Разработка урока по литературному чтению "Федорино горе"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по литературному чтению
составила и провела учитель первой категории
МБОУ СОШ № 1 г.Чадана
Ооржак Ч.О.
УМК: «Школа России»
Предмет: литературное чтение, 2 класс
Дата провеления: 19.01.2017.
Тема урока : К. Чуковский «Федорино горе».
Цель: знакомство с произведением К. Чуковского «Федорино горе»
Задачи урока:
Образовательная: познакомить учащихся с авторской сказкой «Федорино горе», совершенствовать такие качества чтения, как правильность, беглость, гибкость и выразительность.
Развивающая: развивать и обогащать речь учащихся, развивать образное и ассоциативное мышление, тренировать навык осмысленного и выразительного чтения, рассуждать о прочитанном.
Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, любви, добра и радости общения на основе произведений автора, ответственное отношение к труду.
Задачи формирования УУД.
Предметные: дать учащимся первоначальное представление о необычном построении произведения; умение выразительно читать, передавая настроение стихотворения, умение читать по ролям.
Личностные: развитие интереса к урокам литературного чтения; умение формировать свои эмоционально – оценочные суждения, воспитывать нравственное сознание и чувство сопереживания; бережное отношение к окружающим нас вещам, аккуратности.
Метапредметные: Познавательные УУД: умение характеризовать героя, используя антонимы, объяснять лексическое значение некоторых слов, умение прогнозировать содержание произведения по его названию, умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста, самостоятельно пользоваться словарями справочниками, энциклопедиями.
Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы.
Коммуникативные УУД: умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения, умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывания партнера.
Тип урока: урок изучения и закрепление знаний.
Планируемые результаты:
Знать: содержание произведения К. Чуковского «Федорино горе».
Уметь: выявлять главную мысль произведения, владеть навыками элементарного анализа произведения.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть; презентация;
выставка книг К.И. Чуковского; портрет Чуковского,
рисунки (ушата, корыта, кочерга, кадушки, скалка, чашки, блюдца, утюг, кастрюля, самовар)
запись сказки "Федорино горе"; фартук и косынка для Федоры.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, дети, садитесь!
Прозвенел звонок веселый-
Начинается урок литературного чтения.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Желаю всем хорошего настроения, и быть внимательными думающими читателями.
2. Проверка домашнего задания.
Сайд1.Портрет писателя.
- Давайте вспомним, с творчеством какого поэта мы познакомились на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы познакомились с творчеством Корнея Ивановича Чуковского).
- Что вы знаете о жизни писателя? (Корней Иванович Чуковский: настоящие имя и фамилия – Николай Васильевич Корнейчуков, русский писатель, переводчик, учёный. Он очень любил детей, дружил с ними, писал для детей стихи, сказки, песенки, загадки.
Мы прочитали произведения Корнея Чуковского : «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Радость». Его книги весёлые, умные, добрые. Читая произведения Чуковского мы учимся быть смелыми, добрыми, любить людей, животных, природу).
3.Постановка темы и цели урока.
Слайд2. -Угадайте тему урока.
Слайд3.-Какие задачи вы поставите перед собой? (Познакомимся со сказкой Корнея Чуковского «Федорино горе», учимся тренировать навыки осмысленного и выразительного чтения;
развиваем речь, мышление, память.
воспитываем в себе интерес к чтению,
любви, добра и радости, ответственное отношение к труду.
4.Открытие нового знания.
А) Рассказ ученика.
К.И.Чуковский родился 31 марта 1882 г в Петербурге. В этом году исполнится 135 лет со дня рождения поэта.
Послушайте, как возникла сказка К.И.Чуковского "Федорино горе".
Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось "Федорино горе".
Слайд4.Б) Словарная работа.
-Определите значения трудных слов.
Сито - предмет с сеткой для просеивания муки;
корыто- большой продолговатый открытый сосуд для стирки;
растопырила глаза – широко раскрыла;
кочерга – толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи;
расфуфырили хвосты - сделали пушистыми
побежали во всю прыть – бегать быстро, изо всех сил;
кадушка – небольшая кадка – бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем;
блюдца - большая тарелка, круглая или продолговатая, для подачи кушанья.
Прусаки – прусак: рыжий таракан.
В) Первичное чтение. Запись
- Внимательно послушайте сказку.
Г) Эмоционально-оценочная беседа.
- Понравилась ли вам сказка?
-За кого вы больше переживали? Почему?
Физминутка.
Дыхательная гимнастика.
- Тяжело было бежать посуде, устала давайте и мы отдохнём.
Представьте, что у вас день рождения, посреди стола торт со свечами. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше свечей. (3 раза).
Д) Вторичное чтение.
-А сейчас прочитаем сказку по цепочке.
Е) Обсуждение прочитанного.
- Какое горе произошло с Федорой? ( От Федоры убежала вся посуда).
- Почему от нее убежала домашняя утварь? (Федора не любила трудиться, ленилась, не мыла посуду. В доме у нее все поломано, побито, помоями облито, тараканы кишат. Поэтому от нее убежала домашняя утварь).
-Как начинается сказка? (Скачет сито по полям, а корыто по лугам. За лопатою метла вдоль по улице пошла).
-Найдите в тексте какая у Федоры убегает домашняя утварь? (От Федоры убегают сито, корыто, лопата, топоры, кочерга, ножи, кастрюля, чайник, кофейник, утюги, блюдца, стаканы, вилки, рюмки, бутылки, чашки, ложки, стол, самовар, тарелки, сковородки).
-Каким образом Федора их вернула? (Поняла Федора, что плохо жить в доме одной, плачет. Стала доброй, ласковой, заботливой. Уговорила беглецов вернуться. Долго, долго целовала и ласкала их она, умывала. Посуда к ней вернулась, жалела, простила ее).
-Как Федору отблагодарили за труд? (Вместе с хозяйкой навели порядок в доме. Стали они блинами, пирогами кормить. Самовар угостил Федору чаем).
Слайд 5. 5. Опрос по теме произведения.
- О чем это стихотворение? О том, как от Федоры убежала посуда.
О жанре. -Почему это стихотворение называем сказкой? (Там разговаривают животные и посуда . В жизни так не бывает)
Об образах. - Кто персонажи в этой сказке? (Федора, посуда, мебель, животные).
Сюжет. Федора запустила посуду, посуда ушла от Федоры, Федора изменилась, посуда вернулась).
Идея. - Чему нас учит это стихотворение? (Доброте, порядку, внимательному обращению друг к другу. Относиться к вещам бережно, мыть посуду, убраться в доме. Порядок- душа всякого дела).
Слайд 6. 6. Закрепление нового материала.
А)Тест.
- Давайте выполним небольшой тест.
1.Как звали главную героиню сказки?
А) Мария Николаевна;
Б) Федора Егоровна;
В) Елизавета Васильевна.
2. Какое животное испугалось и «растопырило глаза»?
А) корова;
Б) свинья;
В) коза.
3.Как скакали тарелки?
А) как зайцы;
Б) как белки;
В) как кенгуру.
4.Кто остался в доме у Федоры?
А) тараканы;
Б) кошки;
В) попугай.
5.Что делала Федора, когда звала посуду домой?
А) читала стихи;
Б) пела тихую песню.
6.На чем стоял самовар в конце сказки?
А) на столе с белой скатертью;
Б) на подоконнике;
В) на белой табуреточке да на вышитой салфеточке.
- Давайте проверим, как вы справились с заданием. Как вы ответили на первый вопрос? На второй? …(Ответы на слайде)
Физминутка.
- Для кого была написана эта сказка? (Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду и не любят убраться в доме).
- Кто дома помогает родителям следить за чистотой?
-Какую работу вы выполняете дома? (Я мою посуду. Мою полы. Стираю одежду. Подметаю полы. Делаю уборку в доме. Хожу в магазин за
продуктами. Ухаживаю за братиком. Несу воду, дрова, уголь. Делаю уроки).
Мы посуду моем, моем.
И полы мы моем, моем.
И одежду мы стираем.
И уборку делаем.
Ой, какие молодцы!
Слайд7. 7. Групповая работа. Чтение по ролям.
- Сейчас мы прочитаем отрывок из этой сказки по ролям.
Групповая работа. Чтение по ролям. И тихо за ними идёт И тихую песню поёт: « Ой, вы, бедные сиротки …..» И сказала скалка: «Мне………………………….» И сказала чашка: «Ах, …………………………..» И сказали блюдца: «Надо бы……………………..» И сказали утюги: «Мы…………………………..» Долго, долго целовала И ласкала их она, Поливала, умывала, Полоскала их она. «Уж не буду, …………………» И сказали кастрюли: «Ну, Федора, так и быть …….» | Федора: "Ой, вы бедные сиротки мои, Скалка: "Мне Федору жалко". Чашка: "Ах, она бедняжка!" Блюдца: "Надо бы вернуться!" Утюги: "Мы Федоре не враги!" Федора: "Уж не буду, уж не буду Кастрюля: "Ну, Федора, так и быть, |
Слайд8. 8. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? (Познакомились со сказкой «Федорино горе»)
- Что вам было особенно интересным?(Содержание сказки, тест)
Оценки.
-Сегодня на уроке отметку «5» получают …., они активно работали, задания выполнили правильно. «4» - получают …, т.к. в работе были допущены неточности.
9.Рефлексия.
- Оцените свое настроение после урока смайликом:
весёлый- я был активен, у меня всё получилось;
нейтральный- был не очень активен, не совсем все получилось;
грустный- я не работал, у меня нечего не получилось.
10. Домашнее задание.
С.13-22 выразительное чтение сказки.
Краткий пересказ сказки.
Выучить наизусть отрывок из сказки.
Спасибо всем за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...
Методическая разработка урока по литературному чтению К.Чуковский"Федорино горе".1-класс.
Работа над 1-4 частью К.Чуковский"Федорино горе". Учиться читать выразительно.Развивать внимание, речь.Воспитывать уважение к труду....
Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"
Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Разработка урока по литературному чтению (3 класс). Тема "Учись узнавать зверя по описанию "Белка"". Презентация к данному уроку
Урок развития речи. Составление рассказа о животных с помощью плана...
Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».
Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания прим...
Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»
Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»...