Конспект урока на тему "Выразительное чтение басни. И. А. Крылов «Мартышка и очки»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Стрельцова Светлана Викторовна

ТЕМА: «Выразительное чтение басни. И. А. Крылов «Мартышка и очки»

ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.

ЗАДАЧИ: формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность); развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания; развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней; сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peredelka_lit._chtenie.docx155.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

ТЕМА: «Выразительное чтение басни. И. А. Крылов «Мартышка и очки»

ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.

ЗАДАЧИ: формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность); развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания; развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней; сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Планируемые результаты

Личностные:

- проявлять интерес к новому жанру - басне;

- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;

Метапредметные:

регулятивные:

 - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные:

- находить в тексте ответы на вопросы;

- определять мораль басни;

коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- умение работать в группе.

Предметные:

- понимание предметного содержания  знания; умение применять знания, анализировать.

- учиться средствам выразительности.

Тип урока. Изучение нового материала.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 3 класс, карточки «Жанры», «словарно-лексическая работа», портрет И. А. Крылова, тесты, аудиозапись.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I. Организационный момент.

1.

Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел для нас звонок.

Рот закрыли на замок.

Тихо сели,

Ноги вместе,

Книги, ручки – всё на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать –

И учиться лучше всех!

Здравствуйте.

(самоконтроль готовности)

Личностные:  действие  смыслообразования, установление  учащимися  связи  между  целью  учебной  деятельности  и  ее  мотивом;

Коммуникативные:  планирование  учебного  сотрудничества  с  учителем  и  сверстниками

II. Актуализация знаний.

1.

Речевая разминка.

Ваня - Ваня простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Хором повторяют

Личностные: готовность к выполнению учебной задачи.

2.

Игра-повторение

Деление на группы; проблемная ситуация. Приложение 1

-Распределить карточки с отрывками из произведений по жанрам.

-Какой отрывок остался?

-Как называется этот жанр?

-Какие басни вы знаете?

Делятся на группы

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: умение сотрудничать с товарищами в группе

Личностные: осознание ответственности за общее дело в группе

3.

Мотивация учебной деятельности

- Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И. А. Крылова

- А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе.

Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза

- Сегодня мы с вами познакомимся с басней И. А. Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях.

На доске опорная запись: Приложение 2

1) Узнать, …

2) Учиться понимать …

Ответить на вопрос: для чего мы читаем басни

И. А. Крылова?

- Высказывают  свои предположения учащиеся.

Басня – это  небольшое произведение, написанное  стихами.

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Личностные: эмоциональное  восприятие  поступков  героев  литературных  произведений.

Регулятивные: принимать  позиции  слушателя, читателя  в  соответствии  с  учебной  задачей.

Коммуникативные: использовать  доступные  речевые  средства  для  передачи  своего  впечатления.

III. Изучение нового материала.

1.

Знакомство с биографией И. А. Крылова

- Ребята, А. С. Пушкин очень любил басни И. А. Крылова и называл его «истинно народным поэтом».                                                    

- Посмотрите на портрет И. А. Крылова. Приложение 3

- Каким он вам представляется по характеру? (добрый, умный и т. д.)

- Да, ребята, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.

- Хочется ли вам узнать что – то новое о человеке, написавшем эти басни?

- Родился И. А. Крылов в Москве 13 февраля 1768 года. Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет И. А. Крылов остался без отца и пошёл работать в магистрат, переписывать бумаги. Ещё через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начинает писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Трижды Крылов издавал свои собственные журналы в период с 1789 по 1793 год. Но они закрывались властями. Иван Андреевич становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарём. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Петербурге, занимается литературной деятельностью. К нему приходит успех и признание, карьера его развивается успешно, он получает различные награды. В Публичной библиотеке Крылов проработал до 1844 года (До 73 лет!), вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер И. А. Крылов 21 ноября 1844года, в зените славы, дожив до глубокой старости.

-Наверное, это  великий  русский  писатель (высказывают  учащиеся  свои  предположения)

- Сказки, а  один  из  учащихся говорит, что  он  знает, что И.А. Крылов  писал  басни.

- Добрый, умный.

Регулятивные: принимать  позиции  слушателя, читателя  в  соответствии  с  учебной  задачей.

Коммуникативные: использовать  доступные  речевые  средства  для  передачи  своего  впечатления.

2.

Чтение статьи в учебнике о И. А. Крылове заранее подготовленными учащимися.

-Что узнали о детстве баснописца? 

-Чем он занимался?

-В чём его успех? 

-Как Крылов читал свои басни?

Дети дают ответы на вопросы.

3.

Решение первой задачи урока

Далее обратимся к первой задаче урока: узнать, что такое басня?

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;

  • В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;
  • Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

- Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?

-Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

- Так кто главные герои басен?

- Чьи поступки высмеивает автор?

-Значит, все недостатки людей автор переносит на…

-А это обидно для человека?

-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?

- И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки.

- Мартышка  и  очки.

Учащиеся  отвечают  на  вопросы.

 

Учащиеся  соотносят  иллюстрации  с  текстом

Личностные: Эмоциональное  восприятие  поступков героев  литературных произведений.

Регулятивные: Принимать  позиции  слушателя, читателя  в  соответствии  с  учебной  задачей.

Коммуникативные: Использовать  доступные  речевые  средства  для  передачи  своего  впечатления.

4.

Физминутка.

Выполняют  двигательные  упражнения.

5.

Осознание и осмысление учебного материала. Работа над басней

- Переходим к решению 2 задачи: учиться находить мораль басни, т. е. что хотел сказать своей басней Крылов. Для этого поработаем над содержанием басни. Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы?

- Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

«Мартышка и очки»

Регулятивные: принимать  позиции  слушателя, читателя  в  соответствии  с  учебной  задачей.

6.

Словарно-лексическая работа. Работа в группах (пользуются словарями)

Приложение 4

- Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов:

Дюжина- 12;

Полдюжины- 6;

Темя - верхняя часть головы;

Нанижет - оденет подряд на нитку, проволоку;

Нет проку - нет толку;

Невежда - необразованный, несведущий человек;

К худу клонит - к плохому клонит;

Познатней - знать - в буржуазно - дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

Невежа -грубый, невоспитанный человек.

Дети отвечают на вопросы.

Коммуникативные: Использовать  доступные  речевые  средства  для  передачи  своего  впечатления.

7.

Прослушивание записи.

- Почему баснописец выбрал для своей басни именно мартышку?

- Какие действия совершала мартышка с очками?

- Почему мартышка решила, что люди ее обманули?

- Что вам показалось в басне смешным?

- Ребята, как вы думаете, в реальной жизни такое может случиться, чтоб мартышка приобрела себе очки.

- Кто подразумевался под нашей героиней?

- Прочитайте еще раз мораль.

- Попробуйте пересказать мораль своими словами

- Люди, не умея пользоваться вещью, считают, что она не исправна.

- Высказывание собственного мнения по поводу морали басни.

Личностные-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений.

Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

IV. Закрепление изученного

1.

Чтение басни учениками.

- Смогли ли мы предугадать её содержание?

- Найдите в учебнике иллюстрацию, которая соответствует данному эпизоду басни.

- Почему именно этот эпизод изображён?

- Чем он важен?

- Похоже ли её поведение на поступки людей?

Высказывания  и  предположения  учащихся.

Регулятивные: Принимать  позиции  слушателя, читателя  в  соответствии  с  учебной  задачей. Коммуникативные: Поделиться  эмоциями  с  другими.

2.

Выборочное чтение

- Прочитайте мораль басни «Мартышка и Очки».

- Подтвердите примерами, что мораль этой басни важна и в наши дни.

-Прочитайте выразительно те строки, в которых рассказывается о примерке очков.

- Какие слова помогают нам понять, что Мартышка не знает, как использовать очки?

- Как вы понимаете выражение «тьфу пропасть»?

- Почему предложение «Тьфу пропасть!» восклицательное?

- Как бы вы прочитали это предложение: с радостью, огорчением, досадой?

- Как вы понимаете строки «О камень так хватила их, что только брызги засверкали»?

- Почему Мартышка решила, что люди её обманули?

- В чём комичность ситуации описанной в басне?

Чтение басни детьми

Личностные-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений.

Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

3.

Словесное рисование, анализ иллюстрации

-Ребята, скажите, вы любите рисовать?

-А знаете ли вы как ещё можно рисовать, если не карандашами или кисточками?

Рисовать можно словами, совершенно верно. Давайте мы с вами нарисуем нашу главную героиню.

-Какой она будет? Умной или глуповатой?

-Что наша мартышка может держать в руках?

-Что она может делать с этими очками?

-Давайте у нас мартышка будет надевать на себя очки.

-Какое у неё будет выражение лица? Теперь закройте глаза. Открывайте

-Ребята, чего не хватает в нашем рисунке? Почему он кажется неполным?

-Давайте раскрасим его. Какими цветами мы раскрасим мартышку? А какой у нас будет комната?

-Давайте поглядим что у нас получится. Закройте глаза.

-Вот такой у нас получился рисунок. Посмотрите на него внимательно. Какую часть басни он описывает?

Словесно рисуют картины

Личностные- положительное отношение к уроку лит. Чтения.

Регулятивные- осуществлять действие по заданному правилу.

Коммуникативные- Принимать участие в обсуждении прочитанного.

4.

Тест

Ребята, а сейчас мы с вами напишем тест по прочитанной басне и биографии автора.

Ваша задача правильно выделить буквы. Начинайте работать. Приложение 6

Выставляю оценки.

Дети выполняют тест.

V. Подведение итогов

1.

Беседа

Вернемся к нашим целям, которые поставили в начале урока. Что узнали нового? Что научились понимать?

- Для чего люди читают басни И. А. Крылова?

- Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.

- Хотели бы вы быть похожими на героиню басни?

Отвечают на вопросы

Регулятивные- осуществлять действие по заданному правилу.

Коммуникативные- Принимать участие в обсуждении прочитанного.

2.

Рефлексия.

У вас на партах лежат очки. На доске вы видите фразу:

 Урок был для меня:

 интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный

Приклейте очки рядом с той фразой, которая вам ближе на данный момент

Личностные: Умение  оценивать свои  результаты  деятельности)

Регулятивные: Оценивает  и  корректирует  свою  работу.

Личностные: Оценивает  свои  учебные  достижения.

3.

Домашнее задание.

Выучить басню наизусть с134-135

Записывают домашнее здание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»Цель. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей.Задачи: Научить определять басню как жанр литератур...

Открытый урок по литературному чтению «Басни. И. А. Крылов «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»»

Урок по литературному чтению на тему: "Басни. И. А. Крылов "Ворона и лисица". Эзоп "Ворон и лисица"". Тип урока - комбинированный с использованием мультимедийного проектора. Цель данного уро...

Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки» 3 класс

                              Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки» 3 класс...

Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Цели: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова ; расширение читательского кругозора детей ; воспитание культуры поведения.Планируемые результаты: Дети  научатся определять ...

конспект урока по литературному чтению 3 класс "И. Крылов. "Квартет"

Технологическая карта урока литературного  чтенияТема: И.Крылов «Квартет». Иллюстрация В.Серова.Цели деятельности учителя: знакомство с басней И.А.Крылова «Квартет»; форми...

Конспект урока по литературному чтению "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Создание условия для ознакомления обучающихся с произведением И.А. Крылова.Планируемые результатыПредметные:Знать особенности басни, определять, что высмеивает басня И.А. Кр...