Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире книг»
план-конспект занятия (2 класс) по теме
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа общекультурного направления «В мире книг» 1- 3 класс (2 часа в неделю, на период II полугодия 2013/14 учебного года, срок реализации 2013-2015 гг) составлена на основе:
· Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_zorkina_napravl.doc.docx | 40.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 427
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
«Согласовано» «Утверждаю»
Председатель методического Директор ГБОУ СОШ № 427
объединенения____________ __________ А.М.Емельянова
Приказ № ___ от __________
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
общекультурного направления
«В мире книг»
Рекомендована к использованию
педагогическим советом школы
(Протокол № от ________ 2013 года)
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа общекультурного направления «В мире книг» 1- 3 класс (2 часа в неделю, на период II полугодия 2013/14 учебного года, срок реализации 2013-2015 гг) составлена на основе:
- Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011
Общая характеристика.
Творческая группа «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Цели :
- Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
- Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов
- Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
В 1- 3 классе занятия проводятся 6 часов в неделю.
Формы организации творческой группы
- Литературные игры
- Конкурсы-кроссворды
- Библиотечные уроки
- Путешествия по страницам книг
- Проекты
- Встречи с библиотекарем
- Уроки-спектакли.
Ценностные ориентиры содержания
Содержание программы творческой группы «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы .
В результате освоении программы творческой группы «В мире книг» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Осознавать значимость чтения для личного развития;
- Формировать потребность в систематическом чтении;
- Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
- Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Здравствуй, книга! | 2 |
2 | Книге о Родине и родной природе | 3 |
3 | Писатели детям | 3 |
4 | Народная мудрость. Книги-сборники. | 3 |
5 | По страницам книг. | 2 |
6 | Сказки народов мира. | 3 |
7 | Книги русских писателей-сказочников | 3 |
8 | Детские писатели | 3 |
9 | Сказки зарубежных писателей | 3 |
10 | Книги-сборники стихотворений для детей | 3 |
11 | Дети – герои книг. | 3 |
12 | Книги о животных | 3 |
Всего часов: | 34 |
Универсальные учебные действия:
- Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
- Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
- Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- Пользоваться аппаратом книги;
- Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Календарно-тематический план
№ п/п | Названия темы Занятия | УУД | Кол-во час. | Дата проведения | Примечание | |
По плану | Факт. | |||||
1 | Здравствуй, книга! | 2 | ||||
1. | Учебные книги . Правила работы с книгой. | Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь рабо-тать с книгой, поль-зуясь алгоритмом учеб-ных действий; нахо-дить книгу в открытом библиотечном фонде. | 1 | |||
2. | Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь рабо-тать с книгой, поль-зуясь алгоритмом учеб-ных действий; нахо-дить книгу в открытом библиотечном фонде | 1 | |||
2 | Книге о Родине и родной природе. | 3 | ||||
3 | Книги о Родине. | Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий. | 1 | |||
4 | Книги о природе. | Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий. | 1 | |||
5 | Элементы книги. | Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением | 1 | |||
3 | Писатели детям | 3 | ||||
6 | Книги-сборники писателей-классиков о детях. | Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; ориентироваться в мире книг; работать в паре. | 1 | |||
7 | Книги современных писателей о детях. | Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; ориентироваться в мире книг; работать в паре. | 1 | |||
8 | Выставка книг. Слушание и рассматривание одной из книг. Художники-иллюстраторы. | Участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре. | 1 | |||
4 | Народная мудрость. Книги-сборники. | 3 | ||||
9 | Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки» | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему. | 1 | |||
10 | Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку». | Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах. | 2 | |||
5 | По страницам книг | 2 | ||||
11 | Книги. Структура книги-сборника. | Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию. | 1 | |||
12 | Авторы и оформители книг для детей. | Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию. | 1 | |||
6 | Сказки народов мира | 3 | ||||
13 | Книги – сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения. | Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | 1 | |||
14 | Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг. | Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | 1 | |||
15 | Конкурс «Герои народных сказок». Проектная деятельность (коллективная). Домики-сказки. | Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | 1 | |||
7 | Книги русских писателей -сказочников. | 3 | ||||
16 | Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». | Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге. | 1 | |||
17 | Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». | Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге; осознавать значимость чтения для личного развития. | 1 | |||
18 | Творческая работа «Встреча с Буратино». | Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе. | 1 | |||
8 | Детские писатели | 3 | ||||
19 | Книги С.Маршака. Выставка книг. | Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге. | 1 | |||
20 | Книги- сборники произведений К.Чуковского. | Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге. | 1 | |||
21 | Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина. Книги К.Г.Паустовского.Герои книг К.Г.Паустовского | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 | |||
9 | Сказки зарубежных писателей. | 3 | ||||
22 | Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях. | Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению. | 1 | |||
23 | Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 | |||
24 | Книги Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок». Книга-сборник историй. Герои книги. Книги Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине». Книга-сборник историй. Герои книги. | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 | |||
10 | Книги-сборники стихотворений для детей | 3 | ||||
25 | Стихотворения для детей. Книги-сборники. А.Барто. В.Берестов. С.Михалков. | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 | |||
26 | Стихотворения А.Плещеева И.Токмакова. | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 | |||
27 | Стихотворения С.Есенина,А.Блока и С.Чёрного. | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 | |||
11 | Дети – герои книг. | 3 | ||||
28 | Дети – герои сказок. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.) | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 | |||
29 | Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.) | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 | |||
30 | Дети – герои стихотворений. (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.) | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 | |||
12 | Книги о животных | 3 | ||||
31 | Книги В.Бианки. Г.Скребицкого. | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 | |||
32 | Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | Пользоваться аппаратом книги.4 формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях. | 1 | |||
33 | По страницам любимых книг. Выставка книг. Наши проекты. | Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | 1 | |||
34 | По страницам любимых книг. Конкурс чтецов. Наши проекты. | Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | 1 |
Содержание программы.
Здравствуй, книга! (2ч.)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги0, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (3ч).
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3ч).
Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники. (3ч).
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг. (2ч).
Книги (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
Авторы и художники – оформители.
Игра «По страницам сказок ».
Библиографическая справка (информация) об авторах в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3ч).
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3ч).
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3ч).
Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Сказки зарубежных писателей (3ч).
Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Книги-сборники стихотворений для детей (3ч).
Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Дети – герои книг (3ч).
Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).
Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др)
Дети- герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)
Книги о животных (3ч).
Книги-сборники о животных.
Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая.
Книги В.Бианки, Г.Скребицкого.
Литература
1. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007
2.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008
3.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006
4.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007
5.Литературное чтение 1-3 классы серия «Школа России»,Л.Ф.Климанова, В.Г.Горнцкий и др. Москва «Просвещенеие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класс" В мире книг"
Общая характеристика факультатива. Факультатив «В мире книг»,(«Сборник программ внеурочной деятельности», под редакцией Н.Ф.Виноградовой, Москва Издательский центр»Вентана-граф»2011г,Начальная школа 2...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА «Волшебный мир книг»
Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 1 год. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).Подбор произведений для изучени...
Рабочая программа внеурочной деятельности «ИГРЫ НАРОДОВ МИРА» 1 КЛАСС
Рабочая программа кружка «Игры народов мира» разработана на основе регионального компонента, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, компле...
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса " В мире книг" 4 класс.
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «В мире книг» для 1-4 классов общеобразовательной школы составлена на основании авторской программы Л.А.Ефрос...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «В мире книг» для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «В мире книг» для 2 класса...