Конспект урока по литер чтению
материал по чтению (2 класс)

Трунова Людмила Викторовна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_vo_2.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  литературного чтения во 2-ом классе по УМК «Планета знаний».

Тема: «Устное народное творчество»

Участники: ученики 2 класса.

Практическая значимость: получение информации из различных источников, расширить представления детей об устном народном творчестве.

Теоретическая значимость: знакомство с устным народным творчеством (песни, сказки, пословицы, поговорки и т.д.).

Цели:

- расширить кругозор учащихся по народному творчеству;

- извлекать информацию, относящуюся к теме;

- сотрудничать друг с другом при выполнении проекта.

Работа над проектом:

Учащимся предлагается поучаствовать в проекте «Устное народное творчество». Учитель поясняет цели данной работы, обсуждает с учениками конечный результат, методы и приёмы его достижения.

Согласившись на участие, ребята включаются в работу. Выполнение проекта проходит поэтапно. Учитель консультирует, предлагает, направляет.

Этапы:

1-й этап: изучение соответствующей темы на уроках литературного чтения;

2-й этап: выставка книг – произведения разных народов, разных жанров;

3-й этап: выставка рисунков на тему «Русские народные сказки», «Нарисуй пословицу»;

4-й этап: выставка поделок, связанных с содержанием фольклорного произведения;

5-й этап: работа в группах (каждая группа готовит задания: подбирают загадки, изготавливают книжки-малышки «Загадки», «Пословицы», инсценируют русскую народную потешку «Тень- тень-потетень», инсценируют русскую народную сказку «Колобок».

6-й этап: защита проекта по теме «Устное народное творчество»

- Здравствуйте, гости дорогие!

- Веселья вам да радости!

- Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.

- Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка.

- Удобно ли вам, гости дорогие? Всё ли слышно? Всем ли место хватило?

- Если все готовы – отправляемся в путешествие по необычной стране. Тема нашего урока:  «Устное народное творчество», на котором вы продемонстрируете своё творчество и работу над проектами.

Слайд №1

- Сегодня у нас урок, на котором вам не понадобятся учебники, а только ваши знания и смекалка.

- Давайте вспомним, что такое устное народное творчество, как вы его понимаете?

Слайд №2

- Каким ещё словом мы можем назвать устное народное творчество? (фольклор)

- Какие жанры устного народного творчества вам знакомы? Перечислите их. Молодцы!

Слайд №3

- Посмотрите на схему нашего путешествия. Путешествовать мы будем по станциям.

- Какие сказочные средства передвижения вы знаете? (Ковёр-самолет, метла, ступа, летучий корабль).

- На чем ездил Емеля? (На печи)

- Мы тоже с вами будем путешествовать на печи.

Слайд №4.

- Кто помнит заклинание, которое произносил Емеля?

- Чтобы добраться до первой станции, нам тоже необходимо произнести это заклинание.

По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай печь на первую станцию «Загадки».

Слайд №5

- Уже из названия этой станции вы поняли, что нужно что-то угадать.

- Для этого конкурса загадки подготовила 1-ая группа. Послушаем.

Слайд №6

- Загадка – вид устного народного творчества. Вопрос или задание, которое требует разгадки.

- Загадки были на Руси в глубокой древности.

- Загадки – это и игра, и состязание, развлечение и учение. Загадки любят взрослые и дети.

- В народных загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа.

Большой подсолнух в небе,

Цветёт он много лет,

Цветёт зимой и летом,

А семечек всё нет. (Солнце)                        

Слайд № 7 – появляется солнце, затем следующие отгадки.

Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок,

На него подуй слегка:

Был цветок – и нет цветка. (Одуванчик)

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встаёт,

Голосисто поёт.     (Петух)

У порога плачет,

Коготки прячет,

Тихо в комнату войдёт,

Замурлычет, запоёт.   (Кошка)

У кого из зверей

Хвост пушистее и длинней? (лиса)

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает,

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят.      (Пирог)

- Вы отлично умеете отгадывать загадки. Однако на следующей станции вам придётся хорошенько подумать.

Произносим заклинание и отправляемся на станцию «Пословицы»

Слайд № 8

Послушайте ребят 2-ой группы.

Слайд №9

- Пословица – это краткое образное выражение с поучительным смыслом, например: «Любишь кататься, люби и саночки возить».

- Каждая пословица содержит смысл: учит, наставляет, заставляет задуматься, одобряет.

- Ребята 2-ой группы подготовили для нас трудное задание.

Игра «Собери пословицу». Для каждой пословицы найти концовку,  один человек из группы прочтёт полученную пословицу и объяснит смысл.

(Каждой группе раздаются конверты с разрезанными пословицами, их необходимо собрать.)

Слайд №10

-Справились с пословицами, отправляемся в путь дальше.

- Проговариваем заклинание и попадаем на станцию «Потешки»

Слайд №11

- Послушаем  ребят 3-ей группы.

Слайд №12

ПОТЕШКА - жанр устного народного творчества. Потешка учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом и является главным, ведет за собой жест.

Ребята покажут своё задание. (Инсценировка русской народной потешки «Тень-тень, пототень…»

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялась лиса:

- Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

- Поди догоняй-ка!

Похвалялся медведь:

- Могу песни я петь!

Похвалялись ежи:

- У нас шубы хороши!

Физминутка! (под р.н.)

Эй, ребята, выходите,

Пляску русскую начните!

В этой пляске удалой

Пусть кружится шар земной!

Эх, раз, ещё раз,

Поклонимся мы сейчас.

Начинаем перепляс,

Постараемся для вас!

- Молодцы! А сейчас мы попадём на самую любимую всеми станцию «Сказочная».

Слайд №13 Я уверена, что её любят не только дети, но и взрослые.

Проверим, как вы знаете сказки. Внимание на экран, игра «Угадай сказку»

Слайд № 14, 15,16,17,18,19.

А теперь, посмотрим, как выполнила своё задание 4-ая группа.

Инсценировка сказки «Колобок».

К о л о б о к

Автор:   Жил старик со своей старушкой

                В маленькой лесной избушке.

                Попросил однажды дед:

Дед:    - Испеки-ка на обед

                Колобок румяный, вкусный!

                Раньше ты пекла искусно.

Автор:    По сусеку помела

                Крылышком старушка.

                Горсти две муки нашла-

                Больше-то не нужно.

                Соль добавила, песок,

                Ложки две сметаны.

                Славный вышел Колобок,

                Пышный да румяный.

Бабка:  - Погоди-ка, дед, чуток.

                Пусть остынет Колобок!

Автор:   Непоседе-Колобку

                Стыть бы на окошке.

                Но решил он

Колобок: - Убегу!     Разомнусь немножко!

Автор:     Прыг с окошка – и в лесок.

                 Вот ведь шалунишка!

                 На тропинке Колобок  

                 Повстречал зайчишку.

Зайчик: - Я полакомлюсь тобой!

                  Я с утра не кушал.

Колобок: Что ты? Погоди,  косой!

                   Песенку послушай:

                   Колобок я, непоседа,

                   Испекли меня для деда,

                   На сметанке я мешен,

                   На окошке я стужен.

                   Я ушел от стариков,

                   Прыг с окна – и был таков!

                   Велика зайчишке  честь –

                   Колобок румяный съесть!

Автор:      Прикатился по дороге

                  Волку серому под ноги.

                  Облизнулся серый волк-

                  В колобках он знает толк…

Волк:    -  Как ты кстати, Колобок!

                  Я голодный очень.

                  Съем-ка я тебя,  дружок,-

                  Буду сыт до ночи!

Колобок: - Что ты, что ты, серый волк?!

                     Ты меня не кушай!

                     Сядь-ка лучше на пенек,

                     Песенку послушай:

                     Колобок я, непоседа,

                     Испекли меня для деда,

                     На сметанке я мешен,

                     На окошке я стужен.

                     Я ушел от стариков,

                     Прыг с окна – и был таков!

                     Обманул  зайчишку славно,

                     От тебя уйду подавно!

Автор:        Вдруг навстречу сам Потапыч.

                     Зарычал он, поднял лапу.

Медведь:  - Подойди-ка, Колобок!

                      Я перекушу чуток!

Колобок:  - Что ты, что, ты, косолапый?!

                    Опусти свою ты лапу…

                    Лучше песенку мою

                    Ты послушай, я спою:

                    Колобок я, непоседа,

                    Испекли меня для деда,

                    На сметанке я мешен,

                    На окошке я стужен.

                    Я ушел от стариков,

                    Прыг с окна – и был таков!

                    Убежал от зайца я

                    И от злого волка.

                    И, Топтыгин, от тебя

                    Мне уйти не долго!

Автор:       Покатился кувырком

                   Через чащу прямиком…

                    Долго ль, коротко ль катился –

                    На опушке очутился.

                    Как беде тут не случится,

                    Коли хитрая лисица

                    На опушке той сидела,

                   Рыжий хвост на солнце грела.

Лиса:      - Как пригож ты, Колобок!

                   Как румян да весел!

                  Говорят, что ты, дружок,

                  Знаешь много песен…

Колобок: - Колобок я, непоседа,

                  Испекли меня для деда

                  На сметанке я мешен,

                   На окошке я стужен.

                   Я ушел от стариков,

                   Прыг с окна – и был таков!

                   От медведя я ушел,

                   И от волка с зайцем,

                   И лисе за Колобком

                   Тоже не угнаться.

Автор:      Колобок ей песню спел,

                   Укатиться прочь хотел.

                   Но надумала лисица

                   Глуховатой притвориться:

Лиса:         Глуховата я чуток…

                   Ближе подойди, дружок.

                   Сядь ко мне ты на носок,

                   Громче спой еще разок.

Колобок: - Колобок я,  непоседа,

                     Испекли меня для деда

                     На сметанке я мешен,

                     На окошке я стужен.

                     Я ушел от стариков,

                     Прыг с окна – и был таков!

                     От медведя я ушел,

                     И от волка с зайцем,

                     И лисе за Колобком

                    Тоже не угнаться.

Автор:        Тут же песню Колобок

                    Громче спел еще разок.

                    Но хитрющая плутовка

                    Снова притворилась ловко:

Лиса:         - Ах, поешь ты так чудесно!

                   Не расслышала я песню…

                   Сядь ко мне на язычок

                   И в последний спой разок!

Автор:      Простодушный Колобок

                  Прыг лисе на язычок…

                  Глупый! Разве ж это дело?!

                  А лисица – гам! – и съела…

                  Чтобы лисам хитрым, злым

                  Не попасться в сети,

                    В лес нельзя ходить одним,

                    Дорогие дети!!!

(Если остаётся время. Сказочный герой (мягкая игрушка) подготовил для вас задание: дан отрывок из сказки , определить название сказки.)

Итог урока:

А теперь оценим работу наших групп по подготовке проектов. Приготовьте свои ладошки, по силе хлопков мы определим как ребята справились со своим заданием проекта.

Итак:1 группа – проект «Загадки»

         2 группа – проект «Пословицы»

         3 группа – Инсценировка р.н.потешки «Тень-тень, потетень»

          4 группа – Инсценировка р.н.сказки «Колобок»

По силе аплодисментов мы узнали, что все отлично справились с заданиями проекта «Устное народное творчество».

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Произведения устного народного творчества есть у каждого народа. Это его живая память. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

Рефлексия: 

Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску).

- Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим.

У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое).

-  Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали  – прикрепите красное яблоко.

– Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.

– Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.

- Посмотрите, какое красивое сказочное дерево у нас получилось. Я рада, что вам было интересно и познавательно на нашем уроке.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литер чтению

Детские журналы. С. Михалков «А что у вас?"»...

План-конспект урока по литер чтению 3 класс на тему "С. А.Есенин «Черемуха»".

План-конспект урока по литер чтению 3 класс на тему "С. А.Есенин «Черемуха»"....

План-конспект урока по литер чтению 3 класс на тему "С. А.Есенин «Черемуха»".

План-конспект урока по литер чтению 3 класс на тему "С. А.Есенин «Черемуха»"....

Конспект урока по литер. чтению. Мои игрушки. Гласные звуки. Слоги

Тип урока:Урок открытия новых знанийЦель:-познакомиться с понятием «слог»;-уметь находить гласные звуки и делить слова на слоги.УУД:Личностные:Освоить  статус  ученика; формирова...

Конспект урока по литер.чт. Виктор Хмельницкий. Сказки-миниатюры

Цель:– формируем умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения;–  развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, мест...

Конспект урока по литер.чтению. Звук н, буква н

Тема: «Звуки [н],[н’].Буква Н.»Цели: 1. Познакомить с понятием «согласный звук» и обозначающими их буквами Н, н.2. Отработать навыки различия между мягким и твердым звуко...