Открытый урок по литературному чтению в 4 классе "Живой мир и мир вечного покоя " от 28 февраля 2017 года
методическая разработка по чтению (4 класс)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp_lit_4kl_ur88-korr.doc | 72.5 КБ |
konsp_lit_4kl_ur89-korr.doc | 69 КБ |
konsp_lit_4kl_ur90-korr.doc | 71 КБ |
evgeniy_lvovich_shvarts.pptx | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Урок 88.
Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
Тема: Живой мир и мир вечного покоя (Е. Шварц «Два брата», гл. 1–4)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 1 2 3 Проверка домашнего задания. Актуализация знаний и представлений учащихся. – Что общего между «Ежом», «Чижом», «Воробьём»? (Всё это – журналы для детей, издававшиеся в начале XX века.) – Соберите известных вам писателей «вокруг Маршака». | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. |
II. Развитие умений. | 2 4 1 2 3 1 2 3 3 Работа с текстом. Работа с текстом до чтения. 1) – Найдите на фотографиях (с. 58, 61, 81) Е. Шварца. Говорят, что он был большим, весёлым, остроумным и жизнерадостным. – А каким видите его вы? – Шварц долгие годы был не просто «вокруг Маршака», а вместе с ним работал в Ленинграде, на Киевском проспекте, на 6-м этаже Дома книги в Детском отделе Государственного издательства, т.е. там, где издавались «Ёж» и «Чиж», где весёлая жизнь кипела и бурлила, где обэриуты «ходили» на четвереньках. Что добавляет эта информация к вашему представлению о Шварце? 2) Работа с ключевыми словами. Мир произведений Е. Шварца населяют короли, свинопасы, принцессы, трубочисты, драконы, рыцари. – Что же писал Шварц для детей? – О чём его сказки? О чём говорит название «Два брата»? – Знаете ли другие сказки с таким названием? (Читали сказку Л.Н. Толстого.) Работа с текстом во время чтения. 1) Комментированное чтение глав 1–4 сказки «Два брата», ведение детьми диалога с автором. 2) Беседа и повторное выборочное чтение. 1-я глава. – Можно ли начало сказки назвать сказочным? – Что веселило лесничего, а что его огорчало? – Что заставило Старшего дать честное слово? – Почему Старшему не хотелось играть с Младшим? – Что страшного в словах «оставь меня в покое!»? – Можно ли Старшего назвать жестоким человеком? Докажите свою точку зрения. – Отчего поседел отец? – Каким бы вы назвали решение отца: жестоким? справедливым? мудрым? – Почему два брата носят такие необычные имена – Старший и Младший? 2-я глава. – Что нового мы узнаём о Старшем? – Зачем сказочник второй раз называет количество его лет (12)? – Красив ли ледяной лес? – А какое впечатление производит на вас эта красота? – Как переплетаются в сказке реальность и фантастика? (На примере этой главы.) 3-я глава. – Почему у старика тоненький звонкий голос? (Он насквозь промёрз.) – «Не доброе и не злое лицо», «спокойно», «повторил отчётливо, гладко» – о чём это говорит? – Почему так страшно (раздельно) говорит Мороз? – Кого напоминает вам Прадедушка Мороз? – Что страшного во дворце Мороза? (Его бесконечность, неизменность, чёрное ледяное пламя в белой печи.) – Как понимает покой Мороз? А как понимал это слово Старший, отгоняя Младшего (задание II.1 в тетради)? – Что огорчило и потрясло Старшего? – Почему он подчинился Морозу и стал «успокаивать» птиц? – Исполнит ли Мороз свою угрозу, если мальчик его ослушается? – Что больше всего поразило вас в поступках Мороза? 4-я глава. – Какое впечатление рождают слова «завтрак № 1», «полка № 9»? – На какой промысел отправляется Мороз? – Почему он разрешает Старшему передвигаться как угодно? – Легко ли будет спасти брата? – Что помогает Старшему выдержать такую «ледяную» жизнь? Работа с текстом после чтения. 1) Обобщающая беседа. – В чём необычность сказки Е. Шварца? (В ней сплетаются реальность и волшебство.) Где реальная жизнь, а где сказка? Вопрос 4 учебника (с. 81). 2) Словесное рисование. (Два мира есть в сказке Шварца: мёртвый мир вечного покоя и мир живой – мир леса, семьи мальчиков, поэтому для рисования можно предложить две темы – «Лес в начале сказки» и «Ледяной лес» или «В доме лесничего» и «Во дворце Мороза».) – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
ΙΙΙ. Итог. | – Как бы вы оценили свою работу на уроке? | |
IV. Домашнее задание. | Дочитать сказку до конца. |
© ООО «Баласс», 2015
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Урок 89.
Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
Тема: Спасение Младшего – победа живого мира (Е. Шварц «Два брата», гл. 5–8)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 1 2 3 Беседа с учащимися. – С какими чувствами вы читали окончание сказки? – За кого из братьев переживали особенно? Почему? – Какие страницы хотели бы перечитать сегодня в классе? | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. |
II. Развитие умений. | 2 4 1 2 3 1 2 3 3 1. Работа с текстом. Работа с текстом до чтения. Определение главного смысла сказки (задание II.2 в тетради, уроки 88–90). – Прочитайте мечту о будущем Е. Шварца, высказанную одним из самых нежно любимых им героев (Дон-Кихотом): «Обман, коварство и лукавство не посмеют примешиваться к правде и откровенности. Мир, дружба и согласие воцарятся во всём свете, справедливость уничтожит корысть и пристрастие». – Какое из этих трёх предложений напрямую относится к сказке «Два брата»? Работа с текстом во время чтения. 1) Комментированное чтение глав 5–8. 5-я глава. – Можно ли мальчика назвать благодарным и внимательным слушателем? – Легко ли открыть дубовую дверь? – Зачем мальчик отогревал птиц и зверей? – Понимали ли его птицы, белки и зайцы? – Почему Мороз на этот раз простил мальчика? 6-я глава. – Что помогает мальчику и зверям понимать друг друга? – Какие цифры обыгрывает в сказке Щварц? (7, 49.) Есть ли в них какая-то магия, особая сила? – Отчего дрожит мальчик, входя в зал? – Что в первую очередь он заметил, разглядывая младшего брата? 7-я глава. – Что впервые появляется в сказке? (Солнце.) – Почему вдруг Старший почувствовал холод? – Что придавало мужества зайцам? – Что символизируют слёзы Мороза? – Уверен ли Старший, что отец оживит Младшего? (Не до конца: он понимает, что должен будет сделать это сам.) – Зачем он теперь торопился и «мчался, как вихрь», ведь Мороз остался позади? – Почему в этой сцене автор особенно часто начинает предложения с союза «и»? Прочитайте отрывок вслух (с. 78) и вслушайтесь в звучание. – Обратите внимание на эту сцену спасения Младшего птицами и белками. Посмотрите, как строятся предложения. – Так кто же всё-таки спас Младшего: звери или старший брат? 8-я глава. – Почему родители сидят у открытого окна? – Сколько времени прошло с момента ухода братьев? – Как бежали по лесу Старший и Младший? – Что помогло отцу помолодеть? – Вы заметили, что автор не выдерживает и прямо высказывает свои мысли? Вопрос после чтения: – Какими словами (на каком предложении) закончилась бы обыкновенная сказка? А как закончилась сказка Шварца? Почему? (Автор уточняет: жить счастливо можно, если живёшь дружно.) 2) Выразительное чтение самых сказочных фрагментов сказки (самых реальных, самых поучительных, шварцевских – и т.д., по выбору учителя и учащихся). Работа с текстом после чтения. 1) Обобщающая беседа. Вопросы 1 и 2 учебника (с. 81). 2) Определение главного смысла текста, возвращение к заданию в тетради. – Проверьте, правильно ли вы выделили главное предложение в словах героя, раскрывающее мечту Шварца. – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
ΙΙΙ. Итог. | – Как бы вы оценили свою работу на уроке? | |
IV. Домашнее задание. | Дочитать сказку до конца. |
© ООО «Баласс», 2015
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Урок 90.
Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
Тема: Мудрость сказки Е. Шварца «Два брата» (обобщение)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 1 2 3 Литературный диктант (задание II.3 в тетради). – Вспомните содержание сказки и составьте словосочетания: Тонкий (голос), белая (печь), чёрный (огонь), седая (борода), дубовая (дверь), живой (лес), весеннее (солнышко), берёзовый (клей). Составив словосочетания, ребята «разворачивают» смысл каждого, пересказывая соответствующие фрагменты текста. | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. |
II. Развитие умений. | 2 4 1 2 3 1 2 3 3 1. Работа с текстом сказки. Работа с текстом после чтения. Составление цитатного плана сказки (задание II.4 в тетради). Например: а) «Где твой младший брат?» б) «А Старший шагал, шагал, шагал...» в) «Ты останешься здесь навеки». г) «Так и пошли дни за днями». д) «Завтра начнём сначала!» е) «Все его друзья собрались». ё) «И Старший обнял его». ж) «Братья жили теперь дружно». Обобщающая беседа. – Почему Прадедушка Мороз называл Старшего «мой юный ученик», «мой юный друг»? – Насколько серьёзными были у него основания рассчитывать на то, что Старший станет его учеником и последователем? – Когда Старший по-настоящему понял, что он натворил? – Какие обстоятельства изменили его характер? – Можно ли Прадедушку Мороза назвать жестоким? – Что он символизирует в сказке? (Смерть, омертвление души.) – Насколько сильно зло в сказке? – Смог бы Старший один вернуть брата? – Почему Шварц так часто называет героев-помощников друзьями Старшего? – В чём жизненная мудрость этой сказки? 2. Сопоставление сказки Е. Шварца с произведениями других авторов. 1) Сопоставление сказки с народными сказками. – В каких сказках вы встречались с таким героем, как Мороз? – «А я вот сказочник» – такими словами начинается одна из сказок Шварца. Что сказочного в прочитанном вами произведении? – А чем непохожа сказка Шварца на народные сказки? В чём главное отличие? (В фольклорных сказках совершенно иной смысл.) – Знаете ли вы народные сказки о ценности дружбы, о необходимости ценить семейное счастье, о чуткости и внимании к ближнему? 2) Сопоставление сказки с литературными произведениями. – Какие литературные произведения из прочитанных вами поднимают подобные проблемы? – Приведите примеры произведений разных жанров, решающих эти проблемы. 3) Творческие задания. – Сравните два текста с одним названием – «Два брата» Л.Н. Толстого и Е. Шварца. Кратко перескажите содержание и сформулируйте главное. Л.Н. Толстой: Два брата пошли в жизни разными дорогами. Встретившись через много лет, они увидели, что каждый счастлив по-своему. Главное: у каждого в жизни свой путь. Е. Шварц: Старший брат не ценил дружбу с Младшим и всегда гнал его от себя. Только с помощью друзей, пройдя немало испытаний в ледяном дворце Прадедушки Мороза, он сумел вернуть Младшего. Главное: будь внимателен к ближним, живи дружно. – Придумайте свою историю о взаимоотношениях (задание III.5 в тетради). – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
ΙΙΙ. Итог. | – Как бы вы оценили свою работу на уроке? | |
IV. Домашнее задание | Письменный ответ на вопрос: «От радости седина исчезает, тает, как иней на солнце. Это, правда, бывает очень-очень редко, но всё-таки бывает». Почему же не всегда «исчезает седина»? (Задание III.6 в тетради). |
© ООО «Баласс», 2015
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Евгений Львович Шварц - родился 9 (21) октября 1896 года в Казани в семье Льва Борисовича Шварца (1874-1940 ), крещёного еврея, студента -медика ( позже земский врач), из местечковых мещан, и Марии Фёдоровны Шелковой (1875—1942), русской, слушательницы акушерских курсов.
Доска в память о добром сказочнике Евгении Шварце (1896—1958) в Москве
Его знаменитые произведения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»
Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".
Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1классе по теме "Звуки [ф], [ф\'], буква Ф. Чтение слов, слогов. Лексическое значение слов."
Цели: Образовательные: формирован...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.Картины природы в книге С. Аксакова "Детские годы Багрова-внука"
Образовательная система "Школа 2100"...
Конкурс "Учитель года": Открытый урок по литературному чтению в 3 классе на тему: В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»
В 2017 году я участвовала в муниципальном этапе конкурса "Учитель года". Коллеги, предлагаю Вашему вниманию открытый урок по литературному чтению в 3 классе....
Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».
Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...