В мире науки и фантастики. Рабочая программа для внеурочной деятельности в начальной школе
методическая разработка по окружающему миру (3, 4 класс)
Данная программа занятий относится к общеинтеллектуальному направлению.
В наше время, когда дети часто слышат о необходимости прагматичного отношения к жизни, стало не модным знакомить их с профессиями научной направленности. Поэтому представляется интересным показать красоту и романтику науки, через знакомство с биографиями великих ученых и писателей, начиная со времен Леонардо да Винчи, и научно-фантастической литературой, которая еще со времен Жюля Верна предвосхищала и предсказывала последующие научные открытия и изобретения. И раннее знакомство с данным жанром послужит толчком к развитию фантазии и интереса ребенка к научным и философским вопросам и проблемам современного мира.
Программа базируется на знаниях, полученных на уроках по окружающему миру в начальной школе. Основой для данного курса являются материалы школьной программы по предметам естественнонаучной направленности, литература по истории наук и мировых изобретений, коллекции научно-популярных фильмов по истории научных изобретений и проблем, а также, архивы передач научно-познавательный телевизионных каналов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "В мире науки и фантастики". Файл формата doc | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
2016-2017учебный год
Рабочая программа
интеллектуального направления внеурочной деятельности
«В мире науки и фантастики» для 3-4 классов
Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. От 07.05.2013);
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
- Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (далее – приказ № 1241);
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
- Приказ Минобрнауки России № 576 от 08.06.2015 г."О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"
- Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 26.06.2013);
- Распоряжение Комитета по Образованию Правительства Санкт-Петербурга №2158 от 06.05.2015 «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015/2016 учебном году»;
- Распоряжение Комитета по Образованию Правительства Санкт-Петербурга №2328-р от 13.05.2015 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год».
- Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии № 114 Выборгского района Санкт-Петербурга;
- Внутришкольные локальные акты, регламентирующие сопровождение учебно-воспитательного процесса.
Назначение программы.
Данная программа занятий относится к общеинтеллектуальному направлению.
В наше время, когда дети часто слышат о необходимости прагматичного отношения к жизни, стало не модным знакомить их с профессиями научной направленности. Поэтому представляется интересным показать красоту и романтику науки, через знакомство с биографиями великих ученых и писателей, начиная со времен Леонардо да Винчи, и научно-фантастической литературой, которая еще со времен Жюля Верна предвосхищала и предсказывала последующие научные открытия и изобретения. И раннее знакомство с данным жанром послужит толчком к развитию фантазии и интереса ребенка к научным и философским вопросам и проблемам современного мира.
Актуальность и перспективность курса.
Программа базируется на знаниях, полученных на уроках по окружающему миру в начальной школе. Основой для данного курса являются материалы школьной программы по предметам естественнонаучной направленности, литература по истории наук и мировых изобретений, коллекции научно-популярных фильмов по истории научных изобретений и проблем, а также, архивы передач научно-познавательный телевизионных каналов.
Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия.
Учащиеся 3-4-х классов возраста 10-11 лет.
Объём часов, отпущенных на занятия.
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия.
Продолжительность занятия 40 минут.
Цели и задачи реализации программы.
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Цели и задачи курса вытекают из пояснительной записки – познакомить учеников с лучшими произведениями отечественной и зарубежной фантастики для понимания роли творчества писателей-фантастов в развитии науке и предсказании научных, экологических и социальных проблем последующих поколений. Задачами являются, во-первых знакомство с особенностями биографий ученых и писателей, во-вторых чтение книг и просмотр фильмов, знакомство с отдельными, самыми яркими эпизодами романов и повестей. Для осуществления этих задач будут использованы аудио- и видеоматериалы, многочисленные иллюстрации к книгам, а также сами книги. Будут проводиться беседы и обсуждения о достоинствах и преимуществах разных способов представления произведений (фильмы, радиопостановки, аудиозаписи книг, сопровождаемые иллюстрациями). Ученикам будет показана возможность применения своих знаний, полученных при прохождении школьной программы.
К числу задач курса относятся также:
- расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;
- укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла;
- последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
В целом преподавание курса «В мире науки и фантастики» позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования в последующих классах.
Формы и методы работы
Урок-игра, урок-беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
В процессе обучения, наравне с традиционными формами и методам используются новые, интерактивные технологии.
Содержание курса.
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1. | История и климат | 4 часа |
2. | Прогнозы природных явлений | 4 часа |
3. | Подводные исследования | 3 часа |
4. | Великие изобретатели | 3 часа |
5. | Планеты Солнечной системы | 7 часов |
6. | Новейшие технологии | 4 часа |
7. | Загадочные исторические объекты | 4 часа |
8. | Экологические проблемы современности | 5 часов |
ИТОГО | 34 часа |
Тематическое планирование.
Наименование разделов и тем | Количество часов | Перечень универсальных учебных действий обучающихся |
I | Познавательные Общеучебные действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
| |
История и климат | 1 | |
«Эффект бабочки». Теория Хаоса. | 1 | |
Писатель-фантаст Рэй Бредбери | 1 | |
Рассказ Рэя Бредбери «И грянул гром» | 1 | |
II | ||
Прогнозы природных явлений | 1 | |
Писатель-фантаст Жюль Верн | 1 | |
Роман Ж.Верна «Таинственный остров» | 1 | |
Роман Ж.Верна «Дети капитана Гранта» | 1 | |
III | Познавательные Общеучебные действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
| |
Научные подводные исследования | 1 | |
Роман Ж.Верна «Двадцать тысяч лье под водой» | 1 | |
Роман А.Беляева «Человек-амфибия» | 1 | |
IV | ||
Великие изобретатели. | 1 | |
Леонардо да Винчи – Титан эпохи Возрождения. | 1 | |
Никола Тесла – Властелин Мира. | 1 | |
V | Познавательные Общеучебные действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
| |
Планеты Солнечной системы. | 1 | |
Сборник рассказов Р.Бредбери «Марсианские хроники» | 1 | |
Рассказ Р.Бредбери «Марсианин» | 1 | |
Рассказ Р.Бредбери «В серебристой лунной мгле…» | 1 | |
Роман А.Толстого «Аэлита» | 1 | |
Писатели-фантасты А. и Б. Стругацкие | 1 | |
Роман А. и Б. Стругацких «Страна багровых туч» | 1 | |
VI | Познавательные Общеучебные действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
| |
Новейшие технологии | 1 | |
Рассказ Рея Бредбери «Вельд» | 1 | |
Рассказ Анатолия Гуданца «Мажордом» | 1 | |
Роман А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине» | 1 | |
VII | ||
Загадочные исторические объекты | 1 | |
Пирамиды мира | 1 | |
Стоунхендж и Аркаим | 1 | |
Плато Наска | 1 | |
VIII | Познавательные Общеучебные действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
| |
Экологические проблемы современности | 1 | |
Рассказ Рея Бредбери «Будет ласковый дождь» | 1 | |
Рассказ Рея Бредбери «Земляничное окошко» | 1 | |
Климат и облик Земли | 1 | |
Озеро Чад. Аральское море. Великие американские озера. | 1 | |
Итого 34 часа |
Информационно- методическое, материально- техническое обеспечение.
Печатные пособия.
- Большая энциклопедия открытий и изобретений. Артемова О. В. Науч.-поп. издание для детей. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007г.
- Популярная энциклопедия для детей. Все обо всем. Ликум А. М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 2006г.
- Энциклопедия праздников. Чудакова Н. А. М.: Издательство АСТ-ЛТД, 2008 г.
- Популярная энциклопедия для детей. Все обо всем. Шалаева Г. М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 2007г.
- Географические карты.
- Иллюстрации к литературным произведениям (гравюры Альфонса Невила и Эдуарда Риу)
- Индивидуальный раздаточный материал.
Цифровые ресурсы:
- Современные программно - технологические комплексы ((используются в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.20120 (пункт 10.18 «Продолжительность непрерывного применения технических средств на уроках»).
- Видеофильмы, соответствующие тематике программы «Наука и фантастика».
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы «Наука и фантастика».
- Аудиозаписи (изд-во Ардис, Soundbook, коллекционный сайт «Старое радио)
Оборудование
Использование на уроках МФУ, интерактивного проектора и компьютера.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Наука и фантастика» можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели ;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Содержание |
1. | 04.09 | История и климат |
2. | 11.09 | «Эффект бабочки». Теория Хаоса. |
3. | 18.09 | Писатель-фантаст Рэй Бредбери |
4. | 25.09 | Рассказ Рэя Бредбери «И грянул гром» |
5. | 02.10 | Прогнозы природных явлений |
6. | 09.10 | Писатель-фантаст Жюль Верн |
7. | 16.10 | Роман Ж.Верна «Таинственный остров» |
8. | 23.10 | Роман Ж.Верна «Дети капитана Гранта» |
9. | 30.10 | Научные подводные исследования |
10. | 13.11 | Роман Ж.Верна «Двадцать тысяч лье под водой» |
11. | 20.11 | Роман А.Беляева «Человек-амфибия» |
12. | 27.11 | Великие изобретатели. |
13. | 04.12 | Леонардо да Винчи – Титан эпохи Возрождения. |
14. | 11.12 | Никола Тесла – Властелин Мира. |
15. | 18.12 | Планеты Солнечной системы. |
16. | 25.12 | Сборник рассказов Р.Бредбери «Марсианские хроники» |
17. | 15.01 | Рассказ Р.Бредбери «Марсианин» |
18. | 22.01 | Рассказ Р.Бредбери «В серебристой лунной мгле…» |
19. | 19.01 | Роман А.Толстого «Аэлита» |
20. | 12.02 | Писатели-фантасты А. и Б. Стругацкие |
21. | 19.02 | Роман А. и Б. Стругацких «Страна багровых туч» |
22. | 26.02 | Новейшие технологии |
23. | 04.03 | Рассказ Рея Бредбери «Вельд» |
24. | 11.03 | Рассказ Анатолия Гуданца «Мажордом» |
25. | 18.03 | Роман А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине» |
26. | 25.03 | Загадочные исторические объекты. |
27. | 01.04 | Пирамиды мира. |
28. | 08.04 | Стоунхендж и Аркаим |
29. | 15.04 | Плато Наска |
30. | 22.04 | Экологические проблемы современности |
31. | 29.04 | Рассказ Рея Бредбери «Будет ласковый дождь». |
32. | 06.05 | Рассказ Рея Бредбери «Земляничное окошко» |
33. | 13.05 | Климат и облик Земли |
34. | 20.05 | Озеро Чад. Аральское море. Великие американские озера. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС
Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Я - исследователь»
данная программа соответствует ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Математика и конструирование»
Данная программа соответствует ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Путешествие по стране прав человека"
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаий А. Бочарова Младшим школьникам о праве...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы "ИЗО на английском "Волшебная палитра"
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребё...
Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС
Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс) «Школа безопасности»
Курс «Школа безопасности» позволит детям научиться распознавать и оценивать опасности среды обитания человека, определить способы защиты от них, приобрести навыки в ликвидации последствий ...