Конспект открытого урока по литературному чтению И.З. СУРИКОВА "Детство"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Кузина Любовь Фёдоровна

Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством И.З. Сурикова;
обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову;
развивать внимание, логического мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»; формировать умение сочувствовать, сопереживать; воспитывать любовь к художественному слову, доброе отношение к малой родине. 
Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, презентация к уроку.
1. Организационный момент. Слайд 1
— Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока! 
Прозвенел звонок весёлый. Приглашает на урок.Встали все у парт спокойно,Начинаем ровно в срок.Тихо сядем, не нарушим тишину,И тихонечко, тихонькоЯ сейчас урок начну.— На протяжении всего урока предлагаю вам работать по маршрутным листам, которые у вас на партах. Итак, в добрый путь!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse_po_teme.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством И.З. Сурикова;
обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову;
развивать внимание, логического мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»; формировать умение сочувствовать, сопереживать; воспитывать любовь к художественному слову, доброе отношение к малой родине. 
Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, презентация к уроку.
1. Организационный момент. Слайд 1
— Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока! 
Прозвенел звонок весёлый. Приглашает на урок.Встали все у парт спокойно,Начинаем ровно в срок.Тихо сядем, не нарушим тишину,И тихонечко, тихонькоЯ сейчас урок начну.— На протяжении всего урока предлагаю вам работать по маршрутным листам, которые у вас на партах. Итак, в добрый путь!

2. Речевая разминка. 
(На экране скороговорка). Слайд 2. 
Вез на горку Саня 
За собою сани. 
Ехал с горки Саня, 
А на Сане сани. 
— Прочитаем хором. 
— Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному? 
(Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются). 
— Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы. 
 (Дети читают). 
— Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах. 
— Прочитайте скороговоркой друг другу в парах, оцените (5 баллов – безошибочно, в темпе, выразительно, 4 балла – 1-2 ошибки, 3 балла – 3-4 ошибки.) 
3. Введение в тему. 
Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить, поднимаем руку и говорим мне ответ на ухо.

3. 

2. 

1. 

Р

К

О

4. 


_________________________________________________ ___________

1Выгляну в оконце 
Лежит белое суконце. 
Всю зиму лежит, 
А весной убежит. 
3. Что можно увидеть с закрыты- 
ми глазами? 
4Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле, 

Да не птица. 

2. Белый дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму — 
Никто не поднимает.
Весна придёт — 
Он сам уйдёт. 


– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? 
(Суриков) Мне на ухо. Откройте учебники на странице 72. 
4.Постановка целей урока: ознакомиться с жизнью и творчеством И.З.Сурикова; учиться выразительно читать стихотворение; сочувствовать, сопереживать герою стихотворения. (Слайд 3)
Скажу вам по секрету: один ученик в нашем классе знал заранее тему нашего урока, т.к. я попросила его приготовить небольшое сообщение о жизни поэта. (Слайд 4) 

5. Биография поэта. 
Ученик: Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.
Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет. 

Учитель: Спасибо за сообщение. Действительно, многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни « Рябина».(Слайд 5-6). 
Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым: 
Детства прошлого картины! 
Только вы светлы: 
Выступаете вы ярко 
Из сердечной мглы. (Слайд 7) 
Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение «Детство».( стр.72.) 
— Слушайте стихотворение, следите и думайте, что вспоминает автор из своего детства. 
6.Прослушивание стихотворения в записи. 
7.Беседа по содержанию: 
— Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась? 
— Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши? 
— Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером. 
Конечно, семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и тд. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом. 
В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю о значении некоторых из них вы можете догадаться. 
8. Словарная работа в парах.  Словарная работа будет проводиться следующим образом: В маршрутном листе под цифрой 3 слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом. 
Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.) 
Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка 
Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу. 
Прялка – приспособление для ручного прядения. 
Проверка на слайде, выставляем баллы ( 1 балл за каждый правильный ответ) (Слайд 8-13) 

 Физминутка
1, 2, 3, 4, 5 — будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть, 
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать! 
9. Работа с текстом.  - Прочитаем 1 часть на стр 72. 
 - Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить? 
— А где происходило событие? 
 - Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения. 
Дети. – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше. 
 - И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки? 
Ученик. Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб. 
— А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте. 
— А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика? 
Ученица. “Мне в сугробе горе, 
А ребятам смех!..” 
 - А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб? 
 - И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы? 
— А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением? 
Ученик. Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю. 
 -  Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив? 
Дети. Да, конечно! 
Читаем дальше. 
—  А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? ( О сказках.) 
— А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”). (Слайд 14) 
 - А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте. 
Дети. – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно. 
— А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки: 
“А в трубе сердито
Ветер злой поет”? 
Ребята. – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем. 
Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку. 
Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте. 
Дети. – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно...
– “Складно да ладно”.
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком. 
Учитель. А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек? 
Ученик. Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался. 
Учитель. Молодец! А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать? 
Дети. – О плавной и красивой...
– О тихой и приятной...
– О правильной, ровной, связной. 
 10.Физминутка для глаз (Слайд 15 – 16)
3 часть прочитайте жужжащим чтением самостоятельно. 
— Как можно озаглавить эту часть? 
— Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне? 
Дети. – Но ведь это же во сне!
– И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что побеждает добро.
– А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.
– А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет: 
“И начну у бабки
Сказки я просить...” 
Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.) 
Дети. – Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда. 
Учитель. А как надо эти слова понимать? 
Дети. – Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.
– У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.
– А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки. 
Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков. 
5. Подведение итогов: 
Писатели пишут стихи не для того, что бы описать что – либо, а для того чтобы передать чувства, переживания. 
— Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство героизма)
– Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?
– Посчитайте количество баллов, оцените свою работу в маршрутном листе. 
— Ребята, спасибо за урок, 
Домашнее задание: На «5» — выучить 2 или 3 часть стихотворения, на «4» – первую
Ребята, спасибо за урок, а вам, дорогие гости, спасибо за внимание! 

Список использованной литературы:


— С.В.Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф.Климановой (М: Просвещение) 3 класс.Москва „ВАКО“ 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературному чтению Тема: С.А.Есенин «Пороша»

Тема: С.А.Есенин «Пороша»Цель: учить детей выразительному чтению стихотворения; воспитывать в них чувство прекрасного; укреплять любовь к родному краю, к природе....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе

Тема:Обобщение по теме «Там чудеса…» ( Урок- путешествие) УМК "Гармония"Цели:1. Учить обобщать  изученный материал. Закреплять навыки чтения и умение работать с книгой.2. Развивать речь уча...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. "Люби живое" Урок-конференция.

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе.  Урок-конференция. "Люби живое" . Обощающий урок....

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные  загадки»  (Урок введения нового знания). 2 класс....