конспект урока литературы в 4 кл. по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Программа " Школа 2100"
Цель: Формирование правильной читательской деятельности.
Задачи: учить обрабатывать и систематизировать сведения об авторе; учить подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Прочитай названия сказок А.С.Пушкина, подчеркни в них общее слово. Сравни с названиями фольклорных сказок. Сделай вывод.
Сказки А.С.Пушкина | Фольклорные сказки |
«Сказка о попе и работнике его Балде» «Сказка о царе Салтане…» «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» «Сказка о золотом петушке» | «Поп и работник» «Три царства» «По щучьему велению» «Царь-девица» «Петушок и бобовое зёрнышко» |
Прочитай названия сказок А.С.Пушкина, подчеркни в них общее слово. Сравни с названиями фольклорных сказок. Сделай вывод.
Сказки А.С.Пушкина | Фольклорные сказки |
«Сказка о попе и работнике его Балде» «Сказка о царе Салтане…» «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» «Сказка о золотом петушке» | «Поп и работник» «Три царства» «По щучьему велению» «Царь-девица» «Петушок и бобовое зёрнышко» |
1 Автор первой литературной сказки для детей.
2 Герой сказки о подземных жителях.
3 Автор первого в России журнала для девочек - «Звёздочка» и «Огонёк».
4 Автор первой литературной автобиографической повести.
5 Имя первого детского писателя-поэта.
6 Нравоучительный рассказ в стихотворной форме, героями которого являются животные.
| 1 | ||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 |
1 Автор первой литературной сказки для детей.
2 Герой сказки о подземных жителях.
3 Автор первого в России журнала для девочек - «Звёздочка» и «Огонёк».
4 Автор первой литературной автобиографической повести.
5 Имя первого детского писателя-поэта.
6 Нравоучительный рассказ в стихотворной форме, героями которого являются животные.
| 1 | ||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 |
Урок литературы в 4 классе.
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Цель: Формирование правильной читательской деятельности.
Задачи: учить обрабатывать и систематизировать сведения об авторе;
учить подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов.
Ход урока.
1 Оргмомент .
2 Сегодняшний урок мы начнём с разгадывания кроссворда. Работать будете парами. Нужно отгадать ключевое слово(1) по вертикали.
1 Автор первой литературной сказки для детей.
2 Герой сказки о подземных жителях.
3 Автор первого в России журнала для девочек - «Звёздочка» и «Огонёк».
4 Автор первой литературной автобиографической повести.
5 Имя первого детского писателя-поэта.
6 Нравоучительный рассказ в стихотворной форме, героями которого являются животные.
| 1П | о | г | о | р | е | л | ь | с | к | и | й | |
2к | у | р | и | ц | а | ||||||||
3И | ш | и | м | о | в | а | |||||||
4А | к | с | а | к | о | в | |||||||
5С | а | в | в | а | т | и | й | ||||||
6Б | а | с | н | я |
Какое слово у вас получилось?- Пушкин. (портрет)
Что вам известно об этом писателе? (ответы детей, два-три ученика подводят итог заранее подготовленными сообщениями о Пушкине)
Дома вы вспоминали известные сказки Пушкина, предлагаю отгадать названия сказок и заодно проверить себя, хорошо ли вы их знаете.
- Прослушиваются отрывки из «Сказки о мёртвой царевне..», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Видеофрагмент «Сказки о попе и работнике его Балде»
3 Инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане..»
Молодцы, вспомнили все сказки (плакат из серии к урокам литературы)
Работаем с карточками в парах.
- Сравните название сказок Пушкина с названиями русских народных сказок.
- Зачем Пушкин лишний раз подчёркивает слово сказка, напоминая, что это вымысел? (наверное, он хочет сказать нам, читателям, больше, чем обычно говорит сказка)
- Иногда названия и сюжеты сказок похожи. Как говорил сам Пушкин, он писал стихотворные сказки на народные сюжеты.
3 Сегодня мы начнём работу над «Сказкой о царе Салтане..»
Откроем учебник и прочитаем полное название этой сказки.
- Что необычного в названии сказки? (герои не просто называются, но и даётся их характеристика, фиксируется отношение к ним автора)
- Обратите внимание на имена героев. Какие они - сказочные или реальные? Какими вы представляете героев с такими именами?
- Сейчас вы прочитаете начало сказки, перед чтением обратите внимание на слова: светлица, сени, честные гости, аршин, чудесить, вопит.
4 1) Чтение сказки учащимися до слов «Мать и сын теперь на воле»
- Какая это сказка, по-вашему? (волшебная)
- На что обратили внимание при первом чтении? (рисуется сюжет, смена событий, язык прочтения лёгкий и понятный)
- Какой эпизод особенно взволновал? (угроза жизни царицы и её сына)
2) На сколько частей можно разделить прочитанную часть сказки? О чём они? 1 ч.- выбор невесты
2 ч.- обман царя
3 ч.- чудесное спасение
- Есть ли зачин в этой сказке?
- О чём говорит отсутствие зачина? (и герои, и события существуют не где-то далеко, в тридесятом царстве, а здесь, рядом с нами, на русской земле)
- Что ещё необычного в начале сказки? (три девицы-сестрицы прядут и ведут своеобразный торг, с торгов начинаются и другие сказки Пушкина - приведите примеры - Балда с попом, старуха с рыбкой)
Эту национальную особенность Пушкин любил обыгрывать в своих сказках. Подобное начало ещё больше приближает читателя к его героям.
- В чём необычность царя Салтана? Похож ли он на царя в нашем представлении ? Докажите. (Подслушивает, один на улице, без свиты, жену выбирает тут же и женится в тот же вечер)
3) Выборочное чтение второй части
- Каков Салтан? Можно ли его привычно отнести к добрым или злым героям? Докажите. (Он разный: добрый, доверчивый, любит жену, царь-отец, но бывает гневным и несправедливым)
Каждый вывод учащиеся подтверждают цитатами из текста.
Итак, царь Салтан не похож на традиционных героев сказки, зато похож на каждого из нас.
4) Выборочное чтение третьей части.
Вернёмся к другим героям сказки
- Кто и по чьей воле отправился в путешествие? Как случилось, что царь прочитал о рождении ребёнка не то письмо? Докажите.
- Вспомните, как народные сказки рассказывают о путешествии героя?
- Прочитайте (самостоятельно), как царица с сыном плыли в бочке по морю. Как эти строчки надо читать?
- Перечитайте начало части и докажите, что у Пушкина в этих строках есть и пейзаж, и разговор, и чувства, и действия. (Учащиеся находят подтверждение реальности или сказочности этих событий)
- Какое волшебство происходит в бочке? Докажите.
- Как же спасаются герои сказки?
5 Беседа по тексту.
- Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно? (Доброе, с улыбкой)
- Настроение этой сказки задаётся в самом начале. Какое оно? Можно ли считать трагическим, несмотря на события в жизни царицы и сына?
- Можете ли вы сказать о каких-то героях сказки, что они воплощают олицетворение типичного зла, добра? Почему?
6 Домашнее задание.
1) Нарисовать кадры-иллюстрации к каждой части текста по вариантам.
2) Самостоятельное чтение следующей части.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы для 3 класса: А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."
Интересный и лёгкий по восприимчивости урок.Детям очень понравился!...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/06/picture-590886-1496742225.jpg)
Конспект урока по литературному чтению по сказке А.С.Пушкина "Сказка о Царе Салтане"
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по программе "Школа 2100". Сказка А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/31/picture-775974-1459446116.jpg)
Перспектива 3 класс Конспект урока чтение «А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане. Приём звукописи.»
......
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ И ИЗО.«Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.
Тема: «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.Цели: 1Формировать умение анализировать и сравнивать выр...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/13/picture-1303173-1610538846.jpg)
Конспект урока литературного чтения «А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» ознакомительное чтение всего произведения» 3 класс
Цели деятельности учителя: Формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Планируемые результаты:Предметные:Уметь...