Рабочая программа
учебно-методическое пособие по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.А.Ефросининой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века М., Вентана-Граф) и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Основные образовательные цели
- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно- творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- развитие связной речи, обогащение словаря, развитие творческих способностей детей;
- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважение к культуре многонациональной России.
Форма промежуточной аттестации – навыки осознанного чтения
Курс содержит следующие разделы:
Устное народное творчество. (12ч)
Былины, загадки, пословицы, сказки, скороговорки.
Басни Эзопа и И.А.Крылова.
Произведения А.С.Пушкина. (6ч)
Произведения И.С.Тургенева. (3ч)
Стихи Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. (3ч)
Произведения Л.Н.Толстого. (5ч)
Произведения Н.А.Некрасова (3ч)
Произведения А.П.Чехова (4ч)
Сказки зарубежных писателей. (2ч)
Стихи русских поэтов (Никитин, Суриков, Дрожжин"). (3ч)
Произведения Мамина-Сибиряка, Куприна, Паустовского, Маршака, Гайдара, Пришвина. (23ч)
Произведения зарубежных писателей. Джек Лондон, Сетон-Томпсон. (2ч)
Повторение (2 ч)
В результате изучения литературного чтения ученик должен
Знать:
· изученные литературные произведения, их авторов;
· элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
уметь
· читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); · определять тему и главную мысль произведения;
· пересказывать текст (объем 1,5-2 с);
· делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
· читать выразительно наизусть (по выбору);
· создавать небольшой устный текст на заданную тему;
· различать жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
· приводить примеры художественных произведений разной тематики и разных авторов по изученному материалу;
· самостоятельно выбирать и читать книги;
· высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии); · определять содержание книги по заглавию, аннотации;
· находить в словаре значение неизвестного слова.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся, оканчивающих 3 класс.
Учащийся должен уметь:
-читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух и про себя;
-знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
-определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;
- пересказывать текст произведения;
- самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми темами, писателями и жанрами;
- отбирать книгу для самостоятельного чтения;
- пользоваться справочной литературой.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и органиРегулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; задавать вопросы.
технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельностb/
Учебно - тематическое планирование.
Класс ________ 3__________________________________
Учитель ___МухутдиноваЗубарияГабдульбаровна__
Количество часов:
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных работ___1____ час.
Планирование составлено на основе авторской программы Л.А.Ефросининой «Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» М.:Вентана-Граф ) и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Учебник:
Литературное чтение 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях (Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова М.:Вентана-Граф 2013).
Календарно- тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |||||
План | Факт | ||||||||
1 | Устное народное творчество. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, скороговорки Рус. Нар.сказка «Самое дорогое». | 1 | 04.09. | ||||||
2 | Русская народная сказка «Про ленивую и Радивую». Русская народная сказка «Дочь- семилетка». | 1 | 08.09. | ||||||
3 | Русская народная сказка «Про ленивую и Радивую». Русская народная сказка «Дочь- семилетка». | 1 | 11.09 | ||||||
4 | Былины «Добрыня и Змей», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» | 1 | 15.09 | ||||||
5 | Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | 1 | 18.09 | ||||||
6 | Былины. «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич». | 1 | 22.09 | ||||||
7 | Былины. «Вольга и Микула» | 1 | 25.09 | ||||||
8 | Эзоп «Лисица и виноград». И.Крылов «Лисица и виноград» | 1 | 29.09 | ||||||
9 | И.Крылов «Ворона и Лисица» | 1 | 02.10 | ||||||
10 | А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный» | 1 | 06.10 | ||||||
11 | "Сказка о царе Салтане". А.С.Пушкин. 1-ая часть | 1 | 09.10 | ||||||
12 | "Сказка о царе Салтане". А.С.Пушкин. 2-ая часть | 1 | 13.10 | ||||||
13 | К.Паустовский «Сказки Пушкина». | 1 | 16.10 | ||||||
14 | А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» | 1 | 20.10 | ||||||
15 | Стихи А.С.Пушкина «Зимний вечер», «Няне». | 1 | 23.10 | ||||||
16 | Стихи А.С.Пушкина «Няне». | 1 | 27.10 | ||||||
17 | Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чарадейкою зимою…» | 1 | 30.10 | ||||||
18 | А.Майков «Осень». | 1 | 10.11 | ||||||
19 | А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Кот поёт, глаза прищуря…» | 1 | 13.11 | ||||||
20 | Л. Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и волк», | 1 | 17.11 | ||||||
21 | Рассказы Л.Толстого«Лебеди» , « Зайцы» | 1 | 20.11 | ||||||
22 | Л.Толстой"Прыжок,"Как боролся русский богатырь» | 1 | 24.11 | ||||||
23 | Л.Толстой" Как боролся русский богатырь» | 1 | 27.11 | ||||||
24 | Н.Некрасов "Крестьянские дети" "Мужичок с ноготок" | 1 | 01.12 | ||||||
25 | Н.А.Некрасов «Славная осень» «Зеленый шум». | 1 | 04.12 | ||||||
26 | Н.А.Некрасов "Мороз-воевода".. О стихах Н,А,Некрасова. | 1 | 08.12 | ||||||
27 | А.П.Чехов "Степь» | 1 | 11.12 | ||||||
28 | А.П.Чехов "Ванька". | 1 | 15.12 | ||||||
29 | А.П.Чехов "Белолобый". | 1 | 18.12 | ||||||
30 | Ш.Перро "Подарки феи". | 1 | 22.12 | ||||||
31 | Ц.Топелиус «Солнечный Луч в ноябре». | 1 | 25.12 | ||||||
32 | И.Никитин "Русь","Утро". | 1 | 12.01 | ||||||
33 | И. Суриков «Детство». | 15.01 | |||||||
34 | С. Дрожжин «Привет», «Зимний день». | 1 | 19.01 | ||||||
35 | Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш». | 1 | 22.01 | ||||||
36 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш» продолжение. | 1 | 26.01 | ||||||
37 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Умнее всех». | 1 | 29.01 | ||||||
38 | А. Куприн «Синяя Звезда» 1-ая часть | 1 | 02.02 | ||||||
39 | А. Куприн «Синяя Звезда» 2-ая часть | 1 | 05.02 | ||||||
40 | А. Куприн «Барбос и Жулька» | 1 | 09 02 | ||||||
41 | Обобщение по разделу. «Рассказы А Куприна» | 1 | 12.02 | ||||||
42 | Есенин. Стихи о Родине. Стихи о природе. | 1 | 16.02 | ||||||
43 | . С. Маршак «Урок родного языка», | 1 | 19.02 | ||||||
44 | О первых каменных постройках | 23.02 | |||||||
45 | . С. Маршак «Кошкин дом» | 1 | 26.02 | ||||||
46 | К.Паустовский «Стальное колечко». | 1 | 02.03 | ||||||
47 | К.Паустовский «Стальное колечко» продолжение. | 1 | 05.03 | ||||||
48 | К.Паустовский «Кот – ворюга» | 1 | 09.03 | ||||||
49 | К.Г.Паустовский «Какие бывают дожди». | 1 | 12.03 | ||||||
50 | С. Маршак «Ландыш». | 1 | 16.03 | ||||||
51 | Субботин «С. Маршаком» | 1 | 19.03 | ||||||
52 | Л. Пантелеев «Честное слово». Л.Пантелеев «Камилл и учитель». | 1 | 02.04 | ||||||
53 | А. Гайдар «Горячий камень» | 1 | 06.04 | ||||||
54 | А.Гайдар «Тимур и его команда». | 1 | 09.04 | ||||||
55 | С. Михалков «Аркадий Гайдар». | 1 | 13.04 | ||||||
56 | К.Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». | 1 | 16.04 | ||||||
57 | Обобщение. Читаем о детях и для детей. | 1 | 20.04 | ||||||
58 | М. Пришвин «Моя Родина». | 1 | 23.04 | ||||||
59 | М. Пришвин «Выскочка». | 1 | 27.04 | ||||||
60 | М.Пришвтн «Жаркий час» | 1 | 30.04 | ||||||
61 | В.Чалмаев «Воспоминания о М.М.Пришвине». | 1 | 04.05 | ||||||
62 | Дж. Лондон «Бурый волк»1.2 часть. | 1 | 07.05 | ||||||
63 | Дж. Лондон «Бурый волк» 3,4, 5 часть. | 1 | 11.05 | ||||||
64 | Промежуточная аттестация. | 1 | 12.05 | ||||||
65 | Э.Сетон – Томпсон «Чинк» 1-ая часть. | 1 | 18.05 | ||||||
66 | Э.Сетон – Томпсон «Чинк» 2-ая часть. | 1 | 21.05 | ||||||
67 | Библиотечный урок «Что читать летом» | 1 | 25.05 | ||||||
68 | Экскурсия в городскую библиотеку | 1 | 28.05 |
Материал для промежуточной аттестации.
Кто сажает лес?
За рекой росли одни елки. Но потом среди елок появились маленькие дубки. Откуда они здесь? Дубы отсюда далеко растут. Тяжелые желуди не могли с ветром прилететь. Их кто-то здесь сажает. А кто?
Однажды осенью шел я с охоты. Мимо меня низко пролетела сойка. Она что-то спрятала под трухлявый пень. И улетела.
Я подошел к пню. Между корнями в ямке лежат два желудя. Сойка спрятала их на зиму.
Так вот откуда молодые дубки появились среди елок! Сойка спрячет желудь и забудет, где спрятала. Он и прорастает. (85 слов.)
(По Г. Снегиреву.)
1. Почему охотников заинтересовало появление дубков за рекой?
2. Что было необыкновенного в поведении сойки?
3. Кто же сажает дубки?
4. Объясните смысл выражения «росли одни елки» (Больше ничего не росло.)
Критерии оценивания
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
Нормы техники чтения (слов/мин.) для классов возрастной нормы и классов расширенного обучения.
Классы | Входной контроль | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | - | 15 (25) | 30 (40) |
2 | 30 (40) | 40 (50) | 50(60) |
3 | 50(60) | 60 (70) | 70 (80) |
4 | 70(80) | 80 (90) | 90-100 (100- 110) |
Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
- слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения
- способ чтения – чтение целыми словами;
- правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
- скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
- установка на постепенное увеличение скорости чтения.
О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что ученик 3 класса начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...