Рабочая адаптированная общеобразовательная программа общего образования для обучающихся с НОДА и УО по предмету "Чтение" 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

Пономаренко Людмила Николаевна

       Рабочая программа разработана для детей с НОДА и УО на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

       Цель – развитие речи обучающихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 136 часов в год (4 часа в неделю).

Возможно изменение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.

         УМК: Ильина С. Ю. Чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. -3-е изд. –М. : Просвещение, 2017.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ad._progr._po_chteniyu-4_klass_shkola_8_vida.docx34.87 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа

общего образования для обучающихся с НОДА и УО

(уровень образования)

по предмету «Чтение»

  (название предмета)

 

4  классы

на 2018 - 2019 учебный год

Количество часов по программе:

в 4 классе 4 урока в неделю, 136 уроков в год.

Составитель: учитель Пономаренко Л. Н.

Рабочая программа составлена на основании нормативно- правовых документов: 

-Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 32);

-Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

-Инструктивных писем Министерства образования и науки.

-Учебного плана на 2018-2019 учебный год.

       Рабочая программа разработана для детей с НОДА и интеллектуальной недостаточностью на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

       Цель – развитие речи обучающихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

Обучение чтению в 4 классе направлено на решение следующих задач:

  • продолжать учить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя,
  • осмысленно воспринимать содержание текста,
  • активизировать словарь обучающихся,
  • научить полному и выборочному пересказу прочитанного,
  • развитие познавательных интересов,
  • воспитание чувства прекрасного, элементарных этических представлений,
  • воспитание понятия чувства долга и правильных жизненных позиций,
  • формирование и развитие техники чтения,
  • осознанное чтение доступных по содержанию и возрасту литературных текстов,
  • формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений, продолжать учить правильно строить и употреблять в речи предложения.

           Наряду с вышеуказанными задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Планируемые результаты изучения учебного предмета:

       В результате освоения предметного содержания курса «Чтение» у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных коммуникативных), позволяющих достигать личностныхметапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов.

     Личностные результаты освоения предмета в 4 классе включают индивидуально-личностные качества, специальные требования к развитию жизненной и социальной компетенции и ценностные установки и отражают:

-развитие чувства любви к матери, членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;

-осознание себя как одноклассника, друга;

-владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

-развитие положительных свойств и качеств личности;

-принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию

-осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа;

-осуществление простейшего планирования своей деятельности; 

-мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.

     Личностные: обучение чтению и речевой практике организует и дисциплинирует учащихся с интеллектуальным недоразвитием, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить начатое дело до конца.

Регулятивные: учащимся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи детям с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя, поэтому требуется развернутость всех этапов формирования умственных действий. Формирование элементов учебной деятельности успешно корригируется  в процессе специально организованного обучения, когда школьник сначала при помощи учителя, а затем и самостоятельно, учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат.

      Познавательные: на уроках чтения в результате взаимодействия усилий учителя и учащихся (при направляющем и организующем воздействии учителя) развивается мышление учащихся. Важную роль в обучении чтению и развитию речи играет целенаправленная работа по развитию у школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности: учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.

Коммуникативные: в процессе изучения чтения развивается речь учащихся, обогащается специфическими терминами и выражениями их словарь, формируются речевые умения: школьники учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя), формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

       Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для предмета «Чтение», готовность к их применению. Для обучающихся с умственной отсталостью и НОДА существуют два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся.

      Минимальный уровень:

-осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;

-выделять из текста предложения на заданную тему;

- пересказывать содержание прочитанного по вопросам;

-участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему;

-выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений.

-участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

-восприятие на слух сказок и рассказов;

-ответы на вопросы учителя с опорой на иллюстративный материал;

-участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

-ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных или просмотренных радио и телепередач;

-выражать свои просьбы и желания, используя этикетные слова и выражения;

-расширение круга ситуаций, в которых ребенок может использовать коммуникацию как средство достижения цели.

     Достаточный уровень:

- читать после анализа текст вслух целыми словами ( по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и темпом речи;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

-читать про себя, выполняя задание учителя;

-выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;

-читать диалоги по ролям;

-пересказывать прочитанное по частям;

-выделять тему текста, озаглавливать его;

-выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений;

-понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

- принимать активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

-способность поделиться об услышанном, увиденном или прочитанном с целью выражения собственного отношения и элементарной оценке;

- выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;

-принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам

речевых ситуаций.

Содержание учебного предмета, форма организации учебного предмета и основные виды учебной деятельности

Настоящая программа рассчитана на учащихся 4 классов с НОДА и УО. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 136 часов в год (4 часа в неделю).

Возможно изменение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.

         УМК: Ильина С. Ю. Чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. -3-е изд. –М. : Просвещение, 2017.

         Методы и приемы обучения:

-словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);

-наглядные (наблюдение, демонстрация, просмотр);

-практические (упражнения, карточки, тесты);

Для реализации основных целей и задач курса чтения применяются разнообразные типы уроков:

-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;

-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

-урок проверки знаний;

-комбинированный урок;

-нестандартные уроки (урок-сказка, урок-викторина, урок-игра и др.).

Формы работы:

Рассказ, беседа, выборочное, объяснительное чтение, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок.

Виды деятельности учащихся:

-составление плана текста,

-пересказ текста по плану;

-пересказ текста по предполагаемым вопросам;

-продолжение текста;

-выразительное чтение;

-чтение наизусть;

-чтение по ролям.

Формы контроля и вес оценки

          На уроках чтения могут использоваться следующие формы контроля:

-Контрольная работа - 4

-Самостоятельная работа – 3

-Домашняя работа - 1

-Устный ответ - 3

-Реферат – 4

-Чтение наизусть – 3

-Техника чтения - 2

-Практическая работа – 3

-Проект – 5

Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся.

         Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов.

По завершению изучения темы осуществляется промежуточный контроль. Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 мин.

С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3—4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка — мотивированной.

        Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

        В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

 «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

«хорошо» – от 51% до 65% заданий.

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

При оценке устных ответов по предмету «Чтение» принимаются во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Перечень контрольных работ

№ п/п

Тема

1.

Тема "В мире животных". Проверочный тест.

2.

Тема "Весёлые истории". Проверочный тест.

3.

Тема "Лето пришло". Проверочный тест.

Распределение часов по темам предмета

Тема

Количество часов

Школьная жизнь

10 ч.

Время листьям опадать

13 ч.

Делу – время, потехе - час

6 ч.

В мире животных

11 ч.

Жизнь дана на добрые дела

8 ч.

Зима наступила

23 ч.

Весёлые истории

7 ч.

Полюбуйся, весна наступает…

11 ч.

В мире волшебной сказки

9 ч.

Родная земля

8 ч.

Лето пришло

6 ч.

Внеклассное чтение

15 ч.

Проверка техники чтения

1 ч.

Административный контроль

2 ч.

Проверочные тесты

3 ч.

Повторение

3 ч.

Тематическое планирование

Модуль

Тема

Урок

Здравствуй, школа!

Школьная жизнь

1

По Н.Носову "Снова в школу"

2

Э.Мошковская "Жил-был учитель"

3

М.Пляцковский "Чему учат в школе"

4

По Ю.Ермолаеву "Поздравление"

5

По Е.Шварцу "Как Маруся дежурила

6

По Е.Ильиной "Шум и Шумок"

7

В.Орлов "Почему сороконожки опоздали на урок"

8

Внеклассное чтение По Л.Дику "Счастливая ручка"

9

По Л.Каминскому "Три желания Вити". В.Берестов "Читалочка"

10

Административная проверка техники чтения

11

По М.Бартеневу "Зарубите на носу". Загадки

12

Обобщающий урок по теме "Школьная жизнь"

Осень

Время листьям опадать

13

Н.Антонова "Жёлтой краской кто-то…"

14

По Н.Абрамцевой "Осенняя сказка"

15

Е.Благинина "Подарки осени"

16

По Л.Воронковой "Лесные подарки"

17

Внеклассное чтение. По Д.Мамину-Сибиряку "Тарас и Соболько"

18

А.Твардовский "Лес осенью"

19

По В.Путилиной "В осенннем лесу"

20

Н.Некрасов "Славная осень!" По Ю.Шиму "Отчего Осень грустна"

21

По Н.Сладкову "Холодная зимовка".

22

А.Плещеев "Скучная картина!"

23

По О.Иваненко "Сказка про маленького жучка"

24

По К.Ушинскому "Пчёлы и мухи"

25

Внеклассное чтение. И.Крылов "Стрекоза и муравей" басня

26

По Г.Граубину "Время листьям опадать…". Загадки

27

Обобщающий урок по теме "Время листьям опадать"

О труде и трудолюбии

Делу - время, потехе - час

28

"Пекла кошка пирожки…" Русская потешка

29

"Сенокос" Чешская потешка

30

По Л.Пантелееву "Карусели"

31

По Н.Носову "Прятки". Считалки

32

По М.Булатову "Жмурки"

33

Внеклассное чтение. С.Маршак "Лодыри и кот"

34

Обобщающий урок по теме "Делу - время, потехе - час"

Мир животных

В мире животных

35

По К.Ушинскому "Бодливая корова"

36

По В.Бирюкову "Упрямый котёнок"

37

По В.Гаранжину "Пушок"

38

По Е.Чарушину "Томка"

39

По Б.Житкову "Охотник и собаки"

40

По Л.Матвеевой "Чук заболел"

41

Г.Снегирёв "Хитрый бурундук"

42

Внеклассное чтение. В.Тарасов "Четвероногий друг"

43

По.А.Баркову "Барсучья кладовая"

44

По А.Дорохову "Гостья"

45

Г.Корольков "Игрушки лисят"

46

По Ю.Дмитриеву "Лиса". Загадки

47

Обобщающий урок по теме "В мире животных". Проверочный тест.

Что такое хорошо…

Жизнь дана на добрые дела

48

По С.Баруздину "Когда люди радуются"

49

Внеклассное чтение. А.Седугин "Молоток"

50

По Е.Пермяку "Пичугин мост"

51

В.Хомченко "Михаськин сад"

52

По С.Баруздину "Когда люди радуются"

53

По Ю.Ермолаеву "Про каникулы и полезные дела"

54

Е.Благинина "Котёнок"

55

В.Голявкин "Птичка"

56

Обобщающий урок по теме "Жизнь дана на добрые дела"

57

Внеклассное чтение.

Зима

Зима наступила

58

По Л.Воронковой "Снег идёт"

59

А.Слащёв "Снегурочка" 1 часть

60

А.Слащёв "Снегурочка" 2 часть

61

Проверка техники чтения

62

И.Суриков "Зима"

63

С.Маршак "Декабрь"

64

По В.Сутееву "Ёлка" 1 часть

65

По В.Сутееву "Ёлка" 2 часть

66

Внеклассное чтение. По М.Пляцковскому "Какая бывает зима" сказка

67

По Л.Клавдиной "Вечер под Рождество"

68

М.Садовский "Где лежало "спасибо"?"

69

По Н.Носову "На горке" 1 часть

70

По Н.Носову "На горке" 2 часть

71

"Лисичка-сестричка и волк". 1 часть Русская народная сказка

72

"Лисичка-сестричка и волк". 2 часть Русская народная сказка

73

А.Бродский "Как Солнце с Морозом поссорились"

74

Внеклассное чтение. Н.Носов "Бенгальские огни"

П.Головкин "Зимняя сказка"

75

Г.Скребицкий "Митины друзья" 1 часть

76

Г.Скребицкий "Митины друзья" 2 часть

77

В.Бирюков "Снежная шапка"

78

По А.Тумбасову "В шубах и шапках"

79

Н.Некрасов "Не ветер бушует над бором..."

80

По В.Бианки "Находчивый медведь"

81

Внеклассное чтение. По М. Пляцковскому «Какая бывает зима» (Сказка).

82

По А.Спирину "Зимние приметы". Загадки

83

Обобщающий урок по теме "Зима наступила"

В стране чудес

Весёлые истории

84

По Н.Носову "Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос" 1 часть

85

По Н.Носову "Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос" 2 часть

86

Г.Остер "Одни неприятности"

87

М.Пляцковский "Однажды утром"

88

Внеклассное чтение. По А.Милну "Винни-Пух и все -все- все" Глава из сказки

89

В.Бирюков "Почему комары кусаются"

90

С.Маршак "Вот какой рассеянный"

91

По О.Кургузову "Две лишние коробки". Г.Чичинадзе "Отвечайте, правда ли?"

92

Обобщающий урок по теме "Весёлые истории". Проверочный тест.

Весна

Полюбуйся, весна наступает…

93

В.Алфёров "Март"

94

По М.Фроловой "Восьмое марта" 1 часть

95

По М.Фроловой "Восьмое марта" 2 часть

96

Е.Благинина "Забота"

97

Внеклассное чтение. По Е.Кононенко "Резеда"

98

По А.Соколовскому "Бабушкина вешалка"

99

По В.Бианки "Последняя льдина". А.Плещеев "Весна"

100

По А.Баркову "Скворцы прилетели"

101

По Э.Шиму "Всему свой срок". И.Никитин "Полюбуйся, весна наступает…"

102

По Ю.Ковалю "Весенний вечер"

103

По Ю.Дмитриеву "Опасная красавица". Загадки

104

Обобщающий урок по теме "Полюбуйся, весна наступает…"

105

Внеклассное чтение. А. Барков «Яшка».

Полюбуйся, весна наступает…

В мире волшебной сказки

106

"Хаврошечка" 1 часть Русская народная сказка

107

"Хаврошечка" 2 часть Русская народная сказка

108

"Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке" 1 часть Русская народная сказка

109

"Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке" 2 часть Русская народная сказка. А.Пушкин "У лукоморья дуб зелёный…"

110

Административная проверка техники чтения

111

По Ш.Перро "Подарки феи" 1 часть

112

По Ш.Перро "Подарки феи" 2 часть

113

Братья Гримм "Горшочек каши"

114

Внеклассное чтение. "Гуси-лебеди" Русская сказка

115

По В.Порудоминскому "Наши сказки"

116

Обобщающий урок по теме "В мире волшебной сказки"

Наш мир

Родная земля

117

С.Васильевна "Город на Неве"

118

Д.Павлычко "Где всего прекрасней на земле"

119

С.Вербова "Сочинение на тему"

120

По Л.Кассилю "Какое это слово?"

121

Внеклассное чтение.

122

По Б.Никольскому "Главное дело". А.Усачёв "Защита"

123

По Л.Кассилю "Никто не знает, но помнят все".

124

Т.Белозёров "День Победы"

125

Обобщающий урок по теме "Родная земля"

Лето

Лето пришло

126

С.Козлов "Ливень". Г.Граубин "Тучка"

127

Н.Павлова "Хитрый одуванчик" 1 часть

128

Н.Павлова "Хитрый одуванчик" 2 часть. Е.Благинина "Одуванчик"

129

Внеклассное чтение. М.Пришвин "Золотой луг"

130

По А.Дорохову "Встреча со змеёй". А.Бродский "Летний снег"

131

В.Голявкин "После зимы будет лето". О.Тарнопольская "Хозяюшка"

132

По А.Спирину "Летние приметы"

133

Обобщающий урок по теме "Лето пришло". Проверочный тест.

Повторение

Повторение за год

134

Повторение и закрепление пройденного материала

135

Повторение и закрепление пройденного материала

136

Повторение и закрепление пройденного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная адаптированная воспитательная программа общего образования умственно отсталых обучающихся по окружающему миру

Примерная адаптированная воспитательная программа для школ 8 вида,для детй с со средней степенью тяжести умственной отсталости,...

Рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.4)

Программа коррекционно-развивающих занятий разработана для обучающихся 1 класса на основе варианта 1.4. стандарта для глухих обучающихся, имеющих помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умстве...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА "ОЧ-УМЕЛЫЕ РУЧКИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-5 КЛАССОВ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Кружок «Оч-Умелые ручки»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПД.Кружок «Оч-Умелые ручки» имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитан на детей  8 ...

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по литературному чтению 6.2. 2 класс.

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по литературному чтению 6.2. 2 класс....

Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером ор...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» начальное общее образование (для обучающихся с легкой умственной отсталостью, вариант 1) класс 3-4

Адаптированная рабочая программа по предмету составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихс...

Адаптированная общеобразовательная программа по математике для обучающихся с ОВЗ в 4 классе по УМК "Школа России"

Адаптированная общеобразовательная программа по математике для обучающихся с ОВЗ в 4 классе по УМК "Школа России"...