Конспект урока по литературному чтению на тему "Стихотворения И. Такмоковой"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Коновалова Татьяна Валерьевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihi_tokmakovoy.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 24.04.2019

Школа: 75

Класс: 2 «Б»

Кабинет: 5

ФИО учителя: Никитина С. Ю.

ФИО студента: Коновалова Т. В.

ФИО методиста: Кондратьева И. И.

Конспект урока по литературному чтению

Тема: «Стихотворения и. Токмаковой»

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с произведениями И. Токмаковой.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • совершенствовать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;
  • знать биографию И. Токмаковой;
  • уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
  • уметь работать с информацией.

Личностные:

  • учиться уважительно относиться к мнению одноклассников;
  • формировать способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм;

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Школа России, учебник Климанов Л. Ф., Горецкий В. Г., 2 класс 2 часть, стр.153 – 154.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

1 мин

- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть.

- Садитесь.

Приветствуют учителя

Л.: самоопределение

2. Актуализация знаний

Словесный метод  беседа

Практический метод

Динамическая пауза

15 мин

1 мин

 - Начинаем урок с разминки. Посмотрите на слайд и послушайте меня.

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

- Теперь давайте прочитаем эту скороговорку вместе, но медленно, проговаривая каждое слово.

- Молодцы! Теперь давайте попробуем чуть быстрее.

- Хорошо! Кто сможет быстро прочитать эту скороговорку? (спросить несколько человек)

- Хорошо! Мы подготовили наш речевой аппарат, теперь можем приступать к работе!

- Ребята, с каким автором мы вчера познакомились?

- Верно. Что мы изучали на прошлом уроке?

- Что вы помните из его биографии?

- Верно. Вы большие молодцы! Какое было домашнее задание?

- Хорошо. Давайте начнем. Я как всегда спрошу 5-6 человек, остальные анализируют прочтение стихотворения по нашим критериям.  

- Молодцы!

Внимательно слушают учителя

Хоровая работа

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

- Произведения В. Берестова.

- Что он рано научился читать и писать стихи. Писал не только для детей, но и для взрослых .В годы войны был эвакуирован в Ташкент, к концу жизни стал писать музыку для своих стихов.

- Выразительно прочитать любое стихотворение Берестова.    

Читают стихотворение

Анализируют прочтение

П.: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Р.: саморегуляция

Р.: анализ

3. Постановка учебной задачи

Подводящий диалог

 1 мин

- Сегодня мы познакомимся с другой детской поэтессой, которую зовут Ирина Токмакова. Я уверена вы ее знаете по другим детским произведениям.

- Сформулируйте тему урока.

- Верно. Теперь цель урока.

- Стихотворения И. Токмаковой.

- Познакомиться со стихотворениями И. Токмаковой.

П.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Р.: целеполагание

4. Открытие нового знания

Практический

Анализ произведения

Выразительное чтение

Словесный метод

Беседа

8 мин

- Прежде чем мы приступим к изучению творчества Ирины Токмаковой давайте узнаем немного о ее жизни.

Ирина Токмакова.

Детский поэт, переводчик детских стихов. Родилась в Москве 3 марта 1929 года. Стихи Ирина писала с детства, но считала, что писательских способностей у нее нет. Школу окончила с золотой медалью, поступила на филологический факультет МГУ. Вскоре вышла книга собственных стихов Ирины Токмаковой для детей, созданная совместно с мужем, – «Деревья». Она сразу стала классикой детской поэзии. Затем появилась проза: «Аля, Кляксич и буква «А»», «Может, нуль не виноват?» и т.д. Ирина Токмакова также переводит со многих европейских языков, таджикского, узбекского, хинди.

- Итак, вы послушали биографию Ирины Токмаковой, что вы запомнили?

- А какие произведения Токмаковой читали вы?

- Вы большие молодцы! Много информации запомнили. Теперь можно переходить к ее стихотворениям. Откройте страницу 153.

Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте название стихотворения про себя. Сопоставьте эти компоненты и предположите о чем это стихотворение.

- Как вы это поняли?

- Очень интересные предположения у вас.  Давайте прочитаем и посмотрим, про волшебство ли речь. (Читаю стихотворение «Плим»)

- Верно ли вы сказали?

- А о чем речь в стихотворении, о чем говорит мальчик в первой части до слов «А я придумал…»

- Прочитайте эти строки, которые подтвердят ваши слова.

- Так, верно. А что же такое плим? Как мальчик это объясняет?

- Верно. Какое это стихотворение? Серьезное или веселое?

- С какой интонацией мы будем читать это стихотворение?

- Верно! Прочитайте стихотворение про себя с выражением, кто готов руку на локоток.

Слушают биографию И. Токмаковой

- Она родилась в Москве; с детства начала писать стихи, но думала, что у нее ничего не получается; первый свой сборник она создала совместно с мужем, который назвался «Деревья»; Ирина Токмакова переводила стихи и сказки с разных языков.

Анализируют название и иллюстрацию

- Возможно о каком-то волшебстве. Мальчик, может быть, придумал какое-то заклинание или волшебное слово.

- По иллюстрации. Мальчик прыгает и радуется и вокруг него волшебные звездочки и круги, а так же по названию «Плим».

Слушают стихотворение

- Нет.  

- О том, что у всех вещей есть смысл и свое предназначенье.  

- «Ложка – это ложка, Ложкой суп едят. Кошка-это кошка, у кошки 7 котят. Тряпка – это тряпка. Тряпкой вытру стол. Шапка – это шапка, оделся и пошел.»

- Что это смешное слово, которое ничего не значит.

- Веселое, потому что мальчик фантазирует и веселиться.

- Первую часть более серьезно, обдуманно, а вторую, где мальчик говорит о своем изобретении можно читать весело.

Читают с выражением про себя

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  

Р.: анализ

К.: анализ с целью выделения существенных признаков

К.: анализ с целью выделения существенных признаков

5. Первичное закрепление

Словесный метод беседа

Практический

Выразительное чтение

5 мин

- Теперь давайте будем его читать вслух с выражением. Остальные анализируют прочтение. (спросить 2-3 человека)

- Замечательно! У кого из ребят получилось лучше? Какие ошибки вы нашли в прочтении?

Читают с выражением стихотворение

Анализируют прочтение стихотворений

К.: анализ с целью выделения существенных признаков

Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил;

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

 6 мин

- Сейчас я предлагаю вам интнрнсную творческую работу. Вы будете работать в парах. Вам надо придумать свое смешное слово, которое ничего бы не означало, и вставить в свое стихотворение. Вам надо заменить слова стихотворения из первой части своими, вставить придуманное слово и дальше оставить как есть. Например, у меня получилось такое стихотворение.

Вилка-это вилка,

Вилкой ем пирог.

Мышка-это мышка,

Любит, есть зерно.

Швабра-это швабра,

Шваброй вытру пол.

Шарфик – это шарфик

Обмотался и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово – трям.

- И дальше все подставляем от оригинального стихотворения. То есть я подставила свои вещи и животных, а так все оставила. Вы можете приступать!

Слушают инструктаж учителя

Слушают инструктаж учителя

Выполняют творческое задание в парах

Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил;

К.: управление поведением партнера

Р.: анализ, синтез

7. Включение в систему знаний

2 мин

- Итак, время кончилось, давайте будем проверять. Что у вас получилось, прочитайте свои забавные стихотворения. (спросить 2-3 пары)

- Ребята, чье Стихотворение вам понравилось больше? Какое было самое смешное? А какое было самое оригинальное?

- Замечательно! Дома вы выразительно читаете это стихотворение.  

 

Читают получившиеся стихи

Анализируют стихотворения

К.: управление поведением партнера, оценка его действий и корректировка.

8. Рефлексия деятельности

1 мин

- С каким автором мы познакомились сегодня?

- Понравилось ли вам ее стихотворение? Понравилось ли вам сочинять собственное?

- Это замечательно! Спасибо за урок.

- С И. Токмаковой

Л.: смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».

Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...