Открытый урок по литературному чтению в 4 классе "Живой мир и мир вечного покоя " от 28 февраля 2017 года
методическая разработка по чтению (4 класс)

Спирягина Людмила Сергеевна

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Урок 88.

Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

Тема: Живой мир и мир вечного покоя (Е. Шварц «Два брата», гл. 1–4)

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

1  2  3

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний и представлений учащихся.

– Что общего между «Ежом», «Чижом», «Воробьём»? (Всё это – журналы для детей, издававшиеся в начале XX века.)

– Соберите известных вам писателей «вокруг Маршака».

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

II. Развитие умений.

2  4  1  2  3  1  2  3  3 

Работа с текстом.

Работа с текстом до чтения.

1) – Найдите на фотографиях (с. 58, 61, 81) Е. Шварца. Говорят, что он был большим, весёлым, остроумным и жизнерадостным.

– А каким видите его вы?

– Шварц долгие годы был не просто «вокруг Маршака», а вместе с ним работал в Ленинграде, на Киевском проспекте, на 6-м этаже Дома книги в Детском отделе Государственного издательства, т.е. там, где издавались «Ёж» и «Чиж», где весёлая жизнь кипела и бурлила, где обэриуты «ходили» на четвереньках. Что добавляет эта информация к вашему представлению о Шварце?

2) Работа с ключевыми словами.

Мир произведений Е. Шварца населяют короли, свинопасы, принцессы, трубочисты, драконы, рыцари.

– Что же писал Шварц для детей?

– О чём его сказки? О чём говорит название «Два брата»?

– Знаете ли другие сказки с таким названием? (Читали сказку Л.Н. Толстого.)

Работа с текстом во время чтения.

1) Комментированное чтение глав 1–4 сказки «Два брата», ведение детьми диалога с автором.

2) Беседа и повторное выборочное чтение.

1-я глава.

– Можно ли начало сказки назвать сказочным?

– Что веселило лесничего, а что его огорчало?

– Что заставило Старшего дать честное слово?

– Почему Старшему не хотелось играть с Младшим?

– Что страшного в словах «оставь меня в покое!»?

– Можно ли Старшего назвать жестоким человеком? Докажите свою точку зрения.

– Отчего поседел отец?

– Каким бы вы назвали решение отца: жестоким? справедливым?

мудрым?

– Почему два брата носят такие необычные имена – Старший и Младший?

2-я глава.

– Что нового мы узнаём о Старшем?

– Зачем сказочник второй раз называет количество его лет (12)?

– Красив ли ледяной лес?

– А какое впечатление производит на вас эта красота?

– Как переплетаются в сказке реальность и фантастика? (На примере этой главы.)

3-я глава.

– Почему у старика тоненький звонкий голос? (Он насквозь промёрз.)

– «Не доброе и не злое лицо», «спокойно», «повторил отчётливо, гладко» – о чём это говорит?

– Почему так страшно (раздельно) говорит Мороз?

– Кого напоминает вам Прадедушка Мороз?

– Что страшного во дворце Мороза? (Его бесконечность, неизменность, чёрное ледяное пламя в белой печи.)

– Как понимает покой Мороз? А как понимал это слово Старший, отгоняя Младшего (задание II.1 в тетради)?

– Что огорчило и потрясло Старшего?

– Почему он подчинился Морозу и стал «успокаивать» птиц?

– Исполнит ли Мороз свою угрозу, если мальчик его ослушается?

– Что больше всего поразило вас в поступках Мороза?

4-я глава.

– Какое впечатление рождают слова «завтрак № 1», «полка № 9»?

– На какой промысел отправляется Мороз?

– Почему он разрешает Старшему передвигаться как угодно?

– Легко ли будет спасти брата?

– Что помогает Старшему выдержать такую «ледяную» жизнь?

Работа с текстом после чтения.

1) Обобщающая беседа.

– В чём необычность сказки Е. Шварца? (В ней сплетаются реальность и волшебство.) Где реальная жизнь, а где сказка?

Вопрос 4 учебника (с. 81).

2) Словесное рисование. (Два мира есть в сказке Шварца: мёртвый мир вечного покоя и мир живой – мир леса, семьи мальчиков, поэтому для рисования можно предложить две темы – «Лес в начале сказки» и «Ледяной лес» или «В доме лесничего» и «Во дворце Мороза».)

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

ΙΙΙ. Итог.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

IV. Домашнее задание.

Дочитать сказку до конца.

 © ООО «Баласс», 2015



Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Урок 89.

Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

Тема: Спасение Младшего – победа живого мира (Е. Шварц «Два брата», гл. 5–8)

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

1  2  3

Беседа с учащимися.

– С какими чувствами вы читали окончание сказки?

– За кого из братьев переживали особенно? Почему?

– Какие страницы хотели бы перечитать сегодня в классе?

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

II. Развитие умений.

2  4  1  2  3  1  2  3  3 

1. Работа с текстом.

Работа с текстом до чтения.

Определение главного смысла сказки (задание II.2 в тетради, уроки 88–90).

– Прочитайте мечту о будущем Е. Шварца, высказанную одним из самых нежно любимых им героев (Дон-Кихотом): «Обман, коварство и лукавство не посмеют примешиваться к правде и откровенности. Мир, дружба и согласие воцарятся во всём свете, справедливость уничтожит корысть и пристрастие».

– Какое из этих трёх предложений напрямую относится к сказке «Два брата»?

Работа с текстом во время чтения.

1) Комментированное чтение глав 5–8.

5-я глава.

– Можно ли мальчика назвать благодарным и внимательным слушателем?

– Легко ли открыть дубовую дверь?

– Зачем мальчик отогревал птиц и зверей?

– Понимали ли его птицы, белки и зайцы?

– Почему Мороз на этот раз простил мальчика?

6-я глава.

– Что помогает мальчику и зверям понимать друг друга?

– Какие цифры обыгрывает в сказке Щварц? (7, 49.) Есть ли в них какая-то магия, особая сила?

– Отчего дрожит мальчик, входя в зал?

– Что в первую очередь он заметил, разглядывая младшего брата?

7-я глава.

– Что впервые появляется в сказке? (Солнце.)

– Почему вдруг Старший почувствовал холод?

– Что придавало мужества зайцам?

– Что символизируют слёзы Мороза?

– Уверен ли Старший, что отец оживит Младшего? (Не до конца: он понимает, что должен будет сделать это сам.)

– Зачем он теперь торопился и «мчался, как вихрь», ведь Мороз остался позади?

– Почему в этой сцене автор особенно часто начинает предложения с союза «и»? Прочитайте отрывок вслух (с. 78) и вслушайтесь в звучание.

– Обратите внимание на эту сцену спасения Младшего птицами и белками. Посмотрите, как строятся предложения.

– Так кто же всё-таки спас Младшего: звери или старший брат?

 8-я глава.

– Почему родители сидят у открытого окна?

– Сколько времени прошло с момента ухода братьев?

– Как бежали по лесу Старший и Младший?

– Что помогло отцу помолодеть?

– Вы заметили, что автор не выдерживает и прямо высказывает свои мысли?

Вопрос после чтения:

– Какими словами (на каком предложении) закончилась бы обыкновенная сказка? А как закончилась сказка Шварца? Почему? (Автор уточняет: жить счастливо можно, если живёшь дружно.)

2) Выразительное чтение самых сказочных фрагментов сказки (самых реальных, самых поучительных, шварцевских – и т.д., по выбору учителя и учащихся).

Работа с текстом после чтения.

1) Обобщающая беседа.

Вопросы 1 и 2 учебника (с. 81).

2) Определение главного смысла текста, возвращение к заданию в тетради.

– Проверьте, правильно ли вы выделили главное предложение в словах героя, раскрывающее мечту Шварца.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

ΙΙΙ. Итог.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

IV. Домашнее задание.

Дочитать сказку до конца.

 © ООО «Баласс», 2015



Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Урок 90.

Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

Тема: Мудрость сказки Е. Шварца «Два брата» (обобщение)

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

1  2  3

Литературный диктант

(задание II.3 в тетради).

– Вспомните содержание сказки и составьте словосочетания: Тонкий (голос), белая (печь), чёрный (огонь), седая (борода), дубовая (дверь), живой (лес), весеннее (солнышко), берёзовый (клей).

Составив словосочетания, ребята «разворачивают» смысл каждого, пересказывая соответствующие фрагменты текста.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

II. Развитие умений.

2  4  1  2  3  1  2  3  3 

1. Работа с текстом сказки.

Работа с текстом после чтения.

Составление цитатного плана сказки (задание II.4 в тетради).

Например:

а) «Где твой младший брат?»

б) «А Старший шагал, шагал, шагал...»

в) «Ты останешься здесь навеки».

г) «Так и пошли дни за днями».

д) «Завтра начнём сначала!»

е) «Все его друзья собрались».

ё) «И Старший обнял его».

ж) «Братья жили теперь дружно».

Обобщающая беседа.

– Почему Прадедушка Мороз называл Старшего «мой юный ученик», «мой юный друг»?

– Насколько серьёзными были у него основания рассчитывать на то, что Старший станет его учеником и последователем?

– Когда Старший по-настоящему понял, что он натворил?

– Какие обстоятельства изменили его характер?

– Можно ли Прадедушку Мороза назвать жестоким?

– Что он символизирует в сказке? (Смерть, омертвление души.)

– Насколько сильно зло в сказке?

– Смог бы Старший один вернуть брата?

– Почему Шварц так часто называет героев-помощников друзьями Старшего?

– В чём жизненная мудрость этой сказки?

2. Сопоставление сказки Е. Шварца с произведениями других авторов.

1) Сопоставление сказки с народными сказками.

– В каких сказках вы встречались с таким героем, как Мороз?

– «А я вот сказочник» – такими словами начинается одна из сказок Шварца. Что сказочного в прочитанном вами произведении?

– А чем непохожа сказка Шварца на народные сказки? В чём главное отличие? (В фольклорных сказках совершенно иной смысл.)

– Знаете ли вы народные сказки о ценности дружбы, о необходимости ценить семейное счастье, о чуткости и внимании к ближнему?

2) Сопоставление сказки с литературными произведениями.

– Какие литературные произведения из прочитанных вами поднимают подобные проблемы?

– Приведите примеры произведений разных жанров, решающих эти проблемы.

3) Творческие задания.

– Сравните два текста с одним названием – «Два брата» Л.Н. Толстого и Е. Шварца. Кратко перескажите содержание и сформулируйте главное.

Л.Н. Толстой:

Два брата пошли в жизни разными дорогами. Встретившись через много лет, они увидели, что каждый счастлив по-своему.

Главное: у каждого в жизни свой путь.

Е. Шварц:

Старший брат не ценил дружбу с Младшим и всегда гнал его от себя. Только с помощью друзей, пройдя немало испытаний в ледяном дворце Прадедушки Мороза, он сумел вернуть Младшего.

Главное: будь внимателен к ближним, живи дружно.

– Придумайте свою историю о взаимоотношениях (задание III.5 в тетради).

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

ΙΙΙ. Итог.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

IV. Домашнее задание

Письменный ответ на вопрос:

«От радости седина исчезает, тает, как иней на солнце. Это, правда, бывает очень-очень редко, но всё-таки бывает».

Почему же не всегда «исчезает седина»? (Задание III.6 в тетради).

 © ООО «Баласс», 2015


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Евгений Львович Шварц 9 (21) октября 1896 — 15 января 1958

Слайд 2

Евгений Львович Шварц - родился 9 (21) октября 1896 года в Казани в семье Льва Борисовича Шварца (1874-1940 ), крещёного еврея, студента -медика ( позже земский врач), из местечковых мещан, и Марии Фёдоровны Шелковой (1875—1942), русской, слушательницы акушерских курсов.

Слайд 3

Доска в память о добром сказочнике Евгении Шварце (1896—1958) в Москве

Слайд 4

Его знаменитые произведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".

Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....

Конкурс "Учитель года": Открытый урок по литературному чтению в 3 классе на тему: В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

В 2017 году я участвовала в муниципальном этапе конкурса "Учитель года". Коллеги, предлагаю Вашему вниманию открытый урок по литературному чтению в 3 классе....

Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».

Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...