Конспект урока литературного чтения для учащихся 3 класса с ТНР
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Понелис Елена владимировна

Представлен урок литературного чтения в 3 коассе для детей с ТНР. Тема урока: И.А. Крылов басня "Лебедь, Рак и Щука"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения для учащихся 3 класса с ТНР.

Предмет: литературное чтение

Тема урока: И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Тип урока: Изучение нового материала

Цель:

  • Раскрыть понятие литературного жанра «басня»;
  • Познакомить с произведением И. А.Крылова  «Лебедь, Щука и Рак».

Задачи:

Коррекционно – образовательные: формирование умения понимать содержание басни; видеть в басне скрытый смысл; обогащать словарный запас и способствовать развитию речи.

Коррекционно – развивающие: развивать логическое мышление учащихся, умение делать выводы; умение определять лексическое значение слов; совершенствовать звукопроизношение, развивать слуховое и зрительное внимание; развивать навык выразительного чтения; умение работать над прочитанным текстом.

Коррекционно – воспитательные: воспитывать любовь к чтению, пробуждать добрые чувства; формирование отрицательного отношения к порокам и недостаткам.

Оборудование: портрет И. А. Крылова, презентация, видео «Лебедь, Рак и Щука». Басня для детей, предметные картинки животных.

Технология обучения: здоровье сберегающая технология, технология проблемного обучения, технология сотрудничества.

Планируемые достижения:

Знать признаки басни, умение выделять в басне мораль. Уметь давать характеристику персонажам басни.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Звенит звонок и весел и горласт

И радостью душа переполняется

И каждый раз, для каждого из нас

Чудесные уроки начинаются.

- Народная пословица гласит: «Чтение – лучшее учение». Согласны ли вы с этой народной пословицей?

- Что для вас значит урок чтения?

- Что нового и интересного вы ждёте от нашего урока чтения?

2. Речевая разминка:

- Давайте подготовим язык, губы, голос к работе.

Лена искала булавку.

Булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Лена искала весь день.

3.Актуализация знаний:

-Посмотрите внимательно на экран.

 - Чей портрет вы видите?

 - Что можно сказать об этом человеке по внешнему виду (доброе, открытое лицо, мудрые глаза)

 - Что вы знаете об этом человеке?

Слайд 1

- Трудно представить себе человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского баснописца начала 19 века. Мои помощники познакомят нас с краткой биографией Ивана Крылова.

 Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.

 Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.  В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.

Что такое басня? (басня – короткий нравоучительный рассказ, в иносказательной форме, изображающий людей и их поступки).

- На какой жанр литературы похожа басня? Почему? (На сказку, потому что животные разговаривают и действуют, как люди)

В басне всегда есть поучение и мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.

Физкультминутка

4.Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

Работа в парах.

Прочитайте что написано на карточках, только справа налево (тренировка произвольного внимания):

КАР и АКУЩ, ЬДЕБЕЛ (лебедь, щука и рак )

- Что вы знаете об этих животных?

- Какими вы их себе представляете? (картинки)

 - Как вы думаете, в каком произведении мы можем встретить лебедя, рака и щуку? Кто догадался?

- Правильно, в басне Крылова.

 - Кто сформулирует тему нашего урока, чем мы будем сегодня заниматься?

(Сегодня познакомимся с басней «Лебедь, Рак и Щука»)

- Чем мы будем сегодня заниматься?

(Учиться выразительно читать басню, знакомиться с новыми героями – животными в этой басне, будем учиться находить мораль в басне, думать, чему она учит…)

Первичное закрепление во внешней речи.

- Рассмотрите иллюстрацию к басне И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука».

- Что делают животные? Как вы думаете, получится ли у них сдвинуть воз или нет?

- А вот что рассказал об этом И.А.Крылов сейчас мы узнаем.

- Сейчас мы послушаем как артист театра и кино Игорь Ильинский читает данное произведение.

- Понравилась ли вам басня?

(Эта басня учит людей договариваться между собой, а такие люди есть и сейчас, поэтому она актуальна и в наши дни)

Слайд 2

- Рассмотрите иллюстрацию к басне И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука»

- Что огни делают? Получится ли у них сдвинуть воз или нет?

Работа над звуком «р» в стихах, скороговорках.

Ехал Грека через реку

Видит Грека в реке рак

Сунул Грека руку в реку

Рак за руку Греку – цап.

Работа над звуком «щ» в стихах, скороговорках.

Щука в омуте жила,

Щёткой воду мела,

Щи готовила гостям,

Угощение лещам.

- Прочитайте басню ещё раз и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо.

Словарная работа.

Лад – действовать совместно, не расходясь.

Мука – сильное физическое или нравственное страдание.

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Воз – повозка или сани с кладью.

Ныне – теперь, в настоящее время.

Объясните выражение

«Из кожи лезут вон» - усердствовать, стараться изо всех сил.

Динамическая пауза

(Дети жестами и мимикой показывают главных героев басни)

Анализ произведения

 - Как вы думаете, случайно ли подобрал И .А. Крылов именно этих героев?

(Нет, у всех у них жизнь связана с водой, поэтому должны быть друзьями)

 - Как пытались тянуть воз каждый из героев, найдите, зачитайте, объясните, что означает данное словосочетание.

«Лебедь рвётся в облака» - он стремительный, упрямый, быстрый

«Рак пятится назад» - неповоротливый, нерасторопный, идёт назад

«Щука тянет в воду» - упрямая, только своё дело знает

Дети читают басню вслух

 - Почему же «воз и ныне там»?

 - Что главного они не сделали? (Не договорились, как будут действовать)

 - Найдите главную часть басни – мораль. (чтение). Первые три строчки.

 - Какой можно сделать для себя вывод (надо уметь договариваться)

Показ мультфильма по басне И.А.Крылова

 - Скажите. Почему мы с таким интересом послушали, прочитали и посмотрели эту басню, ведь она была написана ещё в начале 19 века. А сегодня у нас уже 21 век, более 2 веков назад.

 - Да потому, что недостатки людей, их пороки остаются прежними. А вы всегда умеете договариваться?

 - А у нас сегодня получилось сдвинуть наш «ВОЗ» на уроке. Мы сегодня не просто научились читать басню, но и учились вместе работать.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 - Продолжите:

 - Я узнал…

 - Я повторил…

 - Я удивился…

 - Я научился…

 - Я запомнил…

Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание:

Выучить басню И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для учащихся 2-3 классов по теме "Что такое толерантность?"

Конспект занятия для учащихся 2-3 классов по теме "Что такое толерантность?"...

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 1 класса из цикла занятий "Школа мяча"

В данной методической разработке конспекта урока, представлена система игр и игровых упражнений с мячом, с использованием современных  образовательных здоровьесберегающих технологий, направленных...

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 3 класса с использованием элементов современных здоровьесберегающих технолгий К.К.Утробиной, А.Н.Стрельниковой, Н.Н.Нежкиной.

Конспект урока  по физической культуре с использованием  элементов современных здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики А.Н, Стрельниковой, приёмов самомассажа К.К.Утробиной и ...

Конспект занятия с учащимся 2 класса после КИ

Конспект индивидуального занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия с учащимся второго класса Громыко Иваном после кохлеарной имплантации...

План-конспект урока для учащихся 3-го класса по УМК Кузовлева В. П.

Урок поможет в интересной форме ввести тему "Простое прошедшее время"....