Методическая разработка урока чтения 1 класс.Развивающая система Л.В.Занкова
презентация к уроку (чтение, 1 класс) по теме
Предмет: чтение
Программа: развивающая система Л.В.Занкова
Класс: первый
Тема: Звуки [в][в]. Буква В в.
Данный урок тридцать первый в системе уроков по предмету, первый по данной теме.
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: Создать условия для ознакомления с новыми звуками и буквой, которой они обозначаются; рассмотреть особенности новых звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 241.15 КБ |
Презентация к уроку | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
чтения
Автор: Лефлер Татьяна Робертовна учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Бийск Алтайский край
Предмет: чтение
Программа: развивающая система Л.В.Занкова
Класс: первый
Тема: Звуки [в][в]. Буква В в.
Данный урок тридцать первый в системе уроков по предмету, первый по данной теме.
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: Создать условия для ознакомления с новыми звуками и буквой, которой они обозначаются; рассмотреть особенности новых звуков.
Задачи:
- Познавательные: познакомить учащихся с новыми звуками и буквой, учить выделять эти звуки в речи, давать характеристику звукам, узнавать букву, учить читать слова с новой буквой.
- Развивающие: способствовать развитию устной речи, фонематического слуха, общеучебных умений и навыков, познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания;
- Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в паре).
Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод.
Средства обучения: мультимедиапроектор, интерактивная доска SMART Board,
Учебные пособия:
- Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец «Азбука», 1 класс (учебник), Самара, издательство «Фёдоров», 2010
Ход урока
I ЭТАП: Организационный
Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.
Содержание деятельности:
1. Организация начала урока
а) Стихотворение:
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в мое окно,
На ладони появилось рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
б) Слова учителя (к классу):
- Солнышко поздоровалось и с вами. Оно желает вам удачи и хорошего настроения.
-Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
II ЭТАП: Актуализация опорных знаний.
Задачи этапа: актуализация знаний, необходимых для усвоения новых знаний.
Содержание деятельности:
1. Повторение изученных букв
-Что мы изучаем на уроках обучения грамоте? (Звуки, буквы, учимся составлять слова, учимся читать)
-С чего обычно начинаем урок? (с повторения)
-Всё будем повторять? (только то, что необходимо для сегодняшнего урока)
-Вспомним вместе, какие буквы мы изучили, правильно их назовём (на доске буквы уже прикреплены)
-Вспомним изученные буквы гласных звуков (выбрать карточки только с гласными)
-Какие гласные указывают на твёрдость, мягкость предыдущих согласных звуков?
-Вспомним изученные буквы согласных звуков (выбрать карточки только с гласными)
-На какие группы можно разделить буквы согласных звуков?
Игра «Твёрдый, мягкий»
-Какая буква играть не будет и почему? ( й)
2. Составление и чтение слов с изученными буквами
а)-Можно ли из этих букв составить слова? Почему возможно?
Игра «Составь слова»
б)-Прочитаем слова, которые составила для вас я.
Мирон лимоны
Марина налимы
Роман майоры
-Что общего для слов 1 столбика можете назвать?(имена собственные)
-Какие ещё слова нужно писать с большой буквы?
-Какой частью речи являются слова 1 столбика?
-На какие вопросы отвечают существительные?
-Прочитайте слова 2 столбика.
-Какие слова непонятны по значению?
-Где можно выяснить значение непонятных слов? (в толковом словаре)
-Какой частью речи являются данные слова?
-Как определили, что это имена существительные?
-Посоветуйтесь с соседом на какие две группы можно разделить эти существительные?
-Назовите слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?
3. Работа со звуковыми схемами
-Что вы видите на доске? (звуковая схема)
-Сколько звуков в схеме?
-Какое задание можно выполнить? (подобрать слова к схемам)
-Поселим каждый звук в свой домик.
III ЭТАП: Формулирование темы и цели.
Задачи этапа: обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание деятельности:
- Определение нового звука в слове. Формулирование темы и цели на урок.
-Рассмотрите слайд.
-Кого и что вы видите?
-Произнесём слова хором.
-Какой звук повторяется?
-Почему именно на этих звуках мы сосредоточили внимание?
-Сформулируйте тему нашего урока. ( Знакомство с новой буквой и звуками, которые она обозначает).
- Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте цели урока:
1.Познакомиться с новыми звуками и буквой.
2.Учиться отличать новые звуки и букву от ранее изученных.
3.Учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.
IV ЭТАП: “Открытие” новых знаний. Знакомство с новым звуком.
Задачи этапа: обеспечить открытие и усвоение учащимися новых знаний о звуках [в], [в‘] и букве, которая его обозначает.
Содержание деятельности:
1. Выделение нового звука из слова «ворона». Наблюдение за звуком.
- Что нужно узнать о звуке? (Согласный он или гласный; если согласный, то твёрдый или мягкий; звонкий или глухой).
- Произнесите слово “ворона”, составим звуковую схему.
-Выделите новый звук.
-Как узнать какой это звук? С чего следует начинать свои исследования?
Будем работать по плану.
1.Произнеси. Определи гласный или согласный, твёрдый или мягкий.
2.Послушай в «наушниках». Глухой или звонкий.
3.Поработай с зеркалом.
- В каком положении находятся губы?
- В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?
- Где находится кончик языка?
Вывод:
- этот звук согласный (потому что воздух встречает преграду), твёрдый, звонкий (произносим его голосом и шумом).
-Как вы думаете, есть ли у этого звука парный мягкий звук?
-Назовите слова, в которых этот звук мягкий (Дети называют разные слова с новым звуком).
2.Физминутка. «Ветерок»
Ветер дует нам в лицо. ( Машут руками на лицо).
Закачалось деревцо.( Качаются из стороны в сторону).
Ветер тише, тише, тише. (Приседая, машут руками вверх- вниз).
Деревцо всё выше, выше. (Тянутся вверх).
-Назовите слова в которых повстречались новые звуки.( из текста физкультминутки)
3. Работа с учебником ( стр 39)
-Рассмотрите иллюстрации и назовите слова в названии которых встречается звук [в], [в]
4. Игра. « Твёрдый-мягкий»
- Правила игры: если слышите слово с твёрдым звуком, показываете синий сигнал, слышите мягкий звук, показываете зелёный сигнал.(водолаз, ветер, волны, вилка, витрина, волейбол)
- Всё узнали про новый звук? Можно знакомиться с буквой.
5. Знакомство с новой буквой.
- Найдите новую букву среди букв на доске и назовите её.
-Определим место буквы в алфавите и на ленте.
-Рассмотрите аншлаг с буквами в учебнике и на доске.
-Почему видим четыре буквы?
-Покажите письменные, печатные буквы.
-На что похожа буква?
-На что похожа буква В? (стихи, показ в паре, индивидуально)
-Напечатайте букву на индивидуальных досках.
V ЭТАП: Первичное закрепление знаний.
Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Содержание деятельности:
1. Разгадывание ребусов. Чтение слов (стр 39)
- Ребята, вы любите разгадывать ребусы?
-Поработайте в паре. Назовите слова к ребусам.
-Прочтите слова, которые у вас получились? (вода, вол, ворона, Вова, вилы)
-Значение, каких слов вам хотелось бы уточнить?
-Что общего для всех слов можете назвать? (имена существительные, везде встречается новая буква…)
-Какое слово может быть лишним? Почему?
2. Чтение и работа с текстом «Бобры»
-Ребята, любите вы путешествовать?
-Это слово рассыпалось. Переставив слоги, вы получите название места, куда мы отправимся.
-Что такое библиотека?
БИБЛИОТЕКА (от греч. biblion — книга и theke — хранилище, вместилище, ящик). Учреждение, организующее сбор, хранение, общественное пользование произведениями печати.
-Кто из вас регулярно посещает библиотеку?
-Что любите читать?
-Я вас приглашаю прочитать интересный текст.
-А вот о ком он вы узнаете, если разгадаете загадку.
Вот так звери.
Нор не роют,
Все они одеты в шубы,
Инструмент не пилы – зубы. (бобры).
-Что знаете об этих животных?
-Прочитайте текст.
Бобры.
На берег вылез большой бобр. Хвост напоминает лопату. Передние лапы короче задних. Бобр увидел молоденькую осинку. Обхватил передними лапами и начал грызть. Дерево рухнуло. Бобр отгрыз ветки, потащил их к воде. Постепенно он перенёс все ветки. Потом ветки деревьев бобры облепили грязью. Жилище готово!
- Какое дерево использовали бобры для строительства?
-Как вы думаете почему бобры отгрызают ветки у дерева, которое они приготовили для своего жилища?
-Какой это зверёк?
- Что они построили?
- А сейчас поработаем с текстом:
Перечитайте текст и сосчитает все слова с буквой В.(12 слов)
VI ЭТАП: Итог урока
Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
- Какие открытия сделал на уроке?
- Вернёмся к нашим целям. Как вы считаете, смогли ли мы реализовать все цели?
В - буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
VII ЭТАП: Домашнее задание.
Задачи этапа: мотивировать детей на поисковую работу, чтение.
- Если хотите узнать что-то интересное о бобрах , найдите и прочтите в других книгах и журналах. Расскажите нам на следующем уроке, что интересного вы узнали о них.
VIII ЭТАП Самооценка учащихся.
Задачи этапа: побудить детей к анализу собственной деятельности.
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Развитие самооценки при достижении целей.
Лесенка «Успеха»
- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то возьмите красную звёздочку; если осталось для вас что либо непонятое возьмите зелёную звёздочку.
- Спасибо всем за урок. Урок окончен.
Литература:
- 1. Азбука: для 1 класса четырёхлетней начальной школы / Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец «Азбука», 1 класс (учебник), Самара, издательство «Фёдоров», 2010
2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 23003. – 240с.
3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Давайте повторять
Кто самый внимательный?
Тема урока Знакомство с новой буквой и звуками, которые она обозначает.
Цели урока Познакомиться…… Учиться……… Учиться…….
Цели урока 1. Познакомиться с новыми звуками и буквой. 2. Учиться отличать новые звуки и букву от ранее изученных. 3. Учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.
План 1.Произнеси.Определи гласный или согласный звук, твёрдый или мягкий. 2. Глухой или звонкий. 3. Поработай с зеркалом.
На что похожа буква? Проплывает буква "Вэ" По волнам, по синеве. Не догнать ее - умчалась - Ни дельфину, ни киту. Может быть, она встречалась Вам в каком-нибудь порту?
На что похожа буква? Буква В Видна вдали, Красивая витая. Как будто крендель Испекли, Приезжих поджидая.
Отгадай
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока чтения во 2-м классе по теме "Н.Носов "На горке"
Цели урока:1. Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.2. Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, пам...
Методическая разработка урока чтения "Три поросенка"
Программа «Начальная школа XXI»Сказки народов мира. Английская народная сказа «Сказка про трех поросят»Цель: формирование умения анализировать литературное произведение.Задачи:·...
Методическая разработка урока чтения в 1 классе по системе Л.В.Занкова
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме «Особенности поэтического текста. Стихотворения Даниила Хармса «Я проснусь…», Корнея Чуковского «Да зд...
Методическая разработка урока русского языка в системе РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова
Урок русского языка в 3 классе в системе РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова разработан для семинара учителей начальной школы в рамках методической темы школы "Компетентностный подход в обучении"...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»
Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...
разработка урока русского языка по системе Л.В.Занкова : «Связь грамматической и лексической сочетаемости слов»
Этот урок формирует представления учащихся о связи грамматической и лексической сочетаемости слов в предложении....
Учебно-методическая разработка урока окружающего мира (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») .Тема:«Вставай, страна огромная».
Данный ресурс способствует формированию у учащихся чувственно – эмоционального отношения к миру: создаёт условия для появления у детей чувства гордости за гер...