Конспект урока по литер чтению
материал по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения во 2-ом классе по УМК «Планета знаний».
Тема: «Устное народное творчество»
Участники: ученики 2 класса.
Практическая значимость: получение информации из различных источников, расширить представления детей об устном народном творчестве.
Теоретическая значимость: знакомство с устным народным творчеством (песни, сказки, пословицы, поговорки и т.д.).
Цели:
- расширить кругозор учащихся по народному творчеству;
- извлекать информацию, относящуюся к теме;
- сотрудничать друг с другом при выполнении проекта.
Работа над проектом:
Учащимся предлагается поучаствовать в проекте «Устное народное творчество». Учитель поясняет цели данной работы, обсуждает с учениками конечный результат, методы и приёмы его достижения.
Согласившись на участие, ребята включаются в работу. Выполнение проекта проходит поэтапно. Учитель консультирует, предлагает, направляет.
Этапы:
1-й этап: изучение соответствующей темы на уроках литературного чтения;
2-й этап: выставка книг – произведения разных народов, разных жанров;
3-й этап: выставка рисунков на тему «Русские народные сказки», «Нарисуй пословицу»;
4-й этап: выставка поделок, связанных с содержанием фольклорного произведения;
5-й этап: работа в группах (каждая группа готовит задания: подбирают загадки, изготавливают книжки-малышки «Загадки», «Пословицы», инсценируют русскую народную потешку «Тень- тень-потетень», инсценируют русскую народную сказку «Колобок».
6-й этап: защита проекта по теме «Устное народное творчество»
- Здравствуйте, гости дорогие!
- Веселья вам да радости!
- Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.
- Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка.
- Удобно ли вам, гости дорогие? Всё ли слышно? Всем ли место хватило?
- Если все готовы – отправляемся в путешествие по необычной стране. Тема нашего урока: «Устное народное творчество», на котором вы продемонстрируете своё творчество и работу над проектами.
Слайд №1
- Сегодня у нас урок, на котором вам не понадобятся учебники, а только ваши знания и смекалка.
- Давайте вспомним, что такое устное народное творчество, как вы его понимаете?
Слайд №2
- Каким ещё словом мы можем назвать устное народное творчество? (фольклор)
- Какие жанры устного народного творчества вам знакомы? Перечислите их. Молодцы!
Слайд №3
- Посмотрите на схему нашего путешествия. Путешествовать мы будем по станциям.
- Какие сказочные средства передвижения вы знаете? (Ковёр-самолет, метла, ступа, летучий корабль).
- На чем ездил Емеля? (На печи)
- Мы тоже с вами будем путешествовать на печи.
Слайд №4.
- Кто помнит заклинание, которое произносил Емеля?
- Чтобы добраться до первой станции, нам тоже необходимо произнести это заклинание.
По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай печь на первую станцию «Загадки».
Слайд №5
- Уже из названия этой станции вы поняли, что нужно что-то угадать.
- Для этого конкурса загадки подготовила 1-ая группа. Послушаем.
Слайд №6
- Загадка – вид устного народного творчества. Вопрос или задание, которое требует разгадки.
- Загадки были на Руси в глубокой древности.
- Загадки – это и игра, и состязание, развлечение и учение. Загадки любят взрослые и дети.
- В народных загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа.
Большой подсолнух в небе,
Цветёт он много лет,
Цветёт зимой и летом,
А семечек всё нет. (Солнце)
Слайд № 7 – появляется солнце, затем следующие отгадки.
Есть один такой цветок,
Не вплетёшь его в венок,
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка. (Одуванчик)
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт. (Петух)
У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт. (Кошка)
У кого из зверей
Хвост пушистее и длинней? (лиса)
Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает,
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
- Вы отлично умеете отгадывать загадки. Однако на следующей станции вам придётся хорошенько подумать.
Произносим заклинание и отправляемся на станцию «Пословицы»
Слайд № 8
Послушайте ребят 2-ой группы.
Слайд №9
- Пословица – это краткое образное выражение с поучительным смыслом, например: «Любишь кататься, люби и саночки возить».
- Каждая пословица содержит смысл: учит, наставляет, заставляет задуматься, одобряет.
- Ребята 2-ой группы подготовили для нас трудное задание.
Игра «Собери пословицу». Для каждой пословицы найти концовку, один человек из группы прочтёт полученную пословицу и объяснит смысл.
(Каждой группе раздаются конверты с разрезанными пословицами, их необходимо собрать.)
Слайд №10
-Справились с пословицами, отправляемся в путь дальше.
- Проговариваем заклинание и попадаем на станцию «Потешки»
Слайд №11
- Послушаем ребят 3-ей группы.
Слайд №12
ПОТЕШКА - жанр устного народного творчества. Потешка учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом и является главным, ведет за собой жест.
Ребята покажут своё задание. (Инсценировка русской народной потешки «Тень-тень, пототень…»
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялась лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Поди догоняй-ка!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!
Похвалялись ежи:
- У нас шубы хороши!
Физминутка! (под р.н.)
Эй, ребята, выходите,
Пляску русскую начните!
В этой пляске удалой
Пусть кружится шар земной!
Эх, раз, ещё раз,
Поклонимся мы сейчас.
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас!
- Молодцы! А сейчас мы попадём на самую любимую всеми станцию «Сказочная».
Слайд №13 Я уверена, что её любят не только дети, но и взрослые.
Проверим, как вы знаете сказки. Внимание на экран, игра «Угадай сказку»
Слайд № 14, 15,16,17,18,19.
А теперь, посмотрим, как выполнила своё задание 4-ая группа.
Инсценировка сказки «Колобок».
К о л о б о к
Автор: Жил старик со своей старушкой
В маленькой лесной избушке.
Попросил однажды дед:
Дед: - Испеки-ка на обед
Колобок румяный, вкусный!
Раньше ты пекла искусно.
Автор: По сусеку помела
Крылышком старушка.
Горсти две муки нашла-
Больше-то не нужно.
Соль добавила, песок,
Ложки две сметаны.
Славный вышел Колобок,
Пышный да румяный.
Бабка: - Погоди-ка, дед, чуток.
Пусть остынет Колобок!
Автор: Непоседе-Колобку
Стыть бы на окошке.
Но решил он
Колобок: - Убегу! Разомнусь немножко!
Автор: Прыг с окошка – и в лесок.
Вот ведь шалунишка!
На тропинке Колобок
Повстречал зайчишку.
Зайчик: - Я полакомлюсь тобой!
Я с утра не кушал.
Колобок: Что ты? Погоди, косой!
Песенку послушай:
Колобок я, непоседа,
Испекли меня для деда,
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков,
Прыг с окна – и был таков!
Велика зайчишке честь –
Колобок румяный съесть!
Автор: Прикатился по дороге
Волку серому под ноги.
Облизнулся серый волк-
В колобках он знает толк…
Волк: - Как ты кстати, Колобок!
Я голодный очень.
Съем-ка я тебя, дружок,-
Буду сыт до ночи!
Колобок: - Что ты, что ты, серый волк?!
Ты меня не кушай!
Сядь-ка лучше на пенек,
Песенку послушай:
Колобок я, непоседа,
Испекли меня для деда,
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков,
Прыг с окна – и был таков!
Обманул зайчишку славно,
От тебя уйду подавно!
Автор: Вдруг навстречу сам Потапыч.
Зарычал он, поднял лапу.
Медведь: - Подойди-ка, Колобок!
Я перекушу чуток!
Колобок: - Что ты, что, ты, косолапый?!
Опусти свою ты лапу…
Лучше песенку мою
Ты послушай, я спою:
Колобок я, непоседа,
Испекли меня для деда,
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков,
Прыг с окна – и был таков!
Убежал от зайца я
И от злого волка.
И, Топтыгин, от тебя
Мне уйти не долго!
Автор: Покатился кувырком
Через чащу прямиком…
Долго ль, коротко ль катился –
На опушке очутился.
Как беде тут не случится,
Коли хитрая лисица
На опушке той сидела,
Рыжий хвост на солнце грела.
Лиса: - Как пригож ты, Колобок!
Как румян да весел!
Говорят, что ты, дружок,
Знаешь много песен…
Колобок: - Колобок я, непоседа,
Испекли меня для деда
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков,
Прыг с окна – и был таков!
От медведя я ушел,
И от волка с зайцем,
И лисе за Колобком
Тоже не угнаться.
Автор: Колобок ей песню спел,
Укатиться прочь хотел.
Но надумала лисица
Глуховатой притвориться:
Лиса: Глуховата я чуток…
Ближе подойди, дружок.
Сядь ко мне ты на носок,
Громче спой еще разок.
Колобок: - Колобок я, непоседа,
Испекли меня для деда
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков,
Прыг с окна – и был таков!
От медведя я ушел,
И от волка с зайцем,
И лисе за Колобком
Тоже не угнаться.
Автор: Тут же песню Колобок
Громче спел еще разок.
Но хитрющая плутовка
Снова притворилась ловко:
Лиса: - Ах, поешь ты так чудесно!
Не расслышала я песню…
Сядь ко мне на язычок
И в последний спой разок!
Автор: Простодушный Колобок
Прыг лисе на язычок…
Глупый! Разве ж это дело?!
А лисица – гам! – и съела…
Чтобы лисам хитрым, злым
Не попасться в сети,
В лес нельзя ходить одним,
Дорогие дети!!!
(Если остаётся время. Сказочный герой (мягкая игрушка) подготовил для вас задание: дан отрывок из сказки , определить название сказки.)
Итог урока:
А теперь оценим работу наших групп по подготовке проектов. Приготовьте свои ладошки, по силе хлопков мы определим как ребята справились со своим заданием проекта.
Итак:1 группа – проект «Загадки»
2 группа – проект «Пословицы»
3 группа – Инсценировка р.н.потешки «Тень-тень, потетень»
4 группа – Инсценировка р.н.сказки «Колобок»
По силе аплодисментов мы узнали, что все отлично справились с заданиями проекта «Устное народное творчество».
Вот и подошло к концу наше путешествие.
Произведения устного народного творчества есть у каждого народа. Это его живая память. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
Рефлексия:
Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску).
- Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим.
У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое).
- Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали – прикрепите красное яблоко.
– Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.
– Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.
- Посмотрите, какое красивое сказочное дерево у нас получилось. Я рада, что вам было интересно и познавательно на нашем уроке.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литер. чтению "Рассказ танкиста" А. Твардовского
Урок в 4 классе. Учебник Е.Е.Кац...
конспект урока по литер чтению
Детские журналы. С. Михалков «А что у вас?"»...
План-конспект урока по литер чтению 3 класс на тему "С. А.Есенин «Черемуха»".
План-конспект урока по литер чтению 3 класс на тему "С. А.Есенин «Черемуха»"....
План-конспект урока по литер чтению 3 класс на тему "С. А.Есенин «Черемуха»".
План-конспект урока по литер чтению 3 класс на тему "С. А.Есенин «Черемуха»"....
Конспект урока по литер. чтению. Мои игрушки. Гласные звуки. Слоги
Тип урока:Урок открытия новых знанийЦель:-познакомиться с понятием «слог»;-уметь находить гласные звуки и делить слова на слоги.УУД:Личностные:Освоить статус ученика; формирова...
Конспект урока по литер.чт. Виктор Хмельницкий. Сказки-миниатюры
Цель:– формируем умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения;– развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, мест...
Конспект урока по литер.чтению. Звук н, буква н
Тема: «Звуки [н],[н’].Буква Н.»Цели: 1. Познакомить с понятием «согласный звук» и обозначающими их буквами Н, н.2. Отработать навыки различия между мягким и твердым звуко...