Разработка урока по литературному чтению "Федорино горе"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_fedorino_gore.docx40.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературному  чтению

составила и провела учитель первой категории

 МБОУ СОШ № 1 г.Чадана

Ооржак Ч.О.

УМК: «Школа России»

Предмет: литературное чтение, 2 класс

Дата провеления: 19.01.2017.

Тема урока : К. Чуковский «Федорино горе».

Цель: знакомство  с произведением К. Чуковского «Федорино горе»

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с авторской сказкой «Федорино горе», совершенствовать такие качества чтения, как правильность, беглость, гибкость и выразительность.

Развивающая: развивать и обогащать речь учащихся, развивать образное и ассоциативное мышление, тренировать навык осмысленного и выразительного  чтения, рассуждать о прочитанном.

Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, любви, добра  и радости общения на основе произведений автора, ответственное отношение к труду.

Задачи формирования УУД.

Предметные: дать учащимся первоначальное представление о необычном построении произведения; умение выразительно читать, передавая настроение стихотворения, умение читать по ролям.

Личностные: развитие интереса к урокам литературного чтения; умение формировать свои эмоционально – оценочные суждения, воспитывать  нравственное сознание и чувство сопереживания; бережное отношение к окружающим нас вещам, аккуратности.

Метапредметные: Познавательные УУД: умение характеризовать героя, используя антонимы, объяснять лексическое значение некоторых слов, умение прогнозировать содержание произведения по его названию,  умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста, самостоятельно пользоваться словарями  справочниками, энциклопедиями.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы.

Коммуникативные УУД: умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения, умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывания партнера.

Тип урока: урок изучения и  закрепление знаний.

Планируемые результаты:

Знать: содержание произведения К. Чуковского «Федорино горе».

Уметь: выявлять главную мысль произведения, владеть навыками элементарного анализа произведения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть; презентация;

выставка книг К.И. Чуковского; портрет Чуковского,

рисунки (ушата, корыта, кочерга, кадушки, скалка, чашки, блюдца, утюг, кастрюля, самовар)

запись сказки "Федорино горе"; фартук и косынка для Федоры.

Ход  урока

1.Организационный момент.  

-Здравствуйте, дети, садитесь!

Прозвенел звонок веселый-

Начинается урок  литературного  чтения.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.  Желаю всем  хорошего  настроения, и быть внимательными думающими читателями.

2. Проверка домашнего задания.

Сайд1.Портрет писателя. 

- Давайте вспомним, с творчеством какого  поэта мы познакомились на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы познакомились с творчеством Корнея  Ивановича  Чуковского).

- Что вы знаете о жизни писателя?  (Корней Иванович Чуковский:  настоящие имя и фамилия – Николай Васильевич Корнейчуков, русский писатель, переводчик, учёный.  Он очень любил детей, дружил с ними, писал для детей стихи, сказки, песенки, загадки.  

         Мы прочитали  произведения Корнея Чуковского : «Мойдодыр», «Доктор Айболит»,  «Муха-Цокотуха»,  «Тараканище», «Путаница», «Радость».  Его книги весёлые, умные,  добрые. Читая произведения Чуковского мы учимся  быть смелыми, добрыми, любить людей, животных, природу).

3.Постановка темы и цели урока.

Слайд2. -Угадайте тему урока.

Слайд3.-Какие задачи вы поставите перед собой? (Познакомимся со сказкой  Корнея Чуковского «Федорино горе»,  учимся тренировать навыки осмысленного и выразительного чтения;

развиваем  речь, мышление, память.

воспитываем в себе  интерес к чтению,

 любви, добра  и радости,  ответственное отношение к труду.

4.Открытие нового знания.

А) Рассказ ученика.

К.И.Чуковский родился 31 марта 1882 г в Петербурге. В этом году исполнится 135 лет со дня рождения поэта.

Послушайте, как возникла сказка К.И.Чуковского "Федорино горе".

      Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось "Федорино горе".

Слайд4.Б) Словарная  работа.

-Определите значения трудных слов.

Сито - предмет с сеткой для просеивания муки;
корыто- большой продолговатый открытый сосуд для стирки;

растопырила глаза – широко раскрыла;

 кочерга – толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи;

расфуфырили  хвосты -  сделали пушистыми

побежали во всю прыть – бегать быстро, изо всех сил;

кадушка – небольшая кадка – бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем;

блюдца - большая тарелка, круглая или продолговатая, для подачи кушанья.

Прусаки – прусак:  рыжий таракан.

В) Первичное чтение. Запись

- Внимательно послушайте сказку.

Г) Эмоционально-оценочная беседа.

- Понравилась ли вам сказка?

-За кого вы больше переживали? Почему?

Физминутка.

Дыхательная гимнастика.

- Тяжело было бежать посуде,  устала   давайте и мы отдохнём.

Представьте, что у вас день рождения, посреди стола торт со свечами. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше свечей. (3 раза).

Д) Вторичное чтение.

-А сейчас прочитаем сказку по цепочке.

Е) Обсуждение прочитанного.

- Какое  горе произошло  с Федорой? ( От Федоры  убежала вся посуда).

- Почему от нее убежала домашняя утварь? (Федора не любила трудиться, ленилась, не мыла посуду. В доме у нее все поломано, побито, помоями облито, тараканы кишат. Поэтому от нее убежала домашняя утварь).

-Как начинается сказка? (Скачет сито по полям, а корыто по лугам. За лопатою метла вдоль по улице пошла).

-Найдите в тексте какая у Федоры убегает домашняя утварь? (От Федоры убегают сито, корыто,  лопата, топоры, кочерга, ножи, кастрюля, чайник, кофейник, утюги, блюдца, стаканы, вилки, рюмки, бутылки, чашки, ложки, стол, самовар, тарелки, сковородки).

-Каким образом Федора их вернула? (Поняла Федора, что плохо жить в доме одной, плачет.  Стала доброй, ласковой, заботливой. Уговорила беглецов вернуться. Долго, долго целовала и ласкала их она, умывала. Посуда к ней вернулась,  жалела, простила ее).

-Как Федору отблагодарили за труд? (Вместе с хозяйкой навели порядок в доме.   Стали они блинами, пирогами кормить.  Самовар угостил Федору чаем).

Слайд 5. 5. Опрос по  теме произведения.

 - О чем это стихотворение? О том, как  от  Федоры   убежала посуда.

О жанре. -Почему это стихотворение называем сказкой? (Там разговаривают животные  и посуда .  В жизни так не бывает)

Об образах. - Кто персонажи  в этой сказке? (Федора, посуда, мебель, животные).

Сюжет. Федора запустила  посуду, посуда ушла от Федоры, Федора изменилась, посуда вернулась).

Идея. - Чему нас учит это стихотворение? (Доброте, порядку, внимательному обращению друг к другу.  Относиться к вещам бережно, мыть посуду, убраться в доме. Порядок- душа всякого дела).

 

Слайд 6. 6. Закрепление нового материала.

А)Тест.

- Давайте выполним небольшой тест.

1.Как звали главную героиню сказки?

А) Мария Николаевна;

Б) Федора Егоровна;

В) Елизавета Васильевна.

2. Какое животное испугалось и «растопырило глаза»?

А) корова;

Б) свинья;

В) коза.

3.Как скакали тарелки?

А) как зайцы;

Б) как белки;

В) как кенгуру.

4.Кто остался в доме у Федоры?

А) тараканы;

Б) кошки;

В) попугай.

5.Что делала Федора, когда звала посуду домой?

А) читала стихи;

Б) пела тихую песню.

6.На чем стоял самовар в конце сказки?

А) на столе с белой скатертью;

Б) на подоконнике;

В) на белой табуреточке   да на вышитой салфеточке.

- Давайте проверим, как вы справились с заданием. Как вы ответили на первый вопрос? На второй? …(Ответы на слайде)

Физминутка.

 - Для кого была написана эта сказка?  (Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду и  не любят убраться в доме).

- Кто дома помогает родителям  следить за чистотой?

-Какую работу вы выполняете дома? (Я мою посуду.  Мою  полы.  Стираю одежду. Подметаю полы. Делаю уборку в доме. Хожу в магазин за

продуктами.  Ухаживаю за братиком. Несу воду, дрова, уголь. Делаю уроки).

Мы посуду моем, моем.

И полы мы моем, моем.

И одежду мы стираем.

И уборку делаем.

Ой, какие молодцы!

Слайд7. 7.  Групповая работа. Чтение по ролям.

- Сейчас мы прочитаем отрывок из этой сказки по ролям.

Групповая работа. Чтение по ролям.  

 И тихо за ними идёт

И тихую песню поёт:

« Ой, вы, бедные сиротки …..»

 И сказала скалка:

«Мне………………………….»

 И сказала чашка:

«Ах, …………………………..»

 И сказали блюдца:

«Надо бы……………………..»

 И сказали утюги:

«Мы…………………………..»

 Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала,

Полоскала их она.

«Уж не буду, …………………»

И сказали кастрюли:

«Ну, Федора,  так и быть …….»

Федора:

"Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!"

Скалка: "Мне Федору жалко".

Чашка: "Ах, она бедняжка!"

Блюдца: "Надо бы вернуться!"

Утюги: "Мы Федоре не враги!"

Федора:

"Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!

Кастрюля:

"Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!"

Слайд8. 8. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке? (Познакомились со сказкой  «Федорино горе»)

- Что вам было особенно интересным?(Содержание сказки, тест)

Оценки.

-Сегодня на уроке отметку «5» получают  …., они активно работали, задания выполнили правильно. «4» - получают …, т.к.  в работе были допущены неточности.

9.Рефлексия.

- Оцените свое настроение  после урока смайликом:

весёлый- я был активен, у меня всё получилось;

нейтральный- был не очень активен, не совсем все получилось;

грустный-  я не работал, у меня нечего не получилось.

10. Домашнее задание.

С.13-22 выразительное чтение сказки.

Краткий пересказ сказки.

Выучить  наизусть отрывок из сказки.

Спасибо всем за урок!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению К.Чуковский"Федорино горе".1-класс.

Работа над 1-4 частью К.Чуковский"Федорино горе". Учиться читать выразительно.Развивать внимание, речь.Воспитывать уважение к труду....

Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...

Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».

Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания прим...

Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»

Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»...