у вас о героях рассказа Носова «Живая шляпа»?
- Их жалко.
- Смелые он и мальчики или трусливые?
- Смелые и трусливые.
- Чтобы понять характер героя, отношение автора к этому герою, нужно проследить, как изображает Н. Носов поступки мальчиков, что и как он о них рассказывает. Найдите в тексте слова автора о том, как мальчики себя вели.
- Что испугало мальчиков?
- Шляпа.
- Понимают ли они, что шляпы не бывают живые? Докажите текстом.
- Значит, они испугались того, что обычный предмет ведёт себя странно, непонятно.
- Как описывает автор состояние мальчиков?
- Тряслись от страха.
-Почему Носов выбрал выражение «трясётся от страха»?
- Чтобы показать, как им было страшно.
-Можно сказать просто «испугались»?
- Итак, герои очень испугались, они тряслись от страха. Что они предприняли? Прочитайте.
-Кто из мальчиков, Володя или Вадик, вам больше понравился? Почему? Кто из них по -смелее?
-Как изменилось поведение ребят?
- Почему сначала они боялись, даже убежали в кухню, а теперь они даже нападают на шляпу?
- У них есть кочерга.
- Представьте, что шляпа опять поползла. Что сделали бы герои?
- Убежали.
- Автор заканчивает рассказ иначе. Читаем рассказ до конца.
- Что испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?
- Обрадовались.
-Как автор относится к своим героям?
- С юмором.
- Автор по-доброму смеётся над героями или как-то по - другому?
VII. Работа над иллюстрациями. (10 мин.)
Цель: Работаем с иллюстрациями на страницах учебника.
- Это весёлый юмористический рассказ. Вместе с автором мы смеёмся над его героями.
Переверните страницу. Художник нарисовал картины к этому рассказу.
- Как мальчики сидят на первой картинке?
- Сказано ли в рассказе, в какой позе сидели ребята?
- Нет.
- К какому отрывку текста художник нарисовал картину. Прочитайте.
- Художник передаёт состояние мальчиков, изображает позу, в которой они сидели. Посмотрите на 2-ю картинку. Мальчики прыгают с дивана, что помогло понять, что они испугались?
- У него испуганное лицо.
- Итак, и писатель, и художник, каждый по- своему передаёт характер героев, их настроение. А мы, читая, постараемся передать характер героев.
2.Подготовка текста к чтению по ролям.
Цель: - Возьмите карандаши, приготовим текст по ролям. Прочитайте рассказ ещё раз и возле роли поставьте букву, соответствующую имени героя.
VIII. Домашнее задание.(1мин.)
- Дома отрывок со слов «Володя обернулся…» приготовьтесь читать по ролям.
IX. Итог урока. (1 мин.)
- С произведением какого детского писателя мы с вами познакомились?
- Как называется произведение?
- Понравилось оно вам?
= О чём рассказывает текст?
- Чему учит произведение?
План доски.
Николай Николаевич Носов
(1908-1976)
Кочерга
Комод
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Т. Янсон Шляпа волшебника.
Конспект открытого урока. УМК "Школа 2100" Технология продуктивного чтения....
Конспект урока "Использование юмористического образа в рассказе Н. Носова "Живая шляпа"
юмор в рассказе...
конспект урока Н. Носов "Живая шляпа"
урок литературного чтения по программе "Школа России" 2 класс...
Конспект урока "Н. Носов "Живая шляпа" (2 класс, УМК "Школа России")
Конспект уроков и учебная презентация к уроку литературного чтения во 2 классе, на тему "Н.Носов "Живая шляпа", УМК "Школа России"...
Конспект урока "Носов "Живая шляпа" (1 урок)" (2 класс, УМК "Школа России)
Предмет: литературное чтение.Класс:2Тема урока: «Н.Н.Носов «Живая шляпа»». Цели:- познакомить с рассказом Н. Носова «Живая шляпа...
Конспект урока "Носов "Живая шляпа" (2 урок)" (2 класс, УМК "Школа России)
Предмет: литературное чтение. Класс: 2 Тема урока: «Н.Н.Носов «Живая шляпа»». Цели:- повторить рассказ Н. Носова «Живая...
Конспект урока "Николай Носов «Живая шляпа» 2 класс УМК "Школа России"
Урок литературного чтения Тема: Николай Носов «Живая шляпа»...