Конспект урока А.Н. Толстой «Детство Никиты», глава «Весна».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Тамонкина Наталья Пантелеевна

Работа с текстом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

открытого урока

по чтению

проведённого

в 3 «Б» классе

Чучковской средней общеобразовательной школы

учителем Тамонкиной Натальей Пантелеевной.

2015г.

Тема.  А.Н. Толстой «Детство Никиты», глава «Весна».

Цель. Формирование умения подробного пересказа описания.

Задачи. 1. Учить работать с текстом.

              2. Формировать умение подробного пересказа описания.

              3. Выявить сходство поэтического и прозаического описания

               весенней природы.

              4. Воспитывать интерес к творчеству А.Н. Толстого.

Оборудование. Портрет А.Н. Толстого; репродукции птиц, весны;

                            детские рисунки; пьеса «Апрель»; запись пения птиц.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Психологический настрой.

        - Представьте себе, что вы удобно сели в кресло и приготовились смотреть фильм по телевизору. Но вместо него на экране видна завораживающая весенняя картина, звучит прекрасная музыка, и вы слышите стихотворение Ивана Бунина

                        Прошли дожди, апрель желтеет.

                        Всю ночь туман, а поутру

                        Весенний воздух точно млеет

                        И мягкой дымкою синеет

                        В далёких просеках в бору.

        - Какие у вас появились желания? (высказывают своё мнение)

        - А у меня появилось желание проверить домашнее задание.

(3 человека)

III. Речевая разминка.

1.        - Знаете ли вы, что в народе март называют «проталинком», апрель – «снегогоном», а май – «травнем».

        - Как вы думаете, почему?

        - Да, весна удивительное время года.

2. Мгновенное чтение

        апрельский                весны

        скворец                        гонец

        а) быстро прочитывают;

        б) называют слова по порядку;

        в) объясняют смысл пословицы

                Апрельский скворец – весны гонец.                        

        г) Прочитывают пословицу с разной интонацией:

                - с гневом

                - с радостью

        д) Назовите приметы весны.

        е) Хоровое чтение стихотворения В. Андреева «Весна»

                Трещит весна по рекам.

                В лесах и на полях,

                Гуляет влажный ветер

                По кронам на дубах.

                Звенит капелью, светится

                И манит на простор,

                Ожил, развеселился

                Огромный старый бор.

                Летит на птичьих крыльях

                И с каждым тёплым днём

                Струится, серебрится,

                Поёт в снегах ручьём.

IY. Сообщение темы урока.

        - Мы прочитали много стихов о весне, а сегодня будем читать прозаическое описание природы.

Y. Работа с произведением А. Толстого.

а) До чтения.

        - Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте заглавие.

        - Как вы думаете, о какой весне (ранней, поздней) пойдёт речь?

б) Чтение про себя: отметить сравнения, которые использовал автор.

        Вопросы после чтения:

        - Описание какого дня мы уже читали у А. Толстого? (летнего

утра)

        - Что вы читали сейчас: описание всей весны или одного весеннего дня? (Сначала о приходе весны, потом автор описывает весеннее утро)

        - Какие картины представили, читая отрывок из повести?

        - Каких знакомых героев встретили?

        - Какие чувства они испытывают с приходом весны?

в) Чтение вслух по абзацам с попутным комментированием.

        1 абзац

        - Что увидели?

        - Какие запахи почувствовали?

        - Как это-«стонали куры»?

        2 абзац

        - Как вы понимаете «зелёными кочетками»?

        - Какую птицу захотелось услышать?

        3 абзац

        - Почему скворцов автор называет пересмешниками? (Смешивают голоса разных птиц)

        4 абзац

        - То ли вам слышится в куковании кукушки?

        - Какой эта птица представляется автору?

        5 абзац

        - Как отнеслись обитатели сада к благословлению кукушки?

        6 абзац

        - Какие звуки и запахи разбудили Никиту?

        - Какое настроение было у мальчика? Почему?

YI. Физкультминутка.

YII. Вопросы после чтения.

        - Какое настроение у вас вызывает наступление весны?

        - Каким настроением проникнуто описание весны у Алексея Толстого? Почему вы так думаете?

YIII. Рассказ о писателе.

        Повесть «Детство Никиты» - автобиографическое произведение. Алексей Толстой передаёт в ней свои детские впечатления. Имя Никиты – это имя его сына. О своём детстве на хуторе Сосновка, что под Самарой, он пишет в автобиографии: «Там прошло моё детство. Сад. Пруды, окружённые ветлами и заросшие камышом. Степная речонка Чауса. Смены времён года, как огромные и всегда новые события. Всё это и в особенности, что я рос один, развивало мою мечтательность…»

        Мама Алексея Толстого старалась развивать у сына читательский талант. Может быть благодаря ей он и стал писателем.

         Я думаю, что теперь вы будете читать отрывки из повести с большим интересом и вам захочется прочитать повесть «Детство Никиты» целиком.

IX. Самостоятельная работа в парах.

        - Выпишите из текста слова, которые передают краски, звуки, запахи.

X. Ответ на 1-й вопрос учебника.

        - О каких птицах говорится в отрывке Толстого? (картинки)

XI. Пересказ близкий к тексту (3 задание учебника)

XII. Итог урока.

        - В чём сходство прозаической и поэтической картины весны? (В выражении авторского настроения и средств его выражения: эпитеты, сравнения, олицетворения)

        - Какому стихотворению ближе по настроению, содержанию эта зарисовка А. Толстого?

        Выставляю оценки за работу на уроке.

XIII. Домашнее задание.

        Прочитать страницы 196-197 и подробно пересказать об одной из птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока. И.А.Бунин. Детство.

План-конспект урока. И.А.Бунин. Детство....

План-конспект урока . Л.Н. Толстой "Страшный зверь"

Методическая разработка плана-конспекта урока литературного чтения во 2 классе по СУ "Начальная школа XXI века"....

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"...

А. Н. Толстой "Детство Никиты"

Данная презентация разработана к уроку литературного чтения в 4 классе УМК "Перспектива"...

Толстой. Детство Никиты. Характеристика героев.(УМК "Перспектива")

В материале представлена технологическая карта урока по указанной теме. содержаниематерила  соответствует требованим ФГОС. Урок неоднократно опрбирован. Имеет положительные отзовы и рекомендации....

Конспект урока И.З. Суриков "Детство"

Конспект урока И.З. Суриков "Детство"...

Конспект урока Л.Н.Толстой " Детство"

Конспект урока Л.Н.Толстой " Детство"...