Календарное-тематическое планирование уроков по курсу "Литературное чтение " 2 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | |
Самое великое чудо на свете | 1 | ||
Устное народное творчество | 12 | ||
Люблю природу русскую! Осень | 7 | ||
Русские писатели | 15 | ||
О братьях наших меньших | 10 | ||
Из детских журналов | 9 | ||
Люблю природу русскую! | 10 | ||
Писатели – детям | 21 | ||
Я и мои друзья | 13 | ||
Люблю природу русскую! Весна | 8 | ||
И в шутку, и всерьёз | 12 | ||
| 14 | ||
Резервные уроки | 4 | ||
Итого | 136 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_literaturnoe_chtenie_2_klass.docx | 136.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Универсальные учебные действия |
1 триместр (44 часа) | ||||||
1 | Самое великое чудо на свете. Р.С. Сеф «Читателю». | Урок введения в новую тему. | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению, применять систему условных обозначений, предполагать на основе названия содержание текста или главы. | Знание структуры учебника, системы условных обозначений. Умение пользоваться оглавлением, словарём. Умение составлять небольшие монологические высказывания с опорой на авторский текст. | Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач. | |
Устное народное творчество (12 часов) | ||||||
2 | Русские народные песни. Вводная диагностическая работа. | Комбинированный урок. | Прогнозировать содержание раздела, читать, выражая настроение произведения, находить созвучные окончания в тексте. | Знание названий, содержания изученных произведений и их авторов. Умение создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию. | |
3 | Потешки и прибаутки, считалки и небылицы. | Урок изучения нового материала. | Находить слова, которые помогают представить героя произведения устного народного творчества. Находить различие в потешках и прибаутках, сходных по теме. | Знание правил заучивания стихотворений, малые фольклорные жанры: считалки, небылицы, потешки и прибаутки. Умение выполнять словесное рисование картин природы, читать осознанно текст художественного произведения. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |
4 | Загадки, пословицы и поговорки. | Комбинированный урок. | Знакомство с русскими народными пословицами. Объяснять смысл пословиц, соотносить смысл пословиц с содержанием и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице и соотносить содержание рассказа с пословицей. Анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки. Моделировать загадки. | Знание малых фольклорных жанров, народных загадок. Умение приводить примеры произведений фольклора, составлять свои загадки, участвовать в диалоге при обсуждении темы урока. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |
5 | Сказки. Ю.П. Мориц «Сказка по лесу идёт». | Урок-сказка. | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. | Знание малых фольклорных жанров, народных загадок. Умение приводить примеры произведений фольклора, составлять свои загадки, участвовать в диалоге при обсуждении темы урока. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | |
6 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». | Урок-драматизация. | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, передавая настроение героя. Читать по ролям. Рассказывать сказку, используя иллюстрации в книге. | Знание понятий «народная сказка» и «авторская сказка». Умение читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст, используя иллюстрации учебника, приводить примеры произведений фольклора. | Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Читать целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы. | |
7 | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | Урок закрепления и систематизации знаний. | Читать, передавая настроение героя. Характеризовать героев сказки. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. | Знание понятий «народная сказка» и «авторская сказка». Умение читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст, используя иллюстрации учебника, приводить примеры произведений фольклора. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Читать целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы. | |
8 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Проверка техники чтения. | Комбинированный урок. | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Характеризовать героев сказки. Составлять план сказки. Пересказывать по составленному плану. Исправлять ошибки, допущенные при пересказе. | Знание понятий «народная сказка» и «авторская сказка». Умение читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст, используя план текста, приводить примеры произведений фольклора. | Устанавливать причинно-следственные связи, строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Читать целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы. | |
9 | Русская народная сказка «Лиса и журавль». | Урок-исследование. | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Характеризовать героев сказки. Составлять план сказки. Рассказывать сказку, используя иллюстрации в книге. Исправлять ошибки, допущенные при пересказе. | Знание понятий «народная сказка» и «авторская сказка». Умение читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст, используя план текста, приводить примеры произведений фольклора. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Читать целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы. | |
10 | Русская народная сказка «Каша из топора». | Урок-проект. | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Характеризовать героев сказки. Составлять план сказки. Пересказывать по составленному плану. Исправлять ошибки, допущенные при пересказе. | Знание понятий «народная сказка» и «авторская сказка». Умение читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст, используя план текста, приводить примеры произведений фольклора. | Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Читать целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы. | |
11 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди». | Урок закрепления и систематизации знаний. | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Характеризовать героев сказки. Составлять план сказки. Рассказывать сказку, используя иллюстрации в книге. Исправлять ошибки, допущенные при пересказе. | Знание понятий «народная сказка» и «авторская сказка». Умение читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст, используя план текста, приводить примеры произведений фольклора. | Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Читать целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы. | |
12 | А.А. Шибаев «Вспомни сказку». | Урок закрепления и систематизации знаний. | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Характеризовать героев сказки. Соотносить пословицы со сказками. | Знание народных сказок. Умение читать выразительно текст, различать жанры художественной литературы, приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |
13 | Обобщающий урок по теме «Устное на-родное творчество». Тест №1. | Урок обобщения и систематизации. | Систематизировать и проверить свои знания по данной теме. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме. | Знание народных сказок. Умение читать выразительно текст, различать жанры художественной литературы, приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу. | Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. | |
Люблю природу русскую! Осень (7 часов) | ||||||
14 | Нравится ли вам осень? Осенние загадки. | Урок-исследование. | Прогнозировать содержание раздела. Отвечать на вопросы, используя свои наблюдения. Формулировать ответы. Составлять загадки, используя свои знания сезонных изменений в природе. Работать в парах. | Знание понятия «устное народное творчество». Умение читать осознанно текст, пересказывать его, объяснять смысл пословиц. Умение различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |
15 | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …» К. Бальмонт «Поспевает брусника…» А. Плещеев «Осень наступила …» | Урок изучения нового материала. | Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. | Знание произведений русских поэтов. Умение выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть (по выбору). | Учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста. | |
16 | А. Фет «Ласточки пропали…» А. Толстой «Осень». | Урок изучения нового материала. | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Слушать звуки осени, переданные в лирическом произведении. Представлять картины осенней природы. | Знание произведений русских поэтов. Умение описывать поэтический образ осени в стихах, анализировать поэтическое изображение осени в стихах, читать стихотворения наизусть (по выбору). | Учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста. | |
17 | С. Есенин «Закружилась листва золотая». В. Брюсов «Сухие листья». И. Токмакова «Опустел скворечник». | Урок изучения нового материала. | Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. | Знание произведений русских поэтов. Умение описывать поэтический образ осени в стихах, анализировать поэтическое изображение осени в стихах, читать стихотворения наизусть (по выбору). | Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста. | |
18 | В.Д. Берестов «Хитрые грибы». | Урок-проект. | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение. | Знание произведений русских поэтов. Умение описывать поэтический образ осени в стихах, анализировать поэтическое изображение осени в стихах, определять тему и главную мысль произведения. | Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста. | |
19 | М.М. Пришвин «Осеннее утро». | Комбинированный урок. | Читать произведение, передавая с помощью интонации настроение автора. Иллюстрировать рассказ. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. | Знание произведений русских поэтов. Умение описывать поэтический образ осени в стихах, анализировать поэтическое изображение осени в стихах. | Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. | |
20 | Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Осень». Проверочная работа №1. | Комбинированный урок. | Читать стихотворения и прозаические произведения, передавая с помощью интонации настроение авторов. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. | Знание произведений русских поэтов. Умение анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Декламировать произведения. | |
Русские писатели (15 часов) | ||||||
21 | А.С. Пушкин. Викторина по сказкам поэта. | Урок-викторина. | Прогнозировать содержание раздела. Сравнивать авторские и народные произведения, отгадывать загадки, отвечать на вопросы викторины. Познакомиться с биографией А.С. Пушкина. | Знание произведений А.С. Пуш-кина. Умение анализировать поэтическое изображение осени в стихах, определять тему и главную мысль произведения. | Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Развивать воссоздающее и творческое воображение. | |
22 | А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …» | Комбинированный урок. | Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотво-рение. | Знание произведений А.С. Пуш-кина. Умение читать выразительно и осознанно текст стихотворения, осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы, определять изобразительные средства выразительности речи, отображающие красоту природы, читать стихотворение наизусть. | Учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |
23 | А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…» | Комбинированный урок. | Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотво-рение. | Знание произведений А.С. Пуш-кина. Умение читать выразительно и осознанно текст стихотворения, осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы, определять изобразительные средства выразительности речи, отображающие красоту природы, читать стихотворение наизусть. | Выделять существенную информацию. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |
24 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | Урок изучения нового материала. | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Различать стихотворный и прозаический текст. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. | Знание содержания сказки А.С. Пушкина. Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения. | Учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию. | |
25 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | Урок-путешествие. | Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения. | Знание содержания сказки А.С. Пушкина. Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения, создавать небольшой устный текст на заданную тему, составлять план произведения. | Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. | |
26 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | Урок-театр. | Пересказывать сказку в прозе по плану. Выразительно читать. Объяснять интересные словесные выражения в произведении. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | Знание содержания сказки А.С. Пушкина. Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения, создавать небольшой устный текст на заданную тему, пересказывать по плану. | Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. | |
27 | И.А. Крылов. Биография. | Урок изучения нового материала. | Познакомиться с биографией И.А. Крылова. Отвечать и задавать вопросы. | Знание биографии И.А. Крылова, понятия «басня». Умение читать осознанно текст, участвовать в обсуждении прочитанного произведения. | Выделять существенную информацию. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |
28 | И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука». | Урок изучения нового материала. | Отличать басню от стихотворения, знать особенности басенного текста, характеризовать героев басни с опорой на басенный текст. | Знание биографии И.А. Крылова, понятия «басня». Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно. | Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. | |
29 | И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». | Урок-театр. | Отличать басню от стихотворения, знать особенности басенного текста, характеризовать героев басни с опорой на басенный текст. | Знание биографии И.А. Крылова, понятия «басня». Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно. | Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. | |
30 | Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». | Урок изучения нового материала. | Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения, соотносить пословицы и смысл прозаического произведения. | Знание понятия «быль», творчества Л.Н. Толстого. Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно. | Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. | |
31 | Л.Н. Толстой «Филипок». | Урок изучения нового материала. | Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения. | Знание понятия «быль», творчества Л.Н. Толстого. Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно. | Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. | |
32 | Л.Н. Толстой «Правда всего дороже». | Урок изучения нового материала. | Пересказывать текст, соотносить пословицы и смысл прозаического произведения. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения. | Знание понятия «быль», творчества Л.Н. Толстого. Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно. | Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. | |
33 | Л.Н. Толстой «Котёнок». | Урок-проект. | Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения. | Знание понятия «быль», творчества Л.Н. Толстого. Умение различать жанры (рассказ, быль, стихотворение), осознанно читать текст художественного произведения. | Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. | |
34 | Разноцветные страницы. Проверка техники чтения. | Комбинированный урок. | Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | Знание понятия «быль», творчества Л.Н. Толстого. Умение различать жанры (рассказ, быль, стихотворение), осознанно читать текст художественного произведения. | Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности. Развивать воссоздающее и творческое воображение. | |
35 | Обобщающий урок по теме «Русские писатели». Контрольная работа № 1. | Контрольно-обобщающий урок. | Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | Знание понятий: «быль», «басня», «устное народное творчество». Умение различать литературные жанры. Умение оценивать свои знания и достижения. | Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Развивать воссоздающее и творческое воображение. | |
О братьях наших меньших (10 часов) | ||||||
36 | Н.И. Сладков «Они и мы». А.А. Шибаев «Кто кем становится?» | Урок-проект. | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. | Знание авторов, которые пишут о природе. Умение прогнозировать жанр произведения, определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста. | Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. | |
37 | Б. Заходер «Плачет киска …» И. Пивоварова «Жила-была собака…» | Урок изучения нового материала. | Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. | Знание произведений о животных, о природе, авторов, пишущих о природе. Умение участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. | Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. | |
38 | В. Берестов «Кошкин щенок». | Урок изучения нового материала. | Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. | Знание произведений о животных, о природе, авторов, пишущих о природе. Умение выполнять творческую работу (сочинение сказок), осознанно и выразительно читать текст художественного произведения. | Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. | |
39 | М.М. Пришвин «Ребята и утята». | Урок изучения нового материала. | Сравнивать художественные и научно-познавательные тексты, сказки и рассказы о животных. | Знание произведений М.М. Пришвина. Умение определять, от какого лица идёт повествование, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять простой план. | Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | |
40 | Е.И. Чарушин «Страшный рассказ». | Комбинированный урок. | Определять героев и характеризовать их. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. | Знание произведений Е.И. Чарушина. Умение определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге. | Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | |
41 | Б.С. Житков «Храбрый утёнок». | Комбинированный урок. | Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Участвовать в обсуждении. | Знание произведений Б.С. Житкова. Умение объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. | Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | |
42 | В.В. Бианки «Музыкант». | Урок-проект. | Видеть красоту природы, изображённую в художественном произведении, составлять план и пересказывать. Участвовать в обсуждении. | Знание произведений В.В. Бианки. Умение определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, создать небольшой устный текст на заданную тему. | Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | |
43 | В.В. Бианки «Сова». | Комбинированный урок. | Видеть красоту природы, изображённую в художественном произведении, составлять план и пересказывать. Участвовать в обсуждении. | Знание произведений В.В. Бианки. Умение определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, создать небольшой устный текст на заданную тему. | Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | |
44 | Разноцветные страницы. | Урок-викторина. | Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по темам и по авторам. | Знание авторов, которые пишут о животных. Умение поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. | Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Развивать воссоздающее и творческое воображение. | |
2 триместр ( 48 часов) | ||||||
45 | Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших». Контрольная работа № 2. | Контрольно-обобщающий урок. | Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | Знание авторов, которые пишут о животных. Умение поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. | Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. | |
Из детских журналов (9 часов) | ||||||
46 | Знакомство с детскими журналами. | Урок введения в новую тему. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. | Знание названий детских журналов, понятия «темп чтения». Умение устанавливать темп чтения, работать с иллюстрациями, ориентироваться в журнале. | Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. | |
47 | Д. Хармс «Игра». | Урок изучения нового материала. | Отличать журнал от книги. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. | Знание названий детских журналов. Умение найти нужную статью в журнале или рубрику, находить отличия книги от журнала. | Выделять существенную информацию. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |
48 | Д. Хармс «Вы знаете?..» | Урок-игра. | Находить интересные и нужные статьи в журнале, создавать свой журнал и устно его описывать. Выразительно читать. | Знание названий детских журналов. Умение найти нужную статью в журнале или рубрику; находить отличия книги и журнала; поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. | Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. | |
49 | Д. Хармс «Весёлые чижи». | Урок изучения нового материала. | Планировать работу на уроке. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. | Знание названий детских журналов. Умение найти нужную статью в журнале или рубрику, находить отличия книги и журнала. | Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. | |
50 | Д. Хармс «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог». | Урок изучения нового материала. | Рисовать иллюстрации к прочитанному и своему журналу. Писать свои рассказы и стихи для детского журнала. | Знание названий детских журналов. Умение проводить лексическую работу, создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | |
51 | Ю.Д. Владимиров «Чудаки». А.И. Введенский «Учёный Петя». | Урок изучения нового материала. | Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. | Знание названий детских журналов. Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно. | Выделять существенную информацию. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |
52 | А.И. Введенский «Лошадка». | Урок изучения нового материала. | Планировать работу на уроке. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. | Знание названий детских журналов. Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно. | Учить основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. | |
53 | Д. Хармс «Весёлый старичок». | Урок изучения нового материала. | Читать вслух с постепенным переходом про себя, отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале. | Знание названий детских журналов. Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно. | Учить основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. | |
54 | Обобщающий урок по теме «Из детских журналов». Тест № 2. | Контрольно-обобщающий урок. | Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | Знание, как устроен журнал. Умение поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. | Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. | |
Люблю природу русскую! Зима (10 часов) | ||||||
55 | Нравится ли вам зима? Зимние загадки. | Урок введения в новую тему. | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. | Знание произведений о зиме. Умение отгадывать загадки, моделировать свои загадки, составлять мини-рассказ о зиме и зимних играх. | Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |
56 | И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…» К.Д. Бальмонт «Светло-пушистая…» | Урок изучения нового материала. | Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение. | Знание произведений о зиме. Умение определять в тексте средства выразительности, читать выразительно стихотворение наизусть, сравнивать стихотворения разных поэтов одной тематики. | Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. | |
57 | Я.Л. Аким «Утром кот принёс на лапах…» Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» | Урок изучения нового материала. | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Различать стихотворный и прозаический текст. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. | Знание произведений о зиме. Умение определять в тексте средства выразительности, читать выразительно стихотворение наизусть, сравнивать стихотворения разных поэтов одной тематики. | Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. | |
58 | С.А. Есенин «Поёт зима, аукает …», «Берёза». | Урок изучения нового материала. | Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. | Знание творчества С.А. Есенина. Умение воспринимать на слух художественный текст, определять средства выразительности, рисовать словесные картины зимней природы. | Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. | |
59 | Русская народная сказка «Два Мороза». | Урок-театр. | Понимать особенности сказочного текста. Характеризовать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характеристики. | Знание отличия прозаического произведения от лирического. Умение объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. | Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. | |
60 | С.В. Михалков «Новогодняя быль». | Комбинированный урок. | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. | Знание зимних праздников. Умение рифмовать слова, текст, делить текст на смысловые части, создавать небольшой устный текст на новогоднюю тематику. | Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | |
61 | А.Л. Барто «Дело было в январе …» С.Д. Дрожжин «Улицей гуляет …» | Комбинированный урок. | Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотво-рение. | Знание творчества А.Л. Барто. Умение определять тему и находить главных героев. Рассказывать об изображениях зимнего времени года в произведениях, читать стихотворения по выбору наизусть. | Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. | |
62 | Разноцветные страницы. | Урок-викторина. | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. | Знание произведений о зиме. Умение поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. | Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. | |
63 | Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима». Контрольная работа №3. | Контрольно-обобщающий урок. | Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | Знание произведений о зиме. Умение поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. | Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. | |
64 | Проверка техники чтения. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Анализировать свои успехи / неуспехи. | Знание своих сильных и слабых сторон. Умение поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. | Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. | |
Писатели – детям (21 час) | ||||||
65 | К.И. Чуковский. Биография. | Урок введения в новую тему. | Познакомиться с биографией К.И. Чуковского, совершить обзор по произведениям писателя. Работа в группах. | Знание произведений К.И. Чуковского. Умение найти информацию из дополнительной литературы по заданию учителя. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | |
66 | К.И. Чуковский «Путаница». | Урок-игра. | Воспринимать на слух художественный текст, определять особенности юмористического произведения. Характеризовать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характеристики. | Знание творчества К.И. Чуковского, содержание произведений. Умение анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках и шутках, давать характеристику героям. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |
67 | К.И. Чуковский «Радость». | Комбинированный урок. | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. | Знание творчества К.И. Чуковского, содержание произведений. Умение определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. | Учиться основам смыслового чтения художественных и юмористических текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. | |
68 | К.И. Чуковский «Федорино горе». | Урок изучения нового материала. | Воспринимать на слух художественный текст. Характеризовать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характеристики. Читать по ролям. | Знание творчества К.И. Чуковского, содержание произведений. Умение анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках и шутках, давать характеристику героям. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |
69 | К.И. Чуковский «Федорино горе». | Урок-исследование. | Определять смысл произведения, составлять план, давать характеристики героям, выражать своё мнение в адрес главной героини. Читать по ролям. | Знание творчества К.И. Чуковского, содержание произведений. Умение различать народные и литературные сказки, делать выводы. | Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | |
70 | К.И. Чуковский «Федорино горе». | Урок закрепления. | Пересказывать в прозе и наизусть. Коллективно составлять картинный план. Анализировать отношение автора к главной героине в начале сказки и в конце. | Знание творчества К.И. Чуковского, содержание произведений. Умение выразительно читать, отвечать на вопросы по прочитанному тексту. | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | |
71 | К.И. Чуковский «Федорино горе». | Урок обобщения и систематизации знаний. | Пересказывать в прозе и наизусть. Коллективно составлять картинный план. Анализировать отношение автора к главной героине в начале сказки и в конце. | Знание творчества К.И. Чуковского, содержание произведений. Умение делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста. | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | |
72 | С.Я. Маршак. | Урок введения в новую тему. | Познакомиться с биографией С.Я. Маршака, сделать обзор произведений писателя. Работа в группах. | Знание произведений С.Я. Маршака. Умение найти информацию из дополнительной литературы по заданию учителя. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | |
73 | С.Я. Маршак «Кот и лодыри». | Урок изучения нового материала. | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Соотносить смысл пословицы с содержанием стихотворения. Характеризовать героев произведения. | Знание творчества С.Я. Маршака. Умение анализировать юмористическое стихотворение, выразительно читать, отвечать на вопросы по прочитанному тексту. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |
74 | С.В. Михалков. | Урок введения в новую тему. | Знакомиться с биографией С.В. Михалкова, сделать обзор произведений писателя. Работа в группах. | Знание произведений С.В. Михалкова. Умение найти информацию из дополнительной литературы по заданию учителя. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | |
75 | С.В. Михалков «Мой секрет». | Урок изучения нового материала. | Определить смысл произведения. Обсудить заголовок стихотворения. Дать характеристику герою по его поступкам. | Знание произведений С.В. Михалкова. Умение выделять главную мысль произведения, оценивать поступки героев, выражать своё отношение к героям. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |
76 | С.В. Михалков «Сила воли». | Комбинированный урок. | Определить смысл произведения. Обсудить заголовок стихотворения. Дать характеристику герою по его поступкам. Разделить текст на смысловые части. | Знание произведений С.В. Михалкова. Умение выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, отвечать на вопросы по прочитанному. | Учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. | |
77 | С.В. Михалков «Мой щенок». | Комбинированный урок. | Определить смысл произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение. Дать характеристику герою по его поступкам. Разделить текст на смысловые части. | Знание произведений С.В. Михалкова. Умение выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать юмористические произведения и произведения о животных. | Учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. | |
78 | А.Л. Барто «Верёвочка». | Урок-игра. | Познакомиться с биографией А.Л. Барто. Определить смысл произведения. Обсудить заголовок и прочувствовать ритм стихотворения. Вспомнить детские считалки и сопоставить с данным произведением. | Знание творчества А.Л. Барто. Умение определять тему и главную мысль произведения, выразительно читать произведения наизусть. | Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | |
79 | А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу». | Комбинированный урок. | Анализировать заголовки стихотворений, подобрать свои; выразительно читать. | Знание понятия «темп чтения». Умение устанавливать темп чтения от смысла читаемого; работать с иллюстрациями; читать осознанно текст художественного произведения; оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения. | Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. | |
80 | А.Л. Барто «Вовка – добрая душа». | Комбинированный урок. | Анализировать заголовок стихотворения, определить тему и главную мысль произведения, дать характеристику герою стихотворения. | Знание творчества А.Л. Барто. Умение определять тему и главную мысль произведения, выразительно читать произведения наизусть. | Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей, близких по тематике произведений. | |
81 | Н.Н. Носов «Затейники». | Урок введения в новую тему. | Познакомиться с биографией Н.Н. Носова. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. | Знание творчества Н.Н. Носова. Умение прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей, близких по тематике произведений. | |
82 | Н.Н. Носов «Живая шляпа». | Комбинированный урок. | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. | Знание творчества Н.Н. Носова. Умение определять тему и находить главных героев. Уметь: прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей, близких по тематике произведений. | |
83 | Н.Н. Носов «На горке». | Комбинированный урок. | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. | Знание творчества Н.Н. Носова. Умение определять тему и находить главных героев. Уметь: прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | |
84 | Скороговорки. | Урок-игра. | Знакомство с понятием «скороговорка». Работа над выразительностью чтения, ритмом. Участие в коллективном рассуждении о значении обучения и умения читать. Определение темы текста. | Знание понятия «скороговорка», ее назначение, малые фольклорные жанры, народные загадки. Умение приводить примеры произведений фольклора, участвовать в диалоге при обсуждении темы урока. | Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста. Соотносить название произведения с его содержанием. | |
85 | Обобщающий урок по теме «Писатели – детям». Контрольная работа № 4. | Контрольно-обобщающий урок. | Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Проверка предметных и универсальных учебных умений. | Уметь: определять тему и Умение мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. | Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. | |
Я и мои друзья (13 часов) | ||||||
86 | Я и мои друзья. Развитие речи. | Урок введения в новую тему. | Обогащение словарного запаса. Обучение выбору книги по заданной учителем теме. | Умение прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. | |
87 | В.Д. Берестов «За игрой». Э.Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду». | Комбинированный урок. | Дать характеристику персонажу. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения. | Умение работать со словарем; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения. | Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | |
88 | В.Д. Берестов «Гляжу с высоты». В.В. Лунин «Я и Вовка». | Комбинированный урок. | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. | Умение соблюдать интонацию при чтении; читать осознанно текст художественного произведения. | Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | |
89 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | Урок изучения нового материала. | Анализ заголовка произведения. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Определение идеи произведения. | Умение соблюдать интонацию при чтении; читать осознанно текст художественного произведения. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |
90 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | Урок закрепления. | Дать характеристику персонажу. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения | Умение определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. | Определять собственное отношение к персонажу. Озаглавливать текст, иллюстрацию. | |
91 | Ю.И. Ермолаев «Два пирожных». | Комбинированный урок. | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. | Умение прогнозировать содержание и жанр произведения перед чтением; ориентироваться в заявленных программой жанрах и их особенностях; правильно называть элементы книги и их назначение. | Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определять собственное отношение к персонажу. Озаглавливать текст, иллюстрацию. | |
92 | В.А. Осеева «Волшебное слово». | Урок-проект. | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. | Умение прогнозировать содержание и жанр произведения перед чтением; ориентироваться в заявленных программой жанрах и их особенностях; правильно называть элементы книги и их назначение. | Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Инсценировать прочитанное. | |
3 триместр (44 часа) | ||||||
93 | В.А. Осеева «Хорошее». | Комбинированный урок. | Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. | Умение использовать силу голоса при чтении; пересказывать текст, читать по ролям; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое выступление. | Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | |
94 | В.А. Осеева «Почему?» | Урок изучения нового материала. | Анализ заголовка произведения. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. | Умение оценивать события, героев произведения; анализировать взаимоотношения героев, оценивать их поступки; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); прогнозировать содержание текста на основе заглавия и иллюстрации. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |
95 | В.А. Осеева «Почему?» | Урок закрепления. | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Составление плана. Характеристика персонажа. | Умение оценивать события, героев произведения; анализировать взаимоотношения героев, оценивать их поступки; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); прогнозировать содержание текста на основе заглавия и иллюстрации. | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Соотносить название произведения с его содержанием. | |
96 | В.А. Осеева «Почему?» | Урок закрепления. | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Составление плана, пересказ. Характеристика персонажа. | Умение оценивать события, героев произведения; анализировать взаимоотношения героев, оценивать их поступки; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); прогнозировать содержание текста на основе заглавия и иллюстрации. | Соотносить пословицы с произведениями. Различать жанры произведений: малые фольклорные и литературные формы. | |
97 | Е.А. Благинина «Простокваша». В.Н. Орлов «На печи». | Урок обобщения и систематизации знаний. | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. | Умение определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. | Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |
98 | Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья». Проверочная работа №2. | Контрольно-обобщающий урок. | Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Проверка предметных и универсальных учебных умений. | Умение прогнозировать содержание и жанр произведения перед чтением; ориентироваться в заявленных программой жанрах и их особенностях; правильно называть элементы книги и их назначение. | Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. | |
Люблю природу русскую! Весна (8 часов) | ||||||
99 | Нравится ли вам весна? Весенние загадки. | Урок введения в новую тему. | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. | Знание произведений о весне. Умение отгадывать загадки, моделировать свои загадки, составлять мини-рассказ о весне. | Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | |
100 | Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды». | Урок изучения нового материала. | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. | Умение определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. | Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. | |
101 | А.Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». | Урок изучения нового материала. | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. | Умение читать осознанно текст художественного произведения; оценивать события; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); прогнозировать содержание по заголовку; анализировать стихотворный текст. | Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. | |
102 | А.А. Блок «На лугу». С.Я. Маршак «Снег теперь уже не тот…» | Урок изучения нового материала. | Анализировать заголовки стихотворений, подбирать свои, выразительно читать. | Умение определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события; находить в тексте логически законченные части произведения. | Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |
103 | И.А. Бунин «Матери». Проверка техники чтения. | Контрольно-обобщающий урок. | Проверка предметных и универсальных учебных умений. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. | Умение определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. | Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |
104 | А.Н. Плещеев «В бурю». | Урок обобщения и систематизации знаний. | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. | Умение определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. | Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений | |
4 четверть (32 часа) | ||||||
105 | Е.А. Благинина «Посидим в тишине». Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел». | Урок обобщения и систематизации знаний. | Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. | Умение использовать силу голоса при чтении; пересказывать текст, читать по ролям; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание. | Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | |
106 | И.М. Пивоварова «Здравствуй». Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна». Проверочная работа №3. | Контрольно-обобщающий урок. | Проверка предметных и универсальных учебных умений. | Умение читать осознанно текст художественного произведения; оценивать события; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); прогнозировать содержание по заголовку; анализировать стихотворный текст. | Отвечать на вопросы по содержанию литературных текстов. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | |
И в шутку, и всерьёз (12 часов) | ||||||
107 | «Мозговая атака». Развитие речи. | Урок-игра. | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. | Умение составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события; находить в тексте логически законченные части произведения. | Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | |
108 | Б.В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | Урок введения в новую тему. | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Пополнение словарного запаса. | Умение читать осознанно текст художественного произведения; оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); прогнозировать содержание по заголовку; анализировать стихотворный текст; отличать «добрый смех» от иронии. | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. | |
109 | Б.В. Заходер. Песенки Винни-Пуха. | Комбинированный урок. | Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. | Умение определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. | Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. | |
110 | Э.Н. Успенский «Чебурашка». | Комбинированный урок. | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. | Умение давать характеристику необычным персонажам; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; выделять опорные слова в произведении. | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. | |
111 | Э.Н. Успенский «Чебурашка». | Урок закрепления. | Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного. Составление рассказа по иллюстрации. | Умение определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. | Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. | |
112 | Э.Н. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память». | Комбинированный урок. | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. | Умение определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | |
113 | В.Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка». | Комбинированный урок. | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. | Умение читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); понимать настроение лирического героя. | Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определять собственное отношение к персонажу. Озаглавливать текст, иллюстрацию. | |
114 | И.П. Токмакова «Плим», «В чудной стране». | Комбинированный урок. | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. | Умение читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; понимать настроение лирического героя. | Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. | |
115 | Г.Б. Остер «Будем знакомы». | Комбинированный урок. | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. | Умение понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику. | Отвечать на вопросы по содержанию литературных текстов. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | |
116 | В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным». | Урок изучения нового материала. | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. | Знание понятия «орфоэпическое чтение». Умение читать орфоэпически, по ролям; определять тему, характер и главную мысль произведения; пересказывать текст. | Соотносить название произведения с его содержанием. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками. | |
117 | В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным». | Урок обобщения и систематизации знаний. | Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение выбору книги по заданной учителем теме. Ранжирование произведений по тематике, жанру. | Умение делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. | Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. | |
118 | Ю. Тувим «Про пана Трулялянского». Обобщающий урок по теме «И в шутку, и всерьёз». Проверочная работа №4. | Контрольно-обобщающий урок. | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Проверка предметных и универсальных учебных умений. | Умение понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определять собственное отношение к произведению. | |
Литература зарубежных стран (14 часов) | ||||||
119 | Викторина. Развитие речи | Урок-викторина. | Пополнение словарного запаса. | Умение понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. | Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. | |
120 | Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». | Урок введения в новую тему. | Анализ заголовка произведения. Определение собственного отношения к литературному персонажу. | Умение соблюдать интонацию при чтении; читать осознанно текст художественного произведения. | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Сотрудничать с одноклассниками. | |
121 | Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы». | Урок изучения нового материала. | Анализ заголовка произведения. Определение собственного отношения к литературному персонажу. | Умение определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Сотрудничать с одноклассниками. | |
122 | Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк». | Комбинированный урок. | Формирование осознанности и выразительности чтения. | Умение подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений. | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Сотрудничать с одноклассниками. | |
123 | Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». | Комбинированный урок. | Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. | Умение соблюдать интонацию при чтении; читать осознанно текст художественного произведения. | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Сотрудничать с одноклассниками. | |
124 | Ш. Перро «Кот в сапогах». | Урок изучения нового материала. | Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими). Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. | Знание понятий: «драматизация», «волшебная сказка». Умение читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать события, героев произведения. | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | |
125 | Ш. Перро «Кот в сапогах». | Урок закрепления. | Обучение художественному пересказу прочитанного. Освоение приема драматизации. Составление рассказа по иллюстрации. | Знание понятий: «драматизация», «волшебная сказка». Умение читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать сказки народные и литературные. | Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. | |
126 | Ш. Перро «Красная Шапочка». | Урок изучения нового материала. | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. | Умение читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать события, героев произведения. | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Сотрудничать с одноклассниками. | |
127 | Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». | Урок-театр. | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. | Умение читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать события, героев произведения. | Учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Сотрудничать с одноклассниками. | |
128 | Э. Хогарт «Мафин и паук». | Комбинированный урок. | Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Пополнение словарного запаса. | Умение понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику. | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеризовать персонажи в опоре на текст. | |
129 | Э. Хогарт «Мафин и паук». | Урок обобщения и систематизации знаний. | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. | Умение понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику. | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | |
130 | Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран». Контрольная работа №5. | Контрольно-обобщающий урок. | Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими). | Умение читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. | Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. | |
131 | Проверка техники чтения. | Контрольно-обобщающий урок. | Проверка предметных и универсальных учебных умений. | Умение определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное. | Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. | |
132 | Итоговая диагностическая работа. | Контрольно-обобщающий урок. | Проверка предметных и универсальных учебных умений. | Умение определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. | Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. | |
133-136 | Резерв. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Требования к оснащению учебного процесса на уроках литературного чтения:
Для работы учащимся необходимы:
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению ( в том числе в цифровой форме).
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
- Классная доска с креплениями для таблиц.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер с принтером.
- Ксерокс.
- Аудиомагнитофон.
- CD/DVD-проигрыватель.
- Телевизор с диагональю не менее 72 см.
- Проектор для демонстрации слайдов.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по литературному чтению.
Мультимедийные (цировые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц.
Полки для «Уголка книг».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс "Школа России"ФГОС
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс "Школа России" ФГОС...
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 1 класс "Школа России" ФГОС
календарно-тематическое планирование по ИЗО 1 класс...
календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс "Школа России" ФГОС
календарно- тематическое планирование с описанием предметных, метапредметных и личностных УУД...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс "Школа России" ФГОС
Календарно тематическое планирование по русскому языку 4 класс "Школа России" ФГОС (Канакина)...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс.Школа России. ФГОС.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс.Школа России. ФГОС.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс.Школа России. ФГОС.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс....