урок внеклассного чтения. Ф. Абрамов . "О чём плачут лошади"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Разработка урока внеклассного чтения для 4 класса с презентацией. Тема: Фёдор Абрамов. «О чём плачут лошади». Учащиеся познакомятся с биографией писателя –земляка Ф.Абрамова, прочитают рассказ о роли лошади в жизни человека в разные времена, узнают о Мезенской породе лошадей. Урок предполагает формирование умения рассуждать, анализировать поступки героев, выражать своё мнение, учит бережному отношению к природе, воспитывает любовь к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vn_cht_f._abramov.doc | 47 КБ |
презентация к уроку | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения по рассказу Ф.Абрамова «О чём плачут лошади»
Тема: Жизнь и творчество Федора Александровича Абрамова. 4 класс. Рассказ «О чём плачут лошади»
Цель: познакомить с рассказом Ф.А.Абрамова
Задачи урока:
Образовательные: совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения; умение давать характеристику главному герою, сравнивать характеры героев одного произведения; учить подтверждать своё мнение фрагментами или отдельными строчками из произведения; умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка; делить текст на смысловые части, составлять план, использовать план текста для пересказа, умение видеть авторскую позицию.
Развивающие: умение обобщать, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы на основе полученной информации.
Воспитательные: воспитание любви к природе, стремления заботиться об окружающих людях, помогать им – делать добро
Ход урока:
- Дорогие ребята! В 2017 году исполняется 80 лет нашей Архангельской области. Мы любим свой край. Он большой и уникальный. Мы любуемся нашей северной природой, гордимся знаменитыми земляками.
- Какой рассказ вы подготовили к уроку?
- Как он связан с нашей областью? (автор-наш земляк, описывается северная природа и лошади)
О писателе.
- Федор Александрович Абрамов – известный русский писатель – родился в деревне Верколе Архангельской области, на реке Пинеге 29 февраля.
Все свои произведения он посвятил простым русским людям – стойким и душевно богатым, людям – труженикам. И, конечно, родной северной природе.
Семья Федора Александровича была крестьянская, многодетная. Федор Александрович Абрамов рано потерял отца. Ему пришлось с шести лет, помогая матери, заниматься крестьянской работой. Федор Абрамов окончил первым учеником начальную школу деревни. Абрамов начал пробовать себя в литературе еще в 9-10 классах. Первое стихотворение Федора Александровича было опубликовано в 1937 году в районной газете.
Однако он не сразу пришел к мысли о том, чтобы профессионально заняться литературной деятельностью. В 1938 году он окончил Карпогорскую среднюю школу и поступил в Ленинградский университет на факультет филологии.
Но университет и учебу ему пришлось оставить, так как началась Великая Отечественная война. Федор Абрамов в 1941 году записался в народное ополчение добровольцем. Он был дважды ранен. Во второй раз Федору Абрамову чудом удалось избежать гибели.
Творчество Федора Александровича тесно связано с Верколой, с Пинежским краем. Он показал, как в жизни одной деревни отразились судьбы русского народа. -
Федор Абрамов - писатель и контрразведчик, живший в непростое для нашей страны время. Он был тесно связан с простым народом, заботился о судьбах нашей страны. Важные вопросы поднимал в своем творчестве Федор Абрамов. Книги автора знают и любят и сегодня.
И ещё факты:
(Спектакль по роману «Дом» - в Малом драматическом театре. – 20 лет в репертуаре театра. – Государственная премия. «Братья и сестры» - объездил почти все европейские страны, в США и Японии. Удостоин многих премий. «Лучший иностранный спектакль года» - Великобритания. Итальянская театральная премия.
С 2014 года в Архангельском Драматическом театре идет спектакль «Пелагея и Алька» по повести Абрамова. Один из актёров этого спектакля выпускник нашей школы Михаил Кузьмин.
- Ф.А.Абрамов писал: «Писать – значит творить добро».
- Сегодня на уроке мы постараемся понять, что такое добро, как это понимал, объяснил, донес до нас писатель.
Анализ произведения
- Удивило ли вас название? Могут ли лошади плакать?
- Кто герой рассказа? ( автор)
- Прочитайте описание природы в начале рассказа.
- С каким чувством Абрамов пишет о природе? (с добрым, с нежным, с любовью)
- А с чем сравнивает деревенский луг автор? Что вспоминает? (детство. Самое чудесное время в жизни. Природа для него – сама жизнь)
- А к кому он бежал с удовольствием? ( к лошадям)
-Прочитайте, как это было.
- Как относился герой к лошадям, как встречал? Какой можно сделать вывод? ( Он с радостью с ними общался, кормил, « похлопывал по спине, подбадривал ласковым словом», он любит «этих добрых и умных животных»
Что же тогда волновало автора? ( лошади умирали от жажды, их донимала мошкара, конюх не ухаживал за ними)
- Почему автору не нравятся новые клички лошадей? А вам? Почему появляется слово «имена», а не «клички»? ( Люди стремятся в короткий срок достичь результатов («побед») ценой разрушения векового уклада русской жизни в деревне. Разрушая этот мир, человек страдает и сам, и заставляет страдать все живое вокруг.)
- Какие чувства испытывает автор, говоря о лошадях? Почему именно такие?
(Вина и жалость).
- Чем Рыжуха отличалась от других лошадей? Прочитайте!(Характер!)
- Расскажите о породе лошадей, которых описывает автор.
Сообщение ученика:
Мезенская лошадь .Ее родиной является Архангельская область (Россия). В честь реки Мезени, проходящей поблизости она и была названа. Считается, что порода берет свое начало от лесных, диких лошадей, славящихся в России царского периода силой и стойкостью.
Эта порода отлично выносит холодные, суровые зимы, благодаря чему ее разводят в северных регионах для сельскохозяйственных и полевых работ. Отличается выносливостью, приспособляемостью к различным условиям и отличными рабочими качествами.
У мезенки телосложение красивое, гармоничное. Корпус вытянутый и широкий, идеальный для упряжки. Голова средних размеров: лоб широкий, глаза глубоко посажены, небольшие ноздри, уши заостренные. Шея мускулистая, средней длины, холка невысокая. Спина ровная, грудь глубокая, хорошо развита
Хвост, как и грива достаточно пышный. Ноги крепкие, костистые. Копыта средние, правильно поставленные. Шерсть плотная, зимой появляется дополнительный подшерсток. Чаще встречаются гнедая и рыжая масти. Но бывают и другие окрасы: буланая и мышастая, вороная, караковая и др.
Это добродушная и уравновешенная лошадь спокойного нрава, не боится людей, седла или упряжки. При этом она достаточно энергична и свободолюбива, не откажется попастись на большом, открытом пастбище.
Способна преодолевать высокие сугробы и грязь. Не боится морозов, способна выживать в самых суровых условиях, благодаря тому, что выводилась в достаточно сложных условиях России с холодными зимами и жарким летом. Очень крепкая порода, может перевозить большой груз на значительные расстояния. Проведенные испытания показали, что лошадь способна идти резвой рысью на 15 км с грузом в 600 кг, а по сугробам 1 км, и даже везти более тяжелый груз (1200 кг) на расстояние 2 км. Что доказало их особенную выносливость и приспособляемость в условиях крайнего севера.
- О чем рассказала Рыжуха? Каковы ее глаза? Почему автор говорит о ней: «сокровище», «как солнце»?
- Прочитаем диалог автора и лошади.
-как вы думаете почему вдруг в рассказе лошадь говорит? Это сказка? ( нет. Автор так чувствует боль лошадей, их горе, так их понимает и жалеет, что как будто слышит, о чём они думают и почему плачут. И чтобы мы с вами тоже это поняли)
- Каким себя почувствовал автор, глядя в глаза Рыжухи? (маленьким человечко)
- Почему? ( потому что он бессилен перед временем . Жизнь изменилась . Он не в силах что-то изменить)
-Каково же было лошадиное беспечальное житьё? О чём лошади вспоминают? Прочитайте.
Выберите пожалуйста кем и чем для человека была лошадь?
Карточки на доске: член семьи, сокровище, уважаемая работница, опора крестьянской жизни, украшение праздников, услада русской души, первая игрушка, герой сказки, конь на крыше, украшение прялки, подкова-знак счасть
Посмотрите как много значила лошадь в крестьянской семье. « Вся жизнь крестьянская»
Сравните с жизнью Рыжухи. Так о чём она плачет? ( её жизнь ненужная)
- Перескажите историю гибели Карька «на лесном фронте». О чем говорит эта история?(Судьба человека и судьба окружающей его природы неразрывно связаны. Природа помогает человеку, поддерживает его в трудную минуту.)
- Почему судьба, «лошадиная жизнь», Карька и Рыжухи вызывает у автора чувство тоски? Почему автор считает, «что совершил что-то непоправимое, страшное»? Почему автор «казался сам себе каким-то нелепым, отжившим существом из той же лошадиной породы»? Как вы поняли эти слова? (Насилие над природой приводит к озверению одних (например, конюх Миколка) и к умению многое понимать других (автор). Очеловечивая страдающих животных, писатель показывает потерявших в себе человеческое людей).
-Как объяснить поведение и речь героя? Чем обманул? Чем стал похож на лошадей?
В наше время нужны лошади? ( да. Они красивые, добрые, за ними хорошо ухаживать, они могут соревноваться, могут стать человеку другом. )
Посмотрите видео. Скажите, какую главную мысль хотел донести до нас Фёдор Абрамов.
Вывод:
Лошадь в жизни людей будущего обязательно будет играть важную роль… Хотя человеку не нужна будет ее сила, химия и биология найдут замену коню в медицине, но конь всегда помогал человеку становиться добрее, спасал его от эгоизма, одиночества, развивал в человеке не только физические качества, но и духовные, нравственные. И тут коня ничего заменить не может.
- Прощайте! – говорим мы кавалерийским, армейским коням, коням-транспорту, коням-донорам.
- Здравствуйте! – говорим мы лошади-другу.»
Рефлексия
- Прочитав этот рассказ, кем мы можем гордиться ? Почему?
- (интересный рассказ написал наш земляк Фёдор Абрамов, в нашей области вывели одну из лучших пород лошадей)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Абрамов Фёдор Александрович
П. Веркола Пинежский район Дом писателя
Ленинградский университет
В 1941 году ушёл на фронт
Мезенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.
Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.
Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....
"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.
Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...
Урок внеклассного чтения "Чтение былин о русских богатырях"
Конспект урока, используемая литература....
Конспект урока литературного чтения "В.Маяковский "Хорошее отношение к лошадям", 4 класс, ПНШ
Конспект урока литературного чтения...
Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»
Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...
урок литературного чтения в 4 классе Б.Слуцкий "Лошади в океане"
Урок посвящён событиям, происходящим в мирное время. Но виной этому послужила война....