Конкурс "Учитель года": Открытый урок по литературному чтению в 3 классе на тему: В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
В 2017 году я участвовала в муниципальном этапе конкурса "Учитель года". Коллеги, предлагаю Вашему вниманию открытый урок по литературному чтению в 3 классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Путиловская основная общеобразовательная школа»
Открытый урок
по литературному чтению
в 3 классе
на тему: В. Ю. Драгунский
«Тайное становится явным»
Немцева Татьяна Геннадьевна
Учитель начальных классов
Первая квалификационная категория
2017 год
Постановка цели и задач урока
Цель:
- продолжить знакомство с детским писателем В.Ю. Драгунским и его рассказом «Тайное становится явным»; способствовать осмыслению учащимися главной идеи произведения.
Задачи:
Предметные: совершенствовать технику чтения, способствовать осознанности учащимися значимости чтения, понимания цели чтения, формировать умение производить анализ и сравнение.
Метапредметные: создавать условия для высказывания мнений о прочитанном, для развития речи; учить строить прогнозы и аргументировать их; определять учебные задачи урока, используя опорные слова; развивать умение задавать разные виды вопросов; обобщать полученную информацию; формировать умение аргументировать своё предположение и объяснять свой выбор; навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность.
Личностные: формировать навыки сотрудничества через организацию работы в паре, в группе; воспитывать уважительное отношение к старшим и близким людям; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного произведения.
Ход урока
- Организационный момент
слайд №1
- Здравствуйте, мои юные друзья и уважаемые гости! Давайте поприветствуем друг друга улыбками и приятными словами на букву В. Вы меня спросите, почему именно на эту букву? И я вам отвечу: потому что сегодня вторник и последний день февраля! (Ребята и гости называют слова и желают: вдохновения, вежливости, веселья, великолепия, внимательности, волшебства, восторженности, великодушия)
- Что вы ждёте от урока литературного чтения сегодня? Зафиксируйте свои ожидания в таблице «Мои достижения».
- Мотивация к учебной деятельности (музыка из к/ф «По секрету всему свету»)
Слайд №2
Ребята прослушивают 1 куплет песни.
Учитель:
- Сегодня у нас необычный урок, поэтому его я начала с этой, известной всем мальчишкам и девчонкам Советского Союза, песни, которая была написана гениальными авторами В. Я. Шаинским и М.И.Таничем к фильму «По секрету всему свету».
- Доводилось ли вам слышать эту песню? (нет/да)
- Смотреть фильм? (да/нет)
- Я не случайно вас спрашиваю об этом. Сегодня на уроке мы будем говорить о человеке, который сыграл немаловажную роль, как в появлении этого фильма, так и в создании этой замечательной песни. Это имя вам уже знакомо. А чтобы вы быстрее догадались, выполните 1 задание.
- Актуализация знаний. Новые факты из биографии В.Ю.Драгунского
Слайд №3
а) Приём антиципации
- Вычеркните повторяющиеся буквы, а из оставшихся букв сложите фамилию детского писателя.
Д | В | Р | А |
Ф | Г | Я | У |
Н | С | К | Ш |
Я | И | Ф | Й |
Ш | М | В | М |
- Драгунский.
Учитель:
- Правильно. Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972).
Слайд №4
б) В.Ю. Драгунский и его дети
- А знаете, как Драгунский стал писателем? (Ответы детей)
- Больше всего на свете он любил смешить детей. Для него было лучшим из наслаждений наблюдать, когда маленькие зрители, сидя в зале, чуть ли не сползали со стульев от смеха. Долго уговаривали Виктора Юзефовича писать книжки для детей и всё-таки он согласился.
Слайд №5
- Став писателем, Драгунский подарил нам интереснейший цикл рассказов о Дениске Кораблёве, Мишке Слонове и других ребятах. По мотивам «Денискиных рассказов» было снято несколько фильмов: 1962 - Весёлые истории, 1966 - Девочка на шаре, 1970 - Волшебная сила (новелла «Мстители из 2-го В»), 1970 - Денискины рассказы (из четырёх новелл), 1973 - Где это видано, где это слыхано (короткометражный), 1973 -Капитан (короткометражный), 1973 - Подзорная труба (короткометражный), 1973 - Пожар во флигеле (короткометражный), 1974 - Слава Ивана Козловского (короткометражный, в киножурнале «Ералаш»), 1976 -По секрету всему свету (2 серии), 1979 - Удивительные приключения Дениса Кораблёва (2 серии).
Слайд №6
- Казалось бы, очень давно были написаны рассказы и сняты фильмы. Но ими до сих пор зачитываются и засматриваются ребята вашего возраста. Давайте вспомним, какие произведения вы уже читали («Кот в сапогах», «Дымка и Антон», «…Бы», «Девочка на шаре» и др.)
- Кто знает, как называется цикл произведений, в который вошли все эти перечисленные рассказы? («Денискины рассказы»)
- А как называется история, которую я попросила прочитать к сегодняшнему уроку? («Тайное становится явным»)
- Для чего я попросила это сделать? (Ответы детей)
- Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока (В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным») - Слайд №7
Слайд №8
- По опорным словам сформулируйте задачи сегодняшнего урока:
мы продолжим знакомство (с детским писателем В.Ю.Драгунским и его рассказом «Тайное становится явным»),
мы будем учиться анализировать (и понимать поступки героев),
мы научимся (читать выразительно отрывки данного произведения).
Слайд №9
- Вспомните, как зовут главного героя, от лица которого ведётся повествование? (Дениска)
- А вы знаете, что имя главного героя не случайно? (Ответы детей)
Слайд №10
- Дениской звали сына В.Ю.Драгунского. Он его очень любил, почти никогда не наказывал и придумывал различные истории для него. В одном из рассказов упоминается о рождении младшей сестры Дениски Ксении. Так вот, это тоже невымышленное имя. Ксения и Денис уже давно выросли, между ними разница в 15 лет, и каждый нашёл своё место в жизни. Дети продолжили дело, начатое отцом. Денису Викторовичу Драгунскому, тому мальчику, о котором написаны рассказы и сняты фильмы, уже 67 лет. Он политолог, писатель, журналист, написал сценарии к фильмам: «По секрету всему свету», «Удивительные приключения Дениса Кораблёва», «Клоун», «За старым забором». Ксения Викторовна Драгунская, как и её отец, стала детским писателем. Помимо писательской деятельности занимается драматургией, является сценаристом.
Слайд №11
в) Артикуляционная разминка
Мальчик Дениска, завтрак, желток,
Манная каша, тарелка, песок.
Кремль и Царь-пушка,
Прогулка и дрожь,
Тайное, явное, правда и ложь.
- Прочитайте эти слова сначала про себя, потом хором весело и грустно, ставя логическое ударение на подчёркнутых словах.
- Почему именно эти слова я попросила вас прочитать? (Они встречаются в тексте)
- Как называются такие слова? (Ключевые)
- Как вам кажется, это грустный или весёлый рассказ? (Ответы детей)
Слайд №12
- Мотивация и организация познавательной деятельности.
Взаимосвязь между названием рассказа и опытом
- А теперь представьте, что вы не на уроке литературного чтения в 3 классе, а на уроке физики в 6-ом! (Показываю опыт с водой и маслом: наливаю в стакан воду комнатной температуры, добавляю растительное/подсолнечное/оливковое масло, размешиваю ложкой)
Слайд №13
- Что происходит? (Ответы детей)
- Как вы думаете, для чего я показала вам этот опыт? (Ответы детей. Если дети не догадались, какая прослеживается связь между опытом и рассказом, дать подсказку)
Слайд №14
- Ещё в XVI веке испанский писатель Мигель де Сервантес сказал: «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».
- Как связаны слова Сервантеса с названием рассказа, который вы прочитали? (Ответы детей)
- Что символизирует вода? (нашу жизнь, поступки)
- Что символизирует масло? (тайное, которое становится явным, истинное, правдивое)
- Что символизирует ложка? (попытка завуалировать/скрыть тайное)
Слайд №15
- Физкультминутка «Денискина каша» (под музыку «По секрету всему свету»)
- А теперь проверим, насколько внимательно вы читали рассказ. Какие манипуляции проводил Дениска, чтобы каша стала вкусней? (Называют этапы улучшения вкуса каши и показывают действия)
Пошлёпал ложкой (похлопать в ладоши),
Посолил (посолить левой рукой),
Попробовал (сделать движения ложкой, помотать головой в стороны),
Посыпал сахару (посластить правой рукой),
Попробовал (сделать движения ложкой, помотать головой в стороны),
Долил кипятку (взять кипяток у соседа, долить в кашу),
Попробовал (сделать движения ложкой, помотать головой в стороны),
Вылил в кашу всю баночку хрена (взять хрен со стола внизу и вылить),
Попробовал (сделать движение глазами, как будто глаза на лоб полезли).
Слайд №16
- Работа над произведением
а) Словарная работа
- Все слова вам понятны в названии? (Ответы детей)
- Как вы понимаете слово «тайное»? Назовите слова-синонимы (Если требуется, то первое слово называю я)
Слайд №17
затаённое
неразгаданное скрываемое
неизвестное секретное
никому не сказанное
Слайд №18
Аналогичная работа со словом «явное».
правдивое
понятное открытое
настоящее откровенное
известное
Слайд №19
- Согласны ли вы с автором, что именно так нужно было назвать рассказ? (Ответы детей)
- А какое название могли бы предложить вы? (Ответы детей)
- Когда вы читали рассказ, всё ли вам показалось понятным? (да/нет)
- Как вы понимаете словосочетание «Грановитая палата»? (Ответы детей)
Слайд №20
- Давайте прочитаем на слайде, что же это на самом деле. Грановитая палата - памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы.
Слайд №21
- Что такое Оружейная палата? (Ответы детей) Оружейная палата - московский музей-сокровищница, являющийся частью комплекса Большого Кремлёвского дворца. Размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном. В Оружейной палате хранятся ценности, которые собирались в течение веков в хранилищах великих московских князей и царского двора.
Слайд №22
- Знакомы ли вы с памятником русской артиллерии Царь-пушкой? Что это? И кто такой Иван Грозный? Царь-пушка - памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитый из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым, на Пушечном дворе. Это самая большая пушка в мире, которая по праву была удостоена места в Книге Рекордов Гиннеса. Иван Грозный – правитель, первый русский царь. 16 января 1547 года в возрасте 16 лет в успенском соборе Московского кремля состоялось торжественное венчание на царство.
Слайд №23
в) Работа с текстом
- Что вы узнали о главном герое, прочитав рассказ? (Ответы детей)
- Что, кроме манной каши, ел на завтрак Дениска? (Яйцо)
- Какой приём использовала мама, чтобы сын съел кашу? Найдите ответ в тексте и прочитайте (предложила пойти в Кремль, с. 126)
- Какой момент из рассказа изобразил художник на с.125? (Завтрак Дениса)
Слайд №24
- Как вы думаете, как почувствовал себя Дениска, когда мама вошла в комнату и похвалила его за съеденную кашу? Как бы вы себя почувствовали? (Ответы детей)
- Какой разговор произошёл между мамой и милиционером? Прочитайте по ролям (автор, милиционер, мама – с.126 последний абзац – с.127)
- Как вы понимаете выражение «интеллигентный человек»? «не клевещите»? (Интеллигентный человек – это человек, обладающий большой внутренней культурой, хорошим образованием и специальными знаниями. Клевета – порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений о ком-либо, подрывающих репутацию человека)
- Если бы каша не попала на шляпу прохожему, сознался бы Денис в своём поступке? (Ответы детей)
- Как выглядел пострадавший. Найдите в тексте и прочитайте (с.127)
Слайд №25
- Как Дениска понял, что мама рассердилась? («…глаза у неё стали зелёные, как крыжовник»)
- Что сын сказал маме, когда та вернулась? («Тайное всегда становится явным»)
- Можно ли рассказ назвать смешным?
- Хотели бы вы оказаться на месте того прохожего?
- Была ли у вас в жизни ситуация, за которую было стыдно? Расскажите.
Слайд №26
- Рефлексия
а) Итоговые вопросы
- О каких человеческих качествах заставляет задуматься этот рассказ? ( Денис совершил плохой поступок, ему стало стыдно)
- Какая проблема волнует автора? (Взаимоотношения родителей и детей, как правильно поступить в сложной ситуации)
- Почему Денис не сознался сразу? (Не успел, всё произошло неожиданно быстро)
Слайд №27
б) «Чёрный ящик» (по вопросам учителя нужно отгадать, что находится в ЧЯ)
- В чёрном ящике находится то, что послужило причиной поступка Дениса (Кремль)
в) Оцените, насколько хорошо вы усвоили тему урока?
г) После урока мне захотелось…( Захотелось посмотреть фильм? Прочитать ещё рассказы Драгунского?)
Слайд №28
- Заключение
Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Драгунский».
- Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.
Задание 1 (8 шт)
- Вычеркните повторяющиеся буквы, а из оставшихся букв сложите фамилию детского писателя.
Д | В | Р | А |
Ф | Г | Я | У |
Н | С | К | Ш |
Я | И | Ф | Й |
Ш | М | В | М |
____________________________________________________________________________
Задание 1
- Вычеркните повторяющиеся буквы, а из оставшихся букв сложите фамилию детского писателя.
Д | В | Р | А |
Ф | Г | Я | У |
Н | С | К | Ш |
Я | И | Ф | Й |
Ш | М | В | М |
_____________________________________________________________________________
Задание 1
- Вычеркните повторяющиеся буквы, а из оставшихся букв сложите фамилию детского писателя.
Д | В | Р | А |
Ф | Г | Я | У |
Н | С | К | Ш |
Я | И | Ф | Й |
Ш | М | В | М |
Артикуляционная разминка Мальчик Дениска, завтрак, желток, Манная каша, тарелка, песок. Кремль и Царь-пушка, Прогулка и дрожь, Тайное, явное, правда и ложь. | Артикуляционная разминка Мальчик Дениска, завтрак, желток, Манная каша, тарелка, песок. Кремль и Царь-пушка, Прогулка и дрожь, Тайное, явное, правда и ложь. |
Артикуляционная разминка Мальчик Дениска, завтрак, желток, Манная каша, тарелка, песок. Кремль и Царь-пушка, Прогулка и дрожь, Тайное, явное, правда и ложь. | Артикуляционная разминка Мальчик Дениска, завтрак, желток, Манная каша, тарелка, песок. Кремль и Царь-пушка, Прогулка и дрожь, Тайное, явное, правда и ложь. |
Артикуляционная разминка Мальчик Дениска, завтрак, желток, Манная каша, тарелка, песок. Кремль и Царь-пушка, Прогулка и дрожь, Тайное, явное, правда и ложь. | Артикуляционная разминка Мальчик Дениска, завтрак, желток, Манная каша, тарелка, песок. Кремль и Царь-пушка, Прогулка и дрожь, Тайное, явное, правда и ложь. |
4 шт
Мои достижения | Мои достижения | ||
Начало урока | Конец урока | Начало урока | Конец урока |
Мои достижения | Мои достижения | ||
Начало урока | Конец урока | Начало урока | Конец урока |
Мои достижения | Мои достижения | ||
Начало урока | Конец урока | Начало урока | Конец урока |
Мои достижения | Мои достижения | ||
Начало урока | Конец урока | Начало урока | Конец урока |
Мои достижения | Мои достижения | ||
Начало урока | Конец урока | Начало урока | Конец урока |
3 шт
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Путиловская основная общеобразовательная школа»
Мой инновационный педагогический опыт
«Системно – деятельностный подход к обучению на уроках литературного чтения
в начальной школе»
Немцева Татьяна Геннадьевна
Учитель начальных классов
Первая квалификационная категория
с. Путилово
2017 год
Мои ученики будут узнавать новое не только от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи.
И.Г.Песталоцци
Меня зовут Немцева Татьяна Геннадьевна. В 1999 я году окончила Ленинградский государственный областной университет г. Пушкина, но в школу пришла не сразу. С 2002 по 2010 годы я работала в МДОУ № 26 п. Назия. С 2003 по 2004 годы прошла профессиональную переподготовку в ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» по программе «Специальная психология». Первый опыт моей преподавательской деятельности пришёлся на 2010 – 2012 годы в МБОУ «Назиевская ООШ» в качестве учителя начальных классов. С 2012 года по настоящее время работаю в МКОУ «Путиловская ООШ».
I. Информационная часть
В XXI веке произошли значительные изменения в сфере образования. Принятие нового образовательного стандарта в начальной школе повлекло за собой пересмотр традиционной системы образования, существующей ещё с советских времён. Это позволило педагогам по-новому подойти к своей работе с детьми, и тем самым выстроить совершенно новое образовательное пространство, с помощью которого можно добиться невероятных результатов.
В основе нового образовательного стандарта лежит системно - деятельностный подход. Он предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества. Чтобы соответствовать этим требованиям, каждому педагогу начальной школы важно понять, что изменить в своей деятельности, какие новые технологии взять на вооружение.
II. Актуальность опыта
В самом начале своего пути мне довелось работать сразу с третьеклашками – моими первыми учениками. Я училась вместе с ними, так же, как и они, совершала ошибки. Чтобы их было меньше в моей работе, я начала заниматься самообразованием, искала новые формы работы, изучала различные методы и приёмы обучения и воспитания. Начав преподавать, я сразу же отметила, что устные предметы даются ребятам не так легко, как хотелось бы. Казалось бы, что тут сложного? Читай, рассуждай о прочитанном, высказывай своё мнение, но не тут-то было.… Даже в общении друг с другом ребята затруднялись выражать свои мысли: они использовали слова-паразиты, междометия, делали длительные паузы, подбирая то или иное слово. На уроках литературного чтения стеснялись читать перед аудиторией, а особенно переживали, когда проверяли технику чтения.
2.1. Причины отказа от чтения
Я понимала, почему это происходит. Современные дети совершенно перестали читать. И причин этому достаточное количество.
Во-первых, книга перестала быть главным источником информации, появился Интернет, который целиком и полностью поглотил детское сознание. Вместо того чтобы почитать интересную книжку, почти каждый ребёнок, придя домой, включает компьютер и проводит за ним всё своё свободное время. Даже на переменах в школе многие обсуждают не прочитанную книгу, а какую-нибудь новую игру для компьютера. Помимо Интернета, конечно, есть и телевидение, и компьютерные игры, и мобильные телефоны, которые так же способствуют тотальному уходу в виртуальный, не реальный мир. Страшно то, что это не всегда понимают родители. Вместо того чтобы вечерами почитать с ребёнком, обсудить с ним прошедший день, они покупают ему новую компьютерную игру, телефон или другой гаджет.
Во-вторых, появилось много развлекательной литературы – красочной, лёгкой, но не познавательной, не заставляющей ребёнка думать, размышлять, сопереживать. Да и времени на такое «чтение» понадобится совсем немного. Поэтому увлечение таким жанром не принесёт желаемых результатов.
Третья причина «ухода» современного ребёнка от чтения – усложнение школьной программы, появление новых предметов. Многие ученики и родители говорят: «Пока сделаешь домашнее задание, не захочется и читать. На это попросту не остаётся времени».
В-четвёртых, большинство родителей сами не читают и не прививают это ребёнку. Многие считают: достаточно того, что детям даётся в школе. Современная семья, к сожалению, утратила замечательную традицию семейных литературных вечеров.
Размышляя над причинами, почему же современный ребёнок выбирает не книгу, а другие способы поиска информации, я пришла к выводу, что его некому направить в нужное русло, некому подсказать, что почитать, чтобы увлечь в мир литературы. Если мы хотим, чтобы дети прониклись чтением, надо показать им пример, а значит, начать с себя.
2.2. Работа с родителями
Прежде всего, важно донести до родителей, что чтение – сложнейший мыслительный процесс. И умение читать - это вовсе не способность быстрее всех воспроизвести большее количество знаков за отведённый промежуток времени. Умение читать – это приобретённый навык правильного, беглого, выразительного и осмысленного чтения. И учиться этому нужно с 1 класса.
Происходит это в 4 этапа, и на каждом этапе ребёнок овладевает определённым способом чтения. 1 этап: побуквенное чтение, 2 этап – отрывистое слоговое чтение, 3 этап – плавное слоговое чтение с переходом в чтение целыми словами и 4 этап: чтение словосочетаниями и предложениями. И только овладев последним этапом чтения, ученик сможет в дальнейшем совершать сложные мыслительные операции.
На овладение выше перечисленными этапами требуется время, и я попросила родителей не торопить события. Ведь у каждого ребёнка овладение различными этапами чтения происходит по-разному. Так же я предложила найти время для семейного чтения, во время которого родители не только будут помогать овладевать своим детям навыками «взрослого» чтения, но и обсуждать прочитанное. Новизна состоит в том, что традиция семейного чтения, безвозвратно ушедшая в прошлое, найдёт новое воплощение и засияет новыми гранями.
Понимая, что многое зависит от меня, я решила совершенно по-новому подойти к урокам литературного чтения. Каждый мой урок должен быть интересным, логически выстроенным, познавательным, деятельностным. Только такой урок может дать «толчок» и захватить внимание ребёнка.
2.3. Системно – деятельностный подход
Урок литературного чтения – коммуникативное событие. И главным результатом урока должно быть изменение духовного содержания ребёнка. Это происходит не сразу. На это уходят годы работы. Нельзя ждать, что по мановению волшебной палочки, это произойдёт на «раз-два-три». Урок - это трудоёмкий процесс, процесс сотрудничества ребёнка и учителя. Именно сотрудничества, а не натаскивания учеников по темам планирования. Учитель выступает в роли «посредника» между изучаемым автором и учениками. В дружеской атмосфере, за «круглым» столом, когда ребята видят друг друга, происходит закладывание «фундамента» будущего читателя. На таких встречах у детей появляется желание узнать больше об изучаемом авторе и самостоятельно прочитать что-то сверх школьной программы. А это уже маленький шажок к намеченной цели.
«Всё начинается с любви: и озаренье, и работа, глаза цветов, глаза ребёнка – всё начинается с любви» - так и хочется сказать строками Роберта Рождественского. Как нельзя лучше подходят эти строки к моей работе.
Итак, 1 класс, первый урок…. Первый урок и всю свою дальнейшую работу я выстраиваю в системе деятельностного подхода. Такой урок имеет постоянную психологическую структуру и начинается с особой ситуации – установления психологического контакта между мной и моими учениками. Важна атмосфера, в которой происходит знакомство. Важно, чтобы ученики почувствовали доброжелательный настрой и доверились мне.
Наша первая встреча произошла летом, на предварительных занятиях, поэтому 1 сентября мои первоклашки были готовы к встрече со мной и не так волновались. Это особенно важно на первом этапе организации учебной деятельности.
Когда начались рабочие будни, я предложила своим ребятам каждый день начинать с добрых пожеланий друг другу, начинающихся на букву, которую мы изучаем или будем изучать. Это новшество очень понравилось моим ребятам, и они без напоминания каждый урок желают друг другу удачи.
После установления межличностного контакта можно включать учеников в предметную деятельность – знакомить с новым литературным произведением. Несомненно, на первом этапе обучения первоклассников это знакомство происходит параллельно с обучением грамоте, и как нельзя лучше для этого, по моему мнению, подходит фольклор. В ходе таких уроков дети не только знакомятся с удивительным миром разных народов: с загадками, пословицами, поговорками, песенками, потешками и другими жанрами устного народного творчества, но и учатся мыслить, анализировать.
При знакомстве с авторскими произведениями я устраиваю «встречу» с автором. Знакомлю учеников с его биографией: стараюсь рассказать об интересных фактах его жизни и творчества.
Знакомлю я ребят не только с автором, но и с тем временем, в которое он жил. С той атмосферой, которая царила в ту эпоху: музыка, песни, фильмы и др. Используя это ноу-хау, я заметила, как у детей загораются глаза, у них появляется не только желание прочитать новое произведение, но и узнать как можно больше о том времени: посмотреть старый фильм, послушать песни, узнать много интересного. После занимательного путешествия в мир художника слова, мы начинаем знакомиться с его произведениями.
Часто в процессе знакомства, ребёнок сталкивается с тем, что не понимает смысл некоторых слов, а значит и смысл текста. Нужно помочь ему в толковании непонятных слов, тем самым обогатив словарный запас ребёнка и дав возможность осознать суть прочитанного. Как это сделать? В начале каждого урока литературного чтения проводить речевую разминку, которая будет включать в себя не только артикуляционные упражнения, но и незнакомые слова. Проговаривая их, дети не только научатся правильному произношению новых слов, но и раскроют тайны их лексического значения. Эти слова позже встретятся ребятам в изучаемом произведении.
Немаловажна на уроке работа и с дидактическими текстами. С их помощью ребята научатся членить предложения на части (речевые звенья) и находить в них ключевые слова (они, как правило, отвечают на вопросы: о чём говорится и что говорится в тексте?)
Познакомятся с такими понятиями, как пауза, тактовое ударение и др. Таким образом, дети приобретут навык беглого чтения, и оно станет осмысленным и более результативным.
Чтобы ребёнку было интересно воспринимать и осмысливать новое произведение, я создаю проблемную ситуацию, стараюсь заинтриговать ученика. Он должен понимать, что новый текст не только должен быть прочитан, но и исследован. В тексте должна быть спрятана некая загадка, которую предстоит разгадать. С помощью приёма антиципации это несложно сделать. Антиципация – предвосхищение, предугадывание, предположение содержания текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов. Так возникает учебно-познавательный мотив, который подталкивает детей к деятельности.
На этапе создания проблемной ситуации важно подобрать учебный материал и организовать работу так, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали тему и цели урока. Для этого я использую специальные приёмы:
- Составление фамилии автора из пропущенных в словах букв (хорошо, если слова будут связаны с фамилией изучаемого автора)
по…, …каз, оре…ки, …омар, леш…й, учё…ый – Пушкин
- Составление фамилии автора из подчёркнутых букв
п а о р м н с г т и к ш л я ю щ э в р т м и ж д п у н - Пришвин
- Исключение иностранных букв
Е M N O P С R T Y E Z X C Н B R D F G И L K J H - Есенин
- Исключение повторяющихся букв
Д м и д л т а с у в р и л г ш о т с у а в г к о – Маршак
Важно, чтобы каждый урок литературного чтения носил диалоговый характер обучения. Только в процессе диалога ученик самостоятельно «находит новое знание».
Формы работы на уроке могут быть различными: фронтальная, парная, групповая, комбинированная и даже индивидуальная. Но стоит понимать, что только сочетание различных форм работы даст ожидаемый результат. Это сочетание определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач.
В ходе урока важно быть предельно внимательным к высказываниям учеников после прочтения текста. Эти открытия обязательно фиксировать на доске в виде вопросов и затем в совместном поиске решать их. При работе с произведением, мои ученики любят иллюстрировать отдельные эпизоды или целый текст. Всё зависит от объёма произведения. Такую работу можно давать не только в классе, но и вместо домашнего задания. Вместо вопросов, помещённых в учебнике, можно предложить детям самостоятельно сформулировать их.
Конечно, самое важное на уроках литературного чтения, это приблизиться к разгадке авторского замысла. Не обязательно полное совпадение точек зрения. Главное, чтобы учитель приблизил своих учеников к авторской идее. В этом помогает ещё одна моя находка: демонстрация опыта по теме (см. открытый урок по теме «Тайное становится явным»)
Заканчивается урок рефлексией, которая выявляет изменения, произошедшие в учениках. Важно, чтобы ребёнок проговорил, что он понял в ходе исследования. А лучше, чтобы в ходе игровой паузы, показал это своими знаниями (см. открытый урок: чёрный ящик с отгадками - новинка)
Используя на уроках системно - деятельностный подход я решаю несколько задач:
- помогаю своим ученикам накапливать собственный личный опыт;
- способствую формированию творческих способностей;
- использую различные формы работы;
- предлагаю дифференцированные учебные задания;
- поощряю самостоятельный поиск для решения поставленных вопросов;
- помогаю учащимся самостоятельно планировать свою деятельность;
- побуждаю детей к самооценке
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи. И.Г.Песталоцци
В 1999 году окончила Ленинградский государственный областной университет г. Пушкина С 2002 по 2010 годы работала в МДОУ № 26 п. Назия. С 2003 по 2004 годы прошла профессиональную переподготовку в ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» по программе «Специальная психология». Первый опыт моей преподавательской деятельности пришёлся на 2010 – 2012 годы в МБОУ « Назиевская ООШ» в качестве учителя начальных классов. С 2012 года по настоящее время работаю в МКОУ «Путиловская ООШ».
I . Информационная часть В XXI веке произошли значительные изменения в сфере образования. Принятие нового образовательного стандарта в начальной школе повлекло за собой пересмотр традиционной системы образования, существующей ещё с советских времён. В основе нового образовательного стандарта лежит системно - деятельностный подход. Он предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества.
II. Актуальность опыта В самом начале своего пути мне довелось работать сразу с третьеклашками – моими первыми учениками. Я училась вместе с ними, так же, как и они, совершала ошибки. Чтобы их было меньше в моей работе, я начала заниматься самообразованием, искала новые формы работы, изучала различные методы и приёмы обучения и воспитания. Начав преподавать, я сразу же отметила, что устные предметы даются ребятам не так легко, как хотелось бы. Казалось бы, что тут сложного? Читай, рассуждай о прочитанном, высказывай своё мнение, но не тут-то было.… Даже в общении друг с другом ребята затруднялись выражать свои мысли: они использовали слова-паразиты, междометия, делали длительные паузы, подбирая то или иное слово. На уроках литературного чтения стеснялись читать перед аудиторией, а особенно переживали, когда проверяли технику чтения.
2.1 Причины отказа от чтения Книга перестала быть главным источником информации, появился Интернет, который целиком и полностью поглотил детское сознание ; Появилось много развлекательной литературы – красочной, лёгкой, но не познавательной, не заставляющей ребёнка думать, размышлять, сопереживать ; Усложнение школьной программы, появление новых предметов ; Большинство родителей сами не читают и не прививают это ребёнку .
2.2 Работа с родителями Чтение – сложнейший мыслительный процесс. Умение читать – это приобретённый навык правильного, беглого, выразительного и осмысленного чтения. 1 этап – побуквенное чтение ; 2 этап – отрывистое слоговое чтение ; 3 этап – плавное слоговое чтение с переходом в чтение целыми словами ; 4 этап – чтение словосочетаниями и предложениями. И только овладев последним этапом чтения, ученик сможет в дальнейшем совершать сложные мыслительные операции.
Я предложила найти время для семейного чтения, во время которого родители не только будут помогать овладевать своим детям навыками «взрослого» чтения, но и обсуждать прочитанное. Новизна состоит в том, что традиция семейного чтения, безвозвратно ушедшая в прошлое, найдёт новое воплощение и засияет новыми гранями.
2.3 Системно-деятельностный подход Урок литературного чтения – коммуникативное событие Урок - это трудоёмкий процесс, процесс сотрудничества ребёнка и учителя. Главным результатом урока должно быть изменение духовного содержания ребёнка. Учитель выступает в роли «посредника» между изучаемым автором и учениками. В дружеской атмосфере, за «круглым» столом, происходит закладывание «фундамента» будущего читателя. На таких встречах у детей появляется желание узнать больше об изучаемом авторе и самостоятельно прочитать что-то сверх школьной программы.
Первый урок и всю свою дальнейшую работу я выстраиваю в системе деятельностного подхода . Такой урок имеет постоянную психологическую структуру и начинается с особой ситуации – установления психологического контакта между мной и моими учениками. Важна атмосфера, в которой происходит знакомство. Важно, чтобы ученики почувствовали доброжелательный настрой и доверились мне . Когда начались рабочие будни, я предложила своим ребятам каждый день начинать с добрых пожеланий друг другу, начинающихся на букву, которую мы изучаем или будем изучать. Это новшество очень понравилось моим ребятам, и они без напоминания каждый урок желают друг другу удачи. После установления межличностного контакта можно включать учеников в предметную деятельность – знакомить с новым литературным произведением. При знакомстве с авторскими произведениями я устраиваю «встречу» с автором. Знакомлю учеников с его биографией: стараюсь рассказать об интересных фактах его жизни и творчества.
Знакомлю я ребят не только с автором, но и с тем временем, в которое он жил. С той атмосферой, которая царила в ту эпоху: музыка, песни, фильмы и др. Используя это ноу-хау , я заметила, как у детей загораются глаза, у них появляется не только желание прочитать новое произведение, но и узнать как можно больше о том времени: посмотреть старый фильм, послушать песни, узнать много интересного. После занимательного путешествия в мир художника слова, мы начинаем знакомиться с его произведениями.
Часто в процессе знакомства с произведениями, ребёнок сталкивается с тем, что не понимает смысл некоторых слов, а значит и смысл текста. Нужно помочь ему в толковании непонятных слов, тем самым обогатив словарный запас ребёнка и дав возможность осознать суть прочитанного.
Как это сделать? Проводить речевую разминку, которая будет включать в себя не только артикуляционные упражнения, но и незнакомые слова ; Работа с дидактическими текстами. С их помощью ребята научатся членить предложения на части (речевые звенья) и находить в них ключевые слова (они, как правило, отвечают на вопросы: о чём говорится и что говорится в тексте ?) Познакомятся с такими понятиями, как пауза, тактовое ударение и др.
Чтобы ребёнку было интересно воспринимать и осмысливать новое произведение, я создаю проблемную ситуацию , стараюсь заинтриговать ученика. Он должен понимать, что новый текст не только должен быть прочитан, но и исследован. В тексте должна быть спрятана некая загадка, которую предстоит разгадать. С помощью приёма антиципации это несложно сделать. Антиципация – предвосхищение, предугадывание, предположение содержания текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов. Так возникает учебно-познавательный мотив , который подталкивает детей к деятельности
Приёмы Составление фамилии автора из пропущенных в словах букв (хорошо, если слова будут связаны с фамилией изучаемого автора): по…, … каз , оре… ки , …омар, леш … й , учё … ый – Пушкин Составление фамилии автора из подчёркнутых букв: п а о р м н с г т и к ш л я ю щ э в р т м и ж д п у н - Пришвин Исключение иностранных букв: Е W N Y L С R V Y E Z S Q Н J R D F G И L I J H – Есенин Исключение повторяющихся букв: Д м и д л т а с у в р и л г ш о т с у а в г к о – Маршак
Важно, чтобы каждый урок литературного чтения носил диалоговый характер обучения . Только в процессе диалога ученик самостоятельно «находит новое знание» .
Формы работы фронтальная парная групповая комбинированная индивидуальная
Самое важное на уроках литературного чтения, это приблизиться к разгадке авторского замысла. Не обязательно полное совпадение точек зрения. Главное, чтобы учитель приблизил своих учеников к авторской идее. В этом помогает ещё одна моя находка : демонстрация опыта по теме. Заканчивается урок рефлексией , которая выявляет изменения, произошедшие в учениках. Важно, чтобы ребёнок проговорил, что он понял в ходе исследования. А лучше, чтобы в ходе игровой паузы, показал это своими знаниями.
Задачи помогаю своим ученикам накапливать собственный личный опыт; способствую формированию творческих способностей; использую различные формы работы; предлагаю дифференцированные учебные задания; поощряю самостоятельный поиск для решения поставленных вопросов; помогаю учащимся самостоятельно планировать свою деятельность; побуждаю детей к самооценке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-м классе. В. Ю. Драгунский. "Тайное всегда становится явным"
Наталья Николаевна Попова учитель начальных классовТема урока: Виктор Юзефович Драгунский "Тайное всегда становится явным".Цели урока:раскрыть нравственный ...
Урок внеклассного чтения во 2 классе по творчеству В.Ю.Драгунского "Тайное всегда становится явным"
На уроке учащиеся отгадывают кроссоворд, в ходе эвристической беседы выясняют особенности творчества писателя...
Урок по литературному чтению по теме: В. Ю. Драгунский. "Тайное становится явным" 2 класс
Цель: познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным», его идейно-смысловым и художественным содержанием, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, ...
Конспект урока по литературному чтению В.Драгунский "Тайное всегда становится явным"
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса по программе Школа 2100В.Драгунский "Тайное всегда становится явным"...
Конспект урока литературного чтения по теме "В.Ю.Драгунский"Тайное всегда становится явным"
Конспект урока составлен с учтом применения технологии продуктивного чтения...
Конспект урока по литературному чтению.Тема урока Виктор Юзефович Драгунский Тайное всегда становится явным.
Конспект урока по литературному чтению. 2 класс Виктор Драгунский "Тайное вскгда становится явным"...
Анонс открытого урока литературного чтения. Класс- 3. Тема урока В.П.Астафьев " Стрижонок СКРИП"
В анонсе отражены основные методические приемы урока....