Разработка урока чтения 3 класс. Тема Е. Чарушин "Кабан"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Забусова Елена Ивановна

Конспект урока по изучению проиведения Е. Чарушина "Кабан".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_chteniya_v_3_klasse.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока чтения в 3 классе

ТЕМА : Е. Чарушин « Кабан »

Цели :

1) расширить знакомство с творчеством Е.И.Чарушина на материале рассказа « Кабан » ; познакомить учащихся с особенностями поведения животных ;

2)развитие познавательного интереса к животному миру , наблюдательности; развитие навыков осознанного , выразительного чтения;

3)способствовать воспитанию бережного ,заботливого отношения к животным; воспитывать волевые черты характера.

Тип урока : Комбинированный

Оборудование : портрет Е.И. Чарушина, книги автора , кодоскоп, магнитофон, таблица « Дикие животные », книга « От медведя до ежа ».

Ход урока .

I.Оргмомент.

II.Актуализация изученного.( урок начинается под музыку из передачи « В мире животных »)

-Звучит очень знакомая вам мелодия, откуда она ?

-Почему я начала урок с этой музыки?

( Мы изучаем тему « Природа и мы » .

-С каким произведением по этой теме мы познакомились?

( М. Пришвин «Выскочка »)

-О ком это произведение ? ( О животных )

III.Проверка д/з .

-Вам нужно было подготовить пересказ, но вначале восстановите деформированный план рассказа ( запись на пленке кодоскопа ).

2.Сороки – воровки.

3.Бесхвостая Выскочка.

1. Веселая собачка Вьюшка.

-Перескажите по этому плану.

-Какой эпизод вам наиболее понравился ?

Прочитайте .

-Что полезного вы взяли из этого рассказа ?

IV.Сообщение темы и целей урока .

-Мы познакомились с описанием животных Пришвиным, а сегодня мы познакомимся с рассказом Е.И. Чарушина « Кабан » и узнаем много интересного о повадках животных.

V.Работа над новым материалом .

1.Сведения из биографии Е.И. Чарушина.

-Что вам известно о жизни этого писателя ?

-О чем пишет Е.И. Чарушин ?

Е.И. Чарушин родился в г. Вятке ( Киров) 11 ноября 1901 г. Отец, И.А. Чарушин , известный русский художник –архитектор, дал сыну первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна, хорошая музыкант, привила сыну вкус музыке, научила его понимать природу, животных.

Любовь к животным и рисованию неразрывно сплелись в богатой одаренной натуре. Вначале известность к нему пришла как к художнику –иллюстратору. Он иллюстрировал книги М. Пришвина, В. Бианки, С. Маршака, М. Горького. Позже он стал писать рассказы ( анималистический рассказ , animal – животное ) о животных, их повадках.

-Какие рассказа Е.И.Чарушина вы читали ?

2.Подготовка к восприятию.

-Как называется рассказ , который мы будем читать ? ( « Кабан » )

-Как вы думаете, о чем это произведение?

-Что вы знаете о кабане ? ( ответы детей )

( Кабан – это крупное хищное животное , обитающее в лесах. Их тело покрыто густой щетиной, щеткой. На голове мощные клыки. Продвигаются по лесу гуськом: впереди – самый сильный. Летом – по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях, а зимой наоборот ).

-Посмотрите на иллюстрацию. о чем это произведение судя по иллюстрации ?

-Проверим свои предположения, послушав рассказ.

3.Первичное восприятие ( читает учитель ).

4.Проверка первичного восприятия .

-Какое впечатление произвел рассказ ?

-В какой момент вы волновались ?

-Что вызвало улыбку ?

-Оправдались ли наши предположения ?

-Кем является мальчик –художник ? (Чарушин )

Физпауза ( под музыку , упражнения для глаз )

5.Словарная работа .загородка, стегает . баловство, запер. акварель, небоскрёб, ягуар, кружат, студень

 

- Объясните значения слов, подберите синономы, антонимы.

6.Самостоятельное чтение .

( жужжащее чтение )

( перед чтением - задание )

-Подумайте, на сколько частей можно разделить рассказ.

-О чем говорится в 1-ой, 2-ой , 3-ей части ?

-Какие звери и птицы жили в зоосаду ?

( Олень. ягуар, слон, волки , гималайский медведь , журавль – красавка, серый журавль, кабаны )

-Сколько было кабанов ? ( шесть )

7.Речевая разминка ( скороговорка ).

От топота копыт пыль по полю летит.

8.Повторное чтение ( « цепочкой »).

а) Чтение и анализ 1-ой части .

-Постарайтесь определить границы 1-ой части и остановиться в нужный

момент ( от начала до слов « интересно мне рисовать ! »)

-Чем занимался в зоосаду автор ?

-В какое время происходи событие ?

-Что вы узнали нового интересного о животных ?

-Как озаглавим первую часть ? ( Утро в зоосаду )

б) Чтение и анализ 2-ой части .

( от слов « … Рисую ..» до « … вспотел я со страху …»)

-Что нарушило безмятежное спокойствие художник а? какие слова из текста подтверждают это ?

-Прочитайте описание кабанов ?

-Чем они напугали автора ? ( сжевали краски )

-Как повел себя автор в этой неординарной ситуации ? Прочитайте .

-Озаглавьте эту часть. ( « Кабаны на воле » )

в) Чтение и анализ 3-ей части .

-Почему автору стало стыдно ?

-Что значит « ручные » кабаны ?

-Как вели себя кабаны при появлении парнишки ? Прочитайте . ( Простыми свиньями ).

-Озаглавьте эту часть ( « Опасность миновала ») ( план записан на доске ).

9.Работа с иллюстрацией.

- Какой эпизод изображен ? Найдите к нему подтверждение из текста .

10.Пересказ.

-Какими словами начинается рассказ ? ( « Я рисовал животных …») – Кто рисовал ? ( Чарушин )

-От какого лица будет вестись пересказ ? ( От 3-его лица )

11.Идейно-эстетический анализ.

-С каким чувством автор вспоминает эту историю ? ( добродушно- насмешливым, с юмором )

-О какой черте характера говорит этот поступок ? ( О трусости )

-Можем ли мы осуждать его за трусость ? Почему ? ( Он сумел проконтролировать ситуацию. не поднял панику, не кричал ).

-Важно с детства учиться контролировать свой страх. не поддаваться ему легко . Быть трусом не просто стыдно, но и опасно, это вредит здоровью, жизни своей и окружающих . Ему не следовало изображать тореодора перед бушующим быком и он сумел это сделать и умело уйти от опасности, сохранив свою безопасность и окружающих.

-Что полезного вы вынесли из этой истории ?

-Какие пословицы подходят к этому рассказу ?

У страха глаза велики .

Трусливому зайцу и пень волк.

Волков бояться – в лес не ходить.

Трус своей тени боится .

Храбрый не тот, кто страха не знает,а кто узнал и навстречу ему идет .

Кто дрожит – тот и бежит.

-Какой порок высмеивают пословицы ?

12.Обзор книг Е.И. Чарушина, рисунков.

-В книге Е. Чарушина « Друзья » прочитанный нами рассказ назывался «Кабаны». Какой заголовок наиболее точен ? Почему ?( представление иллюстраций сына Е. Чарушина – Никиты Чарушина )

VI.Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока чтения во 2-м классе по теме "Н.Носов "На горке"

Цели урока:1.     Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.2.     Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, пам...

Разработка урока чтения по теме: "М. Пришвин « Ёж»".

Урок из раздела о животных . Литературное чтение 1класс ( программа "Школа XXIвека")...

Методическая разработка урока чтения с использованием технологий РКМ по теме : В.Бианки . Рассказ "Музыкант" 2 класс , "Школа России\'\'.

Основная задача , которая стоит перед учителем , решившем использовать прием " чтение с остановками " - это развитие творческого мышления и воображения учащихся ,а также развитие их речи . Суть данног...

Методическая разработка урока чтения для 2 класса. Тема: "Честное гусеничное" В. Берестов.

Урок литературного чтения во втором классе по произведению В.Берестова "Честное гусеничное". На этапе мотивации ученикам предлагается в парах отгадать загадку о гусенице (героине произведения). В тече...

Методическая разработка урока чтения в 1 классе на тему «Звуки в окружающем мире».

Учебник: Азбука. В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин.Программа «Школа России»по новому образовательному стандарту (ФГОС)...

Методическая разработка урока чтения по теме Р.Фраерман «Гайдар и дети».

ознакомления детей с творчеством А. Гайдара и рассказом Рувима Фраермана «Гайдар и дети»....

Методическая разработка урока чтения по теме В. Маяковский "Тучкины-штучки"

В помощь учителю по разработке уроков литературного чтения по программе Школа 2100...