Литературный праздник "С.Я..Маршак"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Литературный праздник по произведениям С.Я Маршака для учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_prazdnik.docx | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный праздник
"В гостях у С.Я.Маршака"
Участвуют по 5 человек из класса (параллель 3-х или 4-их классов).
Цели:
1.Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака.
2.Прививать интерес к чтению.
3.Развивать память, внимание, мышление уч-ся.
Украшение зала:
Портрет С.Я. Маршака (1887 - 1964), выставка книг поэта, рисунки детей к произведениям, воздушные шары, цитаты:
1.С книгой жить - век не тужить.
2.Испокон века книга растит человека.
3.Книга подобна воде: пробьёт дорогу везде.
4.Хорошая книга - лучший друг.
5.Кто много читает, тот много и знает.
6.Ум без книги - что птица без крыльев.
7.Книга - книгой, а своим умом двигай.
8.Больше узнаешь - сильнее станешь.
9.Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
10.Легко забыть то, чего не знаешь.
Домашнее задание (было дано заранее):
1.Прочитать произведения:
"Почта"
"Кошкин дом"
"Теремок"
"Двенадцать месяцев"
"Сказка о глупом мышонке"
"Сказка об умном мышонке"
"Пожар"
"Багаж"
"Вот какой рассеянный"
"Усатый - полосатый"
2.Выучить наизусть отрывок из стихотворения (20-30 строк по выбору (1 уч-ся).
Ход праздника:
Ведущий: Стихи Самуила Яковлевича Маршака - друзья детских лет всех ребят. Они сопровождают ребёнка на всех дорожках его детства. Едва научившись говорить, он перелистывает "Детки в клетке", повторяет весёлые сказки, в школе заучивает наизусть строки из стихотворений, поёт его песни. Но и взрослый не расстаётся с любимым поэтом, читая в его переводах стихи, сонеты зарубежных поэтов, лирику самого Маршака.
Мы предлагаем вашему вниманию праздник-викторину, посвящённый С.Я.Маршаку и его творчеству. Встреча с произведениями Маршака - это праздник для детей. Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.
Биографическая справка.
Учащийся 1 (мальчик держит портрет). Я родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Я рано полюбил стихи, четырёх лет от роду уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, я уже переводил древнеримского поэта Горация.
Отец работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге.
Я учился в Воронежской гимназии. Позже перевёлся учиться в Петербург. А затем в Ялтинскую гимназию. После я учился в Англии, окончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогало делать литературные переводы.
Большую часть своего творчества я посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал переводы.
В 1920 году в городе Краснодаре я создал один из первых детских театров и писал для него пьесы-сказки.
Меня считают одним из основоположников детской литературы.
До последнего дня своей жизни (4 июня 1964 года) я не расставался с пером и бумагой.
Учащийся 2.
Самуил Маршак
Исчезнет мир в тот самый миг.
Исчезнет мир в тот самый час,
Когда исчезну я,
Как он угас для ваших глаз,
Ушедшие друзья.
Не станет солнца и луны,
Поблекнут все цветы.
Не будет даже тишины,
Не станет темноты…
Нет, будет мир существовать,
И пусть меня в нём нет,
Но я успел весь мир обнять,
Все миллионы лет.
Я думал, чувствовал и жил
И всё, что мог, постиг.
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.
Ведущий: Маршак для многих детей и взрослых действительно бессмертен благодаря своему творчеству. А сейчас начинается викторина по произведениям С.Я. Маршака.
Представление команд (названия, капитан).
Ведущий:
1. Разминка. Слово - отгадку написать на листике и по сигналу поднять. Правильная отгадка - 1 балл. Максимально можно заработать 7 баллов (7 отгадок).
1)Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
(Дождь).
2)Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сегодня на носу?
(Очки).
3)Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью.
(Сапоги, ботинки, туфли, тапки).
4)Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
(Мяч).
5)Мы ходим ночью,
Ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно
Каждый час,
А вы, друзья,
Не бейте нас!
(Часы).
6)В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд.
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать!
(Утюг).
7)Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И наконец, совсем исчез.
(Календарь).
2. Конкурс капитанов. Капитаны становятся в линейку. Если ответ "да", то поднять карточку зелёного цвета, если "нет" - красного (поднять по сигналу одновременно). Правильный ответ - 1 балл, возможно заработать 5 баллов.
1) Коту - герою стихотворения "Кот и лодыри", которое вы читали в нашем учебнике по чтению, скоро исполнится один год. Это верно или неверно?
Ответ: верно.
"Замяукал жалобно
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год".
2) Говорит мышонок Мурке:
- Ну, тогда сыграем в жмурки!
Завяжи глаза платком
И лови меня потом.
Ведущий: Я утверждаю, что это строки из "Сказки о глупом мышонке".
Ответ: неверно, это "Сказка об умном мышонке".
3) Главного героя - пожарного из стихотворения "Пожар" зовут Кузьма.
Ответ: да.
4) Кузьма подарил Лене на память кошку, которую тоже спас.
Ответ: верно.
"Плачет девочка навзрыд,
А Кузьма ей говорит:
- Не зальёшь огня слезами,
Мы водой потушим пламя.
Будешь жить да поживать.
Только чур - не поджигать!
Вот тебе на память кошка.
Посуши её немножко!
5) Борода твоя долга,
Да не выросли рога.
У меня длиннее вдвое -
Живо справлюсь я с тобою.
Ведущий: эти слова принадлежат козлу, "Кошкин дом".
Ответ: неверно, это коза.
3. Задание "Фейс - контроль". Даётся карточка каждой команде. Написать имя героя, угадав его по словесному портрету, и определить, из какого он произведения. (3 мин). Возможно получить 7 баллов за 7 ответов.
1) Принесла овсяной кашки,
Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиску,
Отвернулся он от миски.
Герой: котёнок.
Произведение: "Усатый - полосатый".
2) Век он в дворниках служил,
Дом хозяйский сторожил.
Герой: кот Василий.
Произведение: "Кошкин дом".
3) Кто охранял теремок?
Герой: ёжик.
4) В сказке "Двенадцать месяцев" кто подарил колечко падчерице?
Герой: Месяц Апрель.
5) Как зовут падчерицу?
Имя: нет имён в сказке.
Карточка для 3 задания.
Класс: 4 " ___"
3. Задание. Написать имя героя, угадав его по словесному портрету, и определить, из какого он произведения.
1) Принесла овсяной кашки,
Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиску,
Отвернулся он от миски.
Герой: _________.
Произведение: "_____________________".
2) Век он в дворниках служил,
Дом хозяйский сторожил.
Герой: ______________________.
Произведение: "_________________________".
3)Кто охранял теремок?
Герой: _________________.
4) В сказке "Двенадцать месяцев" кто подарил колечко падчерице?
Герой: ____________________.
5) Как зовут падчерицу?
Имя: ________________________.
4. Задание "Доскажи словечко" . Дописать слова - восстановить строки знаменитых стихотворений. (3 мин) Возможно заработать 6 баллов (6 слов).
1) Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.
Маршак С.Я. "Почта".
2) Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки.
Маршак С.Я. "Вот какой рассеянный".
Карточка для 4 задания.
Класс: 4 " ___"
4. Задание: Дописать слова - восстановить строки знаменитых стихотворений.
1) Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на ____________ ,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной ________________ ,
Это он,
Это он,
Ленинградский _____________________ .
2) Жил человек _____________________
На улице Бассейной.
Сел он утром на ________________ ,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это ___________ .
5. Задание "Кто больше". Перечислить определённые предметы, встречающиеся в произведениях. (6 мин) Можно получить максимально 34 балла.
1.Назвать животных - героев сказки Маршака "Теремок":
1)лягушка
2)мышка
3)петух
4)ёж
5)волк
6)лиса
7)медведь
2.Перечислить, кто пел песню мышонку в сказке "О глупом мышонке":
1)мышка
2)утка
3)жаба
4)лошадь
5)свинка
6)курица
7)щука
8)кошка
3.Кто пришёл в гости к кошке в сказке "Кошкин дом":
1)свинья
2)петух
3)курица
4)козёл
5)коза
4.Что сдавала дама в багаж:
1)диван
2)чемодан
3)саквояж
4)картина
5)корзина
6)картонка
7)маленькая собачонка
5.Что пообещала королева за корзину подснежников в пьесе "Двенадцать месяцев":
1)корзина золота (в которой принесли подснежники)
2)бархатная шуба на седой лисе
3)участие в королевском новогоднем катании
6.Кто такой Маршак (его профессии в литературе):
1)поэт
2)писатель
3)переводчик
4)драматург
Ведущий: Маршак сделал надпись на книге переводов.
"В одно и то же время океан
Штурмует скалы севера и юга.
Живые волны - люди разных стран -
О целом мире знают друг от друга".
Карточка для 5 задания.
Класс: 4 " ___"
5. Задание: перечислить предметы, встречающиеся в произведениях.
1.Назвать животных - героев сказки Маршака "Теремок":
1)__________________
2)__________________
3)__________________
4)_________________
5)__________________
6)__________________
7)__________________
2.Перечислить, кто пел песню мышонку в сказке "О глупом мышонке":
1)__________________
2)__________________
3)__________________
4)__________________
5)__________________
6)__________________
7)__________________
8)__________________
3.Кто пришёл в гости к кошке в сказке "Кошкин дом":
1)__________________
2)__________________
3)__________________
4)__________________
5)__________________
4.Что сдавала дама в багаж:
1)__________________
2)__________________
3)__________________
4)__________________
5)__________________
6)__________________
7)__________________
5.Что пообещала королева за корзину подснежников в пьесе "Двенадцать месяцев":
1)______________________
2)______________________
3)______________________
6.Кто такой Маршак (его профессии в литературе):
1)____________________
2)____________________
3)____________________
4)____________________
Ведущий (во время выполнения командами 5-го задания).
Игра со зрителями
Вам надо ответить, какой месяц говорит эти слова в пьесе "Двенадцать месяцев".
1) Снег теперь уже не тот -
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
(Март).
2) Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи!
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
(Апрель).
5. Конкурс - домашнее задание. Чтение отрывков из стихотворений Маршака наизусть.
Жюри оценивает по пятибалльной системе.
Пример:
Самуил Маршак
Котята.
Два маленьких котёнка поссорились в углу.
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе.
Два маленьких котёнка озябли на дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
- Ну что? - она спросила. - Не ссоритесь теперь?
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.
Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.
И оба перед печкой заснули сладким сном.
А вьюга до рассвета шумела за окном.
Жюри подводит итоги.
Ведущий: Поэт предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Вот что написал Маршак в 1962 году:
"Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!"
Учащийся 3.
Самуил Маршак
Пожелание друзьям.
Желаю вам цвести, расти,
копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и
каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!
Уч-ся раздаёт напечатанные стихи всем участникам и жюри.
Награждение победителей и участников.
Ведущий. Дорогие ребята, спасибо за игру. Желаем вам дальнейших успехов в изучении детской литературы!
Конец
Литература:
1.С.Маршак. Сказки, песни, загадки. Стихотворения. В начале жизни (Страницы воспоминаний). - М.: "Детская литература", 1981.
2.Журнал "Начальная школа" № 18/2007.
3. Биографии писателей
1 место - класс
2 место - класс
3 место - класс
Благодарность за участие - классы.
Самуил Маршак
Пожелание друзьям.
Желаю вам цвести, расти,
копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и
каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
программа по литературному чтению Н. А. Чураковой «Литературное чтение» по системе системе Л.В. Занкова
планирование примерное по литературному чтению...
Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка
Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...