Открытый урок в 4 классе. Е.И.Чарушин "Кабан"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Чернышева Елена Сергеевна

Тема: Е.И.Чарушин «Кабан»

Тип урока: изучение нового материала

Технология: информационно-коммуникационная, проблемного обучения.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Цели урока:

Обучающая: расширить знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан»;

Развивающая: развивать навыки беглого и осознанного чтения; находить главную мысль в произведении; развивать память, воображение;

Воспитывающая: привитие интереса к чтению, любви к природе, животным.

.

Предметные

Умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение.

Метапредметные

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; высказывать свое предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

 

Познавательные: анализировать художественный текст, выделять в нем основную мысль, отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста, уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

Коммуникативные:  уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

 

Личностные

будут сформированы:

нравственные ценности (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

 

Оборудование:

Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение». Учебник для 4 класса.

 карточки с  заданиями для работы в парах, тесты для индивидуальной работы.

ТСО: ноутбук, интерактивная доска, презентация по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_e.charushin_kaban.rar2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Е.И.Чарушин « Кабан »

Тип: изучение нового материала

Цели: 

Обучающая: расширить знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан»;

Развивающая: развивать навыки беглого и осознанного чтения; находить главную мысль в произведении; развивать память, воображение;

Воспитывающая: привитие интереса к чтению, любви к природе, животным.

Планируемые результаты

Предметные

Умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение.

Метапредметные

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; высказывать свое предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: анализировать художественный текст, выделять в нем основную мысль, отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста, уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:  уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Личностные

будут сформированы:

нравственные ценности (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и приступим к работе.

Одна китайская пословица гласит:

«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю».

- И так, что мы будем делать сегодня на уроке? ( Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать и читать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение).

  1. Проверка домашнего задания.

- Начнём работу на уроке с проверки домашнего задания.

- Давайте вспомним, какое произведение мы изучили на прошлом уроке? («Барбос и Жулька»).

- Кто автор произведения?

- Теперь проверим, как вы  усвоили материал? (Пересказ текста по плану).

  1. Актуализация знаний.

Речевая разминка.

  1. На доске слова.

- Прочитайте слова от самой маленькой до самой большой буквы.

      2) Работа с четверостишием.

Опускается туман,
Просыпается кабан.
Роет землю у реки,
Точит острые клыки.

- читают самостоятельно

- читают шепотом

- читают хором

- читают с испугом

- читают очень быстро в темпе скороговорки.

  1. Постановка цели и задач урока.

- Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Пункт назначения зашифрован.

(2 слайд) Посмотрите на слово и догадайтесь, как называется наш пункт.

ЗFQООSNCZALД

- Что такое зоосад?

Зоосад занимает определенную, не предполагаемую к расширению территорию. Зачастую в зоосаде представлена фауна и флора какого-то конкретного ареала обитания, так легче содержать, т.е. к примеру обитатели средней полосы европейской части России или обитатели берегов верхнего течения Нила.

Зоопарк, опять же зачастую, это развивающийся территориально, из-за пополнения животных, комплекс. Или же просто занимающий значительную территорию в максимальной точке развития. И, конечно же, в нем гораздо шире представлено видовое количество животных собранных со всех континентов.

- С какими авторами мы познакомились на уроках, которые писали о животных?

- А вот, с каким произведением мы сегодня познакомимся, вы мне скажите сами.

- У вас на партах лежат листочки с заданием. Если вы выполните его, то узнаете, о ком мы сегодня будем читать. Вам нужно в каждой строчке подчеркнуть лишнюю букву и прочитать слово по вертикали.

ТКГ

АЮЕ

РСБ

ИАЕ

ЛШН

(Кабан)

- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем читать?

- Кто автор этого произведения, найдите в учебнике.

- Какую цель перед собой поставим? Задачи?

- Где вам могут пригодиться эти знания?

- Сегодня на уроке мы познакомимся  еще с одним писателем, который любил животных и писал о них рассказы. Это Евгений Иванович Чарушин.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Рассказывают, что, будучи 6-летним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они, наелся «невообразимой гадости»- каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом.

Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.

 Отец Жени Чарушина был архитектором – художником. Ватман, тушь, краски – все это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал.

В отличии от отца он рисовал не дома,  на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери.

Это только часть книг, которые иллюстрировал Е. Чарушин.

Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.

Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Наблюдал их в лесу на охоте и у себя дома.

- Что вы знаете о животном, о котором мы будем сегодня читать?

- Чем отличается кабан от свиньи?

- А хотели бы еще что-то новое узнать?

Первичное чтение 

Стр. 96 – 99 чтение.

  1. Первичная проверка понимания.

- Вам понравилось произведение?

- О ком вы прочитали текст?

- Произведение какого жанра вы прочитали?

- От чьего лица ведется рассказ?

- Чем занимался Евгений Иванович в зоопарке?

- Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных? (Наблюдательность)

- Когда происходит действие рассказа?

- Почему так рано?

- Давайте сядем тихо и побываем вместе с Чарушиным в зоосаду.

Беседа по содержанию.

- Каких животных описывает Чарушин? 

- В зоопарке на каждом вольере висит табличка, в которой даётся краткое описание животного. А раз мы с вами путешествуем по зоосаду, то давайте тоже познакомимся поподробнее с некоторыми его обитателями.

- Каких животных вы встретили в зоосаду?

- Чем они занимаются?

  1. Физминутка. (для глаз)
  2. Первичное закрепление.

- Чем занимался автор в зоосаду?

- Вдруг художник чувствует, что что-то не так.

- Что насторожило его?

- Прочитайте эпизод, где описаны кабаны.

- Как они выглядят?

- А вы знаете, что в старину кабана называли “вепрь”.

(Кабан — крупное животное. У них, особенно у самцов, хорошо развиты клыки, растущие в течение всей жизни. Клыки кабана — страшное оружие, позволяющее ему успешно защищаться от таких сильных хищников как медведь и волк. За поразительную способность наносить молниеносные удары, часто смертельные, охотники называют взрослых самцов секачами. У самок клыки небольшие, и, обороняясь, они кусают, рвут и топчут ногами).

- С каким настроением работает художник до встречи с кабанами? 

Вывешиваю на доску табличку: Интересно! Ничего не вижу!

- Как повёл себя художник, увидев непрошенных гостей? Его эмоциональное состояние?

Вывешиваю табличку: Всё из рук попадало!

- Понравилось ли это Серёжке?

- Что так сильно напугало художника? Что он увидел?

Вывешиваю табличку: Прощай, моя акварель!

- Какие чувства он испытывает?

Вывешиваю табличку: Делать что-то надо!

- Что он решает?

- Как себя чувствует в это время автор?

Вывешиваю табличку: Вспотел со страху!

- Что происходит в самый кульминационный момент? 

- Состояние автора? 

Вывешиваю табличку: Чуть не слетел!

- Кто появляется в самый напряжённый эмоциональный момент?

- Как повели себя кабаны? 

- Поясните слова: “Простыми свиньями побежали в свой хлев”

- Чем заканчивается история?

7. Итог урока.

- Чего устыдился Чарушин?

- В каком предложении заключается главная мысль? Зачитайте.

- Почему Чарушин назвал свой рассказ “Кабан”, ведь в зоопарке были и другие животные, например марал Серёжка?

Только после встречи с кабанами автор пережил настоящее эмоциональное потрясение. Посмотрите ещё раз на его эмоциональное состояние. Как нарастает потрясение человека, увидевшего не одного, а группу кабанов.

- Почему автор так их испугался?

Вспомните, что мы узнали о кабанах. Видимо, Чарушин тоже знал, как ведут себя кабаны на воле и решил, что лучше уйти с их пути.

- Можем ли мы смеяться за это над мальчиком?

- Так вот теперь подумайте можно ли этот рассказ назвать весёлым? Скорее всего, автор с юмором говорит о своём поведении в этой необычной ситуации, уже переосмыслив всё произошедшее с ним.

Выберите ту пословицу, которая на ваш взгляд подходит к этому произведению.

У страха глаза велики.

Трусливому зайцу и пень волк.

Волков бояться – в лес не ходить.

Трус своей тени боится.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.

Кто дрожит – тот и бежит. 

Тест по рассказу «Кабан»

- Любите, наблюдайте и оберегайте животных – это наши младшие друзья!   

10. Домашнее задание.

1 уровень – пересказ по плану.

2 уровень – сообщение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деление с остатком (открытый урок). 3 класс

Урок объяснения нового материала по теме "Деление с остатком"  разработан по учебнику математики автора Л.Г. Петерсон. Содержание учебника позволяет дифференцированно подходить к материалу, учиты...

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

открытый урок 3 класс "Урок здоровья"

Тема урока: «Урок  здоровья»Тип урока: урок совершенствования, закрепления и развития знаний умений и навыков:Тема раздела:  «Happy green lessons»;Цели урока:  ф...

Конспект открытого урока 1 класс, математика ("Школа России) Тема урока : Сложение и вычитание с числом 0.

Конспект открытого урока 1 класс, математика ("Школа России) Тема урока : Сложение и вычитание с числом 0. Входе урока, через практическую работу, обучающиеся приходят к правилам +/- 0Матери...