Литературное чтение В. В. Бианки «Музыкант»
методическая разработка по чтению (2 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» имени Сушкина Т.Г.
с.Белое, Красногвардейский район Республика Адыгея
Литературное чтение
В. В. Бианки «Музыкант»
2класс
УМК «Школа России»
Учитель: Трошина Н.А.
Сценарий урока литературы
Знакомство с рассказом В.Бианки «Музыкант».
Тип урока: открытие нового знания
Тема урока | Знакомство с рассказом В.Бианки «Музыкант». | |
Тип урока | Открытие новых знаний (ОНЗ) | |
Цель | Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. Бианки, развить воображение, связную речь, навыки выразительного чтения, прививать интерес к чтению. Создать условия для ознакомления учащихся с рассказом В. Бианки «Музыкант » | |
Планируемый результат | Предметные умения | Универсальные учебные действия (УУД) |
Познакомиться с рассказом В.Бианки « Музыкант». Со страницами жизни и творчества В. Бианки. Совершенствовать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения. Учиться отвечать на вопросы и высказывать свое мнение о прочитанном. Развивать речь и мышление. | Личностные: осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности. Метапредметные Регулятивные: освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления. Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; | |
Основные понятия | Научно-художественный рассказ | |
Межпредметные связи | литературное чтение – развитие речи – окружающий мир - музыка | |
Ресурсы: - основные -дополнительные | Горецкий В. П. Литературное чтение. Учебник для 2 класса. Мультимедийное сопровождение урока литературного чтения «Урок литературного чтения во 2 классе, В. Бианки Карточки «Рефлексия урока» Интернетресурсы. | |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия. |
1.Организационный момент. | И так друзья, внимание, Ведь прозвенел звонок, Садитесь поудобнее, Начнем скорей урок. - К какому уроку приготовились? - Чему учимся на уроках чтения? - Зачем нужно уметь читать? (Каждая книга - чья-то жизнь. Прочитав множество книг, вы проживаете множество жизней, а не одну. Вы можете представлять себя в роли какого-то героя или стороннего наблюдателя, вы фантазируете, придумываете какие-то детали, развиваетесь. Расширяете запас слов, учитесь, представляете. Живете! Вы можете побывать в Средних веках, а можете побывать и в будущем. Все это дают нам книги. Мы анализируем поступки героев, как хорошие, так и плохие. Книги - частичка наших жизней.) Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять И внимательно читать. | Здравствуйте. Готовятся к работе. Ответы детей | Регулятивные: волевая саморегуляция Личностные: действие смыслообразования Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2. Актуализация знаний и умений | Вспомним изученные произведения. Раздаю карточки для работы в парах. Определите, из какого произведения отрывок? Кто автор данных отрывков? Соедини линией. Игра «Соответствие». | Работа в парах. Читают отрывки из текста на карточках, соединяют с фамилией автора -Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей. (М.Пришвин) -Нет никого. И вдруг вдоль стены кто-то как пробежит в угол.(Е.Чарушин) -С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утятя каждый день наедались досыта.(Б.Жит ов) | Регулятивные: целепологания. Коммуникативные: постановка вопроса. Познавательные |
3.Постановка целей урока. | Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника раздела «О братьях наших меньших». -Ребята, отгадайте фамилию автора, с которым вы познакомитесь на этом уроке. Я буду читать загадку, первую букву отгадки запишите на карточке. Давайте, почитаем, что за слова получились ? ( Бианки) Проворная зверюшка Живет в дупле-избушке. Целый день скок-поскок, Отыскала грибок, Нанизала на сучок, Заготовила впрок. (Белка) Он себя, хоть не летает, Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (аист) На носу зверь носит рог В нашем доме кто живет? Молоко из миски пьет. По ночам мышей гоняет. Днем на лавке отдыхает. Больше никаких забот. Ну, конечно, это...(кот) !!! Как это скучно- Сто лет без движения В воду глядеть на свое отражение. Свесила ветки с обрыва Нежная, грустная … (ива) -И так, какая тема сегодняшнего урока? (Бианки) Поднимите руку, кто слышал фамилию этого писателя. Ребята, а зовут его Виталий Валентинович.(слайд1) | Бианки | |
-Ребята, а что вы знаете об этом авторе? | Ответы учащихся. | Познавательные | |
5.Работа по теме урока. | 1. Рассказ об авторе. - Я расскажу вам о Бианки, а вы слушайте внимательно, потом вас ждёт интересная работа. Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) – известный писатель, автор произведений для детей. Он вырос в семье ученого-биолога. Отец Бианки работал в музее и мальчик с малых лет был его посетителем. А дома всегда было много зверья, птиц, был аквариум с рыбками, черепахи, ящерицы, змеи. Летом, отдыхая в деревне, Бианки выкармливал птенцов, зайчат, ежей, белок… Много путешествовал. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои – звери, птицы, растения. Он написал около трехсот произведений. Все они рассказывают о живом мире природы. Учат детей бережно относиться к ней, любить ее. И мы с вами постараемся об этом помнить всегда. Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Все, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Задания6
2.Работа с выставкой книг.(слайд2) Я хотела бы обратить ваше внимание на выставку книг. Прочитав их, вы сможете познакомиться с новыми произведениями этого писателя. | Учащиеся слушают. | Регулятивные: целепологания как постановка учебной задачи, планирования, прогнозирования. |
6.Реализация построенного проекта. Слово учителя. 7.Физкультминутка | На уроке мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку. Летом ходит без дороги - Перед тем как начать читать произведение, предлагаю вам узнать побольше о его герое. Бурые медведи живут и на равнинах, и в горах, там . где есть глухие леса с буреломом, болотами, водоемами. Длина тела бурого медведя более двух метров, а вес может переваливать за 200 килограмм. Медведи отлично плавают, а благодаря крепким когтям и огромной силе искусно лазают по деревьям. Мишки питаются грибами, лесными ягодами, желудями. Очень любят мед. Когда мишки чувствуют приближение зимы, то готовят себе берлогу, выстилая ложе мхом, листьями и ветками. При наступлении морозов бурые медведи забираются в свою берлогу и погружаются в зимнюю спячку. У нас в Адыгее бурые медведи встречаются редко, они находятся под охраной и занесены в Красную книгу. - Что же нового вы узнали о медведе? Молодцы, это произведение будет про медведя. Откройте учебник на с. 142, и давайте прочтем название произведения. (Музыкант) -А кто такой музыкант? (Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще человек, занимающийся музыкой. Словарь Ожегова) - На каких инструментах играют музыканты? Если я произнесу название музыкального инструмента, вы изображаете игру на нем. -Если я назову дерево, то вы поднимете руки вверх. ( Скрипка, береза, пианино, сосна, гитара, ель, баян, осина, барабан, рябина).
| Рассказывают заранее подготовленные ученики. Выполняют физкультминутку | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные |
8.Первичное знакомство с текстом. Постановка проблемного вопроса. 9.Словарная работа 8. Обобщающая беседа 9.Работа с учебником Слово учителя. | Первичное чтение учителем с постановкой проблемного вопроса. -Послушайте внимательно рассказ и ответьте на вопрос: «Почему автор назвал свое произведение «Музыкант»» - Кому понравился рассказ? - Ответьте на вопрос, который я задала перед чтением текста. -Прочитайте 1 слово. Что оно обозначает? Медвежатник – охотник на медведей Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы Опушка – край леса Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством; Щепка - тонкая пластинка, отколотая от дерева. -А сейчас ребята мы с вами еще раз прочитаем рассказ. Начинает читать…. (первый, второй и третий абзац) Вопросы к 1 части:
Вопросы ко 2 части
Расспросил – пошел Искал – не нашел Присел - услышал
Вопросы к 3 части:
- Вопросы к последней части: - Почему старик не убил медведя? - Откройте стр. 144 Что изображено? - Найдите и прочитайте отрывок, соответствующий этой иллюстрации. - Мы прочитали сказку или рассказ? - Могло ли такое произойти в жизни? -Кто главный герой рассказа? - Чему учит этот рассказ? ( Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека –беречь природу, не губить ее понапрасну. Сделать так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на полянке – это травма для природы. Красив тот, кто красиво поступает. - К какому герою рассказа может подойти эта пословица? - Как вы относитесь к поступку охотника? - Как бы вы поступили на его месте? Так почему же автор назвал рассказ «Музыкант». (Автор называет музыкантом старика и медведя. Они оба любили музыку и играли каждый на своем инструменте.) Давайте ещё раз посмотрим на этого могучего красивого зверя. Оказывается медведи, как и люди, могут быть неравнодушны к музыке. Мы очень похожи с братьями нашими меньшими, мы можем чувствовать одинаково. Охотник понял это. Мы будем надеяться, что и все охотники когда-нибудь придут в лес, чтобы послушать пение птиц, шум ручья, понаблюдать за удивительной жизнью животных и забудут о своих ружьях. Минутка творчества. Синквейн к слову
| Ответы учащихся. Ответы учащихся Чтение «Эстафетой». Ответы уч-ся Жужжащее чтение Выборочное чтение Чтение по ролям Выборочное чтение | |
10.Рефлексия. | - А что бы вы взяли для себя из этого рассказа? 1. Животных будем беречь 2. Относиться к природе бережно 3. Приумножать запасы природы На доске изображены два медведя: улыбающийся, грустный. Поднимите ручку кому, понравился улыбающийся медведь…это значит, что вам понравился урок. Теперь поднимите ручку кому понравился грустный медведь…это значит урок не очень вам понравился. | Ответы учащихся. | Коммуникативные |
11.Заключительная часть. | -И так ребята наш урок подошёл к концу. -До свидания. | До свидания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. Братья Гримм. "Бременские музыканты" (с презентацией)
Урок литературного чтения во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века". На изучение произведения отводится 2 часа. Это первый урок - знакомство с биографией авторов и сказкой....
Урок литературного чтения по теме "Бременские музыканты"
Урок и презентация по сказке братьев Гримм "Бременские музыканты"...
Презентация по литературному чтению "Творчество В Бианки" 1-4 класс
Презентация знакомит с творчеством писателя Виталия Бианки. Может использоваться на уроках чтения по любой программе начальной школы...
Разработка урока литературного чтения Г.Сенкевич "Янко-музыкант"
Аннотация: данный урок проводился в 4 классе ( 3 четверть). На предыдущем уроке дети знакомились с биографией писателя Г.Сенкевича, происходило первичное знакомство с данным произведением, проводилась...
Презентация по литературному чтению В.В. Бианки "Музыкант"
Презентация по литературному чтению 2 класс В.В.Бианки "Музыкант". Можно использовать при изучении нового материала на уроках литературного чтения (программа "Школа России)...
урок литературного чтения "Братья Гримм. Бременские музыканты"
урок по учебнику Л.А.Ефросининой с использованием электонной формы....
Урок литературного чтения В.В.Бианки "Музыкант"
Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России"...