Статья. Развитие творчества обучающихся на уроках литературного чтения в младших классах
статья по чтению
Развитие творчества обучающихся на уроках литературного чтения в младших классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_uchitel.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творчества обучающихся на уроках литературного чтения в младших классах
Развитие творческих способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления и развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование креативной личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.
На примере урока литературного чтения в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула» рассмотрены возможности и способы развития творческих способностей обучающихся младших классов общеобразовательной школы.
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула».
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность; формировать умение подтверждать свои ответы текстом произведения.
2. Развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.
3.Воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения, любовь к близким. Обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, обогащать словарный запас.
4.Создавать условия для совершенствования художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения, для развития устной (монологической) речи учащихся, для развития творческих способностей учащихся, их художественно-эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.
5.Воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, героизм, доброта).
6.Учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, и их поступкам, развитие чувства взаимопомощи, взаимовыручки, совершенствовать технику чтения, учить составлять характеристику героя.
Оборудование: выставка книг Л.Н.Толстого , презентация к уроку, портрет Л.Н.Толстого ,
памятки с объяснением новых слов, компьютер, экран, проектор, учебник «Литературное чтение. 3 класс 1 часть» (стр.152-155), свеча, рисунок акулы, рисунки для картинного плана.
Ход урока:
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
2. Проверка домашнего задания.
С каким писателем мы работали на прошлом уроке? Л.Н.Толстой.
Что интересного о его жизни вы запомнили? –
В какой семье рос Л.Н. Толстой? (без мамы, 5 детей, 4 брата: Николай, Сергей, Дмитрий и он сам, 1 сестра Машенька).
- Как появились “Муравейные братья?” (из-за тайны).
- Прочитайте, в чем состояла тайна?
- Как это характеризует братьев? (чуткие, добрые, отзывчивые).
- Молодцы, вы хорошо поработали дома, внимательно прочитали рассказ.
- А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение? (теплота, нежность, любовь к братьям, приятные воспоминания).
3.Знакомство со страницами биографии Л.Н.Толстого.
Лев Николаевич Толстой рано потерял отца и мать. В 16 лет поступил в казанский университет, один из лучших университетов того времени. Проучившись около трех лет, юноша решил заниматься по собственному плану. Его интересы были самыми разносторонними. Он был поразительно способен к иностранным языкам, занимался историей, музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал. Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком.
4.Знакомство с темой урока.
Мы сегодня будем работать с новым произведением Л.Н.Толстого.
А для того чтобы узнать как называется рассказ отгадайте мою загадку:
В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу.
Знают все прекрасно —
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты ее не трожь!
Д: Акула.
5.Сообщение об акуле, об Африке.
А).А что вы знаете об акулах.
- Посмотрите на экран и скажите как выглядит акула.
- Назовите ее особенности.
- Представляет ли акула опасность для человека?
- Как можно назвать акулу за ее кровожадность и ненасытность?
(Акула – хищница).
Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами.
Акула рыба прожорливая и хищная. Моряки говорят: «Что волк на земле, то акула в море».
- Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк как Африка
Африка, второй по величине материк после Евразии. Его площадь – 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом + 20 – 25 градусов С, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (+ 10 - 16 градусов С). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов.
- Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”.
б) .Стихи на экране – прочитайте про себя.
Солона вода морская
Очень горькая такая
Не попьешь, не сваришь щей
Лишь купаться можно в ней.
Чтение хором
читаем тихо
читаем громко
читаем быстро
- Кто из вас купался в море?
(Мы вдохнули свежий морской воздух и отправляемся в путь, на жаркий материк Африка, вместе с героями нашего рассказа.
- Как и в нашем стихотворении, что здесь делают дети?
(Купаются).
- Кого мы видим на переднем плане рисунка рядом с детьми?
(Акула).
- Вот и наш рассказ называется «Акула».
- Что самое главное в морском путешествии?
- Дружба, взаимовыручка. Тогда никакие трудности нам не страшны (Слайд 1,2)
6.Словарная работа.
-В этом произведении вам встретятся новые слова.
_Ребята, обратите внимание на доску. Артиллерист, фитиль, ропот, палуба, полотно, пустыня Сахара.
Палуба – горизонтальное покрытие в корпусе судна
Хобот – задняя устойчивая часть пушки.
Застлал – закрыл туманом, пеленой
Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты).
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов.
Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами.
Знакомство с рассказом. Прослушивание текста по электронному приложению.
8. Проверка первичного восприятия .
Понравился ли вам рассказ?
Что особенно запомнилось?
-В какой момент вы больше всего переживали за мальчиков?
Дети отвечают на вопросы, поясняя, почему они выбрали именно этот момент
(- когда заметили акулу с палубы;
- когда мальчики старались уплыть от акулы;
- когда артиллерист выстрелил).
9. Повторное чтение.
-Просмотрите сами текст ещё раз. Пробегите глазками, чтобы восстановить ход событий.
Постараетесь ответить на вопрос. Почему рассказ называется Акула?
10.Физминутка – релаксация.(звучит музыка).
11. Анализ произведения
Повторное чтение текста по смысловым частям и составление плана этого текста. Откроем учебник на стр.152
(Чтение первой части) Читаем 1 абзац за мной (буксир).
-Где стоял корабль?
-Корабль стоял у берегов Африки.
-Как Толстой описывает погоду в этот день?
- День был прекрасный…
-С чем автор сравнивает погоду?
- Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду?
- Какие авторские слова предвещали этот момент? (душно, несло горячим воздухом).
-Как бы вы озаглавили эту первую часть?
-«Корабль у берегов Африки».
(Чтение второй части) Читаем 2 абзац за мной (буксир).
-Где матросы устроили купальню?
-Матросы, в парусе устроили купальню.
-Как бы мы озаглавили эту часть?
- «Купание в парусе».
(Чтение третьей части) 3 абзац – про себя.
- Кто же был с матросами на корабле?
- Два мальчика.
-Почему дети решили сплавать в открытое море.
-Им тесно было в парусе
- Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море?
-Он пишет, что вздумали. Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? (необдуманность поступка)
-Какими пловцами были дети, и какое слово об это говорит? (Дети читают эпизод текста)
-Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
-Старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»
-Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул?
-Это означит не сдаваться, постараться победить.
-Что выражает лицо артиллериста?
-Радость. Он гордился сыном.
-Как мы озаглавим эту часть?
- «Плавание наперегонки в открытом море».
(Чтение четвертой части) 4 абзац – про себя.
-С какого слова автор начинает эту часть?
-Автор начинает часть со слова «Вдруг…». Почему?
- Как автор передает неожиданность, внезапность появления акулы? (вдруг....)
-Что увидели матросы с палубы?
-Матросы увидели акулу.
-Какими словами автор называет акулу? Почему?
-Морское чудовище, потому что акула - хищница.
-Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда.
Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? (стал артиллерист кричать, чтоб мальчики вернулись).
- Насколько эффективно было это решение?
-Как отреагировали дети на его слова?
-Они не слышали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче.
-С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение?
-С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань.
У: Какие слова говорят о пережитых им чувствах?
-Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.
-Как матросы решили помочь мальчикам?
-Они спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам.
-Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы?
-Спустили, бросились, понеслись. Они действуют быстро.
-Как мы будем читать?
-Быстро и с чувством волнения.
-На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят?
-Акула уже была не дальше 20-ти шагов от мальчиков. Матросы не успеют их спасти.
-Как озаглавим эту часть?
- «Появление морского чудовища».
(Чтение пятой части). 5 абзац – 1 ученик
-Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик?
-ВИЗГ - это пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята…
-Как озаглавим эту часть?
- «Пронзительный визг».
-Как вы думаете, к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию? (когда раздался выстрел)
- Почему вы так решили? (на первом плане акула, мальчики плывут в разные стороны, виден дым от выстрела)
(Чтение шестой части). Чтение «цепочкой» (до слов «Но когда дым разошелся…»)
-Как подействовал визг мальчика на отца?
- «Сорвался», «побежал».
-Как он все делал?
-Он делал все быстро.
-Какое решение принимает артиллерист?
-Какой будет темп чтения? Какое чувство?
-Чувство страха, отчаяния, волнения. (Чтение эпизода о действиях отца)
-Как действует команда? Почему все замерли от страха?
-Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся?
-Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына.
- На стр.153 изображена иллюстрация к рассказу. Подходит ли она к этой части, почему? Докажите.
Что художник на ней изобразил?
- Как бы мы озаглавили эту часть?
-«Выстрел».
(Чтение рассказа до конца.)
-Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал?
- Со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Он открыл лицо, поднялся а посмотрел на море.
- Какое он сейчас он испытывает чувство?
- Чувство счастья, успокоения.
-Что его успокоило?
- Как бы мы озаглавили эту часть?
-« Мальчики на корабле».
11.Характеристика главного героя.
-Ребята, кто главный герой этого рассказа?
-Главный герой - это старый артиллерист.
-Что можно сказать об этом человеке, какой он?
-Он сильный, храбрый, мужественный. Характеристика героя:
• сильный духом
• мудрый
• мужественный
• опытный
• находчивый
• решительный
• смелый
• бывалый
13.Вывод:
-Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом?
Какой урок хотел нам преподнести?
- Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну. Хотел показать, что нельзя себя так беззаботно вести.
- Ради чего написан рассказ?
-Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа.
Артиллерист - сильный духом, смелый мужественный человек. Он спасает своего сына, проявляет находчивость в трагические моменты.
В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства всегда помогают решительно действовать, не терять самообладание.
- Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).
- В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).
14.Работа с пословицами:
А сейчас мы с вами прочитаем пословицы с экрана и выберем из них
ту, которая подходит к нашему рассказу.
Не зная броду, не суйся в воду.
Берегись бед ,пока их нет.
Не буди лихо ,пока оно тихо.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Какая же пословица подходит к нашему рассказу? Почему вы так думаете?
15.Итог урока:
- А еще что нового узнали вы на уроке? Что вам особенно понравилось?
Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились.
И прежде чем что-то сделать 7 раз подумайте и потом сделайте.
-О чем этот рассказ? (О любви отца к сыну, это побудило совершить поступок. О смелости, отваге, героизме.)
Народная мудрость гласит «Любовь побеждает всё!»- появляется надпись на доске.
-Вы согласны?
16.Домашнее задание.
По выбору учащихся:
придумать продолжение рассказа
приготовить пересказ по картинкам
нарисовать иллюстрацию
пересказать по плану учебника
сочинить стихотворение об акуле
17.Рефлексия:
Оцени свою работу на уроке (выбери ответ, подсчитай результат)
Внимательно ли я слушал и читал рассказ? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
Обдумывал ли я ответы на поставленные вопросы? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
Участвовал ли я в проектной работе? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
Сделал ли я правильные выводы, прочитав это произведение? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
Был ли я активным на уроке? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
Итого я заработал: ______ балла(ов).
Рефлексия. (Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».)
На доске слайд: девочка со свечой.
-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча. Зажечь свечу.
-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё! -Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Жизнь и творчество Ивана Никитина" урок литературного чтения 1-4 класс
Презентация познакомит учащихся с жизнью и творчеством Ивана Никитина на уроках литературного чтения для начальной школы по любой программе...
Развитие орфографической зоркости на уроках литературного чтения в 1 классе
Развитие орфографической зоркости на уроках литературного чтения в 1 классеТема: Г. Цыферов «В среду они решили играть в прятки…»(отрывок из книги «Про цыплёнка, солнце и медвежонка»)Цели: позна...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
Современное общество – это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше и больше. Поэтому сейчас н...
Педагогическая статья "Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения".
В данной статье представлен опыт педагогической деятельности по теме самообразования....
«Виды работ учителя и обучающихся на уроках литературного чтения» «Обучение младших школьников восприятию лирических стихотворений»
laquo;Обучение младших школьников восприятию лирических стихотворений о природе» На этапе проверки первичного восприятия лирического стихотворения учителю важно выявить ,что почувствовали ...
«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)
Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на группы по интере...
Статья "Драматизация как один из методов развития творческих способностей на уроках литературного чтения в начальных классах"
Компетентностный подход в обучении наделяет ученика рядом компетенций- способностей эффективно действовать за пределами учебных ситуаций. Поэтому наибольшую актуальность в современном уроке, в ч...