Конспект занятия по развитию речи «Весну выручаем!»
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Конспект занятия по развитию речи "Весну выручаем!"

Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года.

Задачи:

- расширять и активизировать словарь детей по данной теме;

- закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными;

- упражнять в звукобуквенном анализе;

- совершенствовать слуховое восприятие;

- развивать временные представления, логическое мышление, мелкую моторику;

- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Весну выручаем!»

Цель:

способствовать обобщению представлений о весне как времени года.

Задачи:

- расширять и активизировать словарь детей по данной теме;

- закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными;

- упражнять в звукобуквенном анализе;

- совершенствовать слуховое восприятие;

- развивать временные представления, логическое мышление, мелкую моторику;

- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Ход занятия:

1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на занятие

- Ребята, отгадайте загадку:

           Есть у радости подруга,
            В виде полукруга.
            На лице она живёт,
            То куда-то вдруг уйдёт,
            То внезапно возвратится.
             Грусть тоска её боится. 
             Что это? (улыбка)

- Подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением начнем наше занятие.

2. Развитие временных представлений

- Ребята, скажите, а какие времена года вы знаете?

- Какое сейчас время года?

 - Назовите весенние месяцы.

 - Какое время года было до весны?

 - Какое время года наступит после весны?

- Какое время года бывает между зимой и летом?

- Вот сегодня по дороге сюда меня встретил Лесовичок. Он рассказал мне, что с весной произошла неприятность, ее в лесу задержал сильный порывистый ветер, он не хочет, чтобы к нам приходило весеннее тепло. И вот весна попросила Лесовичка обратится к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить Весну? Давайте попробуем. А чтобы ветер отпустил Весну, нам нужно выполнить все задания, которые передал Лесовичок. Вы готовы помочь? (Да, готовы!)

3. Развитие связной речи

- Первое задание такое: нужно вспомнить и назвать приметы весны, а помогут нам в этом картинки. Но есть одно условие - начинать каждое предложение нужно со слова - Весной ... (Дети составляют предложения с опорой на картинки: Весной небо высокое, голубое. Весной солнце светит ярко. Весной птицы прилетают из тёплых стран. Весной закапали сосульки с крыш домов. Весной снег стал таять, и потекли ручьи. Весной появились проталины).

 - Ребята, а все вы понимаете слово «проталины»? Что это такое? (Это место, где стаял снег, и открылась земля.) А как мы проталину назовем ласково? (Проталинка)

- Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнце стало сильнее пригревать.)

 - А наше солнце заколдовал ветер, все лучики у него разметал, и оно стало грустным. 

 - Покажите мне, как грустит наше солнце. Вот оно какое грустное… А ведь оно главный помощник у весны. Ребята, что нужно сделать, чтобы солнышко стало веселым?

4. Развитие атрибутивного словаря, грамматического строя речи

- Давайте придумаем красивые слова к слову «солнце». Но такое условие – на каждое слово прикрепляем к нашему солнцу лучик-прищепку.

Дидактическая игра «Подбери слово»

- Солнце какое? (Доброе, теплое, ласковое, улыбчивое, радостное, весеннее, дружелюбное, веселое, озорное.)

 (В руках у логопеда круг, дети, говоря слово, прицепляют к нему прищепку).

- Посмотрите, какое красивое солнце у нас получилось, оно улыбается нам. Давайте мы тоже улыбнемся в ответ. Покажем свои счастливые личики друг другу и нашим гостям.

•    Как можно назвать солнце ласково? (солнышко)

•    Как можно назвать поляну, залитую солнцем? (солнечная)

•    А «зайчик» на стене какой? (солнечный)

 Вот мы выполнили и второе задание.

5. Развитие звукового анализа

- Скажите, какие изменения происходят весной в жизни животных? (Весной медведи просыпаются после зимней спячки, у них появляется потомство. Заяц меняет белую шубку на серую. Белка вновь становится рыжей.) 

- Лесовичок приготовил нам веселую задачку про диких животных. Послушайте ее внимательно.

Как под елкой встали в круг

Зайка, белка и барсук,

Встали ежик и енот,

Лось, кабан, лиса и кот.

А последним встал медведь,

Сколько всех зверей? Ответь! (Всего 10 зверей)

- На доске перепутаны все животные, вам нужно выбрать только тех животных, которые упоминались в задачке.

Дидактическое упражнение «Звуковой анализ слова»

3 - 4 детей (по одному) выходят к столу и берут картинки. Затем выполняется звуковой анализ слов (волк(4), белка(5), лось(3), лиса(4)).

 - Сколько звуков в слове ….? Какой звук ты слышишь в начале слова? Какой звук ты слышишь после звука…? Какой звук ты слышишь в конце слова?

6. Развитие общей моторики

 - А сейчас мы с вами превратимся в веселых зверят и немного отдохнем.

Зайка скачет по кусточкам,

По болоту и по кочкам.

Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.

Белка прыгает по веткам,

Гриб несет бельчатам-деткам.

Прыгают, согнув руки перед грудью.

Ходит мишка косолапый,

У него кривые лапы.

Идут вперевалку.

Без тропинок, без дорожек

Катится колючий ежик.

Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки.

7. Развитие логического мышления

- Посмотрите, какое чудо-дерево. Оно не простое, а с заданием (на дереве висят конверты). Давайте посчитаем, сколько у нас конвертов.

Мы должны выделить «лишнее» слово в каждом ряду и объяснить свой выбор. Снимаем первый конверт?

Игра «Четвертый лишний»

  • март, апрель, август, май;
  • таять, капать, набухать, заготавливать;
  • капель, проталина, урожай, сосулька;
  • подснежник, весна, листопад, жук.

8. Развитие лексического строя речи

 - В последней цепочке слов назовите самое короткое слово. (Жук) Сколько слогов в слове «жук»? А как можно изменить слово «жук», чтобы получилось два слога? Кто догадался? (Жуки, жучки) К какой группе можно отнести жука? Каких еще насекомых вы знаете? (Муравьи, бабочки, кузнечики, пауки, мухи, гусеницы.)

- Как вы думаете, кто обрадуется появлению насекомых? (Насекомым обрадуются птицы, потому, что насекомые - корм для птиц.)

9. Развитие мелкой моторики

- Поэтому, чтобы выручить Весну, нам нужно вспомнить птиц, которые возвращаются из теплых краев, называть будем по очереди и при этом складывать «гармошкой» вот эти листочки только очень аккуратно они нам еще пригодятся. (Грачи, скворцы, ласточки, дрозды, кукушки, жаворонки, журавли, утки, гуси)

Дети называют птиц и складывают «гармошку».

- Молодцы, как много птиц вы знаете, а на что похожа наша «гармошка»?

Дидактическая игра «На что похоже»

Дети предлагают свои варианты.

- А еще она похожа на крылья птиц. Давайте сделаем птиц. Я думаю, что эти птицы порадуют нашу весну.

10. Развитие слухового восприятия

- Вот и пали чары злого ветра, весна освободилась и у нас будет тепло. Какое красивое время года – весна. Про весну рисуют художники картины, композиторы пишут красивую музыку, пишут стихи поэты. И сейчас я хочу предложить вам прослушать небольшое стихотворение русского поэта Алексея Николаевича Плещеева, которое так и называется «Весна».

Включается аудиозапись стихотворения.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала...

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

- Ребята, какие приметы весны описывает в своем стихотворении автор? (Тает снег, бегут ручьи, теплей и ярче солнце, лес оденется листвою…)

11. Итог занятия

- Вот и подошло наше занятие к концу. Скажите, чем запомнилось вам занятие? А кого мы освобождали? А кто главный помощник у Весны?

- Скажите, ребята, кто был самым активным на занятии, кто вам понравился и почему?

12. Домашнее задание

 - А вот к следующему занятию я попрошу вас понаблюдать, какие еще изменения произойдут в природе.

13. Резерв

 - А сейчас я хочу посмотреть, кто из вас самый внимательный. Наша игра называется «Бывает – не бывает». Если бывает, то вы подпрыгиваете, если не бывает – то приседаете. Договорились?

капель весной (бывает)

иней летом  (не бывает)

мороз летом (не бывает)

листопад весной (не бывает)

заморозки весной (бывает)

гроза весной (весной)

ледоход осенью (не бывает)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Развитие речевой деятельности через пальчиковые игры»

Цель: использование пальчиковых игр, на занятиях по развитию речи детьми 3-4 лет.Задачи:научить применять пальчиковые игры в свободной игровой деятельности;развивать мелкую моторику пальцев рук;в...

Конспект занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 4 классе для развития зрительного восприятия и памяти «Осень наступила…»

В конспекте предложены задания на развитие зрительного восприятия и памяти, закрепление признаков осени....

Внеклассное мероприятие по чтению и развитию речи "Весна идет! Весне дорогу..." для 4 класса коррекционной школы VIII вида

Внеклассное мероприятие по чтению и развитию речи, которое является обобщением программного материала по разделу "Весна идёт!" в 4 классе коррекционной школы VIII вида...

Итоговое мероприятие по развитию речи "Весна"

итоговое мероприятие по развитию речи через сенсорное восприятия...

Урок по развитию речи "Весна"+ презентация

Урок по развитию речи в 4 классе школы для слабослышаших...

Интегрированный урок математики и развития речи «Весна в гостях у математики»

Представлена разработка урока по предмету "Математика" для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тип урока интегрированный.Этот тип урока позволил мне увеличить количество видов деятельнос...

Конспект занятия по "Развитию зрительного восприятия": Развитие восприятия цвета, формы, величины, расстояния предметов

Цель: Развитие зрительного восприятия различных характеристик предметов: цвета, формы, величины, расстояния.Задачи:1. Развитие представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении пре...