«Особенности организации урока литературного чтения в начальных классах с использованием справочника «Моя шкатулка»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Алексеева Наталья Викторовна

Муниципальный уровень.

В рамках методического объединения учителей начальных классов г.о.Чехов, Учебно-методический центр г.о.Чехов, 06.04.2021г

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день , уважаемые коллеги!

Меня зовут Алексеева Н.В.-учитель начальных классов, МБОУ Столбовская СОШ.

Слайд 1

Сегодня мне хотелось бы предложить вашему вниманию, на мой взгляд интересный и полезный справочник, который возможно использование во всех системах обучения, при работе по любому учебно-методическому комплекту, на  различных уроках :литературное чтение , русский язык, музыки, ИЗО,технология, ОРКСЭ,окружающий мир и т.д.

Слайд 2

 Учебное пособие "Моя шкатулка"  был создан О.Н.Бершанской и  Г.Д. Дегтяревой. Справочник представляет собой сборник словарей и справочных материалов, позволяющих эффективно обогащать речь младших школьников, углублять и уточнять литературоведческие представления ,расширять кругозор учащихся.D:\_Мои документы\! Фотографии\Мои книги\Справочник _Моя шкатулка.jpg

Слайд 3-6

     

     Высокая востребованность материалов справочника определяется тем, что ФГОС НОО предусматривает формирование информационной грамотности младших школьников. Согласно изменениям, внесенным во ФГОС НОО метапредметные результаты освоения основной образовательной программы НОО должны отражать в т. ч. формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

С помощью страниц пособия «Моя шкатулка: справочник» ученик получит возможность научится работать с текстовой и графической информацией. Пособие поможет ученику подобрать нужные слова для описания времени года, человека, домашнего питомца, для характеристики литературного героя и оценки его поступков, для обозначения эмоций, чувств, испытанных героем в той или иной ситуации, для описания настроения персонажа и др.

Использование лексико-методического и литературоведческого материала справочника, способствует повышению качества литературного анализа произведения, развитию эмоциональной сферы учащихся, их творческих способностей, расширению лексического запаса школьников, развитию связной речи.

      Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с информацией. Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов.         Наблюдения показывают, что выпускники начальной школы не всегда могут объяснить значение слов, выражений, которые они встречали в произведениях, испытывают затруднения при подборе слов для характеристики литературного героя или оценки его поступка.

      Безусловно , работа со словарями и справочниками имела место в начальной школе и ранее, но не являлась обязательной, она не проводилась систематически. В массовой практике часто отсутствовала .

Слайд 7

        Справочник « Моя шкатулка « содержит 20 словарей. Они включают слова разных частей речи, необходимые для целеполагания, обозначения эмоций, чувств, настроений человека, составления характеристики героя литературного произведения, описания объектов живой и неживой природы в разные времена года, участия в различных ситуациях речевого общения.

      В соответствии с принципом научности справочник включает в себя словари разных видов : алфавитные, толковые, тематические словари, словари синонимов и антонимов.

       Справочник так же содержит подробные сведения о средствах художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение), признаках литературных жанров.

Слайд 8

       Начинает шкатулку « Словарь Целеполагания».

Для формирования регулятивных действий целеполагания и контроля разработан «Словарь целеполагания». Он включает в себя глаголы и сочетания слов, позволяющие учащимся формулировать познавательные цели. 

Слайд 9

С помощью «Словаря целеполагания» учащиеся могут:

- определить главную цель урока;

- уточнить формулировку цели урока;

- формулировать цели урока;

- подвести итог урока.

Проявляемая на уроке активность учащихся становится внутренне мотивированной.

Слайд 10

Приемы работы : 

 Определение главного слова цели урока .В зависимости от темы урока и номера урока в теме учащимся может быть предложено подобрать птицу  или птиц с главным словом урока.

 

Слайд 11

Так , тема урока  В.Осеева « Волшебное слово»

В начале урока была поставлена цель, а в конце урока  подводится итог.

Слайд 12

 Использования словаря целеполагания возможно на любом уроке. Пример использования на уроке математике при изучении темы  « Число и цифра 5»

Слайд 13

Пример использования на уроке математике при изучении темы  « Ломаная. Периметр»

Слайд 14

Подведение итога урока  русский язык 1 класс

Слайд 15

Развитию этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им способствует работа со «Словарями состояний, эмоций и чувств».  По рекомендации авторов лучше начинать  работу с этим словарем   с использования графических моделей.

Используют следующие приемы работы со «Словарем состояний, эмоций и чувств»:

определение собственных чувств, вызванных чем-либо, определение чувств, испытываемых другим (литературным героем),определение чувств автора к герою произведения;

Слайд 16-21

Демонстрацция графических моделей , используемых на уроке  Графические модели 54 шт. в наборе                                                          

Слайд 22-23

- толкование слова-названия состояния, эмоции или чувства с помощью синонимов.

Слайд 24

 Словарь цветовой гаммы представляет собой названия цветов  и их многообразных оттенков. Алфавитный словарь является тематическим, т.к. содержит не только сами названия оттенков , но и слова, характеризующие проявление  цвета ( а не сам цвет) например густой, мутный, сочный, а так же расцветки , например, полосатый, пятнистый, рябой. Словарь может стать надежным помощником не только при составлении словесных зарисовок на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка, изобразительного искусства, а особенно при написании сочинений. 

Слайд 25-26

ПРИМЕРЫ

Слайд 27

Для запоминания оттенков одного и того же цвета можно использовать различные символы и значки, которые дети рисуют цветными карандашами.

   Слайд 28

Игра « Цветовая палитра «- для лучшего закрепления оттенков .

Слайд 29-32

Использование цветовой гаммы на разных уроках.

Слайд 33-38

Цветовые ассоциации

Материал   справочника богат  символическим значением различных цветов. Так издревле красный цвет символизирует мужество, активность, смелость, любовь, радость. Белый -цвет открытости, чистоты, ясности и т.д.

Ассоциация очень индивидуальна. Поэтому ассоциации учащихся могут отличаться от тех, что приведены в справочнике. Используя семантику цветов, можно предложить учащимся выражать чувства, переживания, состояния, настроения , позиции персонажей. отношение к чему -либо.        Возможно выражение с набором цветов целой гаммы чувств переживаний с обязательным устным обоснованием сделанного выбора.

Профессор  Н.Д. Никольский для организации восприятия литературного произведения , его эмоционально-образного анализа, для развития чувства прекрасного и т.д. рекомендует  перед прочтение  лирического отрывка  детям раздать альбомные листы, разделённые на две части. В одной из частей учитель просит ребёнка зарисовать цвета ( сверху-вниз) которые возникают в его воображении по ходу чтения произведения. Затем дети пробуют объяснить почему они выбрали тот или иной цвет. Затем дети вместе с учителем пробуют определить , какие слова, образы  или звуки  вызвали у них ту или иную цветовую ассоциацию.  стремился ли художник изобразить чувство с помощью цвета , и насколько читателям удалось понять его.

Слайд39-41

Словари описаний животных, деревьев, времен года, человека и т.д.

Все эти словари содержат различные части речи : существительные, прилагательные, глаголы. а так же образные выражения , заимствованные из произведений разных авторов.

 Так ,гладя на картину учитель просить детей  ответить на вопросы

КТО?  ЧТО? ИЗ ЧЕГО? ОКОЛО ЧЕГО? КАКОЙ? КАКАЯ? ЧТО ДЕЛАЕТ?

Выбирают подходящий словарь и составляют предложения. Например. Усталая собака лежит около будки.

Слайд 42 

Пример  ответа ученицы   по предмету русский язык 2 класс тема « Предложение»

Слайд 43

Пример словаря описания «Береза»  

Слайд 44-46

 Словарь характеристики литературного героя, черт его характера отражающие отношение человека к самому себе ,людям. другим вещам и т.д. Рассмотрим на примере р.н.сказки « Гуси-лебеди»

Слайд 47

Данный словарь можно использовать на классном часе , посвященном  теме толерантность.

Слайд 48-49

Словарь  нравственной оценки поступков героя. Использование на предмете ОРКСЭ, окр. мир.

Слайд 50-51

Словварь речевого этикета

Слайд 52-53

Каждый грамотный читатель должен уметь оценивать чтение не только свое , но и своих одноклассников.

Слайд 54

Заключение

Учебное пособие «Моя шкатулка: справочник» можно отнести к новейшим средствам обучения, способствующим достижению личностных и метапредметных результатов образования. Атмосфера сотрудничества, использование активных методов, приемов работы на уроке, целенаправленное усиленное внимание к слову, дают результаты. Значительно обогащается новыми словами речь детей, расширяется лексический запас. Дети применяют в устной и письменной речи неизвестные ранее обороты и выражения. Письменные высказывания учащихся отличаются содержательностью и логичностью. У многих учащихся появляется потребность познания слова через словарь. Большинство детей, в результате говорит связными предложениями, они могут полно охарактеризовать предмет или ситуацию, овладевают  умением с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, овладевают монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах".

Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению. В настоящее время существует множество разнообразных методов и технол...

"ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"

В настоящее время литературное чтение выступает и как факт существования духовно – нравственной жизни нашего общества, и как школьный предмет, который остаётся единственной нравственной опорой, чистым...

«Возможности использования интерактивных досок в среде SmartNotebook на уроках литературного чтения в начальных классах»

Тема: «Возможности использования интерактивных досок в среде SmartNotebook  на уроках литературного чтения в начальных классах»Цель: Знакомство с возможностями интерактивных досок в среде SmartNo...

Особенности организации уроков литературного чтения в 4 классе.

Особенности  организации  уроков литературного чтения в 4 классе...

Особенности организации уроков литературного чтения в 3 классе.

В центре внимания на уроках литературного чтения в 3 классе знакомство с понятием образа автора и способами предъявления авторской позиции  в произведении. Автор - одно из ключевых понятий литера...