Рабочая программа
учебно-методическое пособие по чтению (3 класс)

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx44.05 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

          Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.А.Ефросининой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века М., Вентана-Граф) и федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования.

Основные образовательные цели

  • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно- творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении    художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  • развитие связной речи, обогащение словаря, развитие творческих способностей детей;
  • воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование  представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважение к культуре многонациональной России.

Форма промежуточной аттестации – навыки осознанного чтения

Курс содержит следующие разделы:

Устное народное творчество.  (12ч)

Былины, загадки, пословицы, сказки, скороговорки.

Басни Эзопа и И.А.Крылова.

Произведения А.С.Пушкина. (6ч)

Произведения И.С.Тургенева. (3ч)

Стихи Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. (3ч)

Произведения Л.Н.Толстого. (5ч)

Произведения Н.А.Некрасова (3ч)

Произведения А.П.Чехова (4ч)

 Сказки зарубежных писателей. (2ч)

Стихи русских поэтов (Никитин, Суриков, Дрожжин").  (3ч)

Произведения Мамина-Сибиряка, Куприна, Паустовского, Маршака, Гайдара, Пришвина.  (23ч)

Произведения зарубежных писателей. Джек Лондон, Сетон-Томпсон. (2ч)

Повторение (2 ч)

В результате изучения литературного чтения ученик должен

Знать:

· изученные литературные произведения, их авторов;

· элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);  

уметь

· читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); · определять тему и главную мысль произведения;

· пересказывать текст (объем 1,5-2 с);

· делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

· читать выразительно наизусть (по выбору);

· создавать небольшой устный текст на заданную тему;

· различать жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

· приводить примеры художественных произведений разной тематики и разных авторов по изученному материалу;

· самостоятельно выбирать и читать книги;

· высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии); · определять содержание книги по заглавию, аннотации;

· находить в словаре значение неизвестного слова.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся, оканчивающих 3 класс.

Учащийся должен уметь:

-читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух и про себя;

-знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;

-определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;

- пересказывать текст произведения;

- самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми темами, писателями и жанрами;

- отбирать книгу для самостоятельного чтения;

- пользоваться справочной литературой.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и органиРегулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
  • Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; задавать вопросы.

технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельностb/

Учебно - тематическое планирование.

Класс     ________ 3__________________________________

Учитель ___МухутдиноваЗубарияГабдульбаровна__    

Количество часов:

Всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных  работ___1____ час.

Планирование составлено на основе авторской программы Л.А.Ефросининой «Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» М.:Вентана-Граф ) и федерального государственного образовательного  стандарта  начального общего образования

Учебник:

Литературное чтение 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях (Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова М.:Вентана-Граф 2013).


Календарно- тематическое планирование.

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Примечание

План

Факт

1

Устное народное творчество. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, скороговорки

Рус. Нар.сказка «Самое дорогое».

1

04.09.

2

Русская народная  сказка «Про ленивую и Радивую». Русская народная сказка «Дочь- семилетка».

1

08.09.

3

Русская народная  сказка «Про ленивую и Радивую». Русская народная сказка «Дочь- семилетка».

1

11.09

4

 Былины «Добрыня и Змей», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»

1

15.09

5

 Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1

18.09

6

 Былины. «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич».

1

22.09

7

Былины. «Вольга и Микула»

1

25.09

8

Эзоп «Лисица и виноград».  И.Крылов «Лисица и виноград»

1

29.09

9

И.Крылов «Ворона и Лисица»

1

02.10

10

А.С.Пушкин «У лукоморья  дуб зелёный»

1

06.10

11

"Сказка о царе Салтане".

А.С.Пушкин. 1-ая часть

1

09.10

12

"Сказка о царе Салтане".

А.С.Пушкин. 2-ая  часть

1

13.10

13

К.Паустовский «Сказки  Пушкина».

1

16.10

14

А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

1

20.10

15

Стихи А.С.Пушкина «Зимний вечер», «Няне».

1

23.10

16

Стихи А.С.Пушкина  «Няне».

1

27.10

17

Ф.Тютчев «Есть  в  осени  первоначальной…», «Чарадейкою зимою…»

1

30.10

18

А.Майков «Осень».

1

10.11

19

А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Кот  поёт, глаза  прищуря…»

1

13.11

20

Л. Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и волк»,

1

17.11

21

Рассказы Л.Толстого«Лебеди» , « Зайцы»

1

20.11

22

Л.Толстой"Прыжок,"Как боролся русский богатырь»

1

24.11

23

 Л.Толстой" Как боролся русский богатырь»

1

27.11

24

Н.Некрасов "Крестьянские дети" "Мужичок с ноготок"

1

01.12

25

Н.А.Некрасов «Славная осень» «Зеленый шум».

1

04.12

26

Н.А.Некрасов "Мороз-воевода"..

О стихах Н,А,Некрасова.

1

08.12

27

А.П.Чехов "Степь»

1

11.12

28

А.П.Чехов "Ванька".

1

15.12

29

А.П.Чехов "Белолобый".

1

18.12

30

Ш.Перро "Подарки феи".

1

22.12

31

Ц.Топелиус «Солнечный  Луч  в ноябре».

1

25.12

32

И.Никитин "Русь","Утро".

1

12.01

33

И. Суриков «Детство».

15.01

34

С. Дрожжин «Привет», «Зимний день».

1

19.01

35

Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш».

1

22.01

36

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш» продолжение.

1

   26.01

37

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Умнее всех».

1

29.01

38

А. Куприн «Синяя  Звезда» 1-ая часть

1

02.02

39

А. Куприн «Синяя Звезда» 2-ая часть

1

05.02

40

А. Куприн «Барбос и Жулька»

1

09 02

41

Обобщение  по разделу. «Рассказы А Куприна»

1

12.02

42

Есенин. Стихи о Родине. Стихи о природе.

1

16.02

43

. С. Маршак «Урок родного языка»,

1

19.02

44

О первых каменных постройках

23.02

45

. С. Маршак «Кошкин дом»

1

26.02

46

К.Паустовский «Стальное колечко».

1

02.03

47

К.Паустовский «Стальное колечко» продолжение.

1

05.03

48

К.Паустовский  «Кот – ворюга»

1

09.03

49

К.Г.Паустовский  «Какие бывают дожди».

1

12.03

50

С. Маршак  «Ландыш».

1

16.03

51

 Субботин «С. Маршаком»

1

19.03

52

Л. Пантелеев «Честное   слово». Л.Пантелеев «Камилл и учитель».

1

02.04

53

А. Гайдар «Горячий камень»

1

06.04

54

А.Гайдар «Тимур и его команда».

1

09.04

55

С. Михалков «Аркадий Гайдар».

1

13.04

56

К.Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

1

16.04

57

Обобщение. Читаем о детях и для детей.

1

20.04

58

М. Пришвин «Моя Родина».

1

23.04

59

М. Пришвин «Выскочка».

1

27.04

60

М.Пришвтн «Жаркий час»

1

30.04

61

В.Чалмаев  «Воспоминания  о М.М.Пришвине».

1

04.05

62

Дж. Лондон «Бурый волк»1.2 часть.

1

07.05  

63

Дж. Лондон «Бурый волк» 3,4, 5 часть.            

1

11.05

64

Промежуточная аттестация.

1

12.05  

65

Э.Сетон – Томпсон «Чинк» 1-ая часть.

1

18.05

66

Э.Сетон – Томпсон «Чинк» 2-ая часть.

1

21.05

67

Библиотечный урок «Что читать летом»

1

25.05

68

Экскурсия в городскую библиотеку

1

28.05

     

Материал для промежуточной аттестации.

Кто сажает лес?

За рекой росли одни елки. Но потом среди елок появились маленькие дубки. Откуда они здесь? Дубы отсюда далеко растут. Тяжелые желуди не могли с ветром прилететь. Их кто-то здесь сажает. А кто?

Однажды осенью шел я с охоты. Мимо меня низко пролетела сойка. Она что-то спрятала под трухлявый пень. И улетела.

Я подошел к пню. Между корнями в ямке лежат два желудя. Сойка спрятала их на зиму.

Так вот откуда молодые дубки появились среди елок! Сойка спрячет желудь и забудет, где спрятала. Он и прорастает. (85 слов.)

(По Г. Снегиреву.)

1. Почему охотников заинтересовало появление дубков за рекой?

2. Что было необыкновенного в поведении сойки?

3. Кто же сажает дубки?

4. Объясните смысл выражения «росли одни елки» (Больше ничего не росло.)

                              Критерии оценивания                                                                    

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

Нормы техники чтения (слов/мин.) для классов возрастной нормы и классов расширенного обучения.

Классы

Входной контроль

1 полугодие

2 полугодие

1

-

15 (25)

30 (40)

2

30 (40)

40 (50)

50(60)

3

50(60)

60 (70)

70 (80)

4

70(80)

80 (90)

90-100 (100- 110)

Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более двух);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
  • слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения  

  1. способ чтения – чтение целыми словами;
  2. правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
  3. скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
  4. установка на постепенное увеличение скорости чтения.

О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.


В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что ученик 3 класса начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...