технологическая карта урока литературного чтения
методическая разработка по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение
Тема: Сельма Лагерлёф "В Назарете"
Тип урока: урок чтения и осмысления произведения
Цель и задачи урока: познакомить с новым произведением С. Лагерлеф; отрабатывать навыки выразительного, осознанного чтения текста; учить анализировать характер и поступки героев; обогащать словарный запас.
Дата проведения:.
Предметные результаты: знание зарубежной литературы, определение ее особенностей, составление пересказов самых интересных эпизодов произведений от лица главных героев, самостоятельное составление рассказов о герое с использованием авторского текста;
Метапредметные результаты: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев; К — ответы на вопросы на основе произведений зарубежной литературы, обсуждение в паре, группе ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения;
Личностные результаты: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех». Структура МЭНЭДЖ МЭТ – инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах. *** структура ХАЙ ФАЙВ - сигнал тишины и привлечения внимания (используется на протяжении урока). Данная структура учит сконцентрировать внимание на учителе и приготовиться к следующему этапу работы. | Организует создание рабочей атмосферы. Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой. ***Учитель поднимает руку и говорит, обращаясь к классу: «Хай файв!» | Осуществляет самооценку готовности к уроку. Входят в рабочее состояние. Дети рассаживаются в группу по 4 человека. Занимают свои места за партами как показано на табличке. (Класс разделён на 5 групп). ***Учащиеся в ответ должны тоже поднять руку и посмотреть на учителя. |
Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха | 1.Проверка домашнего задания. Приём «Письмо». Составить один вопрос по произведению С.Лагерлёф «Святая ночь». | Вспомните, с произведением какого автора мы познакомились на предыдущем уроке? Название? | Сельма Лагерлёф "Святая ночь" Каждый обучающийся на листочек записывает вопрос и ответ (закрывает), образуют пары, задают свой вопрос, меняются листочками, образуют новые пары… |
2.Актуализация знаний, появление темы. Эпиграф к уроку: (на слайде) «Большинство людей сбрасывают с себя детство, как старую шляпу, и забывают его, как ставший ненужным номер телефона. Настоящий человек только тот, кто, став взрослым, остается ребенком». | Эти слова принадлежат известному немецкому детскому писателю Эриху Кёстнеру. Прочитайте. Как вы поняли эти слова? К счастью, в мире не так мало людей, которые забыли или не захотели в юности сбросить с себя старую шляпу детства. Некоторые из них – писатели-сказочники. Нам известно имя Сельмы Лагерлёф, которая верила в сказки и легенды и могла их талантливо пересказывать и придумывать для детей. Сегодня мы познакомимся еще с одним её произведением «В Назарете». | Читают, высказывают свое мнение. | |
3.Антиципация чтения. Словарная работа. Назарет, горшечник, жбан, исподтишка, кривобоки, гора Фавор, околоток, водонос, зеленщик, раздосадованный, бесформенные, беспомощно. | Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом. Попробуйте объяснить значение этих слов: (в каждой группе на листе даны слова). Выслушиваются сначала предположения детей, а потом учитель корректирует их предположения. - Зная название и некоторые слова из произведения, попытайтесь предположить, о чём пойдёт речь, о каких событиях может нам рассказать автор в этом произведении. (Можно на доске (или отдельных листах) записать наиболее интересные предположения, высказывания детей. Это может сделать учитель, или сами дети). Прочитав произведение мы определим, чьё предположение окажется более точным. | По названию, имени автора, предшествующей тексту словарной, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев. Дети работают в группах. Каждая из пяти групп получает лист со словами, значение которых они должны объяснить (лист передают по часовой стрелке, каждый напротив слова, значение которого ему известно, или предполагаемое значение – делает соответствующую запись). Зачитывают: партнёр под номером 1 (каждой группы, только те слова, значение которых не раскрыл предыдущий обучающийся). Дети высказывают предположения о том, о ком будет идти речь в произведении, какие события могут быть описаны и т.д. | |
4. Постановка целей урока. Наша цель – рассуждая о поступках и характерах героев, попытаться отыскать правду, истину. | Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. Перед тем, как мы окунёмся в загадочный, сказочный мир, созданный великой С. Лагерлёф, давайте поставим перед собой цели, которых мы хотим достичь, прочитав данное произведение. | Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста. Можно предложить обучающимся каждому для себя поставить цель, или каждая группа обсуждает и записывает общую цель на листок. | |
Учебно-познавательная деятельность. | 1. Работа с текстом. Стратегия «Чтение с остановками» Текст «В Назарете» и примерные вопросы см. Приложение. | Организация "вдумчивого" чтения. Деление текста на смысловые части и постановка вопросов к части. Вопросы могут формулировать как учитель, так и дети. (1 – 2 вопроса). Краткий и ёмкий комментарий текста. | Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения. Дети читают текст (вслух, один ученик - по выбору учителя – 1 часть текста), остальные следят за чтением по учебникам. На вопросы отвечает тот, кто читал/ или желающие. Осознанное и произвольное высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. |
2. Беседа по содержанию в целом. Заповеди (слайд): 1. Все у вас да будет с любовью 2. Будьте в мире со всеми людьми 3. Будьте почтительны 4. Побеждай зло добром | - Каковы ваши впечатления от прочитанного? -Какой фрагмент рассказа вам запомнился? Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту. - Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились? - Кто его главные герои, каковы их характеры и поступки? - Как думаете, удалось ли нам вместе с С.Лагерлеф отыскать истину? - В чем она? - Попробуйте начать свой ответ со слова «нельзя». - А теперь со слова «нужно». - А вот истина, которую оставил людям Иисус: | Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли. Проверка своих предположений о содержании и героях текста: почему прогноз оказался неточным? какой информации оказалось недостаточно? и т.д. Отвечают на вопросы, подбирают слова Иуда – злой, завистливый, хитрый, жестокий. Иисус - добрый, внимательный, отзывчивый, милосердный. Читают заповеди. | |
Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности. | Каждый вдумчивый читатель при знакомстве с произведением открывает что-то для себя. Какие же открытия вы сделали? | Продолжите фразы (выслушивает желающих высказаться) | В группах (партнёры по лицу): Сегодня на уроке я узнал(а)… На этом уроке я похвалил(а) бы себя за….. После урока мне захотелось… Сегодня я сумел(а)… |
Домашнее задание | «Телеграмма» или «Кто короче?» | Инструкция по выполнению домашнего задания. Необходимо передать содержание текста, вычленив самую главную информацию, тем самым сжав его. | Дети дома готовят «сжатый» пересказ текста. |
Приложение
В Назарете
Как-то раз, когда Иисусу было еще пять лет, он сидел на пороге мастерской своего отца и из комка глины, которую дал ему гончар, живший на другой стороне улицы, усердно лепил птиц. Иисус был счастлив, как никогда: мальчики говорили ему, что гончар – человек суровый, которого очень трудно упросить. И вдруг он подарил ему глины!
Иисус и сам хорошенько не знал, как это случилось. Он стоял на пороге и пристально смотрел, как работал сосед, и вдруг тот подошел и подарил ему большой ком глины.
СТОП
Чем был занят Иисус в начале повествования?
На ступеньке лестницы соседнего дома сидел некрасивый рыжий мальчик, Иуда. От постоянных драк лицо его было в синяках, а одежда – в лохмотьях. Но в эту минуту он сидел спокойно, никого не задирал, а так же, как и Иисус, занимался лепкой из глины. Но получить эту глину сам он не мог: он старался не попадаться на глаза угрюмому гончару, потому что частенько бросал камнями в его посуду, – и, подойди он попросить глины, гончар прогнал бы его.
СТОП
Как вы думаете, откуда у Иуды глина?
Глиной поделился с ним Иисус.
Когда птицы были готовы, каждый из мальчиков поставил их перед собою полукругом. Они имели обычную форму: вместо ног большой серый ком глины, коротенькие хвостики, полное отсутствие шеи и едва заметные крылышки.
Но птицы Иуды были так плохо сделаны, что не могли стоять и сейчас же падали; и как он ни старался придать им красивую форму и устойчивость, маленькие жесткие пальцы его не слушались, и из его работы ничего не выходило. Порой он посматривал в сторону Иисуса и удивлялся, как это он ухитряется вылепливать птиц такими ровными и гладкими, как дубовые листья в лесу Фавора.
СТОП
Одинаковые ли получились птички у детей?
С каждой новой птицей Иисус чувствовал себя все счастливей и счастливей. Одна казалась ему красивее другой, и он с гордостью и любовью смотрел на них, не отрывая взгляда. Они будут товарищами его игр, его маленькими сестренками, будут спать у него в постельке, болтать с ним и петь ему песни, когда мать будет уходить из дому и оставлять его одного. Теперь уж никогда он не будет чувствовать себя одиноким.
В это время мимо мальчиков проходил водонос, согнувшись под тяжестью своей ноши, а следом за ним проехал верхом на осле торговец зеленью, окруженный корзинами. Водонос положил руку на кудрявую головку Иисуса и стал расспрашивать его о птичках, и Иисус начал рассказывать, что у каждой из них есть свое имя и что они умеют петь. Все эти птички прилетели к нему из чужих стран и рассказали ему такие истории, которые знают только они да он. Иисус рассказывал так интересно, что водонос и торговец зеленью заслушались и забыли о своих делах.
СТОП
О чем думал Иисус, когда лепил своих птичек?
Как вы думаете, почему водонос не прошел мимо, а остановился и даже положил свою руку на белокурую головку Иисуса?
Когда они собрались наконец уходить, Иисус показал им на Иуду и сказал:
– А посмотрите, каких хорошеньких птичек сделал Иуда!
И торговец зеленью придержал своего осла и ласково спросил Иуду, есть ли имена у его птиц и умеют ли они петь. Но Иуда упрямо молчал, не отрывая глаз от работы. Торговец зеленью сердито отбросил ногой одну из его птиц и поехал дальше.
СТОП
Как зеленщик отнесся к Иуде?
Так прошел день. Солнце опустилось так низко, что лучи его проходили уже сквозь низкие, украшенные римским орлом ворота. Кроваво-красные лучи заходящего солнца, скользя по узкой улице, окрашивали все по пути в яркий пурпур. Посуда горшечника, доска, скрипевшая под пилою плотника, покрывало на голове Марии – все стало огненно-багровым. Но красивей всего сверкали лучи в лужицах воды между каменными плитами мостовой.
И вдруг Иисус окунул туда свою ручку. Ему пришло в голову раскрасить своих серых глиняных птичек этой чудной краской пурпурных лучей, сверкавших в воде и обливавших заревом стены домов и всю улицу.
СТОП
Получится ли у Иисуса раскрасить своих птиц?
Солнечные лучи радостно дали поймать себя, и, когда Иисус провел рукой по глиняным птичкам, они покрыли их алмазным блеском. Иуда громко вскрикнул от восторга, увидав, как Иисус раскрашивал своих птичек солнечным лучом, игравшим в лужице. Иуда сейчас же окунул руку в воду и тоже хотел поймать солнечный луч. Но луч не дался ему и проскользнул между пальцев. И как ни старался он, лучи ускользали от него, и он не мог окрасить своих птиц.
– Постой, Иуда! – сказал Иисус. – Давай я помогу тебе раскрасить птичек.
– Не надо, – ответил Иуда. – Не смей трогать моих птиц. Они и так хороши!
И он встал, нахмурил лоб, стиснул зубы и вдруг с яростью стал топтать своих птичек. Одна за другой обращались они в комки глины.
Уничтожив всех своих птиц, Иуда подошел к Иисусу, который продолжал красить своих птичек, сверкавших, как драгоценные камни. С минуту Иуда молча разглядывал их, а потом наступил на одну из них.
Когда Иуда увидал, что маленькая птичка превратилась в безобразный комок серой глины, его охватило злорадство, он захохотал и поднял ногу, чтобы раздавить и следующую.
– Иуда! – закричал Иисус. – Что ты делаешь? Ведь это живые птички! Они поют!
Но Иуда продолжал со злости топтать его птичек.
СТОП
Как вы думаете, получится ли у Иисуса спасти оставшихся птичек?
Иисус озирался кругом, ища помощи. Иуда был больше его, и у Иисуса не хватило бы сил удержать его. Он искал глазами мать. Она была недалеко, но, прежде чем она подошла бы, Иуда мог раздавить всех его птиц. Глаза Иисуса наполнились слезами. Под ногами Иуды валялись уже четыре птички. Оставалось всего только три! Иисусу было больно и горько, что птицы лежали неподвижно и не пытались спастись, он захлопал в ладоши, чтобы спугнуть их, и закричал:
– Улетайте! Улетайте!..
И три оставшиеся птички вдруг ожили, замахали крылышками и, робко вспорхнув, перелетели на край крыши, где им уже не грозила опасность.
СТОП
Какое чудо сотворил Иисус?
Предположите, как на это среагировал Иуда?
Иуда, увидав, что птицы по приказанию Иисуса ожили, распустили крылья и полетели, зарыдал, начал рвать на себе волосы и бросился к ногам Иисуса, целуя его колени и умоляя Иисуса раздавить его так же, как он топтал глиняных птиц.
Мария, все время молча следившая за игрой детей, теперь встала, подняла Иуду с земли, посадила к себе на колени и приласкала его.
– Бедный мальчик! – сказала она. – Ты не понимаешь, что ты поступил так, как ни одно живое существо не смеет поступать. Никогда не делай этого, если не хочешь сделаться самым несчастным из людей. Горе человеку, который захочет сравняться с Тем, Кто может солнечные лучи превращать в краску и мертвой глине придавать дыхание жизни!..
СТОП
Как вы поняли слова Марии? Можно ли сказать, что в них выражена основная мысль рассказа?
Почему Иуда сначала раздавил птичек, а потом бросился к ногам Иисуса?
Как вы считаете, любил ли Иисус Иуду?
Материал для учителя
Назарет
Назарет — один из священных городов христианского мира, место, где прошло детство Христа (поэтому его иногда называют «назаретянин»).
Здесь расположены францисканский Храм Благовещения (1969) — крупнейший собор на Ближнем Востоке, живописная православная церковь Архангела Гавриила на месте Фонтана Девы Марии, национальный парк Сепфорис (родительский дом Девы Марии) к западу от города, гора Табор (место Преображения Господня), деревня Наин, Кфар Кана восточнее Назарета, где Иисус Христос сотворил свое первое чудо на свадебной церемонии, и остатки римских водных резервуаров, в которых Иисус превратил воду в вино, древний иудейский город Циппори с крепостью крестоносцев и многочисленными археологическими участками. В настоящее время город разделен на арабскую (здесь живет много арабов-христиан) и еврейскую часть.
Иисус
Согласно христианской традиции Иисус Христос является Сыном Бога Отца, вторым лицом Пресвятой Троицы. Он воплотился от Святого Духа у Девы Марии ради спасения людей от первородного греха, совершенного Адамом и Евой. Четырнадцатилетняя Мария была обручена со старцем Иосифом, плотником из палестинского города Назарета. Перед свадьбой ее посетил архангел Гавриил и сообщил благую весть: вскоре у нее родится ребенок — Спаситель мира. Ангел также явился Иосифу и передал ему, чтобы он без боязни принял невесту в дом свой и заботился о ней и о ребенке. Незадолго до рождения младенца Иосиф и Мария вынуждены были отправиться в городок Вифлеем в Палестине, где проходила перепись населения. Они прибыли поздно, домов в городе не хватало для всех, и Марии пришлось остановиться в хлеву. Там она и родила сына. По повелению архангела Гавриила его нарекли Иисусом (др.-евр. «спаситель»).
О рождении Спасителя возвестила людям яркая Вифлеемская звезда, появившаяся в эту ночь на небе. Следуя за ней, Иисуса отыскали волхвы — древние мудрецы и маги из Персии. Они поклонились Иисусу и принесли дары. Однако сначала волхвы по ошибке явились к правившему в Иудее царю Ироду, чтобы узнать, где родился Царь Иудейский. Ирод испугался, что кто-то со временем станет посягать на его власть, и приказал слугам тайно проследить, куда пойдут волхвы. Выяснив, что те посетили Вифлеем, Ирод послал солдат убить всех младенцев, родившихся в городе. Ночью Мария и Иосиф были разбужены ангелом и бежали от резни в Египет. Ученые, изучающие Библию, считают, что эти события произошли в 749 или 754 г. от основания Рима, т. е. в самом начале новой эры.
Иуда
В Новом Завете Иуда Искариот — апостол, казначей Иисуса Христа и других апостолов, выдавший Иисуса его врагам. По преданию, первосвященники заплатили Иуде 30 сребреников за сведения, которые помогли властям схватить Иисуса. Иуда всегда служил самым ярким примером подлого предателя. Данте в «Божественной комедии» поместил Иуду в самую низшую точку ада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."
Технологическая карта к уроку для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Кл...
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...