Урок по литературному чтению.
план-конспект урока по чтению
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 1 классе
К. Чуковский «Телефон»
Цели урока:
- продолжить знакомство с произведениями раздела “И в шутку и всерьез” (К. Чуковский “Телефон”)
- совершенствовать навыки чтения целыми словами;
- формировать умение читать по ролям;
- развивать речевые умения, воображение, память и внимание.
Оборудование: учебник, презентация, книги К.Чуковского, фишки для оценки и самооценки, листы самооценки
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать текст;
- учиться работать в паре, группе;
Личностные УУД:
- эмоционально “проживать” текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать;
Цели урока:
- познакомить с произведением К. Чуковского «Телефон».
-совершенствовать навыки чтения целыми словами;
-формировать умение читать по ролям;
-развивать речевые умения, воображение, память и внимание;
-формировать умение правильно общаться по телефону.
Оборудование: учебник, презентация, книги К. Чуковского, листы самооценки
Предметные результаты: в контакте со сверстниками читать текст по ролям, соблюдать соответствующие интонации, повторять тематические группы слов на примере сказки К.И. Чуковского «Телефон».
Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; выразительно читать текст; учиться работать в паре, группе;
Личностные УУД: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё мнение о великой русской литературе при чтении произведения К.И. Чуковского.
- Оргмомент.
Приветствие.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте?
Всё в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Развитие речевого аппарата.
- Перед работой предлагаю сделать небольшую разминку.
- Прочитайте глазками запись Слайд 1
Ча-ча-ча - горит в комнате … (свеча).
(-Покажем дыханием жар, тепло, которое излучает свеча)
Чу-чу-чу – мы подуем на … (свечу).
(- Задуваем свечу)
Оч-оч-оч – наступает быстро … (ночь).
(Зажмурим глазки, расслабим, не открывая)
Чи-чи-чи – ночью громко не … (кричи).
(-Закроем гдазки, приложим пальчик к губам и произнесём «чшшшшшш»)
-А теперь открываем глаза! Утро! Солнышко светит! Слайд2 (новый день)
-Посмотрите в окно, улыбнитесь солнцу – ведь наступил новый день, и у нас с вами новая возможность постараться сделать для себя полезное и нужное!
- С какой целью мы проводили речевую разминку?
- Мы не случайно сейчас тренировались в выразительном чтении. Нам это поможет сегодня на уроке.
- Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний учащихся.Определение темы урока. Работа в группе.
- Теперь послушайте задание.
- Что случилось? Вот беда!
Разлетелись все слова.
Вы названья соберите
И героев назовите.
- Начинаем работу. У вас на парте лежит карточка с заданием. Кто есть кто? Каким сказочным персонажам принадлежат эти имена? Соедините пары слов первого и второго столбика.
(Учащиеся складывают пары слов)
Игра «Кто есть кто?»
Айболит ------------------------Доктор
Бармалей ------------------------ Разбойник
Федора ----------------------------Бабушка
Мойдодыр------------------------- Умывальник
Цокотуха --------------------------Муха
- Кто уже готов, сверьте свои ответы с проверочным листом на экране.
Слайд 3 (Кто есть кто?)
Оцените свою работу. Если всё правильно, поднимите «весёлый» смайлик, если есть одна ошибка –«задумчивый», если ошибок больше – «грустный».
-У кого нет ошибок? Как вы думаете, почему вы справились с заданием? ( Знаем сказки, работали дружно, смогли быстро прочитать имена героев).
- Что объединяет этих персонажей? (автор К.И. Чуковский).
-Да, ребята, их придумал один человек. Звали этого замечательного человека К.И. Чуковский.
- Изучение материала урока.
Слайд 4 (Портрет К. И. Чуковского)
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков.
- А вы знаете значение слова «псевдоним»?
- Где мы можем узнать лексическое значение слова? (спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре, найти в интернете).
- Что оно обозначает? Более точное значение слова можно посмотреть в толковом словаре Ожегова.
Псевдоним Слайд 5– выдуманное, придуманное имя.
Корней Иванович Чуковский родился 1 апреля 1882 года в Петербурге. Семья жила очень бедно. Чтобы помочь семье еще мальчиком Чуковский перепробовал много профессий, а в каждую свободную минуту бегал в библиотеку. Он очень много читал и закончил успешно учёбу. Вскоре, на рынке Чуковскому удалось купить на деньги, которые он заработал, учебник по английскому языку. И с тех пор он серьезно занялся английским языком, выучил его самостоятельно, а в дальнейшем овладел им в совершенстве.
Английский Корнею Ивановичу Чуковскому очень пригодился в жизни. Он перевел много произведений с английского языка для детей.
В дальнейшем, этого высокого седого человека знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Слайд 6.Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.
- Как вы думаете, для кого, в основном, писал Чуковский – для взрослых или детей? Оказывается, он много произведений написал для взрослых, он писал статьи в журналах, серьёзные книги об известных писателях, переводил книги с английского на русский.
Слайд 7.(Чуковский и дети)
- Но Корней Чуковский очень любил детей, много общался с ними и даже написал для взрослых чудесную книгу о детской речи «От двух до пяти».
- Вот несколько отрывков из книги.
!!! 1) Когда Ляле было два с половиной года, какой-то незнакомый спросил ее в шутку:
- Ты хотела бы быть моей дочкой?
Она ответила ему величаво:
- Я мамина и больше никовойная.
2) Однажды Ляля гуляла по берегу моря впервые в жизни увидела вдали пароход.
- Мама, мама, паровоз купается! - пылко закричала она.
3) (Корней Иванович пишет в своей книге: Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться. С большим удовольствием подслушал я такой диалог детей:
- Мне сам папа сказал...
- Мне сама мама сказала...
- Но ведь папа самее мамы... Папа гораздо самее.
4) Было приятно узнавать от детей, что у лысого голова босиком
- что от мятных лепешек во рту сквознячок,
- что женщина-дворник - дворняжка.
И очень забавляли меня такие, например, детские возгласы, подслушанные в разное время:
- Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги!
- Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!
- Как же получилось, что Чуковский стал писать для детей? Ваши предположения?
- Оказывается, первое стихотворение было случайно придумано для сына Чуковского. Слайд 8 (семья К.И.Чуковского)
В семье К.И. Чуковского было четверо детей. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» Мальчик неожиданно затих и стал слушать.
Так появилась первая сказка «Крокодил».
Вот ещё один случай. Его маленькая дочка не хотела умываться по утрам. И отец часто говорил ей: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…». Так и появился «Мойдодыр». Чуковский был очень трудолюбив. Писал везде: в трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Он написал для детей много стихов, сказок, а также Чуковский сочинял загадки.
- Давайте попробуем их отгадать.
Загадки:
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
Слайд 9 (Яйцо и цыплёнок).
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
Слайд 10 (Зеркало)
- А теперь отгадайте мою загадку:
Сперва зазвонит он
Обычным звонком,
Потом говорит
Чьим-нибудь голоском.
Слайд 11 (Телефон)
- Кто сможет назвать тему нашего урока?
Да, ребята, у К.И. Чуковского есть произведение, которое называется «Телефон». И мы сегодня будем с ним работать.
-Какие цели мы поставим перед собой? Какие будем решать задачи?
(Мы познакомимся с произведением, будем учиться его читать выразительно, мы должны понимать прочитанное, чтобы отвечать на вопросы).
- Работа по теме урока. Работа над стихотворением, слушание записи.
- Сядьте поудобней. Сейчас вы послушаете произведение в актёрском исполнении и увидите на экране мультипликационных героев. Дело в том, что произведение написано в 1944 году (72 года назад). Давайте с вами посмотрим, как читает его сам автор.
Следите внимательно за текстом и запоминайте, как правильно, красиво и выразительно нужно читать, как с помощью интонации нужно передать характер и настроение героев.
Слайд 12 Прослушивание и просмотр сказки (4 минуты).
- Понравилось?
-Какой жанр этого произведения? (Сказка, рассказ?)
-Почему вы утверждаете, что это сказка? (Животные разговаривают)
- В чём особенность этой сказки? ( Она написана в стихах)
- Значит, это какая сказка? (Стихотворная)
- У этой сказки есть автор. Она какая? ( Авторская, литературная)
- Какие ещё бывают сказки? (Народные)
- Эта сказка весёлая или грустная? Смешная или страшная?
6. Слайд 13 Физминутка .
7. Работа над стихотворением.
Учебник «Азбука», с.17
Откройте учебник с.17
Прочитаем стихотворение по цепочке и будем обращать внимание то, кто участвует в разговоре, на слова, которые помогут нам правильно понять или характер героя, или его настроение, или то, как к нему относится автор. Это поможет нам правильно озвучить каждого героя.
Старайтесь следить по тексту и обращайте внимание на интонации, с которыми читает актер.
(Чтение по цепочке)
- Есть ли слова, которые вам непонятны?
Объяснение слов ДЮЖИНА, ПУД, ДРЕБЕДЕНЬ, ГАЗЕЛИ
Словарная работа:
Слайд 14
Пуд – старинная мера веса=16 кг
Слайд 15
Галоши (калоши)- резиновая обувь
Слайд 16
Дюжина- 12 однородных предметов
Дребедень –всякая ерунда, чепуха (слова-синонимы).
Слайд 17
Газели (антилопы) - небольшие животные лёгкого стройного телосложения, живущие стадами (до нескольких сот особей). Питаются травянистой растительностью. Отличаются чрезвычайно стремительным бегом. (никого не слушали, перебивали друг друга.)
Слайд 18 (животные из сказки)
- Каких знаков препинания очень много в стихотворении? Почему? (Герои разговаривают очень эмоционально)
- А как по ходу стихотворения меняется настроение, а значит интонация автора? (Он устает от пустых вопросов, волнуется, когда есть повод для волнения)
- Хотите прочитать эту сказку по ролям?
(Учебник стр. 21 - Как подготовиться к чтению по ролям)
(Чтение отрывка по ролям учениками:
- слон
- крокодил
- зайчата
- мартышки
- цапли)
- Вернемся к вопросу: “Почему стихотворение называется «Телефон»? Учит ли оно нас общению по телефону?
- Можно сформулировать правила общения по телефону.
Правила записаны на карточке, но в каждом предложении пропущено слово. Вам нужно догадаться и вставить по смыслу пропущенное слово.
(Ученики вставляют пропущенные слова в правила).
Слайд 19 (Проверка смысла предложений)
1.Не звоните по пустякам.
Звоните только по важным вопросам
2. Внимательно слушайте собеседника.
3. Используйте в разговоре вежливые слова.
- С какой целью животные звонят писателю? (просят о помощи)
- Помогает автор?
- Чему учит сказка? (помогать друг другу, быть добрыми, любить животных)
Слайд 20 (слон)
- Откуда звонил слон? (от верблюда)
- С какой просьбой обратился слон к писателю? Можно ответить строчками из текста. Выборочное чтение.
- Для кого он просил шоколад? (для слонёнка)
- Какой слонёнок? (маленький)
- А как вы думаете, зачем слон просил шоколад?(малыши любят сладкое).
Слайд 21 (крокодил с тел.)
- Что просил прислать крокодил?
- Почему он просил это со слезами в голосе? (очень хотел)
- Для кого он просил калоши? (для себя, для жены, для сына Тотоши)
- Что они делали с калошами? (ели на ужин)
- А можно ли крокодила назвать заботливым семьянином?
Слайд 22 (газели)
- О чём спрашивали газели?
- Почему автор назвал их глупыми?
Слайд 23 (носорог)
- Когда позвонил Носорог? (ночью)
- С какой просьбой? (спасти бегемота)
- О какой черте характера Носорога говорит его поступок? (неравнодушный, переживает за Бегемота, хочет ему помочь)
- Кто ещё звонил автору, но в отрывке мы не слышали их просьбы?
Слайд 24 (тюлень, олень, свинья, медведь, кенгуру)
- Где мы можем встретить всех этих героев сразу? (в зоопарке).
- А как по-другому можно было бы назвать эту сказку? (Просьбы зверей», «Суматошный день» и т.д.)
Работа в паре. Чтение по ролям
- Страна сказок необъятна. Вы хотели бы попасть в сказку? А стать её участником? Все ли герои похожи друг на друга?
- В какой форме построен текст? (в форме диалога)
- Что такое диалог?
(Чтение диалога Автор-Слон)
- На что будем обращать внимание при чтении по ролям?
(Передать характер героя с помощью интонации, чётко произносить слова, вовремя вступать в диалог).
(Дети выходят к доске и читают диалоги по ролям.)
- Оцените чтение каждой группы. Кто читал лучше? Какие ошибки допустили дети при чтении?
Разноуровневые задания
- На карточках у вас задания. Выберите одно из трёх, которое вы хотели бы выполнить в первую очередь, выполните его.
(Дети выполняют задания разного уровня сложности. Проверка.)
8. Рефлексия.
- - Вспомните задачи, которые мы ставили в начале урока. Смогли мы их достичь?
- - Чему учились сегодня на уроке? (Познакомились со сказкой К.И. Чуковского, читали по ролям, отвечали на вопросы, узнали значение непонятных слов, давали характеристику героям).
- - Поделитесь, что вам особенно удалось?
- - Как это пригодится вам в жизни?
- - С каким настроением вы уходите с урока? Покажите это на своём лице. Поделитесь им со нашими гостями.
- - Оцените свою личную работу на уроке с помощью смайликов. А теперь работу нашего класса в целом.
9. Обобщение.
Слайд 25 (Чуковский К.И.)
- Наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами К.И. Чуковского, которые согреты добром и юмором. Посмотрите, как много книг Чуковского есть в нашей классной библиотеке!
(Выставка книг)
10. Итог урока.
- Кому захотелось прочитать другое произведение автора?
1) Будет очень хорошо, если вы приготовите к следующему уроку выразительное чтение отрывка из произведения К.И. Чуковского «Телефон».
2) Попробуете дома разобраться в заданиях, которые вы отложили на «вторую очередь».
3) Узнаете у своих родителей и запишите, что интересного вы говорили в раннем возрасте – нам всем будет, я уверена, весело и интересно послушать ваши истории!
- Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Спасибо за урок!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Литературное чтение. К. И. Чуковский «Телефон»
ФИО ученика_____________________________________________ класс____1 «__» ____
СНАЧАЛА ПРОЧТИ ВСЕ ЗАДАНИЯ. ВЫБЕРИ И ВЫПОЛНИ ЛЮБОЕ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ НИЖЕ ЗАДАНИЙ.
- Отгадать название животных, которые здесь зашифрованы. Рядом запиши составленное слово.
НОЛС ______________________________________________
ЛИДОКОРК _________________________________________
ИКТАЧЙАЗ __________________________________________
ИКШЫТРАМ ________________________________________
ИЛПАЦ _____________________________________________
ИЛЕЗАГ _____________________________________________
ГОРОСОН ____________________________________________
- Соединить стрелками то, о чём просили животные:
Слон калоши
Крокодил перчатки
Зайчатки шоколад
Мартышки карусели
Цапли книжки
Газели капли
- Подобрать и подчеркнуть слова, которыми можно охарактеризовать отдельных героев сказки:
1 группа: слон
Заботливый, внимательный, любящий отец, большой, маленький, злой.
2 группа: крокодил
Добрый, заботливый, хороший семьянин, зубастый, маленький, злой.
3 группа: носорог
Большой, хороший друг, добрый, неравнодушный, злой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)
В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...