Конспект урока литературного чтения для учащихся 3 класса с ТНР
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Представлен урок литературного чтения в 3 коассе для детей с ТНР. Тема урока: И.А. Крылов басня "Лебедь, Рак и Щука"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_dlya_uchashchihsya_3_klassa_s_tnr.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения для учащихся 3 класса с ТНР.
Предмет: литературное чтение
Тема урока: И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Тип урока: Изучение нового материала
Цель:
- Раскрыть понятие литературного жанра «басня»;
- Познакомить с произведением И. А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
Задачи:
Коррекционно – образовательные: формирование умения понимать содержание басни; видеть в басне скрытый смысл; обогащать словарный запас и способствовать развитию речи.
Коррекционно – развивающие: развивать логическое мышление учащихся, умение делать выводы; умение определять лексическое значение слов; совершенствовать звукопроизношение, развивать слуховое и зрительное внимание; развивать навык выразительного чтения; умение работать над прочитанным текстом.
Коррекционно – воспитательные: воспитывать любовь к чтению, пробуждать добрые чувства; формирование отрицательного отношения к порокам и недостаткам.
Оборудование: портрет И. А. Крылова, презентация, видео «Лебедь, Рак и Щука». Басня для детей, предметные картинки животных.
Технология обучения: здоровье сберегающая технология, технология проблемного обучения, технология сотрудничества.
Планируемые достижения:
Знать признаки басни, умение выделять в басне мораль. Уметь давать характеристику персонажам басни.
Ход урока
- Организационный момент:
Звенит звонок и весел и горласт
И радостью душа переполняется
И каждый раз, для каждого из нас
Чудесные уроки начинаются.
- Народная пословица гласит: «Чтение – лучшее учение». Согласны ли вы с этой народной пословицей?
- Что для вас значит урок чтения?
- Что нового и интересного вы ждёте от нашего урока чтения?
2. Речевая разминка:
- Давайте подготовим язык, губы, голос к работе.
Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Лена искала весь день.
3.Актуализация знаний:
-Посмотрите внимательно на экран.
- Чей портрет вы видите?
- Что можно сказать об этом человеке по внешнему виду (доброе, открытое лицо, мудрые глаза)
- Что вы знаете об этом человеке?
Слайд 1
- Трудно представить себе человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского баснописца начала 19 века. Мои помощники познакомят нас с краткой биографией Ивана Крылова.
Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.
Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.
Что такое басня? (басня – короткий нравоучительный рассказ, в иносказательной форме, изображающий людей и их поступки).
- На какой жанр литературы похожа басня? Почему? (На сказку, потому что животные разговаривают и действуют, как люди)
В басне всегда есть поучение и мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.
Физкультминутка
4.Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
Работа в парах.
Прочитайте что написано на карточках, только справа налево (тренировка произвольного внимания):
КАР и АКУЩ, ЬДЕБЕЛ (лебедь, щука и рак )
- Что вы знаете об этих животных?
- Какими вы их себе представляете? (картинки)
- Как вы думаете, в каком произведении мы можем встретить лебедя, рака и щуку? Кто догадался?
- Правильно, в басне Крылова.
- Кто сформулирует тему нашего урока, чем мы будем сегодня заниматься?
(Сегодня познакомимся с басней «Лебедь, Рак и Щука»)
- Чем мы будем сегодня заниматься?
(Учиться выразительно читать басню, знакомиться с новыми героями – животными в этой басне, будем учиться находить мораль в басне, думать, чему она учит…)
Первичное закрепление во внешней речи.
- Рассмотрите иллюстрацию к басне И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука».
- Что делают животные? Как вы думаете, получится ли у них сдвинуть воз или нет?
- А вот что рассказал об этом И.А.Крылов сейчас мы узнаем.
- Сейчас мы послушаем как артист театра и кино Игорь Ильинский читает данное произведение.
- Понравилась ли вам басня?
(Эта басня учит людей договариваться между собой, а такие люди есть и сейчас, поэтому она актуальна и в наши дни)
Слайд 2
- Рассмотрите иллюстрацию к басне И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука»
- Что огни делают? Получится ли у них сдвинуть воз или нет?
Работа над звуком «р» в стихах, скороговорках.
Ехал Грека через реку
Видит Грека в реке рак
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку – цап.
Работа над звуком «щ» в стихах, скороговорках.
Щука в омуте жила,
Щёткой воду мела,
Щи готовила гостям,
Угощение лещам.
- Прочитайте басню ещё раз и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо.
Словарная работа.
Лад – действовать совместно, не расходясь.
Мука – сильное физическое или нравственное страдание.
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Воз – повозка или сани с кладью.
Ныне – теперь, в настоящее время.
Объясните выражение
«Из кожи лезут вон» - усердствовать, стараться изо всех сил.
Динамическая пауза
(Дети жестами и мимикой показывают главных героев басни)
Анализ произведения
- Как вы думаете, случайно ли подобрал И .А. Крылов именно этих героев?
(Нет, у всех у них жизнь связана с водой, поэтому должны быть друзьями)
- Как пытались тянуть воз каждый из героев, найдите, зачитайте, объясните, что означает данное словосочетание.
«Лебедь рвётся в облака» - он стремительный, упрямый, быстрый
«Рак пятится назад» - неповоротливый, нерасторопный, идёт назад
«Щука тянет в воду» - упрямая, только своё дело знает
Дети читают басню вслух
- Почему же «воз и ныне там»?
- Что главного они не сделали? (Не договорились, как будут действовать)
- Найдите главную часть басни – мораль. (чтение). Первые три строчки.
- Какой можно сделать для себя вывод (надо уметь договариваться)
Показ мультфильма по басне И.А.Крылова
- Скажите. Почему мы с таким интересом послушали, прочитали и посмотрели эту басню, ведь она была написана ещё в начале 19 века. А сегодня у нас уже 21 век, более 2 веков назад.
- Да потому, что недостатки людей, их пороки остаются прежними. А вы всегда умеете договариваться?
- А у нас сегодня получилось сдвинуть наш «ВОЗ» на уроке. Мы сегодня не просто научились читать басню, но и учились вместе работать.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Продолжите:
- Я узнал…
- Я повторил…
- Я удивился…
- Я научился…
- Я запомнил…
Оценивание работы учащихся.
Домашнее задание:
Выучить басню И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для учащихся 2-3 классов по теме "Что такое толерантность?"
Конспект занятия для учащихся 2-3 классов по теме "Что такое толерантность?"...
Методическая разработка конспекта урока для учащихся 1 класса из цикла занятий "Школа мяча"
В данной методической разработке конспекта урока, представлена система игр и игровых упражнений с мячом, с использованием современных образовательных здоровьесберегающих технологий, направленных...
Методическая разработка конспекта урока для учащихся 3 класса с использованием элементов современных здоровьесберегающих технолгий К.К.Утробиной, А.Н.Стрельниковой, Н.Н.Нежкиной.
Конспект урока по физической культуре с использованием элементов современных здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики А.Н, Стрельниковой, приёмов самомассажа К.К.Утробиной и ...
Конспект занятия с учащимся 2 класса после КИ
Конспект индивидуального занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия с учащимся второго класса Громыко Иваном после кохлеарной имплантации...
План-конспект занятия для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Тема: Развитие зрительного восприятия формы предмета.
План-конспект занятия во 2 классе по теме "Развитие зрительного восприятия формы предмета ( круг, овал)....
План-конспект занятия для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Тема: Развитие зрительного восприятия формы предмета.
План-конспект занятия во 2 классе по теме "Развитие зрительного восприятия формы предмета ( круг, овал)....
План-конспект урока для учащихся 3-го класса по УМК Кузовлева В. П.
Урок поможет в интересной форме ввести тему "Простое прошедшее время"....