В мире науки и фантастики. Рабочая программа для внеурочной деятельности в начальной школе
методическая разработка по окружающему миру (3, 4 класс)

Добродомова Людмила Дмитриевна

Данная программа занятий относится к общеинтеллектуальному направлению.

В наше время, когда дети часто слышат о необходимости прагматичного отношения к жизни, стало не модным знакомить их с профессиями научной направленности. Поэтому представляется интересным показать красоту и романтику науки, через знакомство с биографиями великих ученых и писателей, начиная со времен Леонардо да Винчи, и научно-фантастической литературой, которая еще со времен Жюля Верна предвосхищала и предсказывала последующие научные открытия и изобретения. И раннее знакомство с данным жанром послужит толчком к развитию фантазии и интереса ребенка к научным и философским вопросам и проблемам современного мира.


Программа базируется на знаниях, полученных на уроках по окружающему миру в начальной школе. Основой для данного курса являются материалы школьной программы по предметам естественнонаучной направленности, литература по истории наук и мировых изобретений, коллекции научно-популярных фильмов по истории научных изобретений и проблем, а также, архивы передач научно-познавательный телевизионных каналов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

2016-2017учебный год

Рабочая программа

интеллектуального направления внеурочной деятельности

«В мире науки и фантастики» для 3-4 классов

Пояснительная записка.

Нормативно-правовая база.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. От 07.05.2013);
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
  • Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (далее – приказ № 1241);
  • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
  • Приказ Минобрнауки России № 576 от 08.06.2015 г."О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"
  • Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 26.06.2013);
  • Распоряжение Комитета по Образованию Правительства Санкт-Петербурга №2158 от 06.05.2015 «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015/2016 учебном году»;
  • Распоряжение Комитета по Образованию Правительства Санкт-Петербурга №2328-р от 13.05.2015 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год».
  • Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии № 114 Выборгского района Санкт-Петербурга;
  • Внутришкольные локальные акты, регламентирующие сопровождение учебно-воспитательного процесса.

Назначение программы.

Данная программа занятий относится к общеинтеллектуальному направлению.

В наше время, когда дети часто слышат о необходимости прагматичного отношения к жизни, стало не модным знакомить их с профессиями научной направленности. Поэтому представляется интересным показать красоту и романтику науки, через знакомство с биографиями великих ученых и писателей, начиная со времен Леонардо да Винчи, и научно-фантастической литературой, которая еще со времен Жюля Верна предвосхищала и предсказывала последующие научные открытия и изобретения. И раннее знакомство с данным жанром послужит толчком к развитию фантазии и интереса ребенка к научным и философским вопросам и проблемам современного мира.

Актуальность и перспективность курса.

Программа базируется на знаниях, полученных на уроках по окружающему миру в начальной школе. Основой для данного курса являются материалы школьной программы по предметам естественнонаучной направленности, литература по истории наук и мировых изобретений, коллекции научно-популярных фильмов по истории научных изобретений и проблем, а также, архивы передач научно-познавательный телевизионных каналов.

Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия.

Учащиеся 3-4-х классов возраста 10-11 лет.

Объём часов, отпущенных на занятия.

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия.

Продолжительность занятия 40 минут.

Цели и задачи реализации программы.

Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Цели и задачи курса вытекают из пояснительной записки – познакомить учеников с лучшими произведениями отечественной и зарубежной фантастики для понимания роли творчества писателей-фантастов в развитии науке и предсказании научных, экологических и социальных проблем последующих поколений. Задачами являются, во-первых знакомство с особенностями биографий ученых и писателей, во-вторых чтение книг и просмотр фильмов, знакомство с отдельными, самыми яркими эпизодами романов и повестей. Для осуществления этих задач будут использованы аудио- и видеоматериалы, многочисленные иллюстрации к книгам, а также сами книги. Будут проводиться беседы и обсуждения о достоинствах и преимуществах разных способов представления произведений (фильмы, радиопостановки, аудиозаписи книг, сопровождаемые иллюстрациями). Ученикам будет показана возможность применения своих знаний, полученных при прохождении школьной программы.

 К числу задач курса относятся также:
      -   расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;
      -   укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла;
      -   последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
      В целом преподавание курса «В мире науки и фантастики» позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования в последующих классах.

Формы и методы работы

Урок-игра, урок-беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

В процессе обучения, наравне с традиционными формами и методам используются новые, интерактивные технологии.

Содержание курса.

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1.

История и климат

4 часа

2.

Прогнозы природных явлений

4 часа

3.

Подводные исследования

3 часа

4.

Великие изобретатели

3 часа

5.

Планеты Солнечной системы

7 часов

6.

Новейшие технологии

4 часа

7.

Загадочные исторические объекты

4 часа

8.

Экологические проблемы современности

5 часов

ИТОГО

34 часа

Тематическое планирование.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Перечень универсальных учебных действий обучающихся

I

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Оценка;
  • Коррекция

Личностные УУД

  • Самоопределение
  • Смыслополагание.

История и климат

1

«Эффект бабочки». Теория Хаоса.

1

Писатель-фантаст Рэй Бредбери

1

Рассказ Рэя Бредбери «И грянул гром»

1

II

Прогнозы природных явлений

1

Писатель-фантаст Жюль Верн

1

Роман Ж.Верна «Таинственный остров»

1

Роман Ж.Верна «Дети капитана Гранта»

1

III

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Оценка;
  • Коррекция

Личностные УУД

  • Самоопределение
  • Смыслополагание.

Научные подводные исследования

1

Роман Ж.Верна «Двадцать тысяч лье под водой»

1

Роман А.Беляева «Человек-амфибия»

1

IV

Великие изобретатели.

1

Леонардо да Винчи – Титан эпохи Возрождения.

1

Никола Тесла – Властелин Мира.

1

V

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Оценка;
  • Коррекция

Личностные УУД

  • Самоопределение
  • Смыслополагание.

Планеты Солнечной системы.

1

Сборник рассказов Р.Бредбери «Марсианские хроники»

1

Рассказ Р.Бредбери «Марсианин»

1

Рассказ Р.Бредбери «В серебристой лунной мгле…»

1

Роман А.Толстого «Аэлита»

1

Писатели-фантасты А. и Б. Стругацкие

1

Роман А. и Б. Стругацких «Страна багровых туч»

1

VI

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера(оценка коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Оценка;
  • Коррекция

Личностные УУД

  • Самоопределение
  • Смыслополагание.

Новейшие технологии

1

Рассказ Рея Бредбери «Вельд»

1

Рассказ Анатолия Гуданца «Мажордом»

1

Роман А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине»

1

VII

Загадочные исторические объекты

1

Пирамиды мира

1

Стоунхендж и Аркаим

1

Плато Наска

1

VIII

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера(коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Коррекция

Личностные УУД

  • Самоопределение

Экологические проблемы современности

1

Рассказ Рея Бредбери «Будет ласковый дождь»

1

Рассказ Рея Бредбери «Земляничное окошко»

1

Климат и облик Земли

1

Озеро Чад. Аральское море. Великие американские озера.

1

Итого 34 часа

Информационно- методическое, материально- техническое обеспечение.

Печатные пособия.

  1. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Артемова О. В. Науч.-поп. издание для детей. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007г.
  2. Популярная энциклопедия для детей. Все обо всем. Ликум А. М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 2006г.
  3. Энциклопедия праздников. Чудакова Н. А. М.: Издательство АСТ-ЛТД, 2008 г.
  4. Популярная энциклопедия для детей. Все обо всем. Шалаева Г. М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 2007г.
  5. Географические карты.
  6. Иллюстрации к литературным произведениям (гравюры Альфонса Невила и Эдуарда Риу)
  7. Индивидуальный раздаточный материал.

Цифровые ресурсы:

  1. Современные программно - технологические комплексы ((используются в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.20120 (пункт 10.18 «Продолжительность непрерывного применения технических средств на уроках»).
  2. Видеофильмы, соответствующие тематике программы «Наука и фантастика».
  3. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы «Наука и фантастика».
  4. Аудиозаписи (изд-во Ардис, Soundbook, коллекционный сайт «Старое радио)

Оборудование

Использование на уроках МФУ, интерактивного проектора и компьютера.

Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Наука и фантастика» можно считать следующее:

  • ​ овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
  • ​ формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • ​ формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели ;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата

Содержание

1.

04.09

История и климат

2.

11.09

«Эффект бабочки». Теория Хаоса.

3.

18.09

Писатель-фантаст Рэй Бредбери

4.

25.09

Рассказ Рэя Бредбери «И грянул гром»

5.

02.10

Прогнозы природных явлений

6.

09.10

Писатель-фантаст Жюль Верн

7.

16.10

Роман Ж.Верна «Таинственный остров»

8.

23.10

Роман Ж.Верна «Дети капитана Гранта»

9.

30.10

Научные подводные исследования

10.

13.11

Роман Ж.Верна «Двадцать тысяч лье под водой»

11.

20.11

Роман А.Беляева «Человек-амфибия»

12.

27.11

Великие изобретатели.

13.

04.12

Леонардо да Винчи – Титан эпохи Возрождения.

14.

11.12

Никола Тесла – Властелин Мира.

15.

18.12

Планеты Солнечной системы.

16.

25.12

Сборник рассказов Р.Бредбери «Марсианские хроники»

17.

15.01

Рассказ Р.Бредбери «Марсианин»

18.

22.01

Рассказ Р.Бредбери «В серебристой лунной мгле…»

19.

19.01

Роман А.Толстого «Аэлита»

20.

12.02

Писатели-фантасты А. и Б. Стругацкие

21.

19.02

Роман А. и Б. Стругацких «Страна багровых туч»

22.

26.02

Новейшие технологии

23.

04.03

Рассказ Рея Бредбери «Вельд»

24.

11.03

Рассказ Анатолия Гуданца «Мажордом»

25.

18.03

Роман А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине»

26.

25.03

Загадочные исторические объекты.

27.

01.04

Пирамиды мира.

28.

08.04

Стоунхендж и Аркаим

29.

15.04

Плато Наска

30.

22.04

Экологические проблемы современности

31.

29.04

Рассказ Рея Бредбери «Будет ласковый дождь».

32.

06.05

Рассказ Рея Бредбери «Земляничное окошко»

33.

13.05

Климат и облик Земли

34.

20.05

Озеро Чад. Аральское море. Великие американские озера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС

Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Путешествие по стране прав человека"

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаий А. Бочарова Младшим школьникам о праве...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы "ИЗО на английском "Волшебная палитра"

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребё...

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС

Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс) «Школа безопасности»

Курс «Школа безопасности» позволит детям научиться распознавать и оценивать опасности среды обитания человека, определить способы защиты от них, приобрести навыки в ликвидации последствий ...