Особенности организации уроков по литературному чтению.
материал по чтению
Литературное чтение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_urokov_literaturnogo_chteniya.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГАУ ДПО Бурятский республиканский институт образовательной политики
Кафедра педагогики и психологии детства
Контрольная работа №2
Тема «Особенности организации уроков литературного чтения в 3 классе.
Сценарий урока по формированию умения воссоздавать в воображении художественные картины, изображенные писателем с помощью слова».
Выполнила: Разуваева А.Я.
Проверил: Содномов С.Ц.
г. Улан -Удэ
2019 г.
Особенности организации уроков литературного чтения в 3 классе.
Целенаправленность урока определяется программными требованиями: обучение должно носить воспитывающий и развивающий характер. Определить конкретные цели каждого урока позволяет характер и жанр произведения. Работа на уроке также организуется в зависимости от жанра. Например, пересказ сказки обязателен, но он противопоказан при чтении лирических стихотворений. Влияют на организацию урока и размер произведения, его композиция и характер языка.
План урока чтения включает все этапы, характерные для комбинированного урока: восприятие, усвоение, применение на практике. Но на уроке чтения эти этапы учебного процесса часто сливаются и не всегда четко выражены.
Этапы в плане комбинированного урока соответствуют видам занятий:
1. Проверка домашнего задания.
2. Подготовительная работа. Установка на восприятие текста.
3. Первичное восприятие: в первом варианте текст читает учитель, во втором — сами дети.
4. Эмоционально-оценочная беседа.
5. Чтение детьми текста про себя целиком (данный этап присутствует, если при первичном восприятии использовался прием чтения учителем).
6. Анализ произведения.
7. Обобщающая беседа.
8. Работа над планом произведения, выборочное чтение, обучение выразительному чтению.
9. Творческая интерпретация художественного текста.
10. Заключительное итоговое чтение.
Совершенно очевидно, что при работе скрупнообъемным произведением эта схема нарушается: большой объем текста не позволяет провести на одном уроке все виды работ по восприятию и освоению произведения. Современная методическая литература предлагает учителю два варианта работы с таким текстом:
1) разбить произведение на части и работать над каждой из них, соблюдая на уроке обычную схему обучения;
2) разъединить чтение и анализ и проводить их последовательно на 2—3 уроках.
В последнем случае на первом уроке — уроке знакомства с новым произведением — проводится подготовка к восприятию произведения, его прослушивание или чтение, а также проверка восприятия. Следующие уроки посвящаются анализу и проведению разных видов работы с текстом. Такие уроки являются соответственно уроками анализа произведения.
Количество этапов на уроке любого из трех типов ограничивается логикой достижения цели. При этом главное место на уроке занимает чтение. Остальные виды работы с текстом должны быть:
а) направлены на сознательность восприятия и усвоения идеи
произведения;
б) взаимосвязаны и взаимодополняемы;
в) доступны для выполнения каждым учеником.
Обобщающий урок является необходимой формой организации работы по чтению наряду с комбинированным уроком, так как способствует развитию логических способностей учащихся. Обобщающий урок проводится в конце изучения темы. Подготовка к нему организуется учителем с первого урока темы, на котором детям объявляется девиз (тема) обобщающего урока. Уроки чтения, экскурсии, наблюдения по теме чтения сопровождаются составлением словарных табличек, некоторыми записями, выполнением рисунков, изготовлением макетов, различных поделок. Поощряются отбор и чтение дополнительных текстов и книг по теме, собирание иллюстративного материала.
Сценарий урока по формированию умения воссоздавать в воображении художественные картины, изображенные писателем с помощью слова.
Умение анализировать художественное произведение – это комплексное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого:
- Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
- Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.
- Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.
- Умение целостно воспринимать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.
- Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.
- Умение осваивать художественную идею произведения.
Целенаправленное осмысление учащимися своеобразия художественного произведения можно организовать с помощью этапов работы над текстом, разработанных Н.Н. Светловской. Она выделяла три этапа: работа с произведением до чтения, во время чтения и после чтения.
- Сначала проводится подготовка к восприятию текста. Она носит характер предварительной ориентировки. Учащиеся читают ключевые слова и словосочетания, название произведения, фамилию автора, записанные на доске, рассматривают иллюстрации и делают предложения о содержании текста.
- Работа в процессе чтения направлена на осмысление текста на уровне содержания. Текст читается по предложениям, абзацам, частям. По ходу чтения задаются уточняющие вопросы для первоначального выступления и понимания прочитанного.
- На третьей ступени работы с текстом необходимо достижение понимания на уровне смысла. Здесь формируются умения понимать, запоминать и воспроизводить прочитанное. С помощью этих умений осуществляется глубокое, полноценное восприятие произведения. Учащиеся выполняют и творческие задания – иллюстрирование, словесное рисование, придумывают продолжения, составление диафильма, инсценирование.
Рассмотрим алгоритм работы с текстом на примере произведения Н.Н. Носова "Заплатка".
1. Работа с текстом до чтения.
– Кто автор произведения? (Николай Носов)
– Что мы о нем знаем? (детский писатель, автор юмористических рассказов о детях)
– С какими произведениями автора уже знакомы? (Живая шляпа, Фантазеры, Мишкина каша, Огурцы, Незнайка…)
– Предположите, о ком будет произведение, каков его жанр. (о детях, наших ровесниках, юмористический рассказ)
– Прочитайте заглавие. (Заплатка)
– Что означает это слово? (кусок ткани, нашиваемый на дырявое место для починки)
– Предположите, что может произойти с героем. (герой что-то порвет и нужна будет заплатка).
Рассмотрите иллюстрации. Кто будет героем произведения? Что порвется? Как это случится? (мальчик порвет штаны, когда полезет через забор)
Давайте проверим, насколько верны наши предположения о герое и событиях произведения.
2. Работа с текстом во время чтения.
Комментированное чтение по частям с последующим озаглавливанием каждой части; словарная работа, постановка проблемных вопросов.
Словарная работа – защитный цвет, лоскуток материи, чернильный карандаш
Вопросы на понимание, прогнозирование событий рассказа:
– Почему штаны солдатские? Почему ребята завидовали Бобке? Какими качествами обладает хозяин штанов?
1 часть – Замечательные штаны
– Что могло произойти со штанами? При каких обстоятельствах?
– Что почувствовал мальчик, когда порвал штаны? Почему?
2 часть – Дырка
– Что сделает Бобка? (попросит зашить штаны)
– Почему мама рассердилась? Почему не зашила штаны? (сумел порвать – сумей зашить)
3 часть – Разговор с мамой.
– Как поступит Бобка? (пойдет так, наденет другие штаны, зашьет сам)
– Как отреагируют ребята на появление Бобки в рваных штанах? Как отреагирует Бобка? Какие чувства он будет испытывать? Как решит поступить? (ребята будут дразнить, мальчик оправдываться, станет стыдно, пойдет зашивать)
4 часть – Какой же ты солдат?
– Почему не получилось красиво пришить? (сильно спешил)
– Как Бобка оценит свою работу? Что будет делать дальше? (не понравится, решит переделать)
5 часть – Первая попытка
– Почему решил перешить? (я должен быть как настоящий солдат)
– Зачем взял чернильный карандаш? (аккуратность)
– Какие слова выбрал автор, чтобы показать, что мальчик старался? (возился, сопел, кряхтел)
– Каков будет результат его труда?
6 часть – Аккуратная работа
– Что скажут ребята, увидев Бобку? (спросят, кто зашивал, похвалят)
– Как ребята догадались, что мальчик сам пришивал заплатку? (чернильный карандаш)
– Будет ли Бобка говорить, что сам зашил? Почему? (нет, т.к. солдаты не хвастаются)
– Как автор показал, что Бобка всем хотел показать свою работу? (вертелся во все стороны)
– Почему Бобка решил научиться пришивать пуговицы? (настоящий солдат должен уметь и заплатку поставить, и пуговицу пришить)
7 часть – «Новые» штаны
Давайте еще раз назовем, на какие части мы разделили рассказ.
3. Работа с текстом после чтения.
А) развитие эмоциональной сферы учащихся
– Понравился ли вам рассказ?
– Что хотел нам сказать автор?
– Личные ассоциативные впечатления (Было ли у вас такое? Что вы делали?
– Если бы вы оказались на месте Бобки, как бы вы поступили?
Б) историческая основа произведения
– Почему мама не зашила на машинке? (рассказ написан в 1941 году…)
В) раскрытие главной мысли произведения
– Какие пословицы подходят к произведению, раскрывают его смысл:
- Терпение и труд все перетрут
- Семь раз отмерь – один раз отрежь
- Торопливый дважды одно дело делает
- Сделано наспех-сделано наспех
- У плохого мастера и пила плоха
- Труд украшает человека
- Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть
Г) выполнение творческих заданий (домашнее задание)
– Краткий пересказ от лица главного героя.
– Создание иллюстраций к наиболее запомнившемуся фрагменту текста.
– Сочинение еще одной истории про Бобку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации уроков чтения в период обучения грамоте в условиях 4-летней начальной школы
В работе рассмотрены вопросы особенности организации уроков чтения и письма в период обучения грамоте. Знание психологических основ методики и педагогических требований к огранизации у пом...
Особенности организации работы над выразительностью чтения произведений разных жанров
Рекомендации для учителей начальных классов, как правильно построить работу на уроках литературного чтения при работе над выразительностью произведений разных жанров....
Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"
Вашему вниманию представлен подробный конспект урока по литературному чтению с описанием целей деятельности педагога, плани...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух (предисловие). Особенности переводной литературы" 3 класс "Перспектива"
"Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух (предисловие). Особенности переводной литературы"...
Особенности организации уроков литературного чтения в 4 классе.
Особенности организации уроков литературного чтения в 4 классе...
«Особенности организации урока литературного чтения в начальных классах с использованием справочника «Моя шкатулка»
Муниципальный уровень.В рамках методического объединения учителей начальных классов г.о.Чехов, Учебно-методический центр г.о.Чехов, 06.04.2021г...
Особенности организации уроков литературного чтения в 3 классе.
В центре внимания на уроках литературного чтения в 3 классе знакомство с понятием образа автора и способами предъявления авторской позиции в произведении. Автор - одно из ключевых понятий литера...