Тема: А.К. Толстой. Детство Никиты (второй урок). Характер героев | Тип: комбинированный |
Цель урока: через анализ характеров героев рассказа, определить, какие черты характера являются главными. |
Планируемые результаты |
Предметные Учащиеся научатся: - Определять, какое настроение создают прочитанные произведения.
- Давать характеристику литературным героям, на основе прочитанного произведения.
| Метапредметные Учащиеся научатся: - Определять учебную задачу урока.
- Планировать выполнение учебных действий в соответствии с поставленной учебной задачей.
- Осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков.
- Осуществлять логическое действие сравнение по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
- Осуществлять логическое действие обобщение.
- Доносить свою позицию до других, аргументируя её.
| Личностные Учащиеся научатся: - Сравнивать свои черты характера с чертами характера литературных героев;
- Оценивать черты своего характера;
- Определять, какие черты являются главными и определяющими;
- Мотивировать себя к учебной деятельности;
- Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях.
|
Ресурсы урока: - Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиприл. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1/ Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 158 с. : ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива);
- Литературное чтение. 4 класс. Творческая тетрадь для общеобразоват. организаций / Т.Ю. Коти; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 79 с. : ил. – (Перспектива);
- Мультимедийное оборудование для показа презентации, компьютер;
- Фонограмма песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского;
- Полоски фраз из текста для организации работы в группах по 4 человека (по количеству групп).
|
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Мотивация к деятельности |
Проверяет готовность к уроку. | Проверяют свою готовность к уроку. |
- Доска.
В той удивительной Стране Где я увидел свет, Как многим, исполнялось мне И пять, и десять лет. В стране фантазий и проказ И озорных затей Когда-то каждый был из нас Одним из тех детей. С. Я. Маршак - прочитайте стихотворение С.Я.Маршака. - позвольте, я Вам прочитаю это стихотворение. - о какой стране идёт речь? Почему так решили? - кто слышал выражение «остров детства»? - как понимаете его? - закройте глаза, сядьте поудобней. Я приглашаю Вас в путешествие к «острову детства». Звучит 1 куплет и припев песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского. - какие у Вас возникли эмоции? - почему именно эту песню я предложила Вам послушать? |
- читают стихотворение С. Маршака самостоятельно. - слушают чтение стихотворения учителем. - высказывают мнения, о какой стране пойдёт речь, объясняя свой выбор. - объясняют смысл выражения «остров детства».
- прослушивают фонограмму; высказывают, какие эмоции возникли.
- объясняют, почему прозвучала именно эта песня. |
Сегодня мы продолжаем разговор о произведении А. Толстого «Детство Никиты». Попробуйте сформулировать цели урока. | - знакомятся с темой урока. - формулируют цели урока: анализируя произведение, сравнить характеры героев произведения А. Толстого «Детство Никиты» со своими чертами характера. |
Актуализация необходимых знаний |
На доске: Голова подмигнула и сказала… | Свистнул три раза… | Снежная пещера | Всадник без головы мчался… | Держать ухо востро | Если что я сказал – закон, сделаю… | Послушен и прилежен… | Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу… |
- прочитайте… - что можете сказать? - какое может быть задание? - кто не понял задание? - кто может объяснить? В 4-ах разложите полоски в нужном порядке. Проверка (учителем специально допущена ошибка) Если что я сказал – закон, сделаю… | Голова подмигнула и сказала… | Держать ухо востро | Послушен и прилежен… | Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу… | Свистнул три раза… | Снежная пещера | Всадник без головы мчался… |
- проверьте себя. Кто не согласен? Почему? - зачем мы выполнили это задание?
- какое задание выполняли дома? - открываем рабочие тетради, стр. 45, таблица - как зовут главного героя? - почему автор выбрал именно это имя, Никита? - какие черты характера Вы увидели у Никиты? - похож ли он на Вас? Чем? - на ваших друзей? Чем?
- кто такой Пахом? - каким он был человеком? - каким ценным качеством, по мнению автора, он обладал? Докажите текстом.
- кто такой Аркадий Иванович? - найдите в тексте описание его внешности. Прочитайте. - каким он показан в этом произведении? - как он относится к главному герою? - что означает выражение «держать ухо востро»? - почему Никите приходилось «держать ухо востро»? - какого героя нет в этой таблице? - какой она показана в этом произведении? - как Вы это поняли? |
-Читают вслух ( по одному) фразы на доске. - делают вывод, что это фразы из текста. - предлагают варианты заданий, останавливаются на том, что надо поставить эти фразы в том порядке, как они встречаются в тексте.
- образуют четвёрки, повторяют правила работы в группе и раскладывают полоски с фразами в нужном порядке.
- сверяют свою работу с образцом на доске. - замечают на доске ошибку, исправляют, доказывая своё мнение. - подводят итог проделанной работе: вспомнить содержание текста и последовательность событий. - открывают рабочие тетради на стр.45. Проверяют заполнение таблицы. Дополняют таблицу. Герой | Черты характера | Аркадий Иванович |
| Пахом |
| Никита |
|
Находят в тексте ответы на вопросы, закрепляя умение работать с текстом, обращая внимание на детали. - вспоминают, что произведение автор посвятил сыну Никите. - называют черты характера Никиты. - сравнивают себя и своих друзей с Никитой. - вспоминают, что Пахом - плотник. Называют черты характера Пахома. Опираясь на цитаты из текста, доказывают каким ценным качеством, по мнению автора, обладал Пахом (учебник, стр. 99). - находят в тексте описание внешности Аркадия Ивановича (учебник, стр.100). - обсуждают отношение Аркадия Ивановича к главному герою: заставлял проявлять терпение, объяснял, шутил, добивался послушания без принуждения. - объясняют значение фразеологизма «держать ухо востро» - остерегаться. Выясняют, почему Никите приходилось так себя вести. - уточняют, что в таблице не было мамы главного героя, дают характеристику характеру мамы, объясняют, что позволило сделать такой вывод. |
Физминутка |
Организация познавательной деятельности |
Работа в рабочей тетради, стр.46-47 - прочитайте опорные слова. Что это такое? - прочитайте задание на стр.47. кто не понял задание? Кто может объяснить? - выполните его. Кто сможет – продолжите ряд самостоятельно. Обсуждение: - какие черты характера для Вас являются главными? Почему? - кто считает по-другому? Объясните своё мнение.
| - открывают рабочие тетради на стр.46-47 (смотри Приложение). - читают вслух опорные слова, делают вывод о том, что это разнообразные черты характера человека. - самостоятельно знакомятся с заданием на стр. 47. Осмысливают его и выполняют. - учащиеся, которые выполнят задание раньше, продолжают самостоятельно перечислять другие, известные им черты характера. - высказывают своё мнение, какие черты характера для них являются главными и почему. - высказываются разные мнения, обязательно с доказательством выбора. Идёт обсуждение. |
Работаем в тонких тетрадях по литературе. Записываем число. - ниже заголовок: сочинение - рассуждение, ниже тема « Какие черты характера я ценю в людях». - что отличает текст – рассуждение от других типов текста? - Это будет домашнее задание. Откройте дневники. Запишите. Учитель записывает домашнее задание на доске. | - открывают тонкие тетради по литературе. - записывают число, тему сочинения - объясняют, что в тексте – рассуждении сначала высказывается мысль, утверждение, а потом она доказывается, даётся пояснение, почему так. - открывают дневники и записывают домашнее задание. |
Рефлексия деятельности |
Попробуем написать синквейн. Что это такое? Какие правила написания? Какую предложите тему?
- кто хочет прочитать? | - вспоминают, что синквейн- это пятистишие. Правила написания синквейна: 1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, 2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна; 3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна; 4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, 5 строка – слово-резюме, ассоциация, синоним, итог. - пишут самостоятельно синквейн по предложенным темам или по теме ХАРАКТЕР, зачитывают по желанию, обсуждают, что лучше удалось. |
- подводя итог урока, закончите фразы, записанные на доске: «Работая над этим произведением, я понял…», «Главный герой Никита…» | - заканчивают предложенные фразы, подводят итог урока. |
Подумайте, какую оценку за урок вы могли бы себе поставить, поставьте эту оценку на обратной стороне листка. Сдайте листочки, на которых писали синквейн. | - каждый сам оценивает свою работу, и результат записывает на листочке. Это может быть как обычный балл, так и количество «бонусов», которые фиксируются и накапливаются в отдельном журнале учителя. Листочки сдают учителю |
Представьте себя художником. Какие краски Вы могли бы использовать для изображения детства? - Какие цвета преобладали? Почему?
-кроме обязательного домашнего задания я предлагаю задание по желанию: 1. Изобразить своё детство в цвете. - Написать синквейн по теме: « Детство».
Подводя итог нашему разговору, мне хотелось Вам напомнить, что очень важными могут оказаться черты характера, которые закладываются в детстве. Очень часто, именно эти черты влияют на нашу дальнейшую жизнь. У детства много разных красок Ты среди них свою найди. На белом листике бумаги Свою мечту изобрази. Проходит детство незаметно, Не возвращается назад. И только красками напомнит Вам о весёлых тех годах. Ведь жизнь она бывает разной, Угрюмой, скучной, однообразной. Но ты сквозь годы пронеси Из детства яркие мечты.
- Благодарю за работу. Урок закончен. | - высказывают, какие цвета отразили бы их детство, поясняя свой выбор.
- записывают задание по выбору и по желанию.
- слушают стихотворение, которое читает учитель. |