Статья. Развитие творчества обучающихся на уроках литературного чтения в младших классах
статья по чтению

Развитие творчества обучающихся на уроках литературного чтения в младших классах 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_uchitel.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творчества обучающихся на уроках литературного чтения в младших классах 

 Развитие творческих способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления и развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование креативной личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

На примере урока литературного чтения в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула» рассмотрены возможности и способы развития творческих способностей обучающихся младших классов общеобразовательной школы.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула». 

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность; формировать умение подтверждать свои ответы текстом произведения.

2. Развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.

3.Воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения, любовь к близким. Обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, обогащать словарный запас.

4.Создавать условия для совершенствования художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения, для развития устной (монологической) речи учащихся, для развития творческих способностей учащихся, их художественно-эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.

5.Воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, героизм, доброта).

6.Учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, и их поступкам, развитие чувства взаимопомощи, взаимовыручки, совершенствовать технику чтения, учить составлять характеристику героя.

Оборудование: выставка книг Л.Н.Толстого , презентация к уроку, портрет Л.Н.Толстого ,

памятки с объяснением новых слов, компьютер, экран, проектор, учебник «Литературное чтение. 3 класс  1  часть» (стр.152-155), свеча, рисунок акулы, рисунки для картинного плана.

                                                     Ход урока:

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2. Проверка домашнего задания.

С каким писателем мы работали на прошлом уроке? Л.Н.Толстой.

Что интересного о его жизни вы запомнили? –

В какой семье рос Л.Н. Толстой? (без мамы, 5 детей, 4 брата: Николай, Сергей, Дмитрий и он сам, 1 сестра Машенька).

- Как появились “Муравейные братья?” (из-за тайны).

- Прочитайте, в чем состояла тайна?

- Как это характеризует братьев? (чуткие, добрые, отзывчивые).

- Молодцы, вы хорошо поработали дома, внимательно прочитали рассказ.

- А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение? (теплота, нежность, любовь к братьям, приятные воспоминания).

3.Знакомство со страницами биографии Л.Н.Толстого.

Лев Николаевич Толстой рано потерял отца и мать. В 16 лет поступил в казанский университет, один из лучших университетов  того времени. Проучившись около трех лет, юноша решил заниматься по собственному плану. Его интересы были самыми разносторонними. Он был поразительно способен к иностранным  языкам, занимался историей, музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал. Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком.

4.Знакомство с темой урока.
Мы сегодня будем работать с  новым произведением Л.Н.Толстого.

А  для того  чтобы узнать как называется рассказ отгадайте мою загадку:

В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу.

Знают все прекрасно —

С ней играть опасно:

Зубы острые как нож,

Лучше ты ее не трожь!

Д: Акула.

5.Сообщение об акуле, об Африке.

А).А что вы знаете об акулах.

- Посмотрите на экран и скажите как выглядит акула.

- Назовите ее особенности.
- Представляет ли акула опасность для человека?
- Как можно назвать акулу за ее кровожадность и ненасытность?
(Акула – хищница).

Почти во всех морях и океанах нашей планеты  водятся страшные рыбы, называемые акулами.

Акула рыба прожорливая и хищная. Моряки говорят: «Что волк на земле, то акула в море».

- Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк как Африка

Африка, второй по величине материк после Евразии. Его площадь – 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом + 20 – 25 градусов С, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (+ 10 - 16 градусов С). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов.

- Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”.

б) .Стихи на экране – прочитайте про себя.
Солона вода морская
Очень горькая такая
Не попьешь, не сваришь щей
Лишь купаться можно в ней.
Чтение хором 

читаем тихо

 читаем громко

 читаем быстро

- Кто из вас купался в море?
(Мы вдохнули свежий морской воздух и отправляемся в путь, на жаркий материк Африка, вместе с героями нашего рассказа.
- Как и в нашем стихотворении, что здесь делают дети?
(Купаются).
- Кого мы видим на переднем плане рисунка рядом с детьми?
(Акула).
- Вот и наш рассказ называется «Акула».
- Что самое главное в морском путешествии?

- Дружба, взаимовыручка. Тогда никакие трудности нам не страшны (Слайд 1,2)

6.Словарная работа.

-В этом произведении вам встретятся новые слова.

_Ребята, обратите внимание на доску. Артиллерист, фитиль, ропот, палуба, полотно, пустыня Сахара.

Палуба – горизонтальное покрытие в корпусе судна

Хобот – задняя устойчивая часть пушки.
Застлал – закрыл туманом, пеленой

Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты).

 Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов.

Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами.

Знакомство с рассказом. Прослушивание текста по электронному приложению.

8. Проверка первичного восприятия .

Понравился ли вам рассказ?

Что особенно запомнилось?

-В какой момент вы больше всего переживали за мальчиков?

Дети отвечают на вопросы, поясняя, почему они выбрали именно этот момент

(- когда заметили акулу с палубы;

- когда мальчики старались уплыть от акулы;

- когда артиллерист выстрелил).

9. Повторное чтение.

-Просмотрите сами текст ещё раз. Пробегите глазками, чтобы восстановить ход событий.

Постараетесь ответить на вопрос. Почему рассказ называется Акула? 

10.Физминутка – релаксация.(звучит музыка).

11. Анализ произведения

Повторное чтение текста по смысловым частям и составление  плана этого текста. Откроем учебник на стр.152

(Чтение первой части) Читаем 1 абзац за мной (буксир).
-Где стоял корабль?

-Корабль стоял у берегов Африки.

-Как Толстой описывает погоду в этот день?

- День был прекрасный…

-С чем автор сравнивает погоду?

 - Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду?

- Какие авторские слова предвещали этот момент? (душно, несло горячим воздухом).

-Как бы вы озаглавили эту первую часть?

-«Корабль у берегов Африки».

(Чтение второй части) Читаем 2 абзац за мной (буксир).
-Где матросы устроили купальню?

-Матросы, в парусе устроили купальню.

-Как бы мы озаглавили эту часть?

- «Купание в парусе».

(Чтение третьей части) 3 абзац – про себя.
- Кто же был с матросами на корабле?

- Два мальчика.

-Почему дети решили сплавать в открытое море.

-Им тесно было в парусе

- Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море?

-Он пишет, что вздумали. Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? (необдуманность поступка)

-Какими пловцами были дети, и какое слово об это говорит? (Дети читают эпизод текста)

-Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

-Старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»

-Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул?

-Это означит не сдаваться, постараться победить.

-Что выражает лицо артиллериста?

-Радость. Он гордился сыном.

-Как мы озаглавим эту часть?

- «Плавание наперегонки в открытом море».

(Чтение четвертой части) 4 абзац – про себя.
-С какого слова автор начинает эту часть?

-Автор начинает часть со слова «Вдруг…». Почему?

 - Как автор передает неожиданность, внезапность появления акулы? (вдруг....)

-Что увидели матросы с палубы?

-Матросы увидели акулу.

-Какими словами автор называет акулу? Почему?

-Морское чудовище, потому что акула - хищница.

-Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда.

Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? (стал артиллерист кричать, чтоб мальчики вернулись).

- Насколько эффективно было это решение?

-Как отреагировали дети на его слова?

-Они не слышали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче.

-С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение?

-С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань.

У: Какие слова говорят о пережитых им чувствах?

-Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

-Как матросы решили помочь мальчикам?

-Они спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам.

-Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы?

-Спустили, бросились, понеслись. Они действуют быстро.

-Как мы будем читать?

-Быстро и с чувством волнения.

-На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят?

-Акула уже была не дальше 20-ти шагов от мальчиков. Матросы не успеют их спасти.

-Как озаглавим эту часть?

- «Появление морского чудовища».

(Чтение пятой части). 5 абзац – 1 ученик
-Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик?

-ВИЗГ - это  пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята…

-Как озаглавим эту часть?

- «Пронзительный визг».

-Как вы думаете, к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию? (когда раздался выстрел)

- Почему вы так решили? (на первом плане акула, мальчики плывут в разные стороны, виден дым от выстрела)

(Чтение шестой части). Чтение «цепочкой» (до слов «Но когда дым разошелся…»)
-Как подействовал визг мальчика на отца?

- «Сорвался», «побежал».

-Как он все делал?

-Он делал все быстро.

-Какое решение принимает артиллерист?

-Какой будет темп чтения? Какое чувство?

-Чувство страха, отчаяния, волнения. (Чтение эпизода о действиях отца)

-Как действует команда? Почему все замерли от страха?

-Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся?

-Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына.

- На стр.153 изображена иллюстрация к рассказу. Подходит ли она к этой части,  почему? Докажите.

Что художник на ней изобразил?

- Как бы мы озаглавили эту часть?

-«Выстрел».

(Чтение рассказа до конца.)

-Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал?

- Со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Он открыл лицо, поднялся а посмотрел на море.

- Какое он сейчас он испытывает чувство?

- Чувство счастья, успокоения.

-Что его успокоило?

- Как бы мы озаглавили эту часть?

-« Мальчики на корабле».

11.Характеристика главного героя.

-Ребята, кто главный герой этого рассказа?

-Главный герой - это старый артиллерист.

-Что можно сказать об этом человеке, какой он?

-Он сильный, храбрый, мужественный. Характеристика  героя:

•        сильный духом

•        мудрый

•        мужественный

•        опытный

•        находчивый

•        решительный

•        смелый

•        бывалый

13.Вывод:

-Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом?

Какой урок хотел нам преподнести?

- Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну. Хотел показать, что нельзя себя так беззаботно вести.

- Ради чего написан рассказ?

-Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа.

Артиллерист - сильный духом, смелый мужественный человек. Он спасает своего сына, проявляет  находчивость в трагические моменты.

В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства  всегда помогают  решительно действовать, не терять самообладание.

- Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).

- В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).

14.Работа с пословицами:

А сейчас мы с вами прочитаем пословицы с экрана и выберем из них
ту, которая подходит к нашему рассказу.
Не зная броду, не суйся в воду.
Берегись бед ,пока их нет.

Не буди лихо ,пока оно тихо.

 Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Какая же пословица подходит к нашему рассказу? Почему вы так думаете?
15.Итог урока:

- А еще что нового узнали вы на уроке? Что вам особенно понравилось?
Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились.

И прежде чем что-то сделать 7 раз подумайте и потом сделайте.

-О чем этот рассказ? (О любви отца к сыну, это побудило совершить поступок. О смелости, отваге, героизме.)

Народная мудрость гласит «Любовь побеждает всё!»- появляется надпись на доске.

-Вы согласны? 

16.Домашнее задание.

По выбору учащихся:

придумать продолжение рассказа

приготовить пересказ по картинкам

нарисовать иллюстрацию

пересказать по плану учебника

сочинить стихотворение об акуле

17.Рефлексия:

Оцени свою работу на уроке (выбери ответ, подсчитай результат)

Внимательно ли я слушал и читал рассказ? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

Обдумывал ли я ответы на поставленные вопросы? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

Участвовал ли я в проектной работе? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

Сделал ли я правильные выводы, прочитав это произведение? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

Был ли я активным на уроке? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

Итого я заработал: ______ балла(ов).

Рефлексия. (Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».)

На доске слайд: девочка со свечой.

-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча. Зажечь свечу.

-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё! -Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Жизнь и творчество Ивана Никитина" урок литературного чтения 1-4 класс

Презентация познакомит учащихся с жизнью и творчеством Ивана Никитина на уроках литературного чтения для начальной школы по любой программе...

Развитие орфографической зоркости на уроках литературного чтения в 1 классе

Развитие орфографической зоркости на уроках литературного чтения в 1 классеТема: Г. Цыферов  «В среду они решили играть в прятки…»(отрывок из книги «Про цыплёнка, солнце и медвежонка»)Цели: позна...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ

Современное общество – это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше и больше. Поэтому сейчас н...

Педагогическая статья "Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения".

В данной статье представлен опыт педагогической деятельности по теме самообразования....

«Виды работ учителя и обучающихся на уроках литературного чтения» «Обучение младших школьников восприятию лирических стихотворений»

laquo;Обучение младших школьников восприятию лирических стихотворений о природе» На этапе проверки первичного восприятия лирического стихотворения учителю важно выявить ,что почувствовали ...

«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)

Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на  группы по интере...

Статья "Драматизация как один из методов развития творческих способностей на уроках литературного чтения в начальных классах"

Компетентностный подход в обучении наделяет ученика рядом компетенций- способностей эффективно действовать за пределами учебных ситуаций. Поэтому наибольшую актуальность в современном  уроке, в ч...