Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
- Мотивационный этап
| - Дети, однажды один писатель сказал: (Слайд 1). “Человек, который понимает природу – благородный, чистый, и добрый». - Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке? - Мы поговорим с вами и о природе и о важном качестве человека, о нем говорится в стихотворении «Сердец доброта» ( читает ученик) |
Личностные УУД: Формирование умения высказывать суждения
|
II. Актуализация знаний
| - Что такое доброта? Назовите антоним этого слова. (зло) - Что есть зло? - В нашей жизни существует добро и зло, значит, люди могут творить и злые и добрые дела. - Как вы думаете, легко ли быть добрым? Каких людей, по-вашему больше, злых или добрых? - Человек по отношению к кому может быть добрым? (животным, людям) - Какого же человека можно назвать добрым? -Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, писать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое, учиться спорить. | Предметные УУД: выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения; Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения.
|
III.Проверка домашнего задания «Мозговой штурм» | - С произведениями каких писателей вы уже знакомы? Мы знакомы с произведениями Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Некрасова, Зощенко, Толстого, Паустовского…. - А теперь – “Мозговой штурм”. “Заморочки из бочки”. - Узнайте героя по событию, которое случилось в его жизни. Даётся одно задание на группу. Дети читают его и обсуждают. 1. Этот герой работал врачом на корабле. Однажды его корабль потерпел крушение, и он оказался в плену у маленьких человечков. (Гулливер). 2. Как рассказывал сам этот герой, он сумел вытащить себя из болота за косичку от парика, летал на пушечном ядре, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешеную шуб. (Барон Мюнгаузен). 3. Этот мальчик в наказание за невежливость был превращён гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей.(Нильс) 4.Эта героиня побежала за белым кроликом, но потом провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычной стране.( Алиса) 5 . Единственный мальчик на свете, который никогда не вырастал. (Питер Пэн) |
Личностные УУД: Формирование умения работать с ИКТ(поиск информации) Личностные УУД: Формирование умения анализировать и давать оценку своим действиям
|
IV. Подготовка к восприятию нового материала: (Слайд 2) | - А какое произведение мы начнём изучать сегодня, вы узнаете, если расшифруете эти квадраты. Соотнесите буквы левого квадрата с цифрами правого столбика.
- Сегодня на уроке, мы познакомимся с рассказом «Приемыш». - Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово - приёмыш? (приют, сирота, детский дом, одиночество) Составление кластера на доске Дети говорят, на доске записываю слова
| Регулятивные УУД: Формулировать тему урока. Ставить учебные задачи Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения.
|
V. Этап осмысления: (Слайд 3)
| -Какой же вывод следует? Приёмыш – сирота, которого взяли на воспитание чужие люди - И сегодня мы с вами узнаем, а каком приёмыше идёт речь в нашем произведении.
| Личностные УУД: Формирование умения анализировать и давать оценку своим действиям
|
VI. Работа с учебником:
| -Найдите произведение в учебнике. - Кто автор его? ( Д.Н. Мамин - Сибиряк) - Прежде чем прочитать наше произведение, хочется, чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве писателя. 1.Сведения об авторе (Слайд 4) Об авторе рассказывают подготовленные ученики: Игнатович Э., Стрельников Н.) Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился в семье заводского священника. Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы. Особая страница его творчества – рассказы для детей. За рассказы “Зимовье на Студеной” и “Емеля и охотник” Мамин - Сибиряк получил золотую медаль и премию. “ Это счастье писать для детей”,- говорил он. Писал Мамин - Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она давно умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера - отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал “ Алёнушкины сказки”. Эту книгу вы видите на нашей выставке. Она очень нравится всем детям. Можете взять и почитать. Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на наших “братьев меньших”. - Какие произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка вы читали? 2.Работа по выставке книг (Слайд 5)
|
Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.
|
VII. Работа с текстом: | - Ребята, читать рассказ мы будем по частям. - При чтении встретятся трудные слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их смысл. – Как вы их понимаете? 1. Словарная работа (Слайды 6-7) 2. Чтение текста: а)Чтение 1 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения) Обсуждение прочитанного: - Почему хозяина избушки не оказалось дома? - Как вы думаете, кто же был Приёмышем? - Какие еще слова из прочитанного мы могли бы поместить в кластер? ( Добавляется кластер. Слова пишутся мелком другого цвета). - Как лебедь оказался у Тараса? - Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас? - А как бы вы поступили на его месте? б) Чтение 2 части самостоятельно. Работа с текстом после чтения: - Расскажите, как Тарас говорил о лебеде? - Какой питомец жил еще у Тараса? - Прочитайте отрывок, как Соболько дружил с приемышем? - Давайте сравним этих двух питомцев. (Диаграмма Венн)
Физминутка Релаксация (просмотр видеоролика) - В этой презентации вы увидите красоту природы, а смотреть вы ее будете на фоне музыки, которая называется «Утро в лесу», а написал эту музыку композитор Эдвард Григ. - Где мы с вами встречали это имя? в) Чтение 3 части. - Как Тарас доказывает, что он не одинок на сайме? Прочитайте. - Доволен ли был Тарас своим питомцем? Прочитайте отрывок. - В чем же проявлялась гордость птицы. Найдите отрывок в тексте, прочитайте – А что вы узнали из этой части о жизни Тараса? - Составьте рассказ о старом Тарасе по вопросам. (Слайд 8) Вопросы на слайде: Кто такой Тарас? Чем он занимался? Где он жил? Как относился к природе? Почему он приютил лебедя? (Тарас старый человек. Жил около леса на Светлом озере. Он был рыбаком. К природе относился бережно, оберегал природу. Тарас был добрым человеком.) - Давайте те качества Тараса, которые ему присуще.
Прогнозирование: - Как вы думаете, каким будет конец этой истории? г) Чтение последней части рассказа. (Читает учитель) - Я буду читать, а вы слушайте и думайте над вопросом. Совпало ли ваше мнение с авторским? ( Заслушиваются ответы учащихся) - Каким автор увидел Тараса осенью? - Почему он так сильно изменился - Тосковал ли старик по своему лебедю? - Легко ли расставаться с другом? |
Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.
Личностные УУД: Формирование умения анализировать и давать оценку своим действиям
|
VIII. Анализ художественного произведения. Рефлексия. (Слайд 9)
| - Как вы думаете, ребята, что было бы правильнее: Вопросы на слайде: Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас? Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной? Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей? ( Дети, конечно, должны выбрать первую версию, т.к. птице нужна свобода)
| Личностные УУД: Формирование умения анализировать и давать оценку своим действиям Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения.
|
| - Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу лебедь весной? - Кто думает, что вернётся, становитесь с одной стороны класса, а кто думает, что не вернётся, становитесь с другой стороны. - А теперь спорьте, доказывайте, но уважайте, пожалуйста, друг друга, давайте время высказаться своим товарищам, умейте выслушать собеседника. ( Дети спорят, доказывают) Класс делится на 2 динамичные группы, в которых дети меняются местами в зависимости от мнения. Вывод делают сами учащиеся. |
|
XIX. Обобщение по уроку: “ Кубизм” Устная работа. (Слайд 10)
| Задания группам, написанные на гранях куба: 1 Опишите внешность и характер Приёмыша. 2 Сравните поведение лебедя летом и осенью. 3 Докажите, что Соболько и Приёмыш были дороги Тарасу. 4 Проанализируйте: умышленно или случайно Приёмыш ушёл от Тараса. 5 Подумайте и скажите, где можно применить знания, полученные в рассказе? (Заслушиваются ответы учащихся)
|
Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого |
- Что же Д.Н. Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил? Доброта — это богатство, щедрость души человека. - Какие пословицы можно применить к данному произведению? Жизнь дана на добрые дела. Свет не без добрых людей. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Добра желаешь, добро и делай. | Личностные УУД: Формирование умения анализировать и давать оценку своим действиям
|
X. Итог урока: | - Чему учились на уроке? - Какие чувства вызвал у вас рассказ? - Что помог понять вам рассказ? - Какой вывод по уроку можно сделать? Запись в тетрадях в таблицу: Для меня было сложным… Мне понравилось…
|
Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого |