Творчество Сурикова И.З
план-конспект урока по чтению
Предварительный просмотр:
Тема урока: Творчество Сурикова И.З ( 3 класс)
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить с стихотворением Сурикова И.З; научить анализировать поэтическое произведение; закреплять навык выразительного чтения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
Регулятивные УУД: формирование умения высказывать свое предположение на основе работы с текстом; развитие самооценки.
Познавательные УУД: развитие умения осознано строить речевое высказывание в устной форме; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения.
Коммуникативные УУД: Строить рассуждения и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.
Личностные УУД: проявление познавательной активности в области поэзии.
Ресурсы: Учебник 3-го класса Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого; презентация.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Орг. момент | Здравствуйте , ребята! Меня зовут Надежда Сергеевна и я сегодня проведу у вас урок литературного чтения. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой!
| Ученики проверяют готовность к уроку. |
2 .Речевая разминка. (скороговорка) Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. Новая тема. Постановка учебных задач. Анализ произведения. Итог урока. Домашние задание. Дополнительное задание. | Итак, для начало проведем с вами речевую разминку. Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей.(3) (с начало читаю сама; -Ребят прочитайте про себя следя за указкой; - О ком эта скороговорка? - Что он делает? - С чем? -прочитайте в пол голоса. -прочитайте громко. -прочитайте шепотом. - Какой звук чаще всего повторяется? - прочитайте с выделением звука “Щ” - прочитайте в быстром темпе (3 человека.) Немощный- очень слабый, беспомощный. - С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? -Кто его автор? -У вас было задание выучить отрывок. ( - кто попробует оценить это стихотворение? - Может кто то не согласен? Почему? ) (Опрос 5 человек!) Утром мы во двор идём - В какое время года все это происходит? -Правильно, ребят на смену осени скоро придет зима. - А вы любите это время года? - за что? -Какие зимние забавы вам нравятся? -Сегодня мы познакомимся с произведением Ивана Захаровича Сурикова, где он описывает свое детство. Портрет Сурикова. Я вам расскажу маленько о биографии Сурикова. -И.З. Суриков поэт-самоучка. Родился в 1841 г. в селе Новосёлово Ярославской губернии. Он жил в деревне с матерью. Отец имел небольшую торговую лавку в Москве. Семья жила бедно. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно стал сочинять стихи. В 16 лет вышел первый сборник его стихов. Он писал для взрослых и для детей. В своих стихах поэт показывал трудную деревенскую жизнь, природу. Его стихи отличались певучестью, звучностью, мелодичностью. Наверное, поэтому многие его стихи стали песнями. Например, «Рябинушка», «Степь да степь». Чахотка – это устаревшее название известной всему миру страшной болезни туберкулез. -Аудиозапись стихотворения “Детство” Первичное восприятие: - Понравилось ли вам стихотворение? -Чем? -Самостоятельно прочитайте произведение про себя. - Карандашом выделите слова которые вам не понятны. Словарная работа: Ветхую – старая, не совсем целая. Лапти – крестьянская обувь сплетенная из лыка. Прялка – приспособление для ручного плетения. Светец – подставка для лучины освещающая жильё. Кубарем качусь – стремительно быстро. Смежит – закроет. -Читают учащиеся первую часть. -Какую картину вы себе представили при чтении этой части? - Как можно её озаглавить? - С какого слова начинается каждая строка первого четверостишья. ( Вот!) - Почему автор делает столько повторов? (Вот..вот..вот..) (Таким образом он обращает наше внимание на то, что ему было дорого. Автор хочет, чтобы мы лучше представили эту картину.) -Давайте прочитаем дальше стихотворение. (2)(Каким было для мальчика воспоминание о катании с горке?) Физминутка: Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем и кружимся потом. (3)-О чем эти строки? - Когда возвращается домой? В какое это время суток происходит? (4)-Почему зимний вечер длится так долго?(не было развлечений!) (5)-Как вы думаете о чём речь пойдет дальше?(о сказках) -А вы любите сказки? (6) –Как вы думаете какую сказку рассказывала бабушка внуку(Иван царевич и серый волк.) (7) –Что чувствовал мальчик слушая эту сказку?(найдите строки) -Почему замерло сердце? -Как вы думаете для чего автор вставил в текст следующие строки…”А в трубе сердито ветер злой поёт!”(Он подчеркивает состояние мальчика, что ему страшно!) (8)- О чем эти строки стихотворения?( о сне мальчика) -Что ему приснилось? (эпизоды) (9)-Найдите в стихотворение строки в которых заключен главный смысл стихотворения.(последние 4 строки.) -Почему было в детстве хорошо ? (Потому что рядом были родные люди; поддерживали и т.д )А сейчас во взрослой жизни есть сложные моменты, которые не всегда бывают радостными. В детстве маленькое горе , кажется бедой, но современном оно забывается, и остается только хорошее воспоминание. Именно об этом нам и хотел сказать Суриков. -С каким стихотворением мы сегодня познакомились? -Кто автор? -Чем отличается ваше детство от описанного стихотворением? -Вам понравился урок? c.72-75.выучить любое четверостишье. подготовитесь к выразительному чтению.(еще раз прослушать аудиозапись) Оценить чтение. | Читают скороговорку. -О Кощеи. -Тащит ящик. -С овощами. -“Встреча зимы” -Иван Саввич Никитин (Осень) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 3 классе с использованием ИКТ по теме: "Стихотворение И.З.Сурикова "Детство"
Материал был подготовлен к открытому уроку, который прошёл весьма успешно, на одном дыхании....
Жизнь и творчество Сурикова В.И.
Представляю презентацию и покадровый текст к ней с материалами биографии и истории создания картин великого художника Василия Сурикова . Презетация объёмная(43 кадра), поэтому делаю ссылку...
Урок литературного чтения по теме: "Работа над анализом стихотворения И. Сурикова "Зима" 3 класс УМК "Школа России"
План-конспект урока литературного чтения по теме: "Работа над анализом стихотворения И. Сурикова "Зима" 3 класс УМК "Школа России"...
Разработка открытого урока литературного чтения в 3 классе "Стихотворение И. Сурикова "Детство" "Начальная школа ХХ| век"
Знакомство с жизнью и творчеством Сурикова ,обучение выразительному чтению стихотворения, чуткому отношению к слову,развитие внимания, логического мышления, умения сопоставлять, "погружаться в тему"....
Конспект урока по литературному чтению на тему "Стихотворение И. Сурикова «Детство»
Данный конспект урока разработан по учебнику О.О. Иргит, С.Д. Корген-оол "Литературное чтение" для 2-го класса....
Конспект открытого урока по литературному чтению И.З. СУРИКОВА "Детство"
Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством И.З. Сурикова;обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову;развивать внимание, логического мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»...
Тема: Творчество В.И. Сурикова. Картина «Утро стрелецкой казни»
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. И Сурикова и его картиной «Утро стрелецкой казни»; познакомить с понятием живописи как жанра искусства, воспроизводящего реальные эпизо...