РП и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса по программе "Планета знаний"
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)
РП и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса по программе "Планета знаний"
Скачать:
Предварительный просмотр:
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«ПРИОРИТЕТ»
«Согласовано» Заместитель генерального директора по УВР начальной школы АНО СОШ « ПРИОРИТЕТ » ___________/Н.В.Гончарова/ «____»_________________2014 г. | «Утверждаю» Генеральный директор АНО СОШ«ПРИОРИТЕТ» ___________/ Е.В. Петрухина/ «___»______________2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА « Планета знаний»
Можаровой Антонины Николаевны
Ф. И. О., категория
Литературное чтение, 3 класс «А»
предмет, класс и т. п.
Рассмотрено на заседании
методического объединения
начальных классов
Руководитель МО
_________/Н.В.Гончарова/
протокол №__________от
«___ »_____________ 2014 г.
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Типовая базовая рабочая программа УМК «Планета Знаний» составлена на основе Примерной программы начального общего образования, федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения (2009 года) по учебному предмету « Литературное чтение» для начальной школы (Составители: Э.Э. Кац, 2009г), требований к уровню подготовки обучающегося 3-го класса соответствии с базисным учебным планом и годовым календарным учебным графиком: 35 учебных недель; по 4 часа в неделю; 136 часов за год.
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.
Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.
Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.
Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие цели и задачи курса:
Цели:
1. Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности.
2. Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
3. Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре многонациональной России и других стран.
4. Формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Задачи:
формирование потребности чтения художественной литературы;
развитие навыков чтения вслух и «про себя»;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной
читательской деятельности;
освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественный текст;
развитие устной и письменной речи;
формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического
отношения к жизни;
развитие воображения, творческих способностей ребенка;
формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
обогащение представлений ребенка об окружающем мире.
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ребёнок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.
Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.
В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.
Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определённой группы произведений.
Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.
Художник — творец, он создаёт свой мир по особым законам.
Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах.
Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.
Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.
Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.
В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребёнка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует её развитию.
На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.
В первом классе ребёнок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребёнка, ритм создаёт определённую инерцию речевого «движения», «ведёт за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.
Во втором и третьем классах повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.
В четвёртом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.
Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.
Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определённое место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.
В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми, телепрограммами, отсутствия полноценного общения в семье и других социальных факторов. Прилагаемые к программе учебники включают систему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.
Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.
Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.
Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». В учебниках третьего и четвёртого классов отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.
Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.
Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.
Основные содержательные линии курса «Литературное чтение»:
Виды речевой деятельности, включающий следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи).
Виды читательской деятельности, включающий в себя работу с разными видами текста.
Круг детского чтения, реализующий принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы.
Литературоведческая пропедевтика, который содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений), являющийся ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация; создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»:
формирование духовно-нравственного воспитания и развитие учащихся начальных классов;
знакомство учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствующее формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям;
развитие техники чтения, совершенствование качеств чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведение, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д.;
формирование эмоциональной грамотности;
формирование личных качеств человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Литературное чтение» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-презентации, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки-путешествия, комбинированные уроки.
Основными методами и формами контроля могут быть: индивидуальные, фронтальные и групповые оценивания, тесты и проверочные работы.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
к концу 3 класса
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
- ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
- умение оценивать свое отношение к учебе;
- уважение к культуре разных народов.
У учащихся могут быть сформированы:
- представление об общих нравственных категориях у разных народов;
- нравственное чувство и чувственное сознание;
- умение анализировать свои переживания и поступки;
- способность к самооценке;
- эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;
- бережное отношение к живой природе;
- эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.
Предметные
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
- правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;
- пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;
- рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;
- привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;
- определять и оценивать позиции литературных героев;
- выявлять тему и главную мысль произведения;
- сопоставлять героев, идеи разных произведений;
- составлять план рассказа;
- определять свое и авторское отношение к героям;
- формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;
- ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;
- делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- читать по ролям художественное произведение;
- продолжать сюжет произведения, историю героя;
- участвовать в инсценировании произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии спрочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;
- выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);
- выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;
- находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.
- использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- соотносить свои действия с поставленной целью;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
- планировать свои учебные действия;
- анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;
- составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;
- планировать свою читательскую деятельность;
- планировать свою деятельность при реализации проекта.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- сравнивать произведения и героев;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
- свободно ориентироваться в аппарате учебника;
- находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивать и классифицировать жизненные явления;
- выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;
- находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;
- сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;
- ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);
- находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;
- извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;
- знакомиться с детской периодической литературой.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;
- сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;
- осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;
- овладевать диалогической формой речи;
- формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.
Содержание программы
Круг чтения
«Уж небо осенью дышало…» (15 ч)
К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»
Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…»
Народные сказки (15 ч)
Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».
Поэтические страницы (6 ч)
А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».
О мужестве и любви (11 ч)
В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».
«Зимы ждала, ждала природа…» (8 ч)
С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».
Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».
Авторские сказки (14 ч)
А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».
Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».
Басни (9 ч)
О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».
Пословицы.
Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».
Братья наши меньшие (16 ч)
А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».
Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».
О совести и долге (13 ч)
Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».
Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».
Весна пришла (10 ч)
Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».
И в шутку, и всерьёз (19 ч)
Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».
Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».
Навык и культура чтения
Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами.
Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.
Работа с текстом и книгой
Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.
Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.
Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова.
Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).
Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).
Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.
Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.
Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.
Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.
Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определённого автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике, детским толковым словарём.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.
Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.
Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.
Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры.
Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Литературоведческая пропедевтика
Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.
Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром — басней — через сравнение со сказкой, стихотворением.
Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.
Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введённых во втором классе.
Критерии оценок.
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во 2-4 классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме того, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80-85% в четвертом классе).
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста, проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений;
использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;
Нормы техники чтения (слов/мин.)
Входной контроль - 50(60)
1 полугодие - 60 (70)
2 полугодие - 70 (80)
Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Особенности организации контроля по чтению
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.
3-й класс.
Оценка "5" ставится ученику, если он:
- понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):
- читает целыми словами (2полугодие);
- читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
- самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
- понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
- читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);
-читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
-допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
- правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
- знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Оценка "3" ставится ученику, если он:
- читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
- переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
- последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
Оценка "2" ставится ученику, если он:
- читает монотонно, по слогам (1полугодие);
- читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
- допускает более 6 ошибок;
- искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
- при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
«Утверждаю»
Генеральный директор АНО СОШ «ПРИОРИТЕТ» ________Е.В. Петрухина
«____» ___________________20_____
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По литературному чтению
На 1, 2 полугодие 2014– 2015 уч. года
- М.О. начальные классы
- Предмет – начальные классы
- Преподаватель Можарова Антонина Николаевна
- Класс 3 класс
- Программа _ «Планета Знаний»
- Методическое обеспечение:
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2 ч.
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Э. Э. Кац. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие
Список литературы:
Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение» . Э.Э. Кац: программа, методические рекомендации, тематическое планирование/ Э.Э. Кац -М.:АСТ Астрель, 2011.
Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению:3 класс.-М.:ВАКО,2010.
Образовательный процесс в начальной школе: организация, рекомендации, информационные материалы/авт.-сост. Т. А. Кобзарёва, С. Б. Шатохина, И. Г.Судак.- Волгоград: Учитель, 2009
Составлен «____» ______________20____г.
Подпись __________
Согласовано «___»______20____г.
Подпись_________________
(заместитель генерального директора по начальному образованию Н.В.Гончарова)
№ п/п | Дата | Тема урока | Вид деятельности | Тип | Планируемые результаты | Вид контроля. | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||
Уж небо осенью дышало (15 ч) | |||||||||||||
1 | Знакомимся К. Г. Паустовский. «Барсучий нос» | Рассматривают учебник, чтение по цепочке | Комбинированный | Уметь составлять устный рассказ о летнем отдыхе; выразительно читать, передавать нужную интонацию; пересказывать близко к тексту, кратко, от лица персонажей; рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану; привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи; передавать впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства; подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям; определять и оценивать позиции литературных героев; выявлять главную мысль произведения; находить сравнения в тексте произведения; сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме; сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях; различать сказку и рассказ; составлять план рассказа. Знать понятие «синоним». Уметь анализировать авторскую позицию; выделять способы ее выражения; определять собственное отношение к прочитанному; использовать различные приемы для выразительного чтения; вести творческий пересказ произведения Уметь отвечать на вопросы по прочитанному; озаглавливать части рассказа; выполнять пересказ; анализировать темп чтения; объяснять значение новых слов; рассказывать, каким представляешь лесное озеро Знать литературные приемы: сравнение и рифму; вести рассказ по теме, используя предложенные вопросы и сочиняя собственные Уметь придумывать вопросы по прочитанному произведению; записывать рассказ об осеннем дереве; объяснять значения слов «недосмотренный», «трепетать», «терем», «багряный» Знать понятие «метафора». Уметь: объяснять значения слов и выражений «хрусталь», «хрустальная тишина», «вышли из своего оцепенения», «панталоны»; сравнивать произведения Бунина «Листопад» и Пришвина «Недосмотренные грибы» Уметь выразительно читать лирическое произведение, сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях; анализировать чувства автора; сравнивать стихотворения Бунина «Листопад» и Рубцова «У сгнившей лесной избушки…» Уметь объяснять значение выражений «резкий голос», «резкий ветер»; пересказывать произведение по плану; рассказывать историю березки от лица Вани Малявина; определять главную мысль произведения; составлять план рассказа; объяснять значение слов «кошелка», «рогожа», «гарь», «мгла», «облететь», «пурпур», «бересклет», «чваниться», «товарка», «не заводись» Знать: произведения выдающихся представителей русской литературы о природе; название, содержание и жанр произведения, автор и главные герои, основная мысль произведения. Уметь: определять содержание, жанр, автора и главных героев по названию произведения. Давать характеристику происходящим событиям произведения. | Познавательные: Знать структуру учебника «Литературное чтение», информацию, помещенную на титульном листе, развороте, в предисловии, оглавлении; названия и авторов литературных произведений. работать с дополнительной литературой, словарями; демонстрировать результаты творческой работы; пользоваться словарём синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарём; анализировать композицию картины и изобразительные средства, используемые художником. Подбирать художественные произведения и репродукции картин на заданную тему Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг; анализировать эмоциональную окрашенность юлирического произведения. Регулятивные: соотносить свои действия с поставленной целью; планировать свои учебные действия; планировать свою читательскую деятельность; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; планировать свои действия; планировать свою читательскую деятельность составлять план научно-популярных произведений. Коммуникативные: передавать свои впечатления, полученные при восприятии произведений различных видов искусства и явлений жизни участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений; работать в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера; участие в диалоге о прочитанном привлекать жизненный и читательский опыт для решения поставленной задачи. | Умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; уважение к культуре разных народов; способность к самооценке; бережное отношение к природе; умение оценивать свое отношение к учебе; наблюдать за окружающим миром, дифференцируя чувственные впечатления: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные); | Фронтальный опрос | ||||||
2 3 4 | К. Г. Паустовский. «Барсучий нос» | Чтение текста, беседа по вопросам | Комбинированный | Устный опрос Индивидуальный . | |||||||||
5 6 | И. А. Бунин. «Листопад» | Рабата над рифмой, подготовка к выразительному чтению | Комбинированный | Индивидуальный | |||||||||
7 8 | М. М. Пришвин. «Хрустальный день», «Капитан-паук», «Недосмотренные грибы» (из книги «Дорога | Чтение текстов, сравнение расссказов | Комбинированный | Фронтальный опрос | |||||||||
9 | Н. Рубцов. | Анализ стихотворение, ответы на вопросы | Комбинированный | Устный опрос | |||||||||
10 11 12 | К. Г. Паустовский. «Подарок» | Чтение рассказа, беседа по вопросам | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | |||||||||
13 | А.Е. Екимцев «Полет багряного листа». Внеклассное чтение.А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах...» | Подготовка к выразительному чтению, работа с иллюстрациями. | Комбинированный | Практическая работа, заполнение дневника читателя | |||||||||
14 | Картинная галерея: И. И. Левитан. «Лесное озеро» | Работа с иллюстрацией | Урок-презентация | ||||||||||
15 | Обобщающий урок по разделу «Уж небо осенью дышало...» | Самостоятельное выполнение работы | Проверочная работа | Проверочная работа (тест) по теме «Уж небо осенью дышало...» | |||||||||
Народные сказки (17 ч) | |||||||||||||
16 17 18 19 | Народные сказки (зачин, концовка) «Семь Симеонов» (русская народная сказка) К.Г. Черный «Путешествие в страну запрещенных улыбок». | Комбинированный Комбинированный | Знать особенности языка и композиции народных сказок. Уметь пересказывать фрагменты произведений близко к тексту; выявлять особенности литературных героев и сравнивать их; определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений; Уметь читать произведение по ролям; пересказывать близко к тексту; составлять план пересказа; называть основные качества воеводы; объяснять смысл пословиц; читать зачин, концовку сказки; выделять сходства с другими русскими народными сказками Уметь подбирать синонимы к данным словам; объяснять значение слов и словосочетаний «котомка», «добрые люди», «доброе дело», «ракитов куст», «прах»; проводить сравнение характеров главных героев сказки Уметь рассказывать о бое с двенадцатиголовым чудом-юдом; составлять план пересказа; определять главную мысль сказки; придумывать продолжение сказки о трех братьях Уметь пересказывать фрагмент сказки; сравнивать литовскую сказку «Жаба-королева» и русскую сказку «Царевна-лягушка»; объяснять значение слов «борзые кони», «перечить» Уметь подбирать синонимы к данным словам; объяснять значение слов и выражений «дрожать как осиновый лист», «оставить с носом», «держать язык за зубами», «глашатай», «падишах»; делить сказку на смысловые части; Уметь подбирать антонимы и синонимы к данным словам; объяснять значение слов «паланкин», «оборотень», «пампушка», «ли»; выразительно читать произведение; отвечать на вопросы; задавать вопросы по прочитанному. Уметь пересказывать близко к тексту бой на острове; сравнивать героев Чжан Шуана с Иваном – крестьянским сыном из сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; объяснять поведение главных героев произведения Уметь: определять содержание, жанр, автора и главных героев по названию произведения. Давать характеристику происходящим событиям произведения. Знать: Название, содержание и жанр произведения, автора и главных героев, основную мысль произведения, происходящие события | Коммуникативные: сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли; участие в диалоге при обсуждении прочитанного текста; использовать коммуникативные возможности Составлять оценочные высказывания о прочитанном произведении Познавательные: самостоятельно находить в библиотеке нужные книги, ориентироваться в их данных, привлекать читательский опыт; Регулятивные: планировать свою учебную деятельность; соотносить свои действия с поставленной целью; анализировать свою деятельность, вносить необходимые поправки; выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», Познавательные: пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг; подбирать материал к проекту, продумывать этапы деятельности, оформлять свою работу. | уважать культуру разных народов; способность переживать героям произведений; способность к самооценке | Фронтальный и индивидуальный опросы | |||||||
20 21 22 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка) | Комбинированный Обобщение знаний | Литературная викторина | ||||||||||
23 24 25 | Внеклассное чтение. | Комбинированный | Практическая работа, заполнение дневника читателя | ||||||||||
26 | Картинная галерея: Е.Ф. Биценко | Фронтальный и индивидуальный опросы | |||||||||||
27 | «Жаба-королева» (литовская на родная сказка) | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | ||||||||||
28 | «Птица Кахна» (таджикская народная сказка) | Комбинированный | |||||||||||
29 30 | «Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка) | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | ||||||||||
31 | Казахская сказка «Мастер Али» | Проверочная работа | Проверочная работа (тест) по теме «Народные сказки» | ||||||||||
32 | Проектная деятельность по теме «Народные сказки» | Практическая работа | Практическая работа «Народные сказки» | ||||||||||
Поэтические страницы (6 ч) | |||||||||||||
33 | А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок) | Чтение сказки и работа по произведению | Комбинированный | Уметь выразительно читать лирическое произведение; понимать авторскую позицию и выражать собственные впечатления от прочитанного; давать характеристику собственным переживаниям; объяснять значения слов «лукоморье», «леший», «дол», «видение», «витязь», «чахнуть»; аргументировать сделанные выводы Уметь анализировать средства художественной выразительности, которые используются в музыке, живописи; подбирать синонимы к словам «обожать», «прелестный», «справедливый», «гурьбой» Уметь объяснять значение словосочетаний «хлебнуть горя», «хлебнуть воды», «хлебнуть страху», «поднялся плач», «поднялся ветер», «поднялся со стула»; высказывать свои переживания; читать стихотворение по ролям Уметь объяснять значение слова «пенсне»; выразительно читать произведение; анализировать отношение автора к героям произведения Знать: особенности волшебной сказки: наличие двух миров (земного и волшебного; присутствие волшебных вещей и волшебного помощника) роль волшебных предметов в волшебной сказке. | Познавательные: составлять сравнительный анализ литературного и художественного произведений, которые имеют одинаковое название; пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения передавать содержание научно-популярных произведений, отличать их от других жанров. Регулятивные: Соотносить свои действия с поставленной целью; Планировать свою читательскую деятельность и деятельность при реализации проекта. Коммуникативные: определять своё впечатление от прочитанного. выявлять авторскую позицию; участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений; умение работать в парах, учитывать мнение партнера. | Формировать представления о нравственных категориях (добре и зле) Развитие интереса к другим родам искусства — музыке, живописи. Актуализация собственных переживаний, вызванных разными родами искусства | Фронтальный и индивидуальный опросы | ||||||
34 | Ю. Мориц. «Песенка про сказку» | Анализ стихотворения | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | |||||||||
35 | «Маленький скрипач» (немецкая народная баллада) | Выявление особенностей немецкой сказки | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | |||||||||
36 | Г. Сапгир. «Сны» Р/К М.В. Усов «Напрасные страхи» | Работа над синонимами, чтение текста | Комбинированный | ||||||||||
37 | Внеклассное чтение К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки» | Работа с дополнительной литературой, ориентирование в книге | Комбинированный | Практическая работа, заполнение дневника читателя | |||||||||
38 | Работа с учебными и научно-популярными текстами | Составление плана, чтение текстов | |||||||||||
О мужестве и любви (11 ч) | |||||||||||||
39 40 41 | В. Белов. «Верный «Малька провинилась», «Еще про Мальку». И. С. Тургенев. «Воробей» | Дают характеристику литературному герою, определяют своё и авторское отношение к нему, объясняют внутреннее состояние литературных героев, рассказывают по плану. | Комбинированный | Уметь давать характеристику литературному герою, определять свое и авторское отношение к нему, объяснять внутреннее состояние литературных героев; находить нужные источники информации; рассказывать о Мальке по плану; определять отношение писателя к Мальке в первом и во втором случаях; высказывать свое отношение к герою произведения; придумывать и рассказывать новую историю про Мальку Уметь объяснять значение слов «благоговеть», «трепетал на ветру», «трепетал от ужаса»; рассказывать, что произошло в саду; передавать чувства героев рассказа; определять главную мысль произведения Уметь подбирать синонимы к словам «невероятный», «неистовый»; рассказывать кратко историю, которая произошла с Жучкой; делить текст на части; придумывать названия ко всем частям рассказа; выполнять выборочное чтение; объяснять поступки героев произведения придумывать свои вопросы Уметь объяснять значение словосочетаний «перенести вещи», «перенести болезнь», «перенести страх», «перенести обиду»; анализировать чувства героев; выполнять выборочное чтение; анализировать переживания отца мальчика; сравнивать двух мальчиков: героя рассказа Толстого и Тёму из произведения Гарина-Михайловского; объяснять мотивы поведения героя Уметь рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения Уметь: определять содержание, жанр, автора и главных героев по названию произведения. Давать характеристику происходящим событиям произведения. Знать: Название, содержание и жанр произведения, автора и главных героев, основную мысль произведения, происходящие события. | Познавательные: понимание содержания литературного произведения: тема, события, последовательность; умение пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; работа с аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг; находить нужные источники информации; сопоставлять литературные произведения с произведениями других родов искусств (кино, театр). Коммуникативные: высказывание оценочных суждений; участие в диалогической речи; работа в группах. Регулятивные: планировать свою читательскую деятельность; выполнять учебные действия в устной и письменной форме. | Формировать представления о нравственных категориях; бережное отношение к животным; анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки. | Фронтальный и индивидуальный опросы | ||||||
42 | И. С. Тургенев. «Воробей» Г.К. Баев «Собака не виновата» | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | ||||||||||
43 44 45 | Н. Г. Гарин-Михайловский. «Тёма | Подбирают синонимы, составляют характеристику героев, вопросы к прочитанному. | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | |||||||||
46 47 | Л. Н. Толстой. «Прыжок» (быль) | Чтение текста, составление характеристики героев, сравнение героев | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | |||||||||
48 | Внеклассное чтение «Сказки» Е. Шварца и В.Каверина | Дают нравственную оценку поступкам литературных героев. | Комбинированный | Практическая работа, заполнение дневника читателя | |||||||||
49 | В. Астафьев «Белогрудка» | Выполняют проверочную работу | Проверочная работа | Проверочная работа (тест) по теме «О мужестве и любви » | |||||||||
Зимы ждала, ждала природа… (8 ч) | |||||||||||||
50 | С. Есенин. «Разгулялась | Знакомятся с понятием «олицетворение» чтение и расстановка ударений в стихотворении | Комбинированный | Знать понятие «олицетворение». Уметь анализировать значение слова в контексте литературного произведения; подбирать синонимы и антонимы, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений; Уметь находить олицетворения Уметь отвечать на вопросы, используя строки из стихотворения; выразительно читать стихотворения; анализировать чувства героев; выполнять выборочное чтение Уметь объяснять значения слов «куртины», «нега», «аврора», «нынче», «янтарь»; отвечать на вопросы, используя строки из стихотворения; выразительно читать стихотворения; анализировать чувства героев; выполнять выборочное чтение. Уметь находить в тексте ответы на вопросы; анализировать чувства поэта; объяснять значения слов «ямщик», «версты полосаты»; подбирать антонимы к данным словам. Уметь объяснять значения слов «ослепительная красота», «чудный», «мещет»; Уметь: определять содержание, жанр, автора и главных героев по названию произведения. Давать характеристику происходящим событиям произведения. | Познавательные: производить сравнительный анализ русской и зарубежной колыбельной песни; находить в библиотеке книги заданной тематики; литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с различными произведениями искусства; привлекать собственный жизненный опыт для решения поставленных задач; находить нужные книги в библиотеке; пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения; сравнивать переживания, выраженные Тютчевым и Пушкиным в стихотворениях «Чародейкою Зимою…» и «Зимнее утро». Регулятивные: извлекать информацию из произведения изобразительного искусства; составлять план научно-популярной статьи; планировать свою деятельность. Коммуникативные: высказывание оценочных суждений; участие | Привлекать собственный жизненный опыт. Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его. Анализировать собственные переживания и находить их причины. | Фронтальный и индивидуальный опросы | ||||||
51 52 53 | А. С. Пушкин. «В тот год осенняя погода...» (отрывок из романа «Евгений Онегин»). «Зимнее утро», «Зимняя дорога» (отрывок) | литературно грамотно воспроизводят собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с различными произведениями искусства, отвечают на вопросы. | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | |||||||||
54 | Ф. И. Тютчев. «Чародейкою Зимою...» В. Сляднева «Любить мне Россию» | сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений. | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | |||||||||
55 | Картинная галерея: | Обогащение знаний об особенностях народного быта | Урок-презентация | Фронтальный и индивидуальный опросы | |||||||||
56 | Внеклассное чтение. Зима в произведениях разных жанров» | Развитие внимания к деталям описания природы в художественном тексте. Развитие эстетического чувства при восприятии живой природы. | Комбинированный | Практическая работа, заполнение дневника читателя | |||||||||
57 | Обобщающий урок по теме «Зимы ждала, ждала природа» | Проверочная работа (тест) по теме «Зимы ждала, ждала природа» | |||||||||||
Авторские сказки (14 ч) | |||||||||||||
58 59 60 61 62 | А. С. Пушкин. «Сказка | Объясняют поведение и описывают внутреннее состояние литературных героев, выявляют авторское отношение к персонажам и связь литературного произведения с фольклором, оценивают иллюстрации к произведениям | Комбинированный | Знать произведения А. С. Пушкина. Уметь объяснять поведение и описывать внутреннее состояние литературных героев, выявлять авторское отношение к персонажам и связь литературного произведения с фольклором; оценивать иллюстрации к произведениям; формулировать вопросы к изучаемому материалу; объяснять значение слов «инда», «сочельник», «обедня», «впрямь», «ломлива», «своенравна», «ревность», «персты», «нрав», «кроткий», «девичник», «сенная девушка», «кручиниться», «тужит», «подворье», «лежанка», «изразец», «полати», «тешить», «рогатка», «черница»; выполнять выборочное чтение; вспоминать народные сказки, в которых природа помогала герою; придумывать вопросы к сказке А. Пушкина; находить слова Уметь составлять план рассказа по предложенной теме, определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям; воспроизводить сюжет с позиции одного из героев; Уметь выразительно читать произведение; составлять план рассказа о путешествии оловянного солдатика в бумажной лодке и его возвращении домой; выполнять выборочное чтение Уметь определять тему и главную мысль произведения; сочинять сказку о каком-нибудь неодушевленном предмете, в котором соединилось бы реальное и фантастическое (предмет мог бы думать, чувствовать, а может быть, и говорить) Уметьвыразительно читать произведение; определять главную мысль произведения; отвечать на вопросы Уметь объяснять значение слов «сургуч», «чванство»; Уметь объяснять мотивы поведения героев произведения; Цели: проверить знания детей по теме «Авторские сказки » Уметь: определять содержание, жанр, автора и главных героев по названию произведения. Давать характеристику происходящим событиям произведения. | Познавательные: передавать содержание научно-популярных произведений, отличать их от других жанров; привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения; логически мыслить; самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке и ориентироваться в ней; восприятие и понимание их переживаний; умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг находить нужную книгу в библиотеке .рассказывать о прочитанной книге. различение жанров произведений. понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность; пользоваться словарём синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарём. Коммуникативные: рекомендовать понравившуюся книгу, участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Регулятивные: Соотносить свои действия с поставленной целью; Планировать свою читательскую деятельность и деятельность при реализации проекта. | Формировать нравственное чувство и нравственное сознание привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения. Внимательно относиться к переживаниям других людей | Фронтальный и индивидуальный опросы | ||||||
63 | Работа с учебными и научно-популярными текстами. И.В. Лепаловский. | Работают с научно-популярными произведениями | Проверка техники чтения | ||||||||||
64 65 66 67 | Х.-К. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик» | Составляют план рассказа по предложенной теме, определяют тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям. | Фронтальный и индивидуальный опросы | ||||||||||
68 | Л. Н. Толстой. «Царь и рубашка» | Воспроизводят сюжет с позиции одного из героев, отвечают на вопросы | Комбинированный | ||||||||||
69 | Внеклассное чтение. | Работают с книгой. | Комбинированный | Практическая работа, заполнение дневника читателя | |||||||||
70 | Внеклассное чтение. С. Седов. «Король красуется» | Анализируют содержание, работают с книгой. | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | |||||||||
71 | Обобщающий урок по теме «Авторские сказки » | Выполняют проверочную работу | Проверочная работа | Проверочная работа (тест) по теме «Авторские сказки » | |||||||||
Басни (10 ч) | |||||||||||||
72 | О. Мандельштам. «Муха». | Чтение басни, определение морали | Комбинированный | Знать особенности басни как жанра. Уметь постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни; делать обобщающие выводы, опираясь на собственный жизненный опыт наблюдений за поступками других людей Уметь сравнивать произведения Мандельштама и Эзопа; описывать отношение автора к героям; рассказывать о том, что вызывает удовольствие; читать и объяснять мораль басни; подбирать синонимы к словам; сравнивать животных, о которых говорится в произведениях Эзопа и Заболоцкого Знать произведения Л. Н. Толстого. Уметь связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом; перечитывать и объяснять мораль басни; объяснять значение выражений «согласиться с кем-то», «жить в согласии» Уметь подбирать синонимы к словам «хитрить», «обманывать»; придумать и записать мораль к данной басни Знать произведения И. А. Крылова. Уметь объяснять мораль басни; придумывать историю, в которой можно использовать поговорку «А воз и ныне там» Уметь рассказывать о событиях на городской улице, которые описал Крылов; выполнять выборочное чтение; анализировать отношение автора к Моське; читать басню по ролям; сравнивать Моську из басни Крылова с Малькой из рассказа Белова Уметь объяснять значения слов «плестись», «нестись», «плести», «нести»; объяснять мораль басни своими словами; сравнивать героев басен Крылова «Слон и Моська» и «Две Бочки»; сочинять историю из жизни ребят, которая поможет понять смысл слов «Кто про свои дела кричит всем безумолку , в том, верно, мало толку» Цели: Формирование умений понимать Уметь понимать смысл пословиц, использовать их для выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни, сочинять истории, раскрывающие главную мысль пословиц; выделять пословицы, близкие по смыслу Уметь объяснять мотивы поведения героев произведения; | Познавательные: осмысление цели чтения пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения Коммуникативные: сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли; работая в паре, аргументируют свою точку зрения Регулятивные: выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», планируют свою читательскую деятельность; выполняют учебные действия в устной и письменной форме. | Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках; бережное отношение к животным; анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки. | |||||||
73 | Эзоп. «Мухи», «Кошка и мыши» | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | ||||||||||
74 75 | Л. Н. Толстой. «Отец | Чтение произведений Л. Толстого. Выяснение морали басни. | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | |||||||||
76 77 78 | И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки» | Связывают смысл морали басни с собственным жизненным опытом | Комбинированный | ||||||||||
79 | Пословицы. Р/К Казачьи пословицы и поговорки. | Работают над смыслом пословиц; используют их для выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни; сочиняют истории, раскрывающие главную мысль пословиц | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | |||||||||
80 | Внеклассное чтение .Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса» | Комбинированный | Практическая работа, заполнение дневника читателя | ||||||||||
81 | Проектная деятельность | Практическая работа | Практическая работа «Басни» | ||||||||||
Братья наши меньшие (16 ч) | |||||||||||||
82 83 84 85 | А. П. Чехов. «Белолобый» | Читают текст, выделяют приёмы, использованные писателем для создания литературных произведений | Комбинированный | Уметь объяснять свое отношение Уметь объяснять значения слов «слега», «яровая солома», «наст», «хлев», «зимовье», «ярка»; подбирать синонимы к словам; выразительно читать произведение Уметь выполнять выборочное чтение; придумывать названия к частям произведения; анализировать чувства волчихи; составлять план рассказа о Белолобом; Цели: выявлять авторское отношение к ним; составлять план рассказа по предложенной теме; определять тему и главную мысль произведения Уметь находить сравнения в описании наружности Лимона; находить в тексте пословицы и объяснять их смысл; анализировать поведение героя; оценивать поступок рассказчика, накрывшего Лимона шляпой; рассказывать о Лимоне от лица Елены Васильевны Знать произведения Л. Н. Толстого. Уметь выполнять выборочное чтение; объяснять поведение героев; определять тему и главную мысль рассказа Знать произведения К. Паустовского. Уметь объяснять значение слов «кукан», «тесовая», «босяцкие», «голенастые»; рассказывать, как менялось поведение кота; анализировать чувства автора; определять приемы, которыми пользовался Паустовский, рассказывая о коте; придумывать веселую историю из жизни знакомого животного Формирование умения характеризовать отношения между персонажами . Уметь: определять содержание, жанр, автора и главных героев по названию произведения. Давать характеристику происходящим событиям произведения. Знать: Название, содержание и жанр произведения, автора и главных героев, основную мысль произведения, происходящие события. | Познавательные; сочинить рассказ о том, что чувствует кошка или собака, когда ее обижают люди; объяснять внутреннее состояние героев, оценивать их, обосновывать сделанные выводы; обогащать словарь, определяющий внутреннее состояние человека; объяснять мотивы поведения героев произведения; пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения; передавать содержание научно-популярных произведений, отличать их от других жанров Коммуникативные: рекомендовать понравившуюся книгу, участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Регулятивные: соотносить свои действия с поставленной целью; планировать свою читательскую деятельность и деятельность при реализации проекта. | Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию. Внимательно и бережно относиться к живой природе | Фронтальный и индивидуальный опросы | ||||||
86 87 88 | М. М. Пришвин. «Лимон» | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | ||||||||||
89 90 | Л. Н. Толстой. «Лев и собачка» | Подбирают слова, определяющие внутреннее состояние человека | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | |||||||||
91 92 | К. Г. Паустовский. «Кот Ворюга» | Чтение рассказа, беседа по вопросам. | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | |||||||||
93 94 | Внеклассное чтение.«Книги о животных»Саша Чёрный «Ослёнок», А. Куприн «Завирайка». В.В. Ходарев «Орлик». | Комбинированный | Практическая работа, заполнение дневника читателя | ||||||||||
95 | Картинная галерея: Бартоломео Мурильо. «Мальчик с собакой» | Создание рассказа о персонажах картины. | Фронтальный и индивидуальный опросы | ||||||||||
96 | Работа с учебными и научно-популярными текстами | Знакомятся с жанром научно-популярной литературы, учатся работать с такими видами текста. | |||||||||||
97 | Обобщающий урок по теме «Братья наши меньшие» | Выполняют самостоятельную работу. | Проверочная работа | Проверочная работа (тест) по теме «Братья наши меньшие» | |||||||||
О совести и долге (11 ч)
| |||||||||||||
98 99 100 | Ю. Яковлев. «Полосатая палка» (в сокращении) | Комбинированный | Уметь анализировать смысл слова в контексте литературного произведения; давать анализ нравственных качеств героев литературного произведения Уметь объяснять значение слов «девиз», «шлагбаум», «штакетник», «булава»; придумывать название к каждой части; описывать характер главного героя; определять главную мысль рассказа Уметь рассказывать от лица Миши, о чем он думал, что чувствовал и что делал, когда «на перекрестке не оказалось слепого»; придумывать продолжение истории о Мише Уметь составлять план произведения, определять его главную мысль, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние, передавать сюжет произведения от лица одного из персона- жей; выполнять письменно творческое задание; заучивать наизусть прозаический текст; Уметь выполнять выборочное чтение; озаглавливать все части рассказа; составлять план одной из частей; объяснять значение слов «черепица», «беседовать по душам», «привлечь внимание» Уметь рассказывать историю Анисьи и Тимоши от лица Тимоши; придумывать продолжение этой легенды; выучить наизусть несколько предложений из этого произведения, которые особенно понравились Уметь читать выразительно стихотворение; задавать вопросы по прочитанному Знать произведения К. Паустовского. Уметь: объяснять значения слов «околица», «осокорь», «хомут», «осиновый яр», «пешня», «лоток», «квашня»; рассказывать о коне, которого вылечил мельник Панкрат; объяснять поведение героев; отвечать на вопросы Уметь рассказывать, как хозяйки пекли хлеб; придумывать названия к каждой части рассказа; задавать вопросы по тексту Уметь выразительно читать произведение; объяснять мотивы поведения героев произведения; Цели: проверить знания детей по теме «О совести и долге» Уметь: определять содержание, жанр, автора и главных героев по названию произведения. Давать характеристику происходящим событиям произведения. | Коммуникативные: участие в диалоге о прочитанном произведении; слушать и слышать собеседника, придумывать историю о том, как твой сверстник осознал свою ответственность за другого человека; рекомендовать понравившееся произведение, обосновывать своё отношение к нему. Познавательные: умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг; иллюстрация пользоваться различными источниками информации; Регулятивные: формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников; эмоционально-нравственные переживания героев | Определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним; формировать представления о нравственных и безнравственных поступках; передача при помощи интонации своего отношения к персонажам | Фронтальный и индивидуальный опросы | |||||||
102 103 104 | А. Платонов. «Разноцветная бабочка» (легенда) | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | ||||||||||
105 | А. Кешоков. «Мне больно, мальчики» | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | ||||||||||
106 107 | К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб» Р/К Г.Н. Пухальская «За ужином» | Творческие задания, работа над текстом. | Комбинированный | Творческая работа . | |||||||||
108 | Внеклассное чтение. | Комбинированный | Практическая работа, заполнение дневника читателя | ||||||||||
109 | Обобщающий урок по теме «О совести и долге» | Проверочная работа | Проверочная работа (тест) по теме «О совести и долге» | ||||||||||
Весна пришла (9 ч) | |||||||||||||
110 | «Жаворонушки...», «Березонька» (народные песни) | Чтение стихотворения. Работа над выразительностью. | Комбинированный | Знать жанры устного народного творчества. Уметь привлекать жизненный опыт при чтении художественного произведения, выявлять переживания автора и передавать их причтения; анализировать собственные мысли и переживания, понимать их истоки и оценивать Знать понятия «сравнение», «метафора», «олицетворение» Уметь объяснять мотивы поведения героев произведения; Уметь: передавать содержание научно-популярных произведений, отличать их от других жанров. Цели: обобщить и проверить знания детей по теме «Весна пришла» Уметь: определять содержание, жанр, автора и главных героев по названию произведения. Давать характеристику происходящим событиям произведения. Знать: Название, содержание и жанр произведения, автора и главных героев, основную мысль произведения, происходящие события. | Познавательные: умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг; эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения; передача при помощи интонации своего отношения к персонажам Регулятивные: соотносить свои действия с поставленной целью; планировать свои учебные действия; планировать свою читательскую деятельность; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; планировать свои действия; планировать свою читательскую деятельность составлять план научно-популярных произведений. Коммуникативные: передавать свои впечатления, полученные при восприятии произведений различных видов искусства и явлений жизни; участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений; работать в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера; участие в диалоге о прочитанном привлекать жизненный и читательский опыт для решения поставленной задачи. | Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств; выражать своё отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках. | Фронтальный и индивидуальный опросы | ||||||
111 | А. А. Фет. «Весенний дождь»
| Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | ||||||||||
112 | М. М. Пришвин. «Лесная капель» | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | ||||||||||
113 | К. Д. Бальмонт. «Золотая рыба» | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | ||||||||||
114 | А. А. Фет. «Рыбка» Р/К В.В. Ходарев «У ручья». | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | ||||||||||
115 | Внеклассное чтение. В. Астафьев «Весенний остров» О. Дриз «Как сделать утро волшебным». | Комбинированный | Практическая работа, заполнение дневника читателя | ||||||||||
116 | Работа с учебными и научно-популярными текстами | Работают с научно-познавательным текстом | Фронтальный и индивидуальный опросы | ||||||||||
117 | Обобщающий урок по теме «Весна пришла» | Участие в викторине. | Урок-викторина | Литературная викторина | |||||||||
И в шутку и всерьез (19 ч) | |||||||||||||
118 | Шутки-прибаутки | Определяют главную мысль произведения, внутреннее состояние персонажа и рассказывают о событиях от его лица. | Комбинированный | Уметь определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица; выбирать точные слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему; формулировать и задавать вопросы по конкретной теме; интересоваться детской периодической печатью Уметь определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица; выбирать точные слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему; формулировать и задавать вопросы по конкретной теме; Уметь определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица; выбирать точные слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему; формулировать и задавать вопросы по конкретной теме; Уметь объяснять мотивы поведения героев произведения; Уметь: передавать содержание научно-популярных произведений, отличать их от других жанров. Уметь: объяснять мотивы поведения героев, составлять план к тексту и кратко пересказывать текст по плану Уметь: определять содержание, жанр, автора и главных героев по названию произведения. Давать характеристику происходящим событиям произведения. Знать: Название, содержание и жанр произведения, автора и главных героев, основную мысль произведения, происходящие события. | Познавательные: осмысление цели чтения интересоваться детской периодической печатью ; построение небольшого монологического высказывания.; Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам интересоваться детской периодической печатью; связь произведений литературы с произведениями живописи; пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения; понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность Коммуникативные: сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли; участие в диалоге при обсуждении прочитанного текста; использовать коммуникативные возможности Составлять оценочные высказывания о прочитанном произведении Регулятивные: планировать свою учебную деятельность; соотносить свои действия с поставленной целью; анализировать свою деятельность, вносить необходимые поправки; выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Скоро лето». | эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения. делиться впечатлениями о произведении изобразительного искусства; определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним; формировать представления о нравственных и безнравственных поступках; передача при помощи интонации своего отношения к персонажам | Фронтальный и индивидуальный опросы | ||||||
119 | «Болтливая баба» (русская народная сказка) | Чтение сказки, составляют характеристику героев | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | |||||||||
120 | «Болтливая баба» (русская народная сказка) | Чтение сказки, составляют характеристику героев | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | |||||||||
121 122 123 | А. Линдгрен. «Как Эмиль угодил головой | Выявляют главную мысль, отвечают на вопросы | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | |||||||||
124 | Внеклассное чтение А. Линдгрен «Приключения Эмиля из Лённеберги» | Самостоятельно работают с детской периодической литературой | Практическая работа, заполнение дневника читателя | ||||||||||
125 126 | С. Маршак. «Про двух соседей» (кавказская народная сказка), «Старуха, дверь закрой!» (народная сказка) | Сравнивают две сказки. | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | |||||||||
127 128 129 | М. Зощенко. Р/К С.П. Бойко «Красная шапочка» | Составляют характеристику, работают по вопросам. | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | |||||||||
130 | Картинная галерея З.Серебрякова «За обедом» | Самостоятельно работают с книгой, соотносят впечатления, полученные при восприятии произведений разных родов искусств. | Урок презентация | Фронтальный и индивидуальный опросы | |||||||||
131 | Внеклассное | Чтение книги, беседа по вопросам. | Комбинированный | Практическая работа, заполнение дневника читателя | |||||||||
132 | Работа с учебными и научно-популярными текстами | Работают с научно-популярными текстами | Комбинированный | Проверка техники чтения | |||||||||
133 | А. Дорофеев «Укушенные» | Знакомятся с творчеством писателя. | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | |||||||||
134 | Обобщающий урок по теме «И в шутку, и всерьёз» | Выполняют самостоятельно задание. | Проверочная работа | Проверочная работа (тест) по теме «И в шутку, и всерьёз» Иллюстрация к произведению по выбору | |||||||||
135 | Наш конкурс | Участие в конкурсе. | Комбинированный урок | Литературная викторина | |||||||||
136 | То, что мы будем читать летом. | Составление списка на лето. | Комбинированный урок | Фронтальный и индивидуальный опросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 4 класс УМК "Планета знаний"
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса УМК "Планета знаний" на год ( 102 часа, 3 часа в неделю)...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс УМК" Планета знаний".
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 2 класс УМК " Планета знани "....
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 2 класс.Программа "Планета Знаний"
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 2 класс.Программа "Планета Знаний"...
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению 4 класс УМК "Планета Знаний"
Разработанное календарно- тематическое планирование по литературному чтению 4 класс УМК "Планета Знаний"...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 2 класс, УМК "Планета знаний"
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 2 класс, УМК "Планета знаний" (с УУД)...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по литературному чтению 4 класс УМК "Планета знаний"
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по литературному чтению 4 класс УМК "Планета знаний"...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс УМК "Планета знаний"
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению предназначено для учителей , работающих в 3 классе по УМК "Планета знаний"....