Урок по литературному чтению.
план-конспект урока по чтению

Разуваева Анна Яковлевна

Урок литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного  чтения в 1 классе

К. Чуковский «Телефон»

Цели урока:

  • продолжить знакомство с произведениями раздела “И в шутку и всерьез” (К. Чуковский “Телефон”)
  • совершенствовать навыки чтения целыми словами;
  • формировать умение читать по ролям;
  • развивать речевые умения, воображение, память и внимание.

Оборудование: учебник, презентация, книги К.Чуковского, фишки для оценки и самооценки, листы самооценки

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать текст;
  • учиться работать в паре, группе;

Личностные УУД:

  • эмоционально “проживать” текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать;

Цели урока:

- познакомить  с произведением К. Чуковского «Телефон».

-совершенствовать навыки чтения целыми словами;

-формировать умение читать по ролям;

-развивать речевые умения, воображение, память и внимание;

-формировать умение правильно общаться по телефону.

Оборудование: учебник,  презентация, книги К. Чуковского,  листы самооценки

Предметные результаты: в контакте со сверстниками читать текст по ролям, соблюдать соответствующие интонации, повторять тематические группы слов на примере сказки К.И. Чуковского «Телефон».

Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной  форме; слушать и понимать речь других; выразительно читать текст; учиться работать в паре, группе;

Личностные  УУД: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;  понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё мнение о великой русской литературе при чтении произведения К.И. Чуковского.

  1. Оргмомент.

Приветствие.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте?

Всё в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

  1. Развитие речевого аппарата.

- Перед работой предлагаю сделать небольшую разминку.

- Прочитайте глазками запись Слайд 1

Ча-ча-ча - горит в комнате … (свеча).

(-Покажем дыханием жар, тепло, которое излучает свеча)
Чу-чу-чу – мы подуем на … (свечу).

(- Задуваем свечу)
Оч-оч-оч – наступает быстро … (ночь).
(Зажмурим глазки, расслабим, не открывая)

Чи-чи-чи – ночью громко не … (кричи).

(-Закроем гдазки, приложим пальчик к губам и произнесём «чшшшшшш»)

-А теперь открываем глаза! Утро! Солнышко светит! Слайд2 (новый день)

-Посмотрите в окно, улыбнитесь солнцу – ведь наступил новый день, и у нас с вами новая возможность постараться сделать для себя полезное и нужное!

- С какой целью мы проводили речевую разминку?

- Мы не случайно сейчас тренировались в выразительном чтении. Нам это поможет сегодня на уроке.

  1. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний учащихся.Определение темы урока. Работа в группе.

- Теперь послушайте  задание.

- Что случилось? Вот беда!

                  Разлетелись все слова.

                  Вы названья соберите

                  И героев назовите.

- Начинаем работу. У вас на парте лежит карточка с заданием. Кто есть кто? Каким сказочным персонажам принадлежат эти имена? Соедините пары слов первого и второго столбика.                                        

(Учащиеся складывают пары слов)

Игра «Кто есть кто?»

Айболит ------------------------Доктор

Бармалей ------------------------ Разбойник

Федора ----------------------------Бабушка

Мойдодыр------------------------- Умывальник

Цокотуха --------------------------Муха

- Кто уже готов, сверьте свои ответы с проверочным листом на экране.

Слайд 3 (Кто есть кто?)

Оцените свою работу. Если всё правильно, поднимите «весёлый» смайлик, если есть одна ошибка –«задумчивый», если ошибок больше – «грустный».                    

-У кого нет ошибок? Как вы думаете, почему вы справились с заданием? ( Знаем сказки, работали дружно, смогли быстро прочитать имена героев).

- Что объединяет этих персонажей? (автор К.И. Чуковский).

-Да, ребята, их придумал один человек. Звали этого замечательного человека  К.И. Чуковский.  

  1. Изучение материала урока.

 Слайд 4 (Портрет К. И. Чуковского)                                 

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков.

- А вы знаете значение слова «псевдоним»?

 - Где мы можем узнать лексическое значение слова? (спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре, найти в интернете).

 - Что оно обозначает? Более точное значение слова можно посмотреть в толковом словаре Ожегова.

Псевдоним  Слайд 5выдуманное, придуманное имя.

Корней Иванович Чуковский родился 1 апреля 1882 года в Петербурге. Семья жила очень бедно. Чтобы помочь семье еще мальчиком  Чуковский перепробовал много профессий, а в каждую свободную минуту бегал в библиотеку. Он очень много читал и закончил успешно учёбу. Вскоре, на рынке Чуковскому удалось купить на деньги, которые он заработал, учебник по английскому языку. И с тех пор он серьезно занялся английским языком, выучил его самостоятельно, а в дальнейшем овладел им в совершенстве.

Английский Корнею Ивановичу Чуковскому  очень пригодился в жизни. Он перевел много произведений с английского языка для детей.

В дальнейшем, этого  высокого седого человека знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Слайд 6.Муху-Цокотуху, Бармалея,  Мойдодыра.                                                                

- Как вы думаете, для кого, в основном, писал Чуковский – для взрослых или детей? Оказывается, он много произведений написал для взрослых, он писал статьи в журналах, серьёзные книги об известных писателях, переводил книги с английского на русский.

Слайд 7.(Чуковский и дети) 

- Но Корней Чуковский очень любил детей, много общался с ними и даже написал для взрослых чудесную  книгу о детской речи «От двух до пяти».

- Вот несколько отрывков  из книги. 

 !!! 1) Когда Ляле было два с половиной года, какой-то незнакомый спросил ее в шутку:
      - Ты хотела бы быть моей дочкой?
      Она ответила ему величаво:
      - Я мамина и больше никовойная.
     
2)  Однажды Ляля гуляла по берегу моря  впервые в жизни увидела вдали пароход.
      - Мама, мама, паровоз купается! - пылко закричала она.
      
3) (Корней Иванович пишет в своей книге: Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться. С большим удовольствием подслушал я такой диалог детей:
      - Мне сам папа сказал...
      - Мне сама мама сказала...
      - Но ведь папа самее мамы... Папа гораздо самее.
      
4) Было приятно узнавать от детей, что у лысого голова босиком

        - что от мятных лепешек во рту сквознячок,

        -  что женщина-дворник - дворняжка.
      И очень забавляли меня такие, например, детские возгласы, подслушанные в разное время:

- Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги!
      - Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!      

- Как же получилось, что Чуковский стал писать для детей? Ваши предположения?

- Оказывается, первое стихотворение было случайно придумано для сына Чуковского. Слайд 8 (семья К.И.Чуковского)

В семье К.И. Чуковского было четверо детей. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» Мальчик неожиданно затих и стал слушать.              

Так появилась первая сказка «Крокодил».

Вот ещё один случай. Его маленькая дочка не хотела умываться по утрам. И отец часто говорил ей: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…». Так и появился «Мойдодыр». Чуковский был очень трудолюбив. Писал везде: в трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Он написал для детей много стихов, сказок, а также Чуковский сочинял загадки.                                                                            

- Давайте попробуем их отгадать.

Загадки:

Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

Слайд 9 (Яйцо и цыплёнок).

Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.

Слайд 10 (Зеркало)

 - А теперь отгадайте мою загадку:
Сперва зазвонит он
Обычным звонком,
Потом говорит
Чьим-нибудь голоском.
Слайд 11 (Телефон)                                      

-  Кто сможет назвать тему нашего урока?

Да, ребята, у К.И. Чуковского есть произведение, которое называется «Телефон». И мы сегодня будем с ним работать.

-Какие цели мы поставим перед собой? Какие будем решать задачи?

(Мы познакомимся с произведением, будем учиться его читать выразительно, мы должны понимать прочитанное, чтобы отвечать на вопросы).

  1. Работа по теме урока.  Работа над стихотворением, слушание записи.

-  Сядьте поудобней. Сейчас вы послушаете произведение в актёрском исполнении и увидите на экране мультипликационных героев. Дело в том, что произведение написано в 1944 году (72 года назад). Давайте с вами посмотрим, как читает его сам автор.

Следите внимательно за текстом и запоминайте, как правильно, красиво и выразительно нужно читать, как с помощью интонации нужно передать характер и настроение героев.

Слайд 12 Прослушивание и просмотр сказки (4 минуты).

- Понравилось?

-Какой жанр этого произведения? (Сказка, рассказ?)

-Почему вы утверждаете, что это сказка? (Животные разговаривают)

- В чём особенность этой сказки? ( Она написана в стихах)

- Значит, это какая сказка?  (Стихотворная)

- У этой сказки есть автор. Она какая? ( Авторская, литературная)

- Какие ещё бывают сказки? (Народные)

- Эта сказка весёлая или грустная? Смешная или страшная?

6. Слайд 13 Физминутка .

7. Работа над стихотворением.

Учебник «Азбука»,  с.17

Откройте учебник с.17

Прочитаем стихотворение по цепочке и будем обращать внимание то, кто участвует в разговоре, на слова, которые помогут нам правильно понять или характер героя, или его настроение, или то, как к нему относится автор. Это поможет нам правильно озвучить каждого героя.

Старайтесь следить по тексту и обращайте внимание на интонации, с которыми читает актер.

(Чтение по цепочке)

- Есть ли слова, которые вам непонятны?

Объяснение слов ДЮЖИНА, ПУД, ДРЕБЕДЕНЬ, ГАЗЕЛИ

Словарная работа:

Слайд 14 

Пуд – старинная мера веса=16 кг                

Слайд 15 

Галоши (калоши)- резиновая обувь  

 Слайд 16 

Дюжина- 12 однородных предметов

Дребедень –всякая ерунда, чепуха (слова-синонимы).

Слайд 17 

Газели (антилопы) - небольшие животные лёгкого стройного телосложения, живущие стадами (до нескольких сот особей). Питаются травянистой растительностью. Отличаются чрезвычайно стремительным бегом. (никого не слушали, перебивали друг друга.)

Слайд 18 (животные из сказки)

- Каких знаков препинания очень много в стихотворении? Почему? (Герои разговаривают очень эмоционально)

- А как по ходу стихотворения меняется настроение, а значит интонация автора?  (Он устает от пустых вопросов, волнуется, когда есть повод для волнения)

- Хотите прочитать эту сказку по ролям?

(Учебник стр. 21  - Как подготовиться к чтению по ролям)

(Чтение отрывка по ролям учениками:

- слон

- крокодил

- зайчата

- мартышки

- цапли)

- Вернемся к вопросу: “Почему стихотворение называется «Телефон»? Учит ли оно нас общению по телефону?

- Можно сформулировать правила общения по телефону.

Правила записаны на карточке, но в каждом предложении пропущено слово. Вам нужно догадаться и вставить по смыслу пропущенное слово.

(Ученики вставляют пропущенные слова в правила).

Слайд 19 (Проверка смысла предложений)

1.Не звоните по пустякам.

Звоните только по важным вопросам

2. Внимательно слушайте собеседника.

3. Используйте в разговоре вежливые слова.

- С какой целью животные звонят писателю? (просят о помощи)

- Помогает автор?

- Чему учит сказка? (помогать друг другу, быть добрыми, любить животных)

Слайд 20 (слон)

- Откуда звонил слон? (от верблюда)

- С какой просьбой обратился слон к писателю? Можно ответить строчками из текста. Выборочное чтение.

- Для кого он просил шоколад? (для слонёнка)

- Какой слонёнок? (маленький)

- А как вы думаете, зачем слон просил шоколад?(малыши любят сладкое).

Слайд 21 (крокодил с тел.)

- Что просил прислать крокодил?

- Почему он просил это  со слезами в голосе? (очень хотел)

- Для кого он просил калоши? (для себя, для жены, для сына Тотоши)

- Что они делали с калошами? (ели на ужин)

- А можно ли крокодила назвать заботливым семьянином?

Слайд 22 (газели)

- О чём спрашивали газели?

- Почему автор назвал их глупыми?

Слайд 23 (носорог)

- Когда позвонил Носорог? (ночью)

- С какой просьбой? (спасти бегемота)

- О какой черте характера Носорога говорит его поступок? (неравнодушный, переживает за Бегемота, хочет ему помочь)

- Кто ещё звонил автору, но в  отрывке мы не слышали их просьбы?

Слайд 24 (тюлень, олень, свинья, медведь, кенгуру)

- Где мы можем встретить всех этих героев сразу? (в зоопарке).

- А как по-другому можно было бы назвать эту сказку? (Просьбы зверей», «Суматошный день» и т.д.)

Работа в паре. Чтение по ролям

- Страна сказок необъятна. Вы хотели бы попасть в сказку? А стать её участником? Все ли герои похожи друг на друга?

- В какой форме построен текст? (в форме диалога)

- Что такое диалог?

(Чтение диалога Автор-Слон)

- На что будем обращать внимание при чтении по ролям?

(Передать характер героя с помощью интонации, чётко произносить слова, вовремя вступать в диалог).

(Дети выходят к доске и читают диалоги по ролям.)

- Оцените чтение каждой группы. Кто  читал лучше? Какие ошибки допустили дети при чтении?

Разноуровневые задания

- На карточках у вас задания. Выберите одно из трёх, которое вы хотели бы выполнить  в первую очередь, выполните его.

(Дети выполняют задания разного уровня сложности. Проверка.)

8. Рефлексия.

  1. - Вспомните задачи, которые мы ставили в начале урока. Смогли мы их достичь?
  2.  - Чему учились сегодня на уроке? (Познакомились со сказкой К.И. Чуковского, читали по ролям, отвечали на вопросы, узнали значение непонятных слов,  давали характеристику героям).
  3. - Поделитесь, что вам особенно удалось?
  4. - Как это пригодится вам в жизни?
  5. - С каким настроением вы уходите с урока? Покажите это на своём лице. Поделитесь им со нашими гостями.
  6. - Оцените свою личную работу на уроке с помощью смайликов. А теперь работу нашего класса в целом.

9. Обобщение.

Слайд 25 (Чуковский К.И.)

- Наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами К.И. Чуковского, которые согреты добром и юмором. Посмотрите, как много книг Чуковского есть в нашей классной библиотеке!

(Выставка книг)

10. Итог урока.

- Кому захотелось прочитать другое произведение автора?

1) Будет очень хорошо, если вы приготовите к следующему уроку выразительное чтение отрывка из произведения К.И. Чуковского «Телефон».

2) Попробуете дома разобраться в заданиях, которые вы отложили на «вторую очередь».

3) Узнаете у своих родителей и запишите, что интересного вы говорили в раннем возрасте – нам всем будет, я уверена, весело и интересно послушать ваши истории! 

- Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Спасибо за урок!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Литературное чтение. К. И. Чуковский «Телефон»

ФИО ученика_____________________________________________ класс____1 «__» ____

СНАЧАЛА ПРОЧТИ ВСЕ ЗАДАНИЯ. ВЫБЕРИ И ВЫПОЛНИ ЛЮБОЕ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ НИЖЕ ЗАДАНИЙ.

  1. Отгадать название животных, которые здесь зашифрованы. Рядом запиши составленное слово.

НОЛС   ______________________________________________

ЛИДОКОРК  _________________________________________

ИКТАЧЙАЗ  __________________________________________

ИКШЫТРАМ  ________________________________________

ИЛПАЦ  _____________________________________________

ИЛЕЗАГ  _____________________________________________

ГОРОСОН  ____________________________________________

  1. Соединить стрелками то, о чём просили животные:

Слон                                              калоши

Крокодил                                     перчатки

Зайчатки                                      шоколад

Мартышки                                  карусели

Цапли                                           книжки

Газели                                           капли

  1. Подобрать и подчеркнуть слова, которыми можно охарактеризовать отдельных героев сказки:

1 группа:      слон

Заботливый, внимательный, любящий отец, большой, маленький, злой.

2 группа:      крокодил

Добрый, заботливый, хороший семьянин, зубастый, маленький, злой.

3 группа:     носорог

Большой, хороший друг, добрый, неравнодушный, злой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...