Методическая разработка урока чтения 1 класс.Развивающая система Л.В.Занкова
презентация к уроку (чтение, 1 класс) по теме

Лефлер Татьяна Робертовна

Предмет: чтение

Программа: развивающая система Л.В.Занкова

Класс: первый

Тема: Звуки [в][в]. Буква В в.

Данный урок тридцать первый  в системе уроков по предмету, первый по данной теме.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: Создать условия для ознакомления с новыми звуками и буквой, которой они обозначаются; рассмотреть особенности новых звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Методическая разработка урока

чтения

Автор: Лефлер Татьяна Робертовна учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Бийск Алтайский край

Предмет: чтение

Программа: развивающая система Л.В.Занкова

Класс: первый

Тема: Звуки [в][в]. Буква В в.

Данный урок тридцать первый  в системе уроков по предмету, первый по данной теме.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: Создать условия для ознакомления с новыми звуками и буквой, которой они обозначаются; рассмотреть особенности новых звуков.

Задачи:

  • Познавательные: познакомить учащихся  с новыми  звуками и буквой, учить выделять эти звуки в речи, давать характеристику звукам, узнавать букву, учить читать  слова с новой буквой.
  • Развивающие: способствовать развитию устной речи, фонематического слуха,  общеучебных умений и навыков, познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания;
  • Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в паре).

Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод.

Средства обучения: мультимедиапроектор, интерактивная доска SMART Board,

Учебные пособия: 

  • Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец «Азбука», 1 класс (учебник), Самара, издательство «Фёдоров», 2010

Ход урока

           I ЭТАП: Организационный

          Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.

 Содержание деятельности:

1. Организация начала урока

а) Стихотворение: 

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно,

На ладони появилось рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,        

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой.

И как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной.

б) Слова учителя (к классу):

- Солнышко поздоровалось и с вами. Оно желает вам удачи и хорошего настроения.

-Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

          II ЭТАП: Актуализация опорных знаний.

         Задачи этапа: актуализация знаний, необходимых для усвоения новых знаний.

         Содержание деятельности:

1. Повторение изученных букв

-Что мы изучаем на уроках обучения грамоте? (Звуки, буквы, учимся составлять слова, учимся читать)

-С чего обычно начинаем урок? (с повторения)

-Всё будем повторять? (только то, что необходимо для сегодняшнего урока)

-Вспомним вместе, какие буквы мы изучили, правильно их назовём (на доске буквы уже прикреплены)

-Вспомним изученные буквы гласных звуков (выбрать карточки только с гласными)

-Какие гласные указывают на твёрдость, мягкость предыдущих согласных звуков?

-Вспомним изученные буквы согласных звуков (выбрать карточки только с гласными)

-На какие группы можно разделить буквы согласных звуков?

Игра «Твёрдый, мягкий»

-Какая буква играть не будет и почему? ( й)

2. Составление и чтение слов с изученными буквами

а)-Можно ли из этих букв составить слова? Почему возможно?

Игра «Составь слова» 

б)-Прочитаем слова, которые составила для вас я.

Мирон       лимоны

Марина     налимы

Роман        майоры

-Что общего для слов 1 столбика можете назвать?(имена собственные)

-Какие ещё слова нужно писать с большой буквы?

-Какой частью речи являются слова 1 столбика?

-На какие вопросы отвечают существительные?

-Прочитайте слова 2 столбика.

-Какие слова непонятны по значению?

-Где можно выяснить значение непонятных слов? (в толковом словаре)

-Какой частью речи являются данные слова?

-Как определили, что это имена существительные?

-Посоветуйтесь с соседом на какие две группы можно разделить эти существительные?

-Назовите слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?

3. Работа со звуковыми схемами

-Что вы видите на доске? (звуковая схема)

-Сколько звуков в схеме?

-Какое задание можно выполнить? (подобрать слова к схемам)

-Поселим каждый звук в свой домик.

          III ЭТАП: Формулирование темы и цели.

          Задачи этапа: обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

           Содержание деятельности:

  1. Определение нового звука в слове. Формулирование темы и цели на урок.

-Рассмотрите слайд.

-Кого и что вы видите?

-Произнесём слова хором.

-Какой звук повторяется?

-Почему именно на этих звуках мы сосредоточили внимание?

-Сформулируйте тему нашего урока. ( Знакомство с новой буквой и звуками, которые она обозначает).

- Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте цели урока:

1.Познакомиться с новыми звуками и буквой.

2.Учиться отличать новые звуки и букву от ранее изученных.

3.Учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

          IV ЭТАП: “Открытие” новых знаний. Знакомство с новым звуком.

         Задачи этапа: обеспечить открытие и  усвоение учащимися новых знаний о звуках  [в], [в‘]  и букве, которая его обозначает.

         Содержание деятельности:

1. Выделение нового звука из слова «ворона». Наблюдение за звуком.

- Что нужно узнать о звуке? (Согласный он или гласный; если согласный, то твёрдый или мягкий; звонкий или глухой).

- Произнесите слово “ворона”, составим звуковую схему.

-Выделите новый звук.

-Как узнать какой это звук? С чего следует начинать свои исследования?

                                           Будем работать по плану.

1.Произнеси. Определи гласный или согласный, твёрдый или мягкий.

2.Послушай в «наушниках». Глухой или звонкий.

3.Поработай с зеркалом.

- В каком положении находятся губы?

- В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

- Где находится кончик языка?

Вывод:

- этот звук согласный (потому что воздух встречает преграду), твёрдый, звонкий (произносим его голосом и шумом).

-Как вы думаете, есть ли у этого звука парный мягкий звук?

-Назовите слова, в которых этот звук мягкий (Дети называют разные слова с новым звуком).

2.Физминутка.  «Ветерок»

Ветер дует нам в лицо. ( Машут руками на лицо).

Закачалось деревцо.( Качаются из стороны в сторону).

Ветер тише, тише, тише. (Приседая, машут руками вверх- вниз).

Деревцо всё выше, выше. (Тянутся вверх).

-Назовите слова в которых повстречались новые звуки.( из текста физкультминутки)

3. Работа с учебником ( стр 39)

-Рассмотрите иллюстрации и назовите слова в названии которых встречается звук [в], [в]

4. Игра. « Твёрдый-мягкий»

- Правила игры: если слышите слово с твёрдым звуком, показываете синий сигнал, слышите мягкий звук, показываете зелёный сигнал.(водолаз, ветер, волны, вилка, витрина, волейбол)

- Всё узнали про новый звук? Можно знакомиться с буквой.

5. Знакомство с новой буквой.

- Найдите новую букву среди букв на доске и назовите её.         

-Определим место  буквы в алфавите и на ленте.        

-Рассмотрите аншлаг с буквами в учебнике и на доске.

-Почему видим четыре буквы?

-Покажите письменные, печатные буквы.

-На что похожа буква?

-На что похожа буква В? (стихи, показ в паре, индивидуально)

        

-Напечатайте букву на индивидуальных досках.

          V ЭТАП: Первичное закрепление знаний.

          Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

          Содержание деятельности:

1. Разгадывание ребусов. Чтение слов (стр 39)

- Ребята, вы любите разгадывать ребусы?

-Поработайте в паре. Назовите слова к ребусам.

-Прочтите слова, которые у вас получились? (вода, вол, ворона, Вова, вилы)

-Значение, каких слов вам хотелось бы уточнить?

-Что общего для всех слов можете назвать? (имена существительные, везде встречается новая буква…)

-Какое слово может быть лишним? Почему?

2. Чтение и работа с текстом «Бобры»

-Ребята, любите вы путешествовать?

-Это  слово  рассыпалось.  Переставив  слоги,  вы получите  название  места,  куда  мы  отправимся.

-Что такое библиотека?

БИБЛИОТЕКА (от греч. biblion — книга и theke — хранилище, вместилище, ящик).  Учреждение, организующее сбор, хранение, общественное пользование произведениями печати.

-Кто из вас регулярно посещает библиотеку?

-Что любите читать?

-Я вас приглашаю прочитать интересный текст.

-А вот о ком он вы узнаете, если разгадаете загадку.

 Вот так звери.

 Нор не роют,

 Все они одеты в шубы,

 Инструмент не пилы – зубы. (бобры).

 -Что знаете об этих животных?

-Прочитайте текст.

Бобры.

    На берег вылез большой бобр. Хвост напоминает лопату. Передние лапы короче задних. Бобр увидел молоденькую осинку. Обхватил передними лапами и начал грызть. Дерево рухнуло. Бобр отгрыз ветки, потащил их к воде. Постепенно он перенёс все ветки. Потом ветки деревьев бобры облепили грязью. Жилище готово!

- Какое дерево использовали бобры для строительства?

-Как вы думаете почему бобры отгрызают ветки у дерева, которое они приготовили для своего жилища?

-Какой это зверёк?

- Что они построили?

 - А сейчас поработаем с текстом:

 Перечитайте текст и сосчитает все слова с буквой В.(12 слов)

         VI ЭТАП: Итог урока

         Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

- Какие открытия сделал на уроке?

- Вернёмся к нашим целям. Как вы считаете, смогли ли мы реализовать все цели?

 В - буква очень важная,

 Воображала страшная.

 Грудь колесом, живот надут,

 Как будто нет важнее тут.

         VII ЭТАП: Домашнее задание.

         Задачи этапа: мотивировать детей на поисковую работу, чтение.

- Если хотите узнать что-то интересное о бобрах , найдите и прочтите  в других книгах и журналах. Расскажите нам на следующем уроке, что интересного вы узнали о них.

           VIII ЭТАП Самооценка учащихся.

          Задачи этапа: побудить детей к анализу собственной деятельности.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Развитие самооценки при достижении целей.

Лесенка «Успеха»

- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то возьмите красную звёздочку; если осталось для вас что либо непонятое возьмите зелёную звёздочку.

- Спасибо всем за урок.  Урок окончен.

          Литература:

  • 1. Азбука: для 1 класса четырёхлетней начальной школы  / Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец «Азбука», 1 класс (учебник), Самара, издательство «Фёдоров», 2010

 2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 23003. – 240с.

3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Удачи и хорошего настроения!

Слайд 2

Давайте повторять

Слайд 3

Кто самый внимательный?

Слайд 4

Тема урока Знакомство с новой буквой и звуками, которые она обозначает.

Слайд 5

Цели урока Познакомиться…… Учиться……… Учиться…….

Слайд 6

Цели урока 1. Познакомиться с новыми звуками и буквой. 2. Учиться отличать новые звуки и букву от ранее изученных. 3. Учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

Слайд 7

План 1.Произнеси.Определи гласный или согласный звук, твёрдый или мягкий. 2. Глухой или звонкий. 3. Поработай с зеркалом.

Слайд 8

На что похожа буква? Проплывает буква "Вэ" По волнам, по синеве. Не догнать ее - умчалась - Ни дельфину, ни киту. Может быть, она встречалась Вам в каком-нибудь порту?

Слайд 9

На что похожа буква? Буква В Видна вдали, Красивая витая. Как будто крендель Испекли, Приезжих поджидая.

Слайд 10

Отгадай


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока чтения во 2-м классе по теме "Н.Носов "На горке"

Цели урока:1.     Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.2.     Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, пам...

Методическая разработка урока чтения "Три поросенка"

Программа «Начальная школа XXI»Сказки народов мира. Английская народная сказа «Сказка про трех поросят»Цель: формирование умения анализировать литературное произведение.Задачи:·...

Методическая разработка урока чтения в 1 классе по системе Л.В.Занкова

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме «Особенности поэтического текста. Стихотворения  Даниила Хармса «Я проснусь…»,  Корнея Чуковского «Да зд...

Методическая разработка урока русского языка в системе РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

Урок русского языка в 3 классе в системе РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова разработан для семинара учителей начальной школы в рамках методической темы школы "Компетентностный подход в обучении"...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

разработка урока русского языка по системе Л.В.Занкова : «Связь грамматической и лексической сочетаемости слов»

Этот урок формирует представления учащихся о связи грамматической и лексической сочетаемости слов в предложении....

Учебно-методическая разработка урока окружающего мира (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») .Тема:«Вставай, страна огромная».

          Данный ресурс способствует формированию у учащихся чувственно – эмоционального отношения к миру: создаёт условия для появления у детей чувства гордости за гер...