Разработка урока чтения 3 класс. Тема Е. Чарушин "Кабан"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока по изучению проиведения Е. Чарушина "Кабан".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_chteniya_v_3_klasse.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока чтения в 3 классе
ТЕМА : Е. Чарушин « Кабан »
Цели :
1) расширить знакомство с творчеством Е.И.Чарушина на материале рассказа « Кабан » ; познакомить учащихся с особенностями поведения животных ;
2)развитие познавательного интереса к животному миру , наблюдательности; развитие навыков осознанного , выразительного чтения;
3)способствовать воспитанию бережного ,заботливого отношения к животным; воспитывать волевые черты характера.
Тип урока : Комбинированный
Оборудование : портрет Е.И. Чарушина, книги автора , кодоскоп, магнитофон, таблица « Дикие животные », книга « От медведя до ежа ».
Ход урока .
I.Оргмомент.
II.Актуализация изученного.( урок начинается под музыку из передачи « В мире животных »)
-Звучит очень знакомая вам мелодия, откуда она ?
-Почему я начала урок с этой музыки?
( Мы изучаем тему « Природа и мы » .
-С каким произведением по этой теме мы познакомились?
( М. Пришвин «Выскочка »)
-О ком это произведение ? ( О животных )
III.Проверка д/з .
-Вам нужно было подготовить пересказ, но вначале восстановите деформированный план рассказа ( запись на пленке кодоскопа ).
2.Сороки – воровки.
3.Бесхвостая Выскочка.
1. Веселая собачка Вьюшка.
-Перескажите по этому плану.
-Какой эпизод вам наиболее понравился ?
Прочитайте .
-Что полезного вы взяли из этого рассказа ?
IV.Сообщение темы и целей урока .
-Мы познакомились с описанием животных Пришвиным, а сегодня мы познакомимся с рассказом Е.И. Чарушина « Кабан » и узнаем много интересного о повадках животных.
V.Работа над новым материалом .
1.Сведения из биографии Е.И. Чарушина.
-Что вам известно о жизни этого писателя ?
-О чем пишет Е.И. Чарушин ?
Е.И. Чарушин родился в г. Вятке ( Киров) 11 ноября 1901 г. Отец, И.А. Чарушин , известный русский художник –архитектор, дал сыну первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна, хорошая музыкант, привила сыну вкус музыке, научила его понимать природу, животных.
Любовь к животным и рисованию неразрывно сплелись в богатой одаренной натуре. Вначале известность к нему пришла как к художнику –иллюстратору. Он иллюстрировал книги М. Пришвина, В. Бианки, С. Маршака, М. Горького. Позже он стал писать рассказы ( анималистический рассказ , animal – животное ) о животных, их повадках.
-Какие рассказа Е.И.Чарушина вы читали ?
2.Подготовка к восприятию.
-Как называется рассказ , который мы будем читать ? ( « Кабан » )
-Как вы думаете, о чем это произведение?
-Что вы знаете о кабане ? ( ответы детей )
( Кабан – это крупное хищное животное , обитающее в лесах. Их тело покрыто густой щетиной, щеткой. На голове мощные клыки. Продвигаются по лесу гуськом: впереди – самый сильный. Летом – по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях, а зимой наоборот ).
-Посмотрите на иллюстрацию. о чем это произведение судя по иллюстрации ?
-Проверим свои предположения, послушав рассказ.
3.Первичное восприятие ( читает учитель ).
4.Проверка первичного восприятия .
-Какое впечатление произвел рассказ ?
-В какой момент вы волновались ?
-Что вызвало улыбку ?
-Оправдались ли наши предположения ?
-Кем является мальчик –художник ? (Чарушин )
Физпауза ( под музыку , упражнения для глаз )
5.Словарная работа .загородка, стегает . баловство, запер. акварель, небоскрёб, ягуар, кружат, студень
- Объясните значения слов, подберите синономы, антонимы.
6.Самостоятельное чтение .
( жужжащее чтение )
( перед чтением - задание )
-Подумайте, на сколько частей можно разделить рассказ.
-О чем говорится в 1-ой, 2-ой , 3-ей части ?
-Какие звери и птицы жили в зоосаду ?
( Олень. ягуар, слон, волки , гималайский медведь , журавль – красавка, серый журавль, кабаны )
-Сколько было кабанов ? ( шесть )
7.Речевая разминка ( скороговорка ).
От топота копыт пыль по полю летит.
8.Повторное чтение ( « цепочкой »).
а) Чтение и анализ 1-ой части .
-Постарайтесь определить границы 1-ой части и остановиться в нужный
момент ( от начала до слов « интересно мне рисовать ! »)
-Чем занимался в зоосаду автор ?
-В какое время происходи событие ?
-Что вы узнали нового интересного о животных ?
-Как озаглавим первую часть ? ( Утро в зоосаду )
б) Чтение и анализ 2-ой части .
( от слов « … Рисую ..» до « … вспотел я со страху …»)
-Что нарушило безмятежное спокойствие художник а? какие слова из текста подтверждают это ?
-Прочитайте описание кабанов ?
-Чем они напугали автора ? ( сжевали краски )
-Как повел себя автор в этой неординарной ситуации ? Прочитайте .
-Озаглавьте эту часть. ( « Кабаны на воле » )
в) Чтение и анализ 3-ей части .
-Почему автору стало стыдно ?
-Что значит « ручные » кабаны ?
-Как вели себя кабаны при появлении парнишки ? Прочитайте . ( Простыми свиньями ).
-Озаглавьте эту часть ( « Опасность миновала ») ( план записан на доске ).
9.Работа с иллюстрацией.
- Какой эпизод изображен ? Найдите к нему подтверждение из текста .
10.Пересказ.
-Какими словами начинается рассказ ? ( « Я рисовал животных …») – Кто рисовал ? ( Чарушин )
-От какого лица будет вестись пересказ ? ( От 3-его лица )
11.Идейно-эстетический анализ.
-С каким чувством автор вспоминает эту историю ? ( добродушно- насмешливым, с юмором )
-О какой черте характера говорит этот поступок ? ( О трусости )
-Можем ли мы осуждать его за трусость ? Почему ? ( Он сумел проконтролировать ситуацию. не поднял панику, не кричал ).
-Важно с детства учиться контролировать свой страх. не поддаваться ему легко . Быть трусом не просто стыдно, но и опасно, это вредит здоровью, жизни своей и окружающих . Ему не следовало изображать тореодора перед бушующим быком и он сумел это сделать и умело уйти от опасности, сохранив свою безопасность и окружающих.
-Что полезного вы вынесли из этой истории ?
-Какие пословицы подходят к этому рассказу ?
У страха глаза велики .
Трусливому зайцу и пень волк.
Волков бояться – в лес не ходить.
Трус своей тени боится .
Храбрый не тот, кто страха не знает,а кто узнал и навстречу ему идет .
Кто дрожит – тот и бежит.
-Какой порок высмеивают пословицы ?
12.Обзор книг Е.И. Чарушина, рисунков.
-В книге Е. Чарушина « Друзья » прочитанный нами рассказ назывался «Кабаны». Какой заголовок наиболее точен ? Почему ?( представление иллюстраций сына Е. Чарушина – Никиты Чарушина )
VI.Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока чтения во 2-м классе по теме "Н.Носов "На горке"
Цели урока:1. Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.2. Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, пам...
Разработка урока чтения по теме: "М. Пришвин « Ёж»".
Урок из раздела о животных . Литературное чтение 1класс ( программа "Школа XXIвека")...
Методическая разработка урока чтения с использованием технологий РКМ по теме : В.Бианки . Рассказ "Музыкант" 2 класс , "Школа России\'\'.
Основная задача , которая стоит перед учителем , решившем использовать прием " чтение с остановками " - это развитие творческого мышления и воображения учащихся ,а также развитие их речи . Суть данног...
Методическая разработка урока чтения для 2 класса. Тема: "Честное гусеничное" В. Берестов.
Урок литературного чтения во втором классе по произведению В.Берестова "Честное гусеничное". На этапе мотивации ученикам предлагается в парах отгадать загадку о гусенице (героине произведения). В тече...
Методическая разработка урока чтения в 1 классе на тему «Звуки в окружающем мире».
Учебник: Азбука. В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин.Программа «Школа России»по новому образовательному стандарту (ФГОС)...
Методическая разработка урока чтения по теме Р.Фраерман «Гайдар и дети».
ознакомления детей с творчеством А. Гайдара и рассказом Рувима Фраермана «Гайдар и дети»....
Методическая разработка урока чтения по теме В. Маяковский "Тучкины-штучки"
В помощь учителю по разработке уроков литературного чтения по программе Школа 2100...