методическая разработка Сказка о царе Салтане
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»
Цель: учиться составлять характеристику героев по плану;
развивать речь, логическое мышление
воспитывать душевные качества, такие как умение прощать, благородство.
: расширение словарного запаса, , развитие внимательного отношения к литературному слову.
анализ художественного произведения,
Задачи урока:
личностные: способствовать формированию интереса к литературной сказке А.С.Пушкина, готовности преодолевать возникающие затруднения, применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; развивать умение выражать свои мысли, ; закреплять навыки работы в группах и парах.
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
познавательные развивать навык осмысленного чтения; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять её, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; высказывать предположения, – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор, заполнять лист самооценки, использовать к качестве обучения ИКТ..
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии),игре, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности; обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Технологии, методы и приемы: образное повествование, рассуждение, сравнительная характеристика героев сказки.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, карточки с планом.
Ход урока.
1. Организационный момент. - Сегодня на уроке у нас гости, поздоровайтесь с ними. Улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Желаю всем вам успеха. | 1 слайд |
2. Сообщение темы и цели урока. Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, творческим...) - Назовите качества необходимые для работы, чтобы урок был таким? (Внимательность, активность, старательность...) - Работать будем по группам. Повторение правил работы в группах. - Помните о правилах работы в группе (не шуметь, не перебивать друг друга, внимательно слушать, работать дружно) - У вас на столах есть ларец знаний. В течение урока вы будете наполнять его орешками, которые будете брать в вазе на вашем столе.Чем больше орешков вы соберёте, тем выше отметку в конце урока заработаете. -А какие еще сказки написал Пушкин? - Ребята, из какой сказки эти иллюстрации? - Кто написал эту сказку? - Кто знает полное название сказки? 1 конкурс (собрать название сказки) -Сегодня заключительный урок по произведению А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане..» -Как думаете , чему будем учиться? Прочитайте хором цели урока. 3. Постановка проблемной ситуации. - К какому виду сказок отнесёте сказку Пушкина? - Чему учат сказки? -Сегодня мы попытаемся определить цель написания сказки. 4. Речевая разминка. Задача: чётко проговаривать слова. - С ускорением, хором громко,тихов паре. Прочитает 1 ученик выразительно. -Что узнали из этих строк? (Как Пушкин слушал сказки) |
2 слайд 3,4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд |
5. Актуализация знаний. Проверка домашней работы. 2 конкурс Работа со словом. 1 группа Средь зыбей– Клёв – Град – Вдовица – Снурок - Чародей - 2 группа -На сколько смысловых частей разделили последнюю 3 прочитанную часть. Как назвали части. 1 группа (1. Женитьба Гвидона. 2. Встреча гостей. 3. В гостях у Салтана. 4. Счастливая встреча.) | 9 слайд 10 слайд |
3 конкурс. Вопросы викторины: 1 группа 1. Где и когда родился А.С. Пушкин?________________________________________ 2 .На каком языке говорили в семье Пушкина?_____________________________________ 3. Кто занимался воспитанием маленького Александра?____________________________ 4.Почему царь выбрал третью сестрицу? _______________________________ 5.Почему царю пришлось проститься с женой? (первая строчка ________________ 6. О чём просило дитя волну?______________________________ 2 группа 1.От кого маленький Пушкин узнал русские народные сказки?____________________ 2.Когда Пушкин начал писать?__________________________________________________ 3.Кто учил Пушкина писать на русском языке?_____________________________________ 4.Царевич, сделав лук, пошёл к морю. Кого он увидел?_____________________________ 5.Что первый раз обещала лебедь царевичу?______________________________________ 6.Как стали величать Гвидона в новом городе? ___________________________________ | |
7. Физминутка. имитирование движений под музыку Н.А.Римского-Корсакова) - Изобразите волны, набегающие на берег. - Летящую царевну Лебедь - Гвидона, натягивающего лук. - Танцующую белку, поющую песенки. - Богатырей, выходящих из моря. | |
4 конкурс «Узнай героя.» по действиям . 1. Плывёт, клюёт, торопит, топит, отплачу, сослужу, не забуду 2.Вздуется, закипит, подымит вой, хлынет, расплеснётся . 3.Разбежались, признались, повинились, разрыдались 4.Уменьшился, оборотился, полетел, зажужжал, догнал, опустился, забился 5.Поёт, грызёт, вынимает, опускает 5 конкурс Характеристика героев. (Дети собираются в группы) Задача : дать характеристику героев сказки по плану. Читаем на доске. 1ученик- пишет о царе Салтане, 1 ряд- оГвидоне, 2 ряд- о Царевне-Лебеди, 3 ряд- о Поварихе. Проверка каждой группы и индивидуальной работы. -На какие группы можно разделить героев в сказке? Кто из героев вам понравился больше? Почему? | 11 слайд 12 слайд |
Сказочные приметы 6 конкурс Замысел сказки А.С. Пушкина Сам А.С. Пушкин о своих сказках говорил так: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
Чему учит эта сказка? Сформулируйте, чему нас читателей учит А.С. Пушкин, посредством своей сказки?(прощать , быть терпимым друг к другу, не завидовать) | 13 слайд 14 слайд 15 слайд 16 слайд 17 слайд |
10. Оценка работы детей. - Давайте заглянем в наши ларцы знаний… Тем ребятам, кто активно работал и набрал 4 и более орешков, оценка «5», а тем, кто набрал мало орешков, предоставляется возможность отличиться на следующем уроке.
- Думал ли А.С.Пушкин в 1831 году, когда писал сказку, что дети 3 класса с удовольствием и интересом будут читать её в XXI веке?! И не только белочка у Пушкина может собирать орешки, но и вы можете получать их за знание его сказок. | |
12. Рефлексия. -Кто получил желаемую оценку? - Кто получил оценку выше желаемой? - Кто доволен своей оценкой? | |
11. Итог урока. Чем был интересен урок? Что нового для себя открыли? - Благодарю вас всех, ребята, за урок, за активное участие, прекрасные ответы, присутствующих гостей за добрую, милую улыбку и поддержку. Урок окончен! Всем спасибо! | 18 слайд |
Характеристика героя.
1 Имя героя, его место жительства______________________________________
2 Действия и поступки, совершаемые героем; их характеристика________________________________
_______________________________________________________________________________________
3. Опишите внешность и характер героя ____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
4. Отношение автора к герою _____________________________________________________________
5. Ваше отношение к герою ___________________________________________________________
Вопросы викторины:
1 группа
1. Где и когда родился А.С. Пушкин?________________________________________
2 .На каком языке говорили в семье Пушкина?_____________________________________
3. Кто занимался воспитанием маленького Александра?____________________________
4.Почему царь выбрал третью сестрицу? _______________________________
5.Почему царю пришлось проститься с женой? (первая строчка ________________
6. О чём просило дитя волну?______________________________
2 группа
1.От кого маленький Александр узнал русские народные сказки?____________________
2.Когда Пушкин начал писать?__________________________________________________
3.Кто учил Пушкина писать на русском языке?_____________________________________
4.Царевич, сделав лук, пошёл к морю. Кого он увидел?_____________________________
5.Что первый раз обещала лебедь царевичу?______________________________________
6.Как стали величать Гвидона в новом городе? ___________________________________
- Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется.
- Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. (Отношение автора)
- Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. (Отношение автора)
- Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. (Отношение автора)
1. Плывёт, клюёт, торопит, топит, отплачу, сослужу, не забуду______________
2.Вздуется, закипит, подымит вой, хлынет, расплеснётся .___________________
3.Разбежались, признались, повинились, разрыдались _______________________
4.Уменьшился, оборотился, полетел, зажужжал, догнал, опустился, забился ___________
5.Поёт, грызёт, вынимает, опускает ________________
Маршрутный лист
Группа 1
1.Составить название сказки________
2.Домашнее задание________________
3.Вопросы викторины_______________
4.Узнай героя по действиям___________
5.Характеристика героев______________
6.Чему учит сказка?___________________
– В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?
– А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?
– Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?
– Это отрывок «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Написал её русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков
Чему учит сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане?»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной Царевне Лебеди
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане ""
Это итоговый интегрированный урок изучения сказки А. С. Пушкина. Интеграция позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный ур...
конспект урока литературы в 4 кл. по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."
Программа " Школа 2100"Цель: Формирование правильной читательской деятельности.Задачи: учить обрабатывать и систематизировать сведения об авторе; учить подробному анализу сказки через раскрытие ...
Урок литературного чтения для 3 класса по теме "А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди». Язык народной и литературной сказки. Характеристика героев"
Урок литературного чтения для 3 класса по УМК "Перспектива"...
Медали к играм и викторинам по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."
Многие из нас проводят игры и викторины. Данный ресурс предназначен для награждения учащихся, за победу и участие в играх и викторинах по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане ..."В папке ...
Учебно-методическиий комплект по ИЗО на тему "Герои сказок глазами художника. Сюжетная композиция "Сказка о царе Салтане...""(конспект, презентация), 3 класс
Конспект урока, УМК автор Т.Я. Шпикалова...
Конспект урока по теме "А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки."
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки.Цель:а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, комп...
Методическая разработка групповой работы по сказке А.С Пушкина «Сказка о царе Салтане» УМК «Планета знаний» 4 класс
Данную работу мы проводили на уроке закрепления знаний по сказкам А.С Пушкина. Дети с критериями оценивания знакомы, так же правило работы в группе знакомы каждому участнику команд....