Толстой. Детство Никиты. Характеристика героев.(УМК "Перспектива")
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Попова Марина Михайловна

В материале представлена технологическая карта урока по указанной теме. содержаниематерила  соответствует требованим ФГОС. Урок неоднократно опрбирован. Имеет положительные отзовы и рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolstoy.detstvo_nikity.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО: Попова Марина Михайловна

Район, ОУ: Приморский район, ГБОУ СОШ №661

УМК: Перспектива

Предмет: литературное чтение

Класс:  4

Тема:  А.К. Толстой. Детство Никиты (второй урок).

           Характер героев

Тип: комбинированный

Цель урока: через анализ характеров героев рассказа, определить, какие черты характера являются главными.

Планируемые результаты

Предметные

 Учащиеся научатся:

  1. Определять, какое настроение создают прочитанные произведения.
  2. Давать характеристику литературным героям, на основе прочитанного произведения.

Метапредметные

Учащиеся научатся:

  1. Определять учебную задачу урока.
  2. Планировать выполнение учебных действий в соответствии с поставленной учебной задачей.
  3. Осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков.
  4. Осуществлять  логическое действие сравнение по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
  5. Осуществлять логическое действие обобщение.
  6. Доносить свою позицию до других, аргументируя её.

Личностные

Учащиеся научатся:

  1. Сравнивать свои черты характера с чертами характера литературных героев;
  2. Оценивать  черты своего характера;
  3. Определять, какие черты являются главными и определяющими;
  4. Мотивировать  себя к учебной деятельности;
  5. Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Ресурсы урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиприл. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1/ Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования,  изд-во «Просвещение». – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 158 с. : ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива);
  2. Литературное чтение. 4 класс. Творческая тетрадь для общеобразоват. организаций / Т.Ю. Коти; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования,  изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 79 с. : ил. – (Перспектива);
  3. Мультимедийное оборудование для показа презентации, компьютер;
  4. Фонограмма песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского;
  5. Полоски фраз из текста для организации работы в группах по 4 человека (по количеству групп).

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Проверяет готовность к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку.

  1. Доска. 

В той удивительной Стране

Где я увидел свет,

Как многим, исполнялось мне

И пять, и десять лет.

В стране фантазий и проказ

И озорных затей

Когда-то каждый был из нас

Одним из тех детей.

                                                                    С. Я. Маршак

- прочитайте стихотворение С.Я.Маршака.

- позвольте, я Вам прочитаю это стихотворение.

- о какой стране идёт речь? Почему так решили?      

- кто слышал выражение «остров детства»?

- как понимаете его?

- закройте глаза, сядьте поудобней. Я приглашаю Вас в путешествие к «острову детства».

Звучит 1 куплет и припев песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского.

- какие у Вас возникли эмоции?

- почему именно эту песню я предложила  Вам послушать?

- читают стихотворение С. Маршака самостоятельно.

- слушают чтение стихотворения учителем.

- высказывают мнения, о какой стране пойдёт речь, объясняя    

    свой выбор.

- объясняют смысл выражения «остров детства».

- прослушивают фонограмму; высказывают, какие эмоции

  возникли.

- объясняют, почему прозвучала именно эта песня.

Сегодня мы продолжаем разговор о произведении А. Толстого «Детство Никиты». Попробуйте сформулировать цели урока.

- знакомятся с темой урока.

- формулируют цели урока: анализируя произведение, сравнить характеры героев произведения А. Толстого «Детство Никиты» со своими чертами характера.

Актуализация необходимых знаний

На доске:    

Голова подмигнула и сказала…

Свистнул три раза…

Снежная пещера

Всадник без головы мчался…

Держать ухо востро

Если что я сказал – закон, сделаю…

Послушен и прилежен…

Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу…

- прочитайте…

- что можете сказать?

- какое может быть задание?

- кто не понял задание?

- кто может объяснить?

В 4-ах разложите полоски в нужном порядке.

 Проверка (учителем специально допущена ошибка)

Если что я сказал – закон, сделаю…

Голова подмигнула и сказала…

Держать ухо востро

Послушен и прилежен…

Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу…

Свистнул три раза…

Снежная пещера

Всадник без головы мчался…

                               

  - проверьте себя. Кто не согласен? Почему?                                      

             - зачем мы выполнили это задание?      

- какое задание выполняли  дома?

- открываем рабочие тетради, стр. 45, таблица

- как зовут главного героя?

- почему автор выбрал именно это имя, Никита?

- какие черты характера Вы увидели у Никиты?

- похож ли он на Вас? Чем?

- на ваших друзей? Чем?

- кто такой Пахом?

- каким он был человеком?

- каким ценным качеством, по мнению автора, он обладал? Докажите текстом.

- кто такой Аркадий Иванович?

- найдите в тексте описание его внешности. Прочитайте.

- каким он показан в этом произведении?

- как он относится к главному герою?

- что означает выражение «держать ухо востро»?

- почему Никите приходилось «держать ухо востро»?

- какого героя нет в этой таблице?

- какой она показана в этом произведении?

           - как Вы это поняли?        

-Читают вслух ( по одному) фразы на доске.

- делают вывод, что это фразы из текста.

- предлагают варианты заданий, останавливаются на том, что надо поставить эти фразы в том порядке, как они встречаются в тексте.

- образуют четвёрки, повторяют правила работы в группе  и раскладывают полоски с фразами в нужном порядке.

- сверяют свою работу с образцом на доске.

- замечают на доске ошибку, исправляют, доказывая своё мнение.

- подводят итог проделанной работе: вспомнить содержание текста и последовательность событий.

- открывают рабочие тетради на стр.45. Проверяют заполнение таблицы. Дополняют таблицу.

Герой

Черты характера

Аркадий Иванович

Пахом

Никита

Находят в тексте ответы на вопросы, закрепляя умение работать с текстом, обращая внимание на детали.

- вспоминают, что произведение автор посвятил сыну Никите.

- называют черты характера Никиты.

- сравнивают себя и своих друзей с Никитой.

- вспоминают, что Пахом - плотник. Называют черты характера Пахома. Опираясь на цитаты из текста, доказывают каким ценным качеством, по мнению автора, обладал Пахом (учебник, стр. 99).

- находят в тексте описание внешности Аркадия Ивановича (учебник, стр.100).

- обсуждают отношение Аркадия Ивановича к  главному герою: заставлял проявлять терпение, объяснял, шутил, добивался послушания без принуждения.

- объясняют значение фразеологизма «держать ухо востро» - остерегаться. Выясняют, почему Никите приходилось так себя вести.

- уточняют, что в таблице не было мамы главного героя, дают характеристику характеру мамы, объясняют, что позволило

сделать такой вывод.

Физминутка

Организация познавательной деятельности

Работа в рабочей тетради, стр.46-47

- прочитайте опорные слова. Что это такое?

- прочитайте задание на стр.47. кто не понял задание? Кто может объяснить?

- выполните его. Кто сможет – продолжите ряд самостоятельно.

Обсуждение:

            - какие черты характера для Вас являются главными? Почему?

           - кто считает по-другому? Объясните своё мнение.

         - открывают рабочие тетради на стр.46-47 (смотри Приложение).

         - читают вслух опорные слова, делают вывод о том, что это разнообразные черты характера человека.

         - самостоятельно знакомятся с заданием на стр. 47. Осмысливают его и выполняют.

- учащиеся, которые выполнят задание раньше, продолжают самостоятельно перечислять другие, известные им черты характера.

- высказывают своё мнение, какие черты характера для них являются главными и почему.

            - высказываются разные мнения, обязательно с доказательством выбора. Идёт обсуждение.

Работаем в тонких тетрадях по литературе. Записываем число.

            - ниже заголовок: сочинение - рассуждение, ниже тема

               « Какие черты характера я ценю в людях».

           - что отличает текст – рассуждение от других типов текста?

- Это будет домашнее задание. Откройте дневники. Запишите. 

   Учитель записывает домашнее задание на доске.                  

- открывают тонкие тетради по литературе.

- записывают число, тему сочинения

- объясняют, что в тексте – рассуждении сначала высказывается мысль, утверждение, а потом она доказывается, даётся  пояснение, почему так.

- открывают дневники и записывают домашнее задание.

Рефлексия деятельности

Попробуем написать синквейн. Что это такое?

Какие правила написания? Какую предложите тему?

         

     

    - кто хочет прочитать?

- вспоминают, что синквейн- это пятистишие.

Правила написания синквейна: 
1 строка – одно слово – название стихотворения, тема,

2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна; 
3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна; 
4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, 
5 строка – слово-резюме, ассоциация, синоним, итог.

 - пишут самостоятельно синквейн по  предложенным темам или по теме ХАРАКТЕР, зачитывают по желанию, обсуждают, что лучше удалось.

- подводя итог урока, закончите фразы, записанные на доске:

«Работая над этим произведением, я понял…»,

 «Главный герой Никита…»

- заканчивают предложенные  фразы, подводят итог урока.

Подумайте, какую оценку за урок вы могли бы себе поставить, поставьте эту оценку на обратной стороне листка. Сдайте листочки, на которых писали синквейн.

- каждый сам оценивает свою работу, и результат записывает на листочке. Это может быть как обычный балл, так и количество «бонусов», которые фиксируются  и накапливаются в отдельном журнале учителя. Листочки сдают учителю

Представьте себя художником. Какие краски Вы могли бы использовать для изображения детства?

- Какие цвета преобладали? Почему?

-кроме обязательного домашнего задания я предлагаю задание по желанию:

1.   Изобразить своё детство в цвете.

  1. Написать синквейн по теме: « Детство».          

Подводя итог нашему разговору, мне хотелось Вам напомнить, что очень важными могут оказаться черты характера, которые закладываются в детстве. Очень часто, именно эти черты влияют на нашу дальнейшую жизнь.

У детства много разных красок

Ты среди них свою найди.

На белом листике бумаги

Свою мечту изобрази.

Проходит детство незаметно,

Не возвращается назад.

И только красками напомнит

Вам о весёлых тех годах.

Ведь жизнь она бывает разной,

Угрюмой, скучной, однообразной.

Но ты сквозь годы пронеси

Из детства яркие мечты.

     - Благодарю за работу. Урок закончен.

- высказывают, какие цвета отразили бы их детство, поясняя свой выбор.

- записывают задание по выбору и по желанию.

- слушают стихотворение, которое читает учитель.

Примеры детских синквейнов, написанных на данном уроке:

Характер                                                                         Характер                                                                   Характер

Покладистый, твердый                                                 Добрый, мягкий                                                       Разный, индивидуальный

Проявляется, помогает, поддерживает                       Помогает, закаляет, выручает        мешает,                Учит, заставляет, мешает

Характер – это лицо человека.                                     Помогает человеку лучше общаться.                           У некоторых не очень хороший характер.

Поведение         Я        Слабость

Приложение

Страницы из творческой тетради по литературному чтению, используемые на уроке

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лев Николаевич Толстой. « Детство».

Урок литературного чтения в 4 классе. Презентация....

А. Н. Толстой "Детство Никиты"

Данная презентация разработана к уроку литературного чтения в 4 классе УМК "Перспектива"...

Тест: Весна. Толстой А.Н. "Детство Никиты"

Весна (глава из повести «Детство Никиты») А. Н. Толстой.Проверка уровня развития читательских  умений...

Тест по произведению "Детство Никиты".

Тест дает проверить, поняли дети содержание произведения....