Конспект урока на тему "Выразительное чтение басни. И. А. Крылов «Мартышка и очки»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
ТЕМА: «Выразительное чтение басни. И. А. Крылов «Мартышка и очки»
ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.
ЗАДАЧИ: формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность); развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания; развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней; сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peredelka_lit._chtenie.docx | 155.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе
ТЕМА: «Выразительное чтение басни. И. А. Крылов «Мартышка и очки»
ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.
ЗАДАЧИ: формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность); развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания; развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней; сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Планируемые результаты
Личностные:
- проявлять интерес к новому жанру - басне;
- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;
Метапредметные:
регулятивные:
- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
познавательные:
- находить в тексте ответы на вопросы;
- определять мораль басни;
коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умение работать в группе.
Предметные:
- понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.
- учиться средствам выразительности.
Тип урока. Изучение нового материала.
Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 3 класс, карточки «Жанры», «словарно-лексическая работа», портрет И. А. Крылова, тесты, аудиозапись.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I. Организационный момент. | ||||
1. | Эмоциональный настрой на урок. | Прозвенел для нас звонок. Рот закрыли на замок. Тихо сели, Ноги вместе, Книги, ручки – всё на месте. Руки замерли у всех. Будем думать, будем слушать – И учиться лучше всех! | Здравствуйте. (самоконтроль готовности) | Личностные: действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Актуализация знаний. | ||||
1. | Речевая разминка. | Ваня - Ваня простота Купил лошадь без хвоста. Сел задом наперед И поехал в огород. | Хором повторяют | Личностные: готовность к выполнению учебной задачи. |
2. | Игра-повторение | Деление на группы; проблемная ситуация. Приложение 1 -Распределить карточки с отрывками из произведений по жанрам. -Какой отрывок остался? -Как называется этот жанр? -Какие басни вы знаете? | Делятся на группы Отвечают на вопросы | Коммуникативные: умение сотрудничать с товарищами в группе Личностные: осознание ответственности за общее дело в группе |
3. | Мотивация учебной деятельности | - Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И. А. Крылова - А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе. Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза - Сегодня мы с вами познакомимся с басней И. А. Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях. На доске опорная запись: Приложение 2 1) Узнать, … 2) Учиться понимать … Ответить на вопрос: для чего мы читаем басни И. А. Крылова? | - Высказывают свои предположения учащиеся. Басня – это небольшое произведение, написанное стихами. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей; Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни. | Личностные: эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений. Регулятивные: принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. Коммуникативные: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. |
III. Изучение нового материала. | ||||
1. | Знакомство с биографией И. А. Крылова | - Ребята, А. С. Пушкин очень любил басни И. А. Крылова и называл его «истинно народным поэтом». - Посмотрите на портрет И. А. Крылова. Приложение 3 - Каким он вам представляется по характеру? (добрый, умный и т. д.) - Да, ребята, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. - Хочется ли вам узнать что – то новое о человеке, написавшем эти басни? - Родился И. А. Крылов в Москве 13 февраля 1768 года. Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет И. А. Крылов остался без отца и пошёл работать в магистрат, переписывать бумаги. Ещё через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начинает писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Трижды Крылов издавал свои собственные журналы в период с 1789 по 1793 год. Но они закрывались властями. Иван Андреевич становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарём. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Петербурге, занимается литературной деятельностью. К нему приходит успех и признание, карьера его развивается успешно, он получает различные награды. В Публичной библиотеке Крылов проработал до 1844 года (До 73 лет!), вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер И. А. Крылов 21 ноября 1844года, в зените славы, дожив до глубокой старости. | -Наверное, это великий русский писатель (высказывают учащиеся свои предположения) - Сказки, а один из учащихся говорит, что он знает, что И.А. Крылов писал басни. - Добрый, умный. | Регулятивные: принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. Коммуникативные: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. |
2. | Чтение статьи в учебнике о И. А. Крылове заранее подготовленными учащимися. | -Что узнали о детстве баснописца? -Чем он занимался? -В чём его успех? -Как Крылов читал свои басни? | Дети дают ответы на вопросы. | |
3. | Решение первой задачи урока | Далее обратимся к первой задаче урока: узнать, что такое басня? Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;
- Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? -Можно ли по названию определить, о чём будет произведение? - Так кто главные герои басен? - Чьи поступки высмеивает автор? -Значит, все недостатки людей автор переносит на… -А это обидно для человека? -Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека? - И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки. | - Мартышка и очки. Учащиеся отвечают на вопросы.
Учащиеся соотносят иллюстрации с текстом | Личностные: Эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений. Регулятивные: Принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. Коммуникативные: Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. |
4. | Физминутка. | Выполняют двигательные упражнения. | ||
5. | Осознание и осмысление учебного материала. Работа над басней | - Переходим к решению 2 задачи: учиться находить мораль басни, т. е. что хотел сказать своей басней Крылов. Для этого поработаем над содержанием басни. Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы? - Можно ли по названию определить, о чём будет произведение? | «Мартышка и очки» | Регулятивные: принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. |
6. | Словарно-лексическая работа. Работа в группах (пользуются словарями) | Приложение 4 - Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов: Дюжина- 12; Полдюжины- 6; Темя - верхняя часть головы; Нанижет - оденет подряд на нитку, проволоку; Нет проку - нет толку; Невежда - необразованный, несведущий человек; К худу клонит - к плохому клонит; Познатней - знать - в буржуазно - дворянском обществе: высший слой привилегированного класса; Невежа -грубый, невоспитанный человек. | Дети отвечают на вопросы. | Коммуникативные: Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. |
7. | Прослушивание записи. | - Почему баснописец выбрал для своей басни именно мартышку? - Какие действия совершала мартышка с очками? - Почему мартышка решила, что люди ее обманули? - Что вам показалось в басне смешным? - Ребята, как вы думаете, в реальной жизни такое может случиться, чтоб мартышка приобрела себе очки. - Кто подразумевался под нашей героиней? - Прочитайте еще раз мораль. - Попробуйте пересказать мораль своими словами | - Люди, не умея пользоваться вещью, считают, что она не исправна. - Высказывание собственного мнения по поводу морали басни. | Личностные-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений. Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. |
IV. Закрепление изученного | ||||
1. | Чтение басни учениками. | - Смогли ли мы предугадать её содержание? - Найдите в учебнике иллюстрацию, которая соответствует данному эпизоду басни. - Почему именно этот эпизод изображён? - Чем он важен? - Похоже ли её поведение на поступки людей? | Высказывания и предположения учащихся. | Регулятивные: Принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. Коммуникативные: Поделиться эмоциями с другими. |
2. | Выборочное чтение | - Прочитайте мораль басни «Мартышка и Очки». - Подтвердите примерами, что мораль этой басни важна и в наши дни. -Прочитайте выразительно те строки, в которых рассказывается о примерке очков. - Какие слова помогают нам понять, что Мартышка не знает, как использовать очки? - Как вы понимаете выражение «тьфу пропасть»? - Почему предложение «Тьфу пропасть!» восклицательное? - Как бы вы прочитали это предложение: с радостью, огорчением, досадой? - Как вы понимаете строки «О камень так хватила их, что только брызги засверкали»? - Почему Мартышка решила, что люди её обманули? - В чём комичность ситуации описанной в басне? | Чтение басни детьми | Личностные-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений. Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. |
3. | Словесное рисование, анализ иллюстрации | -Ребята, скажите, вы любите рисовать? -А знаете ли вы как ещё можно рисовать, если не карандашами или кисточками? Рисовать можно словами, совершенно верно. Давайте мы с вами нарисуем нашу главную героиню. -Какой она будет? Умной или глуповатой? -Что наша мартышка может держать в руках? -Что она может делать с этими очками? -Давайте у нас мартышка будет надевать на себя очки. -Какое у неё будет выражение лица? Теперь закройте глаза. Открывайте -Ребята, чего не хватает в нашем рисунке? Почему он кажется неполным? -Давайте раскрасим его. Какими цветами мы раскрасим мартышку? А какой у нас будет комната? -Давайте поглядим что у нас получится. Закройте глаза. -Вот такой у нас получился рисунок. Посмотрите на него внимательно. Какую часть басни он описывает? | Словесно рисуют картины | Личностные- положительное отношение к уроку лит. Чтения. Регулятивные- осуществлять действие по заданному правилу. Коммуникативные- Принимать участие в обсуждении прочитанного. |
4. | Тест | Ребята, а сейчас мы с вами напишем тест по прочитанной басне и биографии автора. Ваша задача правильно выделить буквы. Начинайте работать. Приложение 6 Выставляю оценки. | Дети выполняют тест. | |
V. Подведение итогов | ||||
1. | Беседа | Вернемся к нашим целям, которые поставили в начале урока. Что узнали нового? Что научились понимать? - Для чего люди читают басни И. А. Крылова? - Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце. - Хотели бы вы быть похожими на героиню басни? | Отвечают на вопросы | Регулятивные- осуществлять действие по заданному правилу. Коммуникативные- Принимать участие в обсуждении прочитанного. |
2. | Рефлексия. | У вас на партах лежат очки. На доске вы видите фразу: Урок был для меня: интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный Приклейте очки рядом с той фразой, которая вам ближе на данный момент | Личностные: Умение оценивать свои результаты деятельности) Регулятивные: Оценивает и корректирует свою работу. Личностные: Оценивает свои учебные достижения. | |
3. | Домашнее задание. | Выучить басню наизусть с134-135 | Записывают домашнее здание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»
Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»Цель. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей.Задачи: Научить определять басню как жанр литератур...
Открытый урок по литературному чтению «Басни. И. А. Крылов «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»»
Урок по литературному чтению на тему: "Басни. И. А. Крылов "Ворона и лисица". Эзоп "Ворон и лисица"". Тип урока - комбинированный с использованием мультимедийного проектора. Цель данного уро...
Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки» 3 класс
Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки» 3 класс...
Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»
Цели: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова ; расширение читательского кругозора детей ; воспитание культуры поведения.Планируемые результаты: Дети научатся определять ...
Конспект урока по литературному чтению. 3 класс И. Крылов "Зеркало и обезьяна"
Материал для открытого урока....
конспект урока по литературному чтению 3 класс "И. Крылов. "Квартет"
Технологическая карта урока литературного чтенияТема: И.Крылов «Квартет». Иллюстрация В.Серова.Цели деятельности учителя: знакомство с басней И.А.Крылова «Квартет»; форми...
Конспект урока по литературному чтению "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: Создание условия для ознакомления обучающихся с произведением И.А. Крылова.Планируемые результатыПредметные:Знать особенности басни, определять, что высмеивает басня И.А. Кр...