Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире книг»
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа общекультурного направления  «В мире книг»  1- 3  класс (2 часа в неделю, на период  II полугодия 2013/14 учебного года, срок реализации 2013-2015 гг) составлена на основе:

·         Сборника  программ  внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа № 427

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

«Согласовано»                                                                                                             «Утверждаю»

Председатель методического                                                                             Директор ГБОУ СОШ № 427

объединенения____________                                                                            __________ А.М.Емельянова

Приказ № ___  от __________

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

общекультурного  направления

«В мире книг»

Рекомендована к использованию

педагогическим советом школы

(Протокол №    от ________ 2013 года)

 

                                                         Пояснительная записка.

Данная рабочая программа общекультурного направления  «В мире книг»  1- 3  класс (2 часа в неделю, на период  II полугодия 2013/14 учебного года, срок реализации 2013-2015 гг) составлена на основе:

  • Сборника  программ  внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011

Общая характеристика.

  Творческая группа   «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и  удовольствие и самовоспитание.

 Цели :

  • Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
  • Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов
  • Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

  Преемственность  с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

В 1- 3  классе занятия проводятся 6 часов  в неделю.  

Формы организации   творческой группы

  • Литературные игры
  • Конкурсы-кроссворды
  • Библиотечные уроки
  • Путешествия по страницам книг
  • Проекты
  • Встречи с библиотекарем
  • Уроки-спектакли.

Ценностные ориентиры содержания

 Содержание программы творческой группы «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

  Программа  способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

  В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы .

 В результате освоении программы  творческой группы  «В мире книг» формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  • Осознавать значимость чтения для личного развития;
  • Формировать потребность в систематическом чтении;
  • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
  • Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Здравствуй, книга!

2

2

Книге о Родине и родной природе

3

3

Писатели детям

3

4

Народная мудрость. Книги-сборники.

3

5

По страницам книг.

2

6

Сказки народов мира.

3

    7

Книги русских писателей-сказочников

3

    8

Детские писатели

3

9

Сказки зарубежных писателей

3

10

Книги-сборники стихотворений для детей

3

11

Дети – герои книг.

3

12

Книги о животных

3

Всего часов:

34

Универсальные учебные действия:

  • Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
  • Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
  • Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
  • Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  • Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  • Пользоваться аппаратом книги;
  • Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  • Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Календарно-тематический план

п/п

Названия темы

Занятия

УУД

Кол-во

час.

Дата проведения

Примечание

По плану

Факт.

1

Здравствуй, книга!

2

1.

Учебные книги . Правила работы с книгой.

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь рабо-тать с книгой, поль-зуясь алгоритмом учеб-ных действий; нахо-дить книгу в открытом библиотечном фонде.

1

2.

Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь рабо-тать с книгой, поль-зуясь алгоритмом учеб-ных действий; нахо-дить книгу в открытом библиотечном фонде

1

2

Книге о Родине и родной природе.

3

3

Книги о Родине.

Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.

1

4

Книги о природе.

Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.

1

5

Элементы книги.

Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением

1

3

Писатели детям

3

6

Книги-сборники писателей-классиков о детях.

Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; ориентироваться в мире книг; работать в паре.

1

7

Книги современных писателей о детях.

Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; ориентироваться в мире книг; работать в паре.

1

8

Выставка книг. Слушание и рассматривание одной из книг. Художники-иллюстраторы.

Участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре.

1

4

Народная мудрость. Книги-сборники.

3

9

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки»

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему.

1

10

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку».

Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах.

2

5

По страницам книг

2

11

Книги.  Структура книги-сборника.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию.

1

12

Авторы и оформители книг для детей.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию.

1

6

Сказки народов мира

3

13

Книги – сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

1

14

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

1

15

Конкурс «Герои народных сказок». Проектная деятельность (коллективная). Домики-сказки.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;

осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

1

7

Книги русских писателей -сказочников.

3

16

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге.

1

17

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге;

осознавать значимость чтения для личного развития.

1

18

Творческая работа «Встреча  с Буратино».

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе.

1

8

Детские писатели

3

19

Книги С.Маршака. Выставка книг.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;

ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге.

1

20

Книги- сборники произведений К.Чуковского.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;

ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге.

1

21

Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина. Книги К.Г.Паустовского.Герои книг К.Г.Паустовского

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1

9

Сказки зарубежных писателей.

3

22

Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.

Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению.

1

23

Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги.

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1

24

Книги Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок». Книга-сборник историй. Герои книги. Книги Г.Х.Андерсена  «Принцесса на горошине». Книга-сборник историй. Герои книги.

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1

10

Книги-сборники стихотворений для детей

3

25

Стихотворения для детей. Книги-сборники. А.Барто. В.Берестов. С.Михалков.

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1

26

Стихотворения  А.Плещеева И.Токмакова.

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1

27

Стихотворения С.Есенина,А.Блока и С.Чёрного.

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1

11

Дети – герои книг.

3

28

Дети – герои сказок. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.)

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1

29

Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.)

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1

30

Дети – герои стихотворений. (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1

12

Книги о животных

3

31

Книги В.Бианки. Г.Скребицкого.

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1

32

Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Пользоваться аппаратом книги.4 формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях.

1

33

По страницам любимых книг. Выставка книг. Наши проекты.

Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

1

34

По страницам любимых книг. Конкурс чтецов. Наши проекты.

Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

1

Содержание программы.

Здравствуй, книга! (2ч.)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги0, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения  в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе (3ч).

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Писатели детям (3ч).

Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.

Народная мудрость. Книги-сборники. (3ч).

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».

По страницам книг.  (2ч).

Книги  (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

Авторы и художники – оформители.

Игра «По страницам сказок ».

Библиографическая справка (информация) об авторах в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Сказки народов мира (3ч).

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Книги русских писателей-сказочников (3ч).

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Детские писатели (3ч).

Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Сказки зарубежных писателей (3ч).

Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги.  Слушание и чтение отдельных историй.

Книги-сборники стихотворений для детей (3ч).

Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Дети – герои книг (3ч).

Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).

Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др)

Дети- герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)

Книги о животных (3ч).

Книги-сборники о животных.

Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая.

Книги В.Бианки, Г.Скребицкого.

Литература

1. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007

2.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008

3.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006

4.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007

5.Литературное чтение 1-3 классы серия «Школа России»,Л.Ф.Климанова, В.Г.Горнцкий и др. Москва «Просвещенеие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класс" В мире книг"

Общая характеристика факультатива. Факультатив «В мире книг»,(«Сборник программ внеурочной деятельности», под редакцией Н.Ф.Виноградовой, Москва Издательский центр»Вентана-граф»2011г,Начальная школа 2...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА «Волшебный мир книг»

Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 1 год.      Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час  в неделю).Подбор произведений для изучени...

Рабочая программа внеурочной деятельности «ИГРЫ НАРОДОВ МИРА» 1 КЛАСС

Рабочая программа кружка «Игры народов мира» разработана на основе регионального компонента, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, компле...

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса " В мире книг" 4 класс.

Пояснительная записка      Рабочая программа по курсу «В мире книг» для 1-4 классов общеобразовательной школы составлена на основании авторской программы Л.А.Ефрос...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «В мире книг» для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «В мире книг» для  2 класса...