урок литературного чтения 4 класс по теме «Икар и Дедал»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
урок литературного чтения 4 класс по теме «Икар и Дедал» УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnoe_chtenie_4_klass.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературное чтение
Учитель: Веснина Наталья Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Трубачевская основная общеобразовательная школа
УМК «Гармония»
Раздел: «Золотая колесница»
Тема: «Икар и Дедал»
Количество часов по разделу: 4
Место урока в данном разделе: 4
Количество часов по данной теме:1
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая,
Тип урока: Урок открытия нового знания
Технологии: ИКТ, КСО, проблемная
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению знаний в области античной художественной литературы, формировать особенности жанра – миф, применять умение работать с текстом.
Задачи:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию.
Основные этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Прогнозируемый результат |
1.Организационный этап | Психологическая подготовка к общению | Организует обучающихся, контролирует их готовность к уроку Обеспечивает благоприятный настрой. Ах, мифы, мифы! Им начало, Они рождались из тревоги, | Приветствуют учителя, самоконтроль организации рабочего места. Настраиваются на работу | Сохранение мотивации к учёбе, ориентирование на понимание причин успеха в учёбе, проявление интереса к учебному материалу. |
2. Актуализация опорных знаний | Создание ситуации успеха, путем актуализации опорных знаний. | Организует работу по актуализации опорных знаний Почему урок начали именно с данного стихотворения? Как связано данное стихотворение с темой раздела? Что такое мифы? Кто их создал? Кого прославляют мифы Древней Греции? Каких богов вы узнали из произведений? | Отвечают на вопросы, вспоминают название раздела, объясняют понятие миф, кто их создал, называют богов Древней Греции. | Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного текста |
3. Определение совместной цели деятельности (предсмотровое чтение) Работа с текстом до чтения. | Организация деятельности по определению целей урока | Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу, наблюдает, консультирует. Какие виды чтения мы используем на уроках? Почему? Какой вид чтения вам поможет определить тему и цели урока? Выделите имена собственные в тексте, как мы их определим? Какую цель вы поставите на урок? | Ведут диалог с учителем, отвечают на вопросы (ознакомительное, изучающее, поисковое) Нам нужно первоначально поисковое чтение Осуществляют поиск нужной информации, Выделяют имена собственные, высказываются в устной форме, формулируют цель урока | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности Совершенствуют просмотровый и поисковый способы чтения. Осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме, ориентируются на разные способы решения задач |
4. Работа с текстом. Ознакомительное чтение | Организация деятельности по выбору вида чтения в соответствии с целью чтения (ознакомительное) | Организует деятельность обучающихся к определению вида чтения в соответствии с целью. Какой вид чтения вы будете использовать для знакомства с текстом? Что это нам даст? | Определяют вид чтения в соответствии с целью. Чтение про себя Подготовит к поисковому чтению | Выбирают нужный вид чтения в соответствии с целью чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое), использование ознакомительного вида чтения. |
5.Работа с текстом. Поисковое чтение А) выделение вступления | Организация деятельности по выбору вида чтения в соответствии с целью чтения (поисковое) Организация деятельности обучающихся по памятке «Работа с текстом» | Организует работу учащихся по памятке «Работа с текстом» . Чтобы исследовать текст мы будем использовать памятку «Работа с текстом» . Работа с 1 пунктом памятки Какой результат получим, проанализировав вступление? Почему автор знакомит нас только с Дедалом? Чем прославился Дедал? Когда проходило событие? Место, где происходило событие? | Индивидуальная работа обучающихся, используя памятку. Чтение вступления, выделение границ вступления Ответы на вопросы Кто является персонажами данного произведения, выделить обстоятельства действия Отвечают на вопросы | Выбирают нужный вид чтения в соответствии с целью чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое), использование поискового вида чтения. ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл Осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме, ориентируются на разные способы решения задач, владея основами смыслового чтения текста, анализируют объекты, выделяя главное, проводят сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливают причинно-следственные связи, строят рассуждения об объекте, обобщают Осуществляют пошаговый контроль. определять героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста
|
Б) Завязка действия | Организует деятельность по работе с завязкой текста Какой результат получим, исследовав завязку действия? Определите границы завязки в тексте. Почему Дедалу пришлось покинуть Родину? - Как он был наказан? | Индивидуальная работа обучающихся по выделению завязки действия Описание события, из-за которого происходят все дальнейшие действия Определяют в тексте завязку, Определяют границы Отвечают на вопросы | ||
В) Развитие действия | Организует деятельность по изучению «Развязки действия» Переходим к следующему пункту памятки. Какой результат получим? Выделим развитие действия в тексте -Куда отправился Дедал? -Как чувствовал себя Дедал на чужбине? - О чём он думал, сидя на берегу моря? - Почему он тосковал по родине? - Почему он не вернулся раньше? - Как он осуществил свою мечту? - Какие слова он сказал перед полётом своему сыну? - Был ли Дедал свободным на острове? | Индивидуальная работа обучающихся по выделению развития действия Выделение развития действия в тексте | ||
Г) Кульминация | Организует деятельность с 4 этапом памятки Какой результат нам даст работа с данным этапом? - Кем приходился Икар Дедалу? - Любил ли Дедал своего сына? - А Икар отца? О чем мечтал Дедал? А мечтают ли об этом сейчас люди? Какая мечта древних людей нашла отражение в этом мифе? О чем он стал мечтать? - Что предпринял мастер, чтобы осуществить свою мечту? - Миф нас учит мечтать, добиваться поставленной цели. Если с древности люди мечтали об этом, то они изобретали разные летательные аппараты. - Дайте характеристику Икару. Каким он был? - Как летел Икар? - Как он погиб? -Какие слова говорят об отношении Дедала к сыну? Попробуйте передать чувства, которые охватили Икара, когда он парил в «небесной лазури». – Для кого он делал крылья? - Как Дедал учил сына? - Что подумали пастухи и рыбаки, увидев, как мастер с сыном улетели? - В какое время суток герои оказались над морем? - Нравился ли Икару полет? - Что случилось с юношей? - Какие чувства овладели Дедалом, когда не увидел он в синеве неба летящего сына? Какие строки говорят, что Дедал очень любил своего сына? | Индивидуальная работа обучающихся по выделению кульминации в тексте Отвечают на вопросы | ||
Д) Развязка | Организует работу с 5 этапом памятки. Какие результаты мы должны получить при анализе данного пункта памятки? - Что сделал Дедал после гибели сына? - Что бы было, если бы Икар выполнил наказ отца? - Что сделал Дедал после гибели сына? | Индивидуальная работа обучающихся по выделению границ развязки. Отвечают на вопросы | ||
Е) Заключение | Организует работу с 6 этапом памятки. Что определяет данный пункт памятки? - Что бы было, если бы Икар выполнил наказ отца? - Могла ли эта история закончиться счастливо? - Почему люди запомнили полет Икара? Как об этом написано в мифе? - Какие мечты древних греков подтверждает этот миф? - Как вы понимаете содержание пословицы: «Высоко летишь –низко сядешь»? - В какой жизненной ситуации можно применить данную пословицу? - Почему в небе Икар забыл о совете отца? Попробуйте передать чувства, которые охватили Икара, когда он парил в «небесной лазури». -Кого мы сегодня можем назвать Икарами? Плохо это или хорошо быть Икаром? -Какая мечта древних людей нашла отражение в этом мифе? | Индивидуальная работа обучающихся по выделению границ заключения. Отвечают на вопросы | ||
6. Работа с текстом после чтения | Организация деятельности по пониманию текста и выделению главной мысли текста | Организует деятельность по пониманию текста и выделению главной мысли текста Вопрос 1, стр 30 Была ли смерть Икара напрасной, бесполезной? Почему? В.2 стр 30 Что ты можешь сказать о Дедале? Какова главная мысль текста? А какую цену за это заплатил Дедал? | Отвечают на вопросы, выделяют главную мысль текста | Определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; |
7. Составление плана (при наличие свободного времени) | Составление цитатного плана | Организует деятельность по составлению цитатного плана текста. Организует работу в парах. Можно ли по выделенным частям сделать план текста для пересказа? Какие планы вы знаете? Найдите цитату 1 пункта плана. Определите цитату, определяющую основную мысль 2 пункта. Найдите предложение из 3 части пункта плана. Выделите главную мысль 4 пункта. Ответьте, что главное в 5 части плана? Завершите план, цитатой из 6 части. | Работают в парах. Составляют цитатный план выделением предложений (части) из текста. Жил в Афинах великий художник Дедал. Дедалу пришлось бежать из Афин. Скоро он сделал 4 крыла Оглянулся Дедал – и не увидел в синеве неба летящего сына. Дедал сломал свои крылья и проклял свое искусства. Люди запомнили это первый полет | Озаглавливать части текста, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде |
8. Подведение итогов. Рефлексия | Дать оценку работы класса в целом (и) или отдельных учащихся | Подводит итоги урока, ставит задачи на следующий урок Чему нас научил миф «Дедал и Икар»? | Оценивают | Осуществляют пошаговый контроль адекватно воспринимают оценку учителя, оценивают свои действия. |
9. Информация о домашнем задании | Обеспечить понимание содержания домашнего задания | Дает задание : Записать цитатный план, подготовить пересказ с опорой на цитатный план. Подготовиться к выставке «Мифы» | Записать, подготовить пересказ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Урок литературного чтения. Обобщение по теме "Люблю всё живое" 2 класс
УМК "Перспектива". Презентация составлена на основе заданий указанных в технологической карте к данному разделу. Предусмотренна индивидуальная, групповая работа....
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....
Анонс открытого урока литературного чтения. Класс- 3. Тема урока В.П.Астафьев " Стрижонок СКРИП"
В анонсе отражены основные методические приемы урока....
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....