Разработка урока чтения в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Морозова Светлана Николаевна

Урок по теме "Куприн. Скворцы. "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuprin.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение. 4 класс. Автор учебника Л. А. Ефросинина

«А.И.Куприн. Скворцы»

Дидактическая цель

Создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством А.И. Куприна, рассказом «Скворцы»; способствовать развитию навыков чтения, умений определять жанр и тему произведения, составлять план рассказа; содействовать воспитанию интереса к чтению книг о природе

Тип урока

«Открытие» новых знаний

Обучающие

Учить детей работе над содержанием произведения. Отрабатывать навыки осмысленного,

выразительного чтения. Учить детей понимать и пересказывать содержание прочитанного.

Развивающие

Развитие навыков самостоятельной работы в составления плана. Развивать память, мышление, речь.

Развивать коммуникативные способности.

Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к природе, чувства сострадания к братьям нашим меньшим; Содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Методы обучения,

Беседа, проект,

Формы организации познавательной деятельности

Работа в паре, группе

  Средства обучения

Учебник Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова «Литературное чтение» 4 класс 2-я часть презентация для сопровождения урока; книги рассказов для детей А.И. Куприна; ТСО: компьютер, мультимедийная установка; запись песни скворца; листочки для проектирования обложки

 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Цель деятельности

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемый результат

I. Организационный момент

Мотивирование к учебной деятельности

Приветствую учащихся.

-Чему нас учат уроки литературного чтения?

-Каким вы хотите видеть наш урок?

-Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит положительными эмоциями.

-Проверим готовность к уроку

Приветствует учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные результаты:

проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Подготовка к основному этапу занятия

Антиципация (предугадывание предстоящего чтения). Постановка учебной задачи

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Александра Ивановича Куприна и его произведением.(Слайд 2)

Отгадайте загадку;

  Опустел домишко вдруг,

Улетел жилец на юг.

А зимою наконец возвратился наш.. ( Скворец)

Скороговорка.

 Сообщение о скворцах

Издавна любят эту птицу в народе. И не только потому, что от птиц этих много пользы. За лето пара скворцов вместе с потомством уничтожает не менее четверти миллиона насекомых! 
Но скворцов любят и за весёлый нрав. Неважно, что у них нет своих песен
, они прекрасные звукоподражатели и часто распевают песни зябликов, дроздов, малиновок и других птиц.
А иногда могут заквакать лягушкой или залаять собакой. Очень это хорошо у них получается
! /Аудиозапись пения скворца/
Мы привыкли к тому, что скворцы живут в скворечниках, часто не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов в скворечниках появляются скворцы.
Скворцы существовали и тогда, когда не только скворечники никто не развешивал, а даже тогда, когда и домов-то ещё не существовало. Скворец прилетел к человеку из леса – это лесная птица. 
И сейчас немало скворцов живёт в лесу. Гнёзда свои устраивают в дуплах. Но дупел часто не хватает всем.
Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах и парках, вывешивать их нужно и в лесу – это очень полезное дело!

 Предлагаю предугадать содержание произведения

-Произведение А.И.Куприна, с которым мы познакомимся, называется «Скворцы».

Слушают учителя.

Отгадывают загадку.

Слушают сообщение.

Предугадывают предстоящее чтение. Формулируют учебную задачу

Личностные результаты:

проявляют познавательный интерес, эмоционально воспринимают загадку.

Регулятивные УУД:

формируют, принимают и сохраняют учебную задачу

III. Усвоение новых знаний и способов действий

Ознакомление с жизнью и творчеством А.И.Куприна.

Ознакомление с содержанием произведения. Отработка навыков осмысленного,

выразительного чтения

Организую выступление учащихся с сообщением о жизни и творчестве А.И. Куприна.(Слайд 3)

Александр Куприн – выдающийся русский писатель-реалист конца XIX века. Писатель родился 7 сентября 1870 года в уездном городе Наровчат Пензенской области, в семье потомственного дворянина. Отец писателя, Иван Иванович, умер вскоре после рождения сына. Мать, Любовь Алексеевна, была из рода татарских князей. После смерти мужа она переехала в Москву, где Александр в возрасте шести лет был отдан в сиротский пансион. В 1880 году он поступил в Московский кадетский корпус, а в 1887 – в Александровское военное училище. О годах, проведенных в этом училище, он впоследствии напишет в повести «На переломе» и в романе «Юнкера»..

Предлагаю прочитать текст рубрики «Обратите внимание».

Задает вопросы.

-Что нового вы узнали о жизни и творчестве А.И. Куприна?

-Какие рассказы писателя вы уже читали?

Физминутка (Слайд 4)

Летят, летят в наш край скворцы,
(
Руки в стороны, взмахи руками имитируют полет птиц.)
Что молодой весны гонцы.
Летят над морем, над рекой,
Летят, спешат скворцы домой.
А дома ждут скворечни их,
И снова будут хлопоты у них.

Организую работу с рассказом А.И. Куприна «Скворцы».

-Прочитайте заголовок. Почему автор так озаглавил свой рассказ? Объясните

Составление обложки в группах  Слайд 5)

Словарная работа

Взяток – нектар, собранный пчелой за один раз.

Золотник -  русская мера веса, равная 4г 260мг.

Снасти - приспособления для ловли рыбы.

Чётки – шнурок с нанизанными шариками или бусинками.

Верста – старинная русская мера длины, равная 1 км 60м.

Сажень - старинная русская мера длины, равная 2 км 13м.

Вздор (строительный) – здесь; мусор.

Малорусская мазанка – украинский сельский дом ( хата) из глины или обмазанного глиной дерева.

Читаю начало рассказа

  1. Понравилось ли вам произведение. Чем?
  2. Как начинается рассказ?
  3. Как автор описывает картину природы?
  4. Прочитайте первый абзац.
  5. Как люди готовились к встрече скворцов?
  6. Что удивило вас в этом произведении?
  7. Как вели себя птицы?
  8. Как скворцы берегли своё место и от кого?
  9. К какому литературному жанру относится это произведение?

Предлагаю продолжить чтение.

-Какое настроение вызвал у вас этот рассказ?

-Можете определить его тему?

Выступают с сообщением. Слушают сообщение. Работают с текстом.

Отвечают на вопросы.

Слушают чтение учителя. Отвечают на вопросы. Осознанно, выразительно читают рассказ. Составляют модель обложки. Работают в группах.

Знакомятся с объяснением незнакомых слов

Личностные результаты:

проявляют познавательный интерес.

Предметные результаты:

отвечают на вопросы по содержанию услышанного и прочитанного.

Познавательные УУД:

осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Личностные результаты:

проявляют интерес к чтению.

Предметные результаты:

Осознанно, выразительно читают; определяют жанр произведения.

Познавательные УУД: овладевают навыками смыслового чтения

IV. Применение знаний и способов действий

Развитие навыков самостоятельной работы, составления плана. Поисковое чтения. Выразительное чтение

Предлагаю выполнить задания « Проталинки» в РТ № 2 (с. 32-33, задания 1,2,4).

Организую составление плана произведения, выразительное чтение эпизода «Выселение воробьев»

Выполняют задания в рабочей тетради. Находят нужный эпизод в тексте, осознанно, выразительно читают его

Личностные результаты:

проявляют эмоционально-ценностное отношение к описанным событиям.

Предметные результаты:

осуществляют поисковое чтение.

Познавательные УУД:

структурируют знания

V. Рефлексия

Подведение итогов. Осуществление самоконтроля

Подводим итог. (Слайд 6)

-Чему мы сегодня учились на уроке?

-Что нового узнали?

-Поднимите руки те, кому сегодня было интересно и у кого все получилось!

-А кому сегодня было трудно на уроке?

Отвечают на вопросы. Дают оценку результатам деятельности на уроке

Познавательные УУД:

осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные УУД:

адекватно оценивают себя

Домашнее задание

Совершенствование навыков чтения

Комментирую домашнее задание. (Слайд 7)

-Дочитайте рассказ А. Куприна «Скворцы»

Записывают в дневник домашнее задание

Регулятивные УУД:

Принимают и сохраняют учебную задачу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока чтения 1 класс.Развивающая система Л.В.Занкова

Предмет: чтениеПрограмма: развивающая система Л.В.ЗанковаКласс: первыйТема: Звуки [в][в]. Буква В в.Данный урок тридцать первый  в системе уроков по предмету, первый по данной теме.Тип урока: отк...

Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме: Интегрированный урок ( чтение + ИЗО) по басням И.А.Крылова

Обобщающий урок по творчеству И.А.КрыловаТема урока:     "Басни И.А. Крылова"Цель:показать нравоучение, мораль басен Крылова;проверить знание басен;учить выразительному чтению басен, ин...

Разработка урока чтения 3 класс. Тема Е. Чарушин "Кабан"

Конспект урока по изучению проиведения Е. Чарушина "Кабан"....

Методическая разработка урока чтения 6 класс обучающхся с ОВЗ.

Цель: выразительное чтение стихотворения В.А.Жковского «Жаворонок»Задачи:- формирование умения выразительно читать стихотворение  В.А.Жуковского «Жаворонок»;- возбудить ин...

Разработка урока чтения. 2 класс.

Урок литературного чтения во 2 классе на тему " О братьях наших меньших"...

Разработка урока чтения. 2 класс. Тема: «Русская народная сказка «Два Мороза». Характеристика героев»

Урок направлен на создание условия для формирования умения анализировать поступки главных героев  с целью составления  характеристики и выявления мотивов поступков; аргументировать сво...